Как сделать репортаж на телевидение

Обновлено: 04.07.2024

Первое правило репортажа – создать ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.

У читателя должно создаться впечатление, будто он сам побывал на месте события, сам видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с автором репортажа. Репортаж не рассказывает о событии, а показывает, как оно происходило.

Поэтому репортёр обязательно должен побывать на месте события. При подготовке репортажа используется метод наблюдения: журналист, чтобы написать репортаж, отправляется на место события, следит за развитием действий, определяет ключевые моменты, фиксирует поведение людей – участников и очевидцев событий.

Создать эффект присутствия помогают следующие приёмы.

1) Использование ярких деталей и подробностей.

Важно делать словесные зарисовки.

Опишите выражения лиц, мимику, одежду участников события, а также их речь и поведение. Для реалистичности нужно уметь парой штрихов нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда – неважно. Главное – уловить какую-то характерную деталь:

Очень важно описание окружающей обстановки. Например, в репортаже, посвящённом проблеме загрязнения окружающей среды, воздействие создаётся при помощи описания одного факта, выхваченного из обозреваемого пейзажа:

Деталями могут быть не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, запахи, кинестетические ощущения.

2) Введение в репортаж коротких диалогов, небольших интервью, реплик.

Примеры небольших диалогов и отдельных реплик, создающих эффект присутствия:

– Есть, пить на рабочем месте запрещено, – произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. – Появляться в неопрятной спецодежде – тоже. Вот тут, – показывает она на вход в тёмную тесную подсобку, – наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.

Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.

– Давайте, покажите ей, как с пилой работать, – Ирина Владимировна уходит.

– Ну, вот так берёшь ножку, – одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. – Вот так вот её сюда подносишь, – подносит к пиле. – И всё, – пила вгрызается в курицу, отрывая от неё желтую култышку.

– Так же порезаться можно… – прячу я руки под фартук.

– Можно, – соглашается она и отворачивается к лотку.

Только шахтёр закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.

– Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, – спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибёт.

Второе правило репортажа – СОЗДАТЬ ДИНАМИЗМ.

Среди приёмов создания динамизма стоит подробнее остановиться на следующих:

1) смена точки зрения (перспективы), т.е. показ одного и того же явления с разных сторон (например, из зрительного зала – и из-за кулис; с точки зрения субъекта действия – с точки зрения объекта действия);

3)смена планов: отописания картины в целом переход к отдельному элементу, а затем – к его детали или деталям;

Для изменения темпа повествования используется варьирование времен глаголов: для создания эффекта в текст, где глаголы употребляются в прошедшем времени, делается вставка с использованием настоящего времени, и наоборот.

Третье правило репортажа – ОПЕРАТИВНОСТЬ.

Репортажи пишутся сразу после того, как произошло событие. В репортаже всегда указывается, в каком месте и в какое время событие имело место.

Четвертое правило репортажа – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ.

Пятое правило репортажа – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Шестое правило репортажа – продумать КОМПОЗИЦИЮ.

В начале репортажа даётся вводная сцена. Её роль – привлечение читателя к материалу.

Седьмое правило репортажа – АКТИВНАЯ РОЛЬ АВТОРА.

Автор в репортаже – активное действующее лицо, активный наблюдатель и комментатор событий. В этом жанре ему позволено демонстрировать собственный взгляд на происходящее – делиться своими субъективными эмоциями и суждениями.

Восьмое правило репортажа – НАЙТИ НОВОСТЬ.

Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.

Предмет репортажного отображения — реальное событие, динамичный, относительно законченный отрезок жизни.

Авторская задана — оперативно, динамично и достоверно показать историю события, субъективно воспринятую репортером.

Методы отображения — непосредственное наблюдение происходящего журналистом, находящимся либо внутри ситуации, либо со стороны наблюдающим за ее развитием; анализ собственных впечатлений, наглядное и динамичное воспроизведение атмосферы события.

Репортаж на телевидении максимально приближен к жизни, способен наглядно передавать явления реальной действительности, показывать происходящее. Присутствие репортера на месте происшествия — обязательное условие.

Жанровые особенности репортажа:

Репортаж — как раз тот жанр, в котором должны соединиться по крайней мере три человека: автор (репортер), герой репортажа, аудитория (в данном случае телезритель), т.е. человек рассказывает о человеке для человека.

Типология жанра определяется по нескольким направлениям:

по способу трансляции:

я прямой репортаж (выходит в эфир одновременно с развитием события),

  • ? фиксированный (записанный на кино- или видеопленку, запечатленный в фотографиях или рисунках);
  • по типу звукового сопровождения:
    • ? синхронный (одновременно фиксирующий изображение и звук, содержащий естественные шумы события и речь его участников),
    • ? немой (закадровый текст читает диктор, звуковое сопровождение с места события отсутствует);

    я некомментированный показ или трансляция (простейшая разновидность жанра, полностью лишенная авторского текста, используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, когда зрителям все ясно без дополнительных пояснений),

    • ? комментированный репортаж (журналист поясняет происходящее с помощью стендапа или закадрового текста, своим живым образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогает зрителям понять суть происходящего);
    • по специфике предмета отображения:

    Роль и место автора в репортаже:

    Работа репортера внутри события — это своеобразный автопортрет создателя репортажа, демонстрация его умения публично мыслить, а не бормотать скороговоркой прописные истины. Кроме того, репортер должен непрерывно следить за развитием события, за выступлениями его участников, за работой съемочной группы, за регламентом времени. И все это делать одновременно.

    Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Астахова Татьяна Юрьевна

    Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Астахова Татьяна Юрьевна

    The article considers the development of the reportage genre. The author reveals the modifications of classical reporting standards in the typological system of modern Russian media. The study deals with the issues that are very important for the Russian journalism but still do not have clear-cut answers.

    Ключевые слова: репортаж, журналистика, СМИ, жанр, композиция, телевидение.

    COMPOSITIONAL MODIFICATIONS OF REPORTAGE ON RUSSIAN TELEVISION Abstract. The article considers the development of the reportage genre. The author reveals the modifications of classical reporting standards in the typological system of modern Russian media. The study deals with the issues that are very important for the Russian journalism but still do not have clear-cut answers.

    Keywords: reportage, journalism, media, genre, composition, television.

    В телевизионной журналистике сейчас активно происходит процесс жанрообразования. Многие жанры трансформируются, заменяются другими, либо взаимодействуют и синтезируются. Становление отечественного репортажа происходит в лучших произведениях таких публицистов и журналистов конца XIX-начала XX вв., как В. Гиляровский (см. [3]), М. Кольцов, Л. Рейснер, под влиянием творчества которых репортаж приобретает свои индивидуальные признаки и черты, ставшие основой теории современного репортажа [4].

    Дальнейшая история репортажа связана с развитием системы средств массовой коммуникации: появляются медиа-варианты репортажа, различающиеся каналом передачи информации, - радиорепортаж, телевизионный репортаж, сетевой репортаж. Формирование репортажа на радио и телевидении является не только результатом адаптации сложившегося печатного жанра - оно происходит на основе прямой радио- и телетрансляции [2; 7; 10] и представляет собой последовательное развитие прямого (некомментированного и комментированного), а затем - записанного, смонтированного вариантов репортажа [10; 11, с. 241]. Анализ жанровой структуры телевидения и особенностей телерепортажа представлен в исследованиях Р. А. Борецкого, С. А. Муратова и др.

    тексте. Так как репортерский текст должен вызывать у читателя еще и чувство соучастия в событии, репортер должен обращаться еще и к чувствам читателя. В репортажном описании важно правильно подобрать детали, которые помогут воссоздать отображаемое репортером событие. Весь текст удачного репортажа должен быть пронизан действием, все детали должны быть взаимосвязаны. Концовка репортажа - обобщение впечатлений, оценок и мнений. Эта структурно-композиционная схема репортажа, считает М. Н. Ким, при желании может быть изменена автором - репортаж может быть построен на ассоциативных связях или исторических параллелях. Но все же чаще всего репортерский текст строится по вышеописанному принципу.

    Журналист-репортер не обязательно действующее лицо происходящего, хотя в некоторых случаях может быть им, но журналист всегда активный наблюдатель события [5, с. 89]. Это помогает репортажу дать читателю наглядное представление о том или ином событии через восприятие репортера, который выступает очевидцем или участником описываемого события. В репортаже должна быть динамика повествования, связанная с протяженностью действия во времени и пространстве; наглядность, которая помогает создавать образную картину происходящего, предельная документальность - никакой реконструкции, ретроспектив и творческого вымысла; эмоционально окрашенный стиль повествования, который придает рассказу убедительность; активная роль личности журналиста-репортера.

    В современных реалиях российских средств массовой информации жанр репортажа несколько видоизменяется. Проведенный анализ показал, что репортаж зарождался как сугубо информационный жанр и развивался также в этом векторе. Теоретически считается, что главная задача репортажа - сделать читателя очевидцем события, предоставив ему всесторонние факты и мнения, описав детали происходящего и мнения экспертов, которые опишут ситуацию с разных сторон, что поможет читателю сформировать о событии свое собственное мнение, которое не будет никем продиктовано, а станет результатом его собственных размышлений, основанных на взвешивании всех фактов и мнений.

    Несмотря на то, что и раньше, в контексте существования репортажа как информационного жанра, в материалах при желании можно было вычленить авторскую позицию, она читалась только лишь между строк и открыто и прямо не озвучивалась. Сейчас присутствие автора в тексте становится все более навязчивым и ощутимым, а за автором чаще всего скрывается редакционная политика издания.

    Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что стандартное представление о репортаже как исключительно информационном жанре, исключающем любую авторскую оценку или комментирование, не соответствует современной российской профессиональной практике. Сегодня редакционная политика и позиция автора напрямую влияют на выбор темы, отбор источников информации, спикеров, а также формы подачи материала - от заголовка до иллюстраций.

    В условиях современных реалий и политических событий формируется новый тип жанра, который, в первую очередь, меняет свою задачу и становится не столько объективным свидетельством, сколько еще одной платформой для выражения мнения. Несмотря на то, что репортаж все еще несет в себе некую информационную функцию, рассказывая о событии, делается это в определенном ключе и называться объективным освещением события не может.

    Сделаем некоторые выводы.

    1. Несмотря на то, что репортаж исторически считался информационным жанром, современным условиям это положение не отвечает.

    2. Взамен классического репортажа сегодня формируется новый тип репортажа.

    3. На репортаж сегодня существенное влияние оказывает редакционная политика издания, которая тесно переплетается с авторским мнением и находит выход в репортаже.

    5. Сегодня основной функцией репортажа является не объективное свидетельство, а выражение чьей-либо позиции или мнения о произошедшем.

    1. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. - М.: Просвещение, 1994. -511 с.

    2. Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале - мае 2010 г. - М.: Икар, 2011. - 178 с.

    3. Есин Б. И. Репортажи В. А. Гиляровского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 112 с.

    4. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2011. -400 с.

    5. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 320 с.

    6. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / ред-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб: Знание, 2000. - 384 с.

    7. Новиков К. Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке. - М.: ВК, 2005. - 88 с.

    8. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 245 с.

    9. Ученова В. В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 65-91.

    11. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

    Они всегда на виду, за ними ежедневно следят миллионы глаз, и все равно они умудряются хранить свои профессиональные тайны и производственные секреты. Речь о работниках телевидения. Они постоянно рассказывают нам о том, что происходит в мире, но, кажется, настало время поговорить и о них самих.

    Большинство журналистов не собирались связывать свою жизнь со СМИ

    Это оказалось очевидным, как только я пересек порог своей первой редакции. Не знаю уж, куда подевались все те, кто учился со мной в университете на факультете журналистики, а это больше 70 человек, но на работе вокруг меня сидели бывшие инженеры, экономисты, технологи, был даже один программист. А все дело в том, что писать о чем-то, кроме новостей, всегда проще, если ты в этом разбираешься. Ведь никто лучше бухгалтера не расскажет о финансах, и проще юриста никто не объяснит суть нового закона.

    На телевидение редко устраиваются по знакомству

    Могут взять на стажировку, но не более. Зрителя ведь не обманешь. Хороший репортаж от плохого отличить просто. Хороший смотрят, плохой — нет. Сразу замечу: я могу рассказать только о региональных телеканалах. Кухня федеральных знакома мне не так хорошо.

    Впрочем, я был в восторге, бегал за матерыми репортерами, носил им штативы и держал микрофон, отсматривал кассеты со съемок, записывал опросы на улице. Почему-то обязательно зимой и обязательно в минус 30. И только когда в редакции освободилось место младшего корреспондента, меня взяли на полставки.

    Возможно, со стороны кажется, что репортер — самый главный человек в СМИ, но это не так

    Как только я устроился официально, стало понятно: лучше бы оставался стажером. Все новички проходят через стадию рекламных сюжетов. Они не считаются сложными, да и опытным корреспондентам уже не интересно говорить о преимуществах нового средства для стирки. Но их много, и хочешь того или нет, но, снимая по 10–15 роликов в неделю, руку набьешь.

    Затем идут простые темы: лось забежал в город, кошку с дерева сняли, авария случилась, пожар. Мне почему-то всегда доставались свалки. Не знаю, может, я продюсеров чем-то обидел, но большую часть времени я проводил в грязи. В заброшенных домах, тюрьмах, в лесу, на военном полигоне, в могильнике радиоактивных отходов — мои наручные часы, кстати, там встали и до сих пор не пошли. И все это в режиме 24/7.

    Как правило, хорошая крупная газета, и уж тем более интернет-СМИ, зарабатывает лучше, чем региональный телеканал

    Про богатство телеканалов вообще ходят самые разные слухи, но правды в них практически нет. У нас много оборудования, большой штат, нужна аренда частоты вещания. Все это увеличивает расходы. Так что руководство экономит буквально на всем. Репортеры и операторы получают в среднем чуть меньше, чем их же коллеги в газетах и интернет-СМИ. При этом сюжеты должны выходить качественные. Так что мы выкручивались.

    На многих телеканалах репортеры работают в режиме 2 недели через 2. Так что половину месяца трудятся на одном канале, а половину подрабатывают на другом.

    Я знал одного оператора, который жил в студии. У него что-то случилось, и он потерял квартиру. Ничего никому не сказал. Днем работал на выездах, вечером — на эфирах. А ближе к ночи перебирался на гостевой диван. Главное было успеть проснуться до того, как в 5 утра начнут подтягиваться сотрудники первой смены.

    Вроде бы каждый день что-то в мире случается, но люди не спешат сообщать об этом

    Спасали сезонные темы: зима — значит гололед, аварии, отключения тепла, травмы; лето — потерявшиеся в лесу, утонувшие, отравившиеся. Но иногда приходилось высасывать из пальца. Так, однажды редактор решила, что, раз новостей маловато, будем придумывать.

    Если вы хоть раз смотрели опрос по телевизору, знайте: почти наверняка среди героев вы видели водителя съемочной группы

    Водители вообще самые частые дублеры. Они всегда рядом с вами и обычно скучают, так что их легко уговорить на какую-нибудь авантюру. Еще могут поучаствовать второй оператор, видеоинженер или репортер из новеньких, который не успел еще примелькаться.

    Дело в том, что иногда тот же опрос нужно снять быстро, за несколько минут. А люди, как это ни странно, по большей части не хотят разговаривать с журналистами.

    Вы никогда не увидите репортера в головном уборе или дорогой одежде

    В трудовом договоре, конечно, этого не пишут, но уйти в мороз без шапки для репортера нормально. Это негласное правило соблюдается неукоснительно вот уже десяток лет. Если корреспондент появляется в кадре, он делает это строго с непокрытой головой. Даже если на улице ветер и снег. Исключения могут составлять только моменты, когда иначе нельзя: каска на стройке, сеточка для волос в операционной.

    Под запретом также дорогие меховые шубы. Наверное, чтобы не отвлекать зрителя от новостей. Так что у журналистов с собой всегда есть дежурное пальто или куртка.

    Если ты хочешь снимать репортажи из зоопарка, а продюсер считает, что у тебя лучше выходят ДТП, ты не будешь вылезать из аварий

    Я очень люблю животных. Как только к нам в студию приходили гости с каким-нибудь зверьем, я был первым в очереди на фото. Но, увы, парня ростом 185 см очень удобно посылать на официальные мероприятия: мне всех видно. Так что в зоопарке за все годы по работе я был от силы раза 2.

    У репортеров вообще частенько существует негласная специализация. Кому-то удается криминал, кто-то лучше пишет про спорт. Одна моя коллега 2 года подряд снимала только сюжеты про то, как издеваются над детьми. Потом не выдержала и уволилась. Я, кстати, тоже не выдержал. Но не уволился, а пошел в ведущие.

    Состав выпуска новостей тщательно выстраивается. И в большинстве случаев по клиповому принципу

    Есть на канале такая профессия — человек, который не дает гостю сбежать

    Особенно если тема обсуждения не из простых. Продюсеры могут даже не сказать, куда зовут человека, он приходит, а это телевидение. Бац! И побежал. Приходится ловить и уговаривать. Не знаю, что там им говорят, но возвращаются многие. У нас был очень удобный коридор в студии. Если по нему первый раз идешь, сразу теряешься, и найти потом обратную дорогу очень трудно. Это нас выручало.

    Не все люди, которые звонят на ТВ во время прямого эфира, являются телезрителями

    Меня перед эфиром вечно пугал один сотрудник. Он громогласно прокашливался в динамиках прямо у меня над ухом. Готовил связки к эфиру. У него было важное задание: каждый день он звонил по телефону в студию и задавал вопросы.

    Сам выпуск, конечно, часто показывают в прямом эфире, а вот включения корреспондентов иногда приходится записывать. Связь бывает плохая или времени нет. У меня даже была такая привычка — фотографироваться на фоне себя же во время якобы прямого включения.

    Мы частенько записывали прямое включение с открытия каких-нибудь крупных выставок за несколько часов до, собственно говоря, самого открытия или вообще накануне вечером. В пустом зале удобно расставлять камеры, никто не мешает и не лезет в кадр. А если уж очень пусто, то на помощь приходят все те же водители.

    Журналист — это вселенский дилетант. Он знает по чуть-чуть обо всем на свете, но не более того

    Самим журналистам частенько приходится исполнять чужие роли. Чтобы новость получилась, я был понятым, тайным покупателем, подставным игроком в казино. Продавал поддельные петарды на Новый год, спал в китайской ночлежке. У меня брали кровь, делали прививки, проверяли на ВИЧ, отправляли искать в лесу снайперов. А однажды мы всей съемочной бригадой несколько дней ухаживали за летучей мышью.

    Во время записи она выскочила из клетки и улетела куда-то под потолок, а он у нас в студии высоченный. Поймать не могли несколько дней. Так что последний сотрудник, уходивший вечером с работы, должен был оставлять ей банан на столе, чтобы бедняга не голодала. Так ее на банане и поймали. Жива-здорова.

    Ведущий новостей в жизни может вообще не уметь разговаривать

    У нас, конечно, уже не так. Текст, как и положено, на экране монитора перед камерой, крутишь его сам специальной педалькой под столом. А в какой объектив смотреть, показывает красный огонек сверху. Ничего наизусть заучивать не надо. В большинстве случаев ведущий даже не пишет то, что читает. Это делают райтеры и редакторы. Исключение — работа репортеров во время прямых включений. Там действительно нужно думать самому. Но выкрутиться можно, например накидать текст заранее и прикрепить на листочке под камеру. А оператор будет их для тебя менять. Если ветер не сорвет, то считайте, что шалость удалась.

    Ошибки в прямом эфире случаются, но если делать вид, что так и надо, то в 90 % случаев зритель не замечает, что ведущий сказал что-то не то

    Как-то мы всей редакцией неправильно произносили имя одного из экспертов, местного адвоката. Он сидел в студии и отвечал на вопросы. Так вот, он ничего не заметил. Внимание на ошибку обратила корректор. Мы тихонечко исправились и продолжили сотрудничать с ним как ни в чем не бывало.

    А однажды мне сделали на суфлере слишком мелкий шрифт, и я скорее угадывал, чем читал текст. Оказалось, что половину имен и названий улиц я перепутал. Но ни разу не запнулся и не остановился. Мы, конечно, потом все переписали, но никто ничего не заметил.

    Перед эфиром все проходят через гримерку

    Красят всех поголовно, гостей тоже. И девочек, и мальчиков. Им подводят глаза, рисуют брови и скулы. Но вот чего я не мог ожидать, что мне будут красить губы. Из-за того, что я много времени проводил на съемках на улице, губы все время были обветренными, и гример маскировала это помадой. К тому же в кадре при ярком освещении неподготовленный человек будет выглядеть пришельцем: теней нет, а значит, нет привычных черт лица. Их и рисуют.

    Я частенько отпускал длинные волосы, так что мне гример — я уверен, что только из мести — закалывала еще и невидимки на затылке. А впереди 6 часов эфира. Ух, я даже нос боялся высунуть за двери студии (ну конечно, он же накрашен). Только и раздавал заказы коллегам, чтобы купили мне еды и воды.

    Зато одеваться можно было лишь наполовину

    Ведущего видно по пояс, и что там ниже — это никого не волнует. Особенно летом. В студии всегда жарко: окна не открывают, иначе шум с улицы забьет микрофоны. Кондиционеры на время записи выключают по той же причине. А на осветительных приборах можно жарить яичницу. Причем на расстоянии метров в 5. Вот и сидишь так: сверху — пиджак, рубашка, галстук, а снизу — шорты и шлепки. А если пиджак достался от более упитанного коллеги или рост не тот, то еще и булавками за спиной заколют.

    По большей части работа репортера — это адский труд

    Из всего вышеперечисленного может сложиться впечатление, что работа журналиста — это скорее развлечение, чем труд. Но ради 2 минут в эфире нам частенько приходится сутками терпеть неудобства.

    Да, с командировками я объездил всю страну. Но я нигде не отдыхал и ничего, кроме темы материала, не видел. День на ногах, потом текст, монтаж, дорога обратно. Иногда не удается и поспать нормально, не говоря уже о еде.

    Особенно если работаешь на каких-то крупных мероприятиях, куда должен прийти, скажем, влиятельный гость. Сначала появляется охрана, распределяет журналистов по их местам. Например, если гость будет что-то обходить с экскурсией, всем в одном месте толпиться нельзя и бегать тоже за гостем нельзя. Поставили на точку, и стой. Так вот, на этой точке нужно оказаться заранее. Иногда часов за 5 до начала. Так что на ней можно и поскучать, и побегать туда-сюда, и поспать. А самое веселое — когда после всего этого времени гость решает не ходить туда, где стоишь именно ты, и проскакивает мимо. Гнев, торги, депрессия, принятие — и бежишь к более удачливым коллегам просить материал. А потом все по новому кругу.

    А какие тайны журналистского ремесла знаете вы? Или, быть может, в вашей профессии есть секреты покруче?

    Читайте также: