Как сделать самоанализ речи

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

открытого показа непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность является тематической, так как подчинено одной тематике.

Форма организации детей:

Форма проведения:

Доминирующая образовательная область

Цель непосредственно образовательной деятельности:

развитие речи детей посредством игровой деятельности с использованием игровых технологий в литературном уголке и приобщения к устному народному творчеству.

Виды детской деятельности:

игровая, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Материалы и оборудование:

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа с детьми:

При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач

я учитывала индивидуальные возможности детей. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

Использование оборудования.

На каждый момент занятия были подобраны наглядные материал, соответствующие атрибуты эстетически оформленные, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным.

Описание структуры НОД:

Для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную, практическую и заключительную части (рефлексию). Все они объединены единым сюжетом.

Вводная часть НОД:

В первой части – организационной – решались задачи создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче. Здесь был сюрпризный момент.

Основная часть НОД:

В основной части деятельности решались познавательно – речевые и оздоровительные задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, речевые упражнения, задания поискового характера, элементы литотерапии, арт-терапии, дидактические пособия. Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников развитию речи. Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом. Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий — говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

Практическая чать:

В практической части дети выполняли практическую работу, рассуждали, обсуждали. В этой части НОД дети справились с поставленными задачами.

Заключительная часть:

В третьей, заключительной, части подвели итог НОД, пришли к выводу, что дети хорошо ориентируются по данной сказке, выявили уровень осознания содержания пройденного материалы детьми, определили настроение каждого ребенка по окончанию НОД.

Для решения поставленных задач использовались методы и приёмы: аудиозаписи, показ, беседа, смена видов деятельности, сюрпризный момент.

В ходе НОД использовала наглядный, словесный, игровой и практический методы.

В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, использовались вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Я считаю, что поставленные задачи в ходе занятия были решены. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось.

Перспектива дальнейшей работы:

Планируется продолжать активную работу по развитию речи, продолжать применять игровые технологии, элементы литотерапии и арт-терапии не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и на других занятиях, и режимных моментах. Планируется применить ИКТ (информационно коммуникативную технологию) в работе с родителями через публикацию видеоматериала НОД на сайте детского сада. Общение через сайт с родителями происходит регулярно и является показателем работы и успехов детей.

Карта анализа НОД материал по развитию речи на тему

непосредственно образовательной деятельности

Дата проведения ____________ Всего детей в группе _____ присутст.____

Умение составить конспект НОД в соответствии с поставленными задачами, определить его содержание и структуру

Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий:

• удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток);

• рациональный выбор динамических поз детей во время НОД (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т. д.)

Воспитательницы впятером сидят за столом, делают пометки

Анализ занятий в детском саду должен проводиться регулярно. Если же речь идёт об открытом занятии, то разбор является обязательным условием проведения показательного урока. Ведь именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат: знания, умения и навыки детей, но способы, которыми педагог их достигает. При этом проведение анализа требует также учёта определённых методических тонкостей.

Определяем цели анализа

Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей. Для того чтобы соотнести эти задачи проводится анализ открытого занятия. Кроме того, разбор открытого занятия позволяет достичь ещё целого ряда целей.

    Оценить уровень подготовки урока. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов. Важно понимать, что если на уроке предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно.

Мальчик в костюме доктора фонендоскопом слушает другого мальчика

Каждый этап урока, особенно игровой, должен сопровождаться подходящим оборудованием, тогда занятие будет ярким, запоминающимся

Трое детей в бескозырках за столиками рисуют

Словесные, наглядные, игровые и творческие приёмы должны грамотно сочетаться

Виды анализа с разных точек зрения: самоанализ и анализ коллег

Кроме того, открытое занятие подразумевает присутствие гостей: методистов детского сада, коллег, представителей городского и/или регионального методического объединения работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), а также родителей. В связи с этим анализ показательного урока проводится присутствующими на нём педагогами:

  • коллегами — для обмена опытом;
  • учителями курирующих школ — для оценки готовности детей к школе;
  • начальством — для оценки качества работы воспитателя.

Это интересно. В последние годы методисты отстаивают мнение, что на открытые занятия необходимо приглашать мам и пап, чтобы они могли увидеть своего ребёнка в рабочем процессе, во взаимодействии с педагогом и со сверстниками. А также такие визиты позволят привлечь семью в образовательный процесс.

Воспитательница сидит вместе с детьми за круглым столом, взрослые сидят по периметру комнаты

Родители обычно с удовольствием по возможности посещают открытые занятия, оказывая моральную поддержку своим чадам

Итак, анализ открытого занятия может быть двух видов в зависимости от того, кто его делает:

  • самоанализ;
  • анализ присутствующими (в том числе и групповой разбор).

Как проводится самоанализ

Безусловно, алгоритм двух видов разбора будет немного отличаться. Если говорить в целом, то самоанализ будет более субъективным, ведь не зря же бытует мнение, что хороший урок для педагога — это родной ребёнок, которого и ругать-то жалко.

Воспитательница стоит с карточкой в руках на фоне бумажного дерева с цифрами и домиков из цветной бумаги на стене

Самоанализ — это своеобразный жанр разбора, который отличается субъективным подходом

Разбор занятия автором призван:

  • обозначить успешные этапы;
  • соотнести полученные результаты с тем, что планировалось достичь;
  • оценить настрой детей (эта позиция очень важна, так как для малышей работа на публику непривычна, а, значит, могли возникнуть эмоциональные блоки).

Воспитательница и четверо детей с ладошками в красках

Эмоциональный фон — один из самых важных параметров оценки, ведь от него зависит продуктивность работы и детей, и воспитателя

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Указываем возраст детей и их количество на занятии.
  2. Обозначаем тему, цели и задачи.
  3. Описываем структуру занятия.
  4. Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).
  5. Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).
  6. Перечисляем недостатки, указываем пути их разрешения.

Воспитательница стоит улыбается, на заднем фоне игрушка-ёжик

Самоанализ проводится по определённой схеме

Примеры самоанализа открытых занятий

Даже при наличии алгоритма анализа на практике некоторые разборы более эмоциональны, субъективны, что зачастую выражается в отсутствии недостатков.

Самоанализ требует детального рассмотрения каждого из использованных приёмов в рамках того или иного метода на конкретном этапе занятия.

Воспитательница показывает девочке, что и где писать на листе

Презентуя самоанализ, не стоит забывать об оценке использования приёмов индивидуализации заданий

Учитывая все это, наметила цель, задачи, содержание занятия. Определила форму проведения, методы и приемы для положительного результата.

Цель занятия: Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

Мною были поставлены задачи:
Образовательные: Знакомить с произведения русского народного творчества, в которых упоминаются персонажи сказки. Обучать детей переносить сюжет в игру с использованием различных видов театра. Учить детей четко произносить текст, используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть).
Развивающие: Развивать память, внимание, мышление, координацию и двигательную активность, выразительность и темп речи, силу голоса.
Формировать лексико - грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение. Развивать психофизические способности детей ( мимику жесты).
Воспитательные: Формировать познавательный интерес, желание интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества: эстетический вкус. Воспитывать познавательный интерес к театрализованной деятельности.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость детей, Ребята динамично переключались со словесных упражнений на другие задания. На всех этапах занятия активизировалась речь, познавательная и двигательная активность детей.

На занятии использовали следующие методические приемы:
1. Словесный: беседа – диалог, использование художественного слова, вопросы. Пояснения, одобрения, объяснения.
2. Практический – показ, рассматривание, выполнение.
3. Игровой – использована игра, игровая ситуация.
Использованные методы соответствуют способам организации деятельности детей и направлены на применение речевых, познавательных, двигательных навыков и умений. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.
Считаю, что разнообразие заданий, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание, познавательный интерес на протяжении всего занятия. Они были организованы. Отзывчивы, доброжелательны./i]


Аннотация
Данная статья посвящена проблеме доступного изложения учебного материала при изучении экономических дисциплин. Выявлены основные критерии, соблюдение которых способствует лучшему усвоению теоретического и практического материала.

Belova Anna Petrovna
St. Petersburg state budgetary educational institution of secondary vocational education "Polytechnic College of municipal economy"
candidate of economic Sciences, lecturer


Abstract
This article deals with the issue of accessible textbooks in the study of economic disciplines. The identified main criteria, adherence to which promotes better assimilation of theoretical and practical material.

При изучении нового материала основным критерием успешного усвоения является подробное и понятное объяснение.

Основной целью исследования явился самоанализ речи при изучении нового материала по экономическим дисциплинам при соблюдении норм образовательного процесса.

Особенностью преподавания мною данной дисциплины заключается в том, что слушатели курса не обучаются на профильных экономических специальностях. Кроме того, многочисленная лекционная аудитория не позволяет влиять на успешность усвоения теоретического материала каждым слушателем.

По вышеперечисленным причинам, крайне важно выстроить и преподнести теоретический материал таким образом, чтобы знания легко осваивались.

Я выделила основные критерии, определяющие доступность и ясность изложения.

Далее будут приведены критерии, по которым следует оценивать речь преподавателя, рекомендуемые нормы изложения, результат самоанализа и рекомендации по совершенствованию речи.

Длина предложения. Как известно из психологии, объем кратковременной памяти, позволяющей удерживать все предложение, составляет от пяти до девяти слов. Соответственно, если длина предложения больше, для студента становится затруднительным удержать в памяти и понять сказанное. Наличие лишних слов, или даже слов-паразитов или слов-связок, требуют от студента дополнительных усилий для понимания.

Самоанализ речи показал, что в большинстве предложений (около 67 %) содержится более девяти слов, предложения достаточно длинные, что вызывает затруднения в понимании учебного материала.

Рекомендации можно свести к следующему: нужно перестроить лекционный материал таким образом, чтобы длина предложений была не более 9-10 слов, целесообразно ознакомиться с речевыми тренингами для изложения материала кратко, точно и понятно.

Скорость речи (количество слов в минуту). Для понимания излагаемого материала, обучающемуся нужно время для установления связи между словами и образами, которые обозначают эти слова. В случае, если количество слов в минуту превышает скорость установления связей между словами и образами, то процесс понимания становится крайне затруднительным

Самоанализ показал, что скорость изложения в целом соответствует скорости понимания учащимися излагаемого материала. По некоторым темам было отмечено, что скорость объяснения материала достаточно медленная, что способствует отвлечению от учебного материала.

Рекомендации. Нужно учитывать особенность студентов, а именно кого в аудитории больше – экстравертов или интровертов. Ведь, как известно из психологии, интровертам трудно понимать речь преподавателей-экстравертов, студенты-интроверты быстро утомляются от изложения материала преподавателем-экстравертом.

Паузы. Наличие пауз в ходе изложения крайне важно для осмысления лекционного материла. После ключевых слов или информации, нужно сделать паузу. В голове у каждого студента перед паузами отпечатываются последние слова преподавателя. Следует делать акценты на словах. Важная информация должна стать важной.

Самоанализ речи показал, что в половине случаев отсутствуют оптимальные паузы, что затрудняет усвоение нового теоретического материала. Чаще всего, наличие пауз в речи связано с психофизическим состоянием преподавателя.

Рекомендации, как и в предыдущих случаях, связаны с повышением в целом речевого мастерства.

Структурирование учебного материала. Крайне важно при изучении экономических дисциплин уметь структурировать лекцию и выделять стержневую информацию.

Самоанализ речи показал, что 37 % устных изложений достаточно слабо структурированы. Опасность не расставлять в речи опорные сигналы может привести к непониманию нового материала как в целом, так и частности.

Таким образом, исследование речи педагогов в точки зрения психологических аспектов, крайне важно и для начинающих лекторов, и для лекторов с большим опытом публичных выступлений. Ведь успешное усвоение, интерес к предмету, установление межпредметных связей зависит от умения преподавателя понятно объяснять новый материал.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: