Как сделать сажда тилават

Обновлено: 06.07.2024

Вуду – одно из основных предписаний Ислама и состоит в периодическом омываний тех частей тела, которые наиболее подвержены загрязнению и воздействию микробов. Сподвижники рассказывали, что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) ничего не делал, предварительно не совершив вуду . (Алмалылы Хамди Языр, Хак дини Куран дили, 2/1583)

Однако не стоит забывать, что предписание быть с вуду обязательно только для некоторых религиозных обрядов. Человек, не совершивший вуду, не может выполнять намазы, не имеет права совершать ритуалы хаджа, не может брать в руки Коран, не обернув его какой-либо обложкой. Без вуду человек не может прикасаться даже к одной суре, так как все это является харамом. Но желающий может читать Коран по памяти или, смотря в текст, но не притрагиваясь к нему руками. Каждый обладающий здравым умом мусульманин, достигший совершеннолетия, по необходимости обязан совершать вуду.

Выполнив данное предписание шариата, человек обретает множество благ и достоинств, имеющих отношение как к этому миру, так и к потустороннему. Посланник (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

Б — Фарды вуду

Из смысла этого аята следует, что существует четыре фарда:

1. Мытье лица

Обязательно умывание лица один раз от линии роста волос надо лбом до подбородка и от уха до уха. Необходимо проследить, чтобы при вуду влага проникала на кожу под бородой, усами и бровями.

2. Мытье рук

Обязательно мытье рук, включая локти. Если на пальцах есть кольца, их нужно немного сместить, чтобы вода попала под них.

3. Масх (обтирание) головы

Имам Шафии утверждал, что достаточно протереть хоть один волосок, тогда как маликиты и ханбалиты считают ваджибом масх всей головы. (Ибн Хумам, 1/10; ибн Абидин, 1/92; ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/11; ибн Кудама, 1/125; аз-Зухайли, 1/219). С другой стороны, по Ханбали, для женщин достаточно проведение влажными руками по передней части головы.

4. Мытье ног

В — Сунны вуду

Хукм (положение) сунны: за соблюдение мусульманина ожидает награда, за отрицание – наказание.

Сунны вуду следующие:

Опираясь на этот хадис, они делают вывод, что ният перед намазом и таяммумом также является фардом. Кроме того, они приводят в качестве доказательства необходимость достижения искренности в намазе, а так как ритуал вуду предписан именно для намаза, то намерение является обязательным условием . Время нията – начало мытья рук и лица. (аль-Майдани, 1/14; ибн Рушд, 1/21; ибн Кудама, 1/110; аз-Зухайли, 225)

5. Тщательно делать мадмада и истиншак . Необходимо самым тщательным образом полоскать горло и рот. При истиншаке воду нужно втягивать глубоко, но человек, соблюдающий пост, может этого не делать. Соблюдение последовательности при мадмада и истиншак, троекратное совершение этих действий, высмаркивание только левой рукой и как можно глубокое втягивание в нос воды – все это является сунна муаккада . (Ибн Абидин, 1/108)

Если под рукой нет мисвака или после его использования начинают кровоточить десны, можно использовать зубную щетку, пасту или же просто почистить десны пальцами. С медицинской точки зрения, ис пользование мисвака – по сравнению с другими видами средств очистки ротовой полости – очень полезно для организма. Кроме того, поощряется частое использование мисвака в любой удобный момент, а не только во время совершения вуду или перед намазом. (ибн Хумам, 1/15; аль-Майдани, 1/14; аш-Ширази, 1/13; ибн Кудама, 1/95-97)

7. Соблюдение установленной последовательности. Совершать вуду необходимо в той последовательности, которая указана в аяте. Сначала нужно умыть лицо, затем руки (до локтей), затем сделать масх головы и только потом помыть ноги. А если на ногах есть специальная обувь (масихи), то по ее поверхности можно просто провести влажными руками.

Хотелось бы отметить, что несоблюдение указанной последовательности не нарушает вуду, но при всем этом противоречит сунне Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). По Шафии и Ханбали, соблюдение указанной последовательности во время совершения вуду является фардом. (аль-Касани, 1/17; ибн Хумам, 1/23; ибн Рушд, 1/16)

Перечисленные части тела приведены в качестве примера. Мытье и других частей тела нужно начинать справа. Начинание любого дела справа является сунной.

10. Начинать мытье рук и ног с пальцев.

15. Тщательно протирать части тела при совершении вуду. Факихи утверждают, что это является сунной, так как в аяте, где повелевается совершение вуду, об этом не упомянуто. Также об этом ничего не говорится в хадисах. Однако маликиты считают протирание фардом. ( аз-Зухайли, 1/235)

17. Масх (протирание) шеи. После масха головы и ушей нужно тут же обратной стороной ладони и тремя пальцами (без дополнительного увлажнения) провести по шее. В некоторых источниках утверждается, что масх шеи является мустахаб или мандуб. (аль-Мавсили, Ихтияр, 1/9; аз-Зухайли, 1/253; ибн Абидин, 1/115)

Г — Адабы вуду

Разница между сунной и мандуб (или мустахаб) заключается в следующем: сунна – это средство подтверждения шариата и возвышения его достоинств. Тогда как мандуб или мустахаб – это такие предписания, выполнение которых не столь обязательно и отношение к ним более снисходительное. За выполнение ожидает саваб, невыполнение не влечет наказания.

Адабы вуду:

1. При совершении вуду поворачиваться лицом к кибле, так как направление на киблу является самым почетным, и есть надежда, что ду’а, совершенные лицом к ней, будут приняты Аллахом. В силу того, что шафииты и ханбалиты не делают различий между сунной и адабом, обращение лица в сторону Каабы они считают сунной.

2. До наступления времени намаза, заранее совершить вуду и быть готовым к молитве. Исключение касается только тех, у кого есть уважительные причины.

3. При совершении вуду находиться на возвышении, чтобы таким образом избежать попадания брызг воды на одежду и тело.

4. Без уважительной причины не пользоваться чужими услуга- ми при совершении вуду. Однако если кто-либо по собственному желанию предложит свои услуги, то это не противоречит адабу. Мугира бин Шу’ба сообщает, что, когда мусульмане находились в походе, он поливал воду Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) при совершении вуду. (Найлуль-Автар, 1/175)

5. Без серьезной необходимости при совершении вуду ни с кем не разговаривать, так как это может помешать чтению ду’а при этом.

6. При совершении вуду нужно передвигать кольца и перстни на пальцах, чтобы вода проникла под них. Абу Рафи’ (радыйаллаху анху) рассказывал, что видел, как Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), совершая омовение, передвигал перстень на пальце. (Найлуль-Автар, 1/153)

7. Совершая вуду, воду в рот и в нос нужно набирать правой рукой, высмаркиваться – левой.

8. Протирать влажными пальцами внутреннюю часть ушей.

9. Протирать шею. Согласно мнению ханафитов, масх (протирание) шеи является мустахаб или мандуб, так как Талха бин Мутарриф слышал от своего отца, а он – от его деда, что хадис, в котором сообщается, что пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) делал масх шеи, слабый. (Ибн Абидин, 1/115; аль-Мавсили, аль-Ихтияр, 1/9).

1) мыть части тела, захватывая область больше, чем это требуется положениями фарда;

2) постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты, то есть всегда быть в готовности к совершению поклонений и иных религиозных предписаний.

Поэтому маликиты считают, что чрезмерное мытье является макрух, а постоянное пребывание в вуду является мустахаб. (Аз-Зухайли, 1/254)

11. Использовать только такое количество воды, которого достаточно для совершения вуду. Даже если рядом находится река или море, необходимо избегать чрезмерной траты воды, так как все излишества являются макрух.

15. После завершения вуду – если позволяет время – выполнить два ракаата намаза-нафиль. Все, что противоречит сунне или адабам, является тахриман или танзихан — макрух.

Д — Дуа, читаемые при совершении вуду

Имам ан-Навави утверждает, что чтение различных ду’а при совершении вуду не подтверждается хадисами Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям). Ду’а, читаемые при омовении частей тела, дошли до нас со слов салафов (ранних мусульман), поэтому их чтение считают благочестивым поступком. Чтение ду’а, по мнению ханафитов и маликитов, является мустахаб (желательным), тогда как некоторые шафииты считают его мубах. ( аз-Зухайли, 1/256)

Е — Виды Вуду

С точки зрения необходимости и обязательности вуду делится три вида:

1. Вуду, являющееся фардом

В двух случаях вуду является фардом:

2. Вуду ваджиб

3. Вуду мандуб

Но если кто-то снова будет совершать вуду, хотя вуду не нарушилось, то это считается макрух по причине бесполезной траты воды. Категорически запрещается совершение вуду водой, отобранной у кого-либо или принадлежащей сиротам. ( Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/111)

Ж — Макрух вуду (не желательные действия во время вуду)

2. Плескать водой на лицо или другие части тела. Обычно из-за этого вода попадает на одежду, что не соответствует адабу.

3. Разговоры во время совершения вуду (о мирском).

4. Без необходимости пользоваться услугами других людей или просить кого-либо полить воды.

5. Совершать вуду в нечистом месте.

З — Обстоятельства, при которых нарушается вуду

Вуду нарушается в следующих случаях:

3. В случае любых выделений из половых органов, а также истечения крови, гноя из ротовой полости, носа или любого другого органа. Что касается выделения крови из ротовой полости, то, если крови больше, чем слюны, вуду нарушается. Если меньше – не нарушается. Это можно определить по цвету. Если выделившаяся кровь потечет, вуду нарушается, если же крови выступило размером с игольное ушко или она застыла в виде капельки, вуду не нарушается. Вуду не испортится, если вытереть кровь пальцем или рукой. Данное правило действует и в отношении гноя или жидкости, выделяемой из раны. Сукровица, выделяющаяся из ран, относится к кровянистым выделениям, то есть в таких случаях вуду нарушается. Однако некоторые ученые считают, что не нарушается. Факихи-мутаахир утверждают, что можно руководствоваться последним мнением.

5. Также нарушают вуду состояния, при которых теряется или отключается сознание. Например, сон, потеря сознания или рассудка, опьянение или припадок. Вуду нарушается, если заснуть на спине, или сидя по-турецки, или оперевшись на локти, или вытянув ноги. Также нарушается вуду, если заснуть в состоянии сажда, но не во время намаза; если заснуть, опершись о какой-либо предмет, при удалении которого человек может упасть.

Вуду нарушается, если у спящего бедра не касаются земли или пола, так как в этом положении достигается максимальное расслабление тела. По мнению шафиитов, если человек спит сидя, плотно прижавшись к земле, то вуду не нарушается, так как в этом случае можно быть уверенным, что не произойдет испускания газов или выделения наджасы. Когда человек засыпает, теряя связь с внешним миром, он ничего не ощущает. Если при этом седалищные мышцы расслаблены, может произойти испускание газов. В этих случаях основным фактором нарушения вуду являются именно газы, поэтому Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил:

Следовательно, если кто-то заснет во время намаза, стоя, в руку’ или сажда, или в другое время, то вуду не нарушается.

Эти хадисы, сообщенные досточтимой Айшой (радыйаллаху анха), доказывают, что от прикосновения к женщине вуду не нарушается.

8. Также нарушается вуду, если ткань или вата, помещенная в половые органы мужчины или женщины, промокнет насквозь. Или при удалении из половых органов вата или ткань окажутся влажными.

9. Интимная связь.

10. Окончание срока масха, который для мукыма (постоянный житель какой-либо местности) длится 24 часа, а для путника – трое суток. А также портит вуду снимание с ног масихов (кожаных носков) .

11. Если истекло время намаза, для которого человек, имеющий уважительные причины, совершил вуду.

12. Если человек, совершивший таяммум, нашел воду или добрался до источника воды. (аль-Касани, Бадаиус-санаи, 1/24-33; ибн Хумам, 1/24-37; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/17-20; ибн Абидин, 1/124-138; аш-Шурунбуляли, стр. 14; аз-Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/7; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, 1/22; ибн Рушд, 1/168)

Лучше всего ко всем вопросам, по которым существуют различные мнения ученых, подходить очень осторожно. Например, если у ханафи та возникнет какая-либо ситуация, при которой его вуду (согласно положениям ханафитского мазхаба) не нарушается, тогда как по другим мазхабам нарушается, то лучше всего ему заново совершить вуду, чтобы избежать разногласий. Особенно осмотрительными нужно быть имамам, руководящим намазами людей различных мазхабов.

Г — Обстоятельства, при которых вуду не нарушается

В следующих случаях вуду не нарушается:

1. Если кровь, гной или сукровица, выделившиеся из половых органов или заднего прохода не растеклись по краям или же выступили в форме капли.

2. Если отпала корка, покрывающая рану, и кровь не выступила.

3. Отделяемая с поверхности пролежней влага и опрелости между пальцами.

4. Кровь изо рта, если по объему меньше слюны.

5. Необильная рвота.

6. По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, если через рвоту выделилось большое количество слизи, то вуду не нарушается, тогда как Абу Юсуф считал, что слизь, выделившаяся из желудка, нарушает вуду.

7. Выпадение из ушей, носа или какой-либо раны червей. Эти черви считаются чистыми. Как правило, они покрыты влажной кожицей, и эта влага не растекается.

Шафииты считают, что если мужчина или женщина прикоснулись руками к своим или чужим обнаженным половым органам или заднему проходу, то в этом случае вуду нарушается. Этого же мнения придерживаются маликиты и ханбалиты. В качестве довода они приводят следующие хадисы:

10. Жидкость, закапанная (с медицинской целью) в половой орган мужчины и затем вытекшая обратно, по мнению Абу Ханифы, вуду не нарушает.

11. Рвота сгустком крови.

12. Попадание крови в нос и в ухо, при котором она не достигает тех мест в носу или ухе, которые моются при вуду и гусуле.

13. Следы крови, которые остаются на яблоке, или на поверхности какого-либо твердого фрукта, или на мисваке (щетке), и которые не растекаются.

14. Кровь, которую высосали различные насекомые, как блохи, вши, комары, черные мухи и др. Но кровь, вытекающаяся из раны после отпадания насосавшейся пиявки, нарушает вуду.

15. Вуду не нарушается, если заснуть, плотно прижавшись к сиденью. Также не нарушает вуду сон стоя или сидя, или в положении руку’ или сажда.

16. Громкий смех вне намаза, а также во время намаза-джаназа или сажда-тилават. По мнению шафиитов, громкий смех во время намаза вуду не нарушает.

17. Улыбка или тихий смех, звук которого никто не слышит, даже сам читающий намаз, не нарушает ни вуду, ни намаз. Если кто-то засмеется и только сам услышит этот смех, у него нарушается только намаз, тогда как вуду сохраняется.

18. Не нарушает вуду плач или рыдания.

К — То, что не препятствует правильности вуду

1. Грязь под ногтями, грязь на теле в результате потоотделения, а также яйца мух и блох.

2. Краска под ногтями или въевшаяся в кожу рук в результате профессиональной деятельности маляров. Но следы краски на теле других людей, образующие пленку и препятствующие проникновению воды на кожу, мешают целостности вуду. Также препятствует совершению вуду воск, тесто и другие вещества.

3. Если лекарство, помещенное на рану, растеклось по краям, то моется только это место. Если мытье может причинить вред, то можно ограничиться протиранием.

4. Если кто-то твердо уверен, что совершил вуду, но вдруг начал сомневаться в сохранности вуду, то в этом случае принимается решение о его сохранности. Но если кто-то знает, что у него нарушилось вуду, но сомневается, совершал он после этого вуду или нет, то принимается решение о нарушении вуду.

5. Не является обязательным мытье части тела, относительно которого постоянно появляются сомнения (васваса) при вуду или после него. Если же такие сомнения бывают иногда, то эту часть тела необходимо помыть.

6. Мусульманин, у которого отсутствует какая-либо часть тела, обязательная для омовения, моет те, что имеются. Часть тела, восстановленная операционным путем, заменяет собой естественную.

Сажда саху (земной поклон) при ошибке совершают в следующих случаях: когда совершен лишний фард в молитве, если по ошибке пропущен какой- либо ваджиб (например: дуа Кунут в молитве Витр, дополнительные такбиры в праздничной молитве, если имам там, где надо читать вслух, читал про себя или наоборот).

Этот земной поклон (Сажда саху) состоит из двух поклонов. После прочтения Ташаххуда совершают приветствие, а после него два земных поклона. После них снова читают Ташаххуд, Салават, дуа и совершают приветствие.

Если ошибается имам, Сажда саху становиться обязательным для всех, а если ошибается тот, кто читает за имамом, то Сажда саху ни для кого не обязателен.

Тот, кто забыл первое сидение и начал вставать и ближе к сидячему положению, то садится и читает Ташаххуд и продолжает молитву как обычно. Если ближе к стоячему положению, то встает, продолжает свою молитву и в конце совершает сажда саху.

Тот, кто не совершил последнее сидение, вспомнит о нем до земного поклона лишнего ракагата, то садится, читает Ташаххуд, совершает сажда саху и завершает молитву, как обычно. А если он вспомнит об этом после земного поклона лишнего ракагата, то молитва считается испорченной, и все прочитанные ракагаты считаются как нафл.

Тот, кто совершил сидение после четырех ракагатов, и снова встал: если он не успел совершить сажду лишнего ракагата, то сразу же садится, читает Ташаххуд, совершает сажда саху и завершает молитву как обычно; если он уже совершил сажду лишнего ракагата, то дополняет свою молитву до шести ракагатов, совершает сажда саху и завершает молитву, как обычно.

Тот, кто сомневается числа прочитанных ракагатов, если это произошло с ним в первый раз в жизни, то перечитывает молитву заново; если это происходит с ним постоянно, то он берет за основу то число ракагатов, в отношении которого уверен, и продолжает свою молитву; если у него нет уверенности в отношении какого-то числа ракагатов, то он берет за основу меньшее число ракагатов. Во всех перечисленных случаях в конце молитвы совершает сажда саху.

Земной поклон при чтении Корана (тилават сажда).

В определенных местах Корана встречаются аяты, при прочтении которых необходимо совершить тилават сажда, этих мест 15 в Коране: 1. Преграды:205; 2. Гром:16; 3. Пчелы:49; 4. Перенос ночью (Дети Исраила):107-109; 5. Марьям:58; 6. Паломничество:18,77; 7.Разделяющий:60; 8. Муравьи:25; 9. Земной поклон:15; 10. Сад:24; 11. Разъяснены:37; 12. Звезда:62; 13. Раскалывание:21; 14. Сгусток:19.

Если аят земного поклона прочитал имам, то совершение земного поклона становится обязательным для всех, если его прочитал кто-то из стоящих за имамом, то земной поклон ни для кого не обязателен.

Если кто-либо прочитал аят земного поклона несколько раз, не меняя своего места, то он должен совершить только один земной поклон. А если он при прочтении аятов земного поклона менял свое место, то должен совершить земной поклон столько раз, сколько менял свое место. Этот земной поклон совершается следующим образом: стоя без поднятия рук произносится такбир и совершается земной поклон.

Иман, Ихсан, Ислам (хадис).

Исламская религия содержит три степени: Ислам, Иман, Ихсан.

Если эти три понятия упоминаются вместе, то каждое из них приобретает конкретное, присущее ему значение. В таком случае под исламом подразумеваются обряды, совершаемые телом; под верой - -убеждения и деяния, которые совершаются в душе; под ихсаном – наивысшая степень набожности и религиозности. Если же ислам упоминается в отдельности, то он включает в себя и веру. Точно так же, если вера упоминается в отдельности, то она включает в себя и ислам, и если ихсан упоминается в отдельности, то он включает в себя ислам и веру.

Вера в Его Ангелов

Вера в Его Книги

Вера в Его Посланников

Вера в Судный День

Вера в Предопределение, и в то, что и добро и зло созданы Аллахом.

Ислам-это покорность Аллаху и поклонение Одному Единому Богу. Все пророки от Адама до Исы (мир им всем) распространяли Ислам, религию Единобожия (таухид) и учили, как поклоняться Аллаху. Ислам-это повиновение Аллаху посредством исполнения определенных религиозных обязанностей. Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, совершение намаза, уплата закята, совершение хаджа и соблюдение поста в месяц рамадан.(Муслим, Бухари, ан- Наваи).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Тилава́т – вдумчивое, в отличие от кираата (чтение Корана в ритуальных целях), чтение Священного Корана, размышление над ясными аятами, уразумение знамений и назиданий Всевышнего, убежденное следование предписаниям Аллаха, смиренное верование в неясные аяты. В некоторых аятах и во многих хадисах установлены внешние и внутренние нормы тилавата и кираата Священного Корана.

Внешние нормы: совершение омовения, искание защиты у Бога, красивое и чувственное чтение, молчаливое слушание чтения другого человека, соблюдение святости Корана и его систематический тилават, соблюдение всех правил фонетики и рецитации.

Внутренние нормы – искренность, благоговение, вдумчивость, исполнение предписаний и установлений Господа.

В одном из хадисов Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, сказано, что тилават Корана – это свет и благодать.

Заперетные времена для совершения намаза.

عن عقبة بن عامر قال ثلٰث ساعات كان رسول الله ﷺ ينها نا ان نصلى فيهن اونقبر فيهن موتانا حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب (ج١ ص٢٧٦، بلوغ المرام ص١٣)

Конечно же, ‘аср намаз текущего дня разрешается читать во время захода солнца, но нельзя читать фаджр намаз во время восхода солнца по той причине, что время фаджр намаза заканчивается, как только солнце начинает подниматься, а время ‘аср намаза, когда солнце начинает садиться, не заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Нет сомнения, что во время захода солнца время ‘аср намаза становится неполноценным и совершение какого-то ваджиба зависит от времени, потому что ваджиб, совершенный в неполноценное время, также становится неполноценным. И выполнение его тоже становится неполноценным. В случае фаджра перед восходом солнца время фаджра является полноценным, поэтому совершение фаджра в это время является полноценным, и сразу, после того как солнце начинает подниматься, время фаджра истекает, по этой причине совершенный ваджиб совершать неполноценным образом не разрешается.

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

اذا ادرك احد كم سجدة من صلوٰة العصر قبل ان تغرب الشمس فليتم صلوٰته (بخارى ج١ ص٦٨

ПОСЛЕ ФАДЖР И ‘ АСР НАМАЗА

После фаджра до восхода солнца и после ‘асра до захода солнца не разрешается читать никакой суннат или нафль намаз.

عن ابى سعيد الخدرى قال قال رسول الله ﷺ لاصلوٰة بعد الصبح حتٰى ترتفع الشمس ولاصلوٰة بعد العصر حتى تغيب الشمس (بخارى ج١ ص٧٢، مسلم ج١ ص٢٧۵

‘Умар ибн Хаттаб, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и Абу Хурайра (радиаллаху ‘анхум) также передали хадисы о запрещении совершения намаза в данное время. (Бухари т.1, стр.82, Муслим т.1, стр.275).

В другом хадисе сказано:

عن معاوية قال انكم لتصلون صلوٰة لقد صحبنا رسول الله ﷺ فمارأيناه يصليهما وقد نهى عنهما يعنى الركعتين بعد العصر (بخارى ج١ ص٨٣

После фаджра до восхода солнца не разрешается читать суннаты фаджра, как это очевидно из вышеприведённых хадисов. Кроме них, посмотрите следующий хадис.

عن ابى هريرة قال قال رسول الله ﷺ من لم يصل ركعتى الفجر فليصلهما بعد ماتطلع الشمس (ترمذى ج١ ص۵٧

Человек, который пропустил утренний намаз, пусть восполнит его вместе с суннатами после восхода солнца. Сначала надо читать суннат, а затем фарз, как это сделал Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в “лейлатут-та‘рис”3. (Муслим т.1, стр.238, Абу Дауд т1, стр.79, Насаи т.1,стр.135)

ПОСЛЕ РАССВЕТА

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.

عن عبدالله بن عمر عن اخته حفصة قالت كان رسول الله ﷺ اذا طلع الفجر لايصلى الاركعتين خفيفتين (بخارى ج١ ص١۵٧، مسلم ج١ ص٢۵٠، واللفظ له و ترمذى ج١ ص۵٦)

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари т.1, стр.157, Муслим т.1, стр.250, Тирмизи т.1, стр. 56)

ПОСЛЕ ЗАХОДА СОЛНЦА

Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше.

عن ابي ايوب قال قال رسول الله ﷺ لايزال امتى بخير او قال على الفطرة مالم يؤخروا المغرب (ابو داؤد ج١ ص٧۵)

В хадисе, переданном Таусом (рахматуллахи ‘алейхи), сказано:

سئل ابن عمر عن الركعتين قبل المغرب فقال مارأيت احدا يصليها على عهد رسول الله ﷺ (ابو داؤد ج١ ص١٩٨

ВО ВРЕМЯ ХУТБЫ

Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Надо внимательно слушать хутбу.

В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано:

ثم يصلى ماكتب له ثم ينصت اذا تكلم الامام (بخارى ج١ ص١٢١ و ١٢٤

Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт:

اذاقعد الامام على المنبر فلاصلوٰة (مصنف ابن ابى شيبه ج٢ ص١١١

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

اذا دخل احدكم المسجد والامام على المنبر فلا صلوٰة ولا كلام حتى يفرغ الامام رواه الطبرانى فى المعجم الكبير (مجمع الزوائد ج٢ ص١٨٤

Хадисы по этой теме приводятся на следующих страницах.

Примечание

1. Но если как раз в данное время было подготовлено джаназа или прочитали аят саджда в это время, то в этом случае совершить намаз джаназа и сажда тилават разрешается. Если приготовили джаназа или прочитали аят сажда в запрещённое время, то их надо будет совершать в текущее запрещённое время, (так как они стали обязательными в запрещённое время, поэтому совершать их можно в запрещённое время).

2. Человек может сказать, что тот же самый приказ относится к намазу фаджр, тогда почему нельзя совершать фаджр намаз во время восхода солнца? Ответ на этот вопрос следующий. Возникло противоречие с хадисом, переданным ‘Укбой ибн ‘Амиром (радиаллаху ‘анху): первый хадис запрещает намаз во время захода и восхода солнца, а последний хадис разрешает. В связи с этим сделали принципиальный вывод. При восходе солнца время фаджр намаза заканчивается, а при заходе время ‘аср намаза не заканчивается, пока оно полностью не зайдет. Поэтому в случае времени ‘аср намаза из-за предпочтения части хадиса можно допускать неполноценность времени, а в случае фаджр намаза нет причины допускать неполноценное время, так как это будет противоречить хадисам о времени фаджр намаза.

Читайте также: