Как сделать серую керамику

Обновлено: 08.07.2024

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Делать керамику легко! Зная основы, вы сможете начать создание вашего изделия в мгновение ока. Сначала процесс может показаться пугающим, но как только вы накопите достаточно опыта и знаний, у вас появится достаточно мастерства. Здесь приведено практически все, что вам нужно знать для того, чтобы начать делать керамику.

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.


Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от полимерной глины, натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.


Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов:

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.

Красная глина

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.


Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.


Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.


Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.


Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.


Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.


В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.


Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.


Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Последние – самые удобные и практичные, их чаще всего и покупают керамисты, занимающиеся изготовлением керамики в домашних условиях. Чтобы научиться работать на электрическом круге, нужно несколько часов. Для освоения инструмента с ручным управлением уйдет несколько месяцев.

При выборе гончарного круга важно обратить внимание на тип двигателя:

  • Коллекторный – самый простой и часто встречается в компактных моделях, плавно регулирует скорость вращения, но сильно шумит.
  • Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит, но требует навыков для регулировки скорости.
  • Бесщеточный двигатель постоянного тока – лучший выбор для серьезных работ. Отличается надежностью и низким уровнем шума.

Модификации различаются по диаметру планшайбы, частоты ее вращения, мощности двигателя, габаритам оборудования. Цена также зависит от производителя.

Выбирая гончарный круг для изготовления домашней керамики своими руками, обратите внимание на удобство положения рук во время работы и сидения за ним. Если у вас нет персональной мастерской, не забывайте про компактность. Желательно не полагаться на рекламу, а попросить совета у тех, кто уже давно занимается керамикой.


Неплохое оборудование можно найти даже среди детских моделей, на них получится делать полноценные, хоть и небольшие изделия.

Польза и удовольствие от керамического хобби

Изначально керамикой занимались в основном мужчины, но сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам, – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.

Гончарное дело нельзя назвать очень прибыльным, тем более с учетом покупки дорогостоящего оборудования. Скорее, им занимаются ради удовольствия. Лепка успокаивает, а созерцание работы на гончарном круге действует магически.



Продавать керамику, сделанную своими руками, конечно, можно. Спросом пользуются сувениры, посуда, предметы декора. Однако обогатиться на этом увлечении вряд ли получится – времени на изготовление уходит много, а цены на изделия ручного труда способны оценить только те, кто понимает разницу между штамповкой и индивидуальной работой мастера.


Если вы хотите попробовать лепку, но не готовы покупать печь, начните с холодного фарфора, полимерной глины или соленого теста. Конечно, эти материалы не годятся для изготовления посуды, но зато из них получаются очень красивые сувениры и украшения, например, колье или ожерелье.

Ну а если решили стать керамистом, то начните с теории, смотрите видео-уроки, учитесь на опыте мастеров. Удачи вам и творческих успехов в этом и других женских увлечениях.

В предварительной версии Minecraft 1.12 (snapshot 17w06a) был добавлен новый блок (который будет добавлен в т.ч. и в линейку Minecraft Pocket Edition), о котором до выхода снапшота не было ничего известно. Это исключительно декоративные блоки, хотя их довольно просто получить в режиме выживания — для этого надо просто обжечь в печи блоки цветной обожженной глины.



Но это ограничение, на мой взгляд нисколько не умаляет творческий потенциал блоков. И я уверен, нам ещё предстоит насладиться самыми разными постройками, которые их используют.


При этом, он просто кладезь по части разнообразных узоров:


Да и остальные блоки от лаймовых не отстают:


Да вообще можно подобрать множество очень красивых узоров:


Заметили, что некоторые керамические блоки отлично сочетаются с бетоном:


Оказалось, что керамические блоки отлично сочетаются с анимированными текстурами:

Пока речь идёт о двумерных узорах, но мне кажется узоры вполне могут использоваться и для получения трёхмерных произведений. Думаю, скоро мы в этом убедимся.


Статьи

Керамические пигменты широко используются в работе любого художника-керамиста. Как и любые другие пигменты, они служат для колеровки глиняной массы. Ни в одной литературе вы не найдете строгих указаний по применению пигмента, так как сочетание красок и их насыщенность – дело вкуса самого творца.

Спектр применения пигментов в керамике достаточно широк:

  • Красящие элементы добавляют при получении ангобов. Ангобы для сплошного покрытия на 25% состоят из пигментов. В красках для росписи керамики доля красителя доходит до 50%.
  • Керамические краски используются для подкрашивания глиняной массы. В таких красках тоже содержится пигмент. Некоторые красители требуют добавки флюсов.
  • В глазурях пигмент содержится в малых количествах. Его доля оставляет всего 4-6%. Варьируя количеством красящего порошка, можно добиться разной интенсивности окраса. Минимальное содержание пигмента в глазури может быть снижено до 1%, а максимальное – повышено до 10%.

Керамическая плакетка

Как получают различные цвета

Большая часть пигментов встречается в виде высокодисперсных порошков, имеющих различные цветовые оттенки. Они достаточно устойчивы к воздействию внешних факторов и не растворяются в воде. Различают натуральные (природные) красители и синтетические (искусственные).

  • Природные красители образуются при измельчении цветных руд и глин.
  • Синтетические получаются путем прокаливания и сплавления оксидов, гидроксидов или солей.

Состав пигмента определяет его цвет. Популярные красители, востребованные сегодня многими художниками, применяются для окраса в синий, фиолетовый, зеленый или коричневый цвет. Различной интенсивности и насыщенности мастер добивается не только количественным содержанием пигмента, но и температурным режимом прокаливания.

Пигменты и глазури

Температура обжига и температура прокаливания пигмента – два важнейших параметра при создании цветового оформления керамики. Несколько изменить тот или иной оттенок можно, увеличив или уменьшив время прокаливания. При проведении обжига происходит восстановительная химическая реакция. Восстановителем служит газовая среда печи. В результате этой реакции вещество приобретает зеленый цвет.

Желтые пигменты получают, благодаря добавлению борсодержащих элементов. Также оттенки желтого образуют оксиды цинка, свинца и урана. В реакции окисления при обжиге одни и те же элементы могут давать разные расцветки. Тона варьируются от зеленого до оранжевого.

Стол мастера керамиста

Повышать долю пигмента при изготовлении красок или ангобов не имеет смысла, так как видимое различие не наблюдается, а материал становится более сухим. Лишь оксиды можно добавлять в неограниченном количестве, так как они не влияют на влажность основного материала, а их насыщенность может дать интересные оттенки. Опытные мастера знают, какие пигменты образуют те или иные оттенки при смешивании с базовыми глазурями. Это необходимо учитывать, так как не все компоненты сочетаются друг с другом. Если необходимо получить пастельные оттенки, то используют белые глазури. Для получения ярких цветов – прозрачные.

При окрашивании глиняных масс необходимо знать максимально допустимое содержание пигмента. Чрезмерное количество порошка отощает глину.

Например, для фарфора максимальная доля красителя не должна превышать 20%, но для легкого подкрашивания вполне хватает и 5-8%.

С сухими и обезжиренными глинами становится тяжело работать. Существуют массы с высоким содержанием жирной глины. В них можно добавлять до 40% пигмента. Однако это целесообразно при получении золотистого цвета для инкрустаций и прочего эксклюзива.

Основные характеристики пигментов

Пигменты окрашивают материал своим непосредственным в нем присутствием. Чаще всего красители приходится добавлять в глазури, но пигментируют и керамические массы, и ангобы. Красящие порошки используются при самостоятельном изготовлении подглазурных красок. Если есть навык работы с флюсами для высоких температур, то можно получить и надглазурную краску.

Готовое изделие

Под красящими веществами подразумевают не только мелкодисперсные порошки, но и грануляты, а также отформованные в виде стержней пигменты. Зернистые частицы используют в тех случаях, когда необходимо получить эффект крапчатости покрытия.

К основным характеристикам пигментов относятся:

  • химический состав;
  • максимальная температура обжига;
  • требуемая для окраски среда;
  • интенсивность цвета;
  • состав окрашиваемой глазури;
  • цвет.

Химический состав

В данной характеристике перечисляются основные компоненты того или иного пигмента. К примеру, бирюзовый пигмент на основе циркония и ванадия описывается в виде химической системы — Zr-Si-V. Если производитель указывает именно такую химическую систему или химический состав, то при выполнении технологии внесения пигмента можно получить строго определенный оттенок, а также совместимость с глазурями и некоторые физические свойства окрашенных глазурей.

Броши в виде рыб

Химическая система – ключевое понятие в химическом составе. Этим термином пользуются все технологи. Инвариантность химических систем исключает необходимость использовать название красок или кодировать их номерами. Химическая система коренным образом может измениться лишь спустя несколько десятков лет.

Максимальная температура

Любой пигмент имеет предельную температуру, при которой он теряет все свои свойства, растворяясь в глазури. Минимальная температура, в отличие от максимальной, для красителей не определена.

Важно, чтобы максимальная температура для пигментов была сопоставима с температурой обжига глазури. Практика показывает, что при отсутствии интенсивного плавления глазури максимальная температура красителей гораздо выше.

Требуемая среда

Чтобы познакомиться с данной характеристикой, необходимо обратиться к курсу химии. Как известно, существуют окислительно-восстановительные реакции, в которых изменяется степень окисления одного из веществ. Когда керамика обжигается в печи, то происходит химическая реакция. В зависимости от того, а каком газе происходит обжиг, реакция может быть окислительной или восстановительной.

На первый взгляд художнику-керамисту такие тонкости знать необязательно. Однако от степени окисления зависит цвет пигмента. Таким образом, для каждого конкретного красителя необходимо подбирать подходящую среду. Подавляющее большинство пигментов требуют окислительной среды. Некоторые вещества (их крайне мало) не зависят от окислительно-восстановительного потенциала среды обжига.

Керамическая птица

Интенсивность

При одинаковом количестве того или иного пигмента разные цвета будут обладать различной интенсивностью. В связи с этим, одни компоненты должны присутствовать в массе в большем объеме, нежели другие.

Кобальсодержащие красители обладают высокой интенсивностью. Примеси, отвечающие за красный цвет и его оттенки, — низкой. Производитель обычно указывает в инструкции полное описание пигментного порошка, в том числе информацию об интенсивности. Указывается концентрация вещества, при которой можно получить максимальную интенсивность. Если такой информации нет, то мастеру придется делать пробные партии.

Состав окрашиваемой глазури

В связи с тем, что пигменты используются для окрашивания глиняных масс и приготовления ангобов, данная характеристика важна только при приготовлении глазурей. При повышении температуры мелкодисперсная фракция пигментов плавится и растворяется в глазурях. В итоге получается несколько иной оттенок, нежели цвет самого красящего вещества.

Итоговый цвет является результирующим из оттенков самого пигмента и растворившейся в глазури фракции. Задача мастера – подобрать подходящую по составу глазурь, чтобы максимально снизить долю растворенного в ней красителя. Зачастую достаточно только исключить из поливы какой-либо компонент, чтобы получить желаемый результат.

Тарелка с видами Питера

Здесь необходимо обладать достаточными знаниями о процессе растворения в глазури оксидов металлов. Такие знания можно почерпнуть из специальной литературы.

На первый взгляд кажется, что данная характеристика должна быть определяющей. Из вышеописанного становится ясно, что при воздействии второстепенных факторов после обжига получаются не совсем те оттенки, которых хотел достичь художник. Выполняя все рекомендации производителя, цвет глазури получится правильным.

Технология колеровки

В зависимости от того, как именно планируется использовать пигмент, а также в каком агрегатном состоянии находится краситель, следует выбирать определенную технологию для введения красящего вещества в основную массу. В среде керамистов принято выделять четыре технологические схемы работы с пигментами:

  1. Введение пигмента в глазурь.
  2. Введение пигмента в литейные массы и в ангобы.
  3. Введение пигмента в пластичные массы.
  4. Изготовление подгазурных и надглазурных красок.

Керамические настенные часы

Введение пигмента в глазурь

Колеровать глазурь можно несколькими способами. Они отличаются по консистенции самого пигмента, а также по способу введения. Первый способ заключается в совместном помоле красящего порошка и шихты глазури. Вещества в нужной пропорции загружаются в мельницу одновременно. Цикл работы мельницы в среднем занимает около 10-30 часов.

Такая длительность подготовки состава обусловлена необходимостью получить однородную смесь, но если пигмент загрузить позже шихты, то есть за час до окончания помола, можно получить сочные цвета.

Второй способ представляет собой введение пигмента в заранее смолотую глазурь. На помол отводится около 1 часа времени. Заранее необходимо рассчитать требуемое количество готового вещества, так как компоненты добавляются в мельницу в полном объеме.

Данный способ считается достаточно качественным, так как измельчаются даже крупные частички. Чтобы приготовить 25 литров глазури желтого цвета, необходимо ввести 2 литра красящего вещества. Объем глазури составляет 25 литров. Из него отбирают 2 литра глазури и смешивают с 2 литрами пигмента. В порошок добавляют немного воды, а затем его засыпают в специальную мельницу. Получившуюся концентрированную смесь выливают к оставшимся 23 литрам глазури, перемешивают, а затем процеживают.

Декоративнео панно с видами СПб

Третий способ считается самым простым. Порошок пигмента, находящийся в увлажненном состоянии, высыпается в жидкую глазурь. Смешивание компонентов производится с помощью обычного миксера. Перемешивать составы необходимо не менее 30 минут. Такой способ считается домашним, так как не требует наличия специальных устройств, однако он хорош для приготовления небольших партий глазури.

Читайте также: