Как сделать санпросвет работу

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Цель среднего медицинского образования на современном этапе - это подготовка конкурентоспособного, высокопрофессионального медицинского работника, что невозможно без всестороннего развития личности студента.

Традиционная образовательная деятельность ориентирована на передачу знаний в готовом виде от преподавателя к студенту и стабильность образовательного процесса. В современных условиях такая система уже не обеспечивает решение этой задачи в полном объеме.

Преподаватели должны научить студента приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путём. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов.

В процессе обучения преподаватели ПМК применяют два вида самостоятельной работы студентов: аудиторную и внеаудиторную.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, согласно методическим указаниям с использованием информационно - коммуникационных технологий. В результате студенты демонстрируют самостоятельность в поиске информации, умение поддерживать связь с современным информационным пространством, в том числе с помощью интернета. Это приводит к формированию у студентов основных мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; а также классификации, систематизации, что в конечном итоге приводит к их активному использованию для решения прикладных задач.

Охрана и укрепление здоровья населения – одна из важнейших задач, стоящих перед здравоохранением и являющихся частью социальной политики государства. На современном этапе развития российского общества особое значение приобретает задача формирования у различных групп населения основ здорового образа жизни, и в этом направлении велика роль средних медицинских работников.

В рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов особое внимание уделяется:

  • привитию основ ЗОЖ обучающимся;
  • формированию у будущих медсестер и фельдшеров целостного системного подхода к пропаганде ЗОЖ среди населения;
  • подготовке обучающихся к профилактической работе по формированию основ ЗОЖ у населения в учреждениях первичного звена здравоохранения.

В работе преподавателей ПМК широко применяются такие формы самостоятельной работы студентов, как составление кроссвордов, ребусов, докладов, рефератов, мультимедийных презентаций.

Конкурс санбюллетеней не только не потерял своей актуальности, но стал еще более значимым в свете профилактического курса развития современного здравоохранения.

Цели и задачи конкурса:

  • дать начальные знания по подготовке санбюллетеней,
  • привить первоначальные навыки проведения санпросветработы по пропаганде ЗОЖ,
  • формировать навыки самостоятельного творчества и участия в конкурсах,
  • повысить уровень профессиональных и общих компетенций,
  • поддерживать связь с потенциальными работодателями студентов,
  • прививать любовь студентов к избранной профессии.

Конкурс проводится среди студентов первого курса. В состав жюри приглашаются сотрудники ЛПУ города. Победители награждаются грамотами, их работы выставляются и хранятся в филиале. Санбюллетени других участников конкурса передаются в ЛПУ, школы и детские сады города.

В рамках совершенствования учебно-воспитательного процесса и развития творческого потенциала студентов проводятся профилактические беседы среди учащихся школ на актуальные темы.

Профилактические беседы - это диалог образовательной, воспитательной, агитационной и пропагандистской направленности, посвященный одной или нескольким взаимосвязанным темам. Целью таких встреч является распространение медицинских и гигиенических знаний.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что подобные мероприятия очень интересны и актуальны для школьников всех возрастов.

Хочется отметить, что преподаватели ПМК работают со студентами первого года обучения и поэтому делают акцент на воспитательную и развивающую функции образования, на становление личности будущего специалиста, его гармоничное физическое, духовное и нравственное развитие.

В процессе обучения студенты постигают основные принципы профилактической работы, целью которой является пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения.

И как показывает опыт проведенных санитарно-просветительских мероприятий, одним из главных инструментов в достижении поставленных целей является внеаудиторная самостоятельная работа студентов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине химия

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.

Методический материал по теме "Лабораторные и практические работы как средство эффективной реализации аудиторной самостоятельной работы студентов"

Организация аудитрной самостоятельной деятельности студентов требует подготовки качественных методических материалов. Предлагаемый презентационный материал - результат обобщения.

Применение методов самостоятельной работы студентов во время аудиторных занятий. Работа в соавторстве с преподавателем юридических дисциплин Максимовой О.А.

В данной работе раскрывается необходимость использования самостоятельной работы в учебной деятельности студентов СПО.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов

Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви.


Методические рекомендации для преподавателей и студентов "Роль самостоятельной работы студентов в формировании здоровья и развития физических качеств".

В современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья студентов, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использоват.


В данной работе представлены методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов 2-4 курсов специальности 23.02.03 "Техническое .

Санитарное просвещение как комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Основные задачи, методы и средства санитарно-просветительской работы. Задачи Санбюллетеня и Уголка здоровья в медицинских учреждениях.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.02.2015
Размер файла 20,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Московский Государственный Медико - Стоматологический Университет им. А.И.Евдокимова

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

Выполнил: Кочарян Акоп

Преподаватель: Якимчук В.И.

Введение

1. Определение санитарно-просветительных работ

2. Задачи санитарного просвещения

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

4. Санитарный бюллетень

5. Уголок здоровья

6. Диспуты и конференции

1. Определение санитарно-просветительных работ

Санитарное просвещение - это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

Задачами санитарного просвещения являются: пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, рационального питания, борьбы с вредными привычками, знакомство населения с профилактикой заболеваний.

Санитарное просвещение является обязательным служебным долгом средних медицинских работников. Одна из основных задач медицинской сестры - убедить человека осознано принять здоровый образ жизни и быть для них личным примером.

Существенным элементом диспансеризации является санитарно-просветительная работа. Она преследует 3 основные цели. Во-первых, необходимо дать больному в доступной форме общее представление о заболевании и использованию, о возможных признаках обострения или осложнений, например язвенного кровотечения, с тем, чтобы больной при их возникновении своевременно обратился за медицинской помощью.

Во-вторых, следует убедить больного в серьезности болезни, ее прогрессирующем характере, несмотря на периодическое возникновение более или менее длительных рецидивов, в необходимости отказа от вредных привычек (курение, употребление алкоголя), правильного режима питания, дня, здорового образа жизни. В-третьих, требуется ознакомить больного с целями и задачами диспанцеризации, рассказать о сущности диспансерного метода, убедить его, что диспансерный метод является единственным эффективным средством предотвращения прогрессирования болезни. Необходимо выработать у больного твердое убеждение в целесообразности лечебных и профилактических мероприятий не только в период обострений, но и во время ремиссий. При диспансеризации каждого больного язвенной болезнью врач должен учитывать клинические особенности заболевания, труда и быта, наметить программу последующих посещений поликлиники (или медсанчасти), проведения исследований и профилактического противорецидивного лечения.

Санитарно-просветительная работа должна проводиться в течение всего периода лечения и диспансеризации больного. Особенно важно начинать разъяснительную работу с больным уже в период обострения заболевания, когда имеются выраженные симптомы болезни. В этот период больные лучше воспринимают советы врача, с большим интересом читают рекомендованную научно-популярную литературу по вопросам профилактики обострений язвенной болезни (брошюры, памятки и т. д.). Не следует забывать о санитарно-просветительной работе среди родственников больного, от которых порой зависит и характер питания, и правильная организация образа жизни больного, ликвидация некоторых неблагоприятных факторов, поддерживающих болезнь.

Важное значение, имеет анализ эффективности диспансеризации. Как показывает опыт, диспансеризация больных язвенной болезнью позволяет в 2 Ѕ -3 раза уменьшить частоту рецидивов, в значительном числе случаев снизить вероятность возникновения осложнений болезни и добиться длительных ремиссий (до 5 лет), что расценивается как практическое выздоровление.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе -- опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

санитарный просвещение здоровье медицинский

2. Задачи санитарного просвещения

* распространение медицинских и гигиенических знаний;

* воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

* повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветитель-ской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

* беседы за круглым столом;

* публикации в прессе;

широко использует и методы наглядной агитации:

* выставки и уголки здоровья;

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

4. Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них -- основной -- должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1--2 раз в квартал.

5. Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

* согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

* выбор места -- достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

* подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

6. Диспуты и конференции

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение -- один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость -- одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Санитарное просвещение — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе — опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены.

В задачи санитарного просвещения входит:

  • распространение медицинских и гигиенических знаний;
  • воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;
  • повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино.

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительской работы медицинский работник наряду с традиционными методами обучения пациентов по вопросам охраны здоровья, такими как:

широко использует и методы наглядной агитации:

  • стенгазеты;
  • санбюллетени;
  • выставки и уголки здоровья;
  • книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них – основной – должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

  • согласование организации уголка с руководством данного учреждения;
  • выбор места – такого, где постоянно или часто бывает масса людей;
  • подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фотовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

Устные журналы

Диспуты и конференции

Диспут — это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение — один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость — одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

  • Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.
  • Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.
  • Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно- просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

  • санитарное просвещение по привлечению пациентов на медицинские профилактические работы.
  • санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от отношения к ним пациентов и готовности в них участвовать. Для привлечения пациентов на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

  • агитационно- информационным санитарно-просветительным воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;
  • разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки- приглашения, тематические памятки); Чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения; демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.

Цель данной работы - выработать у пациентов адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения пациентов на профилактические осмотры повысило на 40% участие в них пациентов.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с пациентами проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с такими пациентами включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры и др.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать пациента, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно- просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник - контролировать выполнение этих обязательств.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления. Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2 направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями.

Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно леченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.

Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения.

Этот курс включает:

  • индивидуальную беседу, в процессе которой пациент получает необходимые гигиенические рекомендации;
  • групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время: которой пациент получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;
  • выдачу "Книжки диспансеризуемого", которая является основным элементом заочного обучения и где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Пациент получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем.

"Книжка диспансеризуемого" дает возможность пациенту регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.

Беседы и лекции проводятся планово, среди детей и сотрудников, с учетом сезонности и особенностей возможной патологии в сезоне (профилактические, познавательные, по личной гигиене и режиму, быту, учебному процессу, отдыху, праздникам, каникулам, соревнованиям, походам и т.д.)

Формы работы:

Тематика информации:

- "Л ичная гигиена" (ногти, волосы, зубы, одежда, предметы личной гигиены, водные процедуры и прочие),

- "Профилактика кишечных инфекций",

- "Профилактика гриппа и ОРВИ",

- "Профилактика травматизма" (в быту, на уроках физкультуры и труда, на отдыхе, походах и пр.),

- "П рофилактика глистной инвазии",

- "Профилактика заразных кожных заболеваний" (чесотка, микроспории и пр.),

Читайте также: