Как сделать разрешение аккордов

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 28.09.2024

Если вы пытаетесь самостоятельно подобрать аккорды к чужой или своей сочиненной песне, то часто возникает вопрос, какие вообще аккорды нужны. Если в случае чужих песен еще все более-менее понятно, можно ориентироваться на оригинал, то как быть с песнями собственного сочинения? Ведь тут нужно писать аккомпанемент с нуля и ориентироваться только на мелодию в голове и ее тональность. В этой статье как раз и рассмотрим как построить аккорды в тональности.

Виды аккордов

Что такое аккорды и как они образуются, вы можете почитать на нашем сайте в соответствующей статье здесь. Если вы уже с ней знакомы, то знаете, что аккорд это сочетание трех и более звуков, которые расположены по определенным интервалам. В зависимости от них аккорды делятся на:

  • Мажорные. Имеют в своем составе большую терцию от тоники, что и дает то самое "веселое" звучание
  • Минорные. Благодаря малой терции от тоники минорные аккорды звучат "грустно"
  • Уменьшенные. Интервал между третьей и пятой ступенью аккорда является малой терций, что дает менее устойчивое звучание. Уменьшенные аккорды также являются минорными, потому что третья ступень является малой терцией.
  • С задержкой. Это нейтральные аккорды благодаря тому, что в них третья ступень повышается и не является терцией.
  • Составные. В состав этих аккордов попадают другие ступени. Самый яркий пример это септаккорды, в которых добавляется седьмая ступень - септима.

Построение аккордов в тональности

Музыка хоть и не является точной наукой, как например, математика, но все равно имеет некоторые основополагающие законы. Правда их часто можно нарушать, но сейчас не об этом. Благодаря этим законам, мы можем облегчить себе слух (и жизнь) и почти без проблем подбирать аккорды под любую мелодию. Главное только знать ее тональность и паттерны построения.

Аккорды, которые входят в тональность, неразрывно связаны с ее ступенями. То есть, если вы играете в тональности до-мажор (C), то в аккордах должны быть только те ноты, которые входят в эту тональность. Для до-мажора это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Соответственно, каждый аккорд должен иметь в себе ноты только из этого набора.

Как вы знаете, аккорды строятся по терциям. Это значит, что расстояние между соседними ступенями равно терции большой или малой в зависимости от типа аккорда. Таким образом, у нас получатся и мажорные и минорные аккорды в рамках одной тональности. Давайте разберем подробнее, какие аккорды входят в тональность до-мажор от каждой ее ступени.

C-D-E-F-G-A-B

  • C: C-E-F - аккорд до-мажор (б3+м3) C
  • D: D-F-G - аккорд ре-минор (м3+б3) Dm
  • E: E-G-B - аккорд ми-минор (м3+б3) Em
  • F: F-A-C - аккорд фа-мажор (б3+м3) F
  • G: G-B-D - аккорд соль-мажор (б3+м3) G
  • A: A-C-E - аккорд ля-минор (м3+б3) Am
  • B: B-D-F - аккорд си уменьшенный Bdim

По такому же принципу строятся аккорды и в других тональностях. Все они работают по одним и тем же законам построения или паттернам. В таблице ниже для вашего удобства приведены аккорды во всех тональностях.

Таблицы тональностей аккордов

Аккорды в мажорных тональностях

Аккорды в минорных тональностях

Состав аккордов в тональности

Если внимательно посмотреть на таблицы, приведенные выше, можно увидеть, что каждая строчка формируется по определенному закону. Одни ступени всегда только мажорные, другие только минорные. Если вы заучите эти паттерны, то сможете составлять аккордовые последовательности сразу из головы, не прибегая к помощи таких шпаргалок. Рассмотрим паттерны подробнее.

Мажорный паттерн

  • I - Мажор
  • II - Минор
  • III - Минор
  • IV - Мажор
  • V - Мажор
  • VI - Минор
  • VII - Уменьшенный

Минорный паттерн

  • I - Минор
  • II - Уменьшенный
  • III - Мажор
  • IV - Минор
  • V - Минор
  • VI - Мажор
  • VII - Мажор

Как использовать сложные аккорды

Помните, что аккордовая последовательность может состоять не только из классических мажорных и минорных трезвучий. Вы также можете использовать более сложные аккорды, такие как септаккорды, нонаккорды и прочие. Главное, чтобы дополнительные ступени входили в тональность.

Например, в тональности до-мажор вместо аккорда третьей ступени Em можно использовать септаккорд Em7. Он состоит из нот E, G, B, D, которые входят в состав тональности C (до-мажор). По такому же принципу можно использовать и другие аккорды. Это разнообразит звучание и внесет дополнительные настроения в вашу музыку.

Заключение

Если вы хотите уметь быстро и без ошибок подбирать аккорды к своим или чужим песням, рекомендуется знать по какому принципу находятся аккорды в тональности. Вам хотя бы нужно просто запомнить паттерны построения, и даже вышеприведенные таблицы не понадобятся. Но на первых порах, конечно же, лучше ими пользоваться.

Похожие статьи

Вместе с гаммой и тональностью до-мажор, гамма ля-минор на гитаре является по праву самой известной и популярной среди гитаристов. Каждый наверно.

Гамма - это определенная последовательность нот, строящаяся по законам теории музыки. Все ноты гаммы лежат в той тональности, которой она.

Гамма на гитаре - это определенная последовательность нот. Ноты берутся из тональности по музыкальным законам. Подробнее про теорию и гаммы можно.

CAGED –система, которая основывается на аппликатурах открытых аккордов C (До), A (Ля), G (Соль), E (Ми) и D (Ре). Смысл в том, что любой аккорд.

Еще одна из популярных гитарных гамм это ля-мажор. Наряду с минором, ля мажорную гамму можно часто встретить во многих песнях и музыке. В данной.

ошибка, третья нота в аккорде
C: C-E-F - аккорд до-мажор (б3+м3) C
D: D-F-G - аккорд ре-минор (м3+б3) Dm

Начинающие музыканты часто используют один и тот же набор аккордовых последовательностей. Но вскоре юный гитарист замечает, что его композиции звучат однообразно и похожи друг на друга. Тогда он задается мыслью, а какие еще гармонии можно использовать для создания несложных песен или инструменталов. На помощь приходит информация об интервалах и созвучиях, которые они образуют. Особенно в этом может помочь таблица тональностей аккордов (её вы увидите на рисунках).


Виды аккордов

Ознакомимся с принципами построения как знакомых, так и малоизвестных (для новичков). Обозначения:

  • Т – Тоника;
  • 3 – Терция;
  • Б – Большая (2 тона);
  • М – Малая (1,5 тона).


Мажорные

Например, в C-Dur (до-мажор) это будет C – E – G.

Ноты и аккорды

Минорные

Минорные соотносятся с тоской, печалью, грустью. Их можно построить, опираясь на последовательность интервалов Т – М3 – Б3.

Пример, в С-moll (до-минор) это будет выглядеть как C – Eb – G.

Уменьшенные

Уменьшенные в тональности обозначаются знаком dim.Строить их можно как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Главное, соблюдать правильное построение.

Для обычных аккордов используется комбинация 1 – 3 – 5. А dim-трезвучия можно сформировать за счет уменьшения большего интервала. Это говорит о том, что вместо стандартного Т – Б3 – М3 будет использовано Т – М3 – М3.

Аккорды с задержанием

Sus-аккорды – это особый тип трезвучий, внутри которых минорная или же мажорная терция заменяется на другой интервал. После подобной замены звук меняется, приобретая нейтральное звучание.

  • sus₂ – в данном случае цифра 2 означает, что терцию заменили на секунду, то есть, вторую ступень;
  • sus₄ – здесь же терция была заменена на кварту, то есть, 4 ступень.

По аналогии строится Csus4: C– F – G (сменили 3-ю на 4-ю ступень, на кварту).

С надстройками

Самая объемная группа. Аккорды с надстройками еще именуют слешами. Это такие же трезвучия, но к ним музыкант добавляет еще одну дополнительную тонику из другого аккорда.

Одним из распространенных примеров является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется ещё один звук. Также можно встретить перемещение 2, 5, 9 и даже 11, 13 ступеней. Как правило, ступени присоединяют на гамму выше, чем у основного трезвучия.

Тональность и ее ступени

Тоника

Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.

Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.

Ноты на клавишах

Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.

Аккорды входящие в тональность – таблицы

На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.

Мажор


Минор


Паттерны аккордов в тональности

Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.

Мажор

Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).

Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):

На 7 (вводный тон) – уменьшенный.

Минор

Здесь несколько сложнее:

  1. На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
  2. На 3 ,6, 7 – мажорные.
  3. И на 2-ой – уменьшенный.

На примере тональности D минор:


Возможные исключения

Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.

Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.

Использование аккордов с надстройками

При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.


Примеры аккордовых прогрессий

Для новичка показательными будут следующие примеры аккордовых прогрессий в тональности:

  1. Мажор: E – A – D, C – F – G - Hdim.
  2. Минор: Am – Fdim – Dm – Em, Em – E7 – Am – H7.

Заключение

Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.

А как вы учились нотной грамоте? Самостоятельно или посещали музыкальную школу? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.

Что такое тональность. Транспонирование. Параллельные тональности. Знаки при ключе. Круг тональностей.

Иными словами, тональность определяет две важных момента:

  • где будет находиться тоника лада (звукоряда, гаммы);
  • какой это будет лад (мажор или минор).

Когда говорят, что песня звучит в тональности в ля-минор, то имеют ввиду, что все ее ноты находятся в рамках минорного звукоряда от ля (т.е. гаммы ля-минор). Если все ноты и аккорды песни перенести на полтона вперед (говоря по-научному, транспонировать), то это будет уже тональность си-бемоль минор.

Транспонирование песни для перенесения ее в другую тональность — обычное дело в музыкальной практике. Например, вокалисту вашей группы хорошо удается петь высокие партии, но в нижнем регистре он начинает 'плавать'. А на концерте вам нужно сыграть как раз песню, в оригинале которой вокалист поет низко. Что делать в таком случае? Правильно, переносить песню в более высокую тональность, чтобы вокалисту вашей группы было удобно петь.

Если вы знаете, что ее тональность — ля-минор, то вы не задумываясь можете играть любую из нот ля-минора, и диссонанса не возникнет. Поэтому договориться о тональности песни — это первое, что должны сделать музыканты перед игрой новой песни.

В прошлом уроке мы разобрали очень важное правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. Например, гамма С включает в себя те же ноты, что и Am. Познакомимся с этим явлением на уровне тональностей:

Параллельные тональности — мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд. Для того, чтобы определить параллельную мажорную тональность, нужно отложить малую терцию вперед от тоники минорной тональности. И наоборот.

Вы всегда сможете вывести параллельную тональность самостоятельно, однако на всякий случай предлагаю вам таблицу:

До мажор;Ля минор До-диез мажор;Ля-диез минор Ре-бемоль мажор;Си-бемоль минор Ре мажор;Си минор Ми-бемоль мажор;До минор Ми мажор;До-диез минор Фа мажор;Ре минор Фа-диез мажор;Ре-диез минор Соль-бемоль мажор;Ми-бемоль минор Соль мажор;Ми минор Ля-бемоль мажор;Фа минор Ля мажор;Фа-диез минор Си-бемоль мажор;Соль минор Си мажор;Соль-диез минор

Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.

Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.

Итак, представим состав нескольких тональностей:

Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.

Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.

Сравним два звукоряда:

Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?

Практикум 1
Как вы думаете, какой вариант — правильный:

  1. Dbm
  2. Eb
  3. Оба варианта допустимы т.к. не содержат дубликатов состояний нот.

Вот вам шпаргалка, чтобы быстро узнать тип тональности и ее знаки при ключе (ее называют кругом тональностей):

  • ноты на грифе гитары
  • аккорды: базовые и более продвинутые
  • тональности
  • гаммы и лады (в том числе и пентатоника)

Итак, мы знаем, что тональность говорит нам о том, где находится звукоряд и какого он типа — мажорного или минорного. Каждый звукоряд в свою очередь выражен гаммой и включает в себя семь ступеней. Сейчас мы пойдем дальше и изучим, какого типа аккорд располагается на каждой из этих ступеней.

На каждой из ступеней гаммы можно расположить трезвучие: мажорное, минорное, а кое-где и уменьшенное.

Если визуализировать ноты тональности на грифе гитары, то легко можно распознать типы трезвучий. На примере гаммы до-мажор:

Трезвучия внутри мажорной гаммы

На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.

Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:

Практикум 2
Разберите представленную выше последовательность. Старайтесь играть с минимальной задержкой между аккордами. Как освоитесь, экспериментируйте с аппликатурами, меняя аккордовые формы в рамках CAGED, и перенесите последовательность в разные участки грифа.

Для каждой тональности характерны всего семь аккордов, на которых можно построить более 90% всех популярных песен. Экспериментируйте с различными сочетаниями этих аккордов, чтобы развить свой слух. В процессе практики, вы услышите много гармоний знакомых песен.

Гармония в общем — это целая группа понятий в музыке. Например, это часть музыкальной грамматики, которая рассматривает аккорды и их взаимосвязи и преподается в музыкальных учебных заведениях. С другой стороны, под гармонией понимают слаженность звучания и его приятность для слуха.

По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.

В предыдущих уроках мы познакомились с уменьшенными трезвучиями, но не рассматривали уменьшенный аккорд . Он строится по ступеням уменьшенного трезвучия и обозначается как dim (от англ. diminished — уменьшенный):

Аппликатура уменьшенного септаккорда

Однако аппликатуры чистого уменьшенного аккорда не очень удобны для исполнения и звучат скудно, поэтому к ним добавляют уменьшенную септиму, которая по высоте звучания равняется обычной большой сексте. Получившийся аккорд называют уменьшенным септаккордом и обозначают как dim7:

Септаккордам мы посвятим еще не один урок, поэтому сейчас просто запомните эти аппликатуры т.к. они чуть удобнее и звучат более разнообразно:

С помощью таких септаккордов можно связывать самые разные аккорды. Каждый второй аккорд в примере — уменьшенный септаккорд:

Доминанта — V ступень относительно тоники лада, которая обладает ярко выраженным тяготением к тонике. Является одной из главный ступеней ряда.

Практикум 3
В тональности ля-минор функцию доминанты выполняет аккорд ми-мажор. Сыграйте переход от E к Am в разных местах грифа, чтобы почувствовать и запомнить это звучание. Заканчивать ряд аккордов на доминанте, чтобы прийти к тонике и повторить все сначала — повсеместный прием в любом жанре музыки.

Субдоминанта — IV ступень относительно тоники лада. Обладает значительно менее ярким тяготением к тонике в сравнении с доминантой и является способом ухода от тоники. Попробуйте сменим тонический аккорд на аккорд субдоминанты. Это очень популярный переход.

Практикум 4
Попробуйте поиграть различные связки с тоникой, субдоминантой и доминантой в до-мажоре. Обратите внимание на звучание субдоминанты.

Модуляция — смена тональности песни (т.е. смещение тоники лада).
Если поменять тональность резко и наобум, то можно получить диссонанс и сбить слушателя с толку. Поэтому для смены тональностей есть свои правила. Это более углубленный раздел музыкальной теории, не связанный прямо с гитарным исполнением, поэтому в этом курсе рассматривать его мы не будем.

Одноименные тональности — тональности с одинаковыми тониками, но разными ладовыми наклонениями. Например, ля-мажор и ля-минор.

Теперь мы знаем самый необходимый теоретический минимум для работы с тональностями. Закрепим знания на практике.

Практикум 5
В этом уроке мы уже гармонизировали гамму ля-минор. Настала череда мажора, который вы должны гармонизировать самостоятельно. Пусть это будет ля-мажор.
В подсказке вы найдете список аккордов для этой тональности.

  • ноты на грифе гитары
  • аккорды: базовые и более продвинутые
  • тональности
  • гаммы и лады (в том числе и пентатоника)

Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.

Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.

Сложный способ: определить тональности песни на слух.
Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.

Простой способ № 1 : определить тональность песни с помощью тоники.
Это самый простой способ. Вам будет нужно 'на ощупь' понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.

  • для определения тональности используйте шестую струны;
  • пока песня играет, перебирайте лады шестой струны, пока не попадете в тонику;
  • некоторые ноты будут диссонировать, а некоторые — нет. Не диссонируют ноты звукоряда песни, однако нам важно найти именно тонику. Ее легко отличить по ощущению устойчивости, которые она вызывает;
  • определите лад. Для этого сыграйте от тоники мажорный/минорный аккорды. Подойдет только один;
  • дело сделано :)
  • вы уже знаете аккорды. Призовите свою интуицию и попробуйте поймать хотя бы один аккорд, который звучит в песне.
  • попробуйте понять, какие аккорды окружают этот найденный аккорд, Например, в тональности ля-минор аккорд Am окружают аккорды G и Bdim, а в тональности ми-минор — аккорды G и Bm. Если аккорд не соответствует тональности песни, вы это услышите;
  • используйте схему гармонизации гаммы, чтобы понять, структуре какой тональности принадлежат найденные аккорды. Например, последовательность аккордов G — Am — Bm может быть только в тональности ми-минор или в параллельном ему соль-мажоре.

Не путайте параллельные тональности. Несмотря на звуковое равенство, до-мажор — это не то же самое, что ля-минор. Обращайте внимание на то, какие аккорды играют в песне и какое у нее настроение.

Предложенные способы не являются истиной в последней инстанции. Возможно, у вас есть способ получше, который подходит именно вам.

Так сложилось, что большинство песен начинаются и заканчиваются тоническим аккордом. Если вы подберете первый аккорд, то скорее всего сразу узнаете тональность песни.

Практикум 6
Определите тональности песен любым из предложенных способов:


Рассмотрим квинтовый круг аккордов. Число - значение мажорности аккорда. Вне зависимости от лада, тоника должна быть установлена в верхнее положение:

В конце статьи будет инструкция как изготовить такой вращающийся круг

Мельчайшие шаги по кругу аккордов происходят при ходе мажорный-параллельный минорный аккорд, +2(изменение числа при этом ходе), а также при движении мажорного аккорда на секунду вверх в минорный, -1, и назад с обратным знаком для обоих случаев. Движение по часовой стрелке ведёт к музыкально мажорным , против часовой к минорным аккордам(отрицательные числа). Для запуска простейшей гармонии достаточно создать некую закономерность например волну из значений(чисел) аккордов:

Гармоническая фигура "Волна". Аккорды Cm-Eb-Fm-Eb

Если у вас нет доступа к инструменту и воспроизведению этих аккордов можете посмотреть видео в конце статьи. Там и аккорды и текст с озвучкой.

Можно перескочить через несколько и плавно вернуться назад. Получим фигуру "Пила":

Гармоническая фигура "Пила". Аккорды Cm-Ab-Fm-Eb

Следующее движение через один мельчайший шаг. Его называют кварто-квинтовым, так как звуки аккорда идут на квинту или кварту. Изменение между числами(далее дельта Δ) 3. В этих ходах уже больше динамики(напряженности), чем в предыдущих:

Кварто-квинтовое движение в мажоре и миноре и его динамика. Аккорды C-F-C-G и Fm-Cm-Gm-Cm

Первое что важно в аккордовых прогрессиях так это периодическое возвращение к тоническому аккорду. Без этого слух просто потеряет ориентир и не сможет дальше интерпретировать аккорды.

На ощущение завершенности прогрессии аккордов заметно влияет метрическое положение аккордов.

Наиболее завершённо звучит тонический аккорд на сильном времени метра(такте), иначе будет запущена фаза движения, подстёгивающая гармонию к развитию. В простом чередовании Cm Gm Cm Gm в размере 4/4 третий аккорд хоть и тонический но выпадает на метрическую фазу движения — относительно сильную долю квадрата поэтому не звучит завершённо.

В этом движении уже наблюдаем некую закономерность о которой сейчас поговорим:

Образовавшаяся линия нисходящих квинт. Аккорды C-F-Bb-Eb

Вкратце скажу о программе слева. Она показывает расположение звуков аккордов на квинтовой цепи. Чёрная линия посередине(сейчас между C и G) показывает тонику и доминанту. Выше линии находятся - мажорные звуки, ниже - минорные(сейчас это не особо важно, можно пропустить,а кому интересно почитайте потом предыдущую статью).

Секрет золотой секвенции

Рассмотрим золотую секвенцию(тонику поменяли на A):
Am Dm G C F Bdim Em Am
Im-IVm-VIIb-IIIb-VIb-IIdim-Vm-Im

Путь аккордов золотой секвенции на квинтовом круге можно представить так:

Секвенция без обращений аккордов. Вверху интервалы на которые движется каждый из трёх голосов Золотая секвенция на квинтовой цепи

Из-за ограничения 7звучного лада, в ходе Dm-G нижний звук F, что далее должен быть Bb переносится на 6 квинт вверх в звук B. То же самое и дальше при ходе F-Bdim и Bdim-Em.

В итоге мы видим, что золотая секвенции это движение звуков по нисходящему ладу Шепарда, создающее иллюзию постоянного минорного движения вниз по квинтовой цепи.

Все разновидности ладов Шепарда звучат гармонично, поэтому ниже покажу все что нашёл

Нисходящий лад Шепарда золотой секвенции

Нисходящий лад Шепарда золотой секвенции

Секвенцию можно перевернуть, брать из неё фрагменты и смещать начало(звучать всегда будет хорошо). Например прогрессия Am Em Bdim F это первые 4 аккорда перевёрнутой. Если начать секвенцию с аккорда C то получим круговую цепочку в мажоре: C F Bdim Em Am Dm G C. Вот пример использования крупного фрагмента перевернутой: Am C G Dm Am Em Bdim F.

Динамичная золотая секвенция

Динамичная золотая секвенция

На рисунке выше лад Шепарда с шагом 2 или динамичная золотая секвенция(тоника С). Все звуки идут на 2 шага вниз по квинтовой цепи, а вверх переносятся если выходят за пределы лада. Самая динамичная её часть(Bb-Ab-Gm) подчёркнута красным, остальные ходы(Fm-Eb-Ddim-Cm-Bb) очень спокойны(Δ+1).

Осевые прогрессии

Осевые прогрессии

Особенность большинства прогрессий с формой волны в том, что крайние звуки на цепи очерчивающие большую терцию движутся равномерно на квинту вверх и вниз вокруг виртуальной оси(красная линия). Их назовём осевыми. Принцип сохранится если любой аккорд этой последовательности заменить на ему параллельный(на квинтовом круге) с общей большой терцией. Осевую можно логически продолжить по принципу золотой, получим часть восходящего лада Шепарда:



Вернёмся к простым аккордам.


Динамичные прогрессии с участием мажорной доминанты

Динамичные прогрессии с участием мажорной доминанты

Ещё большую динамичность можно получить заимствуя аккорды из крайних ладов, например лидийский D lin11(ещё называют двойной доминантой) или фригийский Db lin -10:


Круг с квартаккордами(sus), уменьшенными и увеличенными.

Для тех продвинутых кому интересны уменьшенные(-) и увеличенные(+) аккорды и квартаккорды(4, две кварты вверх, они же sus в обращениях) сделал версию круга с ними(ссылка в конце статьи). Для прямого сравнения(в экспериментальных целях) корректнее сопоставлять однотипные(G4-C4,C-Bbm. ) аккорды на фоне постоянно звучащей тоники т.к. они немного из разных "измерений" .

Круг аккордов С

Круг аккордов С

А сейчас анализ гармонии на примере простой популярной песни Hi-Fi "Седьмой лепесток"(тоника Bb).

Анализ гармонии

Сопоставление аккордов квадратов куплета

Сопоставление аккордов квадратов куплета


Припев плавно(Δ-3) выходит на тонический аккорд проигрыша. Далее в проигрыше идёт простая волна кварто-квинтовыми шагами:


Весь гармонический путь песни:

Фигура

Фигура "Волна" в куплете и проигрыше и "Пила" в припеве Кому интересно откуда взялись числа мажоности аккордов.

Каждый звук аккорда можно представить как отдельный голос который при переходе в другой аккорд двигается на определенный интервал. Суммарное изменение в голосах при такой смене легко вычислить. Переводим все звуки первого созвучия в линейный вид(б звуки становятся отрицательными:
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6), суммируем, то же самое для второго и находим разницу между ними - линейную дельту.
К примеру хотим узнать какое изменение будет при переходе созвучия Fm в C. Первое в линейном виде при тонике C 0 -1 -4 что суммарно -5а. Второе 0 4 1 сумма 5а. Получаем разницу между ними +10а. И действительно убеждаемся что в этом переходе аккордов два голоса идут на м2 вниз что даст +5а и +5а(таблица интервалов в предыдущей статье). Это значит что второе созвучие на 10 единиц мажорнее первого и при переходе слушатель это изменение почувствует причем вне зависимости от тоники и обращения. Собственно и почему ход Fm-C(Δ+10) звучит также хорошо как и G-Cm(Δ-10).
Линейное значение созвучия относительно других не зависит от текущей тоники, поэтому такой учёт будет абсолютным.

Как мы увидели, для запуска гармонии достаточно создать логичное движение звуков по квинтовой цепи(квинтовый подход, например как в золотой секвенции) или логичное движение значений аккордов(линейный подход, гармонические фигуры ).

Изготавливаем вращающийся круг аккордов со значениями мажорности

После всех действий установите нужную тонику в верхнее положение как вначале статьи на рисунке "Установка тоники".

Квинтовые круги аккордов(файлы "Круг для печати" и "Круг для печати sus,dim,aug") и программу музыкальный анализатор для просмотра аккордов на квинтовой цепи(видеоинструкция на канале) можно скачать здесь.

Статья создана на основе видео с моего канала "Природа звука". Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:

Читайте также: