Как сделать синквейн по обществознанию

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

После своего распространения синквейн использовался для дидактических целей, ведь благодаря этой стихотворной форме можно было избавиться от однообразной речи у ребенка. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Также его используют для синтезирования сложной информации. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее важные учебные элементы, делать выводы, обобщение и синтез изученного материала, для этого он должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его по определённым правилам (ключевая фраза).

Он может быть использован на разных стадиях урока:

- на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;

- на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;

- на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

На уроках истории и обществознания можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно - обобщающих уроках.

Предлагаю познакомиться с моим опытом применения синквейна. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн использую на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк. Существует несколько разновидностей синквейна. Мною используется дидактический, у которого есть определённые правила написания:

- первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

- вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

- третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

- четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Синквейн – весьма эффективный прием в обучении. В чем же его эффективность и значимость?

1. Простота. Синквейн могут составить все.

2. Критическое мышление. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.

3. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего тем, что он:

• открывает новые творческие интеллектуальные возможности;

• способствует обогащению и актуализации словаря;

• является диагностическим инструментом (коммуникативные качества);

• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);

• используется для закрепления изученной темы;

• является игровым приемом.

Пример составления синквейна.

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. Напишите на нём цифры от 1 до 5 столбиком.

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу - справедливый, строгий).

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (соблюдается, защищается, действует).

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи. (Закон обязателен для всех)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (Правило).

Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквейн я:

Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

На его основе можно составить разноплановые задания, которые можно использовать на различных этапах урока и как дидактический материал для контроля знаний.

Помимо самостоятельного (как индивидуального, так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны различные варианты, например, из набора предложенных строк составить можно синквейн (Мыслит, чувствует, развивается. Индивид. Личность. Многогранная, неповторимая. Личностью становятся в обществе).

Один из вариантов:

Мыслит, чувствует, развивается

Личностью становятся в обществе

В заключение. Процесс написания синквейна очень нравится моим ребятам. Этот методический прием дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин и на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций, это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения, и что очень важно создающий ситуацию успеха для школьников, ведь его составление получается у всех. А творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют развитию креативного мышления современного школьника!

Ученик

Не знаете, что такое синквейн? Тогда прочитайте краткое описание нового методического приема, к которому прибегают учителя, узнайте самое главное о его особенностях. Изучите, как составить синквейн, и научите этому ребенка. Это увлекательное и полезное задание помогает развивать креативность и наблюдательность детей, расширяет их словарный запас.

Что такое синквейн и как его составить

Ребенок заявляет, что ему нужно составить синквейн, а вы не знаете, что это такое? Не теряйтесь. Простые объяснения и описания помогут не только разобраться, что такое синквейн, но и помогут освоить технологию их составления.

Современный образовательный процесс нацелен на то, чтобы развить у ребенка внимательность, ассоциативное мышление, умение обобщать и делать выводы. Особое значение приобретает стимуляция творческого потенциала детей. Синквейн — это относительно новый прием, который помогает достичь этих целей.

В чем же его суть? Синквейн сродни японскому хайку. Это нерифмованное вольное стихотворение, которое состоит из пяти строк. Построение синквейна четко регламентировано: каждая строка имеет свое предназначение и форму выражения.

Как составить синквейн: пример

  • Выразите в первой строке тему — укажите объект или лицо, о которых идет речь. Для этого используйте существительное.
  • Опишите предмет во второй строке: назовите два главных свойства описываемого предмета или человека. Сделайте это с помощью прилагательных.
  • Укажите в третьей строке три главных действия, которые выполняет объект или которые можно совершить с ним. Глаголы в этом случае лучшие помощники.
  • Сформулируйте в четвертой строке, в чем уникальное предназначение описываемого предмета или лица. Эту цель достигнете, построив предложение.
  • Резюмируйте сказанное выше в пятой строке — раскройте сущность описываемого предмета (укажите видовую принадлежность).

Как составить синквейн: пример

Составление синквейнов — творческое и интересное задание, которым лучше всего завершать изучение какой-то темы или исследование какого-то предмета, явления. Дети не просто систематизируют все, что услышали, а проводят аналогии, стараются выделить самое главное. При этом развивается устная и письменная речь, школьники узнают новые значения слов, учатся строить синонимические ряды.

Синквейн можно составить на любую тему: географические открытия, континенты, животные и растения, математические понятия, искусство. С их помощью можно описать предметы быта и пр. Это интересное и увлекательное занятие, которое дети воспринимают на ура. Родителям остается только освоить азы синквейна, чтобы составить компанию своим чадам и показать им пример.

Синквейн: примеры

Хотите научиться составлять синквейн? Примеры таких произведений — наглядное пособие и ориентир в выполнении задания. Просмотрите их и определитесь с основными параметрами синквейна и тем, как их реализовать:

Как составить синквейн: пример

Как составить синквейн: пример

Математика. Точная, важная, обязательная. Учит, развивает, считает. Составляет основу точных знаний. Школьный предмет.

Как составить синквейн: пример

Друг. Настоящий, верный, отзывчивый. Услышит, поддержит, поможет. Всегда будет рядом в беде. Верность.

Попробуйте составить несколько собственных вариантов синквейна на любую тему. Например, предложите ребенку написать стихотворение в подарок маме, бабушке или папе, описать природные явления (дождь, солнце) или диких животных (льва, лисицу, ослика). Потренируйтесь вместе с ребенком и убедитесь, насколько увлекательно это занятие.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.



Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество быстро меняется, время требует от педагога воспитания личности, способной усваивать большие объёмы информации. Поэтому учителю нужно использовать приемы и методы, которые способствуют развитию личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать получаемые знания.

Применение синквейна на уроках истории и обществознания как одного из приёмов технологии критического мышления

Современное общество быстро меняется, время требует от педагога воспитания личности, способной усваивать большие объёмы информации. Поэтому учителю нужно использовать приемы и методы, которые способствуют развитию личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать получаемые знания.

Одной из современных образовательных технологий, широко применяемой в школе, является технология развития критического мышления, она предлагает большой набор приемов и методов работы, позволяющих успешно развивать у детей навыки критического мышления. К таким приемам относятся и синквейн. Он на протяжении долгого времени не теряет свой актуальности, которая заключается в следующем: помогает ученику в анализе информации, кратком изложении идеи, чувства и представления о чем-либо или о ком-либо в нескольких словах.

В своей практике я часто использую работу с синквейном на уроках истории и обществознания.

Правила написания синквейна:

Первая строка: тема синквейна, выраженная существительным или местоимением.

Вторая строка: характеристика темы двумя словами – прилагательными или причастиями.

Третья строка: раскрытие темы тремя глаголами (иногда деепричастиями).

Четвёртая строка: своё субъективное отношение к теме (самая сложная часть синквейна).

Пятая строка: синоним первой строки, итог всей темы.

Лаконичность формы синквейна развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях, что поначалу вызывает затруднение у детей. Также его используют для синтезирования сложной информации. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее важные учебные элементы, делать выводы, обобщать изученный материал, для этого ребёнок должен обладать знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его, пользуясь определёнными правилами .

Синквейн может быть использован на разных стадиях урока:

- на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;

- на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;

- на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

На уроке синквейн можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата; на стадии рефлексии на любом уроке; и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно - обобщающих уроках.

Предлагаю познакомиться с моим опытом применения синквейна: синквейн я предлагаю чаще всего как индивидуальное самостоятельное задание; а также, особеннокогда учу этому приёму, для работы в парах; реже как коллективное творчество, как одно из заданий при групповой работе. Обычно синквейн использую на стадии рефлексии, хотя он может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны можно применить в качестве:

1) инструмента для понимания сложной информации;

2) способа оценки понятийного запаса учащихся;

3) средства развития творческой выразительности;

4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Существует несколько разновидностей синквейна, но я в своей практике чаще всего использую дидактический, у которого есть определённые правила написания:

первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна (памятка для учащихся).

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Примеры синквейнов по истории, составленные учащимися 7 класса:

Иван Грозный

Талантливый, жестокий

Правил,развивал, управлял

Он хорошо играл в шахматы

Андрей Курбский

Прямолинейный, смелый

Писал,переводил,политизировал

Вёл многолетнюю переписку с Иваном Грозным

Примеры синквейна по обществознанию, составленные учащимися 7 класса

Домашняя, государственная

Рассчитывает, распределяет, потребляет

Рачительно ведёт домашнее хозяйство

Выгодный, равноценный

Существовал, процветал, развивался

Взаимодействие между различными людьми

Существуют различные вариации заданий с использованием синквейна, позволяющие составить разноплановые задания, подходящие для разных этапах урока и как дидактический материал для контроля знаний.

Помимо самостоятельного (как индивидуального, так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны следующие варианты:

из набора предложенных строк составить синквейн;

составить краткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)

дополнение неполного синквейна отсутствующей частью;

Хорошо усвоив данный приём, ученики с удовольствием включаются в работу по написанию синквейнов. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся проявить себя и усвоить материал.

В заключении хочется отметить, что синквейн — на мой взгляд, это уникальный и доступный приём, выполняющий не только творческую функцию, но еще и функцию дидактического характера. Это методический прием дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин и на любом этапе урока. Проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций, это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения, и что очень важно создающий ситуацию успеха для школьников, ведь составление синквейна получается абсолютно у всех!

Читайте также: