Как сделать серую глину

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 51 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 8. Вы найдете их список внизу страницы.

Существует много способов, с помощью которых вы можете сделать глину для лепки, и каждый из них даст вам определенный ее вид. Вы можете сделать массу для запекается в духовке, или застывающую самостоятельно. Можно сделать глину, которая никогда не засыхает. Эта статья расскажет о множестве различных способов приготовления.

  • 1 чашка (280 грамм) соли
  • 1 чашка (140 грамм) муки
  • 1/2 стакана (112,5 мл) теплой воды
  • Несколько капель пищевого красителя (по желанию)
  • Блестки (по желанию)
  • 1 чашка (180 грамм) пищевой соды (бикарбонат соды)
  • 1/2 стакана (65 грамм) кукурузного крахмала
  • ¾ стакана (168,75 мл) теплой воды
  • 1 чашка (225 мл) воды
  • 4 чашки (560 грамм) муки
  • 2-4 столовые ложки растительного масла
  • 1 ½ чашки (420 грамм) соли
  • Пищевой краситель (по желанию)
  • Блестки (по желанию)
  • 1 чашка (225 мл) белого клея
  • 1 чашка (125 грамм) кукурузного крахмала
  • 1 столовая ложка лимонного сока или укуса
  • 1 столовая ложка детского масла
  • 1 лист пчелиного воска (8,5х11 дюймов или А4)
  • 4 столовые ложки вазелина
  • 6 чайных ложек детского масла
  • 2 столовые ложки кокосового масла
  • ¾ стакана (135 граммов) порошка известняка (гидроксид кальция).

Поставьте кастрюлю на плиту и добавьте кукурузный крахмал. Вам понадобится 1 стакан (125 граммов) кукурузного крахмала. Если у вас нет доступа к плите, вы можете использовать вместо нее микроволновую печь. Найдите огнеупорную миску и заполните 1 стаканом (125 грамм) кукурузного крахмала.

  • Лимонный сок действует как консервант, что очень важно, если вы не планируете использовать всю массу сразу. [6] X Источник информации Если у вас нет лимонного сока, вы можете использовать 1 столовую ложку уксуса. [7] X Источник информации
  • Если вы используете микроволновую печь, сначала смешайте все компоненты до пастообразной консистенции, а затем поставьте миску в микроволновую печь и нагревайте 1 минуту 30 секунд. Останавливайте процесс каждые 30 секунд и перемешивайте содержимое, прежде чем продолжить нагревание. [8] X Источник информации

Снимите кастрюлю с плиты и дайте ей остыть. Если пользуетесь микроволновой печью, достаньте оттуда емкость и еще раз перемешайте. Дайте массе остыть настолько, чтобы вы могли к ней прикасаться и не обжигаться.

Переложите тесто на плоскую поверхность и вымесите. Посыпьте поверхность кукурузным крахмалом, чтобы предотвратить прилипание к ней массы. Вымешивайте массу, пока она не станет однородной.

Подумайте о добавлении цвета. Вы можете подкрасить смесь, даже после того как она высохнет или смешать несколько цветов. Добавьте несколько капель пищевого красителя или акриловой краски и вымешивайте до получения нужного цвета.

Дайте массе дойти. Перед использованием скатайте из массы шар и положите его в полиэтиленовый мешок. Плотно закройте и оставьте в прохладном месте на ночь.

  • Нанесите крем на руки перед началом лепки. Это поможет предотвратить слипание. [9] X Источник информации
  • Если ваша масса начинает высыхать, вы можете для размягчения добавить немного крема в нее. [10] X Источник информации

Найдите большую миску, добавьте туда соль и муку. Вам понадобится 4 стакана (560 граммов) муки и 1 ½ чашки (420 грамм) соли. Если вы хотите добавить глиттер, сделайте это прямо сейчас. Вы можете использовать мелкий глиттер для скрапбукинга, или крупный для рукоделия, но мелкий будет легче перемешать. Вы можете добавить любое количество блеска по желанию.

Подумайте об изготовлении цветной массы. Прежде чем добавлять муку и соль, вы должны определиться с цветом. Затем добавьте несколько капель пищевого красителя в воду и размешайте ложкой.

Добавьте воду к соли и муке, а затем перемешайте. Вам понадобится 1 стакан (225 мл) воды. Размешивайте массу до получения однородной текстуры.

Добавьте немного растительного масла. Оно поможет сделать смесь мягкой и не допустит рассыпания. [11] X Источник информации Вам понадобится от двух до четырех столовых ложек масла, в зависимости от того, насколько ваша смесь рассыпчата.

Замесите массу. С помощью своих рук или пресса вымешивайте массу до тех пор, пока она не станет однородной и густой. Если она все еще остается слишком сухой, добавьте еще немного растительного масла.

Храните массу должным образом. Положите внутрь герметичного контейнера, если вы собираетесь использовать ее позже. Вы также можете вылепить фигурки и дать им полностью высохнуть за ночь.

Смешайте сухие ингредиенты в большой миске. Вам понадобится 1 стакан (280 грамм) соли и 1 чашка (140 грамм) муки. Если вы хотите добавить в массу блестки, можете сделать это прямо сейчас. Начните с 1 чайной ложки. Вы можете использовать мелкий глиттер для скрапбукинга либо крупный для рукоделия, но мелкий легче смешается с остальными компонентами. Высыпьте все в одну миску и перемешайте до однородной массы.

Отмерьте необходимое количество воды. Вам понадобится ½ стакана (112,50 мл) теплой воды. Если вы хотите подкрасить смесь, добавьте несколько капель пищевого красителя.

  • Если тесто слишком сухое, добавьте немного воды.
  • Если слишком липкое – добавьте муку.

Переложите массу на ровную поверхность. Она готова к использованию. Вы можете лепить маленькие фигурки или раскатать ее и вырезать орнаменты.

  • Вы можете делать отличные памятные предметы из соленого теста. Сделайте отпечаток ножки или ручки вашего ребенка.

Займитесь выпечкой теста. Положите свои творения на лист для выпечки и установите температуру духовки 100°C, выпекайте в течение трех часов. Если тесто не затвердевает, переверните фигурки и выпекайте в течение двух часов. [12] X Источник информации

Отмерьте нужное количество пищевой соды и крахмала, добавьте их в кастрюлю. Вам понадобится 1 стакан (180 грамм) пищевой соды и ½ стакана (65 грамм) кукурузного крахмала. Эту массу необходимо нагревать над плитой, поэтому рекомендовано присутствие взрослых. Вам не придется выпекать этот вид, но необходимо будет закончить изделие в тот же день, когда вы приготовили массу.

  • Подумайте о добавлении мелкого, белого или разноцветного блеска для скрапбукинга. Начните добавлять с 1 чайной ложки, пока не получите желаемы результат.

Поставьте кастрюлю на плиту и начните нагревать смесь. Помешивайте ее и не давайте закипеть. Она должна стать гуще, напоминая по консистенции соус.

Снимите кастрюлю с огня, как только глина будет готова, и дайте ей застыть. Она близка к готовности, когда становится похожа на пюре. Дайте смеси остыть, чтобы вы могли прикасаться к тесту без опаски обжечься.

Переложите массу на плоскую поверхность. Теперь она готова к использованию. Вы можете лепить небольшие фигурки или раскатать ее и сделать украшения.

Подумайте над изготовлением украшений. Эта глина после высыхания белеет, поэтому из нее можно сделать прекрасные украшения. Раскатайте тесто до толщины около 1 см. [13] X Источник информации Придайте ему форму с помощью фигурного ножа, форм для печенья или стеклянного стакана. Проделайте отверстие в верхней части изделия с помощью трубочки или зубочистки.

Сделайте паровую баню. Заполните большую кастрюлю водой на 2,54-5,08 см. Поставьте большую миску сверху. Нижняя ее часть не должна касаться воды. Включите печь и дайте воде закипеть. Затем уменьшите огонь, и вода должна медленно продолжать кипеть.

Оберните лист алюминиевой фольги вокруг противня. Вам это понадобится сразу же, как только вы закончите нагревать массу.

Растопите воск на водяной бане. Порвите лист пчелиного воска на более мелкие кусочки. Это поможет воску плавиться быстрее. Нагревайте кусочки в миске до тех пор, пока воск не станет жидким и прозрачным. Воск не дает массе для лепки застыть, делает ее похожей на пластилин.

Добавьте известняковый порошок и перемешайте. Медленно всыпьте ¾ стакана (135 грамм) известняка в воск. В смеси появятся комочки, поэтому вы должны будете ее помешивать до полной однородности.

Добавьте остальные компоненты и перемешайте еще раз. Вам понадобится 4 столовых ложки вазелина, 6 чайных ложек детского масла и 2 столовые ложки кокосового масла. Помешивайте смесь в течение 30 секунд.

Подумайте о добавлении цвета. Масса станет скучного коричневатого цвета после приготовления. Вы можете сделать ее более красочной, добавляя по 1 столовой ложке порошка цветного пигмента во время перемешивания. [14] X Источник информации

Сразу выложите массу на противень. По истечении 30 секунд снимите миску с кастрюли и вылейте смесь на противень. Она начнет затвердевать очень быстро.

  • Если смесь рассыпается, добавьте больше масла и смешайте до однородности. Масло поможет смягчить смесь и сделать ее менее сухой.
  • Если глина слишком твердая, переложите обратно в миску, нагрейте на бане и размягчите. Добавьте больше масла и известнякового порошка.

Подождите, пока глина немного затвердеет, перед тем как ее использовать. Так как в ее составе находятся масла и воск, масса никогда полностью не высохнет и не затвердеет. После остывания вы сможете снять ее с противня и начать лепить.

Храните массу при определенных условиях. Несмотря на то, что масса никогда не затвердеет, но она может вбирать в себя грязь и пыль, как и большинство других масс для лепки. Храните ее, обернув в чистую пищевую пленку, и положив в чистый полиэтиленовый пакет или герметичный контейнер. Храните в прохладном месте, так как тепло может размягчить массу и сделать липкой.

Гончарная глина обладает неоспоримыми достоинствами, а также сравнительно низкой стоимостью. Распространенность глины и ее легкодоступность позволяют использовать данный материал повсеместно. Качественная гончарная глина должна легко поддаваться обработке и долго держать приобретённую форму. Приготовить гончарную глину для лепки в домашней мастерской не составит большого труда.

Что такое гончарная глина?

В давние времена, когда глина еще не изучалась, но довольно успешно использовалась в строительстве, ее свойства определить можно было одним способом – на ощупь. Даже в наши дни многие профессиональные гончары выбирают глину именно таким способом. Знающий человек может безошибочно и с большой точностью определить свойства глины и ее качество.

Глина, которая используется, в гончарном деле или иными словами глина для гончарного круга, должна обладать такими свойствами как: жирность, тяжесть, упругость. Качественная глина прекрасно поддается обработке, долго держит форму.

Гончарную глину тестируют на растрескивание. Из глины делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Как показывает практика, в глинистом материале всегда присутствуют те или иные органические примеси. Именно из-за органических примесей глина легко поддается обжигу без применения дополнительного топлива. К таким глинам относится, например, межугольная огнеупорная глина.

Обжиг глины – это сложная окислительно-восстановительная химическая реакция. После неё продукт может изменить цвет в белый, желтый или красный.

Окраска изделий из глины после обжига зависит от наличия оксидов титана и железа. Например, если оксиды феррума в общей сложности не превышают 1 %, то глина с большой вероятностью приобретет белый цвет.

В том случае, если в сумме оксиды титана и железа превысят один процент, глина приобретет красноватый оттенок, и на это не повлияет ее цвет, который она имела до обжига.

Глинистый материал может приобрести красивый белый оттенок в процессе обжига только в том случае, если в ней содержится не менее чем 60 % окиси алюминия.

Желтый цвет после обжига приобретает, как правило, огнеупорная глина. В гончарном ремесле она используется довольно редко по той причине, что для процедуры обжига данного сорта глинистого сырья необходима очень высокая температура.

В глину специально добавляют окиси титана, железа и алюминия для приобретения ею необходимого оттенка в процессе обжига.

Опытные гончары не рекомендуют работать с глиной грязно-черного оттенка. Этого не стоит делать по той простой причине, что органические примеси, которые содержатся в ней, при обжиге будут источать малоприятный запах.

Виды и характеристика

В состав глины входит каолинита, иллит и другие алюмосиликаты, также в ней есть песчаные примеси и карбонаты.

Чистая порода, как правило, серого цвета, распространены также красные, желтые, синие типы глин. По происхождению данный минерал разделяют на подгруппы.

К глинам данного происхождения относятся наилучшие огнеупорные глинистые породы, которые залегают на дне озер. Плюсом данной породы является то, что в ней содержатся все глинистые минералы.

Глинистый материал в природе широко распространен. Глины разделяют на подгруппы зависимо от минерального состава и диаметра частиц, наличия тех или иных примесей.

Красная

Красный оттенок в естественных условиях придают этой разновидности глинистого материала кислородсодержащие соединения – оксиды феррума, они присутствуют в данной разновидности глины в количестве от 4 до 10 %.

  • Красная глина относится к осадочным породам. Она появляется в природных условиях при нанесении водными потоками размытых пластов.
  • Даная разновидность глинистого материала очень пластична, хорошо разминается, ее эластичность обуславливает применение красной глины в качестве материала для скульптурной лепки, керамики и других гончарных изделий.
  • Готовые изделия из красной глины обладают большой прочностью, износостойкостью.

Белая

Белая глина гончарная встречается достаточно часто, ее залежи не редки. Чаще всего она накапливается в лагунах.

  • Белая глина представляет собой достаточно неоднородную массу, в ней имеются многочисленные включения, примеси, органические остатки.
  • При взаимодействии с водой этот сорт глины приобретает светло-серый цвет, а после обжига эта глина превращается в продукт красивого белого цвета. Белая глина очень эластична.
  • В данном сырье практически нет оксидов железа, поэтому белая глина слегка просвечивается. Ее используют для лепки бытовых предметов, кувшинов, декоративных глиняных статуэток.
  • Изделия из белого глинистого сырья часто покрывают глазурью, выдерживая в печах при высокой температуре.

Керамические массы

Этот материал содержит примеси кальция, что обуславливает его высокую пористость.

  • Керамические массы имеют в своём составе каолинит, иллита, алюмосиликаты, примеси песка, карбоната кальция и натрия.
  • Пористые керамические массы принадлежат к осадочным породам. Они в природных условиях образуется в результате наносов водными потоками частиц разрушенных ископаемых пород.
  • Цвет керамической массы, как правило, серый или белый. Иногда можно встретить зеленоватую керамическую массу. Этот глинистый материал хорошо подвергается обжигу при невысоких температурах.

Особенности приготовления гончарной глины самостоятельно

Перед приготовлением необходимо удалить из глины ненужные примеси такие как песок и мелкие камушки. Очистка сырья для гончарного дела проводится методом отмучивания. Вода в глине может играть связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек. Порода без примесей представляет собой массу с минимальным диаметром частиц. Данный материал очень пластичен.

Приготовить гончарную глину для лепки в домашней мастерской не составит большого труда. Но для производства гончарной глины своими руками нужно запастись терпением. Специалисты рекомендуют разминать глину небольшими кусочками, постепенно добавлять следующие порции. Глина, как и все живые материалы, очень любит тепло рук, поэтому не жалейте своего тепла.

Поиск и добыча

Глина, пригодная для гончарных работ, распространена повсеместно, это естественно, так как она относится к осадочным породам, и является, по сути, измельченными до порошкообразного состояния скальными породами.

  • Залежи глины могут располагаться по берегам рек и озер. Выходы ископаемого на поверхность достаточно многочисленны. Качественная огнеупорная глина и каолин встречаются намного реже.
  • Добыча глины ведется карьерным способом. Карьеры бывают разной глубины. Зачастую в одном месторождении залегает несколько разновидностей глины.
  • Добыча глины производится экскаваторами. Так как залегает она послойно, то срезку лучше проводить пластами различной толщины.
  • Выработку ведут до тех пор, пока техника не достигнет пласта залегания суглинка, после чего экскаваторы направляют в другие места залежей горной породы.

Измельчение

Глинистый материал имеет слоистое строение, состав и качества глины из различных слоев может быть разным. Для усреднения качества гончарной глины используют процедуру измельчения и другие виды обработки сырья.

Предварительная подготовка улучшает состав и характеристики глины, позволяет повысить качество сырья.

Первым делом необходимо хорошенько высушить глину, дабы она могла легко развестись в воде. После того как она достаточно высохнет ее необходимо раздробить на куски.

Получение шликера

Очистка сырья проводится методом отмучивания. Вода в глине играет связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек.

Шликер – это отмученная жидкая глина, используемая при литье глиняных изделий. Также шликерная масса применяется для соединения частей керамических изделий.

Для получения шликера в большую ёмкость кладут измельченную глину, тщательно разминают комки, удаляют остатки растений, веточки и прочий мусор. При постоянном перемешивании в сырье вливают тоненькой струйкой воду. Производят замес в бадье.

  • Шликер – это разведенная до текучего состояния глина с добавками специальных веществ, способствующих разжижению. Чтоб приготовить шликер, в воду добавляют дефлокулянт и часть пылеобразной глины, после этого смесь интенсивно перемешивают.
  • В полученную суспензию поэтапно вводят оставшуюся сухую глину и воду.
  • Вся сухая глина должна разойтись в воде. После этого процесс приготовления шликера считают завершенным. При смешивании материала с водой образуется масса, похожая на тесто

Фильтрование

Процесс фильтрования и отстаивания проводят так:

Введение добавок

Добавки вводят для придания материалу различных цветовых оттенков. Разноцветная глина – это материал, который содержит оксиды металлических элементов или пигменты, и представляет собой однородную смесь.

  1. При проникновении в толщу материала пигментов некоторая часть их остаётся во взвешенном состоянии, при этом однородность тона сырья нарушается.
  2. Природные пигменты придают глине тот или иной оттенок, их разделяют на две категории: оксиды металлических элементов и собственно красящие вещества.
  3. Оксиды – это природные компоненты натурального происхождения, образующиеся в толще кары земли. Данные вещества подвергают очистке и тонкому измельчению. Для придания глине той или иной окраски чаще всего используют оксид меди. Это вещество в процессе обжига в результате процесса окисления приобретает зеленоватый оттенок.
  4. Для придания материалу синего оттенка применяют оксиды кобальта. Соединения хрома обеспечивают цвет оливок, а соединения магния и никеля – коричневый и серый соответственно.

Глину после введения добавок тестируют на растрескивание. Из глины с добавками делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Нюансы хранения

Готовая глина должна иметь вязкую консистенцию, при разминании в руках материал не должен прилипать к пальцам. Готовую глину следует поместить в полиэтиленовый пакет, дабы она не высыхала.

Хранят готовую гончарную глину в стеклянной, керамической или деревянной таре. Для предотвращения пересыхания рекомендуется обернуть материал несколькими слоями полиэтилена.

Живая глина

Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики — от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя деревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще — ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Мало того, одного месторождения было не всегда достаточно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается. У изделий из тощей глины, содержащей значительное количество песка, — шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко. Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Где найти глину для лепки

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегавшие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10— 15% песка.

Цвет глины

Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.

Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.

Многовековая практика народных мастеров показала, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество.

Default-2.jpg

Глина — основа гончарного производства, глинозем -значительная часть химического состава глинообразующих минералов (глинозем — природная окись алюминия. — Ред.). В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Лежащий на поверхности глинозем до смешивания и дальнейшей обработки

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Поэтому разработки породы ведутся не в местах ее образования, а среди различных отложений, слои которых имеют определенную окраску и чистоту. Для каждой работы требуется особая разновидность глины. Ниже предлагается краткая характеристика видов глины и ее специфических свойств по пригодности для гончарного производства.

Добытые из глиняного карьера куски глины

Нарезанные ручным или механическим способом куски глины

Нарезанные куски глины

Глина состоит из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы формируют глинообразующий минерал класса силикатов — каолинит. Его состав: 47% оксида кремния IV (SiO2), 39% оксида алюминия (АL2О3) и 14 % воды (Н20).

Следует обратить внимание на самые важные качества используемых сортов глины, наиболее распространенными из которых являются: красная глина, белая керамика (майолика), глина из песчаника, глина для производства фарфора и огнеупорная глина (каолин).

Природная красная глина

В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Fe2O3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

Белая глина

Ее месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.)

Граненые гончарные изделия перед первым обжигом

• Пористая керамическая масса

Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет — от чисто-белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

Декоративное изделие из майолики

• Майолика

Майолика — это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

• Каменная керамическая масса

Основу этого сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Во влажном состоянии оно имеет черно-коричневый цвет, а после сырого обжига — цвет слоновой кости. При нанесении глазури каменная керамика превращается в прочное, водостойкое и несгораемое изделие. Она бывает очень тонкой, непрозрачной или в виде однородной, плотно спекшейся массы. Рекомендуемая температура обжига: 1100-1300 °С. При ее нарушении глина может рассыпаться. Материал используют в различных технологиях изготовления гончарных изделий из пластинчатой глины и для моделирования. Отличают изделия из красной глины и каменную керамику в зависимости от их технических свойств.

• Глина для фарфора

Глина для фарфоровых изделий состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига — белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 °С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических затрат, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким во-допоглощением. — Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.

Различные изделия из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С. Дизайн: фарфор Пордамса

Крупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных изделий в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. — Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в1300°С.

Цветная глина

Цветная глина — это глиняная масса с содержанием оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.

Пигменты
Массы с цветным пигментом

Пигменты — это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды — основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния — коричневый и пурпурный, оксид никеля — серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, пони жая температуру плавления глины. При окраске изделий температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа — красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.

Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.

Долорс Росс. Керамика: техника. Приёмы. Изделия./Пер. с нем. Ю.О. Бем. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.

Читайте также: