Как сделать режиссерский сценарий

Обновлено: 08.07.2024

Процесс написания режиссерского сценария – это часть пре-продакшна, за которую отвечает непосредственно режиссер. К созданию режиссерского сценария приступают только после подбора локаций, кастинга актеров и создания раскадровки .

Для чего нужен режиссерский сценарий?

Таким вопросом часто задаются люди, которые считают, что литературного сценария достаточно для начала съемок видеоролика. Это мнение является ошибочным. Снимать по литературному сценарию без специальной адаптации сложно и непрактично. Это связано с несколькими особенностями литературного сценария:

1. Любой литературный сценарий написан согласно сюжету, то есть в хронологическом порядке. И если на первый взгляд кажется, что такой порядок оптимален для съемок, то при анализе вопроса становится понятно, что сцены, которые могут происходить в рамках одной локации просто разбросаны по линии сюжета.

2. Второй особенностью литературного сценария является отсутствие в нем информации о крупности планов и покадровой разбивки сцен, а эти факторы нельзя не учитывать в процессе съемок. Новичок видеопроизводства обязательно скажет о том, что существует отдельная раскадровка сцен. Но прав он будет только в самом факте наличия, ведь смотреть и сопоставлять информацию из раскадровки и литературного сценария крайне неудобно.

3. Третьим недостатком литературного сценария в качестве основы для съемок, является то, что реквизит так же, как и сцены видеоролика, разбросан по страницам, поэтому нельзя быть уверенным в том, что весь реквизит учтут. Кроме реквизита разбросаны по сюжету и монтажные особенности съемки.

Все это приводит к выводу о том, что режиссерская версия сценария оптимальна на съемках не только для режиссера, но и для операторов, художников, звукорежиссёров и скрипт-супервайзеров.

На основе названных недостатков литературного сценария вы уже могли догадаться, что режиссерский сценарий не меняет постановочные особенности видеоролика, а является своеобразным подробным планом съемок. Именно режиссерский сценарий помогает команде, которая трудится на съемках реализовать все идеи сценариста и донести их до зрителя.


Режиссер объединяет сцены, которые будут сниматься в одних и тех же локациях, натуре или в одинаковое время. Такой принцип построения режиссерского сценария помогает просчитать оптимальную логистику передвижений съемочной группы.

Из каждого правила есть исключения, но чаще всего режиссерский сценарий оформляется в виде таблицы, где каждая строчка – отдельный кадр, а столбцы предназначены для информации о каждом отдельном кадре. Если отдельно выделять режиссерский сценарий непостановчного произведения, то с его помощью можно понять логику всего произведения, хронометраж, все локации, которые необходимо снять, необходимость и длительность графических сцен. Также режиссерский сценарий непостановочного произведения может включать героев, которых необходимо снять, интервью и закадровый голос.

В свою очередь, режиссерский сценарий постановочного произведения включает в себя описанных героев, реквизит, локации и все составляющие режиссерского сценария непостановочного произведения.

Аниматик

Иногда помимо режиссерского сценария создается аниматик. Аниматиком называет серию статических картинок, которые показываются последовательно, одна за другой. На этих картинках схематично изображены основополагающие моменты видеоролика. На такие картинки может быть наложен тестовый звук и диалоги, чтобы соотнести изображение со звуком и понять, как они взаимодействуют.
Аниматик используют для определения длительности видеоролика и для определения композиции каждой сцены.


Еще раз отметим, режиссерский сценарий – это один из основополагающих факторов, которые необходимы для создания качественного видеоролика.

Джей Джей продал свой первый сценарий в 23 года. Если бы он прочитал эту статью, он сделал бы это в 22.

Джей Джей продал свой первый сценарий в 23 года. Если бы он прочитал эту статью, он сделал бы это в 22.

Говоря о героях, по крайней мере один ключевой персонаж в вашей истории должен меняться (иметь арку героя). Это может быть ваш главный герой. Но многие люди предпочитают делать это с второстепенным персонажем. В любом случае, дайте персонажу недостаток, который мешает ему быть цельным, счастливым, полностью реализовать свой потенциал. Они могут быть эгоистичными, упрямыми, замкнутыми, лишенные инстинкта самосохранения. Все, что кажется органичным для истории, которую вы рассказываете. Вы будете помещать этого персонажа в многочисленные ситуации, которые бросают вызов этому недостатку. Так что, если ваш персонаж - Питер, который легко сдается под давлением, поставьте его во множество сложных ситуаций, где он будет проходить проверку на прочность.

Далее вам нужно знать, где заканчивается ваш сценарий. Вы должны знать, что Звезда Смерти взорвется. Как только вы знаете, где закончите сюжет, вы можете составить схему как туда добраться. Не беспокойтесь. Сценарное мастерство — это постоянное переписывание. Поэтому, если позже вы придумаете лучшую концовку, вы можете всегда можете переписать сценарий.

Теперь пришло время поговорить про ваш первый акт. Начните со сцены, которая знакомит нас с вашим героем. Думайте о вступительной сцене как об интервью героя со зрителем. Самое важное, что вы должны сделать в этом интервью, это доказать, почему ваш герой потрясающий. Мы собираемся провести 2 часа с этим парнем/девушкой. Если мы думаем, что он неубедительный или недостойный после вступительной сцены — вы обречены.

*примечание — многие сценаристы и мастера, говорят, что современный фильм — это 6-8 короткометражек связанных одним героем или темой. При таком подходе легче придумывать вступительные блоки и секции второго акта.

Переходя к третьему и четвертому эпизодам второго акта, вы будете делать то же, что и в первых двух, но с одной ключевой настройкой. Вы создадите растущее ощущение, что ваш герой потерпит неудачу в своей миссии. Плохие парни становятся ближе. Плохие парни становятся сильнее. Препятствия становятся все труднее. Союзники и друзья умирают. (Кайло Рен убивает Хана Соло). Мы должны чувствовать, что с каждой следующей сценой мы приближаемся к неминуемому поражению. Вся последовательность завершается неудачей вашего героя. Да, они будут либо мертвы, либо почти мертвы. Это будет означать конец вашего второго акта, который произойдет где-то между страницами 85-90.

Прежде чем мы доберемся до нашей последней битвы, не забудьте о нашем порочном персонаже! Этот персонаж собирается завершить свою дугу во время кульминации. Это означает, что вы должны структурировать битву таким образом, чтобы бросить самый большой вызов их недостаткам. Допустим, мы все еще работаем с Питером, который легко сдается под давлением. Он наш капитан. Битва за юг идет молниеносно. Его люди повержены в воздухе, на земле и в море. Все смотрят на него. Что мы будем делать дальше, капитан Питер?

Сценарист.РУ

библиотека

киноведение

наши друзья

Совет туристу: Едем автобусом (ч.1)
Что взять с собой в дорогу, если добираться до отеля предстоит автобусом.

РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ

Режиссерский сценарий – название говорит само за себя. Это литературный сценарий, переработанный режиссером для удобства работы на съемочной площадке. Поскольку невозможно держать в голове или записывать на листочках все необходимые для съемок фильма вещи, создается этот документ.

Его не читает никто кроме режиссера и оператора, там пояснения исключительно для них. Актеры чаще всего получают простой литературный вариант. А если фильм и не фильм вовсе, а какая-нибудь мыльная опера, то просто лист диалогов.

Сценаристу знать, как пишется режиссерский сценарий острой необходимости нет, если конечно этот сценарист не мечтает стать когда-нибудь по совместительству ещё и режиссером своих фильмов. Однако, любое знание ценно, и поэтому совершим краткий, простой и понятный обзор.

№ - номер по порядку, номер Вашего кадра. У каждого свой.

ХРН – хронометраж, сколько длится кадр. Садитесь с секундомером, проговариваете реплики, прикидываете действия и замеряете примерно (это не шутка).

ОБЪЕКТ – объект съемки. Они бывают всякие. И если в литературном сценарии достаточно было написать ИНТ. или НАТ., то здесь уже нужна конкретика. Если вы пишите просто ИНТ. КВАРТИРА – значит, у вас есть уже какая-то определенная квартира, где вы планируете снимать. Не лишнее указать адрес (и это снова не шутка). Если эта квартира построена на киностудии – ПАВ. ИНТ. КВАРТИРА. Натура тоже может быть, как это не банально, натуральной и павильонной. И ещё стоит помнить об экстерьере. Не стоит думать, что это американизированный перевод и просто вариант НАТ. Отнюдь – экстерьер вполне самостоятельное существо, это нечто построенное человеком, но находящееся под открытым небом. Проще привести пример: ЭКСТ. ЛЕТНЕЕ КАФЕ, ЭКСТ. УЛИЦА, ЭКСТ. ПЛАТФОРМА. И если, например, написано ЭКСТ. ДОМ, сразу понятно, что дом в этой сцене показывается снаружи. (ЭКСТ. тоже может быть павильонным).

КРУПНОСТЬ – Крупность плана. ДАЛЬНИЙ, ОБЩИЙ, СРЕДНИЙ, КРУПНЫЙ, ДЕТАЛЬ.

Дальний план – это все что угодно на большом пространстве: поле битвы, дорога, океан и.т.п. Единственное, что, наверное, стоит запомнить: не меньше 3 секунд должны быть дальние планы, потому что зритель должен успеть все разглядеть, и не дольше 6, потому что он сбивает ритм фильма, замедляя его.

Общий план – человек помещается в полный рост и ещё остается местечко.

Крупный план – пространства в кадре нет, там один большой герой.

План-деталь – палец с обручальным кольцом, глаз, ухо и пр.

При прописывании порядка планов есть определенные законы. Я не оператор и не режиссер и вряд ли объясню всё толково: но суть – НЕ СКАКАТЬ ПО КРУПНОСТИ. То есть не прыгать через ступеньку, например, с дальнего на крупный, с детали на общий и.т.п. Переходить надо плавно: если нужно попасть с дальнего на крупный, обязательно нужно пройти общий и средний или использовать прием наезда камеры.

ЗВУК/ДИАЛОГИ – Сюда, разумеется диалоги и звук. Вообще-то для звука целую отдельную колонку делают, где все разбито по каналам звучания, но это тонкости.

РЕКВ/ПРИП – Реквизит/Примечания. Что нужно чтобы снять наезд, без использования оптики? Нужно двигать камеру. Как? По рельсам. На чём? На тележке. В реквизит записываются рельсы и тележка. Нужен кран - туда кран. Осветительные приборы, дождевая машина, таблетки от звёздной болезни – всё туда. Также можете там писать любые замечания, какие хотите. Всё, что имеет значение. Потому что эту колонку будет читать человек занимающийся реквизитом и пусть лучше он принесёт лишнее, чем забудет что-то нужное.

Вот коротко суть. Если, увидев эту кучу колонок, Вы испугались, то забудьте про нее и не вспоминайте, - на Вашу способность написать крепкий сценарий это никак не повлияет, будьте спокойны. Но если вдруг Вам показалось это легко и интересно и вы видите фильм кадрами, монтажными фрагментами, а не просто историей, попробуйте овладеть режиссерской профессией. Кто знает, может быть, Вы новый Дэвид Линч.

Написание сценария

Сразу хочется отметить, что разработка хорошего сценария, который гарантирует ленте стопроцентный успех, - это наука, доступная далеко не всем. Акулы мира кино помнят немало случаев, когда сценарии лучших писателей, создающих культовые романы, так и не стали основой популярных фильмов и сериалов. Причина такого поворота событий достаточно проста: написание хорошего сценария необходимо производить в соответствии с определенными правилами, отказ от которых будет уводить горе-создателя от успеха все дальше и дальше.


Перед тем, как приступить к написанию основы будущей картины, опытный сценарист изначально прорабатывает возникшую идею. Сделать это достаточно просто: нужно изложить краткий ход событий фильма в виде рассказа на бумаге. В процессе написания обычно возникают неточности, то есть несоизмеримость выдуманной истории с реальным миром. В этот момент сценаристу приходится сделать очень серьезный выбор: либо забыть особ всех законах физики и реального времени, оставив все как есть (тем самым обрекая себя на звание гения или профана в мире кино), либо подогнать идею под действительность, чтобы получить на выходе реальный рабочий сценарий.

Каковы обязательные составляющие хорошего сценария?

Ваш зритель должен сидеть перед экраном не отрываясь, боясь шелестеть поп-корном или отойти на время рекламы от экрана. Добиться подобного эффекта не составит труда, если вы грамотно выстроите перед главным героем или группой персонажей всевозможные препятствия. Это может быть борьба с природными стихиями, катаклизмами, вселенским злом, собственными внутренними противоречиями или другими факторами. С какими именно проблемами придется бороться вашим героям – не так важно. Главное, чтобы они были близки зрителю и заставили его проникнуться духом картины.

Секреты и тонкости

Разработка сценария мероприятия имеет свои секреты и тонкости. Чтобы стать сценаристом, нужен особый талант. И для качественного выполнения этой работы их лучше всего заранее изучить. Не секрет, что на организацию свадьбы или юбилея состоятельные люди тратят приличные суммы. Но и требуют при этом создания уникального режиссерского сценария. Вряд ли влиятельных людей можно удивить банальным фейерверком или роскошным фонтаном шампанского. Для создания креативного решения стандартные шаблоны никак не подойдут. Придется подключать всю свою фантазию и приступать к созданию своего эксклюзивного метода разработки сценариев.

Не существует универсального подхода к тому, как писать сценарий мероприятия. Нужно учесть много факторов. Конечно, на первом месте вкусы и предпочтения заказчика. Их нужно обязательно выяснить. Это поможет избежать неприятной ситуации, когда, например, на юбилей ценителя джаза приглашается известная и популярная рок-группа. Вряд ли даже самое лучшее их выступление порадует юбиляра.

Согласовав с заказчиком тематику, можно приступать к созданию сценарного плана. Каждое действие должно быть четко описано и иметь свою запланированную продолжительность. Обязательно следует написать монологи и диалоги для ведущего и его помощников.

Читайте также: