Как сделать синтаксический разбор предложения с прямой речью

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Прямая речь – это точное, дословное воспроизведение чужой речи, передаваемое от лица того, кто её произнёс или написал.

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и прямой речи. Например:

Предложения с прямой речью имеют особое пунктуационное оформление, которое зависит от взаимного расположения этих двух компонентов конструкции и прямой речи.

§2. Взаимное расположение компонентов

Предложения с прямой речью нужно отличать от предложений с косвенной речью. Косвенная речь – это изложение чужого высказывания. Для передачи косвенной речи используют сложные предложения:

Мама сказала, что сегодня тепло.

При передаче косвенной речи местоимения и личные формы глаголов изменяются с 1-го лица на 3-е. Например:


\" \u0410 \u044f \u043b\u044e\u0431\u043b\u044e \u0441\u0442\u0435\u043f\u044c,- \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430 \u041c\u0430\u0440\u0438\u043d\u0430,- \u0445\u043e\u0442\u044f \u0438 \u0433\u043e\u0440\u044b \u043c\u043d\u0435 \u0442\u043e\u0436\u0435 \u043d\u0440\u0430\u0432\u044f\u0442\u0441\u044f\"
I.\"\u041e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435, - \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430 (\u0441\u043a\u0430\u0437\u0443\u0435\u043c\u043e\u0435 \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u043e \u0433\u043b\u0430\u0433\u043e\u043b\u043e\u043c) \u041c\u0430\u0440\u0438\u043d\u0430 (\u043f\u043e\u0434\u043b\u0435\u0436\u0430\u0449\u0435\u0435 \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u043e \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c), - \u041e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435\"II.\u0425\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u043a\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f: \u043f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435, \u043d\u0435\u0432\u043e\u0441\u043a\u043b\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435, \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e\u0435 (1 \u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430), \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435, \u0434\u0432\u0443\u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043d\u043e\u0435, \u043e\u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u0435\u043d\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c.
\u041e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u044f\u044e.
\u0420\u0430\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0442\u0430\u043a \u0436\u0435, \u043a\u0430\u043a \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435. \u0421\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0430 \u0438 \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u043f\u0440\u044f\u043c\u0430\u044f \u0440\u0435\u0447\u044c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u044c \u0438\u0437 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0438\u0445 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439,\u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0435 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0439 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u043a\u0438 \u0438 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u0432 \u043f\u0440\u0435\u043f\u0438\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f.
\u041d\u0430\u0434\u0435\u044e\u0441\u044c \u0447\u0435\u043c-\u0442\u043e \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u043b\u0430. ">]" data-testid="answer_box_list">

ZlayaZaya202

Значить так.Ниже привожу пример.
" А я люблю степь,- сказала Марина,- хотя и горы мне тоже нравятся"
I."Обращение, - сказала (сказуемое выражено глаголом) Марина (подлежащее выражено существительным), - Обращение"II.Характеристика предложения: повествовательное, невосклицательное, простое (1 грамматическая основа), распространенное, двусоставное, осложнено обращением.
Объясняю.
Разбирается так же, как сложное предложение. Слова автора и собственно прямая речь, которая может состоять из нескольких предложений,каждое характеризуется отдельно после общей характеристики и объяснения знаков препинания.
Надеюсь чем-то помогла.

Новые вопросы в Русский язык

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. _________________________ Два тополя где(то) … за большим селом каж..т..ся мне (не)обыкнове(н,нн)ыми до сих пор: там осталось моё детство, как (далеко)далеко светящийся осколоч..к з..лёного волшебного ст..кла. Помню, как мы, б..соногие сорванц. мчались сюда разорять птич..и гнёзда. Тополя- в..ликаны приветстве(н,нн)о покач..ва..щиеся из стор..ны в стор..ну сначал..3 встречали нас пр..хладн..й тен..ю, а затем (не)громк..м но ласков..м шел..стом лист..ев. А мы подсаж..вая друг друга кара(б/п)к..лись (в)верх2 подн…мая переполох в птич..ем царств.. . В(з/с)тревоже(н,нн)ые птиц.. с (не)умолка..щ..м криком угрожающ.. н..сились над нами стаями. Но нам (по)прежнему2 всё (ни)поч..м! Мы в(з/с)б..раемся всё выше и вдруг с огромной выс..ты (не)ожида(н,нн)о открыва..т..ся дивный мир пр..стора и света. Мы были пораж..(н,нн)ы в..личием земли и (не)подвижно3 зам..рали каждый на своей ветк.. .

Выборочный диктантОпределите склонение имен существительныхВыделите грамматическую основу.Сороки живут в лесах или парках. Летом они питаются насекомы … ми, воруют яйца и птенцов из гнезд певчих птиц. Зимою сороки держатся возле деревень, избегают шумных городов. Сороки хитры и вороваты. В нашем садике мы устроили летнюю кухоньку. Возле кухоньки стоят стол и скамейки. Каждый раз на соседние деревья слетаются сороки. (По И. Соколову-Микитову)Склонение имён существительных и определить и выделить грамматическую основу ПОЖАЛУСТА СРОЧНО​

Укажите строку, в которой оба слова пишутся слитно Укажите правильный вариант ответа: 1)(НЕ)прочитанная книга, (НЕ)кошеная утром трава 4)(НЕ)доумевающ … ий взгляд, (НЕ)покрашенная скамейка 3)Рисунок (НЕ)закончен, (НЕ)встречаясь никогда 2)(НЕ)отремонтированный мастером автомобиль, рассказывал, (НЕ)умолкая​

216. Спишите, вставляя -н- или -нн-. Укажите имена прилагательные, от кото- рых образованы наречия. Какие три слова не являются наречиями? Какие это ч … асти речи? Как это влияет на написание -н- и -нн-? Образец: испуганно (от испуганный). Отчая(н/нно, организова(н/нно, попар(н/нно, надума(н/нно, озор(н/нно, несомне(н/нно, звуч(н/нно, бесшум(н/нно, заучебн/нно, собра(н/нно, притвор(н/нно, тума(н/нно, искажён/нно, рассержен/нно, убра(н/нно, обдума(н/нно, растеря(н/нно, огорчё(н/нно, наполне(н/нн)о.​

Помогите пожалуйста. В каком сложноподчинённом предложении три придаточных (знаки препинания не расставлены)?1) Человек одарен разумом и творческо … й силой чтобы приумножить то что ему дано (Паустовский).2) Надо перестать говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам или тот с кем говоришь (Каверин).3) Наташа не кончила еще петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые (Л. Толстой).4) В воздухе висит зной от которого клонится лист и покрывается трещиной земля (А. Чехов). ​

Это предложение с прямой речью.

Прямая речь: Читай книгу о морских похождениях адмирала Нахимова, и ты поймёшь, на что способен человек, который не дорожит своей жизнью ради судьбы родины.

Слова автора: Макар Макарыч говорил мне.

Прямая речь стоит после слов автора и заключается в кавычки. Она представляет собой повествовательное, невосклицательное предложение, поэтому после неё ставится точка. Слова автора стоят перед прямой речью, поэтому после слов автора ставится двоеточие. Далее слова автора разбираются как простое предложение, а прямая речь - как сложное (см. образец разбора, помещённый выше).

Порядок лексического разбора слова

1. Выписать слово из предложения.

2. Определить количество значений.

3. Указать особенности происхождения.

4. Указать особенности употребления в речи.

5. Определить стилистическую окраску слова.

6. Выяснить его лексическое значение.

7. Если слово многозначное, указать, в каком из значений употреблено.

Образец лексического разбора слова

С дружиной 5 своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.

С дружиной - многозначное, исконно- русское, архаизм, книжное, значения:

1. В Древней Руси: приближённые князя, а также княжеское войско.

2. В царской армии: ополченская войсковая часть, соответствовавшая полку.

В предложении употреблено в первом значении.

Порядок орфографического разбора слова

1. Выписать слово из текста.

2. Объяснить, какому правилу орфографии подчиняется правописание этого слова.

Прямая речь — это точ­ная пере­да­ча чужой речи с сохра­не­ни­ем осо­бен­но­стей лек­си­че­ско­го соста­ва и син­так­си­че­ско­го построения.

Рассмотрим, что такое пря­мая речь, спо­со­бы её оформ­ле­ния с помо­щью зна­ков пре­пи­на­ния. Приведем при­ме­ры и схе­мы пред­ло­же­ний с пря­мой речью.

Что такое прямая речь?

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры ведет­ся повест­во­ва­ние от лица авто­ра. В автор­ском тек­сте часто исполь­зу­ет­ся пря­мая речь — дослов­ное выска­зы­ва­ние или сооб­ще­ние того лица, кто что-то гово­рит или дума­ет. Прямая речь бук­валь­но пере­да­ет выска­зы­ва­ние или мыс­ли пер­со­на­жа произведения.

Как дослов­ная пере­да­ча выска­зы­ва­ния, пря­мая речь сохра­ня­ет все его особенности.

Прямая речь

Предложения с пря­мой речью состо­ят из двух частей:

  • сло­ва автора;
  • речь дей­ству­ю­ще­го лица.

Речь авто­ра сопро­вож­да­ет выска­зы­ва­ние гово­ря­ще­го лица. В автор­ских сло­вах упо­треб­ля­ют­ся сло­ва и сло­во­со­че­та­ния, обо­зна­ча­ю­щие про­цес­сы речи или мысли:

ска­зать, гово­рить, спро­сить, поин­те­ре­со­вать­ся, отве­тить, про­мол­чать, шеп­тать, кри­чать, при­ка­зать, решить, про­сить, думать, поду­мать, вспом­нить и пр.

Нередко сло­ва пер­со­на­жа пред­ва­ря­ют гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия или чув­ства, сопро­вож­да­ю­щие про­цесс разговора:

уди­вить­ся, насто­ро­жить­ся, обра­до­вать­ся, засме­ять­ся, вздох­нуть, оби­деть­ся, огор­чить­ся, ужас­нуть­ся и пр.

В пред­ло­же­нии автор­ские сло­ва и пря­мая речь объ­еди­ня­ют­ся инто­на­ци­ей и смыслом.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство вари­ан­тов оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью в зави­си­мо­сти от место­по­ло­же­ния речи гово­ря­ще­го лица по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед сло­ва­ми автора;
  • после автор­ских слов;
  • внут­ри автор­ской речи;
  • сло­ва авто­ра внут­ри пря­мой речи.

Рассмотрим основ­ные спо­со­бы пунк­ту­а­ци­он­но­го оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью. Составим схе­мы пред­ло­же­ний, исполь­зуя услов­ные обозначения:

Прямая речь перед словами автора

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с пря­мой речью зави­сит от её места по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Если пря­мая речь начи­на­ет пред­ло­же­ние, то она заклю­ча­ет­ся в кавыч­ки, а пер­вое её сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы. После кавы­чек ста­вит­ся запя­тая, если это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние. Вопросительный, вос­кли­ца­тель­ный знак или мно­го­то­чие упо­треб­ля­ют­ся перед кавыч­ка­ми. Затем ста­вим тире, а после­ду­ю­щие сло­ва авто­ра пишем со строч­ной (малень­кой бук­вы). В кон­це пред­ло­же­ния ста­вим завер­ша­ю­щий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

Прямая речь после слов автора

Если сло­ва авто­ра вво­дят пря­мую речь, то после них ста­вят­ся двое­то­чие, а пря­мая речь оформ­ля­ет­ся кавыч­ка­ми. Первое сло­во пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. После завер­ше­ния пря­мой речи ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак кон­ца пред­ло­же­ния. Учтем, что вопро­си­тель­ный, вос­кли­ца­тель­ный знак и мно­го­то­чие сле­ду­ет поста­вить перед кавыч­ка­ми, а точ­ка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делит­ся на две части, если автор­ские сло­ва нахо­дят­ся в её середине.

Если пря­мая речь пред­став­ля­ет собой одно пред­ло­же­ние, кото­рое раз­ры­ва­ет­ся сло­ва­ми авто­ра, то после пер­вой её части ста­вит­ся запя­тая и тире, а сло­ва авто­ра пишут­ся с малень­кой бук­вы. После них сно­ва ста­вит­ся запя­тая и тире. Прямая речь про­дол­жа­ет­ся со строч­ной бук­вы. В кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий цели или инто­на­ции пред­ло­же­ния пунк­ту­а­ци­он­ный знак.

Если пря­мая речь состо­ит из несколь­ких пред­ло­же­ний, а сло­ва авто­ра рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду ними, то зна­ки пре­пи­на­ния после пер­вой части пря­мой речи те же. После слов авто­ра ста­вит­ся точ­ка и тире. Следующее пред­ло­же­ние пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. В кон­це ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак препинания.

В сло­вах авто­ра могут быть два гла­го­ла со зна­че­ни­ем речи или мыс­ли. Первый гла­гол отно­сит­ся к пер­вой части пря­мой речи, а вто­рой вво­дит вто­рое пред­ло­же­ние. Тогда после слов авто­ра сле­ду­ет поста­вить двое­то­чие и тире. А вто­рая часть пря­мой речи пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, как пред­став­ле­но на схеме.

Прямая речь внутри слов автора

Прямую речь мож­но убрать, и тогда выяс­нит­ся, что в пред­ло­же­нии необ­хо­ди­ма запя­тая, оформ­ля­ю­щая пере­чис­ле­ние одно­род­ных сказуемых:

При рас­ста­ва­нии друг с казал мне напо­сле­док, груст­но вздох­нул и обнял меня.

Читайте также: