Как сделать словарную работу

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Автор: Филилеева Ирина Евгеньевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Автор: Чунина Элеонора Гивиевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

СЛАЙД 1

Цель: раскрыть специфику работы со словарями различных типов в начальной школе.

СЛАЙД 2

Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя – помочь ему в этом.

СЛАЙД 3

Но прежде, чем приступить к работе со словарем, необходимо помнить, что перед нами дети 7,8,9,10 лет. Никто не станет наряжать ребенка в одежду взрослого, это будет выглядеть нелепо. Так и со словарями. Ребенок не сможет даже поднять словарь Ожегова или Даля, не только найти в них нужные сведения.

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

Существует огромное количество словарей и приемов работы с ними. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю.

СЛАЙД 6

Как известно, театр начинается с вешалки, а словарь - с обложки! Используем методику чтения – рассматривания книги, разработанную Наталией Николаевной Светловской, которая актуальна и для словарей русского языка.

  • Рассмотри обложку.
  • Кто автор?
  • Прочитай название. Почему так называется?
  • Чем словарь похож на другие книги? Чем отличается?
  • Почему на обложке нарисованы буквы А-Я?

СЛАЙД 7

Когда дети начинают изучать гласные и согласные буквы, можно найти эти буквы в словаре (в алфавите, среди выделенных букв в тексте, в начале заголовочных слов). После знакомства с алфавитом умение выделять этот порядок и пользоваться им при поиске нужного слова оттачивается. У детей далеко не сразу появляется умение искать слова по алфавиту.

Делаем маленькие научные открытия:

- подсчитайте, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву.

- почему слова на букву Н занимают больше страниц, чем слова не букву Щ? (Т.о. дети своими глазами убедятся, что такое частотность букв в русском языке).

Задания:

- Назови соседей по алфавиту буквы …(Л, С, Ы, Ю).

- Какие буквы пропущены? (Е, Ё, Ж, …, З; Ц, Ч, …, Щ)

- Расставь в алфавитном порядке.

СЛАЙД 8, СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Орфографический словарь

Непосредственно с решением орфографических задач тесно связан орфографический словарь.

Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появится потребность в словаре большего объёма. Тогда учитель может познакомить с предназначенными для них орфографическими словарями.

2. Игра-эстафета (кто быстрее вставит пропущенные буквы в словах).

6. Найдите отгадку в словаре.

СЛАЙД 11

Толковый словарь

Всем известно: для того чтобы узнать значение слова, нужно обратиться к толковому словарю. Его основное назначение - толковать смысл непонятных или малопонятных слов, давая им предельно краткие описательные толкования. Помимо этого, толковый словарь часто выполняет функции других языковых словарей: орфографического (по словарю всегда можно проверить написание слова), орфоэпического (отмечает нормативное произношение слов), фразеологического (даны фразеологические сочетания), этимологического (к некоторым словам приводятся сведения этимологического характера). Благодаря такой универсальности толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку.

Вот некоторые задания для работы с толковым словарем.

СЛАЙД 13

Этимологический словарь

Этимологический словарь рассматривает слова старославянского, древнерусского и иностранного происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

Например:

СЛАЙД 14 (15, 16 скрытые)

Орфоэпический словарь

Использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Задания:

2.Прочитай в соответствии с нормами литературного произношения и запиши их ([ш]то, се[в]одня, [ш]тобы, ску[ш]но)

3.Орфоэпическая разминка (прочитай текст вслух, соблюдая нормы ударения, задача остальных – зафиксировать ошибки произношения, проверить по словарю). Больше подходит по внеклассному занятию по предмету или для подготовки к олимпиадам, к ВПР.

4.ТЕСТЫ:

  • Расставь ударения в выделенных словах. Проверь по словарю.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

дАвнишний 2) нАдолго 3) чЕрпать 4) пОнявший

  • В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения? Проверь по словарю.

1) срЕдства, отозвалА, красИвее, звонИт

2) плодоносЯщая, отдАв, тОртами,

3) прибЫв, нАчатый, ненадОлго

СЛАЙД 17, 18

Фразеологический словарь

Фразеологический словарь дает точное и краткое раскрытие русских фразеологизмов в их историческом и литературном контексте. Каждый фразеологизм содержит толкование значения, историю происхождения, пример использования в литературе.

Задания:

1. Найди фразеологизмы со словом (уши, нос, лопата и т.д.). Объясни их значение

2. Установи соответствие фразеологизма и его значения.

3. Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям.

4. Объясните смысл выражений.

5. Дополни фразеологизмы недостающими словами.

6. Соотнеси противоположные по смыслу фразеологические выражения.

7. Вставь в данные фразеологизмы вместо точек существительные - названия животных (Как с … вода. Упрямый как .. . Работать как …).

8. Дополни фразеологизмы необходимыми словами (У маленького Паши ботинки просят … ).

9. Антонимы и синонимы среди фразеологизмов. (За тридевять земель – рукой подать; капля в море – кот наплакал).

10. Задания на нахождение сходства и отличия фразеологизмов из разных языков.

СЛАЙД 19

Словообразовательный словарь

Этот словарь содержит словообразовательные гнёзда, которые дают представление о возникновении различных слов и об их морфемной структуре. Словарь показывает учащимся образование новых слов из корней, учит пониманию лексического и грамматического значения приставки, суффикса, окончания. Словообразовательный словарь поможет и в изучении орфографии. Он научит понимать правила орфографии, поскольку большинство их опирается на понятие морфемы.

1.Найди в словаре существительные, от основ которых образованы данные имена прилагательные. Покажи образование слов письменно:

васильковый, сапфировый, лазурный, бирюзовый.

2.Образуй от слова берёза все возможные однокоренные слова. Проверь себя по словарю.

3.При помощи словаря вставь в цепочку пропущенное слово: рыбачка - … - рыба.

4.Собери слово (у слова ПРЕХОРОШЕНЬКАЯ возьмем приставку, у слова КРАСАВИЦА – корень, у слова ВОЛЬНЫЙ – суффикс, у слова СЧАСТЛИВЫЙ – окончание. Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?)

СЛАЙД 20

Словари синонимов и антонимов русского языка

Словари синонимов и антонимов русского языка знакомят с синонимическими рядами слов и антонимическими парами, дают толкование значений их оттенков, содержат примеры употребления, и дают материал для творческой работы учащихся.

Задания:

2.Подбери синонимы к выделенным словам (из слов в скобках подбери синонимы к выделенным словам.

Крепкая ткань (новая, светлая, прочная, тонкая, шёлковая).

Крепкий человек (ловкий, сильный, смелый, прочный, здоровый).

Крепкий мороз (большой, прочный, сильный, обычный, сердитый).

3.Исправь предложения и текст так, чтобы не было повторяющихся и однокоренных слов. Запиши исправленные предложения и текст.

Кустики были совсем низкие, и нам приходилось низко наклоняться.

Мы идём по лесной тропинке. Идёт мелкий дождь. Серые облака медленно идут по небу.

СЛАЙД 21

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребята. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

ребята — дети, детвора, ребятишки, ребятки, парни, ребятушки, мелюзга, мелкота, малыши.

СЛАЙД 22

2.Выбери нужный антоним. Запиши, проверь по словарю.

  • Этот пруд глубокий, а тот… (большой, чистый, красивый, мелкий).
  • Эта ягода горькая, а та … (вкусная, сладкая, красная, спелая).
  • Это платье дорогое, а то …(большое, шёлковое, старое, дешёвое).

3.Подбери антонимы к выделенным словам.

Старый человек - … Старый учебник - …Сырые дрова - …Сырое мясо -…

4.Дополни пословицы подходящими по смыслу антонимами.

Хороша верёвка длинная, а речь __________.
Корень ученья горек, да плод его __________.

СЛАЙД 23

Задание, обобщающего характера

  • Определить, из каких словарей даны словарные статьи

МЕТР С КЕПКОЙ разг. шутл. Человек маленького роста.

СВИРИСТЕЛЬ свиристель, свирист`ель, -я

  • Энциклопедия одного слова. (приложение) Одно слово анализируется при помощи разных словарей, рассматривается в произведениях литературы и изобразительного искусства.
    СЛАЙД 24

Заключение

Каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной. Поэтому словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.

В заключении несколько практических рекомендаций учителям по работе со словарями на уроках русского языка:

Список литературы

1. Бондаренко А.А. Словари на уроке.// Начальная школа. 2000. № 1.

2. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

3. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка: Начальная школа/ Школьные словари – АСТ. 2006.

4. П.А. Грушников. Орфографический словарик/ М., 1987

5. В.В. Репкин Школьный учебный словарь русского языка – АСТ-2005. 2-е

6. Т. Розе Большой фразеологический словарь для детей.- Олма-Пресс- 2008.

Из опыта работы учителя русского языка. Словарная работа на уроках русского языка в средней школе (5-8 классы).

I. Актуальность и проблематика.
В современном мире образование является обязательным условием для становления человека как полноценной личности. Школа – это первая ступень в этом длительном и трудном восхождении. Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни.
Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому главной задачей учителя-словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка, обогатить словарный запас школьника.
Качество владения устной и письменной речью заключается в количестве словарного запаса и оборотов речи, умении выстроить гармоничное, логически верное предложение. И с этой точки зрения словарная работа с учащимися 5-8 классов является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач.
К ним относятся:
1. Расширение словарного запаса ученика;
2. Перевод слов из пассивного запаса в активный;
3. Правильное и грамотное умение излагать свои мысли на письме и устно.

II. Методы и приемы обучения словарной работе.

Приемы словарной работы на уроках русского языка тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных в корне.
Вопрос о безударных гласных является важнейшим для школьников, т.к. именно этот вид правила вызывает у ребенка больше всего затруднений на протяжение всего курса обучения. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. Поэтому перед учителем 5-8 классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость.
На своих уроках я ставлю во главу угла следующее: чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Словарной работе в 5-7 классе я отводила достаточно много времени на каждом четвертом уроке. 1. Нередко мы с детьми работали со словарями, ведь такой прием обучения имеет большое воспитательно-образовательное значение.
2. Кроме работы со словарями мы работали со значениями многозначных слов, учились различать их оттенки, составляли с каждым из них словосочетания и предложения. Эта работа позволяла выявить у учеников объем уже имеющихся слов, а также обогатить его запас новыми значениями.
3. Также работа по составлению словосочетаний и предложений с новыми словами позволяла показать разнообразие вариаций, озвученных разными учениками.
4. Нередко работа со словарными словами плавно перетекала в тему урока, где среди текстов упражнений встречались уже изученные и проработанные в начале урока словарные слова. Это помогало ребятам более уверенно использовать новые слова в устной и письменной речи.
5. Все эти приемы позволяли осуществить главную задачу: запоминание слов и их значений, а также активное использование их в речи.

Личный опыт показывает, что количество новых слов, вводимых за один раз на уроке, не должно превышать трех-пяти. Но и это условие еще не дает полной гарантии в том, что объясненные учителем слова ученики обязательно запомнят в правильном виде и значении. Значение слова усваивается учащимися несколько позже, чем само слово. Это связано с недостаточностью жизненного опыта и знаний детей определенного возраста. Учитель должен возвращаться к данным словам, проверять, как понимают их школьники, давать дополнительные разъяснения. Разовое изучение словарных слов не даст результата.

В основном, отбор словарных слов на моих уроках основывается на материале учебника. Все они распределены тематически, и их можно отработать сразу при изучении темы параграфа. Кроме этого все словарные слова разделены по тематико-стилистическим признакам: бытовые, нейтральные, исторические, научные и т.д.

III. Итоги.
Итак, мы выяснили, что словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:
1. Во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас и наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;
2. Во-вторых, во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Инструкции и документы

Раз вы начали читать эту инструкцию, ничего теперь уже не изменить. Вы уже встали на путь освоения русского языка, а это значит, что ваша грамотность будет медленно, но верно повышаться.

Первый шаг вы уже сделали. Вторым шагом будет создание собственного словаря. Для него подойдёт любая тетрадка 18 - 20 листов или небольшой блокнотик. Выглядеть он со временем будет примерно так:

DSCN58842.jpg

3. Если ошибка допущена в третий, четвертый, пятый и более раз, слово подчеркивается другими цветами, обводится в овал. С таким словом начинается особая работа: его пишут крупно и вывешивают на стену, преподаватель включает его в словарные диктанты.

Сначала вы будете записывать в словарь очень много слов. Возможно, в какой-то момент вам покажется, что им нет конца и выучить их все невозможно. Не поддавайтесь панике! Это такой этап словарной работы. У всех бывает и легко проходит. Через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите, что записываете в словарь все меньше и меньше, и главное - что вы уже запомнили из своего словарика почти все старые слова.

Словарная работа

3. Вы не знаете, как правильно пишутся лишь некоторые слова (у кого-то их несколько десятков, а у кого-то - несколько сотен, но крайне редко человек не знает правописание тысячи слов родного языка).

4. Ваша задача вычислить, какие слова конкретно вы пишете неверно, и выучить их. Чем больше вы делаете ошибок в начале обучения, тем лучше, потому что вы быстро составите список своих словарных слов.

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Систематизация методов, форм и приёмов работы

со словарными словами

на уроках русского языка в начальной школе

Кузнецова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №68 г. Санкт – Петербурга

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

Первоначальные сведения о непроверяемых орфограммах дети получают уже в первом классе. Списки слов (словари для справок) с непроверяемым написанием даны в учебниках русского языка 1 - 4 классов. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить вынесены на поля учебника. Для более успешного усвоения слова включены смысловыми группами, используются в текстах упражнений, имеются ссылки на толковый словарь.

Навыки написания словарных слов с одной стороны во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Установлено, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через 2 недели, ещё через 2 недели, затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 1-2 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками.

Практика также показала, что работа над непроверяемыми написаниями ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Для более успешного усвоения непроверяемых орфограмм необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.

Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Поэтому для большей эффективности можно использовать в своей работе весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес и желание узнать новое. Ребята с большим удовольствием принимают участие в игре.

Итак, чтобы работа учителя над правописанием словарных слов была эффективной, чтобы добиться грамотного письма, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, направленные на прочное запоминание и грамотного написание словарных слов.

Систематизация работы со словарными словами.

Цель работы:формирование навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами через использование нестандартных методов и приёмов словарной работы.

Задачи:

- развитие навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие и обогащение лексического запаса;

- развитие познавательной активности детей;

- развитие умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;

- воспитывать интерес к родному языку.

Методы работы:

1. Словесный метод (рассказы, беседы).

2. Метод самостоятельных и практических работ (деятельность с раздаточным дидактическим материалом; работа по индивидуальным карточкам и т. д.).

3. Наглядный метод (схемы– рисунки, таблицы, картинки, карточки, индивидуальные словарики).

4. Игровой метод (кроссворды, ребусы, дидактические игры, игровые задания и т. д.).

5. Метод ИКТ ( ЭОР, презентации, аудио и видеозаписи).

6. Частично–поисковый метод (самостоятельная лексическая работа ).

Приемы и формы работы.

1) Словарные диктанты.

Показывают степень усвоения правописания словарных слов, необходимость дальнейшего повторения и закрепления их написаний.

1.Зрительный диктантс предварительной подготовкой: учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной непроверяемой безударной гласной и записывают его по

2. Картинный диктант

§ -учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание непроверяемой безударной гласной в слове и записывают его;

§ -учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяют в нем безударную гласную и ставят знак ударения;

§ - учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют в нем безударную гласную и ставят знак ударения.

3. Выборочный диктант(картинный, слуховой, зрительный): учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

§ -записать в первый столбик слова-названия животных, а во второй – слова-названия растений;

§ -выписать слова только из словаря и т.д.

4. Диктант с использованием загадок: учитель читает загадку, дети отгадывают ее, записывают слово – отгадку, выделяют непроверяемую орфограмму.

5. Диктант по памяти:

§ -записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов и т.д.;

6. Диктант с комментированием: учитель называет слово из словаря, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают это слово в тетрадь.

7. Творческий диктант:заменить развернутое понятие одним словом.

Лиственное дерево с белой корой - …

Командная игра на льду на коньках - …

Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый - …

11. Итоговый контрольный диктант.

2) Упражнения для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:бер…г, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

3. Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и т.д.

4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур..жай, р..кета, ябл..к. п..нал, т..пор, п..суда, б..лот..

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова

Читайте также: