Как сделать силлабус

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Syllabi of courses should be placed at the portal prior to September 01, regardless of the actual beginning of the course.

A teacher is responsible for the availability and quality of the syllabus put into the database of the courses.

If a course is taught in a foreign language, its synopsis should be presented to the Office for Education Process Coordination and Monitoring 6 months prior to the beginning of the semester when this course will be taught: for courses in modules 1-2 – prior to February 15 of the current year, for courses in modules 3-4- prior to September 1 of the preceding year.

A teacher may ask a department representative responsible for the editing of the Department site for help in the uploading of the syllabus to the portal.

The course syllabus should contain the following sections:

  • Scope of application and reference to regulatory documents
  • Course objectives
  • Student’s competences after the course
  • Place of the course in the structure of the educational program
  • Course schedule
  • Course content
  • Education technologies;
  • Guidelines for students and teacher
  • Forms of evaluation for the current assessment and attestation
  • Forms of knowledge assessment and grading procedures
  • Learning aids

6.1 Рабочая программа составляется на каждую дисциплину учебного плана:

а) на основании требований ГОСО к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по направлению (специальности);

б) в полном соответствии с учебным планом подготовки по основной профессиональной образовательной программе (специальности).

6.2 Для различных видов обучения (очного, вечернего/заочного) рекомендуется составление единой Рабочей программы (РП). В случае, если дисциплина ведется несколькими преподавателями также рекомендуется составление единой РП.

6.3 Программа разрабатывается преподавателями, рассматривается на заседании кафедры и оформляется протоколом, выписка из протокола представляется в УМС МАБ для утверждения.

Копия утвержденного оригинала рабочей программы на бумажном носителе и ее электронная версия хранятся на кафедре.

6.4 Вновь подготовленные рабочие программы утверждаются заседанием УМС МАБ, проректором по Академическим вопросам (АВ) не позднее 31 августа текущего года.

6.5 Рабочая программа должна регулярно обновляться не реже 1 раза в три года с учетом новейших достижений и инноваций в образовательном процессе, а также экономики, социальной политики, технического прогресса и развития культуры.

6.6Рабочая программа включает:

2 Тематический план изучения дисциплины

3 Содержание тем дисциплины

4 Тематика практических , лабораторных занятий

5 Темы, вопросы и задания по выполнению СРС

6 Перечень основной и дополнительной литературы

7 Примерный перечень тем курсовых работ

8 Вопросы для проведения экзамена

6.6.1Предисловие.Структура предисловия состоит из следующих элементов:

- актуальность и необходимость изучения курса;

- цель и задачи курса;

- пререквизиты и постреквизиты курса;

- перечень знаний, умений, навыков и компетенций которыми должен овладеть студент по завершении данной дисциплины.

Знания подразумевают совокупность сведений, познаний в какой-нибудь конкретной области.

Умение включает в себя способность делать что-нибудь, приобретенную знанием, опытом

Навык – подразумевает умение, созданной упражнениями, привычкой.

Компетенции – включают в себя формирование навыков учения, умения действовать, умения владеть собой, умения жить и работать в коллективе

- трудоемкость курса.

6.6.2Тематический план изучения дисциплины включает в себя название темы, объем каждой темы в академических часах, их распределение по видам учебных занятий (Приложение 1)

6.6.3Содержание рабочей программы должно включать содержание типовой программы по дисциплинам обязательного компонента. По элективным дисциплинам рабочая программа разрабатывается с учетом пререквизитов и постреквизитов дисциплины.

6.6.4Тематика практических, лабораторных занятий(для дисциплин предусматривающих проведение лабораторных занятий)определяет темы, по которым проводятся практические /лабораторные/ занятия с указанием основных вопросов предусмотренных в соответствии с определенной темой.

6.6.5Темы, вопросы и задания по выполнению СРС.

В этот раздел выносится определенный перечень тем, отводимых на самостоятельное изучение, либо дополнительные вопросы по рассматриваемым темам, обеспеченные учебно-методической литературой и рекомендациями. Консультации, контроль и оценку выполнения заданий СРС необходимо проводить на занятиях СРСП.

6.6.6Перечень основной и дополнительной литературы.В рабочей программе необходимо указать не более 5 наименований основной литературы и не более 15 - дополнительной литературы. Указанные источники, имеющиеся в библиотечном фонде МАБ должны быть отмечены звездочкой (*).

6.6.7Темы курсовых работ.Перечень тем курсовых работ разрабатывается ежегодно для дисциплин, по которым предусмотрено выполнение курсовой работы, в соответствии с рабочим учебным планом специальности и утверждается заседанием кафедры на начало учебного года, не позднее 15 сентября.

6.6.8 Вопросы для проведения экзамена.Количество экзаменационных вопросов для разработки тестовых заданий по дисциплине с объемом 1-2 кредита должно составлять не менее 100, 3 кредита – 150, 4 кредита – 200.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ СИЛЛАБУСА

7.1 Основой разработки силлабуса является основной методический документ – рабочая программа дисциплины, которая содержит описание учебной программы преподаваемой дисциплины. Силлабус является основным информационным источником для изучения дисциплины студентом и разрабатывается преподавателем, который осуществляет преподавание этой дисциплины. В силлабусе необходимо кратко ознакомить студента с содержанием дисциплины, ее актуальностью и необходимостью, политикой курса. Силлабус выдается студенту на первом занятии каждого академического периода.

7.2 В структуру силлабуса должны быть включены следующие компоненты (Приложение 4):

1. Титульный лист

2. Содержательная часть оформления силлабуса:

· Введение(перечень знаний, умений, навыков и компетенций которыми должен овладеть студент по завершении данной дисциплины);

· краткое описание дисциплины;

· содержание практических и лабораторных занятий, форма контроля и оценка;

· график проведения СРСП;

· распределение баллов по видам занятий;

· список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной);

· политика выставления оценок;

7.2.1 Описание пререквизитов и постреквизитов дисциплины включает в себя перечень дисциплин, обязательных для освоения до и после изучения данной дисциплины. Грамотное описание пререквизитов и постреквизитов позволит понять взаимосвязь и логическую последовательность изучения данной дисциплины.

7.2.2 Краткое описание дисциплиныдолжно содержать актуальность и своевременность изучаемой дисциплины, цель и задачи; систему навыков и умений, которыми должен обладать студент после окончания изучения дисциплины.

7.2.3 Календарно-тематический планоформляется в виде таблицы с содержанием следующих разделов:

Наименование темы Распределение по неделям
Лекции Практические занятия СРС СРСП

7.2.4Содержание практических или лабораторных занятий, форма контроля и оценка

оформляется в виде таблицы с содержанием следующих разделов:

№ темы Вопросы практических занятий Литература Форма контроля Макс. балл

7.2.5График проведения СРСПсодержит список заданий студенту, перечень и содержание самостоятельной работы студентов (СРС). Данный раздел силлабуса должен быть наиболее полным и представлять собой руководство студенту по подготовке к занятиям. Раздел включает следующие компоненты:

· задание на самостоятельную работу студента (СРС);

· сроки сдачи СРС на занятиях СРСП, в соответствии с расписанием;

· оценка результатов выполнения заданий (в таблице указывается максимальный балл по каждому заданию).

График проведения СРСП оформляется в виде нижеприведенной таблицы:

№ темы Задания на СРС Литература Форма контроля Сроки сдачи (неделя) Maкс балл.

В силлабусе для обучающихся преподавателям следует четко определить назначение СРСП по данной дисциплине, и какие виды работ будут охватываться при проведении СРСП. Важно нацелить студента на необходимость соблюдения сроков и требований, подготовку и ответственность для выполнения требуемых заданий для повышения мотивации студентов к обучению.

7.2.6 Список рекомендуемой литературывключает основную и дополнительную. Оптимальное количество источников основной литературы рекомендуется не более 2-5 базовых учебников и нормативные документы. Список дополнительной литературы рекомендуется включать не более 10-15 источников, а также Интернет-источники со ссылкой на сайт.

7.2.7 Политика выставления оценок Одним из элементов организации учебного процесса в условиях кредитной технологии обучения является использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся. Политика выставления оценок основывается на принципах объективности, прозрачности, гибкости и высокой дифференциации.

Калякина Ксения Андреевна 1 , Колдина Маргарита Игоревна 2
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4 курса
2 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, к.п.н., доцент

Kalyakina Kseniya Andreevna 1 , Koldina Margarita Igorevna 2
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, student
2 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Ph. D., associate Professor

Как определяет E. C. Горохова, самостоятельная работа студентов – это вид учебно ‐ познавательной и общественно-значимой деятельности обучающихся, направленной на развитие общекультурных и профессиональных компетенций, состоящей в выполнении студентами комплекса усложняющихся заданий при консультационно ‐ координирующей помощи преподавателя и ориентированной на самоорганизацию деятельности обучающихся в условиях содержательно
смыслового структурирования их личностного времени [2].

Как указывает И. Э. Хмелина, немалая часть студентов, как первых, так и последующих курсов, обучается значительно ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самообразования. Поэтому перед преподавателем каждого учебного предмета в вузе ставится задача, предельно используя специфику дисциплины, помочь обучающемуся наиболее эффективно выстроить собственную учебно-познавательную деятельность, целесообразно проектировать и реализовывать самостоятельную работу, обеспечить формирование общих умений и навыков самостоятельной
деятельности [6].

Силлабус включает в свою структуру краткую аннотацию учебного предмета, цель его изучения, план освоения тем, условия эффективного и успешного изучения и т.д. Проводя аналогию с системой образования в России, стоит сказать, что в ней место подобного документа в основном занимает рабочая программа конкретной дисциплины. Однако всё большую популярность в практике как самообразования, так и углубления собственных знаний по определённой дисциплине набирает именно силлабус, поскольку позволяет сформулировать чёткую последовательность действий, удобен и эффективен в обращении. Предъявляемая студенту рабочая программа курса должна содержать определённую маршрутизацию, предоставляющую студенту возможность адекватно оценить свою собственную работу и сделать вывод о своём месте на пути к достижению образовательных результатов [1].

Силлабус выступает и как средством продуктивной рефлексии собственных учебных достижений, и как важным конструктивным ресурсом и своего рода гидом по маршруту личного профессионального становления [4].

Описание целей изучения содержатся в разделе Политики учебной дисциплины совместно с задачами дисциплины и требованиями преподавателя:

1. Общие требования преподавателя (политика учебной дисциплины):

1.2. В процессе изучения дисциплины студент должен выполнить и сдать все задания, описанные в технологической карте. По результатам всех видов работ выставляется балл, который затем суммируется.

1.3. К экзамену допускаются студенты, выполнившие все контрольные мероприятия и набравшие не менее 55 баллов.

Основные цели дисциплины:

Формирование у студентов фундаментальных знаний об институтах уголовного права, признаках отдельных видов преступлений, о
науке уголовного права, современном состоянии уголовного
законодательства и перспективах его развития, а также практических навыков правильно квалифицировать то или иное общественно опасное деяние.

В результате успешного освоения дисциплины студент будет:

– знать понятие, предмет, задачи и систему уголовного права как отрасли права и науки;

– иметь представление об уголовном законодательстве;

– выявлять признаки преступления, его состав и характеризующие его элементы;

– дифференцировать обстоятельства, исключающие преступность деяния;

– различать виды наказания, условия его применения;

– применять уголовный закон при решении вопросов уголовной ответственности;

– правильно квалифицировать деяния, подпадающие под признаки, предусмотренные уголовным законом;

– определять основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания;

– ориентироваться в уголовных законах и других нормативных актах.

Студент получит возможность отработать навыки:

– правильного определения правовой базы и подбора необходимых материалов, помогающих принимать обоснованные решения;

– владения понятийным и категориальным аппаратом, используемым в сфере уголовного права.

Второй раздел представляет детальный план изучения дисциплины. Согласно технологической карте студент может выбирать индивидуальную траекторию движения в освоении дисциплины. Пошаговая инструкция по изучению дисциплины представлена в таблице 1:

Читайте также: