Как сделать регулировочную шайбу

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

я точил, этож почему их точить нельзя? (обоснованная причина) нельзя точить руками!

и их надо не точить а шлифрвать на плоскошлифовальном станке

На регулировочных шайбах есть циментированный слой, который при шлифовании может стереться, что ни есть хорошо.
Проще заказать набор шайб с ебэя, их на всю жизнь хватит

Прикрепленные файлы

если не ошибаюсь то на катэм идут свои(диаметром 8,9)

На регулировочных шайбах есть циментированный слой, который при шлифовании может стереться, что ни есть хорошо.
Проще заказать набор шайб с ебэя, их на всю жизнь хватит

садись 2 ! цементация делает твердым и хрупким верхний слой, если ты заметил на работавших шайбах есть наклеп(от стебля клапана) ощутимый рукой при этом трещин нет, какой вывод отсюда?

дальше паехали, ты видел новые шайбы в глаза? на них на обоих плоскостях следы обработки плоскошлифовальным станком. Единственное как можно накосячить при шлифовке это перегреть верхний слой, но это видно по цвету детали. Так что ребят дуйте в уши другим

Ввиду того, что тут дамы, некоторые нехорошие слова заменяю точками..

Решился, значитца, я в выходные зазору клапанов посмотреть.

1. Обежал все Серпуховские магазины - нет приспособы для отжатия клапанофф. Нигде нет. Аж во всех 4-х магазинах. :-)) Есть только для класики за 680р.

Наконец в одном подсказали как можно все это сделать с помощью отвертки и кусочка железки.
Кстати, что такое возможно - пишется во всех ФАКах, а вот детально - КАК это сделать - нет нигде. Ну да ладно.

2. Сами регулировочные "восмерошные-оковские" шайбы продаются только в "оковском" магазине. За 20 р за штучку.

3. Итак: Снял крышку, промерял щупами. Вобщем расхождение было только во втором клапане (0,25 лезет свободно - 0,3 не лезет). Ну ладно, думаю, щас посмотрю на величину шайбы и возьму на 0,05 побольше. Достаю шайбу.. И.

А теперь внимание - начинаю ругаться:

На этой . шайбе . ни. даже. и со всех сторон тоже смотрел.
На . . и . в. через. короче - просто редиски!

НА ШАБЕ НЕ БЫЛО НО-МИ-НА-ЛА.

Шайба - кругляшок, вверху метал, внизу метал, а в центре "низа" - темное пятно. И все!

Я бы и рад поменять - да только на что? Микрометр это не та штука, что в каждом гараже лежит.

В общем - отрезал от щупа часть лепестка на 0,05 (знаю колхоз - а что делать?). Подложил под эту шайбу. Проверил - нормально - как раз в допуски встало.

А интересно - как они (на заводе) эти шайбы различают? Или у них только 2 типа - впускные и выпускные?

Чего ты волнуешься? > Решился, значитца, я в выходные зазору клапанов посмотреть.
*** Похвально.

> 1. Обежал все Серпуховские магазины - нет приспособы для отжатия клапанофф. Нигде нет. Аж во всех 4-х магазинах. :-)) Есть только для класики за 680р.
*** Зачем эта приспособа для проверки?

> Наконец в одном подсказали как можно все это сделать с помощью отвертки и кусочка железки.
*** Юмористы.

> Кстати, что такое возможно - пишется во всех ФАКах, а вот детально - КАК это сделать - нет нигде. Ну да ладно.
*** На конкурсе победил врач гениколог :)

> 2. Сами регулировочные "восмерошные-оковские" шайбы продаются только в "оковском" магазине. За 20 р за штучку.
*** Спасибо за инфу.

> 3. Итак: Снял крышку, промерял щупами. Вобщем расхождение было только во втором клапане (0,25 лезет свободно - 0,3 не лезет).
*** Забить.

> Ну ладно, думаю, щас посмотрю на величину шайбы и возьму на 0,05 побольше. Достаю шайбу.. И.
>
> А теперь внимание - начинаю ругаться:
>
> На этой . шайбе . ни. даже. и со всех сторон тоже смотрел.
> На . . и . в. через. короче - просто редиски!
>
> НА ШАБЕ НЕ БЫЛО НО-МИ-НА-ЛА.
*** Был, но написан туманно.

>
> Шайба - кругляшок, вверху метал, внизу метал, а в центре "низа" - темное пятно. И все!
*** Пятно и есть остаток надписи.

> Я бы и рад поменять - да только на что? Микрометр это не та штука, что в каждом гараже лежит.
*** Это правда.

> В общем - отрезал от щупа часть лепестка на 0,05 (знаю колхоз - а что делать?). Подложил под эту шайбу. Проверил - нормально - как раз в допуски встало.
*** Калхоз.

ЗЫ. Только сейчас посмотрел клапана. На одном клапане не лез щуп 0.15, пока оставил, но буду в ближайщее время шлифовать - калхоз :)

Да ладно - опыт он для того и есть опыт Чтобы потом, если припрет делать все как надо и быстро.

Например подложеную хреновину я уже убрал (затратив времени от "отвернул первую гайку - завернул последнюю гайку" =25 минут). - прогрес однако. -)

И опять же набор за 680 руб для работы с крапанами (отжатие шлифовка и т.п.) - а по отдельности их у нас не продают - это не для того я жабу растил/лелеял, чтобы она меня задушила.

ПОвторно данную операцию я буду делать в лушем случае года через 3. И на хрена мне на этот срок затавариваться ненужными инструментами? Уж лучше отверткой. (хотя я уже договорился и насчет микрометра и насчет отжимателя. :-))

Хотя вон придурок маэстро после каждой покупки постоянно бегает проверять шайбу в мастерскую (за 50р). И если не подходит бежит обратно - но тут уж каждому свое. :-)

Если найду сервис, у которого можно будет просто остановиться и сказать - проверьте клапана. Тогда да - на сервисе. Да я и сейчас хотел бы. НО!

Однако пока что стандартна фраза - подъезжай утром - МОЖЕТ быть посмотрим. Хрен им. И опять же. Я подозреваю, что если я щас отрегулирую КАК НАДО, то все остальные телодвижения в будущем будут заключаться просто в контроле щупом, но не замене. А это я уж пожалуй смогу сделать и сам.

"Слов нет" или "как тяжко быть балбесом" Полез ПРОВЕРИТЬ - начал РЕГУЛИРОВАТЬ


В книжке написано - НУЖЕН МИКРОМЕТР - на наличе микрометра, ессно, XYZ положен.

Шайба должна СВОБОДНО КРУТИТЬСЯ - балбес, ессно, под нее что-то СУЕТ (еще бы "золотку" от конфетки затакарил!)

После чего начинается бомбардировка конфы идиотическими вопросами - хорошо ли сделал - и не съездить ли в Москву на регулировку клапанов? (Вместо того, чтобы одолжить за 50 рэ или пару пива нужный инструмент в ЛЮБОЙ НОРМАЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ).


Тяжела ты, шапка Авто-Юзера!

А я ж говорил, что надо быть немножко ленивым. В сервисе бы сделали быстрее. Неймется самому машину чинить?

во всех инструкциях по регулировке зазоров. . написано, что обязательным инструментом является микрометр. Так как в процессе эксплуатации размер регулировочной шайбы уменьшается. и его нужно контролировать при определении размера требуемой шайбы.

PS^ Лучше бы вообще не лез к шайбам, раз ни инструмента нормального , ни знаний не было. Надо было съездить в сервис, где тебе за 300 рублей нормально отрегулировали бы зазоры, а ты бы посмотрел на этот процесс и набрался бы опыта. И никаких лишних железяк не было бы под клапанной крышкой.

Сервисы? в Серпухове? Знаешь, ездил, а потом долго себя оплеваным чуствовал.

В первом сервисе мне деликатно сказали - машину не возмем, у нас их на неделю вперед скопилось.
Во втором - просто спросили - какая марка. Ответил - Ока. Скривились и сказали - не ремонтируем.
В третьем (добрые люди) - сказали - приезжай в понедельние к 8 часам. Если будет свободное место - возмем. Пришлось ехать. И УПРАШИВАТЬ, чтобы они за МОИ деньги починили МОЮ машину. ( А что было делать - сцепление то менять надо было).
И вот после этого, я и не хочу ездить в сервис, чтобы ради получасовой регулировки тратить свои нервы и настроение. Нафик. Я готов заплатить 500-800 рублей, но я НЕ ГОТОВ упрашивать их взять.

Вооот. Это вам не Москва.

Кстати, а Михалыч с иногородними работает? Типа есть у него [strong]постоянная [/strong]площадка? Чтобы договориться к какому-нить времени, подъехать. подождать.

З.Ы. Вот как не разговариваю с владельцами машин, так постоянно при ремонте проскакивает фраза - в таком то сервисе у меня знакомый механик, вот там то я и ремонтируюсь. Т.е. подразумевается, что если не по знакомству - хрен починят.
Прямо как в старые добрые времена - кругом только по знакомству. ррррр.

Тебе к STERHy под Тулу надо Но не с регулировкой зазоров, конечно.
Я из Москвы к нему ездил и ни капли не жалею.
Успехов,
Вася

А это мысль.. Благо что мне что до Москвы, что до Тулы. Одинаково :-) А у него что? Типа профессионально, или типа "подмост"?

Там не совсем Тула :) г. Суворов километрах в 90 от трассы. На сервис запись, можно встретить и москвичей на иномарках. Не знаю как сейчас, может и выросли, но мне стойки меняли на яме. Сварка, шиномонтаж, БАЛАНСИРОВКА - всё под рукой у одного мастера. Мастера - золотые руки. Антикор и жестянка - рядом. Дмитрий может устроить всё, городок маленький, люди добрые.
Успехов,
Вася

Приезжай, отрегулирую бесплатно :) Заодно пива попьем :)
На бензин как раз те самые 500. 800 р потратишь :)

Не понял > В общем - отрезал от щупа часть лепестка на 0,05 (знаю колхоз - а что делать?). Подложил под эту шайбу. Проверил - нормально - как раз в допуски встало.
----- Это зачем от щупа отрезал? Под шайбой оставил и так ездишь, что ли.
Успехов,
Вася

Ну а разлохматится твой щуп? Куда пойдут ошмётки? А что разлохматиться и быстро,это даже к бабке не ходи :(((
Успехов,
Вася

Только что разобрал. Вытащил шайбу. Убрал подложенную "хреновину". И собрал заново. На все ушло 25 минут.

Как говорится - вот зачем я потратил 4 часа в выходные на клапаны - для того, чтобы в случае нужды за полчаса сделать все "как было раньше" :-)
Гараж в 10 минутах езды + "рабочие штаны" в онном рулят однозначно. :-)
Короче - езжу теперь пока "как было", а потом наверное все таки поговорю с Михалычем. Не пожалею час на дорогу. Вот только есть ли у Михалыча микрометр.

Ну а заодно и подкрутил УОЗ до 6 градусов. "Звуки" ушли на 40 км/ч при 3-ей передаче..
БелиАдЪ!
Ну что же это такое? Ведь НЕ БЫЛО ЖЕ раньше. (Кстати, а не может ли это быть связано, с тем что я как то ездил без тосола? Но с другой стороны - причем здесь УОЗ?

Вот такие вот пироги с котятами.

Надеюсь, ты записывал ходы ? :))) Какие зазоры сейчас на каждом из клапанов? Может так случиться, что если махнуть местами, то оба будут в допуске. Но могут и разойтись :(((
Успехов,
Вася

Нябось Москва, аль областной центр? Я уже говорил, что для того чтобы наши сервесмены из глубинки соизволили начать работать с моей машиной - их надо долго и унижено уговаривать. Ибо зажрались. А мне это надо? Так что дело то не в деньгах, а в самоуважении.

Впрочем поезжу еще по нашим сервисам, поспрашиваю. Но не уверен. не уверен.

Для вычисления пары близких по толщине может хватить. Кстати, можно позаимствовать на время с соседнего клапана:))). Но как минимум один лишний диск нужен :)))
Успехов,
Вася

Не катит, надо для Зубла, и еще в планке, которая на шпильки клапанной крышки одевается, надо отверстие просверлить

> Наконец в одном подсказали как можно все это сделать с помощью отвертки и кусочка железки.

> 3. Итак: Снял крышку, промерял щупами. Вобщем расхождение было только во втором клапане (0,25 лезет свободно - 0,3 не лезет). Ну ладно, думаю, щас посмотрю на величину шайбы и возьму на 0,05 побольше. Достаю шайбу.. И.
>
> А теперь внимание - начинаю ругаться:
>
> На этой . шайбе . ни. даже. и со всех сторон тоже смотрел.

Я тебе для чего говорил, что МИКРОМЕТР НУЖЕН?!

> Я бы и рад поменять - да только на что? Микрометр это не та штука, что в каждом гараже лежит.

Именно та. пройдись по гаражам да попроси померять :)

Или сходи с шайбой в ближайшую школу или дом пионЭров в слесарную мастерскую

Это бывает. . когда шайбу цифрами к валу кладут. Тогда они просто затираются. Я на своей зубиле в таком случае клал на пробу несколько других шайб и вычислял требуемую. Тут, правда, надо оговориться, шайб этих у меня кулек целый в гараже. Надо наверное искать их, на оках моторы не отрегулированы. Хотя, наверное, на ТО должны будут сделать?

Показываю, что станет с шайбами клапанов от ВАЗ на ТОЙОТЕ

Всем доброго времени! Есть машинка тойота марк 2, владею почти 10 лет, за это время пришлось столкнуться с Регулировкой тепловых зазоров клапанов. Результаты замеров показали, что требуется регулировка впускных клапанов.

(Родные шайбы мне перешлифовали и они стали стучать) И после, встал вопрос приобретения шайб, оригинальные на тот момент стоили от 300р за шт., а нужно было порядка 9шт. (они 25мм диаметром) Но не давала покоя мысль переделать ВАЗововские шайбы от 2108 (они 31мм диаметром). Стоимость 60р/шт.

Четыре штуки подобрал родными, поменяв местами, требовались еще 5 шт. Но основная проблема была даже не в деньгах, а том, что они были только на заказ — неделя и более, а машина нужна, собирать обратно и потом опять разбирать совсем не хотелось, тем более, кто вытаскивал шайбы, тот знает насколько это матершинно делать))) (не снимая распредвалы).

Все зазоры вывел в допуски и все собрал.

Проездив несколько лет, решил вскрыть, посмотреть как чувствуют себя шайбы и заодно проверить зазорчики.

Момент вытаскивания шайб был немного волнительным, но после того как вынул несколько переточенных шайб, волнения рассеялись!

Шайбы для регулировки клапанов


Двигатели автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 в своем клапанном механизме имеют шайбы для регулировки теплового зазора между толкателем и кулачком распредвала.

Шайбы для регулировки клапанов двигателей 2108, 21081, 21083

Что представляет из себя шайба для регулировки клапанов?

Шайба представляет собой диск из высокопрочной стали с нанесенной на нем маркировкой (номиналом).


Шайбы для регулировки клапанов

Для чего нужны шайбы регулировки клапанов?

Шайбы регулировки клапанов необходимы для изменения зазора между толкателем, установленным на клапан и кулачком распределительного вала. Зазор изменяется за счет установки шайб разной толщины в толкатель.


Измерение теплового зазора при помощи щупа

Где установлены регулировочные шайбы?

Регулировочные шайбы вставляются в толкатель. Толкатель установлен в круглом колодце в головке блока цилиндров двигателя поверх стержня клапана с пружинами. Всего толкателей восемь (по числу клапанов) и регулировочных шайб тоже восемь. В толкателе имеется прорезь для извлечения шайбы.


Регулировочная шайба между кулачком распредвала и толкателем

Как заменить регулировочную шайбу клапанов
Как подбирать регулировочные шайбы

Шайбы подбираются после проверки теплового зазора при помощи щупа, по обозначенному на них номиналу. Для расчета используются формулы: Z=Y+X-0,2 мм (для впускных клапанов). Z=Y+X-0,35 мм. Z — расчетная толщина новой регулировочной шайбы, Y — толщина снятой шайбы, X — зазор, определенный по щупу.

Если маркировка на шайбе стерлась, то ее толщину можно узнать применив микрометр.


Измерение толщины шайб микрометром

Применяемость регулировочных шайб

На двигателях 2108 (1,3 л), 21081(1,1 л), 21083 (1,5 л), 2111 (1,5 л) применяются шайбы для регулировки клапанов с шагом через 0,05 мм имеющие следующие каталожные номера:

Помимо приведенных номиналов могут встречаться и другие разных производителей.

Примечания и дополнения

— Что такое тепловой зазор? По мере прогрева двигателя стержень клапана удлиняется так как металл при нагреве расширяется. Между торцом стержня клапана и нажимающем на него кулачком распредвала необходим определенный зазор для компенсации этого теплового расширения.

На двигателях 2108, 21081, 21083, 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 он составляет 0,2 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных.

Увидел на Гранте пропилы на регулировочных шайбах клапанов. Владелец сказал, что двигатель работает тише с такой доработкой

В автосервис на ремонт приехала Гранта с восьмиклапанным двигателем объёмом 1.6 литра. Пробег уже не маленький, и двигатель стал подъедать масло. Хозяин авто решил заменить сальники клапанов. Работа простая и ничем не примечательная, но в процессе её выполнения увидели интересную доработку регулировочных шайб клапанов. Рассказываю, в чём её смысл.

Позвонили хозяину машины и сообщили, что нужно докупить ещё регулировочные шайбы, так как старые кем-то повреждены. На что он ответил, что в курсе, и эти прорези сделал сам специально. Поэтому шайбы нужно оставить именно эти. Мы были крайне поражены, но сделали всё, как он сказал. К вечеру с нетерпением ждали владельца Гранты, который должен забрать отремонтированную машину. Очень хотелось узнать у него подробности такой доработки.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на канал и ставьте лайк! 😉 Пишите в комментарии, как Вы относитесь к подобным доработкам?

Реальный размер шайб для регулировки клапанов


Соответствует ли маркировка реальной толщине

Бытует мнение, что реальная толщина регулировочных шайб далека от номинала. Другими словами, ее реальный размер не всегда соответствует указанному. Поэтому, прежде чем покупать шайбу, ее обязательно нужно измерять микрометром. Вот я и решил разобраться, насколько эта информация достоверна и имеет ли принципиальное значение контрольный замер регулировочной шайбы перед замером.

Микрометр Калибр МК-25

Регулировочная шайба № 1 с маркировкой 3,55 мм


Толщина первой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 2 сотки. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 2 с маркировкой 3,45 мм


Толщина второй шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 2 сотки, как и первая. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 3 с маркировкой 3,57 мм


Толщина третьей шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 1,5 сотки. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 4 с маркировкой 3,75 мм


Толщина четвертой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 2 сотки. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 5 с маркировкой 3,70 мм


Толщина пятой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 1,5 сотки. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 6 с маркировкой 3,60 мм


Толщина шестой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 1 сотку. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 7 с маркировкой 3,42 мм


Толщина седьмой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 3 сотки. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 8 с маркировкой 3,55 мм

Толщина восьмой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 2 сотки. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 9 с маркировкой 3,85 мм


Толщина девятой шайбы по факту совпала с маркировкой. Отклонений нет. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 10 с маркировкой 3,65 мм


Толщина десятой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 2 сотки. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 11 с маркировкой 3,47 мм


Толщина одиннадцатой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 3,5 сотки. Это антирекорд :)). Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 12 с маркировкой 3,62 мм


Толщина двенадцатой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 1 сотку. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 13 с маркировкой 3,80 мм


Толщина тринадцатой шайбы по факту совпала с маркировкой. Отклонений нет. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 14 с маркировкой 3,52 мм


Толщина четырнадцатой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 1 сотку. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 15 с маркировкой 3,52 мм


Толщина пятнадцатой шайбы по факту совпала с маркировкой. Отклонений нет. Приступаем к замерам следующей шайбы.

Регулировочная шайба № 16 с маркировкой 3,87 мм


Толщина шестнадцатой шайбы по факту оказалась больше, чем обозначено маркировкой на 0,5 сотки. На этом замеры закончены.

Делаем выводы

Прежде, чем сделать какие-то выводы, для удобства восприятия, все полученные результаты измерений были внесены в сравнительную таблицу.


Чуть ниже мы рассмотрим все приведенные показатели, но сначала ответим на вопрос: п очему в своих измерениях я использовал именно 16 регулировочных шайб, а не 20 или 10? Все очень просто. Шайбы в таблице делятся на две группы:

  1. Шайбы установленные с завода. Так как клапанов в двигателе 8, то и регулировочных шайб тоже 8;
  2. Шайбы купленные в магазине. Их тоже 8, так как они были куплены взамен старым, установленным с завода.




Вывод первый: идеальных шайб не бывает

Вывод второй: допуск ± 0,05 мм обусловлен погрешностью регулировочных шайб

Почему можно сделать вывод, что допуск ± 5 соток, обозначенный заводом изготовителем, обусловлен погрешностью в реальной толщине регулировочных шайб? Если обратить внимание на таблицу, то все станет ясно.



В среднем, отклонения или погрешности регулировочных шайб составляют всего 1,5 сотки. К чему это все?

Вывод третий: регулировочные шайбы можно не измерять

Есть два подхода к регулировке клапанов и каждый из них имеет право на жизнь. Каким пользоваться — решаете только вы. Немного подробнее.


Дроссельная шайба – регулировочное устройство, предназначенное для обеспечения стабильного гидравлического режима в системах отопления жилых домов и промышленных предприятий.

Для чего нужна дроссельная шайба на отопление

Без применения дроссельных шайб теплофикация большого количества объектов становится невозможной. Стандартные диаметры выпускаемых промышленностью водонапорных труб не позволяют обеспечить правильные гидравлические режимы в магистральной сети теплоснабжения. Наиболее близкие к источнику теплоты здания буду потреблять слишком много тепловой энергии, тогда как наиболее удаленные предприятия её недополучат.

Во избежание этого теплоснабжающие организации предписывают установку дроссельных шайб, ограничивающих расход теплоносителя в соответствии с размером объекта и его тепловой мощностью. Тем самым одновременно достигается несколько целей:

  • температура в помещениях отапливаемого объекта находится в пределах законодательных норм и комфортна для человека;
  • расход теплоносителя в системе становится предсказуемым, что позволяет выполнить правильную настройку теплогенерирующих установок в котельных;
  • наличие дроссельной диафрагмы заставляет владельца объекта обслуживать внутреннюю систему отопления, иначе температура в помещениях будет ниже нормы, а температура обратного трубопровода завышенной, что является поводом для штрафа.

Кроме этого, владельцы объектов могут устанавливать повторные дроссельные шайбы, регулируя расход теплоносителя внутри предприятия.


Конструкция устройства

Дроссельная шайба представляет из себя металлический диск с отверстием в центре. Диаметр этого отверстия рассчитывается с точностью до 0.1 мм по специальным формулам, либо посредством программного обеспечения, выполняющего моделирование работы системы отопления.

Шайба находится в условиях значительного давления и высоких температур, поэтому изготавливается из высококачественной стали толщиной не менее 3 мм.

При изготовлении нерегулируемой дроссельной диафрагмы отверстие должно располагаться точно в её центре. Его размер, как правило, составляет от 3 до 10 мм. Во избежание возникновения громкого свиста, вызванного движением воды через узкое отверстие, с него снимается фаска с обеих сторон.

Регулируемая дроссельная шайба имеет более сложную форму. Сквозь уплотнительные кольца выводится регулировочный шток. Вращая его, изменяется суммарная площадь отверстия, благодаря чему меняется гидравлический режим.

Место установки дроссельной шайбы

В подавляющем большинстве случаев дроссельная шайба устанавливается на втором по ходу движения теплоносителя фланце вводной задвижки подающего трубопровода. Подобная процедура актируется и фиксируется должностными лицами теплоснабжающей организации и владельца объекта.

В случае необходимости могут устанавливаться повторные шайбы в целях регулировки гидравлических режимов внутри объекта. При этом вводная дроссельная диафрагма будет строго ограничивать расход теплоносителя вне зависимости от количества шайб, установленных после неё.

В некоторых случаях для защиты радиаторов отопления от избыточного давления, шайбы устанавливаются и на подающем, и на обратном трубопроводе данного участка системы отопления.

Как правило, все шайбы устанавливаются в помещении индивидуального теплового пункта. При наличии элеватора шайба не устанавливается, так как сопло смесительного узла выполняет те же функции – ограничение расхода теплоносителя.


Расчет диаметра отверстия дроссельной шайбы

Расчет диаметра регулировочного отверстия – важная и кропотливая работа. Расчет выполняется в соответствии со сводом правил СП 41.101/95, посвященным процессу проектирования тепловых пунктов.

Формульный метод

Наиболее простая и точная формула описана в СП 41.101/95 и выглядит так:

где G — расчетный расход воды в трубопроводе, т/ч;

ΔH — напор, гасимый дроссельной диафрагмой, м.

Информация о расчетном расходе воды должна содержаться в договоре теплоснабжения. Цифру дросселируемого напора можно определить как экспериментально, так и взять из проекта, при его наличии. Как правило, он составляет 0,6-2 м. вод. ст.

Вне зависимости от поставленной задачи необходимо учитывать несколько обязательных требований:

  • Располагаемый напор не должен быть ниже 6 м. вод. ст.;
  • Итоговые гидравлические потери между подающим и обратным трубопроводов чаще всего находятся в пределах 0.6-2 м. вод. ст.
  • При наличии элеватора диаметр дроссельной диафрагмы не должен быть меньше диаметра сопла.

Программный метод

При применении программного метода возможно получить более точный расчет диаметра дросселирующего отверстия.

Известно, что система отопления состоит не только из трубопроводов, но и из множества других элементов:

  • запорной арматуры;
  • фильтров;
  • тройников на разделение и слияние потоков;
  • и др.

Формульный метод не учитывает этих особенностей, ведь каждый из элементов имеет собственное гидравлическое сопротивление. В программном обеспечении каждый элемент учитывается в виде коэффициента местного сопротивления (КМС).

Между гидравлическим сопротивлением, значением КМС и диаметром дроссельной шайбы есть зависимость. Программа проверяет вводимые данные на соотношение размера отверстия с гасимым напором и выдает вердикт о необходимости увеличения или уменьшения его диаметра.

Видео описание

Расчет дроссельных шайб и диафрагм.

Сбор данных и предварительные расчеты

Все элементы системы, начиная от источника теплоты и заканчивая батареей в доме абонента, объединены в сложную гидравлическую сеть. Ученые давно описали принципы её работы и заключили их в формулы. Но при расчете дросселирующей шайбы должно учитываться множество дополнительных факторов. Для этого специализированные организации выполняют ряд подготовительных работ:

  • Производится энергетическое обследования строительных ограждающих конструкций объекта, а также источников теплоты внутри него.
  • Определяются фактические и расчетные параметры магистральной тепловой сети, такие как: располагаемый напор, гидравлическое сопротивление, максимальный расход теплоносителя и др.
  • Составляется схема объекта с указанием всех параметров труб и отопительного оборудования.
  • Производится прогноз развития участка тепловой сети на срок не менее 5 лет вперед.

По итогам выполнения мероприятий и расчетов производится оценка правильности действий. Фактический расход теплоносителя сравнивается с идеальной программно откалиброванной моделью тепловой сети. Коэффициент сравнительного расхода теплоносителя должен находиться в пределах 0.9-1.15, где за единицу принят идеальный расход.


Эффект от установки шайб

Установка дроссельной шайбы решает не только проблемы внешней гидравлической сети, но и внутридомовой системы:

  • Наиболее удаленные отопительные стояки обеспечиваются достаточным расходом теплоносителя и хорошо прогреваются.
  • Наиболее близкие к центральному тепловому пункту объекты не перегреваются, температура воздуха в помещениях остается комфортной.
  • Система находится в устойчивом и предсказуемом гидравлическом режиме, исключены внезапные изменения её параметров: расхода, давление, температуры и др.
  • Температура в подающем и обратном трубопроводе соответствует утвержденному температурному графику, благодаря чему снижается себестоимость производимой тепловой энергии.
  • Для потребителей перегретой воды и пара создаются гарантированные условия поддержания абсолютного давления при динамических тепловых режимах работы сети.
  • Для абонентов, эксплуатирующих системы отопления, создаются условия поддержания давления в трубопроводах на уровне не ниже 5 кгс/см2 в любой точке разветвленной сети, что позволяет предотвратить вскипание теплоносителя, либо, наоборот, образование вакуума.

Наладка с регулируемыми шайбами

Наладка тепловой сети посредством регулируемых дроссельных шайб значительно упрощает задачу. Регулировка производится в отопительный период по следующему плану:

  • Диаметр дросселирующих отверстий устанавливается в соответствии с предварительным расчетом.
  • По показаниям измерительных приборов оценивается режим работы сети и соответствие близости расхода теплоносителя к расчетным значениям.
  • После повторной регулировки шайб ожидается наступление установившегося режима работы тепловой сети.
  • Процесс повторяется до получения необходимого результата, после чего шайбы пломбируются.


Видео описание

Что такое дросселирующая шайба.

Заключение

Установка дроссельных шайб – полезное мероприятие, как для теплоснабжающей организации, так и для потребителя. После их установки обе стороны взаимоотношений вынуждены эксплуатировать систему надлежащим образом. Теплоснабжающая организация - для обеспечения договорных параметров теплоносителя на границе балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, а со стороны абонента – для эффективного теплосъема в целях поддержания надлежащей температуры воздуха в помещениях, а также соблюдения температурного графика в части температуры обратного трубопровода.

Читайте также: