Как сделать схему предложения с однородными членами

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

В схеме предложения однородные члены представляются в виде кружков.Если они просто перечисляются без союзов, то они отделяются просто запятыми, если союзы присутствуют, они также отображаются.
Пример: Листья красные, желтые, зеленые, кружились у ног.
схема: О,О,О.
ИЛИ:
У нас есть торты, и пирожные, и шоколад.
схема: О, и, О, и О.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Каждый день мы используем конструкции с однородными членами в своей речи — это происходит легко и естественно. Но давайте погрузимся в теоретическую часть и узнаем, что такое однородные члены предложения в русском языке.

О чем эта статья:

3 класс, 8 класс

Понятие однородных членов предложения

Однородные члены предложения (далее — ОЧП) — это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Проще говоря, все они отвечают на один вопрос, связаны с одним и тем же словом в предложении и, чаще всего, выражены одной частью речи.

Впервые тему однородных членов предложения школьники проходят в 3 классе и постепенно углубляют свои знания до 8 класса.

Правило звучит так.

Если два или более члена предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, то они являются однородными членами предложения.

Однородными членами может быть любая самостоятельная часть речи:

Какие члены предложения могут быть однородными:

Катя, Аня и Дима живут в одном дворе.

На занятиях мы лепим, играем, разговариваем.

Они создают сложный и долгосрочный проект.

Тамара получила на новый год новую куклу и книгу.

Сегодня и завтра у нас будут гости.

Порой у школьников возникает вопрос: как обозначаются однородные члены предложения. Ответ простой: никакого особого обозначения для ОЧ нет, мы подчеркиваем их так же, как обычные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения или обстоятельства.

Теперь покажем в виде схем, как однородное подлежащее, однородное сказуемое, однородное обстоятельство, однородное дополнение, однородное определение взаимосвязаны с другими членами предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

В таблице есть примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.

Член предложения На какой вопрос отвечают Примеры
Подлежащее Кто? Что? Вика, Таня и Леша качались на качеле. На моей даче живут черепаха и кошка.
Сказуемое Что делать? Что сделать? Вчера в школе мы рисовали, пели и играли. Аня хорошо читает, пишет и говорит по-английски.
Определение Какой? Который? Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Дополнение Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? (вопросы косвенных падежей) Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан.
Обстоятельство Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево.

Теперь мы знаем на какие вопросы отвечают однородные члены предложения.

Способы определения однородных членов предложения

Давайте разберемся, как найти однородные члены предложения.

Алгоритм определения однородных членов предложения:

Определить главные и второстепенные члены предложения. Отметить подлежащее и сказуемое;

Установить, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;

Определить, какой связью они связаны:

сочинительной, которая выражена союзами,

бессоюзной, которая выражена с помощью перечислительной интонации.

Я выбрала букет из белых, розовых и зеленых хризантем.

Хризантем (каких?) белых, розовых и зеленых — однородные определения, так как они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову (хризантем) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).

В предложении может быть несколько однородных членов:

Артем и Маша много смеялись, пели и танцевали.

Артем и Маша — однородные подлежащие; смеялись, пели и танцевали — однородные сказуемые.

Теперь мы знаем, как определить однородные члены предложения.

А сейчас расскажем, какие члены предложения не являются однородными.

Если члены предложения относятся к одному и тому же слову, но отвечают на разные вопросы — их нельзя назвать однородными:

Я приду в гости завтра.

Я приду (куда?) в гости (когда?) завтра.

Однородными членами предложения не являются

Повторяющиеся слова, которые выступают в роли единого члена предложения: мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились.

Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и закричу; пойду переверну.

Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними: ни взад ни вперёд; ни за что ни про что; ни сном ни духом; и смех и грех; и так и сяк.

Я мечтаю побывать на Эльбрусе, на Кавказе.

Побывать (где?) на Эльбрусе, на Кавказе — не однородные обстоятельства. На Кавказе — уточняющее обстоятельство, которое объясняет, где именно находится Эльбрус.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Чтобы правильно использовать ОЧП, нужно знать правила расстановки знаков препинания между ними. Рассмотрим тему пунктуации при однородных членах предложения.

Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:

обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены — части этого целого:

обобщающее слово обозначает общее понятие, а однородные члены — более частные понятия:

Пронзительно кричала птица: петухи, гуси, индейки. (Фадеев)

Запятая ставится:

Если есть повторяющиеся соединительные или разделительные союзы:

и. и; ни. ни; также; тоже; как. так и;

или. или; либо. либо; то. то; не то. не то.

Я выполнила задание и по русскому, и по математике.

Если есть два и более ОЧП без союзов:

В парке было свежо, тихо, спокойно.

Если ОЧ связаны противительными союзами в значении но:

а, но, хотя, да, однако же, зато.

Эти конфеты дешевые, но очень вкусные.

Запятая НЕ ставится:

Если между двух ОЧ есть союз:

Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать.

В устойчивых выражениях с повторяющимися союзами и. и, ни. ни:

ни конца ни края; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни тот ни другой; и холод и голод; и туда и сюда; и день и ночь.

Ни тот ни другой не помог мне решить задачу.

Если группы однородных членов разбиты на пары:

В магазине мы купили все к столу: фрукты и овощи, рыбу и мясо, конфеты и печенье.

Кроме запятых в предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.


Однородные члены предложения

Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, относящиеся к одному члену предложения и связанные между собой сочинительной связью. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

Однородные члены могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Распространенные имеют при себе зависимые слова. И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился .

В предложении может быть не один ряд однородных членов. Русский народ смышлён и понятлив , усерден и горяч ко всему благому и прекрасному .

Однородными членами предложения не являются:

  • повторяющиеся слова, произносимые с интонацией перечисления. Зимы ждала, ждала природа . Слова ждала, ждала употребляются в предложениях для того, чтобы подчеркнуть множество предметов или длительность действия. Такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения;
  • два глагола в одной форме, выступающие в роли единого сказуемого (при втором слове стоит частица не или так). Кричи не кричи, хочешь не хочешь, гулять так гулять .
  • устойчивые сочетания с двойными союзами и … и, ни … ни. Например: и так и сяк, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо .
  • парные сочетания синонимического, антонимического или ассоциативного характера, например: шито-крыто, пошло-поехало, житьё-бытьё, любо-дорого, худо-бедно и т. п.; вопросы-ответы, купля-продажа, вверх-вниз, вперёд-назад и т. п.; хлеб-соль, (по) грибы-ягоды, (по) рукам-ногам, братья-сёстры, внуки-правнуки и т. п. Такие сочетания не разделятся запятой, а соединяются дефисом;
  • два глагола в одной форме, указывающие на движение и его цель или образующие смысловое целое. Идём себе разговариваем. Присядь отдохни.

Однородные члены связываются при помощи сочинительных союзов и интонации или только при помощи интонации.

Однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами:

  • соединительными (и, да (= и), ни … ни): А цветы белые да пышные ;
  • разделительными (или, то … то, либо и др.): Он с подозрением посматривали то на хозяина, то на вожатого ;
  • противительными (а, но, да (= но), однако и др.): Она говорила мало, но толково .

В предложении с повторяющимися союзами всегда на одну запятую меньше, чем однородных членов.

Однородные и неоднородные определения

Определения бывают однородными тогда, когда каждое из них относится к определяемому слову, т. е. когда они соединены между собой сочинительной связью и произносятся с перечислительной интонацией. Однородные определения характеризуют предмет или явление с одной и той же стороны (по цвету, материалу, свойствам и т. д.). Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь .

Неоднородными определения бывают тогда, когда они характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае между определениями нет сочинительной связи и они произносятся без перечислительной интонации. Скворцы служат образцом доброй трудолюбивой семейной жизни.

В таблице представлены правила различения однородных (запятая между ними ставится) и неоднородных (запятая не ставится) определений.

Различение однородных и неоднородных определений

Однородные члены предложения и обобщающие слова

При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающее слово стоит или перед однородными членами, или после них. В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады .

После обобщающего слова перед однородными членами могут быть слова как- то, а именно, например, которые указывают на идущее далее перечисление. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани.

После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога (словом, одним словом). Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

В таблице приведены правила постановки или отсутствия запятой при однородных членах, словник одиночных, повторяющихся и двойных союзов, которые необходимо опознавать в тексте для точного применения правила. Краткий словарик фразеологизмов, синонимичных, антонимичных, ассоциативных пар и другие синтаксические конструкции, похожие на однородные члены предложения, помогут не ошибиться в выявлении однородных членов.

Таблица

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Урок русского языка в 4 классе


Тема: Однородные члены предложения. Схема предложения с однородными членами. Режим дня.

Закрепить понятие "однородные члены предложения".

Уметь разбирать простое предложение с однородными членами.

Уметь ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но).

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдая режим дня.

Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения.

Оборудование:

Схемы предложений с однородными членами предложений.

І . Организационный момент.

Приветствие. Создание эмоционального настроя

ІІ . Актуализация опорных знаний.

Чистописание

Зрительно-слуховой диктант. (слайд 1 )

Слова: утро, обед, пробежка, причесать, умыть, зарядка, ванна, друзья.

В слове утро - найдите согласный, твёрдый, звонкий и непарный звук и запишите эту букву.

В слове обед - найдите и запишите ударный гласный звук в корне.

В слове пробежка - найдите парный согласный в корне.

В слове причесать -выделите безударный гласный в приставке.

В слове умыть - найдите согласный, твёрдый, звонкий, непарный звук и запишите эту букву.

В слове зарядка - найдите парный согласный в корне слова.

В слове ванна - найдите удвоенную согласную.

В слове друзья - найдите и запишите букву, обозначающую два звука.

А теперь соедините все буквы и прочитайте, что получилось.

Р + Е + Ж + И + М Д + Н + Я = РЕЖИМ ДНЯ.

Продолжим минуту чистописания подобными словосочетаниями: Утренняя зарядка, ослепляющая улыбка, красивая осанка.

Девиз: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! (слайд 3)

ІІІ. Определение темы урока

(слайд 4) Прочитав стихотворение, определить тему урока.

Слова есть в предложениях,
Не очень внешне схожие,
Но, полномочия на них
Все поровну возложены.
И подчеркнуть их в предложении нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.

Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.

Наверное, узнали вы,
Слова те благородные -
И это члены предложения,
Какие? . (Однородные)

слайд 5 (Тема урока)

Определение целей урока (слайд 6 – 9)

1. Вспомнить признаки однородных членов предложения .
2. Повторить правило о расстановке знаков препинания при однородных членах .
3. Упражняться в умении находить однородные члены в предложении и составлять предложения.

IV . Повторение изученного

Филворд . Работа в группах. (слайд 10)

Одно из слов показать, чтобы дети поняли принцип работы.

(слайд 11) ключ к филворду

Словарная работа.

Записать слова: завтрак, молоко , зарядка, стакан, бутерброд, гантели, восемь, ужин, обед , кисель, посуда, язык . Определить словарные слова. Поставить в них ударение, подчеркнуть непроверяемые буквы.

Примерный вариант рассказа.

Я встаю в 8 часов утра. Умываюсь, делаю зарядку с гантелями, убираю постель. На завтрак я ем кашу, выпиваю стакан молока и съедаю бутерброд с сыром. Затем иду в школу. В школе я изучаю русский язык, математику, окружающий мир. Время в школе бежит очень быстро. Я иду домой. Отдыхаю, потом делаю уроки. Вечером приходит с работы мама. Она готовит вкусный ужин. Я ужинаю, помогаю маме убрать со стола. Мою посуду. Перед сном я читаю интересные книги и детские журналы. После чищу зубы и ложусь спать в десять часов.

5. Выделенные предложения записать и разобрать по членам предложения и по частям речи.

- На какой вопрос отвечают однородные члены предложения?

- Каким членом предложения они являются?

- К какому члену предложения они относятся?

- Какой частью речи выражены однородные члены предложения?

- С какой интонацией они произносятся?

6. Сделать вывод о признаках однородных членов предложения (слайд 13)

Однородные члены предложения:

Отвечают на один и тот же вопрос

Являются одним членом предложения

Относятся к одному и тому же члену предложения

Обычно выражены одной и той же частью речи

Произносятся с перечислительной интонацией

ФИЗМИНУТКА (слайд 14)

Вам, мальчишки и девчонки,
Приготовила вопросы !
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Раз! Два! (руки над головой)

На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет. (повороты головы)

Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. . . (Дети хором.)

Навсегда запомните,
Милые друзья.
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)

Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Запомните совет полезный,
Не стоит грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)

V . Формирование новых знаний.

1. Возвращение по гиперссылке к слайду 9. Повторение целей урока.

2. Возвращение по гиперссылке к слайду 15

3. Знакомство со схемами соединения и разделения однородных членов предложения.

1. Если однородные члены предложения соединены между собой союзом и, то запятая между ними не ставится.

2. Если между однородными членами предложения нет союзов и они произносятся с перечислительной интонацией, то между ними ставится запятая.

3. Если между однородными членами предложения есть союз а или но, то перед союзом ставится запятая.

4. Если между однородными членами предложения многократно употребляется союз и, то между ними ставится запятая.

5. Если между однородными членами предложения многократно употребляется союз или, то между ними ставится запятая.

4. Закрепление новых знаний. (слайд 16)

1.Подобрать к схемам соответствующие предложения с однородными членами.

2.Записать схему с многократно повторяющимися союзами или и соответствующее предложение предложение в тетрадь.

hello_html_511604f5.jpg

- В русской речи много пословиц о здоровье, здоровом образе жизни. Какие пословицы о здоровье вы знаете? (слайд 17)

VI . Формирование практических знаний, умений, навыков.

ТЕСТ-КОНТРОЛЬ. ( 2 мин. )

Взаимопроверка теста по ключу (слайд 18)

Индивидуальная работа по карточкам. (3 мин.)

VII . Формирование информационной компетентности. Рефлексия.

А теперь мы с вами поработаем в листе достижений.

Подпишите его (слайд 19). Принцип работы следующий:

Отвечать мы будем на следующие вопросы (слайд 20):

Лист достижений

ЗНАЮ п ризнаки однородных членов предложения

УМЕЮ н аходить в тексте однородные члены предложения

УМЕЮ п равильно расставлять знаки препинания

УМЕЮ о пределять их синтаксическую роль (каким членом предложения является)

УМЕЮ составлять схемы предложений с однородными членами

- Скажите, какой цвет преобладает в ваших ответах?

Если зелёный – вы полностью справились с задачами урока.

Если жёлтый – вы хорошо справились, но следует уделить внимание некоторым вопросам.

Ну а если красный – нужно остановиться на этой теме ещё раз.

VIII . Итог урока. (слайд 21)

Назовите тему сегодняшнего урока.

Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

Когда не ставятся знаки препинания между однородными членами предложения?

О чём важном для здоровья человека мы сегодня с вами говорили?

Для чего нужно выполнять режим дня?

Режим дня следует строго соблюдать: вовремя завтракать, обедать, ужинать, ложиться спать, гулять и отдыхать, внимательно слушать на уроках, чтобы не отставать по предметам.

IX . Домашнее задание. (слайд 22)

Составить и записать 5 предложений с однородными членами и подобрать к ним соответствующие схемы; повторить словарные слова.

-Урок окончен. Спасибо за работу! (слайд 23)

Вставь, где необходимо, запятые // Ф.И._________________________

НАШ ЛЕС.

В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут рыжики маслята подберезовики опята. В лесу живут и волки и лисицы и зайцы и белки. Летом в лесу мы часто видим бревна на постройку изб и сараев. Наши кустари делают из дерева ложки корыта колеса телеги сани.

__________________________________________________________________________

Вставь, где необходимо, запятые Ф.И._________________________

У белки мягкая шерсть чуткие стоячие уши быстрые глаза и провор ные цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю не падает. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зернами орехами семенами еловых и сосновых шишек. Зубы у белки стираются но вскоре опять подрастают.

__________________________________________________________________________

Вставь, где необходимо, запятые // Ф.И._________________________

Волк для деревни — первый враг и разбойник. Он ходит бродит около ско та. Выследит овцу накинется сзади вцепится зубами в горло и зарежет. Волк дик жаден и труслив.

_________________________________________________________________________

Вставь, где необходимо, запятые // Ф.И._________________________

Коля Костя и Миша приехали в лагерь на день раньше всего отряда. Им дали задание: приготовить помещение к приезду мальчиков и девочек. Когда они приехали в лагерь, в доме уже мыли полы вытирали пыль. Ребята стали помогать: носили воду перетаскали с чердака все койки тюфяки и матрацы. Расставили в порядке столы стулья и тумбочки. Нарвали цветов и поставили их на столах и на окнах в банках с водой. Ребята устали но были довольны своей работой.

Тест-контроль

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Члены предложения называются однородными, если.

1) отвечают на один и тот же вопрос;

2) относятся к одному и тому же члену предложения.

3) состоят из одних и тех же частей речи;

4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) Подлежащие;

2) Сказуемые;

3) Второстепенные члены.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

1) Интонацией перечисления;

4. Выбери союзы.

1)и 2) из 3) а 4) на 5) но 6) над

5. В каком случае между однородными членами предложения ставится запятая?

1) Если однородные члены связаны интонацией перечисления;

2) Если однородные члены связаны союзами а, но;

3) Если однородные члены связаны союзом и.

6. В каком случае между однородными членами предложения не ставится запятая?

1) Если однородные члены связаны союзами а, но.

2) Если однородные члены связаны союзом и.

7. Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая?

1)а 2) но 3)и

Утренний приём пищи

Жидкий продукт детского питания, который еженедельно вы получаете в школе

Читайте также: