Как сделать ритмичную композицию

Обновлено: 07.07.2024

Ритм - это повторение определенных элементов. Нам хорошо знакомо это понятие, в частности, из музыки или архитектуры. В фотографии ритм образуют одинаковые элементы изображения, которые повторяются через более или менее одинаковые промежутки между ними.

Ритм привлекает внимание зрителя за счет повторяющихся структур, заставляет взгляд зрителя следить за ними. При этом повторяющиеся элементы могут быть расположены вдоль кадра, в глубину кадра или даже по спирали.

Классический пример использования ритма как композиционного приема: фотография колонн, уходящих в глубину кадра

Классический пример использования ритма как композиционного приема: фотография колонн, уходящих в глубину кадра

Спираль представляет собой довольно часто используемый прием, который уводит взгляд зрителя в бесконечность. Это тоже вариант ритма

Спираль представляет собой довольно часто используемый прием, который уводит взгляд зрителя в бесконечность. Это тоже вариант ритма

НА этой фотографии Евгения Халдея ритм представлен в виде повторяющихся силуэтов всадников и их лошадей. Кроме того, они расположены по окружности и это - отдельный композиционный прием

НА этой фотографии Евгения Халдея ритм представлен в виде повторяющихся силуэтов всадников и их лошадей. Кроме того, они расположены по окружности и это - отдельный композиционный прием

При использовании ритма как композиционного приема один из повторяющихся элементов может либо быть измененным (в таком случае данный прием называется акцентом), либо вообще выпасть из системы по своему внешнему виду (синкопа). Это еще больше привлекает внимание зрителя, нежели ровный ритм.

Кроме того, возможно использование сложного ритма, когда у повторяющихся элементов чередуется какая-то иная, уже их собственная, характеристика.

Пример использования сложного ритма. На фотографии изображены люди с зонтами (первый ритмический рисунок), часть из них в клетчатой одежде (второй ритмический рисунок). Кроме того, использовано правило треугольника, который образуется при помощи зонтов.

Пример использования сложного ритма. На фотографии изображены люди с зонтами (первый ритмический рисунок), часть из них в клетчатой одежде (второй ритмический рисунок). Кроме того, использовано правило треугольника, который образуется при помощи зонтов.

Вариантом ритма является использование рифмы, когда изображение имеет два похожих элемента. Они могут быть схожими по форме, цвету или смыслу. При просмотре такой фотографии зритель сам достраивает смысловые линии между элементами изображения и фотография приобретает определенный смысл.

Ритм (от греческого rhythmos- движение, такт) прием композиции, изобретенный на основании закономерностей в живой и неживой природе.

Ритм имеет сходство с метрическим повтором Метрический повтор выражает статичность, относительный покой.

Главное отличие ритма от метрического повтора в том, что последовательность элементов в ритме не одинакова, а разнообразна. Ритм отличает наличие акцентов и пропусков в ряду чередований элементов.

Ритм тоже имеет определенный принцип своего развития, но этот принцип может быть разным каждый раз, то возрастающим, то убывающим и находится в постоянной динамике и "движении ".

Приемы использования ритма в композиции

ритм в композиции

  • Определенную направленность можно придать композиции, создавая динамический ритм, который строится на закономерностях геометрических пропорций путем увеличения (уменьшения) размеров подобных элементов или на закономерном изменении интервалов между одинаковыми элементами ряда (ряд 1 и 2).
  • Более активный ритм получается при одновременном изменении величины элементов и интервалов между ними (ряд 3). При увеличении степени ритма усиливается композиционная динамика формы в сторону сгущения ритмического ряда.
  • Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета. В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента.
  • При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается.

Ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Приветствуем всех любителей игры на барабанах! В этой статье показаны ритмические рисунки для ударных в различных стилях. Конечно, здесь мы выделили только основные ритмы, т.к. их огромное количество. Рисунки, указанные в этой статье обязательно должны входить в арсенал любого барабанщика. Изучайте их не торопясь, внимательно, пользуйтесь метрономом.

Ритм на 12/8

ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Триольная пульсация на 12/8 лежит в основе ритма шаффл.

Шаффл

Шаффл – это триольный рисунок, в котором в каждой доле присутствует только первая и третья триоль.

ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Джаз / Свинг

Считается, что в джазе (свинге) барабанщик ведет ритм в основном по тарелке, а малый и большой барабаны – импровизируют. Ниже показан пример основного рисунка на тарелке и хай-хете.

как играть свинг на ударных

как играть свинг на ударных

Бразильские ритмы

Самба

Самба – это самая популярная форма афро-американской музыки.

как играть самбу на ударных

Босса-нова

По-сути босса-нова – это более медленный и расслабленный вариант самбы.


Реггей / Ска

Этот стиль появился в начале 50-х годов на Ямайке. Это гибрид свинга, ритм энд блюза и менто. В этом стиле активно используется духовая секция, гитара играет на каждую слабую восьмую долю. Сейчас в США популярен стиль, который называется “ска-панк”.


Реггей

Музыка реггей играется в резаном ключе ровными восьмыми или в ритме шаффл.

как играть регги на ударных

Стиль буги (буги-вуги) представляет собой сольное исполнение на фортепиано, в котором сочетаются элементы джаза, блюза и регтайма.


Фанк – это танцевальная музыка с акцентами на слабых долях.



Мотаун

Стиль мотаун можно определить как коктейль из таких направлений как госпел, блюз, соул и поп.

Ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Хип-хоп

Ритмической составляющей хип-хопа является триольная пульсация с элементами свинга, госпел, соул и фанка.

Ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Стиль “Сёрф” появился в начале 50-х годов благодаря Дику Дейлу и его группе Deltones. Сёрф формировался под влиянием блюза, рока, южно-американских музыкальных течений. Отличительной особенностью этого стиля это гитарный звук с эхо и ревером.

Ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Диско

Это танцевальный стиль, характерной особенностью которого является игра бочки на каждую четвертную долю в темпе 120-128 bpm.

Ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Рок – в переводе с английского – “качать”. Это обобщающее название ряда стилей в музыке, таких как хард рок, панк рок, хардкор, грайндкор, металл, гранж, брит поп, альтернативный металл. Ниже показан основной паттерн в рок музыке.

Ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Blast beat

Этот ритм характерен для стилей Black Metall, Death Metall, Trash Metall, Grindcore и звучит как “пулеметная стрельба”. Обычный темп бласт бита 180 bpm, но может доходить и до 250-280 bpm. Можно выделить два основных паттерна бласт бита.

как играть бласт бит на ударных

как играть бласт бит на ударных

Это были ритмические рисунки для ударных в различных стилях. Если вы желаете поделиться своими ритмическими рисунками, свяжитесь с нами по почте, или напишите об этом в комментариях.


Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.

✔️ СИММЕТРИЯ

• Симметрия - греческое слово, означающее соразмерность. Под термином симметрия греки понимали соразмерность художественных форм и частей художественного произведения.
Установка на симметрию является одной из основополагающих установок человеческого восприятия. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы. Симметричные композиции легче воспринимаются, так как симметрия – один из самых простых способов уравновесить композицию.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.

Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.


• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.


• Центральная симметрия - перенос происходит через центральную точку схода. Характерной разновидностью является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси.


• Винтовая симметрия - образуется вращательным спиралевидным движением точки или линии вокруг неподвижной оси. Создается в объемных композициях, но возможно и условное графическое изображение.


• Трансляционная симметрия - преобразование, при котором каждая точка фигуры (тела) перемещается в одном и том же направлении на одно и то же расстояние.
Чтобы задать преобразование параллельного переноса достаточно задать вектор, которой называется осью переноса.


• Симметрия подобия - представляет собой своеобразный аналог предыдущих симметрий с той лишь разницей, что она связана с одновременным уменьшением или увеличением подобных частей фигуры и расстояний между ними. Простейшим примером такой симметрии являются матрешки.


• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

✔️ РИТМ И МЕТР

• Ритм - от греч. rhythmos - мерное течение.
Ритм – повтор элементов в определенной последовательности.
Ритм – одно из основных организующих средств композиции.
• Метр – частный случай ритма – представляет собой повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков.


В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.


Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

Существуют определенные границы в восприятии метрического ряда. Метрический ряд, составленный из минимального количества элементов - трех, воспринимается как нечто завершенное. Если добавить еще несколько элементов, то ряд из завершенного превратится в бесконечный. 3-5 повторов - еще не ряд, так как такое количество элементов можно подсознательно подсчитать. Если же количество элементов больше 6-7, то они воспринимаются как группа.
Для наилучшего восприятия ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься.
Добиться этого можно при помощи акцентирования элементов, расположенных по краям метрического повтора.


Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

• Еще один тип ритма - ритмическая амплитуда. Ритмическая амплитуда - величина колебания ритмических единиц, перпендикулярная ритмической направленности (в отличие от ритмического хода, где развитие интервалов идет вдоль ритмической направленности). В изобразительном искусстве функцию ритмической амплитуды определяет масштаб.

✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ

• ПРОПОРЦИИ
Пропорциональность – соразмерность частей и целого, что прослеживается при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом.
Пропорциональность - одно из ключевых средств композиции, так как размерные отношения элементов формы – это та основа, на которой строится вся композиция.


Другие виды пропорциональных отношений:
- арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
- геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
- квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
- ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.


• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.


✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

Взаимосвязи элементов композиции могут строиться по трем вариантам: контраст, нюанс и тождество.
Наиболее активным и выразительным является контраст.
• Контраст (фр.) - это резкое различие элементов композиции, сочетание противоположных характеристик – высокого и низкого, линий и пятен, тёмного и светлого.
Контраст является мощным средством усиления выразительности, так как противоположные характеристики подчеркивают друг друга и оттеняют. Светлое рядом с темным кажется светлее, изящное рядом с грубым кажется еще утонченнее, и т.д.
Поэтому с помощью контраста легко выделить композиционный центр. При использовании контраста необходимо соблюдать меру, так как очень сильный контраст может визуально разрушить форму.


Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.



• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ


• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.



✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА


Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.

✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА

• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.


Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.

Читайте также: