Как сделать синтаксический разбор предложения

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Синтаксис — часть грамматики русского языка (совместно с морфологией), указывающая правила соединения слов
в словосочетания и предложения. Одно из главных правил этого соединения — это согласование.

Синтаксический разбор предложения.

1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

2. По интонации (восклицательное, невосклицательное)

3. Грамматическая основа (главные члены предложения) (подлежащее, сказуемое)

4. По наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое) Подчеркнуть второстепенные члены предложения: определение - (какой?, какому?, каким. ),
дополнение - (вопросы падежей, кроме И.п.), обстоятельство - (где? как? куда? откуда? зачем? почему? когда?)

5. Указать над каждым словом в предложении часть речи (сущ., прил., гл., мест., нар., числ., предл., союз )

6. Выписать словосочетания или установить с помощью вопросов связь слов в предложении (подлежащее + второстепенные члены предл.,
сказуемое + второстепенные члены предл., второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

1. Начинают разбор предложения с указания, какое оно по цели высказывания: если просто сообщается о чем-то – предложение повествовательное , если в нем содержится вопрос – вопросительное , а если требование, просьба – побудительное .

Сказуемое показывает, что именно сообщается о подлежащем. При разборе сказуемое подчеркивают двумя чертами.

Все второстепенные члены предложения делятся на две группы: - группа подлежащего - группа сказуемого

Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, определяют, какой или чей предмет – это определение : снежинки (какие?) крупные. При разборе определение подчеркивают волнистой линией. Определение, в основном, относится к группе подлежащего.

К группе сказуемого относятся дополнение и обстоятельство . Дети часто их путают. Запомнить несложно: дополнение дополняет сведениями грамматическую основу, всегда отвечает на вопросы косвенных падежей. Обстоятельство поясняет, при каких обстоятельствах произошли описанные в предложении события, отвечает на вопросы наречий: как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? При разборе дополнение подчёркивают штрихами (дети говорят – чёрточками), обстоятельство – штрихами и точками.

5. После того, как подчёркнуты все главные и второстепенные члены предложения, или непосредственно во время подчёркивания, нужно сверху надписать, какой частью речи они выражены.

Полный синтаксический разбор выполняется после 4го класса. В начальной школе не определяют, односоставное или двусоставное, осложнено (однородными членами, обращением, вводным словом) или нет.

Обучаясь в общеобразовательных школах, детям рано или поздно приходится сталкиваться с необходимостью освоить правила синтаксического разбора предложений. Нередко эта задача становится для учеников весьма непростой, поскольку имеет массу нюансов и особенностей. А ведь благодаря подробному разбору структуры синтаксической конструкции можно значительно улучшить пунктуационную грамотность человека. Поэтому в таком вопросе стоит основательно разобраться.

Краткая характеристика синтаксического разбора предложений

Характеристика анализа

В соответствии с правилами русского языка разобрать текст можно с помощью четырёх видов анализа: морфологического, по составу, фонетического и синтаксического. Последний представляет собой разбор синтаксических единиц, в процессе которого в первую очередь выделяют грамматическую основу. При этом анализ проводится согласно определённому алгоритму действий:

Составление схемы сложного и простого предложения

  1. Соответствующими линиями подчёркиваются члены предложения.
  2. Осуществляется их характеристика.
  3. Рисуется схематическое изображение конструкции.

Далее необходимо разобраться с главными членами предложения, составляющими грамматическую основу. Обычно это подлежащее, обозначающее объект либо предмет, а также сказуемое, указывающее на выполненное первым действие. В качестве подлежащего могут выступать местоимения и существительные, а сказуемое представлено глаголом, кратким прилагательным либо существительным.

Кроме этого, чтобы связать основные слова в правильное логическое высказывание, используются второстепенные члены предложения, необходимые для раскрытия целостной картины описываемых событий. К ним относятся определение (местоимение, числительное, прилагательное), дополнение (существительное или местоимение) и обстоятельство (существительное с предлогом и наречие).

На основе перечисленных данных делается общий анализ предложения. Он заключается в подробном разборе связанных в законченную мысль лексем.

Синтаксические единицы

Для составления описания синтаксической конструкции необходимо знать критерии лексем. При анализе предложения определяют несколько характеристик в таком порядке:

Разбор предложения по членам

  1. Вид высказывания. Фраза имеет некую эмоционально-экспрессивную окраску, в соответствии с которой является восклицательной или невосклицательной. Также она различается по цели высказывания и может быть побудительной, вопросительной или повествовательной.
  2. Грамматическая основа. Последовательное описание каждого члена предложения и средств их выражения, а также структуры синтаксической единицы.
  3. Тип конструкции: простая или сложная. Первая изучается по полноте (с указанием отсутствующего компонента в неполном предложении), распространённости, наличию осложняющих элементов (однородных членов, обращений, местоимений, вводных слов или выражений) и составу (одно- или двусоставная). В односоставных дополнительно устанавливают тип, который бывает личным, безличным, назывным или неопределённо-личным. В сложном предложении выясняют, является ли оно сложносочинённым (ССП), сложноподчинённым (СПП) или бессоюзным (БСП).
  4. Наличие пунктуационных знаков.

Для удобства можно сделать памятку в виде таблицы, где записать общую схему анализа. Это значительно облегчит проработку фраз и позволит довести полученные навыки до автоматизма.

Синтаксический разбор сложного предложения выполняется с расходованием большего количества времени и усилий, поскольку для его анализа потребуется сначала вычленить простые части, а потом уже оценивать каждую из них в отдельности. К тому же в этом случае добавляются дополнительные параметры для исследования.

Составление схемы

На уроках для получения хорошей оценки не всегда оказывается достаточным сделать простой разбор предложения. Каждому школьнику необходимо научиться придерживаться плана составления схем описываемых единиц:

Как разобрать предложение

  • Подчеркнуть подлежащее одной сплошной линией, а сказуемое — двумя параллельными.
  • Выделить второстепенные члены в соответствии с общепринятыми правилами (например, прилагательное — волнистой линией, определение — пунктиром, обстоятельство — точкой-пунктиром).
  • Обозначить, если есть, в конструкции причастный и деепричастный обороты вертикальными чертами, подчеркнуть члены предложения волнистой линией или пунктиром-точкой соответственно.
  • Заключить в овал имеющиеся в сложноподчинённых конструкциях союзы и союзные слова, входящие в придаточное предложение. В схеме сложносочинённых фраз эти части речи не обозначаются, а выносятся за рамки основы.

Выполняя упражнение, однородные члены обводят в круг, а обращения, не являющиеся членами синтаксической единицы, отмечают буквой О, отделённой вертикальными линиями. То же самое делают с вводными словами. При составлении схем конструкций, содержащих прямую речь, её отделяют от слов автора с учётом используемых знаков препинания.

Разбор простого предложения

Как правильно разобрать предложение

Синтаксический разбор сложных и простых предложений с примерами

Простым конструкциям, включающим деепричастный оборот, дополнительно дают объективную оценку. При этом следует указать, каким именно членом предложения он является, после произвести разбор его частей на слова.

Сложные конструкции

Прежде чем приступать к анализу сложных конструкций, необходимо изначально определить их тип. Существует три вида таких предложений:

Сложные и простые предложения

  1. ССП (сложносочинённые) — содержащие в своём составе простые части, соединённые сочинительным союзом.
  2. СПП (сложноподчинённые) — имеющие главное и придаточное слово.
  3. БСП (бессоюзные сложные) — состоящие из нескольких простых частей, значение которых можно определить, как последовательность, противопоставление, одновременность и т. п.

Анализируя сложное предложение, изначально необходимо найти его грамматическую основу. После этого определяют главную и придаточную часть. Чтобы провести разбор синтаксических единиц, содержащих несколько придаточных частей, пользуются общим планом. При этом осуществляется анализ фразы по составу с указанием типа подчинения. Подробно разобраться с алгоритмом разбора можно на основе примеров.

Как правильно провести синтетический разбор предложения

Имея перед собой примеры предложений с описанием разбора и схемами, можно до автоматизма натренировать визуальную память. Благодаря этому любые задания по синтаксическому анализу будут решаться легко.

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Синтаксический разбор простого предложения

Цветочные книжки

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

Пример разбора простого предложения в 4 классе

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , [ ] 2 , и [ ] 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.

Пример разбора сложного предложения в 4 классе

План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого — трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

Алгоритм синтаксического разбора простого предложения

Любой разбор предложения начинается со стандартной процедуры: определения его типа по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по эмоциональной окраске (восклицательное и невосклицательное). Кстати, заметь, что расстановка знаков препинания иногда зависит от этих характеристик. Затем стоит определить грамматическую основу (найти подлежащее и сказуемое), чтобы уж точно знать: перед тобой простое либо сложное предложение.

Затем нужно определить тип предложения по структуре (строению). Для простого предложения будут такие варианты:

— двусоставное (если есть подлежащее и сказуемое) либо односоставное (определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное или назывное).

— распространённое (есть второстепенные члены — определение, обстоятельство, дополнение) или нераспространённое (таковых нет).

— полное или неполное (когда член предложения пропущен).

— осложнено однородными членами или обособленными членами, обращениями, вводными словами.

Затем предложение разбирают по членам, указывают, чем они выражены и составляют схему. Если забыл, как это делается, смотри картинку ниже, либо загляни в учебник по русскому или белорусскому языкам.


Эти знания понадобятся тебе для того, чтобы корректно ставить знаки препинания в простых предложениях, отличать их от сложных и правильно решить задания А13-А16, А20 в ЦТ по русскому языку. И особенно в задании В10, где необходимо установить соответствие между предложениями и их схемами.

Для тых, хто здае ЦТ па беларускай мове, дзейнічае той жа алгарытм сінтаксічнага разбору простага сказа. І гэтыя веды спатрэбяцца ў заданнях А17, А18, А19, А20, А21, А22, А23.


Итоговые занятия перед ЦТ 2020 Адукар: +20 баллов за 4 часа! Крутая возможность для абитуриентов 2020 года! С 12 по 27 июня Адукар проводит итоговые занятия перед ЦТ по 9 предметам. Это реальный шанс повторить весь материал за 4 часа и улучшить свой балл на ЦТ! Успей записаться по скидке! Узнать больше и записаться!

Алгоритм синтаксического разбора сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения базируется на знаниях о простом. Также необходимо определить тип предложения по цели высказывания и интонации, а затем найти грамматические основы. Понятно, что если в состав входят две и более предикативные части, то перед нами сложное предложение. Затем стоит определить, с помощью чего связаны части: союзов, союзных слов или интонации. Это поможет тебе понять, какое перед тобой предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

Помни, что части сочинительных предложений связаны с помощью соединительных (и, да, ни, тоже, также), разделительных (или, либо, то … то, не то … не то) и противительных союзов (а, но, однако, зато, же). А в сложноподчинённом предложении ты найдёшь подчинительные союзы (чтобы, если, как, несмотря на то что и так далее), союзные слова (который, чей, какой, что; где, куда), соотносительные слова (тот…кто, тот… который, тот… чей, там… где, там… куда). И понятно, что интонационно связываются части бессоюзного предложения. А предложения с разными видами связи комбинируются из вышеперечисленных предложений. Такой анализ позволит без проблем составить схему.

Эти знания тебе пригодятся для решения заданий ЦТ по русскому А17-А18, А21, В10. Таксама з гэтымі ведамі ты без праблем выканаеш заданні А24-А27 у ЦТ па беларускай мове.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: