Как сделать рихтовку пути

Обновлено: 03.07.2024

В плане путь должен содержаться без види­мых отклонений от прямого направления на прямых участках; с оди­наковыми стрелами изгиба - на кривых одного радиуса; с равномер­ным нарастанием стрел - на переходных кривых.

Натурное положение пути в плане характеризуется стрелами изги­ба рихтовочной рельсовой нити от хорды постоянной длины. Рихтовка пути назначается по результатам анализа графика стрел натурной проверки состояния пути в плане путем визуального определения мест с откло­нениями пути от нормального положения. Кроме этого, рихтовка является одной из составляющих комплексного технологического процесса выправки пути.

Рихтуют путь по одной и той же рельсовой нити: на кривых - по наружной (возвышенной); на прямых однопутных линиях - по пра­вой нити по счету километров (при содержании на прямом участке одной рельсовой нити с возвышением относительно другой - по пониженной нити); на двухпутных линиях – по междупутной нити.

Перед рихтовкой пути проверяют стыковые зазоры, а на бессты­ковом пути измеряют температуру рельсов. Не допускается присту­пать к рихтовке, если на звеньевом пути имеется два и более подряд слитых зазора, а на бесстыковом пути температура рельсов превыша­ет допускаемую для данного вида рихтовки пути. В случае наличия в стыках слитых зазоров до начала рихтовки должна быть произведена их регулировка.



Рихтовка пути производится либо путевой бригадой с применени­ем гидравлических приборов, либо с применением рихтовочных машин.

Рихтовка пути в кривых. Рихтовать путь в кривых сложнее чем в прямых. Рихтовка прямых участков пути при небольших расстройст­вах производится без предварительных расчетов - на глаз, ориенти­руясь на видимую прямолинейность пути перед и за местом сдвижки пути. При рихтовке же пути в кривой необходимо ориентироваться на кривизну пути, соответствующую радиусу данной кривой, опреде­лять которую на глаз не представляется возможным, особенно при наличии на кривой плавных (длиной более 30 м) отклонений пути в плане.

Поэтому в кривых, как правило, рихтуют путь на глаз только в местах коротких (длиной до 30 м) отступлений в плане (углов). В других случаях кривые рихтуют совмещенным способом: в реперных точках, отстоящих одна от другой на 10 м, сдвигают путь по расчету, а в промежутках между этими точками - на глаз, если рихтовка ведется вручную, или способом сглаживания - при рихтовке пути машинами. Целесообразность совмещенного способа рихтовки состо­ит в том, что сдвижка реперных точек по расчетным величинам обес­печивает постановку ее в заданное положение в среднем, но не обес­печивает необходимой плавности изменения кривизны, которая до­стигается дополнительной рихтовкой пути между реперными точка­ми. И, наоборот, рихтовка кривых по всей длине только на глаз или сглаживанием (без расчета величин сдвижек в реперных точках) улуч­шает плавность изменения кривизны, но не обеспечивает постановки кривой на заданную ось.

Необходимость рихтовки всей кривой или ее части тем или дру­гим способом устанавливается по результатам анализа стрел прогиба кривой.

Перед замером стрел на шейке рельса наружной нити кривой с внутренней стороны колеи, начиная с прямого участка (одна-две точки), наносят метки через каждые 10 м (половина хорды длиной 20 м, от которой измеряются стрелы). В качестве хорды используют капроновый шнур, оптические приборы ПРП, стрелографы, имею­щиеся на рихтовочных машинах, позволяющие непрерывно измерять и записывать стрелы на специальную ленту.

Затем производят расчет величин сдвижек пути в нанесенных точ­ках.

Допускаемая разность в стрелах изгиба

Допускаемая скорость движения поездов км/ч Максимальная разность в стрелах изгиба в мм на круговых кривых в точках через 10м прирадиусах Предельные отступления в мм от равномерного нарастания стрел на переходных кривых
Более 650м 650м и менее
Более 70 + - 3
50 – 70 + - 4
Менее 50 + - 5

Стрелы изгиба круговых кривых

Радиус кривой в м Стрелы изгиба в мм при длине хорды в м Радиус кривой в м Стрелы изгиба в мм при длине хорды в м

Рихтовкой руководит бригадир пути. Если он уже имеет достаточ­ный опыт рихтовки, то определяет сдвижку пути на глаз, а бригадир, не имеющий опыта рихтовки или если он у него недостаточный, рихтует путь с применением оптического прибора. При рихтовке на глаз бригадир пути отходит от группы монтеров пути, сдвигающих путь, на 40 - 50 м (а при пользовании биноклем - до 100 м) в сторону, противоположную направлению перемещения группы монтеров по ходу рихтовки; стоя над рельсом рихтовочной нити лицом в сторону рихтовки (рельс находится между его ног), он по рабочему канту рельса определяет место и порядок расстановки гидравлических приборов. Если это "угол", который может быть устранен за одну установку гидравлических приборов, то бригадир определяет место наибольшего отклонения пути, где уста­навливается средний прибор из находящихся на данной нити; осталь­ные приборы распределяются поровну с обеих сторон от среднего; если же неровность пути длинная и требует нескольких перестановок гидравлических приборов со сдвижкой пути в одну сторону, то бри­гадир пути в начале рихтовки и в последующих местах установки приборов определяет место крайнего из них (со своей стороны) и порядок расположения других приборов.

В обоих случаях после начала сдвижки пути бригадир определяет момент ее окончания. На прямом участке таким моментом является доведение сдвигаемого отрезка пути до общей прямолинейности с участком, просматриваемым бригадиром пути на длине до места сдвижки, а на кривой - до такой же кривизны, что и на отрихтованном участке кривой.

После окончания рихтовки кривых необходимо проверить путь по шаблону и уровню.


Схема постановки гидравлических приборов

Перечень и количество инструмента для рихтовки пути гидравлическими приборами

Количество инструмента при численности
Наименование бригады, чел.
5-6 7-8 9-10
Гидравлический рихтовочный прибор
Лом остроконечный
Уровень
Вилы для щебня
Ключ гаечный для стыковых болтов
Молоток костыльный

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.


Рихтовка подкранового пути представляет собой процедуру смещения элементов крановых механизмов. Здесь речь идет о корректировке несущих балок, направляющих, рельс, опорных колонн. Как правило, процесс рихтовки выполняется во время ремонта или монтажа конструкции подкранового пути.

Перед самой рихтовкой, механику необходимо провести нивелировку оборудования, провести измерения, чтобы выяснить планово-высотные отклонения и разработать адекватные методы их ликвидации. Рихтовку подкранового пути выполняют исключительно в разгруженном состоянии. Все измерительные показания необходимо вносить в специальный журнал, по учету нивелировочных работ.

Отклонения рельсового пути от показателей нормы возникает в следующих ситуациях:

  • когда оборудование длительное время не вводилось в эксплуатацию;
  • при постоянных динамических нагрузках;
  • в случае возникновения внештатной ситуации или аварии.

В случае, когда были обнаружены отклонения, специалистам следует проводить рихтовочные работы. Механикам следует выполнить расчеты методов проведения ремонтных работ, оценить размеры рельсовых стяжек и подкладок. При проведении рихтовки, необходимо учитывать показания прошлых периодов, в частности, проанализировать очаги оседания подкладки, деформации верхних конструкций.

Для проведения ремонта, необходимо:

  • выполнить разборку путей;
  • выявить причины неисправности;
  • проанализировать состояние исправности металлоконструкций и электрооборудования;
  • ликвидировать все неисправности;
  • собрать все направляющие.

Все ремонтные работы необходимо выполнять, на основании технического состояния подкранового пути, опираясь на план по устранению дефектов.

При выполнении рихтовочных работ, следует:

  • провести работы по выправке путей;
  • провести манипуляции по регулировке всех зазоров;
  • выполнить корректную установку заземлителей.

Если есть повреждения у крановых рельс или в песчано-гравийной подушке, необходимо, в зависимости от степени деформации, провести частичную или полную замену вышедших из строя элементов. Восстановление подкладки выполняется с помощью гранулированного шлака, песка, гравия или щебня.

Стоит отметить, что проведение ремонтных и рихтовочных работ, невозможно без предварительного анализа геодезии, который позволит определить степень возникших отклонений. Именно эту задачу и решает предварительная нивелировка. После проведения всех этапов ремонтных работ, отрегулированные конструкции необходимо жестко зафиксировать с помощью болтов и контргаек. Следует следить и за тем, чтобы новые крепежные элементы были зафиксированы на идентичном расстоянии, старым соединениям.


Путевы́е работы — комплекс взаимосвязанных операций, обеспечивающих постоянную надёжность пути и безопасность движения поездов с установленными скоростями и весовыми нормами.

Содержание

Классификация

Путевые работы делятся на:

  • неотложные работы — замена остродефектного рельса, ликвидация уширения или сужения колеи, исправление пути на пучинах и производится сразу же после обнаружения неисправностей.
  • планово-предупредительные работы — выполняются по плану, в котором указываются: место работы, объём, затраты труда, норма выработки, затраты материалов, потребность в машинах, механизмах и инструментах, сроки начала и окончания работ.

К путевым работам, выполняемым как на эксплуатируемых участках пути, так и на строящихся дорогах, относятся:

  • выправка пути в профиле
  • регулировка и разгонка зазоров
  • рихтовка пути
  • перешивка пути
  • одиночная смена элементов верхнего строения пути
  • другие работы

Выправка пути

Одной из основных и трудоёмких работ текущего содержания пути является выправка пути (исправление его в продольном профиле с уплотнением балласта под шпалами). Она выполняется на главных и стационарных путях с помощью выправочно-подбивочно-рихтовочной машины и на стрелочных переводах с помощью машин ВПРС. Работы по выправке пути в продольном профиле и по уровню (в поперечном профиле) производятся при нарушении плавности движения поездов, при неплотном прилегании рельсов к подкладкам, подкладок к шпалам, шпал к балласту, при нарушениях взаимного расположения рельсовых нитей по уровню.

Выправка может быть:

  • неотложной
  • планово-предупредительной

Работы по планово-предупредительной выправке пути и стрелочных переводов разделяются на:

  • подготовительные
  • основные
  • заключительные

В комплекс подготовительных работ входят:

  • регулировка зазоров между торцами рельсов
  • уборка засорителей с поверхности балластной призмы
  • подкрепление клеммных, закладных и стыковых болтов
  • добивка костылей
  • замена дефектных рельсов и деталей скреплений, негодных шпал и брусьев
  • зачистка заусенцев на шпалах
  • очистка или замена загрязнённого балласта в местах выплесков

К основным работам относятся:

  • снятие регулировочных прокладок
  • подъёмка рельсо-шпальной решётки
  • подбивка шпал

Заключительные работы это:

  • перешивка пути (отжатие стяжным прибором нерихтовочной рельсовой нити для установки ширины колеи, соответствующей нормам)
  • оправка балластной призмы
  • уборка заменённых материалов верхнего строения пути

При раздельном типе промежуточных рельсовых скреплений, допускающем регулировку положения рельсов по высоте, выправка пути производится с помощью регулировочных прокладок из кордонита (специальной пластмассы) или древесины толщиной 3, 5, 7 и 9 мм. Общая толщина прокладок под рельсом должна быть не более 14 мм. При подготовке пути к зиме все регулировочные прокладки должны быть изъяты и путь выправлен подбивкой шпал и переводных брусьев на стрелочных переводах.

Рихтовка пути

Другой важной и трудоёмкой работой является рихтовка пути — перемещение по балласту, поперёк пути, одновременно всей рельсо-шпальной решётки. Рихтовка производится при нарушениях направления пути или изменениях плавности кривизны в кривых различных радиусов. Рихтовка со сдвижкой пути до 2 см производится также после тщательного уплотнения балласта под шпалами подбивочными средствами, разгонки (увеличения) зазоров между торцами рельсов, смены шпал. На бесстыковом пути наибольшему расстройству в плане подвержены уравнительные пролёты, концевые участки рельсовых плетей, а также криволинейные участки. Рихтовка бесстыкового пути имеет существенные особенности, которые заключаются в том, что изменение длины рельсовых плетей во время рихтовки происходит лишь за счёт их растяжения или сжатия. При больших повышениях температуры рельсов по сравнению с температурой во время их начального закрепления на шпалах возникает опасность потери устойчивости — выброса пути во время его рихтовки, так как сопротивление боковым смещениям путевой решётки значительно снижается. Рихтовку бесстыкового пути целесообразно делать при температуре рельсовых плетей, равной температуре во время их закрепления или близкой к ней, а также вслед за разрядкой температурных напряжений. При текущем содержании пути с применением машин рихтовка производится в основном сглаживанием отдельных неровностей, а криволинейные или прямые участки пути, ось которых на значительном протяжении не совпадает с проектным положением, рихтуют по точному методу, то есть после измерения стрел прогиба по хордам длиной 20 метров и постановки пути в проектное положение.

Эти работы ведут в три этапа:

Перешивка пути

Если выявленные отклонения колеи превышают установленные допуски, делается перешивка пути (регулировка ширины колеи) в определённой последовательности. Сначала измеряют колею, зачищают заусенцы на шпалах и антисептируют эти места. Затем одну рельсовую нить расшивают, антисептируют отверстия для костылей, ставят пластинки-закрепители в каждое отверстие и зашивают костылями по шаблону. Если колея нарушается из-за разработки шурупных отверстий в шпалах, то перешивку пути выполняют со снятием подкладок и ремонтом шпал. При клеммно-болтовом скреплении бесстыкового пути с рельсами Р65 на железобетонных шпалах колея не регулируется, а с рельсами Р50 регулировка производится путём перемещения подошв рельсов по опорной поверхности металлической подкладки, имеющей вертикальную ось, расположенную несимметрично относительно оси рельса. Это позволяет регулировать ширину колеи до 6 мм.

Смена отдельных элементов пути

Смена отдельных элементов верхнего строения пути на эксплуатируемых участках, например смена деревянных или железобетонных шпал, рельсов, стыковых накладок, металлических подкладок, производится немеханизированным способом. На строящихся дорогах работы по одиночной смене элементов верхнего строения пути выполняются в минимальных объёмах, так как на подготовленную балластную призму укладывается новая путевая решётка, изготовленная на производственных базах индустриальными методами. Особенно трудоёмки смена железобетонных шпал и одиночная смена рельсов. Предназначенный к укладке рельс размещают внутри колеи на расстоянии 500 мм от боковой грани головки рельса, подлежащего замене. Рельс прикрепляют костылями не менее чем в двух местах и, кроме того, по концам. Торцы подготовленного рельса закрепляют башмаками. При укладке на железобетонных шпалах подвезённый рельс размещают в их пониженной средней части и закрепляют на деревянных коротышах, заведённых в шпальные ящики. До начала смены рельса на деревянных шпалах опробуют стыковые болты и ставят на них дополнительные шайбы, выдёргивают один из двух основных костылей с внутренней стороны рельса; снимают второй и пятый болты в стыках и противоугоны.

Смену рельса проводят в такой последовательности:

  • снимают стыковые болты
  • расшивают рельс
  • выкантовывают его наружу колеи
  • надвигают новый рельс
  • ставят накладки
  • устанавливают стыковые соединители
  • охватывают стыки четырьмя болтами
  • пришивают рельс двумя костылями через шпалу по шаблону
  • забивают остальные костыли без шаблона
  • устанавливают противоугоны
  • пополняют число болтов в стыках до нормы
  • убирают старые рельсы

При раздельном скреплении рельсов:

  • сначала очищают скрепления от грязи
  • устанавливают дополнительные шайбы
  • смазывают стыковые болты
  • если применяются шестидырные накладки, то, кроме того, снимают по одному среднему болту на стыкующихся концах подлежащего смене рельса и примыкающих к нему рельсов
  • опробуют и смазывают клеммные болты.

Далее выполняют основные работы:

  • у подготовленного к укладке рельса, лежащего внутри колеи, выдёргивают костыли
  • снимают клеммы с болтами на стыковых шпалах
  • снимают болты и демонтируют стыки
  • отвинчивают гайки клеммных болтов и снимают клеммы с болтами
  • сдвигают сменяемый рельс на концы шпал и убирают его на обочину
  • обметают подкладки и поправляют прокладки
  • надвигают новый рельс
  • устанавливают накладки и соединяют их четырьмя стыковыми болтами
  • приваривают рельсовые соединители для обеспечения надёжной электрической проводимости рельсов
  • устанавливают клеммы с болтами
  • завинчивают гайки клеммных болтов

По окончании основных работ проверяют размер колеи и планируют балластную призму.

Работа мостовых, козловых, башенных кранов и другой грузоподъемной техники невозможна без использования подкрановых путей. Именно они воспринимают всю нагрузку в процессе эксплуатации ГПМ. От их состояния зависит безопасность труда и производительность предприятия.

Исключить вероятность авариной ситуации, выхода из строя подъемного крана, поможет регулярная нивелировка и если потребуется рихтовка подкрановых путей.

Нивелировка путей

Нивелировка путей

Цель ее проведения заключается в выявлении планово-высотных отклонений пути от заданных проектом параметров. Нивелировка необходима в случаях:

  • Планового проведения. Для каждого вида грузоподъемной техники сроки различны. Например, периодичность проверки горизонтальности путей башенного крана – раз в месяц, а для мостового крана может составлять один раз в год (зависит от интенсивности, условий эксплуатации и графика ППР).
  • Когда окончен монтаж наземных, надземных подкрановых путей.
  • При выявлении неисправностей в ходе ежедневной проверки (искривление пути, сдвиг рельсов и пр.).
  • В ходе выполнения ремонтных работ.

Факторов влияющих на изменение положения рельсовой системы множество: проседание опорных колонн, балок, износ, выработка и т.д. Это происходит в связи:

· С воздействием вибрационных нагрузок.

· Ошибок допущенных монтажниками.

· Особыми гидрологическими условиями, разнородностью грунтовых оснований.

Выявить нарушения поможет только нивелировка подкрановых путей .

Она выполняется профильными специалистами методами: визуального и геодезического обследования. В ходе проверки фиксируется не только прямолинейность пути в горизонте, но и его уклон, ширина колеи, состояние стыковых зазоров, несовпадение рельсов по высоте и в плане, определяются высотные отметки вдоль/поперек пути и другие критерии.

Рихтовка подкрановых путей

Рихтовка путей

Если при нивелировке были выявлены дефекты и отклонения от норм, прописанных в технической документации, осуществляется рихтовка подкранового пути. Для проведения работ требуется специальное оборудование и инструментарий. Ремонт путей предполагает:

· Рихтовку по осям рельсов.

· Рихтовку по высоте головок рельсов.

· Устранение дефектов на стыках.

Выбор технологии проведения ремонтных работ остается за специалистами. Например, рихтовку по высоте выполняют поднятием только рельса или вместе с подкрановой балкой. Иногда наоборот требуется опустить балку и приходится разбирать цементную подливку, подрезать опорную колонну и т.д. В некоторых случаях требуется замена рельса и монтаж новых подкрановых путей.

  • Проводится рихтовка по всей протяженности пути или частично (с разработкой, внедрением дополнительных мер безопасности).
  • В процессе проведения мероприятий работа кранов приостанавливается.
  • Перед рихтовкой обязательно выполняется нивелировка подлежащих ремонту подкрановых путей.

Сдача ремонтных работ осуществляется по акту, с приложением результатов геодезической съемки.

Читайте также: