Как сделать развал схождение на славуте
Обновлено: 07.07.2024
Правильное развал-схождение или сход-развал — залог того, что ваш автомобиль будет прекрасно слушаться вас на дороге практически в любых условиях. Но начинающий автолюбитель, скорее всего, не знает, что же это за параметр такой, который еще и нужно правильно отрегулировать. В статье ниже мы дадим ответ на этот вопрос, а заодно выясним, почему же все-таки развал-схождение нарушается, по каким признакам определить, что пора заехать в сервис на его регулировку. А заодно разберемся, как выполнить развал-схождение своими руками, без помощи сторонних специалистов.
Развал-схождение: что это
Что же скрывается за этим словосочетанием, которое нередко слышишь в среде автомобилистов? Итак, немного теории. Развал-схождение или сход-развал — это определенные углы постановки каждого колеса автомобиля. Их определяют и устанавливают еще во время изготовления машины на заводе, причем не просто так, а в зависимости от конструктивных особенностей авто и после проведения определенных испытаний. Эти углы важно обязательно выдерживать именно в строго определенном положении, которое рекомендует производитель: управляемость авто и его поведение на дороге зависит во многом от этого параметра, а значит, от этого зависит и ваша безопасность.
Что такое развал-схождение
Если вы обращали внимание, то у некоторых машин колеса не всегда стоят строго перпендикулярно дороге. Кажется, что схождение и развал сделаны не так, как нужно. Но прежде чем осуждать мастера, присмотритесь: что за машина перед вами. У ТС с так называемым задним приводом показатель схождения положительный — колеса несколько повернуты друг к другу. А авто с приводом передним обладают отрицательными показателями значения этого угла.
Углы наклона колес
Отрицательное значение развала
Отрицательное значение развала — это когда верхняя часть любого из колес наклонена к центральной части авто. Это оптимальный вариант для тех, кто любит большие скорости и много ездит по извилистым, кольцевым дорогам. Положительный развал — наоборот, то есть верх колеса отклонен от авто. Оптимальный вариант для тех, кому нужно много маневрировать и полностью контролировать управляемость железного коня.
Что такое угол кастера
На заметку! И еще есть такое понятие как кастер. Это тоже угол, но другой, показывает значение продольного наклона оси поворота. Но его устанавливают на производстве и больше этот угол не меняется. Исключение — ДТП и полный перебор подвески. Только тогда в сервисе могут обратить на него внимание.
Зачем нужна регулировка
По всему, что выше сказано, догадаться не трудно, что одна из причин, почему все-таки стоит следить за правильностью сход-развала — ваша же безопасность. Авто, имеющее правильные углы постановки колес, маневренное и послушное, хорошо держит дорогу, его не заносит, он чутко и — главное — правильно реагирует на движения руля.
Для чего нужна регулировка развала колес
Объемная регулировка развала
Когда следует делать развал-схождение
В каких случаях нужен развал-схождение
Также проверка и дальнейшая регулировка (при необходимости) развал-схождения обязательно проводятся при некоторых ремонтных работах по улучшению состояния подвески, а также элементов рулевого управления. Все это приводит к изменению углов колес. Однозначно следует сделать регулировку углов после ДТП, сильного бокового удара по колесу. Кстати, интересно, но на углы не всегда влияет замена таких деталей и элементов как втулок стабилизатора, амортизатора, самих стабилизатора и амортизатора в сборе, ступичных подшипников. Но если вы меняли рулевые тяги или наконечники, пружины, рулевую колонку, проставки, сайлентблоки или маятник рулевого управления, то визит в сервис обязателен.
Когда нужно делать развал-схождение
Признаки, которые покажут, что пора ехать в сервис, это:
- смена траектории движения авто при езде по прямой;
- быстрый износ покрышки с одной из сторон, стирание протекторов;
- увеличение расхода топлива;
- быстрый износ элементов подвески.
На заметку! Автомобилисты отмечают, что первые звоночки о нарушении углов сход-развала появляются обычно каждые 10-15 тысяч километров пробега.
Самостоятельная регулировка развала
Отрегулировать углы сход-развала не так просто, как кажется. Это достаточно серьезное нарушение в конструкции автомобиля. Но все же выполнить эту процедуру можно и самим. Разберемся, как это делается.
Диагностика
Прежде чем что-то регулировать, стоит провести диагностику. Для этого достаточно взять обычный штангенциркуль или рулетку, отвес и маркер.
- Поставьте авто в гараж на ровную поверхность.
- Поднимите на подъемнике или домкрате.
- Сидя в автомобиле, проверните поочередно до упора каждую пару колес в одну и другую сторону, используя руль. Затем выставьте руль ровно, чтобы колеса встали прямо.
- Утяжелите автомобиль. Для этого можно поместить в салон и багажник мешки со щебенкой.
- Затем нажимайте по очереди на крылья капота, багажник, но обязательно делайте нажимы в прыжке, чтобы увеличить уровень воздействия. Эта несколько комичная процедура позволит стабилизировать всю систему подвески.
- Затем возьмите отвес и поместите его на перед капота так, чтобы его нить свисала вдоль колеса вниз.
- Возьмите маркер и отметьте прямо на шине место, где проходит нить.
- Вычислите промежутки между линией маркера и верхнего и нижнего краев покрышки.
- Затем продвиньте авто немного вперед так, чтобы колеса прокрутились на 180 градусов. Выполните те же самые действия.
Теперь сравните полученные результаты. Если разница между ними будет более 3 мм, то важно как можно скорее отрегулировать углы развала и схождения.
Инструменты и материалы
На самом деле, несмотря на всю сложность и кропотливость выравнивания углов, для выполнения этой работы не нужно большого количества инструментов. Список достаточно короткий: это домкрат, ключи рожковые, накидные, колесные.
Инструмент для регулировки развала-схождения
Совет! Перед началом регулировки сход-развала обязательно проверьте исправность всей рулевой системы. Если с ней что-то не в порядке, то регулировкой заниматься бесполезно.
Инструкция
Если у вас есть место, время и все необходимые инструменты, то вы можете сами выполнить регулировку углов. И лучше делать ее сразу после диагностики, которую мы провели ранее, если машина в этом нуждается. Кратко расскажем о порядке действий во время регулировки сход-развала.
- Сначала снимите с подвески колесо, а затем при помощи ключа ослабьте немного крепеж амортизатора, чтобы он опустился к поворотному кулаку.
- Затем сдвиньте этот кулак в любую сторону. Данный процесс поможет поменять угол до нужного значения.
- Натяните проволоку от ступицы переднего до ступицы заднего колеса. Применяя ее, сверьте угол наклона колес.
- Далее регулируйте схождение. Сначала ослабьте затянутые гайки на так называемых рулевых тягах.
- Затем выставьте идеально ровно руль и зафиксируйте его при помощи хомутов и жерди.
- После клещами-коброй удерживайте муфту тяги и аккуратно поворачивайте ее. Так вы измените длину тяги до того момента, пока руль не начнет сопротивляться вашим движениям. Кстати, следите и за расстоянием между нитью отвеса и шиной. Как только зазор исчезнет, то это будет означать, что схождение выставлено так, как должно быть. Совместное схождение пары должно быть 2 мм.
Видео — Теория развал-схождения колес
Вот так выполняется регулировка угла с помощью инструмента. После окончания работ обязательно затяните все соединения.
Затягивание всех соединений после регулировки угла схождения
Линейка для регулировки схода-развала
Диагностировать состояние сход-развала можно, используя особую линейку. Ее можно купить или сделать самостоятельно. Показания, полученные во время диагностики, записывайте. Не запутаться в них поможет таблица, приведенная ниже.
Таблица. Устройство регулировочной линейки.
Элемент линейки, фото | Описание |
---|---|
![]() Овальная трубка | Это трубка, имеющая специальный наконечник с одной стороны и шкалу для измерений — с другой. |
![]() Передние штоки | В конструкции есть специальные штоки, предназначенные для настройки линейки для разных моделей авто. |
![]() Другой конец линейки | Эта часть должна оставаться неподвижной. |
![]() Штырь с прорезью | Он находится на другом конце трубки. Штырь предотвращает соскальзывание линейки с колеса. |
![]() Подвижный штырь | Он расположен на другой стороне линейки. |
Подобная конструкция отлично себя зарекомендовала при выполнении развала-схождения на разных моделях автомобиля и разных годов выпуска.
Самодельная линейка для регулировки схода-развала
Пошаговая инструкция
С помощью линейки нужно измерить расстояние между двумя точками колес, а затем продвинуть машину вперед, что прокрутить колеса на 180 градусов. Далее снова измеряется расстояние между точками колес. Разницу между первым и вторым показателем и нужно оценивать.
Регулировка схода-развала
То есть пошагово этот процесс выглядит примерно так:
Шаг 1. Делаем отметки на поверхности резины по двум сторонам.
Отметки на поверхности шины
Шаг 2. Измеряем промежуток между этими метками: нужно выполнить замеры как спереди, так и сзади.
Измерение промежутка между метками
Шаг 3. Вычисляем разницу и уже после этого выравниваем колеса под необходимые параметры.
Выравнивание колеса под нужные параметры
Важно! Всегда помните о поправке на резьбу в половину миллиметра.
Важные моменты
После регулировки прокатитесь на машине по ровной дороге. Если авто тянет в сторону, то можете попробовать поменять колесные пары — перекинуть перед на зад, и наоборот. Если после этого машину тянет, но уже в противоположную сторону, то проблема заключается не в неправильном развале, а в покрышках, требующих замены.
Схождение колес своими руками
Когда будете устанавливать параметры рулевой тяги, то считайте, сколько вы сделаете оборотов. В случае ошибки вы будете знать, как вернуть предыдущее положение схождения.
Что лучше — ручная или компьютерная регулировка?
Этот вопрос беспокоит каждого начинающего автомобилиста, а уж сколько споров в гаражах и сервисов на эту тему ведется — не счесть! Посоветовавшись с экспертами, отвечаем на него. Итак, намного лучше и точнее регулировка вручную. Дело в том, что стенд даст возможность получить идеальный вариант только в том, случае, если он идеально отрегулирован и настроен сам. А сделать это не так-то просто. Таким образом регулировка развала-схождения руками будет быстрее, эффективнее и надежнее, чем компьютерная.
Компьютерная или ручная регулировка схода-развала
Однако если вы не хотите делать это самостоятельно, то важно найти хорошего специалиста в этой области с большим опытом и хорошими рекомендациями.
Видео — Развал-схождение дедовским способом
Развал-схождение — важный параметр, значением которого уж точно не стоит пренебрегать. Поэтому уделите его регулировке достаточно внимания. А лучше всего изучите и освойте сами процесс регулирования углов.
Наверняка вы сталкивались с тем, что автомобиль при отпущенном руле едет в сторону или кто-то из знакомых жаловался, что "пора бы мне уже съездить проверить развал", хотя при это был категорически не прав. То, что в народе привычно называют “развал-схождение” — это замер и выставление углов установки колёс. Причём помимо собственно угла развала и угла схождений есть ещё и третий угол, ничуть не менее важный.
Что такое углы установки колес?
Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.
Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто "домиком", при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.
Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно "сходясь навстречу" друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение).
Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля
Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля
Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, "смотрит вперёд".
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Почему на разных машинах углы бывают разными?
Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур
Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.
Как регулируются углы установки колес?
На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.
Однако так было не всегда — на той же "восьмерке", с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.
Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30', схождение = 0°15' ± 10' и кастер = 0°20±30'0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может "гулять" в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти "плюсовых" минут имеет законное право "уходить в минус".
Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамника
Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…
На что влияет кастер?
С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.
На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек).
Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб
Продольные растяжки подвески ВАЗ-2108 спереди крепятся к кронштейнам, сзади – к поперечным рычагам. Именно поэтому они влияют на кастер
Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу
Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.
При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый
Какие выбрать углы?
Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов
Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan
Регулировка схождения на Самаре – процесс довольно хлопотный (особенно со стороны водителя), поэтому некоторые развальщики даже самостоятельно (!) изготавливают подобный специнструмент
Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)
Перед регулировкой схождения руль нужно выставить строго горизонтально и зафиксировать, для чего на СТО используются специальные приспособления
Что будет, если их не делать?
В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.
А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение.
Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала
Когда регулировка углов установки колес не помогает?
Развал схождение при помощи магнита без СТО своими руками - легко и просто. ЗАЗ Славута Развал схождение!
Покажу как можно сделать Развал-схождение своими руками у себя в гараже с минимальным набором инструмента: .
Делать схождение я буду с помощью приспособа которые я сделал сам она сделана под мою машину сделаю с трубкой в .
VAZ, Способ по настройке углов сход-развала на ВАЗике, своими руками без стенда. КРУТЫЕ автоЛАЙФХАКИ .
Видео о том, как сделать проверку и точную регулировку развал схождения колес на автомобиле своими руками.
ТАВРОБУДНИ продолжаются, и в этой серии я вам расскажу свои ощущения после того как я перебрал переднюю ходовую.
Рабочий метод.Передний привод.У себя в гараже,во дворе,своими руками,дедовский метод.Лада,калина,приора,без .
Как сделать Развал - Схождение своими руками. Далеко не у каждого рядом есть СТО где можно сделать развал .
Очень часто при износе или замене элементов ходовой части автомобиля происходит нарушение параметров развала,а .
Читайте также: