Как сделать скользяк на сноуборде

Обновлено: 07.07.2024

Фанеру лучше всего использовать толщиной 3,5мм. Она очень распространенная поэтому найти ее не проблема. Выпиливаешь из нее прямоугольник шириной примерно такой какой хочешь получить борд. Так же выпиливаешь и второй прямоугольник, такой же ширины, но меньшей длины. Он понадобиться для того, что бы доска в центральной части стала толще и жестче чем по краям. Больше двух слоев брать не нужно! Иначе получится слишком жесткое бревно, сам проверил и убедился. Склеивать два слоя между собой лучше всего клеем ПВА. Под центр большей заготовки снизу подкладываем дощечку толщиной мм 10, а сверху наносим клей ПВА прикладываем вторую (короткую) заготовку и тщательно прижимаем. (гантели, гири, банки с водой, струбцины)все идет в ход. После того как две половинки будущего борда склеятся у них будет изгиб как у лыжи, который уже никуда не денется.
Для загибания концов очень удобно наложить на края заготовки мокрую тряпку и распаривать фанеру утюгом, до необходимого состояния. Очень важно не распарить фанеру слишком сильно, иначе она начнет расклеиваться. Распаренную заготовку загибаем и оставляем в таком состоянии на ночь до полного высыхания. Не перестарайся с загибом. Загиба в 3-5 см хватит. Иначе будет смотреться как старинные сани)
Итак, два слоя фанеры склеены, изгиб есть, концы загнуты. Но фанера наклеена со ступенькой, теперь сначала грубо стамеской и ножом отдираем лишние слои, а затем при помощи рубанка делаем плавный переход на ус.
Вот теперь мы можем придать форму нашему изделию. Прорисовываем закругления тейлов и талию доски. Для прорисовки талии очень удобно прикладывать обыкновенную беговую лыжу. Сначала талия выпиливается пилой, а затем строгается рубанком. На глаз смотрим в торец доски и должны видеть ровную часть окружности большого диаметра. На глаз все косяки очень хорошо видно.

На следующем этапе необходимо сделать заготовки для крепления. Идеальный вариант выточить 8 грибочков с резьбой М6, по четыре таких гайки с фланцем (грибочка) на каждое крепление. В местах установки креплений сверлим отверстия под грибочки и устраиваем уширения на нижней плоскости доски так, что бы фланцы грибочков встали в посадочные отверстия заподлицо.
Устройство кантов. Мы делали канты из алюминия, они конечно не столь эффективны как металлические, но пользу все равно приносят. Для изготовления кантов мы брали уголки 10х10х1 в любом строительном магазине. Далее одна полка уголка спиливается так, что в результате у нас получается уголок 10х1.5х1. На нижней поверхности доски по всему периметру снимаем один слой фанеры, как раз так что бы туда четко встал наш уголок. В местах изгиба уголок необходимо надпилить и подогнуть по форме. Далее все смазывается эпоксидным клеем, а уголок приклепывается алюминиевыми заклепками с шагом 80-100 мм. Если есть возможность раздобыть полоску метала, что бы использовать её в качестве кантов, то это просто прекрасно! У нас к сожалению такой возможности не было.
На финишном этапе наш сноуборд оклеивается стеклотканью 1-2 слоя сверху, 3 слоя снизу. После чего выступающие части кантов стачиваются в один уровень со скользящей поверхностью.
Еще один очень крутой способ изготовления скользящей поверхности: использовали вместо скользяка один из слоев от сандвич панели ( данная панели используется при изготовлении оконных откосов)
в каждом магазине всегда есть некондиция, которую вам с удовольствием продадут за копейки.
сандвич панель расслаивается на две части. получаем тонкий, мягкий пластик. с одной стороны чистый и гладкий. с другой стороны шершавый и с кусками пенопласта. очищаем от пенопласта до клеевого слоя. данный слой отскребать нет необходимости, он нам потребуется . приклеиваем к фанере эпоксидкой.
шлифуем канты. любуемся. и наслаждаемся бешеной скоростью!

Горнолыжное снаряжение и сноуборд испытывают на себе серьезные нагрузки. Это могут быть удары, трение о склон. В результате, скользящая поверхность изнашивается, канты стачиваются. Чтобы привести все компоненты в порядок, нужно обслуживание.

Содержание:

Существует несколько основных операций для полного ТО:

  • чистка снаряжения;
  • ремонт;
  • парафинирование;
  • заточка кантов.


Их необходимо проводить регулярно, иначе начинает ухудшаться скольжение на склоне, маневренность. Если появился скол, то при дальнейшей эксплуатации он однозначно превратится в большую трещину. На скользяке постоянно появляются микроскопические бороздки, поверхность стирается.

Канты при стачивании начинают цепляться хуже, при маневрировании возрастает риск срыва в боковое скольжение

Банальная грязь и снег со склона, если их не убирать после каждого катания, могут проникнуть между слоями и запчастями конструкции. В усугубленном состоянии это может привести к расслоению борда и серьезному ремонту.

Парафинирование – это обязательная процедура, так как без смазки скользят только отдельные виды беговых лыж. Горные лыжи и сноуборды обязательно смазывать. Например, мы в прокате сноубордов, проводим парафинизацию каждые две недели.



Перед началом сезона

Начинать сезон нужно с осмотра своего снаряжения:

  • нужно устранить сколы;
  • очистить скользяк;
  • нанести свежий слой смазки.

Удобнее всего для каждого из этапов ТО использовать специальные тиски или подставку. В этом случае снаряжение будет надежно зафиксировано и можно освободить руки для осмотра и приведения инвентаря в порядок.


Сколы часто образуются от ударов об препятствия на склоне, чаще всего с ними сталкиваются фрирайдеры, когда натыкаются на камни под пухляком

Глубокие царапины и сколы нужно заплавлять, для этого продаются специальные пластиковые стержни. Они различаются по цвету, потому можно подобрать идентичный вариант именно для своей окраски доски.


Заплавка царапин:

Если скол большой и затронуты внутренние слои, лучше обратиться в мастерскую, так как без опыта, борд можно доломать. В любом случае нужно обрезать все ошметки доски и убрать раскрошившиеся участки.


Аналогичная работа проводится с лыжами.


Чистка и подготовка скользящей поверхности

Перед обработкой скользяк нужно полностью очистить и нанести свежий парафин. Эту работу нужно будет делать даже если вы только что приобрели себе пару, так как на них нанесен транспортировочный парафин. В данном случае, этот состав выполняет исключительно защитную функцию, предотвращая расцарапывание поверхности снаряжения в процессе транспортировки и погрузочных работ. Помимо этого, состав обеспечивает защиту от загрязнений, потому в магазине лыжи и борды будут смотреться лучше.


Заменить смазку можно несколькими способами:

  • Горячий метод – наиболее эффективный, но требует подготовки и инструмента;
  • Жидкие составы. Это вариант для быстрого нанесения, достаточно иметь с собой тюбик со смазкой. Недостаток в том, что вещество быстро стирается;
  • Спреи. Дорогостоящие материалы для обработки, обычно используются спортсменами, но быстро стираются.

В любом случае лыжи/борды нужно очистить перед парафинированием

Для этого понадобится удалить старый парафин, что выполняется скребком. Новичкам желательно использовать пластиковый, более опытным – металлический. Недостаток второго в риске повредить саму скользящую поверхность при соскабливании.

Движения с небольшим нажимом совершаются по всей длине оснастки от носа к хвосту. Скребок устанавливается под углом, близким к прямому по отношению к лыже. Если угол будет очень острый, то скребок из металла может прорезать старый парафин и испортить скользящий слой.

Щеткой средней жесткости можно вычистить загрязнения и мелкую труху из щелей, которые впоследствии будут заплавлены воском

Далее специальной смывкой нужно удалить остатки загрязнений и жира. При протирании ветошью устраняются мелкие частицы удаленной смазки. После использования средства нужно протереть поверхность насухо, а потом подождать, пока испарится растворитель – это занимает приблизительно до получаса.



Горячий метод

Наиболее долговечным по сохранению скользящих качеств, является горячий метод нанесения парафина. В этом случае расплавленный воск наносится на доску. Затем прогревается и растирается, после чего полируется. В этом случае вещество проникает в поры и надолго задерживается, даже при катании в формате фрирайда, когда смазка интенсивно стирается.

Инструмент:

  • парафин;
  • утюжок;
  • щетка;
  • пробка;
  • чистая ветошь, подойдет фиберлен.


После подготовки скользяка к работе, можно начинать наносить состав. Для этого на утюжке выставляется необходимая температура (указывается на упаковке воска). К подошве прижимается брусок парафина, при расплавлении его нужно водить над скользяком, чтобы равномерно накапать на плоскость.

Если при расплавливании воска появляется черный дым, значит на утюге выставлена слишком высокая температура

Далее капли разогретым утюжком растираются, но нужно быть осторожным, чтобы не задерживать долго на одном месте утюг. Если это сделать, поверхность можно испортить. Некоторые мастера прокладывают под подошву фиберлен, он изолирует скользяк от лишнего тепла и параллельно удаляет излишки смазки. После равномерного растирания, борд нужно отложить в сторону на 20-25 минут, чтобы состав остыл и закрепился.

Если использовать специальную смазку в тюбике с валиком из поролона, то исключается большая часть процедуры. Достаточно просто выдавить вещество на плоскость, растереть его валиком. В этом случае, такого нанесения хватит всего на несколько спусков, но даже сразу после этого, не удастся добиться высоких скоростей.



Выбор смазки

Сразу отметим, что существует множество вариаций парафина, причем, некоторые компании выпускают одноименные средства, которые рекомендованы для тех или иных марок снаряжения.

Все варианты смесей на рынке можно разделить на два больших класса:

Такие средства позволяют не только добиться качественного скольжения, но и защищают поверхность от ряда механических повреждений. Вода отталкивается, но стоимость фторсодержащего состава существенно выше.


Обязательно учитывайте температурный режим, при котором собираетесь кататься.

Все мази обозначаются по цвету, чтобы удобнее было ориентироваться:

  • для теплой погоды используется желтый и красный воск – выше 0;
  • для морозов в пределах 10-15 градусов – фиолетовый;
  • сильные морозы выдерживает зеленый и черный парафин.



Циклевание и полировка

После нанесения воска его нужно соскрести, но не полностью, а провести т.н. циклевание. Для этой задачи по застывшему парафину нужно пройтись скребком.

При циклевании лишний состав будет отделяться в форме стружки, это позволяет удалить наплывы и выровнять скользяк

Полировка позволяет окончательно разгладить нанесенное вещество, получить идеальную поверхность. Визуально полностью готовый слой выглядит блестящим, нет неровностей, трещин и углублений. Поверхность однородная.

Для полировки используют пробку или нейлоновую щетку, совершая движения по всей длине вдоль.



Канты

На новых лыжах/борде канты идеально заточены. Металлические вставки обрабатываются при производстве на заводе, точно выставленный угол срезает станок, потому весь первый сезон после приобретения можно порсто наслаждаться приобретенным инвентарём. Однако, постепенно металл стирается, притупляется, при ударах острая кромка может повреждаться.


При этом, лучше избегать слишком частой заточки кантов, так как металл не бесконечен и постепенно полностью стачивается. В этом случае, борд придется менять, так как кант – это интегрированная в конструкцию часть, которая не подлежит замене.


По ощущениям для заточки есть несколько поводов:

  • в поворотах пропала цепкость канта;
  • привычные движения даются с большим трудом.

Порезаться об кант при простой проверке пальцем сложно, а вот почувствовать, что угол стерся – легко. Это один из показателей необходимости обслуживания – кромки притуплены на ощупь

Самостоятельная заточка проводится при помощи кантореза. Для его использования доску или лыжи закрепляют кантом вверх, для этого подойдут струбцины или специальные тиски. Инструмент выставляется на кромку режущей частью, параллельно базе, одним движением нужно провести от носка к хвосту. Затем аналогичным образом сточить со стороны базы. Операция выполняется для обоих сторон доски/лыжи.


Есть несколько углов:

  • стандартный 90 градусов между плоскостями канта;
  • острый. В этом случае угол составляет 88 градусов, что делает его боле цепким на обледеневших участках склонов или плотном покрытии;
  • притупленный угол. При этом кант слегка притупляется со стороны скользяка. Это добавляет маневренности, но на скорости возрастает риск бокового скольжения в повороте. Цепкость снижается.

Притупленные кромки часто присутствуют на участке носка и хвоста снаряжения. В этом случае возрастает маневренность, но без потери контроля на скорости. По всей длине выполняют стандартную заточку, после чего притупляют участки.


Проверить кант можно пальцем, на ощупь ощущаются все неровности.


Крепления

Не лишним будет проверить крепления. Перед хранением нужно очистить все механические части, так как грязь за теплый сезон в кладовке может вызвать коррозию. После очистки будут видны повреждения.

После замены протяжка всех винтов, металлические поверхности полезно смазать спреем. Перед началом катания протереть.

В зависимости от стиля катания и веса выставляется усилие срабатывания на склоне


Сразу после начала сезона

После каждой вылазки в горы нужно чистить снаряжение. Это позволит своевременно заметить проблемы, избежать расслоения.


Правила просты:

  • очистить скользяк от снега;
  • очистить участки налипшей грязи (после неудачного фрирайда);
  • транспортировать в специальных чехлах, они хорошо защищают от царапин;
  • использовать соответствующие крепления, например, на крыше авто. Это позволит избежать затирания в салоне.

Для очистки достаточно использовать ветошь и специальные средства, но подойдет и простая вода. Смывка подойдет для удаления жирных следов и пятен.

Если появился скол и забился грязью, можно использовать жесткую щетку

Перед хранением, чистый борд/пару лыж ставят вертикально, крепления лучше максимально ослабить, чтобы снять нагрузку с пружин.


Хранить снаряжение нужно в сухом помещении, подальше от батарей и источников тепла. Важно избегать прямых солнечных лучей, так как материал некоторых досок портится.

О сноуборде своими руками

Шаг 1. Очерчиваем форму

Купите доску длиной в 1,5 м и толщиной в примерно 1,5 см. С помощью старого сноуборда очертите его границы на доске, а затем вырежьте лобзиком.

Отшлифуйте края наждачной бумагой и деревянным бруском.

Шаг 2. Изгибаем доску

• Поместите доску под струю очень горячей воды и оставьте ее отмачивать в течение 20 минут.

После этого положите доску на стол и на ее центр, туда, где будут стоять ваши ступни, поместите очень тяжелый груз. Он позволит сохранить форму центральной части плоской.

• Для того, чтобы изогнуть концы сноуборда, поместите под них отрезки доски толщиной в 1,5 см (которые остались от предыдущего шага). Оставьте на ночь высыхать.

• Затем, после того, как ваша доска высохла, снова отмочите ТОЛЬКО ее кончики. Будьте аккуратны, не намочите середину, она уже готова. Под отмокшие концы поместите отрезки доски потолще. Слегка наступите на кончик, чтобы получился изгиб кверху. Это позволит снегу проходит под доской. Когда один конец высохнет, проделайте то же самое с другим.

Шаг 3. Крепления

Крепления для сноуборда вам нужно будет сделать из более тонкой доски, толщиной примерно в 1 см. Для той части вашего сноуборда, на которой вы будете стоять, подберите фанеру потолще, примерно в 1,3 см, т.к. при крепеже мы будем использовать шурупы по всей поверхности креплений.

• Поместите данную заготовку в горячую воду на 15 минут. Защитите свои руки перчатками. Когда фанера станет гибкой, оберните ее вокруг стопы, закрепив цементными блоками. Дайте креплениям высохнуть и затвердеть.

• Окрасьте крепления в черный цвет. Оставьте их высыхать, а тем временем мы возвращаемся к нашей доске.

Шаг 4. Графика

• А теперь принимаемся за покраску сноуборда. Его мы тоже окрасим в черный. Чтобы краска не стекала, приклейте клейкую ленту по краям заготовки.

• Когда изнаночная сторона высохнет, переверните сноуборд и покрасьте его лицевую сторону каким-либо цветом. Приклейте линии клейкой ленты.

После этого покрасьте ваш сноуборд еще раз, теперь уже в другой цвет, например, черный. Оставьте высыхать.

• Теперь поместите ваши крепления на доску, приклейте их с помощью клея для деревянных поверхностей, а затем привинтите шурупы, соединив основу креплений с самим сноубордом. Чтобы ваша конструкция не развалилась, привинтите шурупы по всей поверхности основы.

Шаг 5. Веселый шаг

• Купите в магазине стекловолокно, оно вам обойдется рублей в 600. С ним в комплекте должно идти вещество, способствующее закалке металла. В пластмассовую одноразовую миску примерно на 1/3 ее объема положите стекловолокно и смешайте его с затвердителем, при этом на каждую столовую ложку стекловолокна приходится 7 капель затвердителя. (или как там у вас в инструкции написано).

• Проделайте данную операцию на улице, т.к. стекловолокно выделяет ядовитые газы и разрушает все, к чему оно прикосается. Теперь самой дешевой кисточкой нанесите данную смесь на основу сноуборда.

• После того, как она высохнет, нанесите смесь на всю поверхность сноуборда и на крепления. После полного высыхания смеси вы можете проделать это еще раз (что я и сделал).

• Далее вам понадобятся ремешки и пряжки в форме буквы “D”. Нарежьте 8 ремешков, к 4 из них пришейте 4 пряжки, а другие 4 ремешка будут завязываться через эти пряжки и прикрепляться к застежке-липучке. Сначала, еще до того, как вы пришьете к ним пряжки, пришейте застежку-липучку на ремешки. С помощью стекловолокна прикрепите ремешки к креплениям. Дайте высохнуть.

• Последний штрих – это прикрепить стикер на ваш сноуборд. Я использовал круглую голограмму, прикрепив ее над креплениями. Никакой сноуборд нельзя назвать сноубордом, если на нем нет стикера, иначе при подъеме в гору вас заподозрят в чем-то неладном. А теперь, вы можете кататься, вы готовы.

И помните, этот сноуборд немного более хрупкий, чем обычный. В данном случае мы променяли вес на надежность. Хотя он необычайно легок, в прочности ему не занимать. Не прыгайте и не катайтесь на нем по перилам. Он сломается. Этот сноуборд предназначен скорее для начинающих сноубордистов с небольшим весом.


Кант — это металлическая полоска-лезвие, которая проходит по контуру горных лыж и сноуборда. Обычно канты производят из сравнительно мягких сплавов стали, чтобы их было проще затачивать. Кант представляет собой уголок из двух граней, одна из которых расположена со стороны скользящей поверхности, а вторая — со стороны боковой стенки лыж или сноуборда.

Канты вклеиваются между сердечником и скользящей поверхностью снаряда. Для этого в их конструкции предусмотрены тонкие сегментированные металлические пластинки, которые являются продолжением внешнего уголка-лезвия.

Стальные канты для горных лыж и сноубордов

Часть скользяка вырвало камнем, от чего обнажилась вклеенная часть канта

Зачем нужны канты

Лыжами и сноубордом мы управляем именно с помощью кантов. Ими снаряд врезается в плотную поверхность склона, обеспечивая нам сцепление с ним. Без этого лыжи двигались бы практически бесконтрольно. Только в пухлом снегу канты почти не участвуют в работе. Но даже во внетрассовом катании всегда есть риск вылететь с мягкого снега на участок жёсткого обледеневшего склона. И в этом случае, чтобы не потерять управление, хорошо наточенные канты необходимы.


Зачем точить канты

Кант — это лезвие. И если оно скруглено, затупилось, то снаряд перестаёт цепляться за поверхность склона, и мы теряем управление над ним. У нас нет возможности совершать красивые контролируемые резаные повороты, лыжи или сноуборд срываются при закантовке даже на пологих и мягких склонах. Поэтому затупленный кант почти равносилен его отсутствию.

Способы заточки кантов

  • Ручная заточка. Кант точится вручную с помощью напильников и точильных камней. Этот способ ориентирован на горнолыжников-спортсменов и агрессивно катающихся райдеров, которым необходима максимальная чёткость управления на жёстких склонах. Как правило, при ручной заточке с кантов снимается бо́льший слой металла, так как мастер вытачивает с них все ямки, выбоины и щербины, чтобы добиться идеально ровной направленной поверхности граней.
  • Машинная заточка. Кант точится на специальных станках с помощью вращающейся наждачной ленты. Её будет достаточно большинству райдеров-любителей. При таком способе, вопреки расхожему мифу, снимается меньший слой металла в процессе заточки, так как перед машинной обработкой не стоит задача добиться идеально ровных граней канта. В некоторых случаях машинная заточка даже предпочтительнее ручной. Например, при работе с волнистыми кантами MagneTraction и их аналогами на сноубордах. Кроме того, такая услуга стоит дешевле ручного труда.

Миф о том, что машинная заточка снижает ресурс кантов, возник благодаря недобросовестным мастерам, которые в погоне за скоростью обработки стачивали на наждачной ленте заведомо бо́льшую толщину металла, чем нужно. Но в профессиональном сервисе, который дорожит своим именем, бояться машинной заточки не стоит!



Нужно ли точить новые лыжи

Как часто нужно точить канты лыж/сноуборда

Всё зависит от частоты катания, характера и состояния склонов, а также от целей, которые вы преследуете. Дефицит снега на склоне может буквально износить канты за один день катания так, как их не закатывают за два-три сезона.

Чем отличается заточка лыж райдера-любителя и спортсмена

В первую очередь углом заточки. Ведь чем он острее, тем лучше сцепление лыж и сноуборда с жёстким снегом или льдом на крутом склоне, то есть в условиях, характерных для спортивных соревнований. Но чем острее угол заточки, тем быстрее тупится кант. Поэтому спортсмены и правят его практически после каждой тренировки. Частая заточка, в свою очередь, приводит к быстрому износу лыж. Так что не стоит увлекаться выведением углов под спортсмена без необходимости.

Заточка канта по базе

Заточка канта по грани

  • 90° — под такой угол точат канты детских лыж. Маленькие дети 4–7 лет не катаются на высоких скоростях и не обладают достаточно большим весом для полноценной закантовки.
  • 89° — этот угол используется при заточке кантов новичковых лыж, большинства сноубордов, а также широких фрирайдовых лыж с талией более 110 мм, на которых сложно заложить острый угол закантовки.
  • 88° — наиболее распространённый угол заточки. Ориентирован на технично катающихся лыжников, способных корректно выполнять резаные повороты.
  • 87° — такой угол ориентирован на экспертов, которые катаются по хорошо подготовленным склонам чистыми резаными дугами на лыжах с узкой талией (или жёстком карвинговом сноуборде) или в стиле фан-карв.
  • 85–86°— наиболее агрессивные углы заточки используются в спорте высоких достижений. Подбираются очень индивидуально — в зависимости от техники спортсмена, геометрии лыж и характера склонов.


Как понять, что пора точить кант

Напомним, что кант отвечает за сцепление снаряда со склоном. Поэтому если на привычном вам спуске вместо красивой резаной дуги при закантовке вас сносит в боковое проскальзывание, то кант явно затупился. Уточнить это можно, просто проведя ногтем поперёк канта от скользящей поверхности к внешней стороне снаряда. Если лезвие канта не снимает с его поверхности стружку, то, вероятнее всего, необходима заточка.

Пробка Swix North

Алмазная вставка для канторезов Holmenkol CarveEdge SegmentFile Diamond

Алмазный камень грубый Holmenkol Diamond File World Cup Coarse 200

Прямоугольная медная щетка - BaseBrush Kupfer

Канторез - Semi Edger

Заточка в домашних условиях: кому целесообразна, насколько трудоёмка

Для большинства райдеров, которые катаются 1–2 недели в году, покупка напильников, тисков, камней-файлов различной зернистости, канторезов и прочего инструмента для самостоятельной заточки кантов — неоправданные траты. Доверив своё снаряжение профессиональному мастеру, вы в этом случае сэкономите и время, и деньги. Но в некоторых ситуациях самостоятельная заточка вполне оправдана, если вы способны кропотливо и аккуратно выполнить все требуемые операции.


Читайте также: