Как сделать реверс в да винчи

Обновлено: 01.07.2024

Что-то в последнее время меньше заумствую, и больше ковыряюсь в технике; вот, выходные угробил на освоение программы монтажа видео Da Vinci Resolve; так что сегодня - о том, что это такое и зачем это нужно.

Темой видеомонтажа занялся относительно недавно; ну, лет 5-6 уже прошло, но по сравнению с остальными моими хобби это, можно сказать, случилось вчера (в народной культуре, например, я уже ~40 лет). Когда занялся темой квадрокоптеров, "неожиданно" выяснилось, что отснятое любым способом видео требует какой-никакой обработки перед показом кому бы то ни было. Как минимум отрезать начало и конец; возможно, вырезать ненужные фрагменты; подложить музычку или прочий звукоряд.

Хотя если заныривать совсем глубоко, то видеомонтажом начинал заниматься ещё в молодости, в середине 1990-х по дипломному проекту в НГУ осваивал Adobe Premiere какой-то лохматой версии; но это был научный интерес, а для обывателя ни компутеры тогда были недоступны, ни тем более цифровая видеосъёмка. Так что на 20 лет тема видеомонтажа для меня легла на полку.

Сейчас цифровая видеозапись доступна каждому; даже недорогие смартфоны уже умеют снимать относительно хорошо; а также появился целый класс устройств по фамилии авторегистратор; их основная фунция - как раз снимать видео; и любой, кто ими пользуется, по-хорошему должен хоть немного уметь монтировать. Простой просмотр регистраторного видео довольно скучен; такие видео можно ускорять в ненужные моменты (вот я еду полчаса. ) и замедлять в нужные (. и тут вижу что-то интересное). Задача тривиальная, но не только лишь все понимают, как это сделать.

Программы видеомонтажа, как правило, платные, причём зачастую сильно платные. Возможно, где-то существуют бесплатные версии видеоредакторов, но наткнулся я на подходящий только на днях; обычно же они либо псевдо-бесплатные, с суровыми ограничениями, либо вставляют свои водяные знаки, что портит картинку; либо просят немалую денежку. Даже отечественный Movavi просит более 1.5 тыров; что уж говорить за лидеров рынка. Я в ходе недавнего апгрейда компа и сооцно переустановки Винды всерьёз задумывался над покупкой привычного для себя Vegas в Стиме, где бывают серьёзные скидки и вообще региональные цены там часто ниже "общечеловеческих"; но даже на урезанные версии там ценник начинается от 2 тыров; а полноценные студии - 8К и больше. И это ещё что; уже упомянутый выше Adobe Premiere вообще просит 1600 теньге. в месяц.

Кто-то наловчился монтировать. прямо на телефоне; там тоже есть студии (и наверняка с теми же проблемами); но, согласитесь, при наличии ПК монтировать лучше на нём, а не на малипусечном девайсе.

Я долгое время сидел на "пиратках", ломаных версиях Вегаса; но там во-первых, вирусная опасность (грешу именно на кряк Вегаса в "тормозах" моей предыдущей системы); а во-вторых, нестабильная работа. Недавний ролик с протестами вокруг сквера у меня посчитался с третьего раза (две попытки привели к краху программы); и финальная версия считалась. 5 часов. 6 минут за 5 часов - это какой-то не очень хороший план; собстно, именно возня с этим роликом и привела меня на кривую дорожку знакомства с DVR. Сложно сказать, в чём проблема - в кривой версии Вегаса, в кряке, в кодеке; но при просчёте видео компутер занимался чем угодно, кроме собственно просчёта, что и вылилось в такой результат.

И вот натыкаюсь на форуме радиомоделистов на упоминание про редактор Da Vinci Resolve; пошёл смотреть, да так и залип. Это практически полноценная версия профессионального видеоредактора, где порезаны собственно профессиональные функции, а для любителя там возможностей - за глаза и за уши. Основная проблема с ним - как раз в наличии большого числа возможностей; которые вам наверняка не понадобятся, но они там есть. :)


Интерфейс своеобразный, при монтаже похож на Премьерский (что меня, как фаната Вегаса, ввергает в уныние и попоболь); кроме монтажа, там есть отдельная работа с цветокоррекцией, звуком, объёмными эффектами и вообще пост-продакшеном; не спрашивайте, что это, вам не нужно. Не всё интуитивно понятно, но в инете масса уроков, так что разобраться не проблема.

Из обнаруженных на данный момент минусов:

1) Отсутствует работа с форматом видео более, чем 3840×2160 при 60 кадров в секунду. Часть видео у меня отснята в 4096x2160, так что старые видео придётся ресайзить, т.е. уменьшать; новые придётся снимать в чуть меньшем формате. Ограничение бесплатной версии.

2) Отсутствует произвольный выбор кодеков для финального пересчёта, как в том же Вегасе. Скорее всего, тоже ограничение бесплатной версии; точно видел в уроках бОльший выбор, чем у меня; по сути рабочий тут только H.264; он неплох, и позволяет кодировать видео с битрейтом до ~315кбит/с; хотите 15-минутный ролик объёмом 36Гб. Меньше - можно, больше - увы.

3) Эффекты переходов между фрагментами видео почему-то фиксированного размера в 1с; как поставить больше, не нашёл.

4) Программе требуется аппаратное ускорение OpenCL либо CUDA; на совсем простеньких видеокартах не запустится. Для монтажа вообще нужен не самый простой компутер; но по идее на домашних аппаратах должно работать.

1) Бесплатность, полноценность, стабильность. Похоже на рекламные слоганы, но тем не менее это так; за вычетом заявленных ограничений, в остальном простор для творчества открыт настежь. Надо только привыкнуть к интерфейсу; в этом плане мой предыдущий опыт в Вегасе скорее минус, чем плюс; новичкам будет даже проще.

2) Интерполяция кадров - то, чего не хватало в Вегасе; снимаю в 30, а то и в 24 кадра в секунду, и для динамических сцен этого откровенно мало. Если поставить скорость видео в 60 fps, то в обычном редакторе ничего не произойдёт, ваши кадры просто задвоятся и вы увидите ровно то же, что и в оригинальном видео. Премьер умеет интерполировать кадры, дорисовывая промежуточные кадры на основе оригинального видео; тут это тоже доступно, причём гораздо проще, одной настройкой в проекте.

3) Интеграция различных действий над видео в разных вкладках; несколько непривычно, но выглядит логичным - при монтаже вы расставляете всё, как нужно; а затем возитесь с озвучкой в окне звука, а с цветокоррекцией - в окне цвета.

Окно цветокоррекции

Пока не нашёл, как применять эффекты (в т.ч. ту же цветокоррекцию) ко всей дорожке; можно копировать настройки из одного клипа в другие, но если их много? Но я в проге ковыряюсь третий день. :)

Некоторые вещи типа стабилизации видео тут можно делать очевиднее, чем в том же Вегасе; главное найти нужную кнопку в Инспекторе. ;) Собственно, одна из функций, ковыряние в которой напомнило мне о записи, которую запорол в последней моей поездке на Алтай по технической причине; снимал из машины на ходу с помощью стабилизатора Vimble2, который со своей задачей не справился. К нему претензий нет; он предназначен для телефона, а я на него подвесил камеру с помощью колхоза через переходник; вот этот кадавр и подвёл.

В ходе возни с видео поразбирался с цветокоррекцией, стабилизацией, масштабированием и просто расстановкой роликов; более-менее понятно, хотя не везде интуитивно. Результат прилагаю:

Запись дороги Сайлюгем->Бар-Бургазы; вытащено из брака

Смотреть тяжело, но уже можно, против того, что было. Так что Da Vinci Resolve хотя бы тут уже пригодился. Надеюсь, и вам тоже на что-то сгодится.

Ролик в 15 минут в максимально возможном в программе какчестве (4К 60fps + максимальный битрейт) считался 1ч:15м и занял 36Гб; в отличие от упомянутого выше примера с Вегасом мой Ryzen 3600 присел на все 12 потоков до 100% и нагрелся до 84 градусов. Повторный пересчёт с ограничением битрейта до 100кбит/с (который и выложен на ютуб) занял 54 минуты и результат занял 12Гб.

Собираем компьютер для видеомонтажа в DaVinci Resolve | Видеоурок

В последнее время все более популярной становится программа DaVinci Resolve (DR) из-за того, что она является комплексным решением — при помощи нее можно создать продукт от 0 до 100%. От организации исходников до вывода готового проекта: монтаж, звук, профессиональная цветокоррекция и даже значительная часть композинга — все можно сделать, не выходя из DR. Кроме того, пользователей привлекает и схема распространения, в отличие от подписок, когда вас заставляют платить за пользование программой каждый год, DR покупается один раз и навсегда — все обновления потом вы получаете уже бесплатно. Так же существует официальная, совершенно бесплатная версия этой программы с небольшими ограничениями, которой многим будет достаточно для работы, во всяком случае, на начальном этапе.

Если вы хотите создавать при помощи DaVinci Resolve достаточно сложные проекты, то вам может понадобиться для этого и достаточно мощный компьютер. Речь идет о работе с материалами разрешением 4К и выше. Вот с основными параметрами такого компьютера/рабочей станции я и предлагаю сегодня определиться. Даже если вы не планируете собирать такой компьютер самостоятельно, а доверите это специалистам, иметь представление о том, что вам продают, я считаю максимально полезным.

Для начала определитесь с платформой, на которой будет работать ваш компьютер. MacOS – то есть компьютеры производства Apple (сюда входят макбуки, мак про, мак мини и аймаки в том числе), либо компьютеры на Windows – это почти все остальные устройства. Практика показывает, что никакой разницы в производительности выбор платформы не дает. То есть на примерно одинаковых компонентах DR (да и любая другая монтажная программа тоже) будет работать примерно одинаково, что на MacOS, что на Windows. Так что здесь вы должны руководствоваться только собственными предпочтениями.


Можно бесконечно долго рассуждать о том, что правильно снимать видео надо в монтажные кодеки, вроде Apple ProRes или даже RAW видео, но большая часть работы так или иначе происходит в кодеках совершенно не монтажных — Н264 и Н265. Кодек H265 постепенно становится все более распространенным и в ближайшее время, как бы там кому не хотелось, большинство, если не все, гибридные камеры будут снимать видео именно с таким сжатием. Декодирование такого исходника целиком и полностью зависит от центрального процессора. Фактически, чем современнее и мощнее процессор, тем плавнее и больше потоков в реальном времени сможет воспроизводиться на таймлайне DR.


Если непосредственно декодирование исходника происходит за счет ресурсов центрального процессора, то эффекты и цветокоррекция внутри самой программы просчитываются на мощностях графического процессора.
DR прекрасно может работать с дискретными видеокартами как производства AMD, так и Nvidia, в отличие от некоторых других монтажных программ, но вот производительность графического ядра и особенно объем видеопамяти для ее корректной работы, по моему опыту, нужны достаточно высокие. Опять же, если мы обратимся к техническим требованиям, то там написано, что для обработки 4К видео рекомендуется видеокарта не менее чем с 8 Гб видеопамяти.
Я тут могу уточнить, что какие-то простые вещи можно будет сделать и на GPU с 4 Гб, а для некоторых проектов с большим количеством коррекций, особенно, если вы будете активно использовать шумоподавление и программное замедление, уже не будет хватать и 8 Гб.


Теперь я хочу чуть больше заострить внимание на организации дискового пространства — того места, где хранятся ваши исходники и другие рабочие материалы. Чаще всего это массив жестких дисков. Для несложной работы с видео, которое сжато кодеками H264 и H265, вполне достаточно жестких дисков со скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин. Но если вы планируете работать с несколькими потоками, например, многокамерный монтаж или с высокобитрейтными монтажными кодеками Apple ProRes или DNx, в том числе и с сырыми исходниками, снятыми в RAW, то там битрейты измеряются уже даже не сотнями мегабит, а гигабитами в секунду. И тогда для воспроизведения материала в реальном времени скорости HDD уже не будет хватать.


Можно объединить несколько одинаковых HDD в так называемый рейд-массив, чтобы увеличить скорость записи и считывания, но как по мне, так современные проблемы требуют современных решений. Поэтому я установил в свою систему быстрый твердотельный накопитель. В моем рабочем компьютере общий объем дискового пространства составляет порядка 15 Тб и понятно, что набрать столько же при помощи только SSD будет очень дорого, поэтому я предлагаю другой вариант. Установить быстрый SSD и держать на нем исходники только для того проекта, который у вас в производстве в данный момент.



Замеры скорости Kingston KC2000 NVMe PCIe SSD (слева) в сравнении с HDD (справа)

Объем такого накопителя вы можете подобрать сами, исходя из того, сколько места в среднем занимает ваш обычный проект. У меня, например, установлен Kingston KC2000 на 500 Гб и он полностью устраивает меня по скоростным качествам, но вот объема уже не достаточно. Да, для 4К-проекта, снятого в 12-битный RAW, даже такого небольшого, как 30-ти секундный рекламный ролик, 500 Гб не хватает, чтобы держать все исходники. Поэтому имеет смысл думать на перспективу и покупать SSD с запасом по емкости. Тем более, что вряд ли в ближайшее время твердотельные накопители будут дешеветь.



Мощность необходимого блока питания можно вычислить, используя онлайн-калькуляторы, где вы указываете названия своих компонентов и их количество, а программа рассчитает потребляемое ими количество электроэнергии и укажет необходимую мощность блока питания.


Одно из важнейших преимуществ DR перед другими монтажными программами — это возможность профессиональной работы с цветокоррекцией. И для такой работы, помимо компьютера, вам понадобится еще и хороший монитор с правильной цветопередачей. Я намеренно не говорю, что это сразу должен быть дорогой профессиональный монитор, если вы только учитесь или хотите сэкономить, то для начала подойдет и просто хороший.

Выбрать среди огромного количества мониторов на рынке монитор для своей работы задача далеко не простая, но возможная. Смотрите или читайте обзоры, спрашивайте мнение компетентных людей. От себя могу добавить, что не надо доверять одному единственному источнику, даже если вы считаете его максимально правдивым — всегда старайтесь получить информацию, как минимум в двух-трёх местах.


Я же хочу рассказать немного вот про этот монитор, называется он Philips Brilliance 328P. Во многом именно из-за него и появилось это видео. Он имеет диагональ 32 дюйма, разрешение 3840х2160 точек и его можно отнести к полупрофессиональным моделям, как по цене, так и по возможностям, но он отличается от обычных полупро моделей. Я знаю, что такие мониторы существуют, но вживую встречаюсь с ними впервые.


Дело в том, что чаще всего профессиональные и полупрофессиональные модели мониторов для работы с цветом строятся на базе экранов, сделанных по технологии IPS. У таких экранов есть свои достоинства: их проще точно настраивать по цветопередаче, у них большие углы обзора, но в то же время есть и некоторые недостатки. Например, чаще всего IPS-мониторы, даже достаточно дорогие IPS-мониторы, имеют невысокую яркость от 250 до 350 кд/м 2 .

Этот монитор построен на базе VA матрицы и имеет все, что нужно для точной работы с цветом: высокое разрешение, большую диагональ, 10-битное представление цветов, то есть может отображать больше 1 миллиарда оттенков, цветовой охват составляет 100% цветового пространства Rec709 и 98% DCI P3, у него есть отчет о заводской калибровке, в котором сказано, что отклонение дельта E составляет значение меньше двух. Но по сравнению с IPS-мониторами у него есть недостаток — гораздо меньшие углы обзора. Если он будет стоять на столе на расстоянии около 1 метра от ваших глаз, то это не составит никакой проблемы, а вот у меня он стоит достаточно близко, и поэтому при повороте головы вилен розовый градиент в углах.

В тоже время экран VA имеет гораздо более высокую яркость. 400 кд/м 2 в норме и 600 кд/м 2 пиковую яркость, что позволяет ему соответствовать требованиям сертификатов HDR. То есть он имеет не имитацию HDR, как на большинстве IPS мониторов, а полноценный DisplayHDR 600. И в целом я понимаю задумку производителя, они принесли в жертву более широкие углы обзора, ради честного соответствия сертификатам HDR, при этом стоимость монитора осталась в разумных пределах. И если вы планируете работать с материалом с высоким динамическим диапазоном сейчас или в будущем, то, боюсь, более разумного решения (не только Philips, подобные мониторы есть и у других производителей) вам не найти.

Если бюджет у вас не ограничен, то можете просто смело покупать самые дорогие комплектующие, главное чтобы они между собой сочетались, конечно и тогда вы гарантировано получите мощный рабочий компьютер, который потащит любой проект. Если же вы не хотите переплачивать и планируете разумно потратить имеющиеся средства, то придется во всех этих дебрях разбираться, но, поверьте, сделать это не так и сложно.

Бесплатный видеоредактор DaVinci Resolve

Если вам требуется профессиональный видеоредактор для нелинейного монтажа, при этом нужен именно бесплатный редактор, DaVinci Resolve, возможно, будет лучшим выбором в вашем случае. При условии, что вас не смущает отсутствие русского языка интерфейса и вы имеете опыт (или готовы научиться) работы в других профессиональных инструментах для редактирования видео.

В этом кратком обзоре — о процессе установки видеоредактора DaVinci Resolve, о том, как организован интерфейс программы и немного о доступных функциях (немного — потому что я все-таки не инженер видеомонтажа и всего не знаю сам). Редактор доступен в версиях для Windows, MacOS и Linux.

Если требуется что-то попроще для выполнения базовых задач по редактированию личного видео и на русском языке, рекомендую к ознакомлению: Лучшие бесплатные видеоредакторы.

Установка и первый запуск DaVinci Resolve

На официальном сайте доступно две версии программы DaVinci Resolve — бесплатная и платная. Ограничения бесплатного редактора — отсутствие поддержки 4K разрешения, шумоподавления и размытия в движении.

Выбор бесплатной версии DaVinci Resolve

После выбора бесплатной версии процесс дальнейшей установки и первого запуска будет выглядеть следующим образом:

По завершении откроется главное окно видеоредактора DaVinci Resolve.

Интерфейс видеоредактора

Интерфейс видеоредактора DaVinci Resolve организован в виде 4-х разделов, переключение между которыми выполняется кнопками внизу окна.

Media — добавление, организация и предварительный просмотр клипов (аудио, видео, изображений) в проекте. Примечание: по неизвестной мне причине, DaVinci не видит и не импортирует видео в контейнерах AVI (но для тех из них, которые закодированы с помощью MPEG-4, H.264 срабатывает простое изменение расширения на .mp4).

Управление клипами на вкладке Media

Edit — монтажный стол, работа с проектом, переходы, эффекты, титры, маски — т.е. все то, что нужно для редактирования видео.

Редактирование и монтаж видео в DaVinci Resolve

Color — инструменты цветокоррекции. Судя по обзорам — здесь DaVinci Resolve чуть ли не лучшее ПО для этих целей, но я в этом совершенно не разбираюсь, чтобы подтвердить или опровергнуть.

Инструменты цветокоррекции DaVinci Resolve

Рендер видео в DaVinci Resolve

При этом для того, чтобы разобраться как выполнить все перечисленные задачи мне потребовалось не более 15 минут (из которых 5-7 я пытался понять, почему DaVinci Resolve не видит мои AVI): контекстные меню, расположение элементов и логика действий почти та же, к которой я привык. Правда здесь стоит учитывать, что Premiere я также использую на английском языке.

Подводя итог: для тех, кто хочет получить профессиональную бесплатную программу для редактирования видео и готов изучить ее возможности, DaVinci Resolve — отличный выбор (тут я опираюсь не столько на свой взгляд, сколько на изучение почти десятка обзоров от специалистов нелинейного монтажа).

Режим записи в обратную сторону в DaVinci Resolve

В этом видео мы используем режим Revers Sigment, чтобы записать нужный нам отрезок видео в видеоредакторе DaVinci .

DaVinci Resolve уроки: изменение скорости клипа / как ускорить и замедлить видео, стоп-кадр

Продолжаем серию видеоуроков по работе с монтажной программой DaVinci Resolve. Сегодня поговорим о том, как .

Монтаж в DaVinci Resolve за 10 минут. Обучение

DaVinci Resolve это одна из самых быстро набирающих популярность программ для монтажа и для этого есть много .

Читайте также: