Как сделать сдо самому

Обновлено: 07.07.2024

Бесплатные и платные. Коробочные и облачные. С базовым “джентльменским” набором и кучей крутых фич. Выбор LMS на EdTech рынке просто огромный, но! При первой же возможности компании бегут не к существующим провайдерам, а к. разработчикам. Почему так происходит? Сколько придется выложить за кастомное решение под себя? Как сократить сумму, озвученную программистами, в 2, 5, 10 раз? Разбираемся.

И да прибудет с вами сила дочитать мой лонгрид до конца!

Зачем тратить деньги и пилить продукт с нуля, если есть сервисы с открытым исходным кодом? Просто бери и пользуйся! Еще и бесплатно. И вот на этом моменте и начинается самое интересное.

Поэтому завести аккаунт в 2 клика и начать создавать свои онлайн-курсы не получится. Малейшее изменение в бизнес-модели приводит к тому, что нужно перенастраивать и платформу. Многие компании отказываются от подобных сервисов, потому что для них это невыгодно. Проще заказать разработку под себя.

Если open source платформы только условно бесплатные, то с сервисами, которые работают на коммерческой основе, все понятно на старте – оплачиваете необходимый период и получаете доступ к виртуальной обучающей среде.

И это все хорошо, но только при условии, что выбранная площадка закрывает ваши задачи. Подобные решения существенно ограничивают компанию в возможностях, поэтому центры обучения либо меняют LMS как перчатки, в поисках более подходящей, либо заказывают разработку под себя. За каждого клиента ведется настоящая борьба, поэтому не в их интересах терять прибыль из-за неудобного сервиса.

Например, у нас есть заказчик, который хочет систему дистанционного обучения с функцией родительского контроля. Но при этом ключевую роль здесь играет вовсе не возможность отслеживать оценки. Важно, чтобы все процессы проходили без ведома детей. Известные мне платформы не могут закрыть такую задачу. И это один из миллионов случаев.

Что касается доработки уже существующего продукта, то никакой SaaS-сервис не ляжет под модель LMS для компании, потому что там есть очень узкие настройки. Вам придется копировать приложение и сносить весь функционал практически под ноль, так что в итоге все равно получится абсолютно новый продукт.

С плюсами этого решения все понятно, но вот что делать с минусами? На создание готовой LMS у кодеров могут уйти месяцы, если не годы. И все это время проект будет требовать постоянных финансовых вложений, причем гарантий, что сервис в итоге зайдет пользователям, вам никто не даст.

Только учтите, что даже Ванга не назвала бы вам итоговую сумму такого продукта без четкого техзадания или хотя бы приблизительного списка хотелок. Поэтому я расскажу о трех абсолютно разных системах дистанционного обучения, разработанных на платформе Bubble.io, чтобы вы могли проверить технологию в действии и оценить свой бюджет. Пристегните ремни, нас ждет длинный путь от самого простого сервиса до “полного фарша”!

Маленькое лирическое отступление для полноты картины. Наш проект входит в состав группы компаний, в рамках которой уже была разработана платформа для запуска и масштабирования eLearning бизнеса за счет размещения платных курсов. Но несмотря на бесплатный доступ к сервису с целым набором фич от инструментов геймификации до продвинутой аналитики, мы все равно решили разрабатывать собственную систему дистанционного обучения.

Объясню, почему так.

Чего мы хотим, когда пользователи заходят в личный кабинет? Правильно, чтобы они везде видели Skillum LMS, а не рекламу другой площадки. Наш логотип, наши триггерные письма, наши корпоративные цвета и главное – наш домен. Кстати, на счет последнего: у одного из самых популярных EdTech решений в рунете подключение такой плюшки стоит в районе 800 $, нам же, на минуточку, весь продукт обошелся в 2 000 $.

Кроме того, большая часть функционала была нам просто не нужна. Прошел бесплатно все модули, получил необходимые навыки и в бой! Никаких рейтинговых таблиц, геймификации и прочих отвлекающих факторов. Курс использовался исключительно с целью лидогенерации. Мы планировали дополнить его потом полезностями и ввести дополнительную монетизацию в виде платы за проверку домашних заданий, но на той платформе, которой мы пользовались, такой возможности не было.

Зато была куча других прибамбасов, которые распыляли внимание и отвлекали от нашей основной цели – обучения. Поэтому и решили, что проще собрать новый продукт с нуля, но под себя. Если бы мы не были разработчиками, то вряд ли на том этапе делали свою LMS. Но когда у вас есть возможность, то почему бы и нет.

Такой сервис может потребоваться учебным центрам, у которых специфическая модель обучения, например, blended learning, перевернутый класс или комьюнити. То есть все то, что не позволяют привычные SaaS-решения из-за стандартизации под классический вариант с материалами, тестами и заданиями.

Сейчас там достаточно функционала, чтобы реализовать любой формат обучения, но при этом пользователи получают ровно столько, сколько нужно, не более, потому что это путает и отвлекает. С такими студентами потом технически сложно работать дальше.

Здесь доступны 2 роли – модератора и студента. Это тот случай, когда у вас есть несколько своих курсов, но их неплохо покупают, и вы можете себе позволить разработать небольшое решение под себя. То есть вы сами собираете, заливаете и модерируете обучающие продукты, поэтому никаких промежуточных ролей больше и не нужно.

По сути Skillum LMS – это простенький двухуровневый конструктор. Вы можете создавать только курсы и модули, а уже в уроки добавлять весь необходимый контент: видео, материалы, конспекты и так далее. Настройки позволяют вручную включать чат для тех студентов, которые покупают пакет с обратной связью, для остальных же эта функция будет недоступна.

Каждый следующий модуль открывается только после прохождения предыдущего, а вся аналитика отображается в админке. Там мы видим, кто зарегистрировался на курс, сколько процентов студентов прошли итоговый тест и на каком уроке остановился определенный пользователь.

Имейте в виду, чем меньше языков вам нужно, тем дешевле обойдется разработка. Интерфейс сервиса переведен только на русский, зато есть 2 темы на выбор – темная и светлая. Системой приема оплат, когда студент автоматически получает доступ к курсу после проведения платежа, тоже пришлось пожертвовать, поэтому делаем все вручную.

BeShare – это МООК-платформа с уникальной бизнес-моделью, и функционал здесь уже посерьезней.

Какую ситуацию мы наблюдаем в 9 случаях из 10? У преподавателей есть крутой контент, но они не понимают, как его продавать. В отличии от маркетологов, которые знают все об инструментах продвижения, но своего авторского продукта при этом не имеют.

Тогда почему бы им не помочь друг другу? Именно так и подумал наш заказчик и решил собрать преподавателей и маркетологов на одной площадке, чтобы они имели возможность не только делать то, что умеют лучше всего, но и зарабатывать на этом.

В системе предусмотрены 4 пользовательские роли:

Его основная задача – создавать курсы и наполнять их контентом. Это могут быть веб-страницы, конспекты, любые типы файлов или ссылки на Vimeo/YouTube. Никаких тестов или домашних заданий. Преподаватель не принимает личного участия в процессе обучения. Единственное, что благодаря интеграции с вебинарной платформой, он может проводить онлайн-мероприятия для привлечения новых подписчиков.

У каждого преподавателя есть возможность создать 2 типа лендинга – о себе или о курсе. Он может распространять их в соцсетях, делать рассылки по своей базе или запускать рекламу, то есть продвигаться любыми доступными способами.

Если студент подписался на преподавателя, то последнему будет начисляться за него ежемесячный процент. А теперь представьте, что их десятки, а то и сотни! Получается довольно неплохой пассивный доход. В случае же, когда пользователь регистрируется с его лендинга, но записывается потом на курс любого другого преподавателя, то он все равно получает процент за привлечение лида.

Самая большая проблема всех МООК-платформ – нагнать трафик. Именно в этом и заключается основная цель маркетолога. Он может выбрать любой понравившийся курс, собрать лендинг и получать ежемесячный процент за каждого студента, который с него перешел и подписался.

Важно отметить, что маркетологи создают только посадочные страницы. Добавление курсов и вебинаров им, в отличии от преподавателей, уже не доступно.

Персональный таймлайн показывает, какой процент курса студент уже прошел, а система отмечает просмотренные элементы для дополнительной мотивации.

Конечно, здесь не обойтись без сложной аналитики. И маркетолог, и преподаватель могут отслеживать все регистрации и оплаты в своем личном кабинете или же выгружать статистику за месяц CSV-файлом.

Ну и наша вишенка на торте – eTutorium LMS. Основным движком сервиса стал конструктор курсов, тестов и опросов. Кроме того, заказчик уже имел собственную вебинарную платформу, разработанную на коде, которую необходимо было интегрировать с новым продуктом.

На этапе MVP у нас получилась система дистанционного обучения со сложной архитектурой построения курса, базовой аналитикой, а также возможностью добавлять в уроки видео, домашние задания и любые типы файлов.

В течение последующих 6 месяцев заказчик проверял гипотезу, ну а мы вносили точечные изменения, основываясь на обратной связи от аудитории. Например, изначально по умолчанию у всех пользователей была стильная темная тема. Но позже мы добавили еще и светлый вариант на выбор, то есть приложение совершенствовалось в зависимости от реакции и запросов клиентов.

Важно понимать, что это продукт не для конкретной организации или ВУЗа, а сервис, который предоставляет свои мощности в аренду, поэтому он должен удовлетворять потребности и бизнеса, и академического сектора, и корпоративщиков.

У каждого сегмента свои цели, поэтому функционал должен быть универсальным, а интерфейс интуитивно понятным как для учителя математики Марии Ивановны, так и для стартапера Дениса.

После доработок к основному движку сервиса прибавились:

Отдельно хочу сказать об интеграциях, которых было рекордно много. Здесь вам и вебинарная платформа, и несколько платежных систем (PayPal, LiqPay, CloudPayments), и CRM. Только учтите со старта, что удовольствие это не из дешевых.

Кроме того, практически любая интеграция предполагает ежемесячную оплату. Если вы подключаете вебинарную платформу, то это не значит, что можно использовать ее бесплатно. Вам, как и обычному клиенту, нужно выбрать подходящий тариф. То же самое касается рассыльщика, CRM и других сервисов. Исключение составляют только платежные системы, которые работают под процент от сделки.

Стоимость системы дистанционного обучения зависит от многих факторов и варьируется от условно бесплатной до бесконечности. В итоге же всё сводится к тому, какие цели вы преследуете. Ну и к размеру бюджета, конечно.

И да, за последний год тарифы на NoCode разработку существенно изменились, и такой сервис, как eTutorium LMS, вам меньше чем за 15 000 $ уже никто не сделает. Но это все равно в разы быстрее и дешевле годового (и это в лучшем случае) содержания штата программистов.

Главное – помните, что сначала мы отвечаем себе на вопрос ЗАЧЕМ, и только потом решаем КАК. Не наоборот.

Обзор Moodle

Moodle — веб-приложение, позволяющее создать кастомизированную систему управления обучением.

Для начинающих администраторов Moodle будет полезен подробный гайд по этой системе. В серии статей доступно описаны возможности платформы, инструкция по установке и работе на платформе.

Мартин Дугиамас - создатель Moodle

Мартин Дугиамас — создатель Moodle

Первые прототипы системы были созданы в 1999 году Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas), на тот момент студентом Университета Кертин, Австралия. Первый сайт на базе Moodle был создан в 2001 году, а сейчас число сайтов на Moodle перевалило за 1 миллион по всему миру. За это время вокруг Moodle сформировалось большое и сильное сообщество, которое разрабатывает плагины (модули) и делится ими в сети. C помощью плагинов можно создать уникальную систему управления обучением, которая по функционалу будет не хуже современных СДО.

В этой статье мы подробно рассмотрим функционал системы, и оценим, какие задачи может решать платформа.

Платформа хорошо подходит как для задач образовательных учреждений, учебных центров, так и для корпоративного обучения. Но платформа требует обслуживания и настройки — от установки на хостинг, до настройки системы и обновления ее. Если в проекте планируете обучать до 500 сотрудников, выгоднее выйдет коммерческие платформы. Как альтернативу можно рассмотреть iSpring Learn.

Технические требования

Так как Moodle — бесплатная платформа с открытым кодом, вам придется устанавливать ее на сервер самостоятельно. Требования зависят от подключаемых модулей, контента на платформе и количества пользователей. Ниже в таблице указаны рекомендации от разработчиков:

  • Процессор: 2-х ядерный, 2ГГц
  • ОЗУ: 1ГБ
  • Свободное место: 5ГБ
  • MySQL 5.6+
  • PostgreSQL 9.4+
  • MariaDB 5.5.31+
  • Microsoft SQL Server 2008+
  • Oracle Database 11.2+
  • Google Chrome
  • Mozilla Firefox
  • Microsoft Edge
  • Safari
  • Internet Explorer
  • Mobile Safari
  • Mobile Chrome

Функционал Moodle

Отчет в плагине MyFeedBack для Moodle

  • Поддерживаемые форматы. Moodle поддерживает все современные форматы. SCORM, AICC и IMS поддерживаются по умолчанию, для xAPI нужен плагин (например, Logstore API).
  • Интеграция. Moodle легко интегрируется с другими системами и сервисами. Если нужно подключить CRM систему, можно воспользоваться Arlo или Edwiser Bridge (подключает все необходимое для eCommerce). WordPress также интегрируется через Edwiser Bridge. Вебинарные сервисы можно подключить через BigBlueButton или OpenMeetings.
  • Контент обучения. В Moodle можно загрузить любой тип контента: текстовый (включая PDF и XLS), изображения, презентации (через плагин Presentation), тесты и курсы. Видео можно загрузить просто так или для удобства подключить Medial — стриминговый видеосервис. Можно формировать планы обучения (learning plans).
  • Мобильное обучение. На смартфонах и планшетах Moodle можно открывать в мобильных браузерах Chrome и Safari или использовать приложение Moodle Mobile.
  • Отчетность. В Moodle можно выгружать любой вид отчета, но для этого нужен плагин. В данном случае плагин отвечает за дизайн отчета (график или таблица) и выгружаемую информацию (пользователи, учебные материалы, просмотры и т.п.). К примеру, так выглядит окно отчета в My Feedback:
  • Дополнительные функции. В Moodle можно настроить форумы, чаты, комментарии, систему оповещения и геймификацию.

Как установить Moodle

Мы же рассмотрели демо-версию платформы на официальном сайте.

Как получить доступ к пробной версии

Система глазами пользователя

Чтобы зайти как пользователь, надо выбрать Mount Orange School и ввести данные входа для пользователя (логин: student, пароль: moodle). Это откроет главную страницу системы:

Moodle - интерфейс платформы

Что может делать пользователь в демо-версии:

  • Проходить курсы и учебные планы;
  • Просматривать свою успеваемость;
  • Просматривать активность по курсу;
  • Общаться с другими пользователями;

У Moodle также есть мобильное приложение Moodle Mobile, позволяющее запускать систему на мобильных устройствах (iOS и Android).

Обзор Moodle Mobile на английском языке

Система глазами администратора

Рассмотрим основные функции Moodle с точки зрения администратора.

Управление пользователями

Чтобы добавить пользователя, нужно нажать на вкладку Site Administration, выбрать Users и во вкладке Accounts нажать на Add a new user для ручного добавления или Upload users для импорта из файла.

Добавление пользователей в Moodle

Пользователям можно присваивать роли. Это можно делать через меню пользователя, однако удобнее управлять через меню администратора. В Site Administration надо нажать на Users, выбрать Permissions, выбрать Assign system roles, выбрать роль, в списке Potential users найти пользователя и нажать Add. В Mount Orange сейчас 13 ролей, но вы можете удалить существующие или добавить свои.

Хотя данных функций в демо-версии нет, в Moodle можно добавить саморегистрацию и приглашение по email через плагин Authentication.

Управление контентом

В Moodle нет встроенного конструктора контента для электронного обучения. Для создания тестов и курсов разработчики советуют использовать Courselab, Easygenerator, iSpring Suite и QuizMaker.

Добавление курса в Moodle

Управление контентом происходит через вкладку Courses в Site Administration. Курсам можно назначать категории (Add a category) и загружать их в систему (Add a new course).

В демо-версии вы можете добавить видео, изображение, текстовый файл, тест, презентацию или SCORM пакет, однако есть предел по размеру загружаемого файла (256МБ).

Окно управления контентом

В демо-версии Mount Orange курсы доступны всем пользователям, поэтому прямого назначения курсов нет. Для назначения курсов вручную есть плагин Enrolment.

Система отчетности

Отчеты выгружаются через вкладку Reports в Site Administration. Здесь есть следующие функции:

  • Logs выдает информацию по работе системы;
  • В Comments можно просматривать комментарии;
  • В Course Overview можно просматривать активность по курсам;
  • Security Overview показывает уровень безопасности системы: ошибки, какие плагины влияют на работу и др.
  • В Backups хранится резервированная статистика (бэкап);
  • В Statistics можно просматривать активность пользователей.

Отчетность в демо-версии Moodle

Так выглядит система отчетности в демо-версии. Для более конкретных отчетов по курсам и пользователям можно использовать плагин Zoola Analytics или My Feedback.

Какие плагины выбрать для начала

Сообщество Moodle советует следующие плагины для вашей первой системы:

  • Completion Progress. Позволяет следить за прогрессом пользователей по курсам.
  • Custom Certificate. Позволяет создавать сертификаты в PDF формате.
  • Authentication. Включает саморегистрацию и добавление пользователей по email.
  • Zoom Meeting. Интеграция вебинаров через сервис Zoom.
  • BigBlueButton. Еще один сервис вебинаров, если Zoom не понравился.
  • Interactive Content H5P. Добавление контента, создаваемого на платформе H5P. Это не заменит полноценный редактор курсов, но для начала очень удобно.
  • My Feedback. Включает систему отчетности.
  • Zoola Analytics. Плагин для аналитики как альтернатива My Feedback. Функционал тот же самый, есть только различия в дизайне.
  • Socialwall Format. Изменяет интерфейс Moodle, делая его более похожим на форум или социальную сеть. Добавляет таймлайн и позволяет отслеживать активности на платформе.
  • Moove. Это альтернатива Socialwall Format. Изменяет интерфейс Moodle, делая платформу визуально близкой к современной СДО.
  • Edwiser Bridge. Подключает все необходимое для ведения eCommerce: продажа курсов, CRM и WordPress для публикаций.
  • Questionnaire. Позволяет создавать опросы (не подходит для тестов).
  • Enrolment. Включает ручное назначение курсов.

Краткие выводы о возможностях Moodle

Правильнее будет сказать, что Moodle — не СДО, а инструмент для создания системы обучения. Благодаря плагинам и веб-разработке, каждая система на Moodle может выглядеть уникально и иметь функционал, заточенный под конкретные цели. Основной минус в том, что в Moodle нет встроенного редактора курсов, поэтому придется полагаться на внешние платформы, вроде H5P, или лучше создавать курсы в отдельном редакторе, вроде iSpring Suite. Если вы планируете использовать Moodle, то составьте следующий план:

Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle


Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Нам необходимо определиться с выбором технологической основы, моделью дистанционного обучения, а также отобрать материал, который будет входить в программу.

Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети.

Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны носить контрольные, административные и коммуникативные функции. В учебном процессе преподаватель выступает не только в роли тьютора, который сопровождает весь процесс, но и в роли администратора, следящего за исправностью работы системы в целом. Правильно подобранные и выстроенные формы взаимодействия педагога и учащегося позволяют создать более эффективный процесс обучения.

После того как мы спроектировали дистанционный учебный процесс, нам необходимо его организовать. Здесь нужно разграничить деятельность педагога и ученика. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению.

Говоря об организации различных видов взаимодействия, нужно понимать, какие педагогические технологии и средства обучения мы можем использовать. Кроме того – определиться с видами деятельности самих учащихся. Далее следует организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

Следующим важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения. Что касается методических рекомендаций для родителей и учащихся, то они должны помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве урока.

Если на уроке в школе преподаватель может контролировать ребят и в организации процесса играет главную роль, то в дистанционном формате учитель уходит на второй план. Для эффективной работы должна быть четкая инструкция. Важно, чтобы ученики знали, что им подготовить, в какой форме должно быть выполнено задание и т. д. А после выполнения этих шагов ребятам нужно понимать, каков следующий шаг. В инструктивном блоке это должно быть четко сформулировано.

Для того чтобы педагогу подготовиться к уроку, важно разбить учебный материал на отдельные занятия и элементы. Необходимо выделить лекционные материалы, задания для контроля и проверки, материалы для дополнительного чтения и др.

Создание курса в конструкторе Moodle

Наполнение курса материалами

Для справки

Что позволяет Moodle? Это полностью бесплатная система, готовая к внедрению; создание качественных курсов для дистанционного обучения; широкие возможности управления курсами; содержит мощный аппарат тестирования; включает разнообразие учебных элементов; позволяет реализовать дифференцированное обучение; поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение); содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу — запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.); отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации; возможность публикации учебного контента различного формата — аудио, видео, текст, флэш и т. д.

Lms moodle

E-learning

Каждый человек, который заинтересован в настройке дистанционного обучения с помощью электронной системы, скорее всего слышал о Moodle. Эта система выдается одной из первых в поисковиках, занимает 18% американского рынка, а во всем мире ее использует более 1 000 000 компаний, частных преподавателей и учебных заведений.

Привлекательной ее делают такие факторы, как длинная история, возможность индивидуальной подстройки под нужды пользователя, условная бесплатность и многие другие.

Из этой статьи вы узнаете подробнее о плюсах и минусах использования системы Moodle, ее отличиях от других систем дистанционного обучения и почему она только условно бесплатная.

История создания и развития

Moodle – это аббревиатура фразы Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).

То есть, первое, что нужно знать об этой системе – это не готовое решение для обучения через Интернет.

Moodle – обучающая среда – база, которая с помощью настройки, дополнительных программ и физических носителей информации превращается в систему. Эта база дает все необходимое для того, чтобы вам было удобно обучать и отслеживать успеваемость студентов, а студенты могли обучаться в удобном для них месте и в удобное время. Данная система при должной настройке упрощает и решает задачи любого обучения: передачу информации, контакт с преподавателем, контроль усвоения материала.

История Moodle начинается с 1999 года, когда Мартин Дугиамас – студент австралийского Университета Кертин – разработал прототип своей системы дистанционного обучения. Это был переломный момент истории, когда обучение активно переходило в Интернет, поэтому после того как Мартин защитил ученую степень, он не прекратил свои разработки. Уже в 2002 году мир познакомился с первой стабильной версией Moodle.

Первые версии Moodle устанавливались на сервер пользователя, настраивались техническим специалистом и давали доступ пользователям по всему миру, если сервер имел подключение к Интернету. С развитием информационных технологий Moodle получил облачную версию, которая дает еще больше свободы владельцу и пользователям.

На данный момент Moodle полностью переведена на 13 языков, распространяется на различных тарифах, среди которых есть и бесплатная версия. Кроме этого, за 20 лет вокруг этой системы собралось гигантское сообщество пользователей, которые обмениваются знаниями и опытом, создают плагины, дающие дополнительные функции и возможности, оказывают поддержку.

Неоспоримые плюсы Moodle

Бесплатное распространение

Moodle можно скачать совершенно бесплатно с официального сайта. Это дает пользователю два преимущества. Во-первых, экономию денег. Во-вторых, большое сообщество, возникшее вокруг бесплатной системы. Это мультиязычное сообщество делится опытом, может помочь новичкам и создает полезные плагины, которые решают именно те задачи, которые могут вам потребоваться.

Но эта бесплатность условна, и ниже в статье рассказано почему.

Поддержка распространенных форматов компонентов

Moodle поддерживает современные форматы компонентов систем дистанционного обучения, которые открывают доступ для многократного использования материала вне зависимости от того, кто его создал. К этим форматам относятся SCORM, AICC и IMS. Некоторые другие форматы открываются для использования в Moodle с помощью плагинов.

Проще говоря, эти стандарты обеспечивают стабильную работу системы, позволяют создавать более полные и визуально привлекательные уроки в сторонних программах и переносить уже готовые уроки с системы на систему.

Поддержка разных типов контента обучения

В Moodle можно загрузить уроки с материалом, представленным в различных форматах. Он поддерживает текстовые расширения вплоть до PDF и таблиц Excel, изображения, презентации, аудио- и видеолекции. Также можно подключить функцию проведения вебинара.

Правда возможность использовать большую часть видов этого контента открывается после установки специальных плагинов. Но их легко найти в Интернете, а на форумах сообщества можно узнать, как их установить и настроить.

Выгрузка статистики

Moodle собирает статистику обучения и работы с системой. Правда для ее выгрузки и аналитики потребуются сторонние плагины, которые будут отвечать за внешний вид отчета, показатели, которые он будет включать в себя, и глубину анализа. Но сама возможность использовать статистику для корректировки обучения – это важный плюс.

Интеграция с множеством сторонних сервисов

Moodle очень просто интегрируется с различными полезными сервисами. CRM-системы, подключение электронных касс, вебинарных платформ, чатов, рассылок и многое другое легко осуществляется через специальные плагины. Некоторые из них платные, но функции, которые они дают, значительно облегчают работу и владельцу, и администратору и студентам курса.

Информационная безопасность.

На Moodle существует множество плагинов, осуществляющих защиту информации от копирования, а систему – от проникновения. Конечно, на коммерческих платформах уровень безопасности выше, поскольку ей занимаются специалисты. Но если качественно настроить систему, установить необходимые плагины и интегрировать платные системы безопасности, уровень информационной защиты возрастет.

Кастомизация под цели и нужды пользователя

Moodle представляет собой настраиваемую среду для дистанционного обучения. Это значит, что при должной настройке и подключении необходимых плагинов владелец получает уникальную версию системы, которая заточена под решение его индивидуальных задач и предоставление максимально эффективного обучения.

Получается, что Moodle решает все необходимые задачи, которые должна решать хорошая СДО – система дистанционного обучения. Она автоматизирует рутинные и упрощает сложные процессы. Помогает студенту получить учебный материал в удобное для него время и обратную связь преподавателя в быстрый срок. Преподаватель же может одновременно обучать большое количество студентов, затрачивая меньше времени, при этом контроль знаний происходит беспристрастно с помощью тестов, результаты которых проверяет машина. Владелец может в режиме реального времени отслеживать статистику студентов, автоматизировать доступ после оплаты или доступ к разным курсам в зависимости от учебной группы студента.

Но ничего идеального не существует, поэтому и Moodle обладает рядом минусов, которые не приходится решать при использовании другой системы. Об этих минусах подробнее будет рассказано ниже, и в первую очередь о бесплатности системы.

Почему Moodle – это УСЛОВНО бесплатная система?

Любой желающий может скачать бесплатную версию Moodle с официального сайта. Но таким образом пользователь получает просто образовательную среду, а не готовую систему обучения.

Чтобы эта система могла помочь обучать людей, потребуется сделать три шага:

  1. Установить ее на сервер компании или университета, настроить, перевести до конца те фрагменты, которые не локализованы
  2. Создать уроки и курсы, протестировать их
  3. Настроить систему безопасности – обеспечить защиту от взлома, DDoS-атак, несанкционированного входа в панель администрирования и другое
  4. Открыть доступ ученикам, настроить администрирование и аналитику, обслуживать систему

Эти шаги требуют ресурсов, специалистов и времени. В среднем запуск курса на Moodle занимает от 1 месяца. Для сравнения: на обычной коммерческой системе дистанционного обучения срок запуска составляет 1-3 дня.

Для стабильной работы онлайн-школы на Moodle требуется сервер, причем от количества одновременно обучающихся студентов напрямую зависит его мощность. Сервер и его обслуживание, в отличие от самой системы, требуют денежных затрат.

Установка и стабилизация системы – трудоемкий процесс, который требует от пользователя глубоких знаний в программировании и IT. Поэтому Moodle часто используется вузами с техническими специальностями, где сами студенты могут обслуживать систему. В противном случае владельцу понадобится либо потратить много времени на изучении материалов в Интернете, либо пройти платный курс по работе с системой, либо нанять специалиста. Это все отнимает время и деньги.

Создание курса на Moodle – занятие непростое. Написание контента и создание из него урока здесь очень сильно разобщены. Специалист, который записывает материал, и специалист, который формирует из него занятия, редко является одним и тем же человеком.

Все дело в том, что функция создания уроков на платформе требует большого терпения и навыков программирования. Профессионалы пользуются сторонними ресурсами, для того чтобы создать урок и просто перенести его в свой курс.

Количество функций у оригинальной Moodle ограничено. Чтобы расширить ее функционал, требуются плагины. Тут тоже скрываются дополнительные финансовые затраты. Плагины создаются в сообществе пользователей Moodle, по приблизительной оценке их уже больше 2000. Часть из них распространяется на платной основе. Среди тех, которые можно получить бесплатно, много дублирующих друг друга функций, конфликтующих при одновременной установке, просто нестабильных. Поэтому для выбора нужного набора плагинов потребуется потратить много времени на поиск и оценку информации о них, выбор, установку и тестирование. Это можно поручить специалисту, но, если в вашем штате нет программиста, придется доплатить либо своим временем, либо деньгами.

Администрирование учебного процесса, работа с уроками, добавление курсов, выгрузка статистики и многие другие функции системы Moodle также требуют навыков работы с программным обеспечением.

Таким образом, чтобы Moodle оказался для вас бесплатным, необходимо соблюдать такие требования:

  • У вас есть необходимые физические и информационные ресурсы – настроенные серверы, базы данных для их работы, домен в Интернете
  • Вы располагаете временем, не спешите запускать курс, поэтому срок от 1 месяца для вас не критичен
  • Вы располагаете обширными навыками в IT-сфере, у вас в штате есть технические специалисты, которые справятся с настройкой системы

В противном случае затраты на установку и обслуживание вашей системы дистанционного обучения могут в несколько раз превзойти затраты на использование коммерческих СДО.

Другие минусы Moodle

Кроме освещенных выше недостатков, у бесплатной версии Moodle можно выделить еще несколько не менее важных:

Отсутствие качественной технической поддержки

Бесплатную версию Moodle вам придется настраивать вручную, либо нанимать стороннего специалиста. Ответы на вопросы, связанные с этим процессом, вам нужно будет искать самостоятельно. Техническая поддержка у Moodle имеется, но для ее использования может потребоваться знание английского, а осуществляется она через форум сообщества. Поэтому на поиск ответа на возникший вопрос потребуется много времени, при этом ответ может быть не найден.

Проблемы с локализацией

На данный момент сама платформа переведена полностью только на 13 языков. Русская локализация завершена чуть более, чем на 90%. Это значит, что вам понадобится дополнительно переводить с помощью программиста систему на необходимый язык, иначе ваши студенты будут сталкиваться с текстами на английском. Плагины, которые необходимы для полноценной работы Moodle, тоже переведены не полностью.

Многие функции Moodle, такие как создание уроков, тестов, брендирование интерфейса, реализованы в неудобной для неподготовленного пользователя форме. Для их использования требуется много времени, специальные знания, тестирование готового материала и постоянные корректировки. Конечно, существуют сторонние программы для этого и специальные плагины, но чтобы в них разобраться также требуется время.

Невозможность быстро получить готовое решение

Большая свобода для настройки и кастомизации Moodle вкупе с технической сложностью вытекают в еще один минус – невозможно быстро получить результат. На запуск онлайн-школы или корпоративного обучения на этой системе понадобится в среднем не меньше месяца, и это при условии, что все необходимые ресурсы и специалисты у компании уже есть. Так что если вам необходимо быстро создать и запустить курс, Moodle не подойдет для этой цели.

Для кого подходит Moodle?

При том, что Moodle нельзя назвать полноценной СДО без трудоемкой настройки, она все равно отлично подходит для многих пользователей. В частности:

Для вузов и других учебных заведений

Уже множество учебных заведений пользуются бесплатной версией Moodle. В первую очередь для создания электронной базы оценок успеваемости студентов, которая встроена даже в обычную версию системы. Те же вузы, которые обучают будущих специалистов, нередко с их помощью переносят часть учебного процесса в дистанционную форму.

Для преподавателей, которым нравится разбираться в программах

В последнее десятилетие рынок онлайн-обучения растет с большой скоростью, поэтому все больше частных учителей, которые обучают от маникюра на дому до теоретической физики, переходят в онлайн. Обычно они выбирают платные облачные СДО, ведь они интуитивно понятны в настройке, изначально дают доступ к множеству нужных функций и позволяют запускать курс в течении 3 дней. Но тем, для кого заработок не в приоритете и кто любит настраивать программы и системы точно под себя, может понравиться Moodle.

Для компаний с широкой ресурсной базой

Владельцы крупных компаний, у которых уже есть свои сервера, домены в сети, штат IT-специалистов, тоже могут без проблем использовать Moodle. В этом случае единственным ограничивающим фактором является оплата работы сотрудникам и время, которое потребуется для запуска обучения.

Для кого Moodle не подходит?

Moodle не подходит для людей, которым требуется готовое и быстрое решение для запуска дистанционного обучения без лишних затрат.

Частным преподавателям и целым онлайн-школам, для которых удобство работы с системой, ее стабильность и качество для студентов стоят в приоритете.

Для компаний, которые хотят снизить затраты на корпоративное обучение, автоматизировать и стандартизировать его без лишних расходов времени, денег и работы специалистов.

Для тех, кто хочет быстро запустить курс на интуитивно понятной платформе, не тратить время на настройку под себя, кто хочет иметь возможность быстро создавать и корректировать свои уроки и курсы.

Этим категориям пользователей лучше подойдут коммерческие СДО, где в зависимости от тарифа открывается доступ к различному функционалу и можно подобрать именно тот, который выведет баланс затрат и прибыли в плюс.

Если вы решили использовать Moodle

Если после прочтения статьи вы решили стать пользователем Moodle, ознакомьтесь с планом, который поможет вам быстрее запустить обучение:

1. Четко выделите цель вашего обучения и задачи, которые необходимо решить

Moodle дает возможности, начиная от оптимизации очного обучения, заканчивая созданием целой онлайн-школы. В зависимости от того, какую цель будет преследовать ваша система и какие задачи для этого она должна решать, создайте список оборудования, программного обеспечения, плагинов и технических специалистов, которые потребуются вам. Если создавать такой список слишком долго и трудно для вас, попробуйте использовать тестовый период любой платной СДО – готовое решение может вам подойти гораздо лучше, чем Moodle.

2. Установите бюджет запуска обучения

Перед тем, как скачивать систему с сайта, сделайте смету расходов, которые будут сопутствовать запуску. Внесите в них стоимость сервера, оплату работы специалистов, ежемесячные расходы на обслуживание. В случае, если цифра выходит невыгодной, изучите другие способы запуска обучения, например, с помощью платной СДО.

3. Установите сроки запуска

Для запуска усредненного курса на Moodle с нуля и полным комплектом необходимых ресурсов требуется от одного месяца. Добавьте к нему дополнительное время на тестирование, чтобы студенты не сталкивались с ошибками и недочетами в обучении. Если этот срок слишком велик и для вас на первом месте стоит скорость запуска обучения, попробуйте коммерческие СДО, на которых можно запустить обучение всего за 3 дня.

Вывод

Moodle – это не система дистанционного обучения в привычном понимании, а обучающая среда – инструмент для создания своей СДО. Ее главным преимуществом является бесплатное распространение и возможность точной подстройки для решения индивидуальных задач. Но для человека, не обладающего экспертными знаниями в области программирования и IT-технологий, потребуется много времени на то, чтобы разобраться, запустить и наладить систему, либо нанять специалиста за дополнительную плату.

Moodle подходит только тем, кому нравится решать технические задачи, тем, кому не нужна полноценная система дистанционного обучения, и тем, у кого есть большая ресурсная база и запас времени.

Если вам нужно больше информации по технической части дистанционного обучения…

Прочитайте статью о системах дистанционного обучения, чтобы разобраться подробнее в видах и особенностях СДО, узнать, по каким критериям нужно их выбирать. Также изучите статью о системах управления обучением, чтобы узнать, какие полезные функции и возможности дают своим пользователям современные платформы для онлайн-обучения.

Читайте также: