Как сделать себя умнее

Обновлено: 05.07.2024

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Многие люди регулярно задаются вопросом, как стать умнее и повысить уровень интеллекта, чтобы оказывать влияние на других людей и преуспевать в разных жизненных сферах — от работы до личной жизни.

Кому-то способы прокачки своего мозга известны и так, но они ими не пользуются в силу чрезмерной самоуверенности или по причине банальной лени. Однако некоторым нужен четкий список рекомендаций, ориентируясь на который они будут планомерно становиться умнее и эрудированнее.

Таким образом, мы как раз и решили выкатить содержательный список действенных способов, как стать умным человеком в жизни и добиться своих целей. Советуем присмотреться.

Содержание

1. Начни разговаривать с самим собой

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Под разговорами с самим собой мы подразумеваем здоровую форму рефлексии, когда человек анализирует свои поступки, разбирается в своих эмоциях, амбициях, потребностях, интересах и прочих формирующих его личность вещах.

Ты можешь делать это в любой удобной для тебя форме: в уме, на бумаге или устно, например, наговаривая мысли на диктофон (переслушивать и анализировать свои мысли через некоторое время бывает полезным). Начти вести честный диалог с самим собой, признаваясь себе в своих страхах и истинных желаниях.

2. Общайся с умными и опытными людьми

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Именно поэтому если ты хочешь стать умнее, необходимо тянуться к людям, которые общаются на умные темы, размышляют, подпирая рукой подбородок, и по-умному выглядят.

В таком случае ты даже не заметишь, как сменятся твои ориентиры на познание и созидание. Главное — не бойся менять свое окружение, и все обязательно получится.

3. Не забывай про физическую активность

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Как бы мы того ни хотели, наши когнитивные способности зависят не от божественного вмешательства и кармических процессов, а от здорового притока крови к голове. Именно поэтому не стоит постоянно сидеть в одной позе и препятствовать нормальному кровообращению.

Старайся регулярно делать утренние разминки, ходи на пробежки, занимайся в спортивном зале, играй в футбол или баскетбол (что тебе ближе) и много проводи времени на свежем воздухе, насыщая кровь кислородом.

Находясь в душном помещении в одной позе, ты в какой-то момент поймаешь себя на мысли, что ничего не понимаешь. Во многом это будет протест твоего организма на отсутствие кислорода и физической активности. Не допускай этого.

4. Изучай иностранные языки

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Изучение иностранных языков — это не только полезный навык, который нужен каждому человеку, считающему себя космополитичным и мультикультурным, но и отличная прокачка твоих мозгов.

Здесь тренируется память, улучшается многозадачность и совершенствуются разговорные навыки, необходимые для общения с умными людьми из других стран.

Владение несколькими языками — это огромное преимущество в современном мире, поэтому не стоит его игнорировать.

5. Правильно питайся

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Правильное питание — это такая же регулярная необходимость, как физические упражнения. Если постоянно есть нездоровую пищу, твои когнитивные способности в какой-то момент могут дать сбой.

Именно поэтому добавь в свой рацион овощи, типа листовой капусты, шпината и брокколи. Вместе с этим не забывай про жирную рыбу, богатую Омега-3, к числу которой относится семга, горбуша и тунец.

Кроме того, разнообразь свое питание авокадо, грецкими орехами и льняными семечками. Не забывай также про ягоды и фрукты. Одним словом, переходи на средиземноморскую диету и твой мозг обязательно поблагодарит тебя.

6. Начни записывать свои мысли

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Это может быть любая удобная для тебя форма — от дневника, который ты никому не покажешь, до развернутых постов в инстаграме, у которых есть все шансы разлететься по сети.

Фиксация своих мыслей — это следующая форма рефлексии, когда твое мнение не возникает и улетучивается через несколько минут, а приобретает форму и оседает в твоем сознании (или даже в сознании других людей).

В идеале писать нужно каждый день хотя бы по полчаса. Если постараться, практику записи своих мыслей можно сделать такой же привычкой, как утренняя зарядка. Достаточно ввести ее в свою жизнь и не забывать про нее.

7. Играй в интеллектуальные игры

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Развивающими могут быть абсолютные любые игры — от кровожадных шутеров на консолях до всеми известной монополии. Однако надо понимать, что монополия по шкале вдумчивости все-таки занимает более высокую позицию, чем игра, где надо отстреливать бошки зомби.

Если тебе удастся заменить развлекательные игры более интеллектуальными, — это самым позитивным образом скажется на уровне твоего интеллекта.

Кстати, в хорошей компании людей из второго пункта в тебе проснется дух соперничества, что подстегнет тебя на более выдающиеся результаты по итогам игры.

8. Читай литературу и познавательные статьи

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Ни для кого не секрет, что чтение является самым верным проводником человека на пути к эрудиции и успеху. Поэтому мы не можем не упомянуть про этот эффективный инструмент, хоть каждый из нас и знает о нем с раннего детства.

При этом читать можно все, что угодно — от художественной и научной литературы до познавательных статей в журналах и публикаций интересных медийных личностей. Все это дает нам информационную пищу, которую необходимо переварить критическим анализом и сформировать свое мнение.

9. Смотри интересные документалки и слушай аудиальный контент

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Кроме книг для ума, есть еще много другого контента, который способен повысить твой интеллектуальный уровень. К их числу относятся познавательные документалки как от стриминговых сервисов и крупных телеканалов, так и от многочисленных ютьюб-каналов, создающих независимый контент.

Отдельное внимание также стоит уделить разным подкастам, которые могут быть посвящены искусству, политике, истории, бизнесу и прочим областям человеческой деятельности.

Ищи свой контент и всегда фильтруй его, чтобы не засорять голову информационным мусором, который может оказать деструктивное влияние на твои когнитивные способности.

10. Обязательно высыпайся

Как стать умным чуваком, к которому все прислушиваются: 10 действенных способов

Здоровый сон — это такой же физиологически неотъемлемый процесс, как питание и упражнения. Каждому человеку для нормального функционирования всех его систем нужен полноценный отдых. Поэтому сну необходимо уделять особое внимание.

Как мы уже говорили неоднократно во многих наших статьях, спать нужно от семи до девяти часов (где-то в этом диапазоне). Если уделять сну меньше времени, организм может начать давать сбои, которые способны пагубно отразиться на когнитивных способностях человека.

Так что не стоит допоздна сидеть за литературой, учить иностранные языки и играть в интеллектуальные игры. Не забывай про регенерацию.


Физические упражнения

Но так ли это в буквальном смысле? Действительно ли физические упражнения могут сделать человека умнее — настолько, что врачам следовало бы прописывать физкультуру и человеку с риском развития болезни Альцгеймера, и средних лет профессионалу, который хочет вернуть былую сообразительность, и ребенку, у которого проблемы с учебой?

В современном обществе на этот счет бытует два довольно противоречивых стереотипа. С одной стороны, мы сегодня склонны ассоциировать фитнес с интеллектом. Нам нравится, когда руководители наших компаний и наши политики аккуратны и подтянуты; Крис Кристи, губернатор моего прекрасного штата Нью-Джерси, так устал рассказывать людям о причинах своего ожирения, что в начале 2013 года лег под нож хирурга и сделал шунтирование желудка. С другой же стороны, никто из нас не ожидает, что хоккеист или штангист победит в любом интеллектуальном состязании. Мускулы и мозги далеко не всегда идут в паре. Здоровяки Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне добились наибольших успехов в Голливуде, изображая не слишком умных головорезов.

И все же эксперименты, проведенные в период с 1960-х по 1970-е годы, однозначно подтвердили, что физические упражнения позитивно влияют на умственную работоспособность человека. Классическое исследование 1975 года, например, выявило, что пожилые люди, играющие в теннис или бадминтон, как правило, проходят простые когнитивные тесты со значительно лучшими результатами, нежели их неспортивные сверстники. В 1980-е годы вообще проводилось огромное множество исследований, в основном с участием пожилых людей, но их результаты преимущественно оставались на уровне предположений — до тех пор, пока двое из самых уважаемых на сегодняшний день когнитивных психологов не занялись доскональным изучением эффекта от плавания.

Непосредственно эксперимент провел Гарольд Хокинс, психолог, которого я цитировал в главе 1 и который в настоящее время руководит программой Управления перспективных исследовательских проектов ВМС США. Он изучает эффективность когнитивных тренингов в надежде развить с их помощью интеллектуальные способности американских военнослужащих. До прихода в Управление Хокинс работал в Орегонском университете по гранту Национального института по проблемам старения, тогда он и провел свой эксперимент.

Артур Крамер, профессор психологии из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне, в 2010 году занял пост директора Института современных наук и технологии Бекмана при этом университете. Однако двадцатью годами ранее он был начинающим и очень перспективным когнитивным нейробиологом, который прежде никогда не занимался изучением роли физических упражнений в развитии мозга. Тогда-то и состоялся тот судьбоносный для Арта разговор с Гарольдом Хокинсом, о котором он вспоминает.

Материалы, предоставленные Крамеру Хокинсом, оказались просто потрясающими. Он начал с анализа предыдущих исследований в этой области, позволивших ему сделать важный вывод: мыслительные навыки пожилых людей ухудшаются заметнее всего, если им приходится распределять свое внимание. Чтобы окончательно проверить это наблюдение, ученый разработал и провел интереснейшее исследование — он сравнил когнитивные навыки 14 человек в возрасте от 20 до 35 лет с навыками такого же числа людей в возрасте от 65 до 74. Участников, сидящих в наушниках перед экранами компьютеров, просили нажимать конкретную клавишу средним пальцем
правой руки, если они видели на экране одну букву, и другую клавишу указательным пальцем этой же руки, если они видели вторую букву. Кроме того, услышав определенный звук, им нужно было щелкнуть по третьей клавише средним пальцем левой руки, а при другом звуке — по четвертой клавише указательным пальцем этой же руки. Сначала Хокинс тестировал скорость и точность их реакции только на звуковые сигналы, затем только на зрительные, а в конце концов — на оба сигнала
вместе.

Так вот, когда реакция на звуковые и зрительные сигналы проверялась отдельно, скорость и точность пожилых людей были лишь немного хуже, чем у младших участников эксперимента, но когда тест проводился одновременно по обоим типам сигналов, показатели испытуемых старшего возраста оказывались существенно ниже. Их способность распределять внимание была несравненно хуже, чем у молодых, и объяснялось это преимущественно эффектом старения.

Именно этим типом возрастного ослабления контроля над исполнительными функциями объясняется, почему исследование 1992 года выявило, что при старении больше всего страдает многозадачность. Это происходит потому, что для эффективного функционирования в таком режиме нужен не только тот простой вид внимания и концентрации, который использует кот, выслеживающий мышку, или собака, заметившая кота, но и быстрые, осознанно управляемые смещения фокуса внимания, в которых преуспевают люди. Такое происходит, например, когда мы одновременно поглядываем на часы, смотрим по телевизору мультик и готовимся к экзаменам.

Впоследствии Артур Крамер опубликовал с добрый десяток исследований в области влияния физических упражнений на когнитивные способности человека, в том числе два с участием детей. Так, в 2010 году был обнародован отчет по исследованию с применением МРТ-сканирования мозга девяти- и десятилетних детей. Оно показало, что у мальчиков и девочек, отличающихся большей аэробной работоспособностью, лучше память и больше гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга в форме морского конька, играющая ключевую роль в работе как краткосрочной, так и долгосрочной памяти. Второе исследование Крамера, опубликованное в 2012 году, продемонстрировало, что более спортивные дети отличаются более высоким уровнем когнитивного контроля; они способны дольше концентрироваться на тестах, а в лобных долях их мозга в процессе тестирования наблюдается большая активность.

Один из немногочисленных рандомизированных экспериментов на тему влияния физкультуры на умственное развитие детей провел не Крамер, а исследователи из Университета Фурмана в Гринвилле. Они работали с афроамериканскими учениками вторых — восьмых классов средней школы. Ученые случайным образом разбили детей на две группы. Одна должна была в течение всего 2009/2010 учебного года по 45 минут в день заниматься физическими упражнениями. По завершении этого срока их предполагалось сравнить со второй группой, которая в спортивной программе не участвовала. Тестирование выявило, что к маю 2010 года ученики из первой группы показывали значительно лучшие результаты по сравнению с членами контрольной группы по 8 из 26 критериев эффективности когнитивной деятельности (а также по 7 из 16 физических показателей).

Однако следует признать, веру Крамера в эффективность щадящих упражнений аэробного типа по сравнению с другими видами спорта разделяют не все. Так, например, в Кокрановском обзоре за 2008 год высказываются сомнения по поводу того, что когнитивные выгоды, ассоциируемые с кардиотренировками, обусловлены исключительно улучшением сердечно-сосудистой системы, а не увеличением мышечной силы и другими эффектами физических упражнений.

Главным сторонником и пропагандистом силовых тренировок как средства развития когнитивной функции я бы назвал сорокалетнюю любительницу спортивного бега и собак, мать троих детей с весьма внушительным списком академических заслуг и титулов Терезу Лью-Амброуз. Тереза — адьюнкт-профессор кафедры физиотерапии Университета Британской Колумбии, профессор Канадского центра исследований в области физической активности, мобильности и когнитивной нейронауки, директор по исследованиям Клиники профилактики травматизма Ванкуверской многопрофильной больницы и директор университетской лаборатории, занимающейся вопросами
старения, мобильности и когнитивной нейронауки.

В 2010 году Лью-Амброуз с ванкуверскими коллегами опубликовала результаты исследования, в котором приняли участие 155 женщин в возрасте от 65 до 75 лет. Исследование было рандомизированным: первой группе предписывалось заниматься тренировками с отягощением (это такая физиотерапевтическая методика) раз в неделю, второй — два раза в неделю, третья, контрольная группа должна была дважды в неделю заниматься тонинг- и баланс-тренингом. В итоге обе группы, занимавшиеся силовыми тренировками, улучшили свои показатели по стандартной мере когнитивного контроля более чем на 10 процентов, а в группе аэробики показатели снизились на полпроцента.

Следующее исследование, отчет по которому был опубликован в 2012 году, дало еще более впечатляющие результаты. Лью-Амброуз с коллегами набрали 86 пожилых женщин с незначительными жалобами на память, характерными для умеренных когнитивных нарушений, и произвольным образом поделили их на три группы. Первая в течение полугода занималась тренировками с отягощением, вторая — тонинг-и баланс-тренингом, а третья — аэробикой. К концу исследования группа аэробики значительно улучшила свои результаты по показателям баланса, мобильности и эффективности сердечно-сосудистой системы, но ни один показатель когнитивного функционирования не изменился. А вот женщины, занимавшиеся тренировками с отягощениями, значительно успешнее сдали тесты на внимание, разрешение конфликтов и память. И при тестировании с помощью МРТ только у этой группы были обнаружены четкие признаки активизации сразу трех зон коры головного мозга.

Музыка

Мне кажется, нельзя считать просто совпадением тот факт, что два психолога, чьи исследования стали вехами в использовании музыки в качестве инструмента развития когнитивных способностей, начинали свою карьеру как музыканты.

Стоит, впрочем, отметить, что к тому времени журнал Nature уже опубликовал по поводу исследования Раушер два разгромных материала: метаанализ 20 других исследований, которые попытались воспроизвести ее результаты и выявили среднее увеличение IQ после прослушивания Моцарта всего на 1,4 балла, а также отчет по еще одному масштабному исследованию, которое не обнаружило вообще никакого эффекта.

В итоге Шелленбергу пришлось самому повторить свое исследование, что он и сделал в 2011 в сотрудничестве с Сильвеном Морено и еще пятью канадскими исследователями. Команда, возглавляемая Морено, пригласила 48 дошкольников принять участие в одном из двух видов компьютеризированного тренинга. Дети занимались либо изобразительным искусством, изучая такие базовые концепции, как формы, размеры и перспектива, либо музыкой, в частности изучали ритм, ноты и мелодии. Занятия проводились два часа в день, пять дней в неделю на протяжении четырех недель, но по истечении этого срока рост показателя вербального интеллекта продемонстрировали только дети из музыкальной группы — 90 процентов участников эксперимента.

Дополнительное доказательство пользы уроков музыки для развития когнитивных способностей предоставили ученые из Лондона. Там была реализована программа под названием Bridge Project, к которой привлекли сотни учеников из двух школ из Ламбета, района, населенного в основном представителями рабочего класса. В исследовании, проведенном в рамках этой программы, отметки по математике, чтению и письму детей — участников программы сравнивались с отметками детей из контрольной группы. Исследование показало, что академическая успеваемость детей, участвовавших в музыкальной программе, улучшилась на 10–18 процентов по сравнению с оценками тех, кто в ней не участвовал.

В итоге я сделал вывод, что хотя прослушивание записей с произведениями Моцарта вряд ли способно сделать кого-нибудь умнее, добиться этого, обучаясь игре на музыкальном инструменте, вполне возможно. Конечно, доказательства пользы музыкального образования для умственного развития довольно скромны, во всяком случае, по сравнению со свидетельствами, подтверждающими позитивный эффект физических упражнений или игр вроде N-back. Но до сих пор не было опубликовано ни одного исследования, которое опровергло бы выводы Шелленберга. И, в конце концов, не стоит забывать, что, занимаясь музыкой, человек приобретает приятный и полезный навык.

Медитативное сосредоточение

Но пусть ультрасовременность всех этих программ и мероприятий не вводит вас в заблуждение. Огромное множество исследований показали, что древняя практика медитативного сосредоточения действительно представляет собой весьма перспективный метод улучшения когнитивных способностей человека, усиления внимательности, расширения объема рабочей памяти и развития подвижного интеллекта. Некоторые из лучших программ в этой области разработаны одним из самых уважаемых американских психологов Майклом Познером, почетным профессором Орегонского университета и бывшим главой отделения психологии этого учебного заведения.

В 2005 году ученый опубликовал отчет по исследованию, базировавшемуся на экспериментах Торкеля Клингберга. Оно показало, что всего пять дней компьютеризированного тренинга на развитие внимания приводят к заметным улучшениям подвижного интеллекта детей в возрасте от четырех до шести лет. Вскоре после этого к Познеру обратился Ю-Юань Тэнг, психолог-нейрофизиолог, сотрудник Орегонского университета и Лаборатории тела и разума Даляньского технологического университета, расположенного в Китае.

Тэнг еще раньше разработал специфическую систему медитативного сосредоточения, которую назвал IBMT (Integrative Body-Mind Training, Интегративный тренинг для тела и разума). Вот как она описана в первом исследовании Тэнга, опубликованном 23 октября 2007 года в Proceedings of the National Academy of Sciences:

Другие люди описывают медитативное сосредоточение как акцент на ежемоментном осознании любых своих мыслей, чувств или телесных ощущений без какой-либо их оценки или размышлений. Вы позволяете мыслям приходить и уходить, словно облака, проплывающие в небе; остаются только внимательность и сосредоточенность.

Для участия в своем исследовании Тэнг пригласил 80 китайских студентов старших курсов Даляньского университета. Половина участников должна была пройти вводный тренинг, а потом еще в течение пяти дней заниматься по методу IBMT — по 20 минут в день. Вторая половина прошла тренинг по релаксации. До и после этого всех студентов протестировали с применением стандартной прогрессивной матрицы Равена и с использованием меры уровня внимательности, разработанной Познером (она называется Attention Network Test). Исследователи оценили также уровень беспокойства, депрессии, гнева и усталости испытуемых и уровень кортизола в слюне — он зависит от стресса.

Тест на внимательность продемонстрировал, что у тех, кто медитировал, характеристики когнитивного контроля оказались значительно выше, чем у студентов из второй группы. Такие же результаты дал тест Равена; лучше оказались и все остальные показатели.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.


5 января 2015 МИФ

Как стать умным — разве умные задаются этим вопросом? Разумеется. Прежде всего такие люди. Покуда есть желание и воля углубляться в эту тему, появится и исчерпывающий ответ.

Данная статья призвана внести ясность в современное понимание ума, эрудированности и интеллекта и заложить прочную основу для дальнейшего их развития.

Кого можно считать умным и что такое ум

Кто считается умным и что такое ум? Если вчитаться внимательно, то можно заметить, что вопрос поделён на две части. И начать следует со второй. Ум — это способность применять имеющиеся знания на практике. Такое определение кажется упрощенным, не развеивающим таинственный туман сознания и низвергающей человека с пьедестала сложности. Однако это действительно так: ум — способность.

Как стать умным

Ответ на первую часть поставленного вопроса вытекает очевидностью из вышеприведенного тезиса: умный человек — тот, кто способен применять имеющиеся у него знания в жизненной деятельности. В действительности между теорией и практикой простирается зияющая пропасть, перешагнуть через которую – значит стать умным.

В чём отличие между умным человеком и эрудированным

Если Анатолий Вассерман — человек отнюдь не умный, то какой тогда? Эрудированный. В чём разница? А в том, что эрудированные люди — живое воплощение баз данных, или, как говорили раньше, энциклопедий. Миллионы утрамбованных фактов в голове, обширные знания в самых различных областях (от земледелия до космологии), развитая память — эрудита легко распознать, но трудно делать с ним совместную работу.

Следовательно, умный не значит эрудированный. Однако это не антиномии. Прекрасно, если умный человек ещё и начитан: в таком случае он повышает свои шансы на плодотворно прожитую жизнь.

Проблема отечественного образования в том, что и школы, и университеты выпускают эрудитов. Это можно легко доказать, взглянув на содержание образовательной программы: например, экономисты-бакалавры на первом и втором курсах изучают естествознание. Нет сомнений в ценности естествознания как такового. Есть только отчаянные, брошенные в пустоту догадки на тему того, как экономист задействует вынуждено известные ему законы движения небесных тел в процессе подсчёта чистой прибыли предприятия. В таких условиях становление умным человеком – скорее исключение, чем правило.

Как можно определить свой уровень интеллекта

Интеллект

Гарвардский психолог Говард Гарднер выделяет несколько типов интеллекта:

  • лингвистический;
  • математический;
  • музыкальный;
  • пространственный;
  • кинестетический;
  • межличностный;
  • внутриличностный.

Роберт Штернберг, профессор психологии в Университете Тафтса, классифицирует виды интеллекта следующим образом:

  • аналитический;
  • творческий;
  • практический.

У учёных нет консенсусного мнения относительно сущности и функций интеллекта. Есть лишь понимание его многообразия. Однако и здесь возникают разночтения на почве трудности в познании признаков. Творческий интеллект… Но что есть творчество? Как возникает? Какое бывает? До конца неизвестно. Следовательно, под вопросом сама классификация.

Не обнадёживающий, но важный вывод: нет точного способа измерения уровня интеллекта. Лучшее, что можно сделать, это попробовать определить его через присущие ему свойства.

  • разнообразие: помимо математических способностей, могут быть и музыкальные, художественные, архитектурные и т.д.;
  • динамичность: для решения задач используются различные участки мозга;
  • самобытность: интеллект, как и отпечатки пальцев, уникален.

В интернете существует множество тестов. Проходить их или нет — личный выбор каждого. Более эффективно определить к чему есть способности — спорт, наука или искусство — и затем, чтобы повысить свой интеллект и стать умным, развивать навыки в выбранном деле.

Можно ли стать умнее, если ты уже взрослый

Стать умным человеком дозволено всегда. По крайней мере, пока есть силы запускать мысль и совершать движения.

Распространено суждение, в соответствии с которым чем старше становишься, тем слабее мозг (клетки отмирают, и всё такое). Часто в пример приводят изучение языков. Детям освоение нового языка даётся легче, чем взрослым, следовательно, причина в прожитых годах.

Действительно, мыслительный потенциал с возрастом сужается, однако масштабы этого процесса преувеличены. Причины, по которым ребёнку проще выучить язык, кроются не в молодости мозга, а в психологическом восприятии: дитя находится в языковой среде и ему неизбежно приходится вникать в происходящее и использовать новые слова в своей речи; он говорит свободно, не думая об ошибках, а родители зачастую его хвалят.

Отсюда, кстати, вытекает важный вывод: образование (для становления умным) требует неклассического подхода. В школе учеников ругают за неверные ответы, из-за чего в них пестуется страх к попыткам сделать что-то новое.

Они теряют связь с реальным миром, замещая его страницами учебников, и судят по себе, исходя из выведенной красной ручкой цифры в дневнике. Нужно загнать страх поглубже и дать себе ошибаться в делах. Любой умный человек поначалу принимал неверные решения, прежде чем получал практически ценные знания.

Что касается зрелости и старости, то это несущественный барьер, чтобы стать умным, в случае если человек регулярно тренирует разум. Учиться никогда не поздно. Достаточно взглянуть на известных литераторов — немалое их количество не отличалось умом в юности, но, несмотря на это, они смогли создать шедевры.

Разумеется, чем раньше начнёшь, тем лучше. Юность даёт преимущество, но не столько биологическое, сколько временное, ведь, по сути, речь идёт о усвоении навыков, а это почти всегда не бывает быстро.

Топ способов, чтобы стать умнее и повысить свой интеллект

Интеллект необходим для решения задач. Тогда требуется найти методы, ускоряющие этот процесс.

1

Итак, как же думать быстрее? Здесь всё же придётся обратиться к свойствам мозга.

Учёные дают понять, что диета определяет живость мышления. Помимо пряностей, мозг обожает орехи. И вообще, здоровую и калорийную пищу. Мясо, овощи, мясо, фрукты, мясо, выпечка и, конечно же, мясо, мясо, мясо.

Положительно на здоровье мозга сказываются физические упражнения. Утренняя разминка, пешая прогулка, занятия в спортзале — всё это делается умными людьми. Они нередко живут очень долго благодаря тому, что внимательны к потребностям своего организма.

Отдых. Что ни говори, а расслабляться полезно. Само собой, многое зависит от вида досуга. Например, выпивка спиртного в баре за просмотром футбольного матча едва ли оздоровит разум — наоборот, утром будут боли в голове.

Наиболее предпочтительно проводить время за лёгкими развивающими занятиями: чтением литературы, просмотром кино, компьютерными играми (но не чрезмерно), слушанием музыки, рисованием, моделированием и так далее. Приветствуется и активный отдых: походы, скалолазание, игры с мячом и тому подобное.

Итак, вне зависимости от рода деятельности стать умным человеком помогают:

  • диета (глюкоза, регулярное питание);
  • физические упражнения;
  • отдых;
  • медитация.

Как стать эрудированным человеком

Нельзя стать умным, не побывав хотя бы немного эрудированным. Речь идёт о том, что до использования знания в каком-либо деле оно должно появиться. Поэтому надлежит выделить эффективные принципы процесса познания.

Принцип первый: знать, зачем мне это

Бесцельное заучивание фактов — ментальная мастурбация. Безусловно, не всегда заранее известно, что в жизни пригодится, а что нет, но это вовсе не оправдывает полное отсутствие целей. Эрудит сначала спрашивает себя, что он хочет познать и для чего. Всегда. Потом делает.

Принцип второй: использовать проверенные источники

Эрудит большую часть времени работает с каналами информации. Сегодня их воистину много. Как и данных. Поэтому так много внимания он уделяет грамотному потреблению информации.

Принцип третий: обеспечить постоянство

Как расширить свой кругозор

Подумать только: география ежедневных перемещений среднестатистического человека ограничена парой районов. Как в таких условиях заиметь широкий кругозор, если круг обозрения узок?

2

Что такое кругозор? Это мировоззрение, то есть совокупность знаний о мире и личных убеждений. Всё это — результат пережитого опыта и его осмысления (рефлексии). Стало быть, нужно больше переживать и лучше осмыслять.

Начать следует с информации. В разделе про эрудированность приведены проверенные принципы эффективной работы с ней.

Простые советы, если тебе кажется, что ты не слишком умён

Если вы задаетесь вопросом, достаточно ли умны и на этот счет расстраиваетесь, то ознакомьтесь с нижеприведенными рекомендациями:

Парадокс в том, что умные люди обычно недооценивают свои способности. Так что само по себе сомнение в своём интеллекте может быть индикатором его развитости, но оно всё равно вредно, ибо затормаживает начинания человека. Кроме того, неуверенность прививается обществом, особенно юношам. Всякого учили быть скромнее и не претендовать на звание лучшего.

Гениями становятся. Это значит, что даже если человек не ощущает себя гением, то у него есть воистину привлекательная возможность им стать.

Можете себя поздравить, если вы читаете эту статью — вы уже умны. Глупый человек не интересуется тем, как стать еще умнее.

Ум — эта та черта, которую можно улучшать постоянно. Предела совершенству просто не существует.

как стать умнее

Что такое ум

Википедия утверждает, что ум — это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо.

Определение расплывчатое и неясное. Совсем не понятно, какую пользу вам принесет развитие этих качеств.

Понятие ума намного шире, чем энциклопедическое определение и включает в себя:

  • интеллект. Способность быстро разбираться в разных вещах и темах;
  • кругозор. Начитанность и осведомленность обо всем понемногу;
  • житейский ум. Умение находить удачный выход из бытовых ситуаций;
  • профессионализм. Знания и опыт в определенной области;
  • эмоциональный интеллект. Умение общаться и находить общий язык с другими людьми.

Плохая новость — вы не сможете развить все эти качества одинаково хорошо.

Хорошая новость — вы можете стать умнее, если четко определите для себя пути развития.

Наметьте вектор движения

Желание быть лучше других посещает всех людей и является мощным стимулом к развитию, хотя это и принято отрицать.

От того, каких целей вы хотите достичь, будет зависеть то, как вы будете прокачивать свой ум.

  • Хотите быть авторитетом для других — больше читайте на разные темы;
  • хотите больше зарабатывать — узнавайте о новых способах заработка. Задайтесь целью повысить свой профессиональный уровень;
  • Хотите быть душой компании — повышайте свой эмоциональный интеллект и изучайте психологию.

На Земле еще не родился человек, который был бы умен во всем. Некоторые источники, утверждают, что такой человек Анатолий — Вассерман. Но поверьте, даже он в чем-то полный профан, и ему за это не стыдно.

12 советов, которые помогут стать умнее

Способов развития ума существует великое множество.

Выбирайте для себя путь развития и начинайте прокачивать ум, следуя простым советам:

Не распыляйтесь

Из первой части статьи вы уже узнали, что для того, чтобы эффективно развиваться, нужно определиться с приоритетами.

Поставьте себе четкие цели и наметьте план развития интеллекта в выбранной вами области.

Изучайте то, в чем хотите разбираться

Узнавайте больше о том, что вам интересно. Читайте книги, смотрите обучающие видео, общайтесь на форумах. Впитывайте всю информацию, которую только можете найти.

Больше читайте

Простой способ стать умнее — больше читать. Старайтесь выбирать литературу, которая может принести вам практическую ползу. Чтение книг на иностранном языке или классических произведений поможет вам писать грамотно и расширить словарный запас.

Полюбите то, что делаете или найдите то, что любите

Когда мы занимаемся тем, что любим, мы легче достигаем успехов.

Изучать любимый предмет несложно. Наоборот, вы будете делать это с легкостью и радостью. Вам не придется заставлять себя и искать дополнительную мотивацию.

Посмотрите на людей, добившихся успеха в бизнесе — они горят своим делом.

Если вам не нравится то, чем вы занимаетесь сейчас, то используйте ум для нахождения того, что вы действительно полюбите. Читайте, посещайте тематические выставки и конференции. Старайтесь нащупать то, что вызовет у вас отклик. Вы удивитесь, как легко вам будет становиться умнее в любимой деятельности.

Узнайте свои сильные стороны и слабости

Этот совет тесно связан с предыдущим.

Если вы хотите знать, как стать умнее — изучайте себя. Если в детстве мама ругала вас каждый раз, когда вы приносили двойку по математике, это не означает, что вы недостаточно умный. Просто математика — это не ваше. Ищите то, что получается у вас хорошо. Поверьте, нет людей без талантов, есть те, кто не изучает себя.

Постоянно учитесь

Не останавливайтесь на достигнутом. Ваше эго может обманывать вас, говоря, что вы уже знаете достаточно. Не верьте. Сундук со знаниями не имеет дна.

Откажитесь от телевизора и смартфона

Как часто по телевизору вы смотрите действительно что-то полезное? Большинство телевизионных передач направлены не на образование, а на развлечение.

Развлекаться тоже надо, но попробуйте засечь время, которые вы проводите, смотря бессмысленные передачи по телевизору или скроля ленту в социальных сетях.

Время — это ограниченный ресурс. Используйте его по максимуму для своего развития.

Делайте зарядку для мозга

Тот орган или функция, которые мы не используем, начинает немедленно деградировать. Не забывайте напрягать свой ум. Решайте простые задачки, учите стишки, разгадывайте головоломки. Установите для себя правило заниматься каждый день, чтобы улучшить память и быстроту реакции.

Общайтесь и слушайте

Общаясь с людьми, старайтесь больше слушать, чем говорить. Абсолютно любой человек, с которым вы разговариваете, может научить вас чему-то. Главное, постарайтесь услышать, что он вам говорит.

Попросите тело помочь вам

Позаботьтесь о своем теле, и оно позаботится о вас.

Возможно вы замечали, что после посещения ресторана быстрого питания, вы испытываете сонливость и вялость. Большое количество жиров и углеводов требуют от организма огромных усилий для переваривания.

  • Ешьте здоровую пищу и старайтесь не экономить на еде, и вы увидите насколько ясным станет ваш разум.
  • Ешьте больше жирной рыбы, орехов и овощей — это поможет улучшить работу нервной системы.
  • Не забывайте о спорте. Держите тело в тонусе, чтобы ваш ум оставался светлым и острым.

Учитесь у детей

Понаблюдайте за маленьким детьми или вспомните как вы сами были ребенком.

Дети задают родителям десятки вопросов в день — им все интересно. А еще дети легко относятся к неудачам. Малыш учится ходить, падет, плачет, снова поднимается и идет. Он не думает о том, что у него никогда не получится. Будьте как дети — впитывайте все знания, до которых можете дотянуться и учитесь на практике.

Радуйтесь своим ошибкам

Ошибки — прекрасная возможность извлечь практический опыт из ситуации. Всегда анализируйте причины неудач и делайте выводы.

Теперь вы знаете, как быстро стать умнее. Не стесняйтесь того, что чего-то не знаете или не умеете. Никто не рождается умным. Но развить ум может любой человек, который задался подобной целью. Главное, верьте в себя и не переставайте развиваться.

А на этом все. Пишите в комментариях, хотите ли вы стать умнее. И подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропускать полезные материалы.

Читайте также: