Как сделать схемы предложений для дошкольников

Обновлено: 04.07.2024

Цель. Практическое усвоение детьми связи слов в предложении.

Оборудование. Предметные картинки.

1. Организационный момент.

2. Рассматривается картинка.

Логопед предлагает детям придумать предложение из двух слов: Мама стирает. Один из детей выкладывает схему предложения на доске. Подсчитывает количество слов в предложении, называя слова по порядку. (Первое словомама, второе словостирает.) Воспроизводит предложение с опорой на полоски. Называет первое слово, указывает на первую полоску, называет второе слово, указывает на вторую полоску.

— Получилось предложение? (Нет.) Что мы не узнали? (Кто стирает) Кто стирает? (Мама.)

Полоска возвращается на место. Предложение воспроизводится целиком: Мама стирает.

— Получилось предложение? (Нет.) Что мы не узнали? (Что делает мама)

Полоска возвращается на место. Предложение воспроизводится целиком.

3. Составление предложения из трех слов.

Логопед предлагает детям составить предложение по той же картинке и новой из трех слов: Мама стирает платье. Выкладывается схема предложения.

Дети воспроизводят предложение по полоскам (произносят слова по порядку, указывают на соответствующую полоску).

— Покажите полоску, которая заменяет слово мама. Покажите полоску, которая заменяет слово стирает. Покажите полоску, которая заменяет слово платье.

Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.

- Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.

- У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

- Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)

- Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

- Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:

СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.

КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.

ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.

- Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)

- А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)

- Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

- Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?

- Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)

- В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)

- Сколько слов в этом предложении? (4)

- В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить

снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)

- Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:

НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.

ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.

ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

- А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)

- Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)

- Какое второе слово? (зима)

- В конце предложения, что ставим? (точку)

- Точка указывает на то, что предложение закончено.

(показ схемы первого предложения)

Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:

1. Схема, какого предложения?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какая полоска нужна для начала предложения?

4. Что ставили в конце предложения?

5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?

- Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)

- Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

- Послушайте первое вопросительное предложение.

Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.

Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.

- А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

- Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)

- Какое предложение стало? (вопросительное)

- Какой знак был? (точка)

- Поменяли, на какой знак? (вопросительный)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Проведем мы сейчас разминку

Возьмите листочки, сделайте комочки.

И поиграем в снежки

И с гостями тоже.

- Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.

- Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.

- Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)

- А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)

- Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)

- А стало, какое предложение? (вопросительное)

- Что вам помогло? (знак, голос, интонация)

- Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.

- Какие замечательные дети!

- Вы сегодня хорошо отвечали!

- Какие прекрасные придумывали предложения!

- С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.

На этом занятии поговорим о словах, обозначающих действия предметов, будем учиться составлять предложения из двух слов и обозначать слова в предложении схемой.

1.

Назови, что ты видишь на картинке


- Что ты сейчас произносил?
- Что обозначают слова, которые ты называл?

2.

- А сейчас мы поиграем в цирк. Я буду дрессировщиком, а ты - дрессированной собачкой. Выполняй мои команды!
- Хлопай! (ребёнок выполняет) Что ты сейчас делаешь? (- Я хлопаю)
- Топай! (ребёнок выполняет). Что ты сейчас делаешь? (- Я топаю)
- Приседай! (ребёнок приседает). Что ты сейчас делаешь? (Я приседаю)

- Что ты сейчас произносил?
- Эти слова обозначали предметы?
- Слова, которые ты произносил, обозначали действия. Ты называл действие.
- Придумай сам слова, которые обозначают действие.
.
- Слова - действия отвечают на вопрос "Что делает?" или "Что делал?"

- Рассмотрите картинки. Назовите слова - действия.


3.

- А сейчас я буду называть слова-действия, а ты догадайся, кто эти действия выполняет, человек какой профессии.
- Лечит -
- Учит -
- Шьёт -
- Рисует -
- Фотографирует -
.

4.

- А теперь поиграем в игру "Я молодец". Я буду говорить о том, что я сейчас делаю, а ты похвалишь себя, и скажешь, что это действие ты уже выполнил.
- Я читаю - Я молодец, я уже прочитал.
- Я рисую - Я молодец, я уже нарисовал.
- Я леплю - Я молодец, я уже слепил.
- Я купаюсь - Я молодец, я уже искупался.
- Я гуляю - Я молодец, я уже погулял.
.
Закончить можно несерьёзным предложением:
- Я дерусь - Я молодец, я уже подрался.

5.

- Скажи, что делает мальчик.


- Если я произнесу слово "мальчик" и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, что он делает?
- Если я произнесу слово "спит" и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, кто спит?

Если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а предложение.

Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. (Выучить наизусть)

- Составь ещё раз предложение по картинке. Сколько слов ты произнёс?
- Давай составим схему предложения. Запомни, что предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Это мы покажем в схеме.


- Составь предложения из двух слов по картинкам и составь схемы этих предложений.

В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

Условные графические обозначения

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

Простые и сложные предложения

  • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

Картинка отличия простого и сложного предложений

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

Условные обозначения членов предложения

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

Особенности предложений

  • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Виды сложноподчинённых предложений

  • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Образец разбора простого предложения

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составляем план простого предложения

Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

  • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
  • простые – Даниил плавал ;
  • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

Простое предложение с однородными членами

Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

Однородные члены предложения

С вводными словами или обращением

На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

Вводные слова в предложении

К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

Обращение в предложении

С деепричастным либо причастным оборотами

Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

Причастный оборот на схеме

Как создать схему предложений с прямой речью

На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

  • выделяются границы предложения;
  • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
  • ставятся знаки препинания.

Прямая речь в предложении

Как составить схему сложного предложения

Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

Сложносочиненное предложение на схеме

Схема бессоюзных сложных предложений с различными знаками препинания

Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

Схема обозначения скобками

Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Составь и запиши предложения по схемам - Занятие по чтению

Упражнение "Составь и запиши предложения по схемам" - это еще одно задание, развивающее речевые способности ребенка и расширяющие его словарный запас. Такое занятие учит составлять грамотные предложения, что очень пригодится ребенку в дальнейшем, когда нужно будет писать сочинения.

Как проводить занятие "Составь и запиши предложения по схемам":

Начинать упражнение с ребенком "Составь и запиши предложения по схемам" нужно такими словами: "Любая фраза, в которой что-нибудь происходит, строится по определённым законам. Даже самая простая. Она - как дом. Например, фундамент у этого домика - "кто". Стены - "что делает?" Крыша - "что". Попробуем начать строительство. Я дам тебе слово для фундамента. Слушай внимательно: "кто" - это кошка. Что она делает? Лакает. Что? Молоко. Кошка лакает молоко. Вот домик и готов. Теперь попробуй построить самостоятельно уже более сложные здания. Не волнуйся: если будет нужно, я помогу"

Итак, приступим к упражнению "Составь и запиши предложения по схемам"

1. Построй фразу по схеме:

Кто? Что делает? Что? Чем?

Предположим, что "Кто?" - это садовник.

2. А теперь схема такая:

Кто? Что делает? Что? Кому?

Примечание для родителей к упражнению "Составь и запиши предложения по схемам"

Первая фраза из "построенных" ребенком самостоятельно может звучать так: "Садовник поливает цветы водой". А может и иначе, например: "Садовник моет голову шампунем". Вариантов существует множество, и это хорошо. Побуждайте ребенка к построению по одному алгоритму разных по содержанию предложений. Это, разумеется, относится и к другим схемам - как к предложенной выше, так и придуманным вами. Чем больше их будет предложено за время периодически повторяющихся занятий, тем лучше.

Читайте также: