Как сделать схему по математике 4 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

- как можно извлекать информацию из различных источников (текстов, задач, таблиц)?

- что такое диаграмма?

- как читать и строить столбчатую диаграмму?

Глоссарий по теме:

Информация – это сведения о чем либо или о ком либо.

Диаграмма – графическое изображение информации.

Таблица – структурирование(представление) данных о чем-либо в виде строк и столбиков.

Столбчата диаграмма – диаграмма, на которой данные изображены в виде столбцов.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.13-14

2. Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 кл: тетрадь для самостоятельной работы/ О. А. Захарова. – М: Академкнига/ Учебник, 2017. – с. 105-113

3. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. Вентана-Граф, 2016. – с. 19-21

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Учительница детям задала задание: проследить и зафиксировать время, которые они тратят на дорогу в школу. И у детей получилась такая запись:

У дома росло 4 дерева. Весной посадили еще 7 деревьев. Сколько деревьев растет у дома?

В первый день Митя нарисовал 4 рисунка. Во второй день столько же. Сколько рисунков нарисовал Митя?

На день рождения Маше подарили 3 куклы, 5 мишек, а воздушных шариков столько же, сколько кукол и мишек вместе. Сколько воздушных шариков подарили Маше?

Задачи на увеличение и уменьшение числа НА несколько единиц

В магазин привезли 7 ящиков хурмы, а винограда на 5 ящиков больше. Сколько ящиков винограда привезли в магазин?

В.-?, на 5 ящиков больше

В автобусе ехало 15 взрослых пассажиров, а детей на 10 человек меньше. Сколько детей ехало в автобусе?

Д. ?, на 10 человек меньше

Задачи на нахождение остатка

В вазе было 10 яблок. 8 яблок съели. Сколько яблок осталось?

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

За 2 дня девочка прочитала 10 страниц. В первый день она прочитала 7 страниц. Сколько страниц она прочитала во второй день?

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого

У Иры было несколько тетрадей. Когда она исписала 3 тетради, у нее осталось 6. Сколько тетрадей было у Иры?

У Иры было 9 тетрадей. Когда несколько тетрадей она исписала, у нее осталось 6. Сколько тетрадей исписала Ира?

Задачи на разностное сравнение

Катя нашла 8 грибов, а Аня – 10. На сколько больше грибов нашла Аня?

На сколько меньше грибов нашла Катя?

Задачи, выраженные в косвенной форме

Оле 10 лет. Она на 3 года старше своего брата. Сколько лет брату?

О.-10 лет, она на 3 года старше

Простые задачи на умножение

В двух вазах по 3 розы. Сколько роз в этих вазах?

Задачи на увеличение и уменьшение числа В несколько раз

В кружке занимаются 5 мальчиков, а девочек в 2 раза больше. Сколько девочек занимаются в кружке?

Д.-?, в 2 раза больше

В кружке занимаются 12 мальчиков, а девочек в 3 раза меньше. Сколько девочек занимаются в кружке?

Д.-?, в 3 раза меньше

Задачи на деление по содержанию

8 кустов астр посадили на клумбы, по 4 куста на каждую. Сколько клумб засадили астрами?

Задачи на деление на равные части

8 кустов астр посадили на 2 клумбы. Сколько кустов астр на каждой клумбе?

Задачи на кратное сравнение

Высота дома 12 метров, а высота сарая – 3 метра. Во сколько раз дом выше сарая?

Во сколько раз сарай ниже дома?

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.

На озере плавало 6 селезней, что в 2 раза меньше, чем уток. Сколько уток плавало на озере?

На озере плавало 12 уток. Это в 2 раза больше, чем селезней. Сколько селезней плавало на озере?

Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет перевод текста с естественного языка на математический. Чтобы облегчить эту процедуру, строят вспомогательные модели – схемы, таблицы, краткие записи и др. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной (от неё – к математической, на которой и происходит решение задачи) [2, с. 85].

Моделирование является неотъемлемой частью каждого урока математики. Применяют модель в том случае, чтобы ученикам было проще воспринимать какой-либо предмет или ситуацию, которая описана в задаче. У школьников не возникает страха самостоятельно начать анализ задачи; если что-то не получается, они используют другую модель, повторно анализируют задачу.

Модель способствует правильному ходу мыслей ребенка. При самостоятельной работе над задачей прием моделирования помогает ученику быть более активным, успешным, не боятся трудностей, которые появляются на пути. Каждый ученик имеет свою индивидуальность, поэтому именно он выбирает собственный путь рассуждения, моделирования и решения задач.

В четвёртых классах очень подробно изучаются различные виды движения двух объектов: движение в одном направлении, встречное движение, движение в противоположных направлениях. При любом подходе для лучшего понимания к изучению этого процесса используют метод моделирования, без которого нельзя освоить все тонкости математики.

Можно воспользоваться различными видами моделей при изучении процесса движения, которые рассматриваются в качестве вспомогательных моделей.

В начальной школе при решении задач на движение, в случае, когда задача решается в два и более действия эффективно применять вспомогательные модели, которые позволяют наглядно представить ситуацию, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков.

Рассмотрим виды моделей, используемые при решении текстовых задач на движение более подробно.

Данная математическая модель помогает упорядочить все данные в задаче для более удобного восприятия. Наиболее удачным является применение таблицы при решении задач на тройку пропорциональных величин: скорость – время – расстояние. Таблица используется, когда учащимся необходимо рассчитать по формуле скорость, время или расстояние.


Этот вид модели удобно применять, когда существуют удобные числовые данные в задаче, позволяющие начертить отрезок заданной длины. Ученики должны усвоить поэтапное выполнение чертежа. Представленную модель можно использовать при решении задач на движение двух объектов с небольшими числовыми или пропорциональными данными.


Схему используют на материале обратных задач, применяемых различными способами. Данная модель позволяет подняться на довольно высокую степень абстрактности. Схема используется при решении задач на движение двух объектов: встречное движение, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях, движение вдогонку.


Данный вид модели применяют в случаи необходимости разбора задачи аналитическим способом, начиная с вопроса. Блок-схему лучше использовать в начале урока при знакомстве с определенным видом задачи, что позволяет установить, какой вид задачи рассматривается в данный момент на уроке. При решении задач на движение эту модель не используют как вспомогательную модель к задаче [5, с. 109].


Чтобы свободно решать задачи, обучающийся должен освоить разные виды моделей, научиться выбирать модель, которая соответствует поставленной цели, и переходить от одной формы к другой.

Построение учащимися разных вспомогательных моделей к одной и той же задаче ведет к различному ходу рассуждений и, следовательно, разным способам решения задачи.


Проблема повышения качества знаний, привития интереса к предмету тревожит учителей, является самой актуальной проблемой в образовании на сегодняшний день.

Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.

Ученики начальной школы — это дети, которые любят играть. Поэтому я стала искать технологии и методики, которые помогут построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, чтобы они учились думать, прочно и быстро запоминать.

Целью своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества знаний учащихся начальных классов.

Работа с тренажёрами

Тренажёр — это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме и направленные на отработку навыков.

Работу с тренажёрами провожу во время устного счёта (на уроках математики); при закреплении нового материала. После нескольких работ результат улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Работа с карточками-сорбонками

Очень часто на уроках использую работу с сорбонками. На одной стороне карточки записан пример, а на другой — ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Тренажёр можно использовать на этапе изучения или повторения в ходе индивидуальной или групповой работы.

Работа с опорными схемами

Одно из самых важных современных умений ученика — это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности.

Чтобы облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному, заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять, самостоятельно делать определённые выводы. Для этого в своей работе использую опорные схемы , которые заметно повышают результативность.

Вывод: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Если мы не знаем слагаемое, закрываем его пальчиком. И нам становится ясно, что нужно сделать!

Данные опоры я применяю на уроках с тех пор, как только начала свою педагогическую деятельность. Но этот подход актуален и в настоящее время, потому что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

Так, при выполнении арифметических действий (сложения и вычитания, умножения и деления) от детей требуется вести рассуждения, соответствующие вычислительному приёму.

В связи с возрастными особенностями учащихся ход таких рассуждений в учебниках не описан. Помочь детям усвоить их тоже помогают опорные схемы.

При изучении внетабличных случаев умножения и деления схемы-опоры выглядят так:

Приём деления двузначного числа на однозначное.

Приём деления двузначного числа на однозначное.

Сколько десятков можно разделить на делитель?

Приём деления двузначного числа на однозначное.

Приём деления двузначного числа на двузначное (метод подбора).

Данные опоры использую уже на первых уроках при знакомстве с новым вычислительным приёмом.

При знакомстве детей с правилом а + 2 использую вспомогательную модель для тех детей, которым трудно освоить действие + 2.

Рядом с первым слагаемым ставлю две точки.

Типичная ошибка. Осуществляя присчитывание, дети называют само

число и следующее за ним. Они слышат, как будто бы назвали два числа и делают ошибочное вычисление.

Для изучения состава числа использую стандартный алгоритм. Общая

— Перед тобой радуга. Пройди по каждой дуге слева направо и справа налево, и ты легко увидишь весь состав числа 10.

При работе с данной таблицей использую вопросы:

1. Где написана цифра 1? 2? 0? 3? И т. д. (На узнавание цифр).

2. Кто сосчитает от 1 до 5? До 10? До 20? До 30? И т. д.

5. Покажи и назови все цифры, какие ты знаешь. Сначала по порядку, потом вразбивку.

6. Кто быстрее найдёт в таблице числа 7, 15, 28, 35, 49? И т. д.

Детей с указками приглашаю к таблице парами и устраиваю соревнование: кто раньше коснулся указкой числа, тот выиграл балл, кто набрал больше баллов, тот победил. Искать число надо глазами, а указки держать ниже таблицы.

Таким образом, использование опорных схем позволяет учащимся не зазубривать формулировки, а усвоить их в работе на уроке. Используются они столько, сколько нужно до полного усвоения материала. Мне они помогают доступно объяснять материал. На уроках дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, зная, что они им под силу.

Работа с образовательной платформой iSmart

Подобранные задания на платформе iSmart способствуют повышению качества знаний учащихся, формированию мотивации и проявлению заинтересованности обучающихся к изучаемому материалу.

Список полезной литературы

Антюхова С.Ю. Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе. Начальная школа, 2005, №5

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.- 248 с.

Улитина Наталья: Схемы-опоры краткой записи задач. Демонстрационный материал по математике для начальной школы, Арис-Пресс, 2003 г.


Схематические рисунки к задачам по математике помогают лучше понимать систему решений примеров этого типа. Что такое схематический рисунок по математике не всегда очевидно для ученика 2-3 классов, но буквально через пару занятий становится понятна логика решения задач. Чтобы заранее подготовить своего малыша к этому материалу, рассмотрите с ним картинки из этой статьи.


Найти целое, часть, сравнить.


Схемы к задачам.


Схематический чертеж при решении задач.


Что такое схематический чертеж.


Задания по нахождению целого, части, а так же составные задачи и увеличение числа на несколько едениц.


Схематический рисунок к разному типу задач.


Научить детей решать задачи — значит научить их устанавливать связи между данными и искомым.


Прием составления краткой записи.


Что такое схематический рисунок к задаче? А краткая запись?

Читайте также: