Как сделать речевую коммуникацию успешной

Обновлено: 04.07.2024

Рассматриваются следующие вопросы: понятие успешности коммуникации, условия успешности коммуникации, коммуникативные качества речи как условия успешной коммуникации, коммуникативный кодекс, принцип кооперации Грайса, принцип вежливости Лича, относительность правил успешной коммуникации.

1. Понятие успешной коммуникации

Правила коммуникации, регулирующие взаимодействие адресанта и адресата, – давний предмет изучения различных дисциплин: риторики, стилистики, культуры речи, философии, психологии, социологии. Эти правила не сводимы ни к литературной норме, ни к этикету, предписываемому обществом для установления контакта (в том числе речевого) и поддержания коммуникации в определенной ситуации, ни к традиционным критериям правильности, точности, уместности, выразительности. Эти компоненты должны быть дополнены правилами обеспечения эффективности, успешности коммуникации.

И успешность, и неудачи коммуникации далеко не всегда зависят от выбора языковых средств.

2. Условия успешности коммуникации

Для достижения успешности общения необходимо соблюдение ряда условий:

глубина знакомства (например, время знакомства, наличие дружеских отношений);

степень социальной зависимости (например, главенство отца, подчиненное положение в коллективе);

эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь).

Следующее важное условие успешной коммуникации, правильного восприятия и понимания – настроенность на мир адресата, близость мировосприятия коммуникатора и коммуниканта. Л.П. Якубинский определил это как близость апперцепционной базы коммуникантов. М.М. Бахтин называл это явление апперцептивным фоном восприятия речи (в аспекте речевой коммуникации). Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. Иначе говоря, успешность коммуникации определяется умением отправителя представить мир получателя и в соответствии с этим организовать передачу информации. Это способствует возникновению благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции адресанта, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.

Коллектив авторов под руководством М. А. Василика выделяет восемь компонентов коммуникативной компетентности:

знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);

высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;

понимание невербального языка общения;

умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;

умение вести себя адекватно ситуации и использовать её специфику для достижения собственных коммуникативных целей;

умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;

способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности 13 .

Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способы языкового представления того или иного реального события. Это в первую очередь связано с возможностью различной концептуализации окружающего мира. Мировосприятие индивидуума и сложившиеся мыслительные категории обусловливают такие категории языка, которые формальными средствами разных уровней языковой системы обозначают какое-либо понятие о мире. Эти категории называются функциональными, так как они показывают язык в действии. Одно и то же событие может быть актуализировано в речи с разных точек зрения – временной, пространственной, событийной и т. д. В языке существуют функциональные категории различных рангов, например, бытийности, характеризации, квалификации, идентификации, оптативности, определенности, локации.

На успешность коммуникации влияют и внешние обстоятельства, или в иной терминологии – коммуникативная обстановка: присутствие посторонних, канал общения (например, телефонный разговор, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физическое состояние – все это может предопределить судьбу коммуникации.

8. Нулевое, базовое условие для эффективной коммуникации – общий для участников код.

И.А. Стернин выделяет следующие условия успешной коммуникации:

коммуникативная грамотность говорящего (знание коммуникантом общих законов общения и следование им; соблюдение правил бесконфликтного общения; использование правил и приемов речевого воздействия);

реальная достижимость поставленной предметной цели (никакими приемами речевого воздействия мы не сможем, например, получить от собеседника луну с неба).

Французский писатель-гуманист Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что человеческое общение – самая большая роскошь
на свете.

Однако в каких-то ситуациях – это роскошь, а в каких-то –необходимость. Сфера педагогического труда, как известно, относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. При этом речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи у учащихся. В силу этого следует обращать особое внимание на полноценную культурно-речевую подготовку лиц, избравших профессию педагога. По мнению психологов, в структуру педагогического труда входит более 200 разнообразных компонентов. И к числу самых сложных компонентов относятся именно общение и речевая коммуникация.

Чем же общение отличается от коммуникации? Большая часть наших разговоров осуществляется в режиме общения. Однако основной эффект от общения и его удачность мы оцениваем по результату – доставило ли оно удовольствие, коммуникация же выстроена для другого – для получения ожидаемого результата. Поэтому общением мы овладеваем
в естественном режиме, а коммуникацией – у кого как сложится.

Эффективная речевая коммуникация, являясь одним из основных средств развития и воспитания детей, в профессиональной деятельности становится эффективным педагогическим общением, т.е. тем, что доставляет удовольствие.

Коммуникативные отношения педагога и обучающихся обусловлены их социальными ролями:

- учитель учит, развивает, воспитывает;

- ученик учится, развивается, воспитывается.

Результативность труда педагога во многом зависит от его коммуникативной компетентности.

В технологии эффективной речевой коммуникации существует ряд приемов, способствующих установлению контакта.

Приведем некоторые из них.

5. Мимика – один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для их выражения. Следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
6. Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые.
Ничто так не придает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы – все это принижает педагога в восприятии, делает их неприятными, но никак не сильными.

Таким образом, состав коммуникативной компетентности можно представить следующими компонентами:

1) мотивационный аспект (готовность к проявлению компетентности);

2) когнитивный аспект (владение знанием содержания компетентности);

3) поведенческий аспект (опыт проявления компетентности в различных стандартных и нестандартных ситуациях);

4) ценностно-смысловой аспект (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения);

5) эмоционально-волевой аспект (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).

Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы детских поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.

Развитие коммуникативной компетентности педагога в рамках повышения квалификации – это один из способов повышения качества образования.

1) КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ (потребность в общении, желание общаться) –первая ступень к успешному завершению диалога.

Коммуникативная заинтересованность устанавливает паритетность участников общения вне зависимости от социального статуса и ролей. На заинтересованность в общении и равные права в диалоге не влияют:

а) глубина знакомства (близкие друзья, знакомые, незнакомые);

б) степень социальной зависимости (например, подчиненное положение в коллективе);

в) эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь).

НАСТРОЕННОСТЬ НА МИР СОБЕСЕДНИКА

близость мировосприятия говорящего и слушающего; умение говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свое высказывание; готовность принять доводы говорящего; предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.

УМЕНИЕ ПРОНИКНУТЬ В КОММУНИКАТИВНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ГОВОРЯЩЕГО

СПОСОБНОСТЬ ГОВОРЯЩЕГО ВАРЬИРОВАТЬ СПОСОБ ЯЗЫКОВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

В построении высказывания, в выборе слов, интонации говорящий всегда обнаруживает свой взгляд на мир, и успешность речевого общения зависит от того, насколько этот взгляд согласуется с особенностями мировосприятия адресата или его точкой зрения по какому-либо вопросу.

ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБЩЕНИЯ

Правила эффективного общения — для чего нужны, как их соблюдать

Эффективное общение подразумевает не только принятие и передачу информации, поскольку здесь также имеется ввиду понимание жестов, эмоций, а также намерений, которые скрываются за словами.

Правила эффективного общения позволят полностью уяснять смысл сказанного собеседником.

Однако для этого необходимо правильно построить собственную речь, чтобы беседа смогла превратиться в эффективный контакт для обеих сторон.

Методы эффективной коммуникации очень важны для бизнеса. Однако и в повседневной жизни от них есть немалая польза.

Благодаря этому человек способен научиться:

  • правильно излагать свои мысли;
  • слушать;
  • убеждать;
  • предоставлять свои аргументы правильно.

В правилах эффективного общения акцент создается таким образом, чтобы у собеседника появилось ощущение того, что его слушают и понимают.

Поэтому человек, использующий их, может склонять людей на свою сторону, мотивировать к нужным действиям и даже заводить новые связи. Польза от правильно построенного разговора может быть неоценима для современных людей.

Правила эффективного общения — как им научиться

Методы могут как вербальными, так и невербальными. Нужно уметь понимать не только слова, но и жесты собеседника, чтобы создать атмосферу доброжелательности и обоюдной эмпатии. Этому придется учиться. Соблюдение основных правил эффективного общения не требует больших затрат душевных сил.

Рекомендаций всего 10:

  1. Правильная жестикуляция. Невербальные сигналы способны испортить беседу. Пример: когда человек говорит собеседнику, что он его слушает, но при этом не отрывает взгляд от смартфона. Это может негативно повлиять на весь ход разговора. Важно следить не только за собой, но и постоянно контролировать поведение собеседника, для того чтобы он смог понять сказанное.
  2. Очищение речи. Говорить надо правильно. Вовремя делая паузы, не допускать использования слишком большого количества междометий и исключить слова-паразиты.
  3. Готовые сценарии. Подготовив макет разговора на такие темы как семья, здоровье, отдых, можно научиться лучше общаться с малознакомыми людьми.
  4. Повторение последних слов или вопросы. Чтобы показать свою заинтересованность в разговоре, когда дает о себе знать усталость, можно просто повторить последнюю фразу собеседника или задать ему вопрос. Этот способ довольно полезен.
  5. Умение слушать. Важно говорить не только самому, но и позволять делать это собеседнику. Хороший слушатель — зверь редкий. Поэтому такой подход дает разговору некую основу, от которой можно двигаться дальше.
  6. Подведение стиля речи под аудиторию. Говорить надо на понятном языке, подстраиваясь под потенциальных слушателей.
  7. Убрать отвлекающие факторы. Не нужно отрываться от разговора, чтобы посмотреть на экран телефона. Все, что может отвлечь от беседы, необходимо убирать или откладывать.
  8. Рассказывать истории. Иногда имеет смысл самостоятельно поведать собеседнику историю из жизни, или же попросить его сделать аналогично. Если в историях подводить к нужному финалу, можно переубедить человека.
  9. Постоянно упражняться. Стоит потренироваться с друзьями или родственниками, чтобы они помогли выработать структуру эффективного общения.
  10. Работа над эмоциями. Эмоции могут привести к навешиванию ярлыков. Медитативные практики помогут взять контроль над разумом.

Таким образом можно постичь азы эффективного общения.

Методы полезного общения

Эффективное общение подразумевает дипломатичное поведение и уважение чужого мнения. Необходимо давать собеседнику высказаться, чтобы завоевать его доверие. Не стоит забывать про правило 20 секунд. Именно за это время составляется первое впечатление. На его результат на 38% влияет голос, 55% от визуальной части (язык жестов). При этом только 7% зависит от вербальной части общения.

Чтобы расположить к себе человека, следует вспомнить о правилах эффективного общения. Желательно сделать ему комплимент, а также сохранять доброжелательную улыбку.

Затем необходимо придать собеседнику значимости. Для этого используется простой прием — просьба о помощи.

Достаточно попросить совета в каком-то вопросе, чтобы собеседник решил, что он значим и приподнял свою самооценку. Однако это работает только при искренней просьбе.

Таким образом можно завоевать доверие и начать строить действительно эффективное общение, поддерживая взаимопонимание со своим собеседником.

Универсальные правила эффективного общения с мужчинами — видео

Условия успешности коммуникации

Для достижения успешности общения необходимо соблюдение ряда условий:

· глубина знакомства (например, время знакомства, наличие дружеских отношений);

· степень социальной зависимости (например, главенство отца, подчиненное положение в коллективе);

· эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь).

2. Следующее важное условие успешной коммуникации, правильного восприятия и понимания – настроенность на мир адресата, близость мировосприятия коммуникатора и коммуниканта. Л.П. Якубинский определил это как близость апперцепционной базы коммуникантов. М.М. Бахтин называл это явление апперцептивным фоном восприятия

речи (в аспекте речевой коммуникации). Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. Иначе говоря, успешность коммуникации определяется умением отправителя представить мир получателя и в соответствии с этим организовать передачу информации. Это способствует возникновению благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции адресанта, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.

4. Коммуникативная компетентность. В научной литературе представлено несколько подходов к пониманию коммуникативной компетентности. Так, М.А. Василик определяет ее следующим образом: «Коммуникативная компетентность

Коллектив авторов под руководством М. А. Василика выделяет восемь компонентов коммуникативной компетентности:

· знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);

· высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;

· понимание невербального языка общения;

· умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;

· умение вести себя адекватно ситуации и использовать её специфику для достижения собственных коммуникативных целей;

· умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

· способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;

· способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности[13].

5. Успешность общения зависит от способности говорящего варьировать способы языкового представления того или иного реального события. Это в первую очередь связано с возможностью различной концептуализации окружающего мира. Мировосприятие индивидуума и сложившиеся мыслительные категории обусловливают такие категории языка, которые формальными средствами разных уровней языковой системы обозначают какое-либо понятие о мире. Эти категории называются функциональными, так как они показывают язык в действии. Одно и то же событие может быть актуализировано в речи с разных точек зрения – временной, пространственной, событийной и т. д. В языке существуют функциональные категории различных рангов, например, бытийности, характеризации, квалификации, идентификации, оптативности, определенности, локации.

6. На успешность коммуникации влияют и внешние обстоятельства,или в иной терминологии – коммуникативная обстановка: присутствие посторонних, канал общения (например, телефонный разговор, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физическое состояние – все это может предопределить судьбу коммуникации.

8. Нулевое, базовое условие для эффективной коммуникации – общий для участников код.

И.А. Стернин выделяет следующие условия успешной коммуникации:

1. коммуникативная грамотность говорящего (знание коммуникантом общих законов общения и следование им; соблюдение правил бесконфликтного общения; использование правил и приемов речевого воздействия);

2. реальная достижимость поставленной предметной цели (никакими приемами речевого воздействия мы не сможем, например, получить от собеседника луну с неба).

Невербальное общение

Язык нашего тела, по сравнению с вербальными способами коммуникативного взаимодействия, является универсальным. С его помощью мы передаем собеседнику 80% информации. Невербальное общение осуществляется без словесного контакта, оно может как сопровождать вербальную коммуникацию, так и существовать как отдельная форма передачи информации.

Психология невербального общения выделяет несколько видов коммуникации:

  • кинетические (жесты, мимика, поза);
  • фонационные (тембр голоса, интонация, темп и громкость речи);
  • графические (особенности письменной коммуникации).

Следует отметить, что выразить свое отношение к людям можно с помощью дистанции, которую Вы соблюдаете во время разговора. Самых близких людей мы подпускаем к себе на интимное расстояние — от нескольких сантиметром до половины метра. ли же на эту территорию попадает кто-то чужой или неприятный для нас человек, то мы начинаем испытывать раздражение и дискомфорт. После полуметрового расстояния начинается личная зона, располагающая к дружеской беседе или обмену информацией. На дистанции от полутора метров начинается социальное пространство, к которому мы подпускаем многих людей. А общаться в группах удобней на расстоянии от четырех метров.

В невербальных средствах общения психология выделяет такие важные компоненты, как жесты и мимика. При оценке этих сигналов тела стоит учитывать все детали поведения человека, его настроение и состояние, иначе Вы можете ошибиться в их интерпретации.

Прямое положение тела, естественное выражение лица, руки раскинуты в стороны — это поза дружелюбия, которая говорит об открытости человека. Если Вам нужно расположить человека к себе или убедить его в чем-либо, нужно скопировать положение его тела. Этот метод широко используется в гипнозе.

Наблюдая за людьми, Вы, наверное, замечали, как кто-то во время беседы прячет руки, дотрагивается до кончика носа или потирает глаза. Такие действия трактуются как признаки того, что человек не совсем откровенен. Типичный жест закрытости — скрещенные руки и ноги, а частое моргание часто свидетельствует о растерянности.

Сосредоточенность выражается в пощипывании переносицы или потирании подбородка. Если человек прикрывает рот рукой, это сигнализирует о его несогласии с тем, о чем говорит собеседник.

Существует большое многообразие сигналов, по которым можно проанализировать поведение и оценить намерения собеседника. Но не стоит забывать о том, что при интерпретации действий человека нужно учитывать его психологическое состояние, настроение, а также все нюансы поведения. Только так вы сможете сделать достоверные выводы.

Читайте также: