Как сделать ребенка грамотным по русскому языку

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная систематическая работа с первого года обучения ребенка в школе. Ведь именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.

ВложениеРазмер
kak_nauchit_rebenka_gramotno_pisat.docx 19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей с разными образовательными способностями грамотно писать в соответствии с ФГОС

Введение.
Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная систематическая работа с первого года обучения ребенка в школе. Ведь именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.

Факторы, способствующие формированию грамотного письма.


Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно. Рука зафиксирует неверный графический образ слова, он отложится в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать данную ошибку. Поэтому существует золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь, сначала предупреди ошибку!

В своей работе я использую следующие приемы для запоминания детьми непроверяемых написаний:

  1. Письмо с пропусками - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, обязательно используя иной вид пасты, чтобы выделить трудную букву.

2) Есть и такой прием - учить ребенка писать диктант .

Например: Пришла зима.

Учитель говорит: “Пришла – приставка при. Зима – безударная гласная и, проверяемая ударением – зимы”.

А затем дается аналогичное предложение: Пришла осень. Дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами.

Далее детям дается другое предложение. И дети делают это уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительностью. Пусть думают, пусть ребенок говорит про себя! Он учится видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как напишет ее. А это важно!

3) Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно.

4) Много споров вызывает прием неправильного письма .

Так, например, дается текст, “написанный Незнайкой” – с пропущенными буквами. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.

5 ) Прием, заставляющий думать над написанием .

Например, при изучении темы “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением” можно предложить детям написать пять слов с безударной гласной в корне и обязательно подчеркнуть их. Это - наша цель: заставить ребенка думать при письме. Аналогично действуем и при изучении других правил.

6) Можно проводить так называемый “диктант с обоснованием” .

Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания.

7) Перед написанием диктанта, изложения, сочинения целесообразно проводить подготовительную работу . Для этого учитель выписывает из текста диктанта, изложения, сочинения трудные слова и включает их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.

8) Хорошую обратную связь для учителя дает работа с сигнальными карточками .

Перед записью слов на определенное правило, дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать. Затем уже, с одобрением учителя, пишут безошибочно.

Слуховой фактор . Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Следовательно, он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе при письме. Поэтому учитель должен развивать у детей фонематический слух. Начинать эту работу надо уже с 1 класса.

Например, при изучении темы “Безударные гласные” можно проводить следующие игровые приемы:

а) “Найди опасное место”.

Учитель произносит слово, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Если он есть, то есть и “опасное место”. Если два безударных гласных, то есть два “опасных места”.

Дети показывают красный сигнал, как только находят “опасное место”.

в) “ Зажги маячок ”.

Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под “опасными местами”. После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском “опасных мест”. Вырабатываем способ действия: “Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности”. Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск “опасного места” в написанном слове – это уже начало обучения самопроверке написанного.

Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег.

Дети под руководством учителя ищут “опасные места” и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес.

г) “Диктант с подчеркиванием”.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

Рукодвигательный фактор . Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически.


Проговаривание . Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Это прием используют многие учителя, и он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода “наговор”. Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в итоге, прочно запоминается детьми.

Комментирование . При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
Написание слова поясняется не полной формулировкой правил, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.
Комментированное письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркиваются двумя чертами. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы – определять ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

Итак, необходимыми условиями формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителям формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

Заключение.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, внимание, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Дети начинают относится к урокам русского языка с большим интересом. В итоге русский язык для большинства школьников становится любимым предметом

Как понять, что ребёнку действительно трудно даётся правописание? Понять это можно по характеру ошибок, которые ученик допускает ещё в тот период, когда внешне всё выглядит вполне благополучно. Если ошибки схожи с примерами, приведёнными ниже, значит тетрадь вашего ребёнка сигнализирует: «Нужна помощь!

- Отсутствуют пропуски между словами и предложениями.

- Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса.

- Зеркальное письмо (т. е. буквы перевёрнуты в другую сторону): буквы С,Э,З,Б,В и др. (Та же картина может быть и с цифрами)

- Замена букв: Б-Д (колодок, Ж-Х (мужомор,И-У (клумат, Т-П (пигр).

- Правописание гласных в ударных слогах (учетель вместо учитель)

- Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов.

- Нечитаемый почерк, мелкое или крупное написание букв, колебание почерка.

- Неумение составлять связные, логические тексты.

- Нелюбовь или даже ненависть к чтению.

Хочу отметить, что в большинстве случаев перечисленные проблемы не существуют по отдельности,а образуют комплекс.

Почему количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается год от года? С чем это связано? Как помочь ребенку избавиться от досадных ошибок?

Существует одна наиважнейшая проблема, признаваемая по законам психологии важной составляющей грамотности. Оказывается, ребенок попросту не понимает,зачем ему надо владеть письменной речью: ведь со сверстниками и родителями он может объясниться устно. Так встаёт перед нами проблема мотивации. Мы легко достигаем самых высоких целей, если осознаём их нужность. И,наоборот, самые простые вещи кажутся немыслимо сложными, если мы испытываем в них острой необходимости. Как же внушить ребёнку мысль о необходимости грамотно излагать чужие и свои мысли, строить текст, писать без ошибок или с их минимальным количеством?

Советы, повышающие мотивацию к письму.

- организуйте письменную переписку между детьми и работающими родителями (Е-маil и SMS- письма).Существует парадокс: ребёнок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому что при печатании слов исчезает один из элементов письма - моторика.

- отыщите неленивого знакомого или родственника, который вступит в переписку с вашим чадом. Одним приятно, другим полезно!

- наладьте выпуск домашней еженедельной газеты или журнала, в которых будет сообщаться о ваших семейных новостях (хроника семьи для грядущих поколений).

- предложите ребёнку ведение дневника, в который ежедневно следует заносить мало-мальски значимые события (просто и полезно).

Изучив исследования нейропсихологов, я пришла к выводу, что проблемы, возникающие при формировании грамотности,появляются из-за незрелости некоторых отделов головного мозга. Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем (то есть по мере создания благоприятных условий для развития ребёнка) созреют, но когда это произойдёт, ребенок упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы не мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребёнка до некоторой степени активизируется без внешней помощи.

При каких условиях это может произойти?

Во-первых, если ребенок живет за городом в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей.

Во- вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры.

В- третьих, занимается активными физическими упражнениями.

Рекомендации родителям:

- обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к нейропсихологам, чтобы своевременно и эффективно помочь ребёнку.

- узнавайте все задания для вашего ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните- это всё же его задания, а не ваши;

- проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок ребёнка.За малейшие успехи премируйте его полезными вещами: книгой, театром, развивающей игрой, лишним поцелуем на ночь, тёплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;

- каждое утро растирайте ребёнку шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, следите за тем, чтобы он по утрам принимал контрастный душ, правильно питался.

- попросите учителя информировать Вас об успехах ребёнка;

- помните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности детей, играйте с ними в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время прогулок- и успех будет обеспечен.

Упражнения, рекомендуемые нейрофизиологами, нейропсихологами и логопедами по формированию грамотного письма.

Если рука устаёт и не успевает писать диктанты.

1. КОЛЬЦО. Пусть ребёнок носит при себе резиновое жёсткое кольцо и сжимает его при возможности.

3 .ГИМНАСТИКА. Отобрать 10 горошин и 10 зёрен гречки, перемешать. Требуется отделить горох от гречки. Можно усложнить, добавив рис и фасоль.

4. ЧАС МОЛЧАНИЯ. Договоритесь, что ежедневно с 18 до 19 вы будете общаться только письменно, не обращая внимания на ошибки.

Продиктуйте слова, которые ребёнок должен записывать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд. При чтении слова должны читаться слева направо, т. е. как при обычном чтении.

Вы диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные точками, а затем гласными, обозначая точками согласные. Начинать письмо следует с коротких слов.

3. СЛОВЕСНЫЙ МЯЧ.

Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово, затем называете номер буквы из этого слова, на которую нужно назвать следующее слово. При усложнении игры можно не называть слово, а попросить ребёнка назвать качественное прилагательное, глагол 1 спряжения или существительное 2 склонения и т. д. в зависимости от темы. Либо ведущий называет слово в единственном числе, а ребёнок называет то же слово во множественном (слова для игры: перо, друг, крыло, дерево, лист, прут, брат, звено, муравей, воробей, гроздь, платье, стул, ружьё, сук, колос, клок).

Ребёнку предлагается карточка, на которой написан ряд слов на определённую тему, буквы в каждом слове переставлены местами, требуется восстановить их правильный порядок и записать.

1 ПИСЬМО ПО ВОЗДУХУ.

Попросите ребёнка представить, что у него на носу длинный карандаш, можно писать буквы по воздуху, на спине, на ладошке.

2 ВОЛШЕБНЫЙ ДИКТАНТ.

Просмотрите тетрадь ребёнка, выпишите те слова, в которых были пропущены буквы, продиктуйте их заново, но из всех букв он должен писать только проблемные буквы, а остальные- чёрточками.

3 ПОТЕРЯННЫЙ ОБЪЕКТ (развитие внимания).

Спрячьте какой-нибудь предмет и предложите ребёнку найти его.Поиски сопровождаются подсказками: пять шагов налево, поднять глазки наверх, левую руку протянуть вправо, повернуться назад и т. д.

4 ИСПОЛНИТЕЛЬ (развитие внимания)

5 ЛОТОГРАМ.

Для усвоения правила правописания проверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, падежных окончаний существительных нужны 36 больших карточек с написанными на них словами и 36 маленьких карточек с проверочными словами. Для каждого правила требуется свой набор карточек. В игре могут принимать участи до 6 человек.

6 .ЛЕВ ТОЛСТОЙ (развитие речи).

Игру можно провести как в устной, так и в письменной форме. Игроки выбирают любой из предметов, находящийся в зоне их видимости. По очереди они называют слова разных частей речи, с помощью которых можно описать этот предмет. Выигрывает тот, кто назовёт последнее слово.

Преврати одно слово в другое с помощью Ь и объясни значение обоих слов.Слова для превращения: угол (уголь, мел (мель, шест (шесть, банка (банька, полка (полька, ел (ель, кон (конь, хор (хорь).

Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков.

1. ВСТАВЬТЕ ГЛАСНУЮ БУКВУ В НАЧАЛЕ СЛОВА

_кунь, _зел, _глы, __хо, _зредка,_стный,_гол,_дрес,_жил,_мя, _вгуст, _тренник, _слик, _жин, _хнул, _тпуск, _мный,_стров, _ист, _лей, _кна, _рден, _тот, _дик.

2. ДОБАВЬ В КОНЦЕ СЛОВА БУКВУ Х,Т ИЛИ К.

Ко_, пу_, ра_, лу_, ро_, ма_, ки_, мо_, жу_, ме_, со_.

П_р, б_ть, м_ть, т_, сп_, м_, м_р, в_, с_р, п_ск, п_ль, т_р, в_зг.

4. ВСТАВЬ НУЖНУЮ БУКВУ Б или Д. СКОЛЬКО ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВ?

_елил, _ал, про_ел, _удка

5. ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ В или Ф

_ар_ара _варит _асоль. У _еры _икус. У _ёдора новая _уражка. _илипп _идел _илина. _екла работает на _ерме. _едя и _ова – школьные то_арищи.

Я надеюсь, что данные игры – упражнения будут полезны, и у вас получится не только преодолеть трудности в овладении родным языком, но и полюбить его. Занимайтесь в спокойной, доброжелательной обстановке! И не забывайте подкреплять достижения ребёнка словами:

Неужели ты это сам придумал!

Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!

Приятно посмотреть на твою работу!

Видишь, какие у тебя замечательные способности!

Посмотри, ты же сам справился!

Это трудное задание, но ты его выполнил отлично!

Адаптация ребёнка в детском саду. Советы родителям Практически перед всеми молодыми родителями рано или поздно встает вопрос о необходимости отдавать ребенка в детский сад, ведь, увы, но.

Как научить ребёнка дружить Как научить ребёнка дружить Слово дружба вызывает у нас с теплые, приятные чувства. Это важная сторона нашей жизни, и этим она ценна. Часто.

Как научить ребёнка играть в игры Игра для ребенка - подлинная жизнь. И если педагог организует ее разумно он получает возможность влиять на детей. А. П. Усова отмечала:.

Как научить ребёнка ориентироваться в клеточках? Как научить ребёнка ориентироваться в клеточках?Упражнение 1. Рассмотрите вместе с ребёнком клетку, увеличенную в несколько раз. Покажите.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.

Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:

  • сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
  • нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
  • вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
  • мозг подает команду руке;
  • применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.

Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.

Определить, ребенок ленится и не учит или у него дисграфия, можно по следующим признакам этого нарушения:

1. Напишите необычный диктант

Это упражнение помогает детям, которые делают пропуски букв. Взрослый читает короткие предложения, ребенку нужно простучать карандашом слоги в каждом слове, чтобы почувствовать ритм. Затем он записывает каждый слог в виде черточки пунктира. Далее диктант можно усложнить: записать каждое слово в виде точек, количество точек равно числу букв.

2. Работаем над образом слова

Это упражнение напоминает игру в города. Попросите ребенка подобрать слово, которое будет начинаться на вторую или третью с конца букву задуманного слова. Если слова объединить тематически, то вы сможете отработать навык классификации.

3. Тренируемся запоминать словарные слова

Запомнить трудные слова поможет игра в веселых мультипликаторов. Ребенку нужно закрыть глаза и мысленно представить себе слова, которые вы будете диктовать, как сменяющие друг друга кадры мультфильма, их должен связывать какой-то сюжет. Проговаривайте слова очень четко, выделяя голосом каждую букву. Затем ребенок расскажет придуманный им мультик, запишет на бумаге прозвучавшие слова и сам проверит получившийся текст. В случае ошибки словарные слова следует нарисовать так, чтобы через рисунок обозначить орфограмму. Например, букву Ю, которая спускается с неба на парашюте.

4. Переписывайте классику

Запомнить графический облик слова хорошо помогают упражнения на списывание текста. Их лучше выполнять в каникулы, когда много свободного времени. Для того чтобы повысить интерес ребенка к занятию, выберите что-нибудь из детской классики. Обязательно сначала убедитесь, что в издании нет опечаток.

5. Шифруем

Что еще можно сделать?

Ошибки в письменных работах также часто связаны со страхом провала. Дети так боятся написать слово неправильно, что из-за волнения путают буквы, не дописывают слова, переставляют слоги. Поэтому упражнения на раскрепощение, преодоление стеснительности очень полезны.

Давайте ребенку больше гулять на свежем воздухе, чтобы мозг получал максимум кислорода. Ходите на спортивную площадку. Тренировки помогают привыкнуть к соблюдению правил, улучшают внимание и реакцию.

Залог грамотного письма – произвольная регуляция. По наблюдениям логопедов нашего центра развития, практически все младшие школьники, у которых диагностирована дисграфия, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Им сложно усвоить и соблюдать правила даже самой простой детской игры. Поэтому позволяйте ребенку играть со сверстниками столько, сколько он захочет, помогайте ему освоить правила, научиться произвольной регулировки своих действий и поведения.

Запишите ребенка в музыкальную школу. В игре на музыкальном инструменте, как правило, задействованы обе руки, а значит, работает и правое, и левое полушария. Кроме того, занятия положительно влияют на мелкую моторику. Это, в свою очередь, улучшает кровоснабжение речевого и моторного центров мозга.

Когда ребенок приходит из школы, делайте ему массаж шеи и затылка, чтобы размять мышцы и улучшить поступление кислорода и питательных веществ в клетки мозга.

И, самое главное, занятия, должны быть неутомительными, регулярными, проводиться под контролем опытного логопеда. Только в этом случае можно ожидать повышения грамотности и общего уровня успеваемости.

Как добиться абсолютной грамотности любого ребёнка-школьника?

- А мой в меня пошёл,
я всегда безграмотно писала!

- Вырастет – запишет грамотно!

  • Школьные навыки (а грамотное письмо – школьный навык) не передаются генетически, не являются функцией биологического созревания.
  • Навык грамотного письма никогда не появится из ниоткуда каким-то волшебным образом.
  • Навык грамотного письма не появится после стократного посещения разных психологов.
  • Врождённая безграмотность (тот смысл, который все родители обычно вкладывают в это слово) – тоже не оправдание неграмотного письма.
  • Да и то, что читающие дети поголовно все пишут грамотно, тоже миф.

Виноваты в наше время:

  • Наш слишком активный строй жизни, при котором всё меньше и меньше своего личного времени родители уделяют ребёнку. Боюсь, идём к тому, что лет через двести наших детей будут с колыбели воспитывать роботы.
  • Через двести лет роботы, а сейчас планшеты и компьютеры занимают, к сожалению, 70% времени наших молчащих детей. Без развитой, богатой, хорошей устной речи - грамотной письменной речи появиться гораздо сложнее.

Что делать?

1. Знать правила. Когда? Всегда. То есть их понять и выучить. Не просто прочитать… не поучить… не знать вчера и раньше, а понимать, знать и помнить с 7 лет до 17 лет. Потом эти знания Ваш ребёнок (как и Вы сейчас) будет применять автоматически, уверяя уже своих детей, что правила он не учил, а просто вот таким грамотным и родился (сколько я этих ваших высказываний слышу на лекциях и семинарах… вот, уже на сайте ВСЕМ пишу! Не передаётся грамотность ни генетически, ни по наследству, ни волшебной методикой без учения и понимания правил и ежедневного письма ))) И Золотой Рыбки НЕТ, и Волшебной Палочки НЕТ, чтобы легко и быстро научиться грамотно писать! Не ищите лёгких путей, не введитесь на заманчивые обещания некоторых методик! Не поможет – только время упустите).

2. По каким книгам в каждом классе надо учить необходимые правила для грамотного письма вовремя, без лишних затрат времени, нервов и денег и методически верно - прочитайте здесь.

3. Писать диктанты. Когда? Всегда. Единственный кратчайший путь к грамотному письму – писать диктанты каждый день. Хотя бы по 3-5минут. Но систематически, каждый день. Заманивайте детей на это чем угодно: объяснениями, конфетами, подарками, ласковым словом, обещаниями, любыми бонусами. Потому что именно письмо под диктовку формирует на практике навык грамотного письма. ВИТАМИНКА ГРАМОТНОСТИ – ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. У всей Вашей семьи впереди ГИА и ЕГЭ …

Диктант на каждый день – это совсем не обязательно большой текст контрольного диктанта. Огромный эффект вы уже заметите через месяц-два диктовки по 2-3-4 предложений из любого диктанта, который вы выберете из сборников диктантов для начальной школы нужного класса.
Прошу только не экспериментировать над детьми и не диктовать беднягам тексты из газет. Почему-то это излюбленный приём многих пап и бабушек )))

Вид первый

Вид второй

диктанты
контрольные-диктанты3
контрдикт4

И с каждой неделей становилось всё больше детей, желающих написать диктант, так как у моих учеников появлялась уверенность в своих силах, повышалась грамотность.

На еженедельный пятничный диктант я отводила 10-15 минут. Они не были большими, но зато были насыщены орфограммами.

Мои дети настолько были приучены к письму под диктовку, что никакой городской контрольный диктант им уже не был страшен.

Книги, из которых можно брать и писать диктанты каждый день, – здесь.

Отдельная страница с текстовыми и звуковыми диктантами - здесь.

Правила

1. В каждом пособии собраны все правила, необходимые для автоматического грамотного письма.

2. Без знаний этой теории невозможно написать без ошибок контрольные диктанты, тесты, изложения, эссе, сочинения и другие проверочные работы.

3. В пособие вошли основные правила, представленные во всех федеральных учебниках по русскому языку.

Читайте также: