Как сделать разметку на манекене и чем

Обновлено: 07.07.2024

Одной из главных отличительных черт Надежды Ламановой был метод ее работы - наколка ткани на человеке или манекене-дублере. Встречаются и другие названия метода - муляжный или макетный метод создания одежды.

Наколка – это творческий процесс, и часто от предварительного эскиза ничего не остается. Рождается что-то новое, неожиданное, эксклюзивное. Первоначальная идея в процессе наколки может приобрести совсем новое звучание и абрис.

Этапы создания модели от идеи до готового изделия:

  • ткань, - эскиз – наколка на манекене – примерки – воплощение.
  • идея, под нее подбирается ткань, затем через примерки, наколки – воплощение в материале.

Метод наколки преследует две цели:

Первая – поиск оптимальной, наиболее выразительной формы одежды через ее объемное изображение, определение с минимальной погрешностью месторасположения конструктивных элементов (пропорции изделия).

Вторая – использование конкретной ткани для получения той или иной объемной формы, нахождении ее пластических свойств. Муляжный метод создания одежды – один из старейших методов, которым виртуозно владели кутюрье в прошлом веке.

В России муляжный метод использовали до революции, он считается кутюрным – Высоким мастерством. Муляжный метод – процесс достаточно долгий, трудоемкий как для портного, так и для заказчика.

Наколка на манекене
Метод наколки

Традиции Высокого мастерства развивали и использовали Дома Haute Couture, преемники модных домов Пуаре, Ворта, мастерских Леруа и Роз Бертен. Этому способствовало и то, что во Франции всегда, даже в тяжелейшие периоды войн и кризисов поддерживали Haute Couture как национальное достояние страны. Все крупнейшие, известные всему миру мастера конца XIX века – начала XX веков: Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Эльза Скиапарелли, Коко Шанель, Мадлен Вионне, Жанна Ланвен, Мадам Грэ (работы которой считаются непревзойденными по сей день) и другие (Франция) и Надежда Ламанова (Россия).

Требования Ламановой к наколке были чрезвычайно велики: утверждение модели, наколотой на манекене, превращалось каждый раз в экзамен для закройщицы. Два раза в год Ламанова ездила в Париж и привозила последние модели всех размеров. Одновременно она закупала ткани, отделочные материалы, фурнитуру, журналы мод и многое другое. При приемке заказчица имела возможность надеть модель своего размера. Производственный цикл модели-заказа был следующий. Одна сторона модели распарывалась, с нее снималась точная выкройка, а затем вновь сшивалась. На заказчицу надевали лиф и закалывали, образуя слепок фигуры. Лиф, стачанный по заколотым линиям, надевался на манекен, пустоты между лифом и манекеном заполнялись тонкой бумагой. Так создавался манекен-дублер заказчицы. На него накалывалась ткань из целого куска. Ламанова сама блестяще накалывала, прекрасно чувствовала пропорции фигуры.

Очень живые воспоминания сохранились у родственника Константина Крахта, Владимира Матова о встрече с Надеждой Петровной:

Из воспоминаний Раисы Владимировны Захаржевской:

Интересно описывает метод Ламановой Ниссон Абрамович Шифрин:

Очевидно,что все зависело от модели и свойств выбранной материи - где-то Надежда Петровна резала ножницами, где-то рвала, а где-то искусно драпировала.

У Ламановой были последователи, ученицы, так одна из них, Фекла Гореленкова, владела методом наколки не только в совершенстве, она владела им талантливо, виртуозно. Для нее не существовали рисунки, зарисовки, замыслы, которые она не могла бы претворить с великим изяществом. Модели, созданные ею заметно выделялись и перепутать их ни с чьми другими было невозможно.

Моделирование рукава Жиго

Моделирование рукава Жиго методом наколки на манекене

Рукав-Жиго методом наколки

Рукав-Жиго (франц. gigot - окорок) – очень пышный в верхней части рукав.

В процессе наколки можно прочувствовать характерные особенности ткани, понять ее пластические свойства, не говоря уже о том, что этот метод дает возможность использовать в композиции модели особенности структуры, рисунка, особенности набивных тканей. Наколка дает возможность не только создать объемную форму, с последующим переводом ее на бумагу, но, в первую очередь, решить наиболее интересно пропорции модели, расположение деталей по отношению к фигуре и к ансамблю в целом. Поиски пропорций только в рисунке и на плоскости — в выкройке — не всегда приводят к желаемому результату. Многое можно не угадать, приходился искать и изменять во время примерки. Что же касается поисков сложного кроя, то наколка является единственным методом работы, при помощи которого можно найти необходимую форму. Анна Фадеевна Бланк писала о работе Гореленковой:

За годы работы в промышленности по принятым тогда методикам крой наколкой казалось был забыт, но работая над новыми коллекциями, дизайнеры все больше и больше стали ощущать необходимость поиска нетрадиционного решения – не логичного, а скорее эмоционального.

Одним из первых в России возродил крой наколкой Вячеслав Михайлович Зайцев. Он успешно им пользуется, как при создании эксклюзивных моделей, при разработке коллекций одежды, так и для разработки моделей одежды для частного заказчика. Вячеслав Зайцев макетирует на манекене. Авторский мастер-класс для студентов ФГОУ СПО "ОГК" в Оренбурге 2006 год Авторские модели Вячеслава Зайцева, выполненные макетным способом. Оренбург 2006 год

Итак, основной инструмент модельера, использующего метод наколки - портновская булавка. Что мы о ней знаем? А что вообще появилось раньше — иголка или одежда?

Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду?

Оказывается, можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Когда же осколками кремня (очень твердого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы. Через много тысячелетий на смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы. В XVI в. в Твери было налажено производство иголок. В Россию стальные иглы были завезены ганзейскими купцами из Германии в XVII в. Первыми производителями стальных игл стали купцы братья Рюмины и Томилин Сидор, которые по указу царя Петра I основали фабрики по изготовлению игл в селах Столбцы и Коленца (ныне Рязанская область) в 1717 году.

И сегодня, изготовления иголок непростой процесс, только семь городов в мире производят их. А несколько килограмм особо высококачественных игл стоят как автомобиль.

У маленькой булавки богатая история. Делали их из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь иногда булавки использовались больше для украшения, чем для скрепления одежды. Первоначально при пошиве одежды использовался простой крой и незамысловатая технология шитья. А вот когда одежду стали шить применительно к телу заказчика, т.е., облегающей его фигуру, тогда необходимость в использовании булавок возрастает во много раз. В том виде, в каком мы их знаем, булавки стали производить в конце XV века. Тогда они были такой ценностью, что набор булавок считался достойным подарком к празднику.

Булавки много лет были редкостью. Одно время, король Англии Генрих VIII издал указ, в котором запрещалось торговать булавками ежедневно. Для этого вводились особые дни, но даже не недели, а месяца. Правда, такой бездумный указ только ухудшил ситуацию с булавками — их стало еще меньше из-за поднявшегося на них ажиотажа.

Портновски булавки

Такое положение дел продолжалось, вплоть до XVIII века, когда французские мастера изготовили первые булавки для портных, которые очень похожи на современные. И, хотя булавки производились в недостаточном количестве и их, естественно не хватало всем портным, дело, как говорится, сдвинулось с мертвой точки. Вслед за Францией, производить булавки стали и в Англии, которая уже в то время была основным поставщиком иголок на континент. Однако штучное изготовление булавок продолжалось до XIX века, когда, начавшийся расцвет индустриализации во всем мире, позволил поставить на поток производство булавок с помощью специальных машин. К слову, таких машин было придумано всего несколько разновидностей, но самая удачная машина получилась у Джона Хоу, физика по призванию и роду деятельности, который, по иронии судьбы, приходился тезкой изобретателю швейной машины — Элиасу Хоу. Правда, первый экземпляр такой машины был совершенно не пригоден к производству булавок, ибо допускал много брака. Но вторая машина Хоу, получилась намного лучше первой и позволяла производить до 60 000 булавок в сутки. В настоящее время, булавки для портных, которые производит промышленность, выпускаются с металлическим или с пластмассовым шариком, который окрашивается в яркие цвета. Портновские булавки конец XX - начало XXI века

Кроме того, выпускаются булавки, использующиеся при упаковке мужских рубашек. Они несколько меньше и шире привычных булавок, и имеют маленький металлический шарик на конце. Портновская булавка конца XIX начала XX века похожа на них по форме, но она тоньше и длиннее.

Олька (Ольга)

наткнулась на описание изготовления манекена когда-то, изучила, посчитала… более, чем бюджетно… и рискнула…

делюсь с вами, может кто-то мучается той же проблемой)

одеваем на себя старые колготки и майку, которые не жаль убить окончательно)

если кому-то понадобится, то я отвечу на любые вопросы, как всегда)))

манекен для портного очумелыми ручками

поверх не очень нужных вещичек наматываем пищевую пленку) немного, только защититься)

манекен для портного очумелыми ручками

далее идет обмотка строительным армированным скотчем, он немного дороже обычного, поэтому используем его в один слой - для обозначения контуров, он плотнее обычного. Главное не перетянуть себя, дабы не "испортить фигуру"

манекен для портного очумелыми ручками

далее несколько слоев обычного скотча, дешево и сердито, грудь, если она есть), облепляется небольшими кусочками скотча - так легче получить форму

манекен для портного очумелыми ручками

это самая сложная деталь - но и очень важная, не только в жизни, но и в шитье - на нее ориентированы все выточки)
на этом этапе становится труднее дыхать и работы необходимо ускорить)))

манекен для портного очумелыми ручками

замачиваем в водичке купленный в аптеке гипсовый бинт.

манекен для портного очумелыми ручками

|
и аккуратно, в один слой с легким нахлестом мумифицируем меня)))
полностью) шевелиться уже не получается

манекен для портного очумелыми ручками

дышать на этом этапе становится просто невозможно и едва дождавшись просушки, благо гипс быстро сохнет . сдираем

манекен для портного очумелыми ручками

рисуем по спине штрихи фломастером - это точки совмещения - обязательно нужны
разрезаем ножницами вместе с той самой одеждой про которую я говорила вначале, одежду выбросить.

манекен для портного очумелыми ручками

аккуратно снимаем. совмещаем наши контрольные точки
конструкция плотная, но аккуратность не повредит - сломать можно все

манекен для портного очумелыми ручками

закрепляем сначала скотчем, потом тем же гипсовым бинтом, а дальше сутки на просушку

манекен для портного очумелыми ручками

получается что-то такое бесформенное, но с твоими формами внутри

манекен для портного очумелыми ручками

дальше я разорилась на кусок пластиковой водопроводной трубы. она вставляется внутрь всего кокона сразу, до запенивания

манекен для портного очумелыми ручками

наполняем нашу формочку пеной, лучше конечно постепенно, вылевая по баллончику. и тогда видно, что внутренность просохла. но это не мой случай)))

манекен для портного очумелыми ручками

самый грязный этап. снятие кожуха: фуфуфу
вот тут-то и становится понятно, почему лучше было бы выливать по баллончику - внутри пленка пищевая и скотч, сохнет трудно и долго. у меня трое суток

манекен для портного очумелыми ручками

пришлось дополнительно пенить особо выступающие части тела. не получились, но и так тоже возможно)))

манекен для портного очумелыми ручками

всякие разные неровности и впуклости выравниваются, я это делала папье-маше - отличный материал
излишние выпуклости отлично обрезаются ножом, но нем не особо нужна идеальная ровность

манекен для портного очумелыми ручками

дальше нужно обернуть тушку мягким материалом, у меня был ватин - отлично
ОСТОРОЖНО, не повторите мою глупость- для удобства работы, я клеила кусочки ватина на двусторонний скотч - не стоит, и в папье-маше, и в пену иголочки входят идеально, но там, где попадают на скотч с клеем - пачкаются, не влезают. короче, так делать не нужно, прихватываем ватин нитками, иголками, ка угодно

манекен для портного очумелыми ручками

кроила я прямо на тушке
выбрала толстый хлопок стрейч - натянулся плотненько))) подставку заказала по инету в виде заготовки - проморила и покрыла лаком

манекен для портного очумелыми ручками

вот получился вполне приемлемый то ли манекен, то ли предмет интерьера. но в любом случае, он получил имя - "тело"
шить с ним удобно) кроить тоже)))
прощу прощения, что оторвала столько времени)))))




Моя дочь учится сейчас в академии на технолога швейного производства и им задали задание - создать мини-коллекцию (у каждого студента своя тема) из трех вещей и продемонстрировать ее на масштабных манекенах (масштаб 1:2,5). Но. манекены не выдали. Ну нету у них в хозяйстве такого количества манекенов . Есть одна пластилиновая форма с которой надо было снять дубль из папье-маше. Но. она одна на всех, папье-маше в количестве 3х штук на каждое лицо делается долго. вообщем. время уже поджимало, а пластилиновую женщину нам с дочей выцепить так и не удалось. Она до сих пор гуляет по рукам . А тут еще у меня давняя идея-фикс - заиметь масштабный манекен ! Зрела я долго, все ходила по темам наших мастериц и собирала опыт создания манекенов. А тут так сошлись звезды и отступать больше некуда . Почесала мама (то биш я) затылок и принялась за дело. Оказалось, что создание мини-манекенов - это тааакое увлекательное занятие! Сначала покажу что вышло, а потом выложу подробный процесс создания в картинках. Для тех, кто захочет повторить "подвиг Гастелло" выложу "выкройки" мини-манекенов в двух масштабах (1:2 и 1:2,5).
Итак, встречайте, "группу в полосатых купальниках"!

Самое первый вопрос ( а у меня в этом месте просто ступор был :-))) - где взять лекала по которым потом кроить изолон? Как-то я пробовала построить их просто взяв таблицу стандартных размеров, но. это вообще никак не было похоже на "фигуру" манекена :-(. И тут - гениальная мысль от Lybcha-1965 ! Надо снять облипку с манекена! В хозяйстве у меня имеется стандартный манекен 46 (российского) размера. А нам с дочей как раз и нужен был 46 размер в масштабе! Представляете какое совпадение!?
Быстро была порезана простынка и методом наколки снята облипка с большого манекена :-). Снимала облипку только с половинки манекена, т.к. он у меня разноплечивый (видимо вояли его с живого человека :-))), а потом просто зеркально отобразила ее для того, чтобы манекенчики получились симметричными. С простынки сняла кальку. Тоесть перевела контуры "выкройки" нарисованные карандашом на простынке на кальку. Зачем? Просто я подумала, что когда я стану нарезать простынку на кусочки формата А4, то ткань может просто повести, а калька - это бумага, ее не поведет и искажений практически не будет. Теперь нужно все это добро как-то отсканировать ;-). Рисовать на кальке "квадратики" А4 го размера у меня не было никакого желания, т.к. можно ж промахнуться с размером и опять это грозит искажениями лекал в итоге. Тогда я взяла листы бумаги для принтера и склеила их бумажным скотчем стык в стык в полосу из 4х листов (у меня половинка переда и половинка спинки как раз умещались каждая на 4х листах А4!). Хорошенько навела мягким карандашом контуры выкроек на кальке, перевернула кальку "лицом вниз" на полосу из склеенных листов и обвела контуры выкроек еще раз с "изнанки" кальки. Рисунок отпечатался на листах как от копирки. Навела его еще раз пожирнее теперь уже на бумаге, поставила все метки совмещения и разрезала скотч. Все, теперь можно сканировать без проблем :-). Отсканировала, и в ФШ уменьшила до нужного масштаба. Потом распечатала и соединила по меткам. Получился комплект лекал облипки манекена в масштабе 1:2,5.

Выкройки в масштабе 1:2,5

выкройки в масштабе 1:2


Спинка 2

Чтобы лекала распечатать в оригинальном размере в настройках принтера при распечатке нужно поставить галочку на "Заполнение страницы" и распечатывать без полей.

Проблемы с изолоном у меня начались с самого начала, то есть на этапе приклеивания флизелина. Ну никак он не хотел приклеиваться .Потом, после соединения швов, хрудь как-то вдавилась внутрь и . ну вообщем не то пальто. Опечалилась я и села думу думать чем бы нарастить грудь. Мысли потекли в сторону прессованного синтепона (как на выстеганных чашках я делаю) и тут . урррааа. пришла мысель "А почему бы не своять весь манекен по принципу стёганных чашек?!" Ведь спрессованный утюгом и простёганный ститепон - очень формоустойчивый и в то же время пластичный материал! Сказано - сделано! И работа закипела. На каждый манекен пошло по 1.5м синтепона шириной 1,5м. Спрессовала его в 6 слоев через мокрый проутюжильник. Получился лист 0,5м х 0,75м. Из него вырезала детали лекал без припусков. Обводить лекала нужно очень точно!

Потом берем кусочек бязи или ситца и проклеиваем его трикотажным дубленином. Вот таким

Выкраиваем из бязи детали лекал с припусками по периметру в 1 см

Накладываем на них детали из синтепона, прострачиваем по периметру на расстоянии 1мм от края (синтепона) и простегиваем всю деталь на машинке. Расстояние между строчками простежки не должно превышать 3мм!

Простегали все детали. Потом обрезаем все припуски вровень с контурами синтепона. Раствор вытачек тоже вырезаем. Ставим метки соединения деталей (они есть на выкройках) и сшиваем ручками все детали стык в стык. Сначала вытачки, а затем "рельефные" швы. Чуть-чуть приутюживаем их, формуя утюгом плавные линии будущего манекена (особенно грудь). Грудь я утюжила на маленьком пенопластовом шарике ;-). И закрываем швы полосками клеевого флизелина. Я это сделала не для скрытия пролегания ниток швов, а чтобы при выгибании манекена по окружности бедер и талии швы не становились углом, а ложились в плавную дугу.

Так собираю отдельно спинку и отдельно перед. И пришиваю так же стык в стык ручками к "стяжке" - силуэту. Вот что получается.

Затем опять же вручную соединяю перед и спинку по бокам и плечам. Для удобства сначала соединила половинки манекена резинкой по линии талии. Затем , после соединения, резинку убрала.

В районе шеи можно палочку не фиксировать, т.к. там очень маленькое расстояние и она зажимается достаточно плотно между стяжками.
Теперь набиваем наши манекенчики обыкновенной медицинской ватой . Можно мелкими обрезками тканюшек или синтапоном. Но мне удобней всего оказалась вата. На каждый манекенчик ушло по 300гр ваты (3 упаковки по 100 гр).

Сначала думала не набивать манекен, но потом попробовала и оказалось, что так он лучше держит форму, не западает "грудная клетка" и плечи на спинке становятся кругленькими и красивенькими :-). Вот фото для сравнения набитого манекена и не набитого. А! Еще не набитый манекен норовит снизу принять форму круга. А у нас же тело не круглое, а овальное в поперечном сечении!:-)) Вообщем, когда манекен набился ватой он стал очень похожим на большой настоящий манекен

3769678_Snimok_ekrana_20151022_v_14_53_53 (700x529, 544Kb)

После набивки закрываем манекен донышком, которое также сделано из спрессованного и простеганного синтепона. Внимание! Палочку при этом НЕ вынимать из манекена, т.к. потом ее уже невозможно будет протолкнуть снизу манекена из-за очень маленького отверстия в донышке (просто не сможем раздвинуть стяжки в такой маленькой дырочке)! А манекен на стойку с уже прикрепленной подставкой мы можем надеть только снизу.

Теперь нужно обтянуть манекены бифлексом (биэластичный материал из которого обычно шьют купальники). Выкраиваем его в 2 слоя по выкройке стяжки-силуэта с припусками по периметру 1см и снизу 3см.

Сострачиваем по бокам и плечам по разметке эластичной строчкой ( у меня это строчка вперед-назад-вперед, но можно и узким зиг загом сострчить), оставляя в шее не зашитую дырочку для стойки. Обрезаем припуски до ширины 2.5-3мм (недсечек никаких делать не надо), выворачиваем, натягиваем на манекен и . понимаем что нужна корректировка . Снимаем и вносим изменения. Оказывается для хорошего облегания нужно скруглить все острые углы в районе плечей и ручек. А на манекене с ручками еще и уменьшить эти самые ручки на 1см с каждой стороны.(нижнее фото справа)

Прострачиваем но новым линиям, срезаем припуски, выворачиваем и опять натягиваем на манекен. Ура! Все получилось!

Теперь нужно стянуть на нитку бифлекс снизу манекена.

И вот что получилось:

Манекены надеты пока на вспомогательные палочки.
Теперь займемся стойками и подставками.
Подставку сделали из дощечек купленных в том же строительном супермаркете. Купили 2 дощечки размером 50 х 20 см и муж мне распилил их на 4 кусочка 20 х 20см толщиной 1,8см. Проделал сверлом дырочку посередине диаметром чуть меньше диаметра палочек. Палочки заточил с одной стороны ножом как карандаш. Я их смазала клеем Момент-гель и дырочки внутри тоже промазала этим клеем. И молотком вбила палочки в дырочки. Получилось очень крепко и надежно. Снизу, на подошву подставок наклеила по углам 4 квадратика из кожи, чтобы подставки не скользили по столу.

Когда клей на подставках высох, смазала им же кусочки палочек по бокам, надела манекены на стойки протолкнув вспомогательные палочки вверх (таким образом вынула их из манекенов) и повернула манекены на 90 градусов вокруг своей оси, чтобы полоски клея соприкоснулись с деталями стяжки-силуэта. Все, манекены к стойкам приклеились намертво!

Теперь небольшие рассуждения. Думаю, такой манекен можно сделать и в натуральную величину, т.к. он получается достаточно легкий, но хорошо держащий форму. В него запросто втыкаются булавки и на нем даже можно утюжить.
В качестве лекал можно взять выкройку облипки. А стяжку-силуэт можно сделать по методу margo_kt , но с небольшими поправками.
В чем собственно заключаются поправки. Когда стала обводить тень от манекена, а потом сделала контрольный замер дна оказалось, что погрешность по ширине составляет около 3,5см. Тоесть тень по ширине оказалась больше реального силуэта на 3.5см.

Сначала я все сделала как было указано у margo_kt. Но погрешности были не только по ширине но и по высоте силуэта. Тогда я решила обвести тень в 3 этапа. Сначала расположила лампу на уровне талии, обвела кусочек тени. Потом на уровне груди расположила лампу и опять обвела кусочек тени стараясь соединить линии с полученными на уровне талии. Потом опять переместила лампу только теперь на уровень бедер и опять обвела тень соединяясь с линиями полученными в районе талии. Главное каждый раз устанавливать лампу точно по середине манекена (вертикальная ось). После всех этих манипуляций получился довольно точный абрис по высоте. А по ширине я просто убрала лишние сантиметры в соответствии с замером дна, под линейку. Тоесть заузила на 1.75см с каждого бока.

Самое лучшее платье то, что идеально подходит Вашей фигуре и этого не так просто достичь. Нам бы помог манекен по фигуре. Наш мастер-класс расскажет, как сделать индивидуальный манекен своими руками из доступных материалов.

Делаем Манекен по фигуре

Манекен по фигуре: подготовка к проекту

Сегодня в магазинах можно найти манекены на любой размер, даже регулируемые. Самые доступные по стоимости манекены - это манекены с фиксированным размером. Они бывают твердые и мягкие. Но ни один этих манекенов не сможет в точности повторить Вашу фигуру, так как они изготавливаются по гостовским размерам.

Альтернативный вариант - манекен раздвижной портновский. На такой модели можно будет выставить необходимые размеры по линии груди, бедер и талии. Но из минусов этой конструкции можно выделить: хрупкость и не идеальное совпадение силуэта. Было бы здорово иметь максимальную копию своей фигуры и использовать её для примерок. Но настоящий манекен - дорогое удовольствие, давайте сделаем свой?

Вам понадобится:

  • Ножницы
  • Длинная узкая футболка
  • 2-3 рулона скотча (клейкой ленты)
  • Наполнитель для подушек или одеял, например синтапон
  • Кусок картона
  • Пищевая пленка (для шеи)
  • Металлическая стойка

Наденьте футболку, она должна обтягивать фигуру как на фотографии. Оберните шею пищевой пленкой для защиты.

Оберните шею

Попросите друга помочь обмотать вашу фигуру скотчем. Сначала обмотайте под грудью, довольно туго. Потом перекрестите ленту как на фото.

Потом перекрестите ленту

Продолжайте обматывать вокруг фигуры.

Продолжайте обматывать

Вот как должно это выглядеть сзади. Отметьте маркером линию уровня талии.

Отметьте маркером линию уровня талии

Теперь нужно разрезать сзади эту форму и аккуратно снять.

Теперь нужно разрезать сзади

Заклейте скотчем разрез, открытые отверстия рук и шеи.

Заклейте скотчем разрез

Теперь аккуратно наполните эту форму синтепоном.

Аккуратно наполните эту форму синтепоном

Закончите работу, приклеив донышко из картона. Установите манекен на металлическую подставку.

Установите манекен на металлическую подставку

В качестве подставки можно использовать, например, ножку от торшера.

Читайте также: