Как сделать сэмпл

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Виртуальная студия, которая считается одной из самых мощных на сегодняшний день. Это продукт, ориентированный на профессионалов, но благодаря логичному интерфейсу любители и музыканты, которые хотят улучшить звучание собственных композиций, также успешно работают в Cubase.

В студии доступны все передовые инструменты для редактирования звука на разных этапах: в процессе записи, при сведении и мастеринге. Cubase поддерживает современные аудиоформаты, в том числе звук 5.1 и 7.1 — позволяет добиться исключительного объёма стереоэффектов.

Студия работает с VST и VSTi‑плагинами. Здесь есть удобные шаблоны проектов, многодорожечный редактор, средства для работы с нотами, комплекты фильтров, эффектов и встроенный микшер. В среде можно составлять биты, лупы, редактировать и синтезировать новые звуки.

2. Adobe Audition

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 20,99 доллара в месяц, есть бесплатная 7‑дневная пробная версия.

Как Photoshop, только для работы со звуком. Adobe Audition — функциональный аудиоредактор, который позволяет создавать шедевры и редактировать композиции любой сложности. Здесь доступен очень серьёзный набор инструментов, но чтобы полноценно овладеть ими на профессиональном уровне, придётся потратить немало часов. Впрочем, с базовой обработкой звука без труда разберётся даже новичок — интерфейс интуитивно понятный и гибко настраиваемый.

В Adobe Audition можно корректировать и восстанавливать звучание, создавать и настраивать звуковые эффекты. Студия подходит не только для музыкантов, но и для подкастеров: здесь есть простые инструменты для записи, микширования и экспорта материалов.

Adobe Audition является частью Adobe Creative Cloud. Если вы работаете с видео в Adobe Premier, вам будет особенно комфортно пользоваться этой программой для редактирования аудиодорожек.

3. Reaper

  • Платформы: Windows, macOS, Linux.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 60 долларов, есть бесплатная 60‑дневная пробная версия.

Полноценная виртуальная студия, созданная разработчиками легендарного плеера Winamp. Одна из немногих подобных программ, которую можно запустить на Linux — правда, версии пока экспериментальные.

Reaper успешно работает на относительно слабых компьютерах. Он позволяет комфортно записывать, сводить, выполнять мастеринг, и на выходе получается подчёркнуто качественный звук. Здесь очень удобно редактировать файлы из множества дорожек, создавать миксы и аранжировки, добиваться уникального звучания композиций.

В Reaper есть встроенный конвертер, а также инструменты для синхронизации с Sound Forge Pro и Adobe Audition. К программе можно подключить VST‑плагины или аппаратные устройства для прямого захвата и обработки данных. Поддерживаются протоколы ASIO, DirectSound и WaveOut.

4. Sound Forge Pro

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 299 евро, есть бесплатная 30‑дневная пробная версия.

Виртуальная студия, которая более 20 лет неизменно входит в списки The Best Music Editors & Audio Editing Software 2020 лучших в своей области. Она подходит для студийной записи и обработки звука, профессионального сведения и мастеринга, проверки лупов и редактирования сэмплов, включает широкую палитру встроенных инструментов и плагинов.

Встроенный модуль восстановления звука DeNoiser в Sound Forge Pro считается одним из лучших на рынке. Он подавляет практически любые шумы: если записываете звук в городе или людном помещении, сможете добиться вдохновляющих результатов.

5. Ableton Live

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 199 долларов, есть бесплатная 90‑дневная пробная версия.

Эту программу используют многие диджеи. Ableton Live позволяет легко создавать, редактировать и проигрывать музыку в режиме реального времени, писать грувы прямо на вечеринке. Удобный интерфейс, универсальный набор инструментов, звуков, сэмплов и лупов — всё, что нужно для комфортного творческого процесса.

Библиотека Ableton Live включает 13 различных инструментов и 56 эффектов для обработки аудио и MIDI‑треков: Echo, Pedal, Beat Repeat, Amp, Vocoder, Glue и другие. Программа автоматически распознаёт MIDI‑клавиатуры и другие контроллеры и, к слову, иногда лицензию на Ableton Live можно найти в коробке с такими устройствами.

Один из самых интересных встроенных инструментов студии — Wavetable. Это обновлённый синтезатор, который позволяет гибко трансформировать звук с помощью волновых таблиц. Их составляли, анализируя звук с реальных синтезаторов и других аналоговых инструментов. Для синтеза звука в Ableton глубокие знания физики не требуются — просто меняйте форму волны мышью и слушайте, что получилось.

6. Mixcraft

  • Платформы:Windows.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: от 5 200 рублей, есть бесплатная 14‑дневная пробная версия.

Основное достоинство этой виртуальной студии — высокое качество встроенных эффектов. Здесь вы найдёте самые разные виртуальные инструменты, сэмплы и фильтры, которые позволят работать со звуком на профессиональном уровне, делать эффектные ремиксы и аранжировки. Удобный пошаговый секвенсор поможет довести композицию до совершенства.

В библиотеке — больше десятка VST‑плагинов, свыше 8 тысяч лупов и сэмплов. Также можно импортировать библиотеки лупов, в частности, из студий Apple GarageBand и ACID.

Ещё одна особенность Mixcraft — возможность работать с видео. Это и озвучка, и редактирование оригинальных дорожек, и основные инструменты для видеоряда: вырезать, вклеить и не только.

7. FL Studio (FruityLoops)

  • Платформы: Windows, macOS, iOS, Android.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: для ПК — от 99 долларов, есть бесплатная пробная версия без ограничений по времени; для iOS, Android — от 399 рублей.

Мощная виртуальная студия, в которой особенно удобно работать с электронной музыкой, хип‑хопом, дабстепом и другими подобными направлениями. Собрать крутой трек буквально за несколько минут поможет богатая библиотека лупов и сэмплов.

В FL Studio можно сделать интересную аранжировку и добиться уникального звучания популярных треков. Студия поддерживает плагины VST и VST2, интеграцию сторонних инструментов, может принимать данные с нескольких MIDI‑входов одновременно.

Для каждого виртуального инструмента и эффекта в программе доступно множество пресетов. Также есть окно готовых шаблонов и удобный piano roll — чтобы было проще подбирать такты и ноты.

Интерфейс FL Studio поначалу может казаться непонятным и недружелюбным, но его легко настроить под себя. Отдельно отметим наличие мобильных версий — в них, на наш взгляд, будет проще освоиться новичкам.


Цена: 1,00 рублей



8. Virtual DJ

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: диджеинг, сведение.
  • Стоимость: для домашнего использования (без подключения к аппаратной базе для профессиональных диджеев) — бесплатно; для профессионального и коммерческого использования — от 19 долларов в месяц или от 299 долларов без ограничений по времени.

Эмулятор диджейского пульта — интересная среда для работы с аудиофайлами в режиме реального времени. С ней домашние вечеринки заиграют новыми красками: в Virtual DJ вы сможете на лету создавать скретчи и менять биты, качественно сводить дорожки, в том числе в автоматическом режиме.

Программа позволяет отметить в треках до девяти ключевых точек и быстро перемещаться между ними. Во встроенной библиотеке — широкий выбор инструментов для микширования и эффектов: от классических фланжера и хоруса до более экзотичных вариантов. Также в Virtual DJ доступна очень качественная имитация винила.

Интерфейс с двумя деками позволяет держать всё необходимое под рукой, а цветные индикаторы спектрального анализа звучания каждой деки считают фишкой эмулятора. В среде можно гибко работать с внешними носителями, записывать проигрываемые треки в режиме реального времени и даже транслировать звук на цифровые радиостанции.

9. Presonus Studio One

  • Платформы: Windows, macOS, Linux, iOS, Android.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: Studio One 5 Prime — бесплатно; Studio One 5 Artist — 99,95 доллара; Studio One 5 Professional — 399,95 доллара.

Виртуальная студия для полноценной работы со звуком на профессиональном уровне. Разрабатывает её компания Presonus, производитель звуковых карт, микшеров, аудиоинтерфейсов и другого оборудования. Часто лицензионные коды для Studio One предоставляются в комплекте с техникой.

В приложении удобно записывать звук с различных устройств и сохранять отдельными дорожками для последующего редактирования. Можно сводить аудио и создавать MIDI‑файлы, выполнять сатурацию звука с аналоговым моделированием, встраивать VST‑эффекты не только в дорожки в целом, но и в отдельные объекты композиций.

10. Cakewalk by BandLab (ранее Sonar)

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: бесплатно.

Полноценная виртуальная студия, которая охватывает весь процесс производства музыки: от записи до публикации в популярных стриминговых сервисах. Понятный интерфейс и мощные инструменты позволяют этому бесплатному пакету конкурировать с более раскрученными редакторами.

С Cakewalk комфортно сочинять и записывать композиции, добавляя неограниченное количество аудио- и MIDI‑треков в каждый проект. Легко здесь и редактировать музыку, создавать аранжировки, создавать динамичные миксы с красивой и яркой акустической картиной.

Cakewalk поддерживает расширяемую библиотеку модулей ProChannel: реверберацию, резонансную фильтрацию, динамическую компрессию и не только. Доступны десятки компрессоров и эффектов, есть встроенный редактор MIDI‑треков и поддержка фирменного языка сценариев CAL.

Также есть приложения от BandLab для создания музыки в iOS и Android.




11. MAGIX Music Maker

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, составление лупов.
  • Стоимость: Music Maker — бесплатно; Music Maker 2021 Plus Edition — 59 евро; Music Maker 2021 Premium Edition — 99,99 евро.

Даже если у вас вовсе нет опыта в создании музыки, с Music Maker вы сможете начать. Упор здесь сделан именно на простоте освоения, но и профессионалы в Music Maker найдут интересные для себя возможности.

Прежде всего, в программе доступна солидная коллекция битов, мелодий и вокальных фрагментов. Их можно комбинировать, чтобы составлять композиции и лупы. Просто перетаскивайте нужные элементы в окно редактирования и слушайте, как они будут звучать вместе.

Кроме того, в Music Maker можно использовать виртуальные инструменты — от синтезатора до струнных и ударных. Удобно подключить MIDI‑клавиатуру или электронные барабаны, чтобы создавать интересные современные композиции. Наконец, есть библиотека готовых эффектов и шаблонов.

12. Pro Tools

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: Pro Tools First с ограниченным набором возможностей — бесплатно; стандартный Pro Tools — от 29,99 доллара в месяц; Pro Tools Ultimate — от 79,99 доллара в месяц, есть бесплатные пробные версии.

Профессиональная виртуальная студия для создания качественного аудио — от записи до финального мастеринга. Начальная версия пригодится студентам, неопытным музыкантам и подкастерам. Стандартная ориентирована на любителей, продюсеров и звукоинженеров. А Ultimate предназначена для профессиональных звукорежиссёров, специалистов по мастерингу и постпродакшену в аудиосфере.

В Pro Tools можно качественно микшировать звук из разных каналов, применять варианты звуковой обработки из широкой библиотеки, пользоваться виртуальными инструментами и кропотливо редактировать композиции различной сложности. Особенность программы в том, что здесь вряд ли получится интуитивно что‑то сваять: ценители этого приложения привыкли работать вдумчиво, чтобы в итоге свести композицию из множества дорожек в готовый стереотрек.

Для стабильной работы Pro Tools требуется конкретное железо. В целом это не программа, а скорее программно‑аппаратный комплекс, в котором софт и хард работают в тесной связке друг с другом. Но если вы настроены решительно и хотите стать профессиональным звукорежиссёром, без базового знакомства с Pro Tools вам точно не обойтись.

13. Wavosaur

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, сведение, мастеринг.
  • Стоимость: бесплатно.

Лёгкий редактор для записи и обработки звука, который поддерживает ряд профессиональных возможностей, например ASIO‑драйверы, VST‑плагины, создание многоканальных WAV‑файлов и наложение эффектов в режиме реального времени. В Wavosaur удобно создавать лупы, записывать и анализировать композиции, выполнять пакетную конвертацию аудиофайлов в нужный формат.

Программу можно загрузить и сразу начать работу — даже ничего устанавливать не придётся. Здесь удобно создавать черновики и наброски, выполнять простые операции: вырезать, копировать и вставлять фрагменты, обрезать частоты, преобразовывать моно в стерео и наоборот, инвертировать и отражать фрагменты, увеличивать и уменьшать громкость, добавлять паузы.

Полезен Wavosaur и для удаления голоса из композиций. Можно выполнять сдвиг высоты тона, экспортировать файлы, пакетно применять эффекты и плагины. Наконец, здесь есть инструменты для спектрального анализа звука (вывода 2D- и 3D‑спектра, сонограммы), мощности по каналам, осциллограф в реальном времени для входов и выходов, синтез сигналов.

14. АудиоМАСТЕР

  • Платформы: Windows.
  • Назначение: запись, базовая обработка.
  • Стоимость: от 690 рублей, есть бесплатный 7‑дневный пробный период.

Компактный редактор аудио, созданный российской компанией. Главное преимущество — изначально русскоязычный интерфейс.

15. Sibelius

  • Платформы: Windows, macOS.
  • Назначение: нотный редактор.
  • Стоимость: ограниченная версия Sibelius First — бесплатно; стандартная версия Sibelius для 16 инструментов — от 9,99 доллара в месяц; версия Sibelius Ultimate — от 19,99 доллара в месяц, есть бесплатный 30‑дневный пробный период.

Мощный нотный редактор от разработчиков Pro Tools, который позволяет создавать и редактировать нотные партитуры — от партий отдельных инструментов до оркестровых аранжировок. Незаменимый инструмент для композиторов и аранжировщиков, студентов музыкальных училищ и консерваторий, исполнителей, которые работают с инструментальными партиями.

Редактор позволяет выбирать и настраивать инструменты для проигрывания партитур. Система искусственного интеллекта сделает звучание готовой композиции максимально естественным и реалистичным.

Партитуры можно публиковать в облачном сервисе и работать с файлами других композиторов — это своего рода социальная сеть для обмена знаниями и развития творчества. Также Sibelius включает функции создания партитур из аудиофайлов и расшифровки сканов или фото нотных листов, инструменты обучения и совместной работы.

Кроме того, для работы с готовыми партитурами разработчики Sibelius предлагают приложение Avid Scorch на iPad. Он превращает планшет в интерактивный пюпитр для репетиций и выступлений.

16. Guitar Pro

  • Платформы: Windows, macOS, iOS, Android.
  • Назначение: нотный редактор.
  • Стоимость: 69,95 доллара, есть бесплатная 30‑дневная пробная версия.

Самый популярный нотный редактор для акустической и электрогитары, баса, укулеле, банджо и других подобных инструментов. Он позволяет работать с партитурами и табулатурами для них, а также создавать минусовки для фортепиано и ударных.

Guitar Pro включает функциональный MIDI‑редактор, метроном, проигрыватель созданных композиций и другие инструменты, полезные для гитаристов. Здесь можно строить и определять состав аккордов, разбирать композиции, выслушивать партии, привязывать текст песен к нотам, накладывать эффекты на гитарные партии.

В свежей версии Guitar Pro 7.5 добавили поддержку табулатур для 9- и 10‑струнных гитар, расширили оркестровый банк и импорт в MIDI‑формат. Также интегрировали mySongBook — сборник, который включает более 2 тысяч готовых табулатур популярных композиций вроде Stairway to Heaven или Little Wing.

В прошлой статье я, вкратце, рассмотрел принципы работы с сэмплами в редакторе Edison. В сегодняшнем посте речь пойдет об использовании возможностей пошагового секвенсора программы FL Studio для работы с сэмплами.

Работа с сэмплами в step sequencer заключается в основном в построении ритма, перкуссионного рисунка композиции, создании гармоничного сочетания сэмплов ударных инструментов (бочка, рабочий барабан, хлопок, тарелки и т.д.). Естественно, что это утверждение нельзя считать строгим правилом (всегда есть исключения). В композиции может быть использовано большое количество и других засэмплированных инструментов (фортепиано, акустическая гитара и т.д.). Однако сегодня я хотел бы остановиться именно на построении партии ударных инструментов.

Работа с сэмплами ударных инструментов

Создадим собственную партию ударных для танцевального трека.

1. Откроем браузер (F8) и перетянем понравившийся сэмпл бочки из библиотеки (например, Vengeance).

работа с сэмплами

Нажмем правой кнопкой мыши на канале бочки и выберем Fill each 4 steps. Теперь удар бочки будет приходиться на каждую первую долю такта.

2. Таким же образом перетянем несколько понравившихся сэмплов хлопка, открытый хэт и 7 сэмплов перкуссий. Я выбрал именно такую комбинацию.

Индикаторы сетки пошагового секвенсора были расставлены так, как показано на рисунке ниже.

работа с сэмплами

3. Перкуссия №4 была доработана с помощью нескольких регуляторов на вкладке SMP:

IN – уменьшена начальная амплитуда сигнала и сделана нормализация (Normalize), чтобы повысить громкость хвоста;

S.DEL (Stereo delay) – расширение стерео (7%);

Pan – регулятор панорамы установлен на 39% вправо (для компенсации эффекта от S.DEL).

работа с сэмплами

4. К перкуссии № 7 был добавлен эффект Echo delay. Количество задержек было увеличено до 10 (параметр ECH) и коэффициент обратной связи до 72 % (FEED).

работа с сэмплами

4. Несколько перкуссий были немного разведены в разные стороны по панораме. Кроме того, был настроен базовый уровень громкости всех каналов.

работа с сэмплами

Вот пожалуй и вся коррекция, которая мне понадобилась.

Я наглядно показал, что возможности пошагового секвенсора достаточно велики. Естественно, это только верхушка айсберга. В одной короткой статье невозможно описать весь функционал. К тому же, я не затронул такую важную тему, как огибающая и LFO, которые можно увидеть на вкладке INS (Instrument properties).

работа с сэмплами

Пользуйтесь этими возможностями при работе с сэмплами, ведь это может сэкономить вам время и ресурсы вашего компьютера.

VirtualDub

Шаг 1. Открываем нужный нам файл.

Шаг 2.
В нижней части окна программы при помощи бегунка находим начало нужного сегмента и в меню выбираем "Edit -> Set selection start", либо используем клавишу "Home" на клавиатуре.
Чтобы указать конец фрагмента, нужно так же поставить бегунок на нужный кадр и в меню выбрать "Edit -> Set selection end", либо воспользоваться клавишей "End" на клавиатуре.
Шаг 3. Переходим к вкладке Video и переключаемся с Full processing mode на Direct stream copy

Шаг 4. Переходим к вкладке File нажимаем Save As

Шаг 5. Называем наш файл как посчитаем нужным и нажимаем Save (Сохранить)
Ждём пару секунд.
И вот он, наш готовый семпл.

KMPlayer

Шаг 1. Итак, жмем Захват видео (ALT + С)
Появляется такое окошко:

Шаг 2. Смело жмем Начать. Запись семпла не начнется пока вы не нажмете Воспроизведение (space). Запись семпла началась.
Шаг 3. Теперь нажмите Остановить в окошке. Нажав паузу в плеере запись все равно продолжится. Теперь запись видео семпла закончилась, и файл сохранился в то место которое вы указали в окошке.

Шаг 1. Открываем программу:

Шаг 2. Выбираем файл:

Надо выбирать любой VOB файл который идёт после 0.VOB!
Шаг 3. Перетягиваем ползунок на нужную нам позицию:

Шаг 4. Жмём на первую скобочку (это будет начало семпла)
Шаг 5. Чуть-чуть пертягиваем ползунок дальше (чуть-чуть потому что это все таки DVD и исходный файл получается довольно большим):

Шаг 6. Жмём на вторую скобочку (это будет окончание семпла):

Шаг 7. Сохраняем семпл в удобное для вас место:


И вот он наш семпл в виде VOB файла готов.

MKVtoolnix

Текст

Текст

В последнее время выходит все больше трибьютов, треки известных групп обрастают каверами, а сэмплы успели стать основополагающим элементом для нескольких музыкальных жанров. При этом многие музыканты по-прежнему не знают, как легально использовать чужое творчество и не увязнуть в судебных разбирательствах. Какие основные понятия авторского права стоит запомнить артисту, чтобы сделать свой кавер? Как очистить сэмпл? Как, наконец, защитить себя от обвинений в плагиате?


Юристка компании Nevsky IP Law, специалист по праву интеллектуальной собственности и защите креативного бизнеса


Руслан Иванов

Руководитель отдела по работе с артистами и репертуаром в DNK Music


Основные правовые понятия

Любое музыкальные произведение относится к объектам авторского права. Причем закон защищает не только произведение в целом, но и его отдельные части (музыку, текст, название трека или альбома), если они — результат творчества артиста.

Так, у автора появляются права, которые остаются с ним навсегда и не могут быть переданы другим людям или компаниям — их называют личными неимущественными правами (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и другие). Есть еще права имущественные — их можно предоставлять третьим лицам. Например, артист может отдать права на синхронизацию или разрешить лейблу дистрибутировать свою музыку. За счет имущественных прав автор и зарабатывает на созданном им произведении.

Один из главных принципов авторского права — получение согласия правообладателя на любое использование произведения или его части. Из этого правила есть исключения — музыкальный материал можно свободно заимствовать в информационных, научных, учебных или культурных целях. Здесь имеется в виду цитирование музыки или иллюстрирование чего-либо с ее помощью. В любом случае такое использование не подразумевает получение коммерческой выгоды.

Подробнее о правах, которые есть у специалистов, учавствующих в создании, записи и исполнении музыки, читайте в нашей инструкции.

Как очистить права на сэмпл?

Елена Гладкова: Сэмпл — это охраняемая часть музыкального произведения. Сэмплы и биты часто создаются и существуют в сети сами по себе, то есть, без привязки к какой-либо существующей песне. И закон считает их отдельными произведениями.

Поэтому на сэмпл, который может длиться лишь пару секунд, распространяется тот же уровень правовой охраны, что и на симфонию. Очистка прав на сэмпл подразумевает серьезную проверку всей документации или вообще ее подготовку с нуля, так как для его использования необходимо иметь соответствующее право или разрешение правообладателя.

Как и в отношении любого другого произведения, очистка начинается с поиска правообладателей. Затем следует проанализировать все цепочки договорных отношений с авторами и изготовителями фонограмм, вступить с ними в переговоры, чтобы получить согласие на использование сэмпла в новом произведении и, в отдельных случаях, определить вознаграждение правообладателя за такое использование (роялти). Весьма показателен пример группы Public Enemy — их песни принесли больше убытков, чем доходов как раз из-за того, что музыканты слишком беспечно отнеслись к подбору сэмплов и не смогли оплатить все лицензии.

Руслан Иванов: Важно понимать, что при использовании мелодии или текста нужно очищать только авторские права. Если речь о сэмпле, то уже необходимо очищать и смежные права. Я часто сталкивался музыкантами, которые считают, что если они взяли сэмпл из трека в 3 секунды или, например, текст в две строчки, то о правах можно не задумываться. Очистить права — значит обратиться к правообладателю и договориться об условиях использования. Нужно оговорить, какой кусочек будет взят, как будет звучать фонограмма, в каком формате будут происходить выплаты. В общем, согласовать все условия.

Очищать права на тот или иной сэмпл лучше всего при помощи профессионалов, но артисту это под силу и самому. Главное — понять, что такое сэмпл. Это не самая простая задача: зачастую трудно сказать, является ли сэмпл объектом авторских прав или смежных, является ли звуковой материал вообще каким-либо произведением, потому что в сэмпле может отсутствовать творческий вклад артиста. Если это просто какой-то звук длиной в полсекунды, вряд ли приложил к его созданию какое-либо творческое усилие. Если же это отрывок в 2-3 секунды, у которого есть какая-то отличительная особенность, и его тяжело воспроизвести или повторить, то он становится объектом авторского права.

Как сделать ремикс на трек и не нарушить авторские права?

Если в случае с Imanbek была изменена уже существующая звуковая дорожка, то в ситуации с Моргенштерном, оригинальный трек не меняли, а фактически записали новый. То есть, получили новую фонограмму. С точки зрения права ее даже сложно назвать переработанной фонограммой. Скорее эту запись следует считать принципиально новым треком, который пересекается с предыдущим разве что названием и битом.

Если музыкант делает классический ремикс, происходит переработка существующей фонограммы — иными словами, переработка объекта смежных прав. В этом случае, разумеется, нужно обращаться к правообладателю, который владеет правами на эту фонограмму.

Елена Гладкова: В первую очередь стоит найти правообладателей соответствующего произведения — как правило, это издательства или лейблы. В процессе обсуждения условий сотрудничества нужно понять границы использования произведений, особенности допустимой переработки и размер вознаграждения. В будущем это позволит избежать претензий и неожиданных трат. Лучше заранее получить соответствующие гарантии от правообладателя и определить, какую информацию об авторах следует указать в ремиксе, чтобы не нарушить чьи-либо личные неимущественные права (например, права на авторство).

Если же ремиксы выходят официально, то артист, его лейбл или команда сами предлагают другим музыкантам переосмыслить трек. В этом случае отрегулировать вопрос с правами максимально просто.

Вообще формат ремикса постепенно вымирает: гораздо легче сейчас записать кавер.

Как договориться о правах, чтобы исполнить или записать кавер?

Елена Гладкова: Прежде всего, необходимо сначала выяснить, кто является правообладателем оригинала и как с ним связаться для обсуждения условий. Вероятность того, что вам разрешать использовать произведение бесплатно, крайне маловероятна. Поэтому стоит изначально оценить собственные перспективы и обоснованность выплаты серьезного вознаграждения правообладателю. Если же игра стоит свеч, то можно приступать к переговорам о цене и деталях использования.

Вадим Хохлов: В случае с каверами и очисткой прав, для того, чтобы перепеть композицию, существуют исключения. Без согласия автора можно сделать только пародию на композицию. В остальных же случаях нужно (независимо от того, коммерческая ли это история или нет) получать согласие у того, кто обладает авторскими правами на произведение. Если вы получаете доход с незаконно записанного кавера, автор может взыскать с вас компенсацию. При этом, отсутствие извлечения выгоды из использования произведения не отменяет факта нарушения прав.

В случае с исполнением кавер-версий на концерте такая же история. В статье 1270 ГК РФ перечислены способы использования какого-либо объекта авторских прав: в том числе публичное исполнение. Поэтому публично исполнять чью-либо песню без лицензии от правообладателя недопустимо.

Что делать в случае конфликта с автором оригинала и как не попасть под плагиат?

Елена Гладкова: Если вы использовали чужое произведение, и у вас возник конфликт с автором, необходимо вступить с ним в переговоры и постараться урегулировать спор во внесудебном порядке. Сам процесс таких переговоров поможет понять, какая стратегия потребует минимальных затрат и приведет к лучшему результату — выплата компенсации сразу или же судебный процесс.

Наличие или отсутствие плагиата в каждом случае решается индивидуально. В судебных разбирательствах нередко привлекают экспертов в музыкально-патентоведческой сфере, которые проводят исследования и представляют заключения.

Единственной универсальной рекомендацией может стать сотрудничество с надежными артистами, которые не будут использовать чужое творчество без согласия правообладателя. С таким подходом плагиат в треке не станет для вас неприятной новостью.

Читайте также: