Как сделать режим дня 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.
Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.

Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническими требованиями.

В режиме дня современных школьников, по данным многочисленных исследований, отмечается снижение продолжительности ночного сна до 5-7 часов, недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа), низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов).

Цель работы:

Изучение организации режима дня школьников.

познакомиться с гигиеническими требованиями к правильной организации режима дня;

предложить рекомендации по составлению режима дня.

Программа проекта:

2. Изучить требования к правильной организации режима дня.

3. Составить рекомендации по составлению режима дня.

Основная часть

Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.

Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

- сон;
- пребывание на открытом воздухе (прогулки);
- воспитательная и учебная деятельность;
- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
- самообслуживание, помощь семье;
- приемы пищи;
- личная гигиена.

Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.

Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие школьников. Режим дня обеспечивает оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. Полноценный ночной сон важен для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста и класса обучения рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.

Продолжительность сна у детей

Продолжительность сна (часы)

Систематическое недосыпание может вызвать истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма. Потребность детей в сне зависит от возраста, состояния здоровья и физического развития ребенка, а также от физических и психических нагрузок. Если есть привычка ложиться и вставать в одно и то же время, то человек быстро засыпает в установленные часы. Немаловажным является и устранение различных раздражителей (свет, музыка, разговоры), которые резко нарушают полноценность сна. Перед сном следует проветривать помещение, а еще лучше приучить себя спать круглый год при открытой форточке. Подъем следует проводить всегда в одно и то же время — не позднее 7 часов. Сразу же необходимо выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику. Утренняя гимнастика ускоряет переход организма от сна к бодрствованию, создает бодрое и жизнерадостное настроение.

1.2. Пребывание на открытом воздухе (прогулки)

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Пребывание на воздухе для школьника желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.

1.3. Учебная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.

Учебные занятия и доп.занятия

В соответствии с периодами подъема и спада активности должен строиться и режим обучения школьника. Основными составляющими режима должны быть школьные занятия, которые регламентируются учебным планом, и домашние занятия по подготовке к урокам.

Желательно приготовление уроков начинать в одно и то же время и сохранять такой же режим занятий, как и в школе, т.е. через каждые 45 минут делать короткие перерывы на отдых. Важно отметить и рациональное чередование деятельности, подразумевающее смену одного ее вида другим принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых.

1.4. Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору

Занятия в кружках, секциях и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).

Ежедневно свободное время ученики могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Школьники посвящают своё свободное время чтению литературы, любимым занятиям, просмотру телевизионных передач. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение.

Учащийся может в свободное время заниматься в кружках и спортивных секциях (однако не рекомендуется участие более чем в двух кружках), для младших школьников оно должно составлять 1-1,5 часа, для средних и старших школьников - 1,5-2,5 часа.

Для тренировок в режиме дня отводится определенное время. Лучше всего тренировочные занятия для школьников проводить в 10—12 или в 15—18 часов.

1.5. Работа на компьютере и просмотр телепередач.

Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора. Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере: каждые 15-20 минут для младших и 20-25 минут для старших школьников. Общее время просмотра телепередач и работы за компьютером не должно превышать 1,5 часа для младших школьников и 2 часа для школьников средних классов.

К сожалению, часто приходится наблюдать, как дети и подростки в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводят у телевизора или компьютера. Следствием этого является нарастающее утомление и снижение работоспособности. Поэтому необходимо ограничивать время просмотра телевизионных передач и работы на компьютере.

1.6. Время на самообслуживание

Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др. Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе

1.7. Приемы пищи и личная гигиена

Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Школьники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа. Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна, а непосредственно перед сном полезно выпить стакан молока или кефира.

Пища должна включать известное количество воды, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов. Рациональное питание включает в себя и соблюдение режима питания, а также правильное распределение пищи по калорийности в течение дня с обеспечением высокого уровня усвоения пищевых продуктов.

Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике.

Необходимо ежедневно мыть ноги на ночь, чаще менять носки, просушивать обувь. Следует систематически следить за ногтями рук и ног. Уход за полостью рта и зубами также немаловажный фактор. Скапливающиеся частички пищи во рту, а также больные зубы—благоприятная почва для развития вредных бактерий и частая причина нарушений работы желудочно-кишечного тракта. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот теплой водой, перед сном и утром чистить зубы пастой или зубным порошком. Два раза в год следует проходить профилактические осмотры у зубного врача.

Рекомендации по составлению распорядка дня школьника:

Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение/

Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.

По ходе работы над проектом, я выяснил, что такое режим дня и его составляющие, как его правильно организовать.

Составил рекомендации по составлению распорядка дня.

В дальнейшем я хочу исследовать режим дня учеников 5 классов и сравнить его с гигиеническими требованиями.

Таким образом, можно сделать вывод, что соблюдение рационального режима дня детьми способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену

(начало занятий в 8.00)

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.20.

Утренний завтрак 7.20-7.40.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.40-8.00

Занятия в школе 8.00-13.00.

Горячий завтрак в школе около 10 ч.

Дорога из школы или прогулка после занятий в школе13.00-13.30.

Послеобеденный отдых 14.00-14.30

Прогулка или игры на воздухе и спортивные занятия 14.30-16.00.

Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.

Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.

Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.

Приготовление ко сну 21.00-21.30.

Список литературы

А.А. Силаев, О.Л. Попова. Гигиенические аспекты организации режима дня школьников: Практика педиатра, Гигиена. Май,2008

Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1989.

Ю.В.Науменко, И.В.Федоскина. Моё здоровье. – М.: Глобус, 2008

Сохранение, укрепление и восстановление индивидуального здоровья детей. Методические рекомендации. – Курган: ИПКРО, 2003

7.00 - \u041f\u043e\u0434\u044a\u0435\u043c (\u043f\u043e\u0437\u0434\u043d\u0435\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0431\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0435 \u0434\u0430\u0441\u0442 \u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u043a\u0443 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e \u043f\u0440\u043e\u0441\u043d\u0443\u0442\u044c\u0441\u044f - \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0434\u043e\u043b\u0433\u043e \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u044f\u0442\u044c\u0441\u044f \u0441\u043e\u043d\u043b\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c)

7.00-7.30 - \u0423\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u044f\u044f \u0437\u0430\u0440\u044f\u0434\u043a\u0430 (\u043f\u043e\u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043b\u0435\u0433\u0447\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0439\u0442\u0438 \u043e\u0442 \u0441\u043d\u0430 \u043a \u0431\u043e\u0434\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044e \u0438 \u0437\u0430\u0440\u044f\u0434\u0438\u0442 \u044d\u043d\u0435\u0440\u0433\u0438\u0435\u0439), \u0432\u043e\u0434\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0434\u0443\u0440\u044b, \u0443\u0431\u043e\u0440\u043a\u0430 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0435\u043b\u0438, \u0442\u0443\u0430\u043b\u0435\u0442

7.30 -7.50 - \u0423\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0438\u0439 \u0437\u0430\u0432\u0442\u0440\u0430\u043a

7.50 - 8.20 - \u0414\u043e\u0440\u043e\u0433\u0430 \u0432 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0443 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u044f\u044f \u043f\u0440\u043e\u0433\u0443\u043b\u043a\u0430 \u0434\u043e \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u0439 \u0432 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0435

8.30 - 12.30 - \u0417\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f \u0432 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0435

12.30 - 13.00 - \u0414\u043e\u0440\u043e\u0433\u0430 \u0438\u0437 \u0448\u043a\u043e\u043b\u044b \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0443\u043b\u043a\u0430 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u0439 \u0432 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0435

13.00 -13.30 - \u041e\u0431\u0435\u0434 (\u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e \u043a\u0430\u043a\u0438\u043c-\u0442\u043e \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u0430\u043c \u0432\u044b \u0438\u0441\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u044f\u0447\u0438\u0435 \u0437\u0430\u0432\u0442\u0440\u0430\u043a\u0438 \u0432 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0435, \u0442\u043e \u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u043e\u043a \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0435\u0434, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043e\u043d \u043f\u043e\u0441\u0435\u0449\u0430\u0435\u0442 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0434\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u043d\u044f)

13.30 - 14.30 - \u041f\u043e\u0441\u043b\u0435\u043e\u0431\u0435\u0434\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445 \u0438\u043b\u0438 \u0441\u043e\u043d (\u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u043a\u0430 \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e \u0443\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c \u0441\u043f\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043e\u0431\u0435\u0434\u0430, \u043d\u043e \u0441\u043f\u043e\u043a\u043e\u0439\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c)

14.30 - 16.00 - \u041f\u0440\u043e\u0433\u0443\u043b\u043a\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0438\u0433\u0440\u044b \u0438 \u0441\u043f\u043e\u0440\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f \u043d\u0430 \u0432\u043e\u0437\u0434\u0443\u0445\u0435

16.00 - 16.15 - \u041f\u043e\u043b\u0434\u043d\u0438\u043a

16.15 - 17.30 - \u041f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u043e\u043c\u0430\u0448\u043d\u0438\u0445 \u0437\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0439

17.30 - 19.00 - \u041f\u0440\u043e\u0433\u0443\u043b\u043a\u0438 \u043d\u0430 \u0441\u0432\u0435\u0436\u0435\u043c \u0432\u043e\u0437\u0434\u0443\u0445\u0435

19.00 - 20.00 - \u0423\u0436\u0438\u043d \u0438 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f (\u0447\u0442\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f, \u0441\u043f\u043e\u043a\u043e\u0439\u043d\u044b\u0435 \u0438\u0433\u0440\u044b, \u0440\u0443\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0442\u0440\u0443\u0434, \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c \u0441\u0435\u043c\u044c\u0435, \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f \u0438\u043d\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c \u044f\u0437\u044b\u043a\u043e\u043c \u0438 \u043f\u0440.)

20.30 - \u041f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043a\u043e \u0441\u043d\u0443 (\u0433\u0438\u0433\u0438\u0435\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043c\u0435\u0440\u043e\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f - \u0447\u0438\u0441\u0442\u043a\u0430 \u043e\u0434\u0435\u0436\u0434\u044b; \u043e\u0431\u0443\u0432\u0438, \u0443\u043c\u044b\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435)

\u0420\u0435\u0431\u0435\u043d\u043e\u043a \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u0441\u043f\u0430\u0442\u044c \u043e\u043a\u043e\u043b\u043e 10 \u0447\u0430\u0441\u043e\u0432. \u041e\u043d\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0432\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 7 \u0447\u0430\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0442\u0440\u0430 \u0438 \u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 20.30 \u2014 21.00, \u0430 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0448\u0438\u0435 \u2014 \u0432 22.00, \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0437\u0434\u043d\u0435\u0435 \u2014 \u0432 22.30.

\u0412\u044b \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442\u0435 \u043c\u0435\u043d\u044f\u0442\u044c \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430\u043c\u0438. \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u044f\u0441\u044c \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u0447\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f\u0445 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u043e\u0440\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430\u0445 \u0432\u0430\u0448\u0435\u0433\u043e \u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u043a\u0430, \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u044f\u0442\u044c \u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u0438 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430.

Распорядок дня или режим — выстроенная последовательность ежедневных действий, прописанные и согласованные с индивидуальными биоритмами повседневные занятия. Структурированность позволяет не только упорядочить дела и избежать стрессов от цейтнота, но и сформировать у организма способность быстро включаться в процессы и затормаживать активность. Грамотно составленный распорядок дня для школьника позволит и усваивать большой объем информации, и выделять достаточно времени на отдых.

Распорядок дня

Определение

Режим дня школьника — это прописанные периоды занятий и отдыха с выделением времени на внеклассные занятия и откровенные развлечения. Для взрослого — тот же самый план, в котором время школьных уроков занимает трудовая деятельность. Но нельзя считать, что распорядок призван только оптимизировать нагрузки и обеспечить возможность все успевать. Режим — это привычка, которой постепенно начинает подчиняться и физиология, и умственная активность.

Привыкая вставать в одно и то же время, включаться в работу и засыпать, человек приучает организм и его отдельные системы к вспышкам активности именно в эти часы. Постепенно вырабатывается четкая зависимость — внутренние часы:

  • способность просыпаться в одно и то же время сразу бодрым без будильника;
  • собранность и способность усваивать или анализировать предложенный материал с первой минуты рабочего дня;
  • ускоренная усвояемость пищи (полное использование съеденного без жировых отложений и чувства голода) в часы завтрака и обеда;
  • легкий отход ко сну — своевременное торможение нервной системы даже в перевозбужденном состоянии.

Активное приучение к распорядку в соответствии с СанПиНом применяется в большинстве дошкольных учреждений, — и благодаря этому уже через полгода посещения садика дети хорошо едят, быстро засыпают в тихий час и вечером, а также проявляют хорошую двигательную и умственную активность. Они лучше подготовлены к переходу в школу. При домашнем воспитании ответственность за приучение к такому графику полностью лежит на родителях.

Режим дня

Режим для школьника, студента, работающего гражданина вынужденно подчиняется повседневному графику. В первую очередь при составлении шаблона учитывается расписание занятий и режим работы, затем время дополнительных дел, время которых перенести нельзя — спортивные тренировки, занятия в художественной или музыкальной школе. Но во всем остальном остается возможность для вариативности в соответствии с личными пожеланиями и биологическими часами.

В режим дня для школьника обязательно входит выполнение домашних заданий, но жаворонку можно выделить на них время утром или сразу после прихода из школы, когда активность еще максимальная, а сове — вечером, сохранив драгоценные минуты утреннего сна. В любом случае к моменту началу уроков ребенок должен полностью проснуться, чувствовать себя свежим и бодрым. График можно нарисовать и разместить на видном месте, чтобы малыш мог ориентироваться по часам и таблице.

Примерный режим дня

Режим дня школьника

Нарушения распорядка дня школьника — самая популярная причина снижения успеваемости в начальных классах. Избыточно уделяя внимание оценкам, заставляя долго сидеть за уроками, чтобы получить заветную пятерку, родители хотят лучшего. В итоге не выспавшийся малыш не воспринимает информацию на первых уроках, чувствует вялость и усталость даже при минимальных нагрузках на физкультуре, не проявляет интереса к общению. Неизбежно снижающиеся оценки становятся причиной стресса, усугубляющего проблему. Итог — запущенная программа, нежелание идти в школу, конфликты с педагогами и родителями.

Приучение к распорядку дня должно стать такой же обязательной частью программы подготовки к школе, как навык устного счета или чтения. Выяснив заранее примерный режим дня в школе, родители должны установить его и дома, заменив время пока не начавшихся уроков подготовительными занятиями с такой же нагрузкой и активностью — рисованием, лепкой, прикладным творчеством и рукоделием.

Главные пункты графика на этот период — подъем, завтрак, утренняя гимнастика, вечерние гигиенические процедуры и отход ко сну.

Режим дня школьника

Учебные занятия в школе и дома

Распорядок дня для учащегося первого класса в первом полугодии может не включать домашние задания, — такая практика существует во многих школах. Этот период и должен стать переходным.

Родителям необходимо составить расписание сначала с учетом только школьных занятий и формальных сборов на занятия, но постепенно выделять время и на выполнение домашней работы.

Во втором полугодии в зависимости от программы на это потребуется уже 2-3 часа. До конца начальной школы нагрузка растет несущественно, но и это надо учитывать.

Важное решение, которое стоит обсудить вместе с ребенком, — время выполнения этой работы. Для первоклассника или младшего школьника, который параллельно занимается в секциях, программа может быть настолько плотной, что вариативности в расписании быть не может. Но в большинстве случаев подвижки в несколько часов допустимы.

На домашнее задание можно отвести:

  • часы сразу после прихода из школы и обеда, пока свежи знания, полученные на уроках;
  • период с 16 до 18 часов, когда ребенок уже погулял, поиграл и не чувствует усталости (небольшой перерыв потребуется только для торможения двигательной активности);
  • время непосредственно перед сном (с запасом в 30-60 минут на процедуры гигиены, социальные сети, спокойные домашние игры).

Составляющий распорядок дня школьника образец может скачать из сети — у учащихся в первую смену он идентичен. В типовых таблицах предусмотрены основные виды деятельности и часы на свободное времяпровождение. Их родители вписывают самостоятельно, так как оставлять ребенку 7-9 лет целые часы действительно неконтролируемой деятельности не стоит.

Написать или нарисовать расписание можно с самим ребенком. Это подчеркнет его причастность к разработке, добавит мотивации к выполнению.

Идеальный режим дня

Обязательные пункты распорядка дня школьника 1 класса:

  • подъем — 6-7 часов утра в зависимости от удаленности от школы;
  • зарядка, гигиенические процедуры — 15-20 минут;
  • завтрак, необходимый для быстрого включения мозга;
  • школьные занятия —до 13-14 часов, дорога домой;
  • обед, отдых на улице или дома (смена деятельности);
  • выполнение домашних заданий);
  • секции и спортивные тренировки;
  • вечерние легкие занятия, сбор портфеля;
  • ужин, времяпровождение с родителями или прогулка;
  • вечерние гигиенические процедуры, отбой — в 20-21 час.

Исключением могут стать периоды плохого самочувствия. Соблюдение распорядка дня — рекомендация и относится только к здоровым детям.

Секции и хобби

Важную роль в формировании личности, как эмоциональной, так и интеллектуальной сферы, играют внешкольные занятия — спорт, хобби, творчество.

Педагогами и психологами доказано, что в распорядок дня школьника 1 класса можно смело ставить 2-3 разноплановых факультатива. Это позволит ребенку развиваться всесторонне и определиться с собственными предпочтениями, даже если сами родители и тренеры видят в нем исключительно боксера или художника.

Пример режима дня

Питание

Школьник должен принимать пищу не менее 5 раз в день:

  • завтрак — небольшой объем калорийной и сладкой пищи позволит включиться в интеллектуальную деятельность;
  • второй завтрак или перекус — зерновой батончик, фрукт или бутерброд, которым ребенок может утолить голод, вызванный активными занятиями;
  • обед — во многих школах начальные классы получают горячее питание из 2-3 блюд на постоянной основе;
  • полдник — второй обед дома в зависимости от плотности предыдущего;
  • ужин — желательно с родителями, как возможность в процессе (но только в положительном ключе) обсудить прошедший день, побыть вместе.

Есть непосредственно перед сном не стоит. Полный желудок может вызывать тяжесть, приводить ночным беспокойствам и позывам в туалет.

При отбое в 20 часов, есть нужно не позднее 19. При необходимости (явном чувстве голода) перед сном можно выпить стакан молока или съесть легкий творожок, фрукт.

Типовой режим питания

Нормы сна зависят от возраста. Школьнику необходимо:

  • в 7-10 лет — 10-11 часов сна;
  • в 11-15 лет — 9-10 часов;
  • в 15-17 лет – 9-8 часов.

Главное — обеспечить возможность ложиться в одно и то же время, и спать в тишине. Дополнительно нужно позаботиться о комфортном освещении, если ребенок боится спать в полной темноте, и свежем воздухе.

Гаджеты, пока режим дня не выработан, стоит забирать, — они в большинстве случаев являются причиной патологического недосыпания.

Режим дня для детей

Отдых

Отдых для ребенка — смена деятельности. После физических нагрузок достаточно почитать или посмотреть кино, чтобы почувствовать себя свежим, а беготня во дворе позволит переключиться с учебной деятельности.

Дети под понятием отдыха воспринимают именно свободное времяпровождение — право выбора, чем именно заняться. Часы, которые в расписании значатся как свободные часы строить нужно именно так — заранее спросить ребенка, что он хочет.

В выходные дни отдыхом должны стать прогулки, выезд за город, поход за впечатлениями — кормление уток в пруду, рыбалка, велосипедная прогулка. В плохую погоду — совместное творчество, настольные игры с друзьями.

Режим дня в начальных классах

Шаблонный распорядок дня для учащегося 1 класса скорее всего предложит учитель на первом же родительском собрании. В этот план останется включить индивидуальные особенности графика:

  • занятия в кружках и секциях;
  • режим для родителей для совместных занятий;
  • время, которое тратится на путь в школу и обратно.

Остальные пункты у большинства детей общие с поправкой на время, которое необходимо для выполнения заданий. Кому-то для этого нужно не более часа, кому-то 2-3, чтобы закрепить пройденное, сделать черновики и переписать окончательный вариант в тетрадь.

Занятость и перекладывание ответственности на педагога не должны стать причиной потери контакта с сыном или дочерью. В дни, когда на продленке ребенок не остается, стоит придерживаться того же графика, который действует в этой системе, чтобы не сбивать биологические часы и не ломать привычку. Перестройки организма требуют до полугода.

Нужно учитывать, что сбоем является даже выходной день. Родители по себе должны знать, как трудно идти на работу в понедельник, и не допускать таких же промахов в процессе воспитания детей. Все, что можно допустить в режиме школьника 1 класса — дополнительный час сна в субботу и воскресенье и такое же опоздание при отходе ко сну в пятницу и субботу. Если для малыша не составляет труда вставать рано, стоит отказаться от этого, — тратить период максимальной продуктивности жаворонка на пустое провождение в кровати глупо.

Расписание дня школьника

В средних и старших классах

Режим дня старшеклассника подразумевает сокращение времени на сон до 8 часов и увеличение на учебную деятельность. При всех сложностях с управлением во время подросткового периода нужно следить, чтобы тинейджер высыпался и своевременно ел. Для сдающих экзамены это важно вдвойне. Гонка за отметками не должна стать причиной нервного стресса.

Правильно составленный режим дня - это залог отличного самочувствия школьника, успеваемости на уроках, хорошего настроения. Если ребенок высыпается, вовремя кушает, не устает от учебы, получает достаточно времени на отдых, можно говорить о том, что распорядок составлен удачно. Особенно важно организовать правильное расписание после каникул, когда дети расслабились и не сразу готовы к четкому почасовому режиму. Также сложно бывает приучить к этому первоклассников, которые привыкли к расслабленному времяпровождению в садике.


Как приучить к режиму?

Перед составлением режима нужно понаблюдать за темпом, который выбрал для себя ребенок: как быстро он просыпается, сколько времени у него уходит на умывание, сколько занимает завтрак и дорога в школу, когда проще дается выполнение домашнего задания. Опираясь на эти замечания, распределите время таким образом, чтобы малыш все успевал. Помните: то, что подошло соседскому одногодке, не всегда подойдет вашему сыну или дочери - у всех детей разный организм, одним нужно больше времени на отдых, другие восстанавливаются быстрее. Примите во внимание пожелания самого ребенка, объясните, почему важно составить режим. Придерживайтесь установленных правил вместе с ним - пример родителей действует лучше объяснений.

Школьник быстрее привыкнет и втянется в учебный процесс, если его время расписано по минутам, но с перерывами на тот отдых, который он сам предпочитает (прогулки, спорт, любимое хобби). Важно учитывать возрастные особенности и увлечения детей, оставлять возможность свободного выбора - не переусердствуйте с правилами и ограничениями. Самая интенсивная работоспособность наблюдается с 11:00 до 13:00, а также с 16:00 до 18:00. В зависимости от возраста и психологических особенностей эти показатели могут отличаться.

Что обязательно должно быть в распорядке

Чтобы задать удачный ритм дню, обязательно предусмотрите все самые важные элементы режима:

Регулярное питание - завтраки, обеды, ужины.

Полноценный сон, исходя из возраста и потребностей организма.

Учеба в школе и выполнение домашних заданий.

Активный отдых с прогулками на свежем воздухе, а также зарядка или спорт.

Время для увлечений и игр.

Посильная помощь по дому.

Утро: сборы в школу и зарядка


Утро начинается с умывания, зарядки, завтрака. Подготавливать форму и собирать рюкзак рекомендовано с вечера, чтобы в утренней спешке ничего не забыть. Принимать душ лучше утром - так проще избавиться от сонливости и подготовиться к предстоящим умственным нагрузкам. Если душ запланирован на вечер, помните об утреннем умывании, чистке зубов. Гимнастикой лучше заниматься сразу после пробуждения на открытом воздухе или в проветренной комнате. Главное, включить в список упражнения, полезные для осанки, мышц шеи, рук, плечей и ног. Дополнительно об этом проконсультируйтесь с учителем физкультуры, врачом. Зарядка полезно влияет на обмен веществ, нервную систему, общее самочувствие. На гимнастику и умывание стоит выделить полчаса.

Организуйте разнообразное, полезное питание. Завтрак должен включать горячую и сытную пищу, проходить размеренно, без спешки, разговоров, просмотра телевизора. В школу следует идти прогуливаясь, не торопясь. Если вы отвозите детей на машине, все равно остановитесь не доезжая до нее - оставьте 10-15 минут на прогулку.

Таким образом, утро распланируйте так:

07:00 - 07:30 - зарядка и умывание.

07:30 - 07:50 - завтрак.

07:50 - 08:20 - дорога в школу.

Школа, обед и послеобеденный сон


В перерыве между занятиями не стоит пренебрегать горячим школьным завтраком, даже если он не слишком нравиться ученику - это возможность отдохнуть, провести время со сверстниками в столовой. Школьное время для учеников выглядит так:

08:30 - начало занятий.

11:00 - горячий завтрак.

12:30 / 13:30 / 14:30 - завершение уроков (в зависимости от класса), дорога домой.

13:00 - 13:30 / 14:00-14:30 / 15:00-15:30 - обед (в зависимости от того, когда зщакончились уроки).

13:30 - 14:30 - послеобеденный сон для младшеклассников.

После школы: отдых, прогулки, полдник


После школы ученикам всех возрастов нужно отдохнуть от книг, компьютера, телевизора. Не обязательно заставлять школьника спать, если его природный режим не предусматривает дневной сон, вполне достаточно немного просто полежать. После этого стоит погулять по свежему воздуху, поиграть в подвижные игры. Для физического развития важен именно активный отдых - когда одно занятие сменяется другим. Лучше, чтобы школьник сам выбрал себе занятие по душе - летом это могут быть игры с мячом, ролики, зимой - катание на санках, лыжах, коньках. Можно отдать ребенка в спортивную школу, если он всерьез тяготеет к определенному виду спорта.

За день младшеклассники должны проводить на свежем воздухе, включая дорогу в школу и обратно, 3-3,5 часа, старшеклассники - не менее 2-2,5 часа. После активных игр на свежем воздухе важно выделить 15 минут на легкий перекус, полдник. Распорядок можно составить так:

14:30 - 16:00 / 15:30 - 17:00 - прогулки, игры на свежем воздухе (в зависимости от времени обеда).

16:00 - 16:15 / 17:00 - 17:15 - полдник.

Домашнее задание

Режим дня школьника. Составляем правильный распорядок

После активного отдыха и полдника стоит уделить время подготовке домашнего задания. Правильное чередование умственного и физического труда - залог здоровья школьника. При умственном напряжения необходим чистый воздух, который улучшает работу мозга. Поэтому выполняя домашнее задание, следует делать 10-минутные перерывы после каждых 30-40 минут работы, проветривать комнату. Если погода позволяет, оставьте окно или форточку открытой.

Убедитесь, что рабочее место достаточно освещено, свет с окна и лампы падает слева от ученика. Уберите из окна высокие цветы, раздвиньте занавески - это тоже повлияет на работоспособность. Подробную информацию о том, как организовать рабочее пространство ребенку, читайте в нашей статье “Как обустроить рабочее место для школьника”.

Посоветуйте ребенку делать уроки по трудным предметам в тот же день, что их задали. Начинать лучше не из самого сложного, а из самого любимого предмета. От занятий ничто не должно отвлекать - выключите телевизор, уберите подальше домашних животных.

То, насколько успешно школьник справится с домашним заданием, зависит от других факторов режима - полностью ли удалось отдохнуть, хорошо ли поел. Рамки на выполнение домашнего задания рассчитывается индивидуально - все за разное время справляются с задачами, читают, выполняют творческие задания. Кроме того, все зависит от объема домашней работы. Младшеклассникам понадобится 1,5-2 часа, ученикам средних классов - 2-3 часа, старшеклассникам - 3-4 часа. Лучше начать после 16:00. Если ученик справился с заданиями быстрее, свободное время можно отвести на любимое хобби или еще одну прогулку на свежем воздухе, которая особенно важна для младших. Режим будет выглядеть так:

16:15 - 17:30 / 17:15 - 20:00 - подготовка домашнего задания для младших / старших.

17:30 - 19:00 - прогулка по свежему воздуху для младшеклассников.

Всегда помогайте ребенку с заданиями, ведь это побуждает интерес к обучению и укрепляет отношения внутри семьи. Ранее мы уже рассматривали тему “Как правильно делать уроки с ребенком”, в которой подробно изложили условия успешной подготовки уроков.

Ужин, увлечения и помощь по дому


Школьников с раннего возраста нужно приучать к выполнению работы по дому. Младшим можно поручить полить вазоны или помыть посуду, старшие могут пропылесосить или сходить за покупками. Это полезно в воспитательных целях - чтобы дети понимали важность и сложность домашней работы, учились самостоятельно убирать за собой. Кроме того, это еще один способ немного подвигаться после сидячей работы за столом. Домашние обязанности приучают к ответственности, поэтому не стоит пренебрегать ими, даже если считаете, что ваш школьник еще маленький для такой работы.

Оптимальное ужинать в 19:00. Позаботьтесь о том, чтобы пища была достаточно калорийной, содержала витамины, белки, жиры и углеводы. Ужинать следует в одно и то же время ежедневно. Привыкая к такому распорядку, человек чувствует аппетит ближе к определенному часу, а значит, его желудочно-кишечный тракт заранее подготовляется.

В режиме дня должно остаться место для любимой творческой деятельности. Это может быть рисование, чтение, музыка или любое другое занятие на его собственный вкус. Для младших достаточно выделить 1-1,5 часа, для старших - 1,5-2 часа. Не нужно ни к чему принуждать - если ваш ребенок предпочитает не творчество, а спорт, составьте его режим таким образом, чтобы выделить больше сил на активное времяпровождение. Спланировать ужин, работу по дому, отдых можно так:

19:00 - 19:30 / 20:00 - 20:30 - ужин для младших / старших.

19:30 - 20:30 / 20:30 - 22:00 - помощь родителям в работе по дому, творчество для младших / старших.

Подготовка к следующему учебному дню и сон

После того, как ваш школьник отдохнет, занимаясь любимым делом, напомните ему подготовиться к следующему учебному дню - сложить рюкзак, приготовить одежду, а также почистить зубы, умыться. Вечерний туалет должен занимать не более 30 минут.

20:30 - 21:00 / 22:00 - 22:30 - вечерний туалет и подготовка ко сну для младших / старших.

21:00 - 07:00 / 22:30 - 07:00 - здоровый сон.

Распорядок может меняться в зависимости от времени года, к тому же на выходных и каникулах план дня стоит составить по-другому. Главное, ставить на первое место интересы школьника и учитывать его пожелания при составлении ежедневного режима.

Читайте также: