Как сделать семейство ревит

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Андрей Кузьменко

Основное преимущество Revit - это гибкая настройка cемейств. По сути - это проект внутри проекта или умная 3D-модель. Если сделать сравнение с Autocad - это как динамический блок, только круче. Из модели 3D Max мы не можем вытянуть физические данные, не можем настроить отображения в разных окнах проекции. В чертежах диван может быть линией, а на визуализации сложнополигональным объектом. В Revit - все в одном.

Семейством может быть окно, дверь, шкаф, светильник, колонна, фасадный элемент, плитка и т.д. Могут быть семейства в семействе. Например, семейства профиля окна подтягиваются в семейства окна. Вы можете программировать семейства, которые будут вести себя по разному в отдельных ситуациях. Например, если мы смотрим на розетку в плане - у нее свои обозначения по ГОСТам, в разрезе другое обозначение а в 3D-виде она будет объемной моделью.

Пример семейства розеток

Семейства хороши тогда, когда вам необходимо делать много элементов в нескольких вариациях. К примеру, фасадная плитка, которая подрезается под размеры окон и, если окна меняются в размерах, то плитка автоматически подтягивается и пересчитывается в спецификации.

Реальный случай из жизни в проектировании фасадов или история про хардкорщика Джо

Если вы смотрели выступления наших преподавателей, то могли слышать про историю хардкощика Джо. Представьте: огромный дом-комплекс в фасадной плитке разного цвета. Главный архитектор поручил хардкорщику Джо сделать модель фасада и 3D-визуализацию для презентации девелоперу. Поле каждой презентации хардкорщик Джо менял цвета фасадной плитки и "игрался с фасадами".

Вся модель Джо была сделана в скетчапе, а визуализацию он делал в 3DS Max. Чертежи ему выдавали в Autocad. Настал тот самый судный день, когда заказчику выдали смету по окнам и он сказал: дороговато. Давайте окна у нас будут не 1400 мм, а 1200. А теперь представьте что произошло. Нужно полностью перемоделивать плитку на фасаде, заново все считать и делать новую визуализацию. Герой нашего романа начал это делать под песню культовой рок-группы AC/DC "Highway to hell".

Собственно так он получил свое прозвище "Хардкорщик Джо", потому что такая рутинная работа заняла у него 2 недели.

Если бы он это сделал в Revit, то умное семейство окна изменилось, и во всем комплексе окна стали бы меньше. Если бы плитка на фасаде не была "мертвой геометрией", а умным семейством, то в два клика вся плитка подтянулась к новым размерам окна. То есть, при правильном процессе проектирования двухнедельную работу можно было сделать за несколько часов.

Пример фасадных параметрических семейств


Деревянное домостроение

Если вы занимаетесь деревянным домостроением, то одной из основных проблем становится подсчет количества деревянного бруса. В Revit вы можете создать такое семейство и избавится от подсчета и подрезки дерева.

Проектирование электрики в дизайне интерьеров

В дизайне интерьера вы можете создавать умные семейства електроприборов и шнуров. Люстра на плане, разрезе и 3D-виде имеет разные примеры отображения. Если проектировать такие элементы в других программах, то это будут разные листы и чертежи не связанные между собой. В Revit - это единая модель.

Работа с мебелью в дизайне интерьеров. Спецификации мебельных элементов

Практически у каждого дизайнера получается сделать эскизный проект достаточно быстро, но основная, не творческая работа начинается с выдачи задания для строителей и подрядчиков. Все знают, что основной хлеб дизайнера - это комплектация объекта. Нужно четко выдать техническое задание для мебельщиков, иначе дизайнер будет платить свои деньги, если кухонный фасад сделают не таким, или плитка приедет не такая, как хотел заказчик. Мы подготовили несколько видеопрезентаций, где вы можете посмотреть как используются семейства для оптимизации этих процессов.

Андрей Кузьменко рассказывает как при помощи создания семейств в Revit работать с мебелью сложных конфигураций и выдавать задания для мебельщиков и ЧПУ.

В этом видеоуроке показано как разместить мягкую мебель нестандартной формы в интерьере с помощью семейств в Revit.

Заполнение интерьера индивидуальной корпусной или встраеваемой мебелью и адаптация под потребности проекта при помощи создания семейств в Revit.

Андрей Кузьменко рассказывает о том, как создавать план пола и плинтусов в Revit и как это помогает оптимизировать работу над проектом.

Надеемся вы поняли, что семейства - это сердце Revit. Без них вы будете делать только объемную модель без детализации. Именно семейства позволяют делать "резиновый" проект, который очень гибок к корректировкам. Освоив этот инструмент вы навсегда забудете слово "Блин, опять правки".

Журнал Работа с параметрическими компонентами Autodesk Revit

Работа с параметрическими компонентами Autodesk Revit

Параметрические компоненты Autodesk Revit (в самой программе их называют семействами) представляют собой открытые графические объекты, с помощью которых создаются проект и форма здания. Это одна из множества мощных функций, заложенных в Revit: семейства позволяют без особых усилий наполнять проект дополнительной информацией о структуре сооружения и взаимодействии конструкций друг с другом. В этой статье мы предложим рекомендации, касающиеся работы с семействами.

На основе одного объекта в Autodesk Revit может быть создано множество вариаций — собственно поэтому параметрические компоненты и получили название семейств. Всё, что можно найти в Revit, — от окна до двумерного представления анкерного болта — это семейства. Как семейство создается любой объект, необходимый при проектировании.

Огромное множество семейств поставляется в составе программы. Фирмы-изготовители, работающие в строительной индустрии, создают семейства Autodesk Revit и размещают их на своих web-сайтах или на рекламных дисках. Тем не менее пользователям нередко бывают нужны собственные (пользовательские) семейства и компоненты для проектов. Создать их самостоятельно можно с помощью Редактора семейств (Family Editor) Autodesk Revit, графический интерфейс которого позволяет спроектировать объект любой сложности и наложить параметризацию на полученную форму.

Чтобы пополнять библиотеку Autodesk Revit, совсем не обязательно разбираться в языках программирования. Новое семейство создается с помощью уже существующих шаблонов семейств, которые поставляются вместе с программным обеспечением уже готовыми к работе. От пользователя требуется только отрисовать геометрию необходимого объекта.

Редактор семейств полностью поддерживает Ядро параметрических изменений (Parametric change engine), которое проводит изменения, внесенные вами в модель, по всему проекту и изменяет геометрию сооружения по всем видовым окнам и отчетам. То же самое происходит и в Редакторе семейств. Геометрия объекта создается один раз, а далее форма меняется вслед за изменением значений параметров: фактически параметры и определяют форму семейства. Также значения параметров могут зависеть от математических формул, которые обычно используются в сложной геометрии объекта или для управления некими зависимостями (например, формулой можно воспользоваться, если мы хотим зафиксировать высоту окна по отношению к его ширине).

Теперь посмотрим на примерах, как всё это работает.

Проектирование

Прежде чем приступать к созданию семейства, нужно получить ответ на несколько вопросов.

    Как часто будет использоваться семейство?

Это уникальная форма, которая будет использована только один раз — в текущем проекте, или же это окно, которое имеет несколько типовых размеров и переходит из проекта в проект? Или это книжная полка, которая может быть абсолютно любого размера и обычно встраивается в пространство от 50 до 100 см? Ответ очень важен — от него могут зависеть форма и параметры семейства.

Этот объект отображается на планах, фасадах и/или разрезах? Может быть, это просто 2D-обозначение для поэтажных чертежей или фасадного вида? В любом случае нам нужно будет настраивать отображение объекта через функцию Видимость (Visibility).

Это семейство обычно используется совместно с другими объектами — со стенами или, быть может, с подвесными потолками? Возможно, это механическое устройство, прикрепленное к крыше? Каким именно образом объект взаимодействует с другими (или другие объекты взаимодействуют с ним) определяется шаблоном, на основе которого мы создадим геометрию объекта.

Данное семейство — это электрическая розетка, которая отобразится только на развертке стены, или это дверь с резной филенкой и витражом, которая будет видна при визуализации проекта? Только определившись с уровнем детализации, мы будем знать, насколько подробно нам предстоит прорабатывать семейство.

Это семейство колонн, которое использует в качестве точки вставки центр круглого основания, или это сантехнический объект, который в соответствии со СНиП всегда должен отступать от стены на 50 см? Зная, где располагается начало координат, мы построим геометрию на нужном расстоянии.

Создание нового семейства

Ответив на все вопросы, мы готовы к созданию семейства. В Autodesk Revit они подразделяются на три типа:

  • системные семейства (System families);
  • разовое семейство (In-place families);
  • обычные семейства (Standard component families).

Системные семейства уже предварительно настроены в Autodesk Revit и включают в себя основные строительные конструкции, такие как стены, перекрытия и крыши. Пользователю ничто не препятствует создавать собственные версии этих объектов (копируя стандартные объекты и перенастраивая их параметры), но создать новое системное семейство он не может.

Разовое семейство — это такие компоненты, которые создаются под конкретный проект и в дальнейшем не используются. Как правило, в подобных случаях за основу для изменений берут объекты стандартной библиотеки. Таким образом можно, например, создать уникальную форму административной стойки при входе в офис компании: здесь всё определяется стилем этого офиса…

Наиболее же часто используются обычные семейства — и дальше мы будем говорить именно о них.

Семейства могут располагаться в ранее разработанных шаблонах проектов и автоматически загружаться при создании нового проекта или по мере необходимости подгружаться в существующий проект из внешних библиотек.

С помощью Редактора семейств пользователи могут:

  • открывать существующие семейства и модифицировать их в соответствии со своими требованиями;
  • создавать новые семейства на базе определенных шаблонов.

Во втором случае потребуется выбрать пункт НовыйСемейство (New → Family) из меню Файл (File).

Шаблоны

Шаблоны для создания семейств обычно поставляются с Autodesk Revit (рис. 1). Набор стандартных шаблонов позволяет построить огромное множество семейств: от двумерных объектов аннотации до сложных трехмерных световых люков. Каждый шаблон определяет конструкционные функции будущего семейства, специфичные для данного типа объекта.

Рис. 1. Стандартная поставка Autodesk Revit включает множество шаблонов для создания пользовательских параметрических семейств

Рис. 1. Стандартная поставка Autodesk Revit включает множество шаблонов для создания пользовательских параметрических семейств

Некоторые шаблоны содержат наборы опорных плоскостей для построения правильной геометрии тела объекта и параметров. Например, шаблон для создания карниза будет содержать плоскость, иллюстрирующую стену, к которой будет крепиться карниз, и текст, указывающий внутреннюю и внешнюю сторону.

Кроме того, шаблон может содержать управляющие иконки. Обычно они располагаются рядом с объектом и позволяют зеркально отражать геометрию объекта относительно центральных осей после загрузки в проект. Это необходимо, например, для семейства дверей: с помощью иконок можно менять навеску двери и направление открывания полотна (рис. 2).

Рис. 2. Шаблон дверей содержит управляющие иконки, которые позволяют графически менять навеску двери и направление открывания полотна

Рис. 2. Шаблон дверей содержит управляющие иконки, которые позволяют графически менять навеску двери и направление открывания полотна

Таким образом, чтобы создать семейство, найдите подходящий шаблон и откройте его. Если найти шаблон не удается, семейство можно построить на базе общего универсального шаблона (Generic Model template), который также поставляется с Revit.

Редактор семейств

Редактор семейств — не отдельное приложение, а часть Revit. Попасть в него можно двумя способами: либо открыть на редактирование уже существующее семейство (файл с расширением RFA), либо создать новое семейство на базе шаблона. При этом инструментальная палитра (Design Bar) с левой стороны экрана представит набор уникальных инструментов для работы с семействами, а браузер проекта (Project Browser) — специфичные виды будущего семейства (рис. 3).

Рис. 3. Интерфейс Редактора семейств Revit очень похож на основной интерфейс программы

Рис. 3. Интерфейс Редактора семейств Revit очень похож на основной интерфейс программы

Рабочее окно программы содержит две пересекающиеся вспомогательные плоскости, но могут отображаться и некоторые размеры, поясняющий текст, заметки Пересечение плоскостей очень важно: это начало координат семейства, его точка вставки. Не советуем двигать их, а тем более удалять — в дальнейшем с семейством будет сложно работать.

Вспомогательные плоскости

Самая распространенная ошибка при создании семейств заключается в том, что пользователь сразу же начинает создавать объемную модель. А ведь прежде всего необходимо продумать основные габаритные грани будущего объекта и решить, как будут располагаться плоскости, образующие его форму.

Подберите подходящий вид, который лучше всего описывает семейство. Это может быть поэтажный план или фасадный вид. Вспомогательные плоскости — те реперные линии, от которых будет образовываться объект. Они отображаются не только на том виде, где вы их отрисовали, но и на всех других видовых экранах (разрезах или фасадах). И это логично — ведь это плоскости, уходящие в бесконечность во все стороны. Вспомогательные плоскости могут быть параллельны или перпендикулярны текущему виду. Во втором случае они отображаются в виде зеленых пунктирных линий (рис. 4).

Рис. 4. Вспомогательные плоскости необходимо создавать до создания геометрии объекта

Рис. 4. Вспомогательные плоскости необходимо создавать до создания геометрии объекта

В отличие от вспомогательных плоскостей вспомогательные линии имеют конечные точки, с помощью которых пользователь может управлять поворотом объекта. Вспомогательным плоскостям и линиям можно присваивать имена — это удобно и при поиске, и при работе.

Создание параметров

Вспомогательные плоскости обычно завязываются на осевые линии объекта с помощью размеров, определяющих его геометрию, — и тут нужно серьезно задуматься, какие именно размеры позволят правильно контролировать формы. Стандартный набор — высота, ширина и длина — представлен в шаблоне семейства практически всегда, но кроме него шаблоны могут содержать и дополнительные размеры. Например, для окна это могут быть различные отступы, размеры четвертей и рам переплета, толщина стекла

Любой размер затем очень легко превратить в динамический параметр: для этого надо только выделить размер и задать ему имя (в терминах Revit — метку). Следует различать параметр объекта и параметр типа. Изменяя параметр объекта, мы изменяем только объект, выделенный в данный момент, а изменение параметра типа влияет на геометрию всех семейств этого типа по всему проекту. Остановимся на этом чуть подробнее.

Параметры типа управляют семейством на более высоком уровне: они контролируют геометрию всего типоразмера определенного семейства. Типоразмер может иметь несколько вхождений в проект, и редактирование размеров каждого объекта отняло бы немало времени. Благодаря параметрам типа необходимые изменения вносятся один раз и распространяются по всем объектам одного размера. Допустим, в проекте использовались внутренние двери размером 850 мм, а потом возникла необходимость расширить их до 1050 мм. Открываем типоразмер двери на редактирование, изменяем значение — и получаем нужный результат.

Как мы уже говорили, добавить в проект новый параметр очень легко: достаточно выбрать размер и дать ему имя (рис. 6). Это делается с помощью панели параметров (Options Bar): из выпадающего списка выбирается нужный параметр, соответствующий выделенному размеру. Если нужного параметра еще нет, выбираем команду Добавить параметр (Add Parameter). При назначении параметра нужно указать его вид (параметр объекта или параметр типа). В размере появятся имя заданного параметра и его значение.

Рис. 6. Добавить новый параметр с помощью Редактора семейств очень легко

Рис. 6. Добавить новый параметр с помощью Редактора семейств очень легко

Как только мы добавили новый параметр, он сразу же появляется в списке параметров диалога Типоразмеры в семействе (Family Types), вызываемого одноименной командой с инструментальной палитры (Design Bar). Все параметры в этом диалоге можно объединить в логические группы. При этом параметры могут быть либо уже объединены в соответствии с настройками шаблона (например, в группы Строительство, Размеры и Данные изготовителя, как показано на рис. 7), либо группу задает пользователь, создавая новый параметр.

Рис. 7. Все параметры семейства перечислены в диалоге Типоразмеры в семействе (Family Types)

Рис. 7. Все параметры семейства перечислены в диалоге Типоразмеры в семействе (Family Types)

Нижняя группа кнопок диалога позволяет создать, изменить или удалить параметры объекта. По щелчку на кнопке Добавить (Add) появляется диалог Свойства параметра (Parameter Properties) (рис. 8).

Рис. 8. Диалог добавления нового параметра семейства

Рис. 8. Диалог добавления нового параметра семейства

Вот важнейшие из настроек параметра:

  • Имя. Задается пользователем, должно быть по возможности понятным и лаконичным. Также используется для включения параметра в формулу.
  • Категория. Параметр может относиться к одной из двух категорий: Общие (Common) или Каркас (Structural).
  • Тип данных. Из выпадающего списка можно задать тип параметра: текстовый, числовой или Да/Нет.
  • Группирование параметров. Эта настройка позволяет классифицировать параметры по некоторому групповому признаку. Параметры одной группы будут отображаться в диалоге параметров рядом друг с другом, что упрощает их поиск.
  • Вхождение или Тип. Определяет тип параметра: параметр объекта (Вхождение) или параметр типа (Тип).

Задаем настройки вновь добавляемого параметра, нажимаем кнопку OK и возвращаемся в диалог Типоразмеры в семействе. Теперь в крайнем левом столбце списка появился новый параметр. Для его удаления предусмотрена кнопка Удалить (Remove), а для модификации — кнопка Изменить (Modify)…


Сегодня я хочу рассказать об одной хитрости привязки текста или текстовой метки к опорным линиям или плоскостям в семействе аннотации.

Все мы знаем, что текст не имеет привязки. А иногда нам требуется сделать семейство, в котором нужно что бы метка передвигалась, например, за столбцами или строками нами созданной таблицы для аннотации.

И так, первое что мы должны сделать, определить точку привязки нашего текста. Для этого ми вычерчиваем пересечение двух линий, выбрав для этого стиль линий "невидимая". Смотрите рисунок 1. Пересечение должно быть минимальных размеров.

Рисунок 1. Выбираем стиль линий "невидимая".


Следующий этап - выбираем наши две линии и создаем из них группу. Рисунок 2.

Рисунок 2. Группируем линии.


Создаем нашу метку. Настраиваем выравнивание, удобным для вас методом. Я в примере выбрала горизонтальное выравнивание - по правому краю, вертикальное - по центру. Смотрим рисунок 3, что у нас примерно должно получится. Если же вы хотите выровнять нашу метку по левой плоскости, то горизонтальное выравниванье должно быть по левому краю соответственно.

Рисунок 3. Добавляем метку.


После этого нам нужно добавить нашу метку в группу из двух линий. Заходим в режим редактирование группы, нажимаем кнопку добавить и выбираем метку (рис.4), сохраняем нашу группу. Теперь мы имеем группу состоящую из двух линий и текстовой метки (рис. 5).

Рисунок 4. Добавляем метку в группу.


Рисунок 5. Группа, содержащая метку и две линии.


Самая главная часть - привязка метки к плоскости. Теперь с помощью инструмента выравнивания привязываем линии к опорным плоскостям или линиям и включаем зависимости (рис. 6 и 7).

Рисунок 6. Вертикальная зависимость.


Рисунок 7. Горизонтальная зависимость.


Ну вот и все. Наша метка передвигается при изменении параметра (рис. 8)

Рисунок 8. Параметрическое перемещение метки.


Также вы можете сделать привязку к нашим линиям с помощью размера, добавив на него параметр или поставив зависимость.

Комментарии


Константин Серб / стаж работы в Revit - 3 г. || 03.08.2019

Как известно, в проекте грани семейств не красятся с помощью инструмента "краска". В справке к Revit пишется:

Материалы не могут назначаться экземплярам семейств в проекте. Присвоение материалов граням должно выполняться в редакторе семейств.

Но это ограничение можно обойти следующим образом:

в проекте нужно начертить плиту перекрытия и объединить её с семейством. Не обязательно, чтобы они сопрягались, могут быть в разных частях здания. Revit ругнётся, что выделенные элементы объединены, но они не пересекаются, жмём "ок".
Теперь грани семейства можно красить.

Затем плиту можно удалить, но грани семейства всё равно будут краситься.

В файле по ссылке два семейства - одно до обработки, второе после обработки:

К сожалению, таким методом не удаётся покрасить семейства стальных несущих профилей - балки, колонны и т.п.

Когда мне потребовалось окрасить раздельно грани стальных конструкций в проекте, я случайно нашёл метод для включения окраски для стальных профилей:

1. Режем балку\колонну\прогон с помощью инструмента "Проём по грани"
2. Если проём по грани более не нужен - удаляем его.
3. Красим грани балки.

Конечно, это довольно трудоёмко, если подрезка граней не была произведена изначально и уже сделан большой объём работы, но это хоть какой-то выход.

Вопрос: Как удалить созданные в модели неиспользуемые семейства?
Ответ:
Чтобы облегчить файл и/или оставить только нужные семейства, нужно удалить неиспользованные элементы.

Вопрос: Как скопировать модель из одного файла в другой?
Ответ:
Чтобы скопировать модель из одного файла в другой, необходимо

1. Открыть в одной сессии Revit два файла - из которого планируем копировать и в который будем копировать.
2. Необходимо создать/откорректировать количество/расположение уровней, чтобы в обоих файлах они были идентичны!

Делаем активным файл в который необходимо скопировать модель. Следует открыть "Уровень 1 (Видно все)".
Параметры отображения: Шаблон вида – нет.
Переопределение видимости и графики отсутствует.

В ленте вкладка "Изменить" - "Вставить" - "Вставить из буфера".

Открываем уровни и проверяем, что модель корректно встала по высотам и по расположению.

Вопрос: Как передать файл смежникам?
или как открыть файл на другом компьютере, чтобы не слетели *.jpeg из спецификации?
Ответ:
При открытии Revit файла на другом компьютере, столбик с изображениями оказывается пустой. Как избежать повторной загрузки в спецификацию изображений?
На компьютере, где создавался Revit-Файл:
1. Диспетчер связей: Вставить – Диспетчер связей – Изображение;
2. Выбрать все строки (первая и последняя, удерживая shift);
3. Внизу Диалогового окна выбрать ИМПОРТ;

БЫЛО: Статус – загружено. Тип связи - Связь.
СТАЛО: Статус – пусто. Тип связи - Импорт.

Необходимо нажать - Применить и ОК;
Сохраняем файл;
После передачи такого файла во всех спецификациях *.jpg останется на своих местах!

Вопрос: Включатели/проходные выключатели/перекрестные выключатель/диммеры… в чем отличие, как отображаются в Revit?
Ответ:

Выключатель в Revit

Принцип работы: Включает и выключает свет из одной точки
Количество клавиш: 1, 2, 3
Управление: Механическое, поворотное, сенсорное, кнопка
Где можно применять: Все помещения, где есть хотя бы 1 источник света. Влажные помещения - ванные, санузлы, гаражи, котельные - с защитой EI45.

Проходной выключатель в Revit
Принцип работы: Включает и выключает свет из двух точек
Количество клавиш: 1 или 2
Управление: Механическое, поворотное, сенсорное, кнопка
Где можно применять: Коридоры, лестницы, спальни (общий свет у кровати), выход на балкон/террасу внутри и снаружи.

Перекрестный выключатель в Revit
Принцип работы: Включает и выключает свет из трёх точек
Количество клавиш: 1
Управление: Механическое, поворотное, сенсорное, кнопка
Где можно применять: В местах, где управление светом необходимо из трёх точек - кухни-гостиные, бщественные помещения, бассейны. В цепи ставится между двумя проходными выключателями.

Диммер в Revit
Принцип работы: Включает и плавно регулирует яркость освещения из одной точки
Количество клавиш: 1
Управление: Механическое, сенсорное
Где можно применять: Спальные и детские комнаты, игровые, библиотеки, кабинеты.

В диспетчере проекта данные семейства можно найти в разделе Семейства – Электрические приборы;
На название семейства (не типоразмера) нажмите правой кнопкой мыши – Правка;

Также можно поменять Вес и Образец линий;

Цвет у условных обозначений изменился!

Внимание: Фрагмент появляется в диспетчере проекта в том подразделе в ВИДАХ, к которому был определен ТИПОРАЗМЕР ВИДА ФРАГМЕНТА.

Как вынести фрагмент на лист?
В диспетчере проекта зажимаем нужный вид левой кнопкой мыши и не отпуская переносим курсор в область листа, отпускаем левую кнопку мыши – появляется сам вид, в нужном месте, где планируется его расположение нажимаем один раз левой кнопкой мыши.

Созданное семейство марки можно найти в Диспетчере проекта -> Семейства -> Аннотационные обозначения

Марку на семейства можно поставить двумя способами:
Автоматический способ:
В ленте Аннотации -> Маркировать все -> галочкой выбираем марку нужной категории/тип марки -> Ок;
Ручной способ:
в диспетчере проекта зажимаем семейство марки левой кнопкой мыши -> наводим на нужное семейство (должен быть активен вид) -> отпускаем левую кнопку мыши -> видим марку -> нажимаем один раз левой кнопкой мыши;

Читайте также: