Как сделать реформу

Обновлено: 06.07.2024

Чем реформы, учитываемые по Постановлению Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 259 "Об утверждении Положения о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2005-2008 годы" ("сводный доклад содержит . перечень планируемых реформ",
"Раздел "Комплекс мер по достижению целей деятельности Правительства Российской Федерации и субъектов бюджетного планирования" содержит . планируемые реформы, проекты развития",
"По каждой планируемой реформе и проекту развития указываются:
а) цели и задачи планируемой реформы и проекта развития, промежуточные и конечные результаты, включая количественно измеримые показатели и их планируемые значения;
б) меры и механизмы реализации планируемой реформы и проекта развития;
в) комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на реализацию планируемой реформы и проекта развития;
г) анализ последствий осуществления преобразований для населения и субъектов экономической деятельности;
д) качественная и количественная оценка влияния результатов планируемой реформы и проекта развития на достижение целей деятельности Правительства Российской Федерации в плановом периоде и на перспективу;
е) сводная оценка ресурсов, необходимых для осуществления планируемой реформы и проекта развития, с указанием их источников и объемов;
ж) анализ факторов, препятствующих решению поставленных задач.",
"субъекты бюджетного планирования осуществляют. подготовку предложений в пределах своей компетенции об осуществлении планируемых реформ и проектов развития")
отличаются от реформ, инициируемых в рамках административной реформы (которая в сама является эдакой реформаторской матрешкой, внутри которой находится заранее неизвестное число реформ)? Ответ: ничем.

Вот наметка для другого взгляда, подчеркивающего инженерный (в симултреке это операционный -- как организацию воспроизводящейся коллективной деятельности) взгляд на реформаторство.

2. После того, как административный иженер (не один, конечно -- команда таковых. Но я тут пишу в терминах ролей, до оргдизайна команды реформаторов нам еще как до Луны) демонстрирует полное понимание проблем разных стейкхолдеров и способен воспроизводить их ценностные рассуждения и отношение к разным вариантам решения проблемы, можно приступать к написанию нормативных актов (этап кодирования). Нормативные акты пишутся по-разному: либо непосредственно (реже), либо начиная с Концепции, после которой идет пакет нормативных актов, либо сначала таки идет Доклад, только затем Концепция (принятие Концепции является формальным пунктом, после которого можно считать, что реформа пошла), и только потом -- нормативные акты. Этот этап -- кодирование, нормативная работа. Поиск основных решений проблем я включаю именно в эту стадию -- кодирование, которое предполагает высокорефлексивную позицию, существенно отличающуюся от позиции при ассимилировании. Ведущая квалификация тут -- правоведение, философия права. И умение удерживать симултрек (т.е. быть максимально сознательным и интегральным -- это уж я совсем по Кену Уилберу ;).

3. Мало того, что Концепция и даже сами нормативные акты будут приняты. Нужно, чтобы жизнь пошла по-новому, чтобы как можно более безболезненно рассосались старые общественные институты и как можно более беспроблемно появились новые. "Само" это обычно не происходит даже в случае полностью готовой нормативной базы. Поэтому этот этап требует тщательного планирования и не менее тщательного исполнения: инсталляция общественных институтов. Особо нужно обратить внимание, что инсталляция может включать много чего такого, что совершенно не прописано в нормативных актах (особенно в тех случаях, когда суть реформы как раз отмена нормативных актов). Заметим также, что убедительное сценирование инсталляции как минимум и уверенность в том, что инсталляция будет проведена в реальности как максимум является сильным аргументов на этапе принятия нормативных актов.

4. Реформы не являются ни проектами, ни программами в смысле проектного управления (хотя я и предпочитаю писать "программы административного реинжиниринга", за неимением других слов -- но хотя бы подчеркивая, что реформа уж никак не проект). И уж совсем не процесс, в смысле управления процессами. Русских слов для этого нет (хотя в СМД-методологии используется слово "программа" в совершенно другом значении "движения в расходящейся от здесь и сейчас воронке возможностей" в противоположность к сходящейся воронке проекта -- но использовать эти слова в их СМД-значении неправильно, операционные менеджеры их просто не будут понимать). Поэтому я предлагаю оставить за типом реформы именно это слово -- реформа. То бишь в административном/операционном менеджменте нужно будет изучать управление (административными) процессами, проектами, программами и реформами. В любом случае реформам как форме деятельности присущи этапы, итеративность шагов ассимилирования-кодирования-инсталляции-а ссимилирования(деятельность изменилась после предыдущих кодирования-инсталляции! ее снова нужно изучить!)-кодирования-инсталляции.

blank

С момента запуска пенсионной реформы прошло почти три года. Все это время население всячески выказывает свое недовольство этим решением Правительства, а депутаты ищут способы ее отменить. Возможно ли снижение пенсионного возраста в 2022 году, читайте далее в нашем материале.

Когда ввели пенсионную реформу

В октябре 2018 года был подписан закон о пенсионной реформе. С 1 января 2019 года нововведение начало действовать. С этого момента возраст человека, достаточный для назначения ему пенсии, стал больше на пять лет.

Мужчины могут выходить на пенсию с 65 лет, а женщины — с 60.

В начале 2019 года был запущен первый этап реформы. Он касается выхода на пенсию людей, родившихся в 1959-1960 годах (мужчины) и в 1964-1965 годах (женщины). Для них было разрешено выходить на заслуженный отдых на полгода раньше, чем наступит положенный срок.

Полный переход на новый пенсионный возраст планируется к 2028 году. Реформа продлится десять лет.

Тем, кто никогда не работал или имеют маленький стаж, недостаточный для получения страховой пенсии, социальная пенсия по старости будет назначаться с 60-65 лет женщинам и с 65-70 лет мужчинам.

На пять лет увеличится возраст для назначения пенсии тем работникам, которые имеют возможность досрочного выхода на заслуженный отдых, это:
-граждане, работающие на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностям;
— учителя, врачи и творческие работники. При этом социальный стаж (25-30 лет) не изменится, срок назначения пенсии сдвинется на пять лет;
— женщины и мужчины со стажем работы 37 лет и 42 года соответственно могут подать заявление о назначении пенсии за два года до пенсионного возраста (но не раньше 55 и 60 лет);
— многодетные матери.

Для граждан, работающих на местах с опасными и вредными условиями труда, возраст выхода на пенсию останется прежним.

Пенсионный возраст не изменится для женщин с пятью и более детьми, инвалидов по зрению, граждан, пострадавших при аварии в Чернобыле, или проработавших в летно-испытательном составе, участвовавших в летных испытаниях. Под исключение попадают и коренные малочисленные народы Севера.

Первые результаты пенсионной реформы

После объявления о пенсионной реформе по стране прошли митинги с требованием ее отменить.

До сих пор среди обычных граждан распространено убеждение, что целью реформы является банальное сокращение населения пенсионного возраста. Чтобы людей, которым надо выплачивать пенсию, было как можно меньше или вообще их не было.

К таким мыслям подталкивают несколько фактов, которые сегодня можем наблюдать:

  1. Призыв сидеть дома работающим людям старше 60 лет.
  2. Блокировка социальных карт пенсионерам, теперь они не могут бесплатно ездить в общественном транспорте.
  3. Рост динамики сокращения реальных пенсионных расходов. В 2022 году это 8,3%, а в 2024 году расходы на пенсию сократятся на 13,6% по сравнению с нынешним годом.

Такие цифры привел Михаил Делягин, депутат Государственной Думы. По его мнению, если мужчины старше 60 лет будут продолжать работать, особенно на простых рабочих должностях (водитель грузовика, каменщик, плотник), то в таких условиях их организм быстрее придет в негодность.

Правительство предусматривает курсы переподготовки людей предпенсионного возраста, но не все люди в возрасте могут легко научиться новой профессии. Они не всегда могут составить достойную конкуренцию молодежи, которая выросла в век современных технологий.

Поколение людей, которое участвовало в крупных стройках времен СССР, теперь стоит под угрозой банального уничтожения. Все заводы, предприятия, крупные транспортные магистрали в Сибири и на Дальнем Востоке, которые строились силами тогдашней молодежи, служат до сих пор. Однако принадлежат они теперь отдельным лицам, олигархам. Тот же “Норникель” или “Северсталь” работают теперь на пополнение банковских счетов их владельцев В. Потанина и А. Мордашова. А те, кто все это сооружал, под конец жизни опять останутся ни с чем. Вот за это людям очень обидно. Поэтому они просят отменить все изменения, принятые около трех лет назад.

Россияне выступают за отмену пенсионной реформы

Могут ли упразднить пенсионную реформу в 2022 году

Депутаты Государственной Думы от КПРФ летом 2021 года внесли законопроект, предполагающий возвращение пенсионного возраста в прежние сроки. После рассмотрения документа, Правительство заявило, что денег в бюджете на реализацию проекта нет. Но на рассмотрение в Госдуму законопроект все же отправили.

В ноябре Сергей Миронов, председатель партии “Справедливая Россия — За Правду”, сообщил, что они презентовали депутатам Думы альтернативный вариант проекта бюджета. В данной разработке предусмотрены деньги, необходимые для того, чтобы отменить пенсионную реформу уже в 2022 году.

Иначе социальные проблемы, такие как безработица, рост бедности, снижение рождаемости, остро встанут перед государством.

Член комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Алехин заявил, что на сегодняшний день пенсионная реформа себя не оправдала.

В Госдуме идут постоянные дебаты, депутаты различных партий предлагают свои законопроекты, предусматривающие отмену пенсионной реформы и снижение пенсионного возраста.

Однако, представители партии Единая Россия эти инициативы не поддерживают, раз за разом голосуя против них.

По мнению Алехина, чтобы вернуть все как было по части пенсии, надо провести Всероссийский референдум. Тогда реформу можно будет отменить, а пенсионный возраст снизить.

Новый вариант пенсионной реформы

Он касается изменений в системе негосударственных пенсий. Отчисления в негосударственные фонды должны осуществляться по добровольному решению граждан. Но из-за полного отсутствия доверия к такой системе, лишь немногие переводят туда свои сбережения.

Ярослав Нилов, депутат от партии ЛДПР, предложил властям создать людям условия, благоприятные для формирования негосударственной пенсии:

  1. Вывести накопительную часть пенсии из системы обязательного пенсионного страхования.
  2. Перестать замораживать накопительную часть пенсии.
  3. Искать стимулирующие варианты, создавая гражданам комфортные условия для добровольного зарабатывания негосударственной пенсии.

Таким образом, если пенсионную реформу не отменят в ближайшее время в 2022 году, то гражданам России следует задуматься о самостоятельном формировании своего пенсионного капитала уже сейчас.


По подсчётам некоторых экспертов, за эти годы её основные фонды сократились на 70%. Это в два раза больше, чем за годы Великой Отечественной войны, когда экономика съёжилась на треть. Получается, реформаторы нанесли по ней удар посильнее, чем самый страшный в истории внешний враг. Как теперь это исправлять?


Михаил Делягин, доктор экономических наук, депутат Госдумы:

Война, конечно, длилась не так долго, как либеральные эксперименты над российской экономикой. Но по последствиям они действительно её превзошли. Так, инвестиции уже к 1996 г. упали в 2,5 раза – во время войны такого не было. Снижение объёма производства (на 45%) тоже оказалось беспрецедент­ным. В ­1941–1945 гг. производство, наоборот, старались наращивать, хотя в основном, разумеется, речь шла о военной продукции. Казалось бы, никто заводы и фабрики в 90-е не бомбил – но до сих пор многие стоят в руинах.


Что делать? Для начала нужна комплексная модернизация инфраструктуры. Для её проведения понадобится, правда, ограничить коррупцию, потому что иначе всё разворуют.

Далее, необходимо ограничить произвол монополий, иначе всё уйдёт в рост цен. А без ограничения финансовых спекуляций будет недоступен дешёвый кредит, без которого также невозможно развитие.

Президент России Борис Ельцин (справа), председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов (в центре) и и. о. председателя Правительства РФ Егор Гайдар (слева). 1992 год.

Наконец, для ликвидации последствий непродуманных реформ надо нормализовать образование и здравоохранение, чтобы они служили инструментами созидания нации.

Поздно помогать пенсионерам

Законопроект о многострадальной пенсионной реформе планируют внести в Госдуму в 2022 году. Что известно на данный момент:

  • новая система будет называться НПО – негосударственное пенсионное обеспечение;
  • законопроект предполагает трансформацию накопительной части обязательного пенсионного страхования (ОПС), замороженной с 2014 года, в НПО;
  • трансформация будет добровольной: каждый сможет либо перевести свои накопления в НПО, то есть доверить свои средства негосударственному пенсионному фонду (НПФ), либо перевести их в страховые баллы в системе ОПС;
  • обсуждается освобождение от НДФЛ средств, переведенных в накопительную систему, в размере до 6% от дохода или зарплаты;
  • обсуждается софинансирование накоплений со стороны государства по схеме: вы переводите 1 тыс. руб. в НПО, государство добавляет 1 тыс. руб. сверху;
  • пенсионные накопления россиян в НПФ планируют застраховать по аналогии с банковскими вкладами, сумма страхового покрытия – 1,4 млн руб.;
  • предполагается, что компенсацию в случае разорения и закрытия НПФ выплатит Агентство по страхованию вкладов.

Из этих слов можно сделать вывод, что пенсионные накопления в новой системе будут принадлежать гражданину, а не государству. То есть их можно будет передать по наследству или использовать при наступлении исключительных жизненных ситуаций.

Главе ЦБ Эльвире Набиуллиной пришлось извиняться за слова своего зама. Ему также запретили общаться с прессой. По некоторым данным, это и стало причиной ухода Швецова из Банка России – он обиделся, когда его не поддержали после высказывания о пенсионерах.

История реформы

Работа над преобразованием пенсионной системы России ведется правительством и ЦБ с 2016 года. До 2019-го власти разрабатывали концепцию под названием Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК).

В 2019-м проект переименовали в Гарантированный пенсионный продукт (ГПП). Затем он превратился в Гарантированный пенсионный план с добровольным подключением.

Теперь проект сменил название на НПО (негосударственное пенсионное обеспечение).

Вопрос доверия

Ключевой вопрос для будущего НПО – востребованность новой системы у граждан. Они, с одной стороны, не доверяют частным фондам, а с другой – государству, заморозившему накопления и поднявшему пенсионный возраст.

В целом же эффективность готовящейся пенсионной реформы оценить сейчас сложно. Пока не появился законопроект, все параметры новой системы неизвестны. С точки зрения Переславского, сегодня работнику проще завести инвестиционный счет и покупать простейшие инструменты.

Другой разговор, добавляет он, что среднегодовые доходы работников в развитых странах намного выше. Кроме того, там сформирована культура инвестирования, люди доверяют государственным и частным пенсионным фондам, и многие выходят на пенсию со сформированной финансовой подушкой.

Своими силами

Россиян планомерно готовят к возможной отмене государственного пенсионного обеспечения, считает Сергей Сухоставец. Однако, говорит он, из-за слишком низкого уровня доверия населения к институту НПФ это случится не скоро.

Еще один путь повышения будущих пенсий – обеление рынка труда, поскольку выплаты рассчитываются только по легальным зарплатам. Но пока мимо кассы ФНС и ПФР идут триллионы рублей. Эти два направления – рост доходов населения и обеление труда – помогут улучшить ситуацию с пенсионным обеспечением в России даже без изменения пенсионного законодательства, уверен Сухоставец.

Читайте также: