Как сделать синий оттенок на древесине

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024


Морилка способна придать древесине любой цвет и оттенок. Ей по силам облагородить простую сосновую вагонку, превратив ее в красное дерево, или подарить новую жизнь надоевшей мебели. Этот удивительный препарат заслуживает подробного рассмотрения

Большинство морилок выпускаются в двух видах — готовый к применению раствор или порошок, который нужно развести в жидкости. И как не странно, второй вариант удобнее, ведь он позволяет регулировать насыщенность цвета. Чем больше порошка, тем ярче будет окрашенная древесина.

Разновидности морилок

Рынок предлагает огромный выбор морилок (иначе их называют бейцами) и, чтобы не утонуть в море разнообразия, разберемся в основных разновидностях. Итак, морилки подразделяются на несколько групп в зависимости от типа связующего.

Самые популярные бейцы имеют водную основу. У составов такого рода два основных преимущества: они легко наносятся и не имеют запаха. Если утром пропитать морилкой пол, ночью в этой комнате можно будет спать, не испытывая ни малейшего дискомфорта. На полное высыхание морилки обычно уходит 10-14 часов.

Но, к сожалению, назвать водные морилки идеальными нельзя. Прежде всего, у них относительно небогатая цветовая гамма, состоящая только из оттенков коричневого. Но куда важнее то, что при нанесении они поднимают волокна древесины, делая поверхность шероховатой. Впрочем, эту проблему можно минимизировать, если перед декоративной обработкой смочить предмет, дождаться высыхания, сошкурить образовавшиеся щетинки, и только потом приступить к морению.

Если немного подогреть морилку перед использованием, она глубже проникнет в структуру дерева и даст более насыщенный тон

Данные морилки представляют собой пигменты, растворенные в олифе или других органических маслах. А это означает резкий, неприятный запах, который может держаться многие месяцы. Поэтому прежде, чем приступать к масштабным работам по тонировке древесины, разумно будет сделать пробные выкрасы на небольшой доске и посмотреть, как будет вести себя материал в ближайшие несколько дней.

Нанесенная кистью, морилка моментально впитывается, и любой неаккуратный мазок создает на поверхности брызги и пятна, которые невозможно вывести. Можно лишь стесать рубанком или закрасить, придав дереву более плотный, темный тон. Так что разумнее всего использовать в работе со спиртовыми бейцами краскопульт. Так будет больше шансов достичь желаемого результата.

Ну а к преимуществам спиртовых морилок можно с уверенностью отнести глубокое проникновение в структуру материала. Они придают древесине яркий, насыщенный цвет, который не тускнеет многие годы.

Если морилка приобреталась в виде порошка, после разведения раствор необходимо процедить, и только потом приступать к нанесению

Относительно недавно на нашем рынке появились акриловые и восковые бейцы. При их разработке специалисты стремились избавиться от недостатков всех вышеперечисленных морилок. Удалось ли это? И да, и нет.

И акриловые, и восковые препараты отличаются простотой нанесения и широчайшей цветовой гаммой. Они могут придать тривиальной сосне вид экзотической породы с благородными переливами зеленого или голубого. Будучи экологически чистыми, пропитки не источают неприятных запахов. Кроме того, эти составы обладают прекрасными водоотталкивающими характеристиками. Но увы, и они небезупречны.

На тот случай, если дерево нужно не затемнить, а напротив, придать более светлый цвет, разработаны отбеливающие морилки, основу которых составляют кислоты или перекись водорода. С их помощью можно получить доску с благородным налетом седины. Но важно помнить, что такие препараты являются химически агрессивными, так что при работе с ними необходимо соблюдать меры безопасности и использовать защитные перчатки и респиратор.

Технология морения

Морилку наносят строго вдоль волокон. При поперечном движении образуются потеки и пятна. Небольшие поверхности, например, двери или створки шкафов, тонируют при помощи кисти, губки или тканевого тампона. Для обработки полов разумнее использовать краскопульт.

Как правило, морилку наносят в два-три этапа. Чем больше слоев, тем темнее и насыщеннее цвет

Важно! Выкрасы, представляемые производителями морилок, обычно имеют мало общего с реальностью. Реальный результат зависит от множества переменных — сорта древесины, ее смолистости, густоты раствора и проч. Более того, известны случаи, когда обработанная доска за сутки радикально меняла цвет, превращаясь, например, из темно-коричневой в серую. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, очень важно сначала сделать пробы на доске, нанеся состав в один, два и три слоя, отложить на пару дней, и только если результат удовлетворит целиком и полностью, приступать к основной работе.

Синева — изъян древесины насыщенного серовато-голубого оттенка, его появление обусловлено воздействием некоторых видов сумчатых и других грибов. Это не древесная гниль, разрушения целостности древесины не происходит, грибы нуждаются лишь в сахаре, крахмале и белке. Синева не сказывается на прочности строительных материалов из дерева.

Синева на дереве

Причины появления

Синие пятна на древесине вызваны распространением грибковой плесени, для которой любое дерево является естественной питательной средой. Грибковые споры, разрастаясь, повреждают структуру древесных волокон, способствуют образованию трещин, а также появлению других дефектов.

Факторы риска

Возникновение сини, как и других грибковых поражений, чаще всего связано с неправильным хранением лесоматериалов или строительных материалов, нарушениями при эксплуатации строений. На ее появление влияют следующие условия:

  • высокая влажность — если этот показатель для древесины превысит 18 %, развитие грибковых спор резко ускорится;
  • застой воздуха, спровоцированный несовершенством системы вентиляции, способствует формированию неудовлетворительного микроклимата;
  • недостаточное солнечное освещение — древесина, длительное время находящаяся в тени, начинает отсыревать, постепенно пропитываться влагой;
  • плотное соприкосновение поверхности древесины с землей, травой, водой в течение длительного времени, препятствующее свободной циркуляции воздуха;
  • несоблюдение условий транспортировки, хранение лесоматериалов внутри закрытых контейнеров.

На поврежденных вредителями участках еще растущих деревьев возможно появление сини, из-за их уязвимости по отношению к плесневым грибам.

Чем опасна синева

От грибкового поражения страдает заболонь дерева, молодые слои древесины. Небольшая глубина повреждений, не более 2 мм, позволяет пиломатериалам какое-то время сохранять прочность, но их внешний вид сильно портится. Со временем участки с синевой начинают впитывать больше влаги, защитное покрытие разрушается, и древесина гниет. Особенно это заметно на внешней отделке строений, наружных оконных рамах, входных дверях. Сложнее всего определить синь, расположенную внутри, прикрытую слоем хорошо просушенной древесины.

Можно ли использовать дерево с синевой

Древесина, пораженная грибками, более влажная, подобная среда ускоряет процессы гниения. Спустя некоторое время изменения станут очевидными:

  • стройматериалы из дерева начнут деформироваться;
  • из-за непривычного цвета вид деревянных построек ухудшится, даже новые, они будут выглядеть старыми и неухоженными;
  • конструкции, возведенные из такой древесины, могут скоро стать неустойчивыми;
  • находиться в таком жилище людям опасно, воздух, насыщенный спорами, может стать причиной аллергических заболеваний.

Средства от синевы

Чтобы не появилась плесень, нужно соблюдать несложные правила. После завершения строительства деревянного дома заселяться сразу не стоит. Он должен постоять около года, чтобы просохнуть. Еще до сборки все строительные материалы необходимо обработать антисептиком.

Фабричные средства

Использование промышленных отбеливателей-антисептиков — один из самых надежных способов защиты дома или бани в течение продолжительного времени. Защитное действие некоторых может длиться от 15 до 30 лет.

Домашние средства

Из домашних средств борьбы с плесенью древесины подходят:

Все средства довольно токсичные, поэтому обработку поверхностей нужно производить в специальной одежде, перчатках, очках и респираторе.

Заключение

Появление сини на пиломатериалах, строительных элементах или столярных изделиях вовсе не означает, что их следует немедленно заменить. Однако борьбу с плесенью нужно начинать сразу же, не откладывая надолго. Только в этом случае можно полностью обезопасить себя и свою семью от негативного воздействия плесневых грибов.

Галерея 42

Чтобы сделать цвет деревянной поверхности более насыщенным, необязательно использовать токсичные и ядовитые вещества. Тонирование древесины возможно и с помощью натуральных красителей. Такие естественные морилки успешно применяют для превращения деревянной мебели в настоящие произведения искусства.

Основные природные красители

Цвет древесины способны изменить многие натуральные вещества. Основное их преимущество – отличная стойкость при попадании света. Естественные красители очень просты в приготовлении и абсолютно нетоксичны. Подойдут такие морилки для мебели из светлых лиственных пород. Конечный цвет – это результат красящего компонента. Предварительно древесину травят в солевом растворе, чтобы ее цвет был еще более устойчивым.

Самые традиционные виды естественных красителей для тонировки, пришедшие к нам еще из далекого прошлого – это различные отвары. Например, луковая шелуха, крепко заваренный черный чай, кофейные зерна, смешанные с пищевой содой. Удивительно, но коричневыми сделать светлые породы древесины может и обыкновенный отвар из скорлупы грецких орехов.

Наиболее часто из красителей природного происхождения используют ореховую морилку, или бейц. Причем его светостойкость порой превосходит по характеристикам даже искусственные красители. В состав бейца входят специальные красящиеся кислоты, которые называются гуминовыми. Получают их из торфа, почвы и угля. Ореховая морилка отлично смешивается даже с синтетическими красителями. Перед нанесением деревянную поверхность смачивают водой, а далее при помощи тампона распределяют морилку.

Азбука цветов натуральных красителей

вы наверняка даже не представляете, какие возможности тонирования скрыты в природных красителях! А ведь с их помощью можно получить практически целую палитру красок. Вот только основные чудеса, на которые они способны:

  • Луковая шелуха превращает светлую деревянную поверхность в красно-коричневую.
  • Отвар из коры ольхи или вербы способен придать дереву насыщенный черный оттенок.
  • Оранжевый или желтый цвет древесине способен дать отвар из молодых веток тополя. А если добавить в него дубовой коры, то окрашенное изделие станет зеленоватым.
  • С помощью натуральных красителей тонировать деревянную поверхность можно даже в синий цвет! Такой цвет можно получить, используя гречиху, лиственницу и кору барбариса.

Ну а самые неожиданные оттенки могут дать отвары, полученные из опилок древесины. Поэтому для окрашивания одной породы дерева можно даже использовать опилки другой. Замечательно для этой цели подходят отвары из опилок ореха, ольхи, груши и дуба.

Остались вопросы?

После получения заявки мы свяжемся с вами в течение рабочего дня.
Обычно перезваниваем в течение часа.


Трудно улучшить естественную красоту дерева со всеми его оттенками и узорами. По этой причине я обычно предпочитаю покрывать древесину натуральным маслом, чем чем-то другим. Но бывают случаи, когда мне нравится видеть черные стулья вокруг особенно яркой столешницы или черную раму, демонстрирующую плетеную кору гикори на спинке и сиденье стула. По какой-то причине я предпочитаю делать это естественным путем. Я пробовал красители NGR (расшифровывается как Non Grain Raising - красители не увеличивающие зерно , пигменты в красителе настолько крошечные, что впитываются древесиной и становятся ее частью), анилиновые и масляные красители, и все они имеют свои преимущества для конкретных ситуаций. Но для глубины и долговечности я предпочитаю эбонизирование железом.

Я экспериментировал с использованием железа для окрашивания дерева более 20 лет. Я немного читал об этом, но большая часть того, что я узнал, пришла через эксперименты. Окрашивание под железо, или эбонирование, обычно использует реакцию между оксидом железа и естественными дубильными веществами в древесине для создания естественного черного цвета, который на самом деле создается в волокнах древесины, а не на узоре, лежащем сверху. Вот почему он такой прочный. Он целостный, а не поверхностный. Я также обнаружил, что он очень светостойкий.

Проблема с этим методом окрашивания заключается в том, что он традиционно основан на том, что древесина имеет достаточно дубильной кислоты для реакции с железом. Это ограничивает выбор древесины и делает результаты непредсказуемыми. Обычно используется дуб из-за высокого содержания дубильных кислот, а орех - очень надежная древесина для обжига. Но даже внутри этих видов существует множество вариаций.

Уловка, которую я нашел для получения стабильных результатов, заключается в том, чтобы контролировать реакцию независимо, от меняющегося химического состава древесины. Я видел обнадеживающий пример этого в кресле, созданном Рэнди Кокраном в Ноксвилле, штат Теннеси. Он сначала нанес на кресло химическую дубильную кислоту, чтобы пропитать ею волокна дерева. Затем он применил богатый железом раствор, полученный путем замачивания ржавых гвоздей в воде на несколько недель.

Эффект был впечатляющим. У кресла появился глубокий черный цвет, но с голубоватым оттенком, как у несмываемого маркера. Это хорошо подошло для его кресла в современном дизайне, но я искал что-то более естественное.

Шаг 2: Готовим чай


Базовый комплект. Материалы, необходимые для этого процесса, простые и дешевые, но порошок коры необходимо заказывать по почте.

Приготовление чая из порошка коры для насыщения древесины значительно увеличило содержание дубильной кислоты. Используя сначала чай из коры, а затем добавив раствор уксуса и железа, я наконец начал приближаться к эффекту, который искал. Хотя он был немного бледноватым, и не той интенсивности, которую я хотел. Поэтому я нанес еще один слой чая из коры и это всё изменило. Чай полностью устранил бледный оттенок, и древесина стала глубокого угольно-черного цвета.

Процесс чернения таким способом довольно прост. Пропитайте деревянную поверхность настоем из коры, подождите, пока поверхностная влага впитается в древесину, затем добавьте раствор железа. Затем нанесите еще один слой пока не добьетесь нужного вам результата.

Что вам понадобится:

  • Один литр белого уксуса Heinz (в пластиковой бутылке);
  • Одна чистая литровая банка с большим горлышком;
  • Одна прокладка из стальной ваты;
  • Одна ложка из нержавеющей стали для перемешивания;
  • Один фильтр для кофе корзиночного типа;
  • Одно сито;
  • Порошок коры квебрахо;
  • Банка объемом 0,5 литра (для смешивания);
  • Две маленькие емкости (крышки для литровых банок достаточно большие) или сквирт-бутылки (бутылка для соусов);
  • Бумажные полотенца и две кисти;
  • Латексные перчатки.

Шаг 3: Делаем раствор железа

Для создания раствора железа я использовал ржавую мочалку и одну новую чистую железную вату. С новой ватой я получаю примерно такие же результаты окрашивания, но твердые частицы ржавчины накапливаются в порах от ржавой версии. Скорее всего, подойдет любой источник железа, но тонкие волокна стальной ваты растворяются быстрее, чем все, что я пробовал. Я просто промываю новую стальную вату в горячей воде с мылом, чтобы удалить масло, и засовываю ее в пластиковую литровую бутылку белого уксуса Heinz. Не знаю почему, но с брендом Heinz мне повезло больше.

Для растворения стальной ваты может потребоваться неделя или больше. Если вам нужен более быстрый результат, вы можете довести до кипения стальную вату и уксус, а затем снять с огня. Иногда я могу получить рабочий раствор за день, прокипетив уксус и стальную вату. Для этого вам понадобится хорошая вентиляции, так как выделяемые газы неприятны и могут быть вредны. В любом случае, когда стальная вата полностью раствориться в уксусе, ее можно процедить. Я вставляю кофейный фильтр в сито и медленно выливаю через него раствор в литровую банку. Затем переливаю обратно в пластиковый кувшин. Раствор должен быть светло-серым или светло-красновато-коричневым. Я не знаю, от чего зависит цвет раствора, но, похоже, это не имеет значения. В любом случае жидкость должна быть скорее прозрачной, чем мутной.


Протираю раствором железа заготовку из грецкого ореха.

Перед использованием раствора уксуса и железа я всегда тестирую его палочкой дуба или вишни, смоченной в растворе. Через несколько минут она должна стать довольно темной. Если нет, вы можете просто подождать еще день или сделать еще одну партию. Я не нашел решения этой конкретной ошибки. Возможно, я не всегда тщательно удаляю масло из стальной ваты. Я настоятельно рекомендую приготовить этот раствор железа, по крайней мере, за неделю или больше до того, как действительно понадобится окрашивать проект. Вы захотите прочувствовать весь процесс, прежде чем применить его к настоящему предмету мебели.

Раствор железа хранится в кувшине месяцами. По мере растворения стальной ваты выделяется газ. Если контейнер запломбировать, он может лопнуть. То, что железо растворилось настолько, что его не видно, не означает, что реакция остановилась. Поэтому убедитесь, что в крышке есть аварийное отверстие в 1 мм.

Чай из коры можно приготовить прямо перед нанесением на предмет. Я просто кладу столовую ложку порошка коры с горкой в ​​пол-литра горячей воды из-под крана и хорошо размешиваю.

Образцы

Разные породы дерева, результат один. Три образца эбонизированной древесины (дуб, орех и клен) демонстрируют постоянство цвета с заметными вариациями текстуры.


Шаг 4: Наносим раствор железа и уксуса

Процесс нанесения раствора железа на обработанную заготовку

Перед последней шлифовкой убедитесь, что вы хорошо отшлифовали древесину и как минимум дважды подняли волокна. Я бы остановился после зернистости 320. Если вам нужно отшлифовать древесину, чтобы удалить рельефную текстуру после окрашивания, вам придется начать процесс окрашивания заново. Процесс шлифования после нанесения расторва может быть вреден даже с респиратором, подумайте об этом заранее.

Нанесите хорошее количество чая из коры на собранную мебель и дайте ей впитаться. Будьте осторожны, не давите на дерево во время процесса нанесения раствора. Если есть места, где чай может скапливаться, промокните все скопившиеся излишки. Как только чай впитается, можно наносить раствор железа. Мне нравится делать это, когда древесина еще влажная, но не выглядит мокрой. Если на деревянной поверхности все еще много чая, то железо будет реагировать на него, а не на чай, пропитанный деревом. Вы хотите, чтобы реакция происходила в древесине, а не на её поверхности.

Как только этот чай впитается, нанесите обильное количество раствора железа легкими движениями. Дерево должно сразу же начать чернеть. Продолжайте наносить, пока каждая часть не станет черной. Посмотрите на изделие под разными углами, чтобы убедиться, что вы не оставили неокрашенной ни одну деталь.

Шаг 5: Возможные проблемы и их решения


Как бы просто всё это не звучало, я столкнулся с некоторыми озадачивающими проблемами в процессе эбонизирования. У всех есть решения, но при должном внимании их можно избежать.

Если нанести оба раствора тряпкой и протереть со слишком большим давлением, можно сжать волокна. Для этого не потребуется большого давления. Сжатая древесина плохо впитывает, поэтому окрас будет только на поверхности, а не в волокнах. Если вы вытираете поверхность после очистки, а большая часть черного тоже сходит, то вам нужно снова отшлифовать древесину зерном 180, а затем 220. Затем начните процесс заново.

Чтобы предотвратить эту проблему, вы можете наносить жидкость каждый раз кистью или наносить ее бумажным полотенцем, используя легкие мазки, удерживая пальцы на дереве.

Я заметил, что раствор должен быть довольно чистым при нанесении на дерево. Если вы используете одну и ту же тряпку для нанесения обоих растворов, химическая реакция будет происходить в аппликаторе, а не в древесине. По сути, вы будете наносить чернила на поверхность, а не создавать желаемую реакцию в дереве. Я рекомендую использовать шприц для распыления, чтобы нанести раствор на тряпку или щетку. Я также использовал крышки от банок, чтобы налить небольшое количество каждого раствора, и окунаю кисть только в крышку банки, а не в основную емкость.

Каждый раз, когда тряпка для уксуса проходит по пропитанной чаем древесине, она загрязняется. То же самое происходит, когда вы используете тряпку для чая на этапе полоскания. Немного этого не критично, но вам нужно свести загрязнение к минимуму. Часто меняйте бумажные полотенца или периодически промывайте кисти, чтобы убедиться, что на дерево наносится только чистый раствор.

Вам нужно будет держать две кисти или бумажные полотенца отдельно. Никогда не окунайте одну и ту же кисть или полотенце в обе жидкости, иначе вы испортите партию. В конце концов, любая партия будет загрязнена в процессе чернения, поэтому я работаю без крышек от банок или бутылочек. При использовании крышек для банок я использую раствор до того, как он станет слишком загрязненным. Бутылочка для шприца лучше всего.

Перед сборкой возможно окрашивание деталей. Раньше я делал это, но работа по поддержанию чистоты шипов и пазов доставляет больше хлопот, чем окрашивание большого количества соединенных частей. Это выполнимо в любом случае, и дизайн изделия будет определять, что более практично. Этот процесс потребует терпения, как и любая отделка.

По моему опыту, это обычно добавляет около 20 процентов к стоимости любого проекта. Вычисление этого в соответствии с вашими ожиданиями времени завершения поможет установить разумные цели. Это не тот проект, который можно сделать вечером после долгого рабочего дня в офисе. Начните с утра и старайтесь избегать перерывов. Вы можете остановиться в конце любого шага и вернуться к нему позже с небольшим, если вообще отрицательным эффектом, но у меня получается лучше всего, когда я занимаюсь им от начала до конца. Я также рекомендую окрашивать только один предмет мебели за один раз. Это вряд ли займет много времени, и я нахожу, что лучше справляюсь с меньшим количеством деталей, чтобы не отставать. Процесс эбонизирования может быть очень веселым, и это отличный вариант, который можно добавить к вашим предложениям.

Фотографии эбонизированного дерева:


Эта скамейка изготовлен из эбонизированного дерева и плетеной коры гикори.

Читайте также: