Как сделать симметричную композицию

Обновлено: 08.07.2024

Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

Симметрия Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии. Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), (рис.1) * зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), (рис.4) *вертикальная, (рис.1) *горизонтальная, (рис.4) * радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), (рис.2 и 3)


симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)


Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.

Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья, гирлянды, цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо - и конусообразную форму.

Форма-линейно-экспозиции крайне редко бывают симметричными, но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно. Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы В центре - главный элемент, вспомогательные - на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

Асимметрия В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре. Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.


Баланс может регулироваться следующими способами:

Изменением оптического веса основной или второстепенных частей

Удалением или приближением части к групповой оси

К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного - или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Симметрия в фотографии создает мощное визуальное воздействие, которое является одновременно привлекательным и интригующим. В этой статье вы найдете полезные приёмы для создания симметричных композиций, такие как поиск симметрии во время съемки и создание снимков для максимального эффекта. Вы также познакомитесь с некоторыми приложениями для iPhone для создания симметричных фотографий в ситуациях, когда вы не можете найти никакой естественной симметрии.

Что такое симметрия?

Определение симметрии — это «свойство чего-то, что имеет две стороны или половины, которые одинаковы или очень близки по размеру, форме и положению”.

Обратите внимание, что мы говорим не только о зеркальных изображениях. Таким образом, фотография с дорогой или тропой посередине с аналогичными объектами по обе стороны образует симметричную фотографию.

Когда будете искать симметричные фотографии, следите за линиями или объектами, которые создают линии. Затем ищите либо вертикальную, либо горизонтальную линию симметрии.

Почему симметрия в фотографии так сильна?

Как вы, вероятно, знаете, мы запрограммированы, чтобы видеть симметрию привлекательной. Наиболее очевидным примером является то, что мы склонны находить людей с симметричными лицами более привлекательными, чем те, у кого асимметричные лица.

Симметрия в фотографии обеспечивает наш мозг, который всегда ищет структуру и паттерны в мире, чувством гармонии. Симметрия также эстетически приятна из-за баланса, который она обеспечивает в фотографии.

Давайте теперь посмотрим, как создавать потрясающие симметричные композиции с помощью вашего iPhone.

Держите iPhone параллельно предмету

Для того чтобы создать симметричную фотографию, вы должны убедиться, что объектив вашей камеры находится параллельно объекту съемки. Это означает, что если вы будете держать свой iPhone прямо к объекту, то объект на фотографии будет лежать плашмя.

Любой вид наклона приведет к линиям, которые немного искривлены, что может свести наш мозг с ума!

Этот тип выстрела может быть сложным, потому что вы должны быть полностью центрированы, с вашим iPhone параллельно стене перед вами. Малейшее отклонение-и коридор будет отброшен от центра.

Если вы снимаете с слишком низкой высоты с вашим iPhone наклоненным вверх или слишком высоко с вашим заголовком iPhone вниз, вы в конечном итоге получите линии, которые немного сходятся к верхней или нижней части изображения, которое не будет выглядеть так хорошо.

Так что при съемке фотографий с симметричной композицией, Не торопитесь, чтобы убедиться, что ваш iPhone параллельно с вашим предметом. Это хорошо стоит терпения и усилий, чтобы получить его просто правильно.

Используйте вертикальные линии симметрии

Вертикальная линия симметрии проходит прямо по середине фотографии сверху вниз, создавая фотографии с аналогичными левой и правой сторонами. Ищите объекты с вертикальными линиями в сцене, например, деревья, двери, дорожки, архитектура и т. д.

Эта композиция дверного проема особенно хорошо работает, потому что все линии вокруг края фотографии ведут к двери. Опять же, самая важная часть съемки чего-то вроде двери — это держать ваш iPhone параллельно объекту.

Обычно, чтобы улучшить вертикальные линии, лучше всего держать iPhone вертикально. Это обеспечивает максимальное количество пространства для вашей симметрии с каждой стороны.

Удержание iPhone вертикально, в отличие от горизонтальной ориентации, улучшает вертикальную симметрию.

Если держать iPhone в ландшафтной ориентации, то по краям окон оставалось слишком много места и, вероятно, недостаточно места, чтобы захватить свет на полу. Другими словами, композиция была бы слабее.

Используйте горизонтальные линии симметрии

Горизонтальная линия симметрии проходит по середине фотографии слева направо, создавая фотографию с аналогичными верхней и нижней частями. Чтобы наилучшим образом продемонстрировать симметрию в таких фотографиях, держите iPhone горизонтально.


Самое простое место для поиска горизонтальной линии симметрии это водоём. Отражения чего-либо в небе и вдоль береговой линии создают легкую симметричную фотографию.

Конечно, есть больше вариантов создать фотографию с горизонтальной симметрией, чем просто отражения. Следите за линиями, которые проходят горизонтально в других типах сцен, где вы можете создать хорошо сбалансированную симметричную фотографию.

Хотя это не идеальное зеркальное отражение, но горизонтальная симметрия происходит. Если вы разрезаете фотографию пополам по горизонтали, большая часть фотографии выравнивается симметрично, за исключением недостающих кирпичей в нижней части.

Симметрия не должна быть идеальной, чтобы добавить баланс и гармонию в ваш образ, и приведенный выше пример демонстрирует это.

Держите линию симметрии по центру

Композиция является ключевым элементом в симметричных фотографиях. Когда вы находите сцену, которая имеет симметрию, имейте в виду, что ваша линия симметрии должна быть по центру композиции. Это относится как к горизонтальным, так и к вертикальным линиям симметрии.

Если линия симметрии не является центральной, фотография не будет выглядеть правильно. В приведенном выше примере, если расположить вертикальную бетонную колонну левее или правее, фотография не будет иметь такой сильной симметрии.

Используйте приложения для создания симметрии

Если вы не можете найти для фотосъемки какие-либо сцены с симметрией, вы всегда можете использовать приложение для фотографий для создания симметричного изображения. В основном это подразумевает зеркальное отображение существующей фотографии либо по горизонтали, либо по вертикали.


Это абстрактная симметричная фотография московской станции метро Некрасовка. При использовании данного приёма фотография может получиться абстактной, но это не должно вас остановить. Не позволяйте чему-либо удерживать вас от попыток заставить фотографию работать!

В магазине приложений для iPhone есть много приложений с помощью которых можно создать симметричные фотографии. Приложение Photo Mirror Effects Camera позволяет во время съемки фотографий увидеть готовую симметрию. Это приложение быстрое и простое в использовании, даже с готовыми фотографиями.

Если бы дорога была прямой в фотографии была бы естественная симметрия. Но приложение Photo Mirror Effects Camera позволяет отразить изображение, используя вертикальную линию симметрии.

Вертикальные линии в оригинале фотографии выше хорошо смотрятся, но небольшая кривая тропинки разрушила вертикальную симметрию. Поэтому использование приложения Photo Mirror Effects позволило создать горизонтальную симметрию и веселую фотографию.

Рекомендую это приложение, если вы хотите, чтобы возможность фотографировать с зеркальным эффектом была во весь экран.

PhotoMirror — это удивительно подробное приложение со множеством опций, включая выбор различных соотношений сторон, которые многие другие приложения не предлагают. Единственное, чего не хватает, — это живой вид зеркального эффекта в видоискателе, но несмотря на это я настоятельно рекомендую это приложение.

Хотя Circular+ не является приложением для зеркального отображения, оно отлично подходит для создания симметричных композиций и добавления баланса в фотографию. Для этого просто перейдите в раздел редактирование изображения и нажмите кнопку “+”, чтобы добавить повторение.

Теперь вы можете вращать фотографию, пока не увидите линию симметрии, которая вам нравится. Если вы не хотите использовать этот эффект на всех своих фотографиях, он может добавить интересный абстрактный эффект к обычному изображению.

Создавайте неестественные формы в приложениях для симметрии

Когда вы используете приложение для создания симметричной фотографии, есть несколько моментов, которые нужно избегать так, как они в конечном результате могут вызвать проблемы .

Если облака в небе не горизонтальны то при встрече в середине они будут неестественной формы. То же самое происходит с волнами в воде, камнями, деревьями и почти любыми другими объектами, которые можно использовать.

Вот пример проблемных областей, которые нужно искать при использовании таких приложений, как Photo Mirror Effects. Угловатые облака, сходящиеся вместе, выглядят неестественно, а камни, которые сплющиваются вместе, образуют какие-то странные формы.

Это пример нахождения правильной точки для зеркального отображения фотографии в приложении Photo Mirror Effects. Если сдвинуть исходную фотографию немного влево или вправо, дерево на вершине острова имело бы две вершины и выглядело неестественно. В этом случае нужно найти местечко с которого оно могло выглядеть, как обычное дерево.

Еще одна проблема, которая может возникнуть при создании в приложении симметричной фотографии — это проблемы с тенями. Не все тени на фотографии выше падают в одном и том же направлении, что не имеет смысла для нашего взгляда.

При создании симметричных фотографий с помощью приложений, помните об окружающем пространстве вокруг ваших линий симметрии и следите за неестественными или странными формами, вызванными зеркальными объектами.

Перемешайте свои фотографии

Один последний пункт … постарайтесь не застрять поиском в мира симметрии, или вы пропустите другие возможности для фотографий.

После того, как вы сделаете фотографию с симметричной композицией, обязательно переместитесь и сделайте несколько асимметричных снимков. Это добавит разнообразие вашим фотографиям и покажет ваш объект или сцену с разных точек зрения.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

в рамках предпрофессиональной программы дополнительного

Ульяновск 2018 г.

на методическом совете методическим советом

МБУ ДО ДХШ МБУ ДО ДХШ

Протокол № от Протокол № от

Автор: Л.А. Какичева, преподаватель МБУ ДО ДХШ.

Рецензенты: Кузнецов В.С.

Методические указания предназначены для преподавателей детских художественных школ и детских школ искусств, работающих по программе предпрофессиональной подготовки учащихся дополнительного образования в области изобразительного искусства, со сроком обучения 5 лет.

Методические указания можно использовать в качестве учебного пособия для ведения уроков, исключая использование другой дополнительной литературы.

В природе можно наблюдать повсюду картины, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, чем, как мы привыкли говорить, стороны симметрии.

Существуют различные виды симметрии. Самая простейшая – это зеркальная. Примером зеркальной симметрии в природе является бабочка.

hello_html_3cf83a61.jpg

В зеркальной симметрии одна половина композиции является зеркальным отражением другой половины. На чертеже плоскость симметрии изображают линией – осью симметрии.

Расположение центрального объекта на оси симметрии в композиции подчёркивает его значимость.

Примером симметричной композиции в изобразительном искусстве являются архитектурные сооружения, например, Казанский собор.

hello_html_3895ea8a.jpg

Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют диссимметрией. Незначительные нарушения в симметрии привлекают внимание, создают акцент. Эти знания используют для получения острого эмоционального эффекта в композиции. Диссимметрия – это незначительные отклонения в симметричной композиции:

Несущественные отклонения одной из сторон от оси симметрии

Добавление в одну из сторон незначительных деталей – пятен и т.д.

Изменение насыщенности одной из сторон

В природе случаи идеальной симметричной композиции единичны, большинство объектов природы диссиметричны. Геометрическую симметрию чаще можно встретить в объектах, созданных руками человека: архитектура, техника и т.д.

hello_html_4fc62f7e.jpg

Симметрия создаёт впечатление покоя, тишины, торжественности, равновесия.

Ось симметрии может располагаться в различных направлениях.

Симметрия может быть:

hello_html_7f458af5.jpg

hello_html_42ff154f.jpg

hello_html_m2be06565.jpg

hello_html_2b31b60d.jpg

Симметричная композиция легко воспринимается зрителем. Симметричная композиция применяется во всех областях изобразительного искусства.

Практическая работа №1.

Тема: Создание зеркальной симметрии в композиции

Задача: Передача равновесия, устойчивости

Условия: Для выполнения творческой композиции необходимо задать формат – квадрат 15х15 мм, в котором нужно провести ось симметрии (в любом из двух направлений – горизонтально или вертикально). Из плоских геометрических тел (квадрат, круг и любые другие тела) нужно создать композицию, которая обладала бы свойствами уравновешенности и устойчивости.

hello_html_m6b34c725.jpg

Практическая работа №2.

Тема: Создание диссиметричной композиции.

Задача: Передача значимости, равновесия.

Условия: Создание худ. образа на тему цирк или театр. Фигура выполняется в квадрате 15х15, имеет плоскую форму. Образ создан из стилизованных геометрических форм, имеет частичное нарушение симметрии, за счёт разницы деталей.

hello_html_68ac5aa8.jpg

Противоположным симметрии методом организации пространства является асимметрия.

Асимметричная композиция даёт динамику, разнообразие, естественность.

Как мы уже знаем, в симметричной композиции все части уравновешены за счёт зеркальности или расположения объекта вне центральной оси.

Основная задача асимметричной композиции – создание равновесия, которое достигается или расположением цветовых пятен, либо за счёт ритма.

Ритм – это сложный порядок чередования элементов композиции.

hello_html_7543b9e4.jpg

Портрет носит величественный характер, передаёт торжественность и покой.

hello_html_7b51bcab.jpg

И наоборот, на асимметричном фоне – показать симметричный объект.

Практическая работа №1.

Тема: Создание асимметричной композиции.

Задача: Передача равновесия, покоя.

Условия: Создать на асимметричном фоне условную фронтальную композицию с одним симметричным объектом в центре.

hello_html_m54ad94a2.jpg

Практическая работа №2.

Тема: Создание асимметричной композиции.

Задача: Передача движения, динамики.

Условия: На симметричном фоне создать условную композицию силуэтного плана.

hello_html_m18645c9.jpg

Методические указания составлены в соответствии с ФГОС и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся в детских художественных школах.

Указания разработаны по актуальной теме и необходимы для решения учебных задач.

Любое произведение изобразительного искусства должно быть уравновешенным. Причём, даже самая экспрессивная и динамичная композиция всё равно подчиняется закону равновесия, потому что только так она будет завершённой. Но что это означает?

Когда художник изображает какие-либо объекты, то он распределяет их на плоскости листа или холста. Какие-то из них большего размера, какие-то меньшего. Какие-то расположены слева, какие-то справа… Вот это самое распределение предметов в листе может создавать ощущение движения, смещения, уравновешенности и т. д. Посмотрите иллюстрацию с простыми геометрическими фигурами и попытайтесь понять как их расположение создаёт иллюзию движения.

001 Закон равновесия в композиции

А вот теперь нам потребуется пример с весами. Обратите внимание на иллюстрацию ниже. Здесь изображены две ситуации. В одной — весы уравновешены, а в другой — весы наклонились в сторону под тяжестью гири. Тоже самое происходит и в композиции. На рисунке изображен портрет в двух вариантах — в одном композиция находится в равновесии, а в другом — изображение смещается в сторону, создавая ощущение, будто рисунок накренился. Это воспринимается ассоциативно, на уровне ощущений, а происходит из-за неравномерности масс, неравномерности в распределении силуэтов в листе.

002 Закон равновесия в композиции

Теперь становится очевидным что такое равновесие в композиции и насколько оно важно. Но возникает следующий вопрос. Какие существуют способы создания композиционного равновесия и какие схемы построения композиции в этом помогут?

Симметрия и асимметрия

Самый простой способ достичь равновесия — это нарисовать что-то в центре. Тогда левая и правая стороны рисунка будут одинаковыми, словно отражающимися в зеркале. Это называется симметрией. Также будет симметричной композиция, в которой два одинаковых объекта расположены слева и справа. В первом случае (когда Вы нарисуете что-либо по центру) Вы достигнете равновесия и композиция будет выглядеть статично и спокойно. Но во втором случае два одинаковых объекта станут выглядеть скучно, ведь они будут повторяться (хотя Вы и достигнете равновесия). Такое композиционное решение лучше избегать.

003 Закон равновесия в композиции

Есть ещё одна композиционная схема — асимметричная. Это когда левая и правая стороны рисунка разные. Именно она стала популярной ввиду своей динамичности. Художники больше стремятся к асимметрии, потому что она более живая. Но как уравновесить асимметричную композицию в которой левая и правая стороны по определению не должны быть одинаковыми?

004 Закон равновесия в композиции

Добавление массы и принцип рычага

Посмотрите на иллюстрацию. Если на одной чаше весов стоит одна, но большая гиря, то на другой чаше весов следует разместить уже не одну, а две или три гирьки, потому что они меньшего размера. Тогда мы уравновесим чаши весов. Точно также художники достигают равновесия в асимметричных композициях. Если с одной стороны изображён большой предмет, то с противоположной стороны следует нарисовать несколько маленьких. То есть мы как бы добавляем недостающую массу (под массой мы подразумеваем размер). Это будет одновременно и асимметрией и равновесием.

На следующем рисунке слева изображен путешественник, а справа огромное место занимает пространство — пейзаж с горой, речкой, лесом, полем). Кажется, что справа пустота, потому что вышеперечисленные элементы пейзажа не воспринимаются как отдельные объекты. Тогда благодаря чему в этом рисунке достигнуто равновесие? Дело в том, что само пространство пейзажа воспринимается как целый объект, уравновешивающий правую сторону рисунка.

005 Закон равновесия в композиции

Мы рассмотрели как при помощи добавления массы можно достичь равновесия в композиции. Но есть ещё один способ. Это использование принципа рычага. Представьте гаечный ключ. Каким ключом будет легче повернуть гайку — ключом с короткой рукояткой или с длинной? Чем длиннее рычаг, тем легче вращать ключ. Теперь посмотрите на рисунок. На одной чаше весов большая гиря. На другой маленькая. Но чем дальше от середины весов мы будем отодвигать маленькую гирьку, тем больше она будет перетягивать большую гирю. В результате положение весов выровнится. Это и есть принцип рычага. Подобным образом достигается равновесие и в композиции. На приведённом рисунке с левой стороны изображён большой силуэт котёнка, а с правой — крохотная бабочка. Несмотря на свой маленький размер, бабочка уравновешивает композицию благодаря тому, что она расположена на достаточно большом расстоянии от котёнка. Это и есть принцип рычага. Однако, используя этот принцип, нужно тонко чувствовать на какое расстояние отодвигать объект. Если разместить слишком далеко или слишком близко, то это нарушит равновесие.

006 Закон равновесия в композиции

Итак, мы рассмотрели один из важнейших законов композиции — закон равновесия. Он применим к различным жанрам и направлениям в изобразительном искусстве. От станковой живописи, до декоративной композиции и дизайна. Но чтобы в полной мере применить вышеизложенные принципы в своём творчестве, нужно научиться чувствовать равновесие и ритм, потому что художник чаще руководствуется интуицией и чувством, а не линейкой и цифрами.

Читайте также: