Как сделать сдп

Обновлено: 08.07.2024

В основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. [1]

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [3]

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает "традиционную" систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология - это разработанная последовательность деятельностных шагов. [4]

Каждый раз, составляя план-проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

  1. Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?
  2. Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?
  3. Какие методы и средства обучения выбрать?
  4. Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?
  5. Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – если я считаю так, то…. (формирование мировоззрения).

В состав данного понятия входит три слова: система – деятельность – подход (Слайд 2)

• Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

• Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

• Подход - совокупность приёмов и способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для получения определенного результата .

(Слайд 3) Системно - деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Для того чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Создать учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока. Основными методами постановки учебной проблемы являются… (Слайд 4)

1 метод - Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: (Слайд 5)

  1. создания проблемной ситуации;
  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
  4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.

(работа с аудиторией)

(Слайд 6) Демонстрация 3 яблок 1 - красное, 1 – зеленое, 1 – желтое

В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.

В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)

Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)

В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

Перед детьми математическая гиря = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.

В: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее?

Д: 1. Подушка больше, значит она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.

В: Давайте поразмышляем: взвешивание на весах (предъявление факта)

Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

В: Что вы сказали сначала?

В: А как оказалось на самом деле? (побуждение к осознанию противоречия)

В: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

2 метод - Подводящий к теме диалог (Слайд 8)

3 метод – Применяем мотивирующие приёмы

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.

- Я хочу представить Вашему вниманию небольшой эпизод урока по окружающему миру в 3 классе с применением системно-деятельностного подхода. (Слайд 10)

Цель : познакомить детей с органами чувств человека.

Оборудование : рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой: сладкой, обычной, соленой.

Форма работы : фронтальная, групповая.

В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

- иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

- исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;

- узнать роль и специфику разных органов чувств;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи.

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи ? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

- (Слайд 11) Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.

(Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного? (У этого человечка нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

- А нужны они ему? (Конечно)

- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

Постановка учебной задачи. (Слайд 13)

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

- В конце урока вы мне ответите на вопрос: Почему органы чувств называют нашими помощниками?

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны) (Слайд 14)

Что бы вы хотели изменить в нашем герое? (Нарисовать ему органы чувств)

- Я предлагаю сегодня работать в группах. Мы должны разделиться на 5 групп. Каждая группа получает лист с изображением мальчика, заданием и планом анализа работы.

- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.

Задание для 1 группы : найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.

Задание для 3 группы : с закрытыми глазами определить, что за вещество белого цвета находится в пакетиках.

Задание для 4 группы : с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.

Задание для 5 группы: определить по запаху, что находится в пакетиках.

- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану, который дан на вашем листе.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

… нам нужны, чтобы …….

Научное название… (можно посмотреть в учебнике.)

Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли глаза . Глаза нам нужны, чтобы видеть .

Научное название – орган зрения .

- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

- Вы хорошо справились с заданием.

- Помогите нашему герою увидеть красоту звездного неба.

(Все группы рисуют глаза человечку)

Выступает 2 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли уши . Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха .

- Что вам помогло услышать звуки? (уши)

- Вы постарались, выполнили задание верно.

- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)

- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? (Нарисовать уши)

Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог язык . Язык нам нужен, чтобы определить вкус. Научное название - орган вкуса .

- Что помог определить вкус воды? (язык)

- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

- Молодцы. С задание справились верно.

- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов.

(Рисуем рот (язык) человечку)

Выступает 4 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли руки . Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме. Научное название - орган осязания.

- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

- Верно, справились с заданием.

- Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов. (Нарисуем ему руки)

Выступает 5 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог нос . Нос нам нужен, чтобы определить запахи. Научное название – орган обоняния.

- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)

- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов - нарисуйте ему нос.

- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями (беседа по вопросам) (Слайд 15)

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Сколько у человека органов чувств?

- На какой вопрос вы должны мне ответить?

- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? (Слайд 16)

- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

- Дети достигли целей, поставленных в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас. Реализуя системно - деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.

(Слайд 18) - Свое выступление мне хочется закончить словами известной китайской мудрости:

Система динамического подмагничивания Сухого в кассетных магнитофонах, на мой взгляд, гораздо круче Dolby HX Pro. Хоть и кассеты безнадежно устаревают, мало кто знает, что с помощью отечественно магнитофона типа Маяк или Нота и др. можно было добиться качества CD на обычную аудиокассету, тип I!
Может кто и сейчас копирует таким образом?

Что, нет у нас меломанов? И никто никогда не занимался сборкой данной системы?

Valeriy
Даже, если и возможно добиться такого же качества звучания (не будем спорить возможно или нет) кассета никогда не даст удобства доступа к отдельной композиции, программировние, шаффл.

Согласен, однако кассета становится носителем звука с полноценным качеством, динамический диапазон расширяется до качества CD.

Valeriy делали, там проблема в ВЧ трансформатарах их в резонанс без осцилограофа хрен настроишь, хотя мне удалось один экземпляр настроить и поставить в магнитофон приставку Вега 1(чегото) двухкасетную, там для кучи споставили пищущую голов из скелоферита, пистать стал на ура, тока было это 4 года тому назад.
а свой экземпляр я так и нен настроил, не получилось чего-то.
самый простой способ улучщить качество воспроизведения-записи касетных дек, заменить головки на качественные стекляшки, тока если советские ставитть то надо взять сразу несколько, а то уних офигеный разбаланс по характеристикам между каналами, перенастроить усилок записи, изменить ток подмагничивания, и настроить УВ на новую головку - качество изменится сразу причем будет заметно даже невооруженному уху
я над своей Яузой так поизврашался, хотел полностью поставить туда суховский тракт УВ САДП УЗ Dollby C, тока вот из дома уехал, некогда сейчас паять,

В самом деле, проблема в трансформаторах Пришлось настраивать на резонанс, подбирая емкость, и находил, млин, без осциллографа! Неправильная настройка приводила к тому, что старая фонограмма стиралась не полностью, в таком случае нужно было собирать свой генератор стирания. А вот Вегу 122-ую так и не получилось сделать по СДП, проблаема оказалась в том, что генератор стирания и подмагничивания управлялся отрицательным напряжением, а не так, как обычно, вроде так.
Насчет головок. Самыми лучшими считаются 3д24.080 - сендастовые отечественные, они дают хороший ток подмагничивания и хорошую ЭДС и частоту на воспризведение, правда выбирать приходилось очень тщательно, т.к. много головок были бракованные - с кривыми зазорами.

а смысл всех этих манипуляций с кассетами?

Болванка CD-R стоит 9 руб., и пиши на нее чего хошь. Кассета ощутимо дороже, даже плохая.
Да и 5 лет назад уже CD-R лучше кассет было использовать.

QUOTE (Spaceman @ Ноябрь 3 2003, 03:14)
Valeriy,

а смысл всех этих манипуляций с кассетами?

Кассеты еще нескоро исчезнут, не у многих есть CD-ки, особенно в сельской местности, сам уже лет 5 не покупал аудио и видеокассеты, тем не менее, не собираюсь расставаться музыкальным архивом на кассетах. Оцифровывать желания тоже нет, т.к. будут потери в качестве.

QUOTE
Оцифровывать желания тоже нет, т.к. будут потери в качестве.

Согласен, для для этого нужна дорогая профессиональная звуковая карта. "Обычные" имеют крайне паршивые параметры АЦП, даже если ЦАП хороший. Но от старения архива потери будут больше.

К тому же, сейчас можно найти на Audio CD (на крайняк MP3 в инете) практически любую старую композицию, если конечно не сам ее играл и записывал

QUOTE (Spaceman @ Ноябрь 5 2003, 21:16)

К тому же, сейчас можно найти на Audio CD (на крайняк MP3 в инете) практически любую старую композицию, если конечно не сам ее играл и записывал

Далеко не всю музыку можно найти, есть, конечно сайты классные, большинство уже стали платные. Не оцифровываю т.к. нет высококачественной деки под рукой, звуковуха то толковая.

О существовании кассетных дек Hi-End класса, где реализованы эти функции, Вам видимо не известно.

Сами по себе плёнки не размагничиваются.
Кассета TDK записанная в 95-м году, на хорошем магнитофоне звучит как будто её вчера записали.
А за столетия и на CD пластик помутнеть и растрескаться может

археолог. гыыы.
извините не удержался.

но тема интересная. Сразу вспомнил, как раньше возились с этими "железками".

у меня у знакмого таскам ленточный студийник 16ти дорожечный, лента денег немалых стоит, у него на него материал пишется, потом всё равно для обработки цифруется. звук другой, но он не лучше - он другой.

я когда звукозаписью заниматся начинал - у меня была 8ми дорожечная портостуди на ОБЫЧНОЙ касете, скорость ленты была раз а в 2 выше чем обычная (кажется что то около 9 см против 4,76 по стандарту)
писала она нормально. но приходилось вручную цифровать по 2 дорожки на комьютер (тогда стоял саундбластер 5.1 cтарый) и потом сводить.
и про существование всяких долби я знал только по надписям на других магнитофонах.

и на мой взгляд динамическое подмагничивание даёт только увеличение динамического диапазона, а не частотного. и чёрной (не коричневой) плёнки мне хватало с лихвой (мне низов маловато было но они фильтрами нормально вытягивались)

а вообще касеты - это прошлый век совсем уже. барахло валяется дома, ничего стоящего кроме рая для собаки разматывать по всей квартире плёнку я не вижу. особенно бесило когда старые касеты начали сыпатся. Или даш кому нибдь послушать - отдают любимую нирвану - попорченную магнитом (плваете громкость безпрерывно) или ваще зажёванную бумбоксом!

Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.


В новом Федеральном государственном образовательном стандарте акцент сделан на системно-деятельностный подход, акцент в экзамене будет сделан не на знания, а на умения. То есть, надо не дать определение или назвать дату, а найти, систематизировать или применить информацию, аргументировать тезис. Проверяться будут не только знания по конкретному предмету, но и метапредметные навыки, которые нужны на всех предметах. Это смысловое чтение, коммуникационная грамотность, умение пользоваться справочной информацией и многое другое.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности – это означает ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

Действие связано с принятием цели и принятием решения.

Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.

Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Принципы контроля и оценки:

Принцип ведущей роли детских действий контроля и оценки

Принцип преемственности между ступенями обучения

Принцип открытости в процессе контроля и оценки

Принцип накопительной оценки достижений учащихся

Инструментарий оценки:

Качественный анализ в процентах

Действие ребенка в процессе обучения связано с передачей ему способов (системы средств) построения понятия. Это возможно сделать лишь на особом содержании. Содержание должно представлять систему, а не фрагменты.

Чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого, важно развивать:

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Что важно знать и уметь учителю ?

знать принципы деятельностного подхода;

уметь реализовать его на практике;

освоить новую систему оценивания – критериальную;

освоить принципы организации диалога на уроке.

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:

придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;

от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

Какие методы и средства обучения выбрать?

Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Прежде всего, остановимся на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина,

раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды - обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания. Возможность деятельности учащихся на данных уровнях обеспечивается разноуровневой образовательной картой, предложенной в качестве примера А.В. Хуторским.

Трёхуровневый подход к изучению образовательного объекта

Технологические элементы

1-й уровень (частнопредметный)

2-й уровень (общепредметный)

3-й уровень (метапредметный)

Объект познания

Частный предметный объект (капля воды)

Общепредметный объект (вода как объект познания в естествознании и культуре)

Фундаментальный образовательный объект (вода как стихия мира)

Проблема

Каковы причины шарообразной формы капли воды?

Что общего в познании естественнонаучной и духовной сущностей воды?

Какова роль воды в устройстве мира, её связь с другими стихиями?

Постановка задач

Исследовать каплю воды

Проанализировать естественнонаучные свойства воды, сравнить их с теми, которые описываются в притчах, стихах и поговорках о воде/

Установить значение воды для природы, человека и всего мира (живого и неживого)

Способы решения задачи

Наблюдения, опыты, измерения, поиск фактов о формах капли воды Paзнонаучные, гуманитарные, художественные и иные методы исследования воды и понятия о ней

Размышления о природе воды, знакомство с трудами древних и современных философов, метапредметный анализ смысла воды

Демонстрация опытов с каплей воды, защита собственных версий объяснения формы капли

Защита гипотез о причинах, сущности единства и многовариативности толкования смысла воды в науке и культуре

Написание и публикация естественнонаучного или философского трактата о воде, рецензии на другие работы

Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика.

Системно-деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.

В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою.

Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения

заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.

4. Рефлексивно-оценочный компонент.

Системно-деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.

Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения:

имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку;

системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;

проектирует целей курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;

создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;

организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;

организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;

организует самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Структура уроков введения нового знания и особенности некоторых его этапов в рамках системно-деятельностного подхода имеют следующий вид (названия этапов условные):

Мотивационно-целевой этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется: ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действия, фиксация индивидуального затруднения и установление причин затруднения - тех конкретных знаний или способов деятельности, которых недостает для решения учебной задачи. Затруднение и будет целью. В этом случае актуальной становится осознанная школьником необходимость и возможность дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, овладеть новым способом или открыть его. Установив, какой именно информации недостает, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно ее получить, т.е. проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а далее и с помощью исследовательских методов.

Процессуальный этап.

На данном этапе осуществляется разрешение возникшего противоречия через реализацию построенного проекта. В зависимости от сложности задания работа организуется в коллективной, парной или индивидуальной форме. Результаты работы в виде продукта деятельности (устного ответа или знаковой модели) обсуждаются, сопоставляются, уточняются, корректируются через наводящие вопросы и сопоставления. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате выполнения задания уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

На данном этапе используется и индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. В завершении организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:

познавательная - что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…;

социальная - как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…;

психологическая - как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…

Таким образом, данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

·развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

·формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

·формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.


-80%

Вот и добрался я до своих архивов.
Предупреждаю заранее - все эти схемы были собраны и работали очень даже неплохо.

Но - это схемы не конечные, итоговые - как всегда, при наладке были изменения , в том числе наверняка я сюда не внес и исправления каких-то ошибок.

Ну а поскольку это было ведь уже 35 лет назад, то все уже хорошо забыто, и вспоминать будет затруднительно. Впрочем, мы ведь только этими материалами тогда и обходились.

Комментарий к файлу: Схема. Кассетный магнитофон. Вариант 4
IMG_20150811_092353.jpg [128.75 KiB]
Скачиваний: 796

Комментарий к файлу: Схема магнитофона. Вариант 2
IMG_20150811_094257.jpg [88.79 KiB]
Скачиваний: 835

Комментарий к файлу: Схема. Кассетный магнитофон. Вариант 1
IMG_20150811_094441.jpg [69.05 KiB]
Скачиваний: 876

Комментарий к файлу: Схема. Кассетный магнитофон. Вариант 3
IMG_20150811_094645.jpg [68.17 KiB]
Скачиваний: 584

А на что грешить, если запись звучит отлично, без шумов, но слышен хрип, особенно когда звучат звуки "з", "с".

А это у Вас уровень записи большой, ну и СДП необходим - тут уже указали.
Что касается УВ - Агеевский выглядит ультракруто, радио декабрь 2004 начало.

_________________
Иногда мне кажется, что. Тогда я заглядываю в "МЯЯЯУ!" и немедленно убеждаюсь в обратном.

..интересно, что за две страницы не было полемики о преимуществах и недостатках схемотехники "усилитель тока" и "усилитель напряжения". и о инерционности СДП. и о асиметрии и THD колебаний ГСП.

Да чего тут полемизировать? Все ясно и однозначно - поскольку процесс записи на пленку определяется силой магнитного поля головки, то сигнал на магнитную головку должен быть токовым. И значит, что выходной каскад усилителя должен быть генератором тока. Способы реализации этого - это уже разные используются.

Я понимаю, что тема устарела, но всё же. Пораскинув мозгами я понял, что регулятор уровня записи и регулятор тока записи мало чем отличаются по сути. Корректируя уровень на ленте током записи вы будете влиять на сдп или садп, а это абсолютно не нужно и неправильно! Думаю, лучше было бы подключать подобные системы не на выход УЗ, а на его вход после регуляторов уровня, но до регуляторов тока записи! Считаю это серьёзным промахом разработчика.

Читайте также: