Как сделать схему сложносочиненного предложения

Обновлено: 07.07.2024

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни . ни; тоже; также; не только . но и; как . так и);

2) ССП с разделительными союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).

Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:

— явления, происходящие одновременно.

Например: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);

— явления, происходящие последовательно.

Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).

1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и).

В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:

временные отношения.

Например: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани ( сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);

Союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С. Пушкин) — описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

В саду раздавались голоса и был слышен смех — события происходят одновременно.

Я крикнул, и мне ответило эхо — второе явление следует за первым.

— действие и его результат.

Например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

— причинно-следственные отношения.

Например: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина
— второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор — наречие потому.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук — союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.

Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже , как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и .

Например: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато).

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.

Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:

Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой — второе явление противопоставляется первому.

Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы — второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).

Союзы зато , но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении.

Например: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.

В значении противительных союзов употребляются частицы же , только .

Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.

Союз же , как и союзы тоже и также , всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части.

Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то).

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.

Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега – союз тото указывает на чередование явлений.

На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна — союз не т оне то указывает на взаимоисключение явлений.

Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель — союз или указывает на взаимоисключение явлений.

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то лито ли указывает на взаимоисключение явлений.

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.

При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.

Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно :

Например: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Градационные союзы — не только. но и, не то чтобы. но .

Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.


И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.


Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.


Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу.


Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.


В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.


Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.


Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.

Предложение является основной синтаксической единицей в русском языке. Это группа слов, которые объединены между собой смыслом. А грамматической основой является подлежащее (отвечает на вопрос Кто? Что?) и сказуемое (Что делать?). Когда в предложении одна грамматическая основа, его называют простым.

Что такое сложное предложение

Предложение, которое состоит из нескольких (двух, трех или более) простых, называется сложным. Части (грамматические основы) связываются между собой с помощью союзов, союзных слов или интонации.

Мама ушла на работу, а папа уехал в магазин.
Дети кричали громко, я не услышал, что сказала мама.
Белки на зиму запасают орешки, и барсуки готовят припасы.

Простые предложения, являющиеся частью сложного, могут быть как распространенными, так и не распространенными:

  • Голая грамматическая основа. Витя играет, Катя кушает. (бессоюзная связь, части связаны только запятой)
  • Основа со второстепенными членами. Витя в комнате играет машинками, а Катя в столовой долго кушает суп. (это предложение связано союзом)

Составить пример такого типа не тяжело, достаточно собрать несколько простых предложений в одно.

  • Имеем на входе: Маша гуляет . Катя доучивает уроки . Ее мама не отпустила из-за плохих оценок .
  • После объединения: Маша гуляет, а Катя доучивает уроки, потому что ее не отпустила мама из-за плохих оценок.

Союзное предложение

Сложные союзные предложения передают многообразие временных, условных и причинно-следственных связей в тексте. Подобные предложения употребляются в книгах, научных изданиях и классике.

Грамматические основы объединены связью при помощи союзных слов или союзов, в зависимости от специфики построения грамматических основ на выходе мы получаем условные группы. Ниже рассмотрим каждую из них более подробно.

Сложносочиненное предложение

Сложное предложение, использующее сочинительную связь между равноправными частями, которые грамматически не зависят друг от друга называется сложносочинённым.

Девочки танцуют, мальчики сидят и смотрят.
Катя смотрит мультики, а Миша просит включить спортивный канал.

В сложносочиненных предложениях равноправные части связываются соединительными, разделительными или противительными союзами. Более подробно об этом типе предложений мы расписали в таблице ниже, чтобы наглядно можно было понять разницу.

не только – но и

Не только Маше хочется куклу, но и Таня давно о такой мечтает.

Лена катится с горки, да Миша летит кувырком.

Дедушка отказался от прогулки в лесу, зато почитал интересную книгу.

Мы рассчитывали на высокий рейтинг, однако ожидания не оправдались.

Ты придешь, или я к тебе приду.

Сложноподчиненное предложение

Данный вид сложного предложения состоит из неравных частей, то есть главной и зависимой от него.

Дети во дворе делали горку, поэтому папа Саши предложил помочь.

Части соединяются при помощи:

Как и в предыдущем блоке, для наглядности, рассмотрим примеры в виде таблицы:

Бессоюзное предложение

Бессоюзные предложения немного отличаются от представленных выше, их составные части чаще всего являются равноправными. В них отсутствуют союзы, а соединение происходит за счет интонации.

Он встал, не обращая внимания учительница продолжила урок, класс удивился.
Мама не откликалась, на улице была ночь.
Никогда не торопитесь сдать работу, проверьте ошибки еще раз.

Как правило, в таких предложениях составные части можно разделить на несколько простых. При этом смысл не потеряется.

На улице холодно, я одела шапку и вышла, на уроки успеваю. (На улице холодно. Я одела шапку и вышла. На уроки успеваю.)
Все смотрят телевизионный сериал: дедушка сидит в кресле, папа с мамой уютно расположились на диване, мне удобнее на полу. (Все смотрят телевизионный сериал. Дедушка сидит в кресле. Папа с мамой уютно расположились на дивание. Мне удобнее на полу.)

Сложные предложения с разными видами связи

Одно сложное предложение может использовать между своими частями совершенно любой вид взаимосвязи, таким образом в одной конструкции можно увидеть и сложносочинённые, и сложноподчинённые, и бессоюзные предложения.

Чтобы понять автора, достаточно определить порядок группировки простых предложений между собой, в этом помогают знаки пунктуации, союзы и союзные слова.

[С правой стороны высадили большие деревья], (которые закрывали часть фонарей), (от этого идти там было совсем темно), [мы обошли стороной].

В данном предложении четыре грамматические основы: Высадили; закрывали; было идти; мы обошли. Используемые связи: подчинительная и бессоюзная. О подчинительной связи говорят союзные слова: которые, от этого.

Примеры, когда объединяются два и более вида связи

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Весь урок мы писали контрольную, но, когда прозвенел звонок, мы все еще не закончили.

Схема этого предложения [ ], но, (когда …), [ ].

Методика определения сложного предложения

Чтобы определить, сколько грамматических основ в предложении, и к какому типу они относятся, нужно научиться делать синтаксический разбор.

Поэтапные шаги для синтаксиса сложного предложения:

  1. Определите, к какому типу относится предложение. Напоминаем, что их всего три. Повествовательное, побудительное и вопросительное.
  2. Укажите какого вида. Восклицательное или нет.
  3. Найдите все грамматические основы. Посчитайте, сколько простых предложений собрано в одном, расставьте границы.
  4. Анализируйте смысловые части и виды связи. Повторимся, они могут быть бессоюзными, сочинительными или подчинительными.
  5. Охарактеризуйте смысловые отношения между найденными частями.
    • Для Сложносочинённого — укажите тип связи между составляющими.
    • Для Сложноподчинённого — найдите главное и придаточное предложение с указанием типа связи и вида придаточного
    • Для Предложения с разными видами связи — выделите смысловые части и разберите каждую как соответствующее простое или сложное предложение.
  6. Благодаря полному анализу, можно составить схему сложного предложения, указав, как части зависят друг от друга.

Для наглядности разберем подобное. Пошел сильный дождь, как будто стеной оградил нас от остальных ребят, и, чтобы не потеряться, мы решили переждать непогоду, которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложных предложениях, грамматические основы простых предложений, должны выделяться запятыми. Но бывают и исключения. Разберем более подробно.

  • Если в таком предложении имеется второстепенный член предложения, который относится к обеим частям запятая не ставится.
    К Новому году накрыли стол и купили фейерверки.
  • Если обе части сложносочиненного предложения являются вопросительными или побудительными, запятая не ставится.
    Какую ёлку купим и кто будет ее украшать?

Придаточное предложение всегда отделяется запятыми. Одна ставится, если оно расположено в начале или в конце, две ставим, если в середине.

Перед тем, как расставлять знаки препинания, разделите на отдельные грамматические основы. Установите связь между ними. Основные правила, при которых нужно поставить знаки препинания:

  • Запятая ставится между простыми предложениями, отделенными, как союзами, так и бессоюзно.
    Компьютер перестал работать, потому что дома выключили свет, а на телефоне еще имеется зарядка.
  • При бессоюзной связи, если предложения между собой тесно взаимосвязаны, ставим точку с запятой.
    На утро солнечные лучи пробивались сквозь тучи, скоро станет ясно; наконец-то дождь закончился.
  • При бессоюзной связи можно поставить запятую, тире или двоеточие.
    На озере было чудесно, кого тут только не было: из-за травинок выпрыгивали лягушки, над водой летали стрекозы, красивые бабочки садились на цветы.
  • Запятая ставится при стыке союзов разных видов связи, если далее не следует вторая часть двойного союза (то, так, но).
    Наступала весна, и, когда потекли ручьи, снеговик растаял.
  • Запятая ставится при равноправных предложениях.
    На улице светило солнышко, птички громко пели.

Тест на проверку усвоения материала

Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.

Сколько грамматических основ в сложном предложении

  1. Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
    1. 2
    2. 3
    3. 4
    1. 3
    2. 1
    3. 2
    1. 1
    2. 2
    3. 4
    4. 3

    Определение типа связи в сложном предложении

    Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.

    1. Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
      1. подчинительное и сочинительное;
      2. бессоюзное и сочинительное;
      3. сочинительное;
      4. подчинительное и бессоюзное.
      1. сочинительный и подчинительный;
      2. только сочинительный;
      3. только подчинительный.
      1. подчинительные и сочинительные;
      2. бессоюзные;
      3. сочинительные;
      4. подчинительные.

      Определение необходимости знаков препинания

      Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:

      1. Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
      2. Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
      3. Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.

      1-2, 2-1, 3-4, 1-3, 2-1, 3-4.

      Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.

      Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.

      Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибешься.

      Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.

      Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

      Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

      По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

      1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет] (И. Тургенев) - Ни [ ], ни [ ]; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]. (А. Блок) - И [ ], и [ ]; [Только иволги кричат], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - [ ], да [ ];

      б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния]. (И. Гончаров) - [ ], и [ ]; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула], и [из нее показался гражданин]. (М. Булгаков) - [ ], и [ ].

      в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - [ ], и [ ]; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - [ ], и [ ]; [Становилось жарко], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - [ ], и [ ]; [Свободных мест не было], и [им пришлось стоять] (В. Распутин) - [ ], и [ ].

      2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит] (Н. Языков [ ], иль [ ], иль [ ]; То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)

      То [ ], то [ ]; Не то [светало], не то [темнело] (Ю. Герман) - Не то [ ], не то [ ] (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

      4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только . но и, не то чтобы . а (но), если не . то, не то что . но (а), не столько . сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
      значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [ Cm не то что жесток, но [он слишком деятельного характера] (Л. Толстой) - не то что [ ], но [ ]; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только [ ], но и [ ].

      5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - [ ], да и [ ]; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - [ ], да и [ ]; [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели] (И. Тургенев) - [ ]., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

      6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось, правду сказать, неважно] (В. Короленко) - [ ], то есть [ ]; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев] (М. Салтыков-Щедрин) - [ ], а именно [ ].

      Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

      Схема разбора сложносочинённого предложения

      1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

      2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

      3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

      4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

      5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

      6. Объяснить расстановку знаков препинания.

      Образец разбора сложносочинённого предложения

      [Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада> (А. Ахматова).

      То \падал как будто туман], то [вдруг припускал косой, крупный дождь] (Л. Толстой).

      [Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).

      images/slideshow/fact11.jpg

      Русский язык и литература для всех

      Русский язык и литература для всех

      Русский язык и литература для всех

      Синтаксический разбор сложного предложения

      Синтаксический разбор сложного предложения

      Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

      Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

      Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

      Порядок разбора сложного предложения

      1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

      2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

      3.Дать общую характеристику всего предложения.

      4.Описать каждую часть отдельно.

      Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

      Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

      План разбора сложного предложения

      1. Общая характеристика всего предложения:
      • по цели высказывания,
      • по эмоциональной окраске,
      • по количеству грамматических основ,
      • по виду связи между частями.
      1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
      2. Характеристика отдельных частей:
      • по наличию главных членов,
      • по наличию второстепенных членов,
      • по полноте,
      • по наличию осложнений.
      1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
      2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).

      Образцы разбора сложносочинённого предложения

      [Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

      [ = ], и [ - = ].

      * - выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть - односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

      [В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

      [ = ], но [ - = ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть - односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

      [Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

      [ = - ], и [ = - ], и [ - = ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

      [Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

      [ - = ], и [ - = ], и [ - = ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть - двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части - двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

      Образцы разбора сложноподчинённого предложения

      [Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

      [ - = и = ], (как = - ).

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными членами; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

      (Кто там живёт), [не знал я раньше].

      ( Кто = ), [ = - ],

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть - придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

      [Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

      [ - = ], (которую = - ).

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

      [Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

      [ , (когда = ), = и = ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

      Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

      [Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

      [ - = и = ], (что = - ), ( = - ) и ( - = ).

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть - главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части - придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

      [И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

      [ - = ], (как , (на котором - = ), - =, = ).

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ - придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

      [Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

      [ - = , (пока - = ), и = ], (что - = ).

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть - главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО - придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

      Образцы разбора бессоюзного сложного предложения

      [Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

      [ - = и = ], [ = ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть - двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть - односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

      [Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

      бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

      [ - = ] : [ - = и = ], [ = ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть - двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

      Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

      (Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

      (Когда - = ), [ - = ], и [ - ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть - придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть - двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

      [Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

      [ - ], [- = ], [- = ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть - двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

      [Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

      [ - = ], а [- = ], (что и -, и - — - = ).

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть - придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

      [Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

      [ = ] : [- = ], а [ = ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть - односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть - двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

      [Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

      [ = - ], [ - = ], (потому что - = ).

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть - главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть - придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

      [Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

      [ , (когда - = ) и ( - = ), - = и = ] : [ - = ].

      Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть - главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части - придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть - двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

      В данной статье мы разберем такие предложения в русском языке, как сложносочиненные (ССП). Обязательно рассмотрим все существующие типы данных предложений, сочинительные союзы, а также различные схемы и структуры. Рекомендуем вам тщательно изучить именно эту тему, потому что на этих предложениях строятся основные мысли текстов. Сложносочиненные конструкции нужно различать при выполнении заданий и умело использовать при построении собственных сочинений, эссе и т.д.

      Понятие, основные свойства и характеристики

      ССП, или сложносочиненные предложения - конструкции, включающие в себя несколько простых предложений, связанных между собой сочинительной связью. Как правило, все простые составляющие равнозначны между собой и связаны по смыслу, грамматически и по интонации. Часто характеризуют предложения данного типа сочинительные союзы, которые в них являются связывающими звеньями. Итак, рассмотрим отдельно каждый вид сочинительных союзов.

      Рис. 1. Сложносочиненное предложение

      Соединительные

      Выполняют функцию соединения между простыми предложениями в составе сложного, тем самым добавляя в текст некий смысловой оттенок. Наиболее употребляемым является союз “и”. Его можно ясно и лаконично употребить на письме, соединив нужные куски текста. Помимо данного союза, есть и другие, имеющие точно такое же значение. “Да”, “тоже”, “да и”, и т.д. - они выполняют присоединительную задачу, находясь в значении “и”.

      Противительные

      Обладают способностью противопоставлять одну простую часть другой или отчасти сравнивать их. Здесь распространены такие союзы как: “но”, “а”, “да” = “но” и другие. Нередко используются еще и “однако”, “зато”. Эти два союза выражают, соответственно, уступление и возмещение.

      Разделительные

      Обычно применяются в ССП попарно. Сообщают о событиях или явлениях, которые не могут быть совмещены вместе. Предлагают возможность выбора или полностью исключают его. Основными разделительными союзами являются: “не то. не то”, “либо. либо” и т.д.

      Пунктуация в ССП

      При изучении сложных предложений обязательно нужно научиться определять их схемы, а также разбираться в постановке всех необходимых знаков препинания. Начнем с пунктуации. Простые предложения в составе сложносочиненного могут разделяться не только запятой, но и точкой, тире и точкой с запятой. Поговорим о каждом случае отдельно.

      Запятая

      Наиболее частым способом разделения двух или нескольких связанных между собой частей сложносочиненного предложения является постановка запятой. Она ставится и перед одиночными союзами и перед парными.

      • Луна взошла багровая и хмурая, и звезды тоже противились веселью.
      • То небо вдруг становилось ясным, то тучи вновь закрывали его своей серой массой.

      Точка с запятой

      Точка с запятой применяются тогда, когда простые части слишком сильно раскрыты и крайне удалены друг от друга по смыслу.

      Пример: Тем временем кофе было выпито; месяц блекло мерцал на западе и был готов уйти за темные тучи.

      Тире используют лишь в том случае, когда между частями сложного предложения ощущается сильное противопоставление или резкая смена каких-либо событий.

      Без знаков препинания

      Есть и такие ситуации, в которых знаки препинания не ставятся. Здесь ни запятые, ни тире, ни любые другие символы не нужны для разделения простых составляющих ССП. Первый случай таков, что в ССП есть общий член, который связан со всеми простыми частями. От данного слова можно задать минимум по одному вопросу к каждому простому предложению.

      Солнечно (когда?) - завтра, пойдет (когда?) - завтра. Здесь общим членом является обстоятельство “завтра”. Знаки препинания не следует ставить, когда все простые предложения связаны единым вводным словом или конструкцией. Принцип аналогичен предыдущему правилу.

      К несчастью (что?) - разразилась гроза, к несчастью (что?) - начался шторм. Объединяющим вводным словом является “к несчастью”. Запятая не используется, когда в простые предложения объединены общей бессоюзной частью или придаточным элементом.

      Пример: Когда я пришел домой, в квартире блестело от чистоты и с кухни доносился приятный запах готовой выпечки..

      Перечисление

      Запятая или другие знаки обязательно ставятся во всех случаях, когда идет перечисление действий и признаков в составе простых предложений ССП.

      Многократно повторяемый союз “и” исключает действия вышеуказанных правил и составляет отдельный случай установления пунктуации в сложносочиненных предложениях.

      • К несчастью, и гроза разразилась, и начался сильный шторм.
      • Когда я пришел домой, и в квартире все блестело от чистоты, и с кухни доносился приятный запах готовой выпечки.

      После рассмотрения пунктуации в ССП еще одним немаловажным моментом является изучение основных схем и конструкций сложносочиненных предложений. Много заданий направлены именно на изображение таких схем.

      Рис. 2. Сочинительные союзы

      Схемы и конструкции ССП

      • [ ], и [ ]. Стандартный вариант - наличие двух отдельных грамматических основ, соединенных союзом. Разумеется, после первой грамматической основы должна ставиться запятая.
      • [ ], но [ = ]. Указанная схема также является очень распространенной в литературе - наличие двух грамматических основ, но одна из них представлена в сложносочиненном предложении либо только подлежащим, либо только сказуемым.
      • [ ], [ = ], и [ ]. Уже более распространенная схема, чем предыдущие - представлены три грамматических основы, одна из которых является простым безличным предложением. Есть и союз, соединяющий два простых предложения.
      • [ ], или [ ], или [ ], и [ = O, O, O]. Более сложная схема, включающая в себе все рассмотренные варианты - четыре грамматических основы, разделение знаками препинания и наличие различных видов союзов. Дополнительное усложнение придают и однородные члены, входящие в состав безличного предложения.

      Пример: Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.

      Редко в заданиях употребляются более сложные конструкции. Но стоит быть готовым к наличию в схемах обобщающих, вводных слов и т.д.

      Читайте также: