Как сделать резьбу в adem

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

В этом уроке мы научимся создавать реалистичную резьбу несколькими способами. Но вопрос — зачем это делать, если мы используем команду Условное обозначение резьбы ? Ведь и на чертеже все отлично и в детали мы видим условное обозначение и систему не грузим. К сожалению не все вопросы закрывает эта команда. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  • Предположим нам необходимо деталь передать в стороннюю организацию через формат Step, а на детали явно не видно где резьба, а где ее не должно быть.
  • Нам банально необходимо сделать красивый рендер (визуализацию)
  • Для 3D печать просто необходимо создать четкую модель, иначе на выходе место резьбы Вы получите цилиндр)
  • и т.п.

Я указал только те случае, с которыми мне приходилось встречаться, возможно Вы дополните этот список.

Два способа создания резьбы в SolidWorks

Создавать резьбу будем на примере обычного болта. В одном из уроков мы отвязывали болт от ToolBox, вот его и возьмем для нашего урока. Так же под рукой у нас должен быть ГОСТ 24705-81 и ГОСТ 9150-2002 для правильной отрисовки профиля резьбы.

1 способ

Первый способ основан на создании резьбы с помощь выреза профиля резьбы по спирали. Для этого нам на плоскости Справа необходимо создать профиль резьбы :

Профиль метрической резьбы с шагом 1.25

Я использовал формулы, которые зависят от шага резьбы. Стандартный шаг резьбы у М8 составляет 1.25 мм. Применяем эскиз, наш профиль готов.

Идем дальше и теперь нам необходима спираль. Вызовем ее командой Вставка — Кривая — Спираль.

Вызов команды спираль

SolidWorks нам подсказывает, что для ее создания необходима окружность, которая будет задавать ее диаметр. Создадим ее, выбрав грань болта.

Создаем окружность для спирали

Но какой диаметр должен быть? Он равен внутреннему диаметру резьбы. Для этого я повернул немного вид и с зажатым CTRL выбрал окружность и нижнюю точку профиля резьбы как показано на рисунке

Накладываю взаимосвязь

Добавляем взаимосвязь Совпадение и получаем полностью определенный эскиз

Габарит спирали

Нажимаем применить. Не забыли, что мы еще в команде Спираль? У нас появилось диалоговое окно настроек спирали. Сначала выбираем по каким параметрам будем задавать спираль — Высота и шаг. Далее указываем длину спирали — 22 мм., и шар — 1.25 мм.

Параметры резьбы

Нажимаем применить. Остается выполнить команду Вырез по траектории. Для этого вызовем ее на вкладке Элементы и укажим профиль, который вырезается, и траектория, по которой он будет вырезаться.


При необходимости используйте команду Изменения направления выреза. Почти готово, но если мы приблизим нашу резьбу в конце, то увидим, что он резко закончилась — без вывода инструмента. Так не бывает. Давайте отредактируем нашу спираль — щелкните правой кнопкой мыши в древе построения по спирали и выберите редактировать.

Редактирование спирали

Для вывода инструмента необходимо три витка. Во первых изменим тип построения спирали на Переменный шаг. Добавим следующий шаг, который будет равен : 22 + 3*1,25 = 25,75, а диаметр — 8 мм.


Применяем изменения и смотри на результат. Осталось добавить только заходную фаску у резьбы. Можно создать эскиз и вырезать его вращением или создать фаску до создания профиля резьбы.

Результат создания реалистичной резьбы способ 1

2 способ

Второй способ создания резьбы в солиде проще и, наверно, Вам будет по душе. Я создал копию болта и убрал все лишнее:

Заготовка болта

Вызовем команду резьба, для этого на вкладке Элементы раскроем список возле команды Отверстие под крепеж

Команды резьба

Появится окно с настройками, где укажем кромку нашего болта и параметры резьбы:
длина — 22 мм
Тип — метрическая наружная
Размер М8х1,25
Метод — вырезать резьбу
Правое исполнение

Параметры резьбы

Нажмем применить и посмотрим результат. Ошибки те же, что и в прошлый раз. Заход резьбы мы исправим редактирование параметров резьбы, а именно мы добавим смещение на 2 шага резьбы и увеличим общую длину резьбы в связи с этим на 2 шага.

изменение параметров резьбы

Отлично, заход мы исправили. Теперь исправим выход резьбы. Как со спиралью не получится и единственное, что мы можем сделать — это выдавить профиль резьбы дальше. Создадим эскиз на плоскость профиля резьбы:

Новый эскиз

С помощью команды Преобразование объектов спроецируем грань, как показано на рисунке:

Проекция профиля резьбы

Выбираем команду вырезать и указываем на сквозь.

Предварительный результат

Остается сделать фаску. Для этого создадим эскиз на плоскости вдоль болта и выдави его вращением:

Фаска

Болт с реалистичной резьбой

В этом уроке мы рассмотрели с Вами для чего нужно делать резьбу, а так же научились ее создавать двумя способами в SolidWorks! Всем удачи!

В ходе разработки различных изделий очень часто инженеру приходится сталкиваться со сборно-разборными способами примыкания деталей друг к другу. Основную часть таких соединений составляют болтовые, основной отличительной чертой которых является наличие резьбы. Подтипов таких соединений так же множество, но для примера в текущей статье будет рассмотрено то, как сделать резьбу в Компасе 3д во внутреннем и наружных исполнениях.

К решению вышепоставленной задачи можно подойти несколькими способами: ручным и программным. Отличия второго от первого состоят в первую очередь от трудоемкости процесса, а так же от наличия расширения в самой программе. В актуальных версиях программного комплекса Компас 3д существует специальная библиотека — , с помощью которой сделать резьбу не составляет никакого труда, даже лишний раз в ГОСТ заглядывать не требуется. Но не у всех она доступна. С ручным же исполнением все сложнее, но можно реализовать задуманное даже в простой учебной версии Компаса. Но обо всем по порядку.

Как сделать наружную резьбу в Компасе 3д?

Как уже отмечалось выше, сделать наружную резьбу в Компасе 3д можно различными способами.

Ручной способ создания наружной резьбы в Компасе 3д

В качестве примера будет рассмотрено нанесение наружной резьбы на цилиндр. Основной смысл этого способа заключается в том, что по поверхности цилиндра будет наноситься спираль, по траектории которой будет вырезаться сечение в виде канавки (согласно ГОСТ 24705-2004). Перечень действий по построению представлен ниже.

2. Необходимо ознакомится с п. 4.1 ГОСТ 24705-2004, чтобы по изображенному там рисунку начертить сечение (рис. 1).

Аналогично вычисляются остальные значения диаметров, необходимых для построения. Удобнее всего будет сначала построить профиль резьбы отдельным эскизом в Компасе (рис. 2). В дальнейшем его можно будет просто скопировать и использовать в работе.

4. В начале спирали на торцевой части вала (цилиндра) в плоскости, на которой она лежит, (рис. 6) создается эскиз, в который вставляется уже начерченное ранее сечение резьбы (рис. 7).

Автоматический способ создания наружной резьбы в Компасе 3д

2. Затем следует активировать вышеуказанное приложение для Компаса, после этого в панели параметров будут доступны настройки (рис. 16). После этого откроется новое окно, в котором нужно ввести свои данные (рис. 17). После закрытии этого окна, нужно выделить плоскость, из которой будет идти вал, и поставленную ранее точку. В результате получится следующий результат, как на рис. 18.

Таким образом, вариантов того, как сделать наружную резьбу в Компасе 3д, несколько. Все зависит от наличия специального приложения или времени на проектирование.

Как сделать внутреннюю резьбу в Компасе 3д?

Принцип создания внутренней резьбы аналогичен созданию внешней. Для того, чтобы выполнить внутреннюю резьбу в Компасе на примере втулки, можно воспользоваться следующими шагами.

1. Создаем втулку. Сделать это можно, создав эскиз с кольцом, а затем выдавив его в длину (рис. 19).

2. Для создания траектории, нужно активировать инструмент генерации спирали и нанести ее на внутреннюю часть втулки (рис. 20).

3. На плоскости, перпендикулярной к концу спирали, создать эскиз с резьбой (рис. 21).

Вывод

Технология для того, чтобы сделать резьбу в Компасе 3д наружной или внутренней одинакова. Лучше всего, конечно, пользоваться уже разработанными автоматическими решениями по их генерации, так как это экономит много времени, но, к сожалению, такая функция не всегда имеется в наличии в Компасе, поэтому выходом из этой ситуации будет ручной способ.

Данный способ восстановления резьбы показал мне мой отец в свое время, а ему - его отец (мой дед). Повреждение резьбы в отверстиях, особенно когда они выполнены в деталях из алюминиевых, магниевых или медных сплавов, происходит довольно часто. С такой проблемой массово сталкиваются на ремонтных предприятиях, станциях технического обслуживания, в быту и т. д.

Восстановление резьбы дедовским методом


Может так оказаться, что под рукой нет метчика соответствующего размера, а деталь с поврежденной резьбой громоздкая и прочно закреплена к машине или механизму, например, как кожух сцепления к двигателю и коробке перемены передач.
Кажется, положение безвыходное. Но, оказывается, существует довольно простой, но эффективный способ восстановления резьбы на месте с помощью обыкновенного стального болта соответствующего размера, даже, возможно, выкрученного из того же отверстия с повреждениями.
Для осуществления способа нам понадобится мини болгарка с небольшим и тонким диском. Если она отсутствует, то можно обойтись обыкновенной ножовкой по металлу, благо пилить-то в принципе нечего. Приведем несколько конкретных примеров использования этого способа восстановления внутренней резьбы.

Восстановление резьбы выпускного коллектор автомобиля


Представьте себе выпускной коллектор, который в нескольких местах закрепляется к блоку цилиндров двигателя болтами или шпильками. Повреждение хотя бы одного отверстия такой детали представляет существенную проблему. Даже отсоединить этот узел от двигателя зачастую непросто: за многие годы эксплуатации он из-за высоких температур намертво прикипает к своему посадочному месту. А потом еще надо найти мастера с нужным метчиком, заплатить за работу…
Остается одно: устранить проблему самому, поскольку смятый профиль в отверстии не позволит вкрутить в него болт, а даже может испортить резьбу и на нем.

Восстановление резьбы дедовским методом

Восстановление резьбы дедовским методом

Восстановление резьбы дедовским методом


Далее обильно смазываем машинным маслом разрезанный болт и поврежденное место, и вкручиваем этот своеобразный метчик в него вначале от руки насколько хватит сил, далее – гайковертом, вкручивая и выкручивая его несколько раз подряд.

Восстановление резьбы дедовским методом

Восстановление резьбы дедовским методом


В результате резьбовые выступы на болте, разрезанные пазом, входят в углубления и постепенно срезают смятия.

Восстановление резьбы дедовским методом


Выкрутив после этого наш своеобразный метчик, убеждаемся, что сам он остался цел, а что еще важнее – он полностью восстановил профиль в отверстии.

Восстановление резьбы дедовским методом


Теперь в него можно ввернуть этот или другой такой же болт до конца силой одной руки и закрепить деталь в предназначенное для нее место.

Восстановление резьбы дедовским методом

Крепление петли капота


Иногда этот дефект возникает в отверстии, к которому крепится петля капота. Поступаем точно так же, как и с выхлопным коллектором.

Восстановление резьбы дедовским методом


Крепежный болт закрепляем в тисках и выполняем паз на его стержне, добавляя смазки, после чего закручиваем его от руки, пока это возможно.

Восстановление резьбы дедовским методом


Далее процесс продолжаем с помощью гайковерта, несколько раз заворачивая и отворачивая самодельный метчик.

Восстановление резьбы дедовским методом


При этом, разрезанные профили его резьбы, приводят в порядок профиль в отверстии, выполняя функции метчика. Вынув болт, можно убедиться, что резьба на нем и внутри в полном порядке. Болт в него теперь легко вкручивается от руки. Если затем его поджать гайковертом, то он обеспечит необходимое усилие затяжки.

Восстановление резьбы дедовским методом

Восстановление резьбы дедовским методом

Восстановление резьбы на блоке цилиндров двигателя


Рассматриваемая проблема может возникнуть и на блоке цилиндров двигателя, особенно если он изготовлен из алюминиевого сплава. Забитая или смятая резьба в отверстии не позволяет установить болт как положено. Он либо не вкручивается, либо стремиться пойти не так, как нужно.

Восстановление резьбы дедовским методом


Повторяем процедуру, которую мы использовали с выхлопным коллектором и узлом крепления петли на капоте. Стержень зажатого в тиски болта разрезается с конца ножовкой по металлу на глубину нескольких витков.

Восстановление резьбы дедовским методом


Затем, удалив с него металлические частицы, и обильно смазав, закручиваем от руки в отверстие с повреждениями. Как только болт надежно войдет туда на несколько витков, берем в руки гайковерт и осторожно и постепенно вворачиваем и выворачиваем его, пока не пройдем все глубину до конца.

Восстановление резьбы дедовским методом


Убеждаемся, что резьба в отверстии восстановлена, а на болте она не получила повреждений. Доказать это можно вкручиванием его на место на всю глубину от руки.

Восстановление резьбы дедовским методом

Вывод


Этот на удивление простой способ восстановления резьбы в отверстиях, учитывая, что ежедневно в мире производятся миллионы болтов, можно причислить к выдающимся техническим решениям.

Смотрите видео


Смоделируем один из часто встречающихся в машиностроении объектов – болт с метрической резьбой. И хотя в большинстве чертежей резьба обозначается условно, такая практика будет весьма полезна для понимания возможностей Autocad и способов их применения в конкретных задачах. Моделировать будем болт с шестигранной головкой, с резьбой М12 крупного шага.
1. Работать будем в интерфейсе 3D Моделирование (3D Modeling). Но для начала определимся с исходными данными. Нам понадобится справочная информация по профилю резьбы:

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 01

2. Сначала нарисуем профиль. Перейдем к фронтальному виду и выполним нужные построения, учитывая, что P=1.75мм (шаг резьбы):

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 02

Желтым на чертеже отмечена готовая линия профиля резьбы, красным – линия номинального диаметра, остальные линии – вспомогательные. Подробно описывать процесс построения не будем – в нем нет ничего сложного. Отметим только, что скругление строится как окружность по трем касательным 3 точки касания (опция Tan, Tan, Tan), а для задания дробных величин удобно воспользоваться командой Поделить (Divide), которая делит отрезок или другой объект на нужное количество равных частей, создавая соответствующие точки:

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 03

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 04

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 05

4. Теперь перейдем к изометрии и построим спираль. Параметры ее таковы: диаметр 12мм, высота витка = шаг = 1.75мм, количество витков примем равным 20, тогда высота резьбы будет равна 35мм. Спираль строится командой Спираль (Helix), все параметры задаются с клавиатуры, доступ к некоторым параметрам (например, к шагу) возможен через экранное меню команды. Перед построением нужно также перейти в мировую ПСК (UCS) (панель ПСК (UCS) вкладки Вид (View)).

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 06

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 07

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 08

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 09

6. Теперь нарисуем заготовку болта. Это цилиндр диаметром 12мм и произвольной высоты (скажем, 50мм). На нижней кромке цилиндра снимем фаску 2×2мм:

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 10

Передвинем спираль к цилиндру. Используем привязку к центрам, причем в цилиндре нужно привязаться к центру нижней грани:

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 11

Вычтем спираль из цилиндра и посмотрим на результат (исходную линию – спираль можно удалить, как и красную линию диаметра):

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 12

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 13

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 14

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 15

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 16

Появился более-менее приемлемый сход. Строго говоря, сход в настоящей резьбе выглядит иначе – резец плавно отходит от детали, а мы заставили его отойти более резко. Но такое приближение вполне допустимо – ведь обычно сходы резьбы находятся вне ее рабочей части, т.е. не влияют на соединение.

Итак, основная часть работы сделана.

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 17

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 18

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 19

После выполнения операции пересечения конуса с шестигранником (команда Пересечение (Intersect)) получим головку болта:

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 20

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 21

Как начертить (сделать) резьбу в Автокаде 22

Модель болта готова, причем она действительно близка к настоящему болту. Методы, рассмотренные в данном уроке, применимы к самым разным задачам. Кстати, таким же способом, лишь с небольшими изменениями, можно построить модель гайки – с той разницей, что профиль резьбы чуть изменится, а в качестве заготовки нужно будет применить не цилиндр, а шестигранник с отверстием, диаметр которого равен внутреннему диаметру внутренней резьбы. Строить гайку даже в чем-то проще – оба края резьбы выходят наружу через фаску.

Читайте также: