Как сделать схему словосочетания

Обновлено: 07.07.2024

Словосочетание — начальная единица синтаксиса как верхнего яруса языковой системы. Структура его — объединение двух знаменательных слов на основе подчинительной связи. Лексически она выражена вопросом от главного члена к зависимому, грамматически — наличием или отсутствием предлога и изменением окончания.

Как делается синтаксический разбор словосочетания?

Синтаксический разбор словосочетания подразумевает следующие шаги:

  1. Выделить конструкцию из предложения
  2. Указать главное и зависимое слова, их частеречную принадлежность
  3. Определить тип
  4. Назвать вид подчинительной связи

Как правильно разобрать словосочетание?

Разбор словосочетания начинается с выделения его в предложении. Для этого надо помнить, какие структуры не относятся к словосочетаниям: это грамматическая основа — подлежащее и сказуемое; однородные члены, так как они равноправные единицы; сочетание слова и предлога; фразеологизмы; составные грамматические формы, например, сложное будущее время глагола или степени сравнения (более быстрый).

Синтаксический разбор словосочетания, примеры которого встречаются в школьной практике, предполагает письменное обозначение его строения, то есть из слов какой морфологической принадлежности оно состоит.

  • Например, лунный свет — прил. + сущ., бежал по дороге — глагол + существительное.

Что такое синтаксический разбор словосочетания в пункте 3 плана разбора — рассмотрим подробнее. В зависимости от морфологических характеристик главного слова выделяются три типа конструкций:

  1. Именные — с главным элементом именем существительным (лист березы), прилагательным (белый от страха), числительным (пять человек) и местоимением (кто-то из присутствующих)
  2. Глагольные — в них вопрос ставится от глагола к другим частям речи: пойду погулять, читать роман, поступить по справедливости
  3. Наречные — центральным словом является наречие: глупо до смешного, близко от трассы

Узнаем, как разобрать словосочетание в зависимости от типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. У каждого из них есть свои признаки и средства отличия.

Какие виды существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

Грамматически связь между словами оформляется изменением или неизменением зависимой части. Поэтому грамматический разбор словосочетания связан с характеристиками подчинения. Рассмотрим их:

Виды словосочетаний

  • Согласование — тип подчинительной связи, при которой зависимое слово встает в ту же форму рода, числа, падежа, что и главное. Отвечает на вопрос: какой? При изменении главного подчиняющееся слово приобретает те же характеристики: красный мак (оба слова—в ед.ч., м.р., Им.п.) — красному маку (ед.ч., м.р., Дат.п.) Согласуются: прилагательные, полные причастия, порядковые числительные, местоимения, отвечающие на вопрос: какой?
  • Управление — зависимая языковая единица стоит в одной и той же падежной форме, отвечает на падежный вопрос и не меняется вслед за центральным словом: иду по улице, идем по улице. При этом в другом сочетании форма изменится: восхищаюсь улицей, строят на улице и т. д. Становятся управляемыми: существительные, местоимения, указывающие на лицо или предмет.
  • Примыкание — грамматическая связь только по смыслу, так как в роли подчиненного слова выступает неизменяемая часть речи: наречие (очень испугался), деепричастие (читаю склонившись), инфинитив (мечта поступить), сравнительная степень наречия (решает быстрее), притяжательные местоимения его, ее, их (его вопрос).

Примеры разбора словосочетания различаются по наполнению. В школьной практике указываются основные характеристики этой конструкции. Синтаксический разбор словосочетания обязательно включает указание модели и морфологической принадлежности, типа подчинительной связи.

Приведем пример синтаксического разбора глагольного словосочетания отвечать на вопрос:

  1. Глагол в инфинитиве + существительное; связь выражена предлогом и нулевым окончанием
  2. Глагольное
  3. Управление, зависимая часть — существительное среднего рода в ед. ч., Вин. падеже

При углубленном изучении русского языка содержание того, что значит синтаксический разбор словосочетания, расширяется. Например, выделяются категории свободных и связанных единиц. Последними называются словосочетания, играющие роль одного члена предложения. Например, выполняя синтаксический разбор словосочетания множество слов в предложении Множество слов русского языка имеют синонимы — укажем, что оно несвободное.

Как сделать синтаксический разбор словосочетания, если требуется указать смысловые отношения между его частями? Назовем три типа отношений:

  1. определительные (значение признака)
    • смешной клоун, яркие цветы, агрессивная толпа

  2. объектные (связь действия и предмета)
    • убирать посуду, лечить людей, прочитавший роман

  3. обстоятельственные (характеристика действия)
    • смотреть пристально, далеко уехать, сделать назло

Вопрос, как делать синтаксический разбор словосочетания, связан с обязательным учетом его семантики и типа взаимоотношений между компонентами.

В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.

По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).

Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).

Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.

Пример разбора словосочетания.

На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.

Ветер - главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный - зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное, способ связи - согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.

На улице поднялся

Поднялся - главное слово, выражено глаголом; на улице - зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи - управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога "на". Смысловые отношения обстоятельственные.

Солнце - главное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее - зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное; способ связи - согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения - определительные.

Спряталось - главное слово, выражено глаголом; испуганно - зависимое слово, выражено наречием.

Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.

Спряталось за тучи

Спряталось - главное слово, выражено глаголом; за тучи - зависимая часть, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи - управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом "за". Смысловые отношения - обстоятельственные.

Синтаксический разбор словосочетаний

это анализ единиц синтаксиса, то есть словосочетания и предложения. При таком разборе выявляется строение данных синтаксических единиц, их типы, средства связи, которые в них используются.

Синтаксический разбор позволяет обобщить и систематизировать все имеющиеся сведения о словосочетании и предложении, помогает увидеть структуру синтаксических единиц, правила их построения, а значит, правильно расставлять знаки препинания, строить собственные высказывания без грамматических ошибок.

Для каждой синтаксической единицы: словосочетания, простого предложения, сложного предложения – выполняется отдельный вариант разбора.

Что необходимо знать для правильного выполнения синтаксического разбора?

  1. Распознавать различные виды и средства синтаксической связи.
  2. Знать характеристики словосочетаний и классификацию предложений, признаки и способы выражения всех членов предложения.
  3. Чётко различать двусоставные, виды односоставных и неполные предложения.
  4. Знать разновидности осложнённых предложений
  5. Знать классификацию сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
  6. Распознавать средства связи в сложном предложении.

Типичные ошибки при синтаксическом разборе:

  1. Неправильное выделение словосочетания из состава предложения.
  2. Неверная характеристика типа сказуемого.
  3. Смешение частей речи и членов предложения.
  4. Неправильное определение видов односоставных предложений.
  5. Неразличение неполных и односоставных предложений.
  6. Смешение понятий простого и сложного предложения.
  7. Ошибки в характеристике способов осложнения простого предложения.
  8. Неверная характеристика типов сложного предложения.
  9. Неразличение союзов и союзных слов.

Среди заданий ЕГЭ есть задания на определение вида подчинительной связи в словосочетании, вида связи в сложном предложении, поэтому умение делать синтаксический разбор является очень важным в подготовке к ЕГЭ.

Синтаксический разбор словосочетания

это сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Слова в словосочетании связаны подчинительной связью, что означает наличие главного и зависимого слова (мы задаём вопрос от главного к зависимому). Средствами связи слов в словосочетании являются предлоги и окончания.

План разбора

  1. Выписать словосочетание из предложения.
  2. Поставить вопрос и определить главное и зависимое слово.
  3. Установить, какими частями речи являются главное и зависимое слова.
  4. Назвать тип словосочетания по главному слову.
  5. Определить вид подчинительной связи.

Образец разбора

В избушке (какой?) маленькой.

  • существительное + прилагательное;
  • именное;
  • согласование.

(главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже: женский род, единственное число, предложный падеж; при изменении главного слова изменяется и зависимое: избушку маленькую, избушек маленьких и т. д.).

  • глагол + предлог + существительное в предложном падеже;
  • глагольное;
  • управление.

(главное слово управляет зависимым, при изменении главного зависимое остаётся в том же падеже – в нашем случае в предложном, жил в избушке, жили в избушке, живёт в избушке и т. д.).

  • глагол + предлог + существительное в творительном падеже;
  • глагольное;
  • управление.
  • глагол + наречие;
  • глагольное;
  • примыкание.

(зависимое слово является неизменяемой частью речи, поэтому примыкает к главному, то есть присоединяется только по смыслу).

Типы словосочетаний по главному слову

Имя существительное, которое может распространяться:

  • прилагательным (интересная книга, медленный танец, осенние листья);
  • существительным (стакан молока, искры от костра, скульптура из дерева);
  • местоимением (моя комната, ваши слова, свой дом):
  • порядковым числительным (пятый класс, восьмое марта, двенадцатую ночь):
  • наречием (прогулка пешком, экскурсия верхом, движение напролом);
  • неопределённой формой глагола (мечта уехать, надежда выздороветь, желание помочь);
  • причастием (растущее дерево, спиленный тополь, улыбающийся ребёнок).

Имя прилагательное, способное распространяться:

  • именем существительным (бледный от болезни, красный от смеха, смуглый от загара);
  • местоимением (важный для всех, известный каждому, любимый нами);
  • наречием (очень весёлый, слишком откровенный, довольно старый);
  • неопределённой формой глагола (готов помочь, должен сказать).

Имя числительное с зависимым словом:

  • именем существительным (первый в строю, двое из ларца, один дома);
  • причастием (двое из вошедших, один из провожающих, первый попавшийся);
  • местоимением (трое из нас, первый из вас, два среди всех);
  • числительным (первый из восьми, четыре из пяти, один из ста);
  • наречием (второй справа, первый впереди, двое слева).

Местоимение с зависимым словом:

  • прилагательным (что-нибудь интересное, кто-то известный, нечто красивое);
  • причастием (кто-то кричащий,нечто волнующее, что-то грохочущее);
  • существительным (кто-то из учеников);
  • местоимением (каждый из них, всякий из вас).
  • существительное (купить молока, сесть в поезд);
  • местоимение (узнать обо всём, рассказать ему);
  • наречие (громко петь, весело смеяться);
  • неопределённую форму глагола (просил написать, хочет увидеть);
  • деепричастие (ушёл не оглядываясь, рассказывал сидя).

Глагольными также являются словосочетания с главным словом, выраженным особыми формами глагола – причастием и деепричастием (потемневшие от гнева, надеясь на победу).

  • существительным (незадолго до отправления, поблизости от поезда);
  • местоимением (далеко от меня, близко от нас);
  • другим наречием (слишком мало, очень тяжело).

Виды подчинительной связи в словосочетании

  1. Согласование – уподобление зависимого слова главному в общих для них грамматических категориях.
  • грамматическая основа предложения (я возмутился);
  • сочетание знаменательного и служебного слов (около дома);
  • однородные члены (лёд и вода);
  • сложные формы будущего времени и сравнительной степени (буду искать, более мощный);
  • фразеологизмы (водить за нос, спустя рукава).

Умение вычленять из предложения словосочетания, правильно ставить вопросы от главного слова к зависимому поможет при выполнении синтаксического разбора предложения.


Ольга! Спасибо огромное за такой подробный разбор сложного предложения. Завела папку для сына, мы на пару разбирались с вашими рекомендациями, распечатали и вложили в папку. Она у нас особая: сын воспринимает только те правила, над которыми работал сам, а не слушал от учителя. Справочные сайты нам не подходят — они либо слишком сухие, либо слишком адаптированные под ленивый школьный ум:). У вас — тот же урок, но самостоятельного изучения. Сын горд, что переварил все, что вы здесь дали)). Удачи вам, будем вашими читателями.

Решил проверить, что же я помню со времён школьной скамьи? Да, должен признаться, что-то да позабыл, но с вашей подробной статьёй всё себе вновь напомнил. Спасибо большое. Теперь, если дети будут обращаться ко мне за помощью с домашним заданием, смогу им и помочь, и объяснить. Ещё не раз буду обращаться к вашему сайту, к вашим статьям.

Спасибо, Михаил. Очень рада, что сайт Вам помог.

Рада, что Вам что-то пригодилось. Удачи в работе!

Ольга Анатольевна, помогите, пожалуйста, правильно выделить словосочетания из предложения:

Лесная мышь свила гнездо из травинок и стебельков.
Свила (из чего?) из травинок или Гнездо (из чего?) из стебельков.

Спасибо.

Свила (что?) гнездо, гнездо (какое?) из травинок; во втором словосочетании зависимое слово является несогласованным определением.

Сайт достаточно молодой и только начинает развиваться. Поэтому буду благодарна, если вы выскажете свое мнение. Полезным ли оказался ваш визит сюда? Если не нашли нужного материала, поделитесь, учту в дальнейшей работе.

Уважаемая Ольга Анатольевна! Большое вам …

Простым и понятным языком очень доступно …

Нет, не безличное, это двусоставное пред …

Рада помочь, пользуйтесь, желаю успеха!

Отличный материал. Наглядно и почти исче …

Здравствуйте, уважаемый гость! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Надеюсь, что Вы сможете здесь найти для себя интересный и полезный материал. Если есть предложения или вопросы, пишите, буду рада общению, обмену идеями.

С ув. Ольга Дьяченко.

Все материалы на сайте защищены авторским правом. При копировании или использовании обязательна активная ссылка на источник с оригиналом статьи.

На сайте используются авторские картинки, а также фото, взятые из открытых источников. Если какое-то изображение используется мной с нарушением Ваших авторских прав, прошу сообщить об этом по обратной связи, проблема будет устранена.


На этом уроке мы узнаем, что такое словосочетанию. Узнаем, какими бывают словосочетания в зависимости от главного слова. И выясним, какие бывают типы связи между словосочетаниями.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Словосочетание"

На уроке мы познакомимся со словосочетанием, тремя видами подчинительной связи в словосочетании, проанализируем средства связи в них, какими бывают словосочетания в зависимости от того, какой частью речи выражается главное слово.

На уроке мы

Словосочетание, как и предложение, является основной единицей синтаксиса.

Слово синтаксис произошло от греческого syntaxisсоставление, сочетание. Это раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц и принципы построения связной речи.

Словосочетание – это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью.

Равноправны ли слова в словосочетании? Не совсем. Хотя слова и принадлежат к знаменательным частям речи, но в словосочетании одно из них непременно будет главным, стержневым, а другое – зависимым, определяющим.

Рассмотрим словосочетания летний день, высоко над землёй, пролить воду. Главными словами будут день, высоко, пролить. А слова летний, над землёй, воду будут зависимыми. Связь словосочетания и предложения состоит в том, что словосочетание формируется в предложении и выделяется из него.

Схема словосочетания

Какие же виды подчинительной связи существуют в словосочетании? Их всего три: согласование, управление и примыкание.

1. Согласование – это вид связи, в котором главное и зависимое слово полностью во всем согласны, то есть совпадают в роде, числе и падеже.

Главным словом при согласовании могут быть существительное, местоимение или субстантивированное слово.

Субстантивированное слово – это любая часть речи, которой стало свойственно понятие предметности.

Рассуждаем так

Зависимым словом при согласовании могут быть местоимения, прилагательные, порядковые числительные и причастия.

Зависимые слова при согласовании:

Рассуждаем так

Рассуждаем так

Вывод: при согласовании оба слова, главное и зависимое, совпадают в роде, числе, падеже, то есть согласуются. Оба слова в этом случае полностью совпадают во всех формах.

2. Управление. Само название вида управления говорит само за себя. Это такой вид подчинительной связи, где главное слово требует от зависимого слова определённой падежной формы, то есть управляет им.

Главным словом при управлении чаще всего бывает глагол, а зависимым – существительное и местоимение.

Рассмотрим несколько примеров.

Помогать мне. Что делать? Помогать. Главное слово выражено инфинитивом несовершенного вида. Помогать кому? Мне. Зависимое слово выражено личным местоимением в дательном падеже, которого требует главное слово.

Рассуждаем так

Идти в парк. Что делать? Идти. Главное слово выражено инфинитивом несовершенного вида. Идти куда? В парк. Зависимое слово выражено существительным с предлогом в винительном падеже.

Рассуждаем так

Вывод: управление может быть как предложным, так и беспредложным. При управлении главное слово управляет другим, и в подчинение попадают существительные и местоимения.

3. Примыкание. Слова в таком словосочетании сосуществуют благодаря порядку слов и интонации подчинения.

Чаще всего главным словом бывает глагол, а вот зависимым могут быть только неизменяемые слова или формы слов, то есть инфинитив, деепричастие, наречие.

Рассмотрим несколько примеров.

Приехать издалека. Что сделать? Приехать. Главное слово выражено инфинитивом совершенного вида. Приехать откуда? Издалека. Зависимое слово выражено наречием.

Рассуждаем так

Готов помочь. Каков? Готов. Главное слово выражено краткой формой прилагательного. Готов к чему? Помочь. Зависимое слово выражено инфинитивом совершенного вида.

Рассуждаем так

Работать не переставая. Что делать? Работать. Главное слово выражено инфинитивом несовершенного вида. Работать как? Не переставая. Зависимое слово выражено деепричастием.

Рассуждаем так

Вывод: при примыкании главное и зависимое слова сосуществуют по-соседски, не совпадая в формах и не требуя друг от друга никаких падежей.

Как связываются слова в словосочетаниях? Для этого существуют такие основные средства связи: окончания и предлоги.

В зависимости от того, какая часть речи является главной в словосочетании, они подразделяются на следующие виды:

1. Именные. Название говорит нам о том, что главными словами будут существительные, прилагательные, числительные, местоимения: пасмурный день, вялый по натуре, третий от края, никто из нас, кто-то в

2. Глагольные. В данном случае в качестве главного слова выступает глагол в различных формах: смотрю фильм, стучал в дверь, дать добро.

3. Наречные. В качестве главного слова выступает наречие: особенно приятно, больно до слёз.

Не являются словосочетаниями:

- Сочетание подлежащего и сказуемого. Библиотека закрыта. Поезд уезжает. День пасмурный.

Не являются словосочетаниями:

- Ряд однородных членов предложения: цветы и травы; то дождь, то снег и т.д. (они связаны сочинительной связью).

Не являются словосочетаниями:

- Форма сложного будущего времени: буду петь.

Не являются словосочетаниями:

- Составная форма превосходной степени: самый надежный, наименее опасный.

Не являются словосочетаниями:

- Фразеологические обороты, так как слова в них утратили свое первоначальное лексическое значение и их можно заменить одним словом: сесть в лужу – опростоволоситься, без царя в голове – дурак.

Не являются словосочетаниями:

Подведем итоги урока:

· Словосочетание - это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью.

· Слова в словосочетании связаны тремя видами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

· В зависимости от того, какая часть речи главная в словосочетании, выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания.

· Словосочетание не имеет законченной мысли, а употребление словосочетаний позволяет говорящему точно выразить смысловые и стилистические оттенки высказываний.

При построении схем подчинительных словосочетаний нужно учитывать:

1) тип словосочетания по главному слову (главное слово на схеме обозначается значком х);

2) способ и средства синтаксической связи;

3) семантику словосочетаний.

Схема словосочетаний строится по начальной форме и отражает их нулевое (грамматическое) значение, обусловленное категориальными значениями слов, образующих словосочетания. На схеме семантика показывается вопросами, которые также могут быть обусловлены лексическими значениями сочетающихся слов. В конкретных словосочетаниях зависимое слово может иметь синкретичную семантику: в таких случаях может быть задано два вопроса:


На месте прилагательного может быть и другое согласуемое слово (местоимение-прилагательное, порядковое числительное, причастие).

По первой схеме могут быть построены и необычные по лексической (речевой) семантике словосочетания: голодный прейскурант (А. С. Пушкин), зимние глаза (А.Герцен), горячий снег (Ю. Бондарев) и др.

Словосочетания, построенные по второй схеме, обычно имеют зависимое слово с синкретичной семантикой;

2) схемы глагольных словосочетаний:


Схемы глагольных словосочетаний многочисленны. Указаны лишь основные схемы. Схемы остальных словосочетаний строятся аналогичными способами.

В общей схеме не поставлены вопросы, т.е. их качество определяется лексическими значениями конкретных словосочетаний.

Читайте также: