Как сделать разметку на грифе гитары

Обновлено: 05.07.2024

Научиться распознавать ноты на грифе гитары не так уж и сложно, если придерживаться некоторых правил и серьезно отнестись к обучению.

Зачем изучать ноты на гитаре

Изучение расположения звуков на гитаре поможет:

  1. Быстро ориентироваться на грифе во время игры
  2. Понимать как строится импровизация, и откроет возможность самостоятельно сочинять и подбирать разнообразные мелодии.
  3. Знать принцип строения аккордов для гитары, и, как следствие, свободно ориентироваться в них, находя на любом участке грифа, и не пользуясь при этом различными сборниками.
  4. Отойти от табулатурного мышления (игра только по табам), что открывает способность самостоятельно находить интересные решения, заменяя трудные или не очень красивые места в каком-нибудь произведении на более благозвучные и удобные.
  5. Научиться играть более чётко, собранно и ровно, приблизив своё исполнение к профессиональному, благодаря пониманию ритмических рисунков нот.

Определитесь с целями

Прежде чем приступить к обучению, нужно решить, какие цели вы преследуете. Если возникло желание сочинять красивые мелодии, и делать всё то, что перечислено выше, понадобится хорошенько потрудиться и постараться выучить все ноты на грифе. Если вас интересует только изучение аккордов, с целью играть аккомпанемент к песням, в этом случае ориентировка суживается к изучению нот только басовых струн, так как все аккорды построены на них.

С чего начать обучение

Проще всего начать обучение с названий нот на гитаре на открытых струнах. С этого и начнём. Названия нот начиная с первой струны (самой тонкой):

Первый способ выучить ноты на гитаре

Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.

Ноты на грифе гитары
Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3

Учим ноты для гитары

Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.

Учим ноты для гитры. Часть первая

Упражнения с открытыми струнами: 4, 5, 6

Переборы на открытых струнах

Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.

Учим ноты песен для гитары. Перебор

8

Добавляем ноты в пределах трёх ладов

Добавляем басовые ноты

13

Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.

Добавляем ещё ноты на закрытых струнах

Симметричные ноты

Второй способ запомнить ноты на грифе гитары

Второй, и более простой способ предназначен для тех, кто ставит за цель разбираться в аккордах при игре аккомпанемента к песням.

Буквенные обозначения нот

Закономерности в расположении звуков на гитаре

Как вы уже догадались, ноты на гитарном грифе расположены, отнюдь, не хаотично. И, пользуясь некоторыми нехитрыми закономерностями, можно легко выучить весь гриф. К примеру, выученная до XII лада четвёртая струна, поможет ориентироваться по пятой.

19

Карточки расположения нот на гитаре

Для того, чтобы помочь себе освоить порядок нот на гитаре можно использовать различные вспомогательные средства. Это и разнообразные приложения на смартфонах и наклейки на предметах в доме, и т.д. Хочу предложить одно из таких средств. Это карточки с названием нот. Их нужно вырезать, и носить с собой. Когда выдалось свободное время, к примеру вы чего-то ждёте, либо стоите в очереди, можно достать эти карточки и освежать в памяти.

Как учить ноты на гитаре используя табы

Это способ запоминания является очень действенным, так как многие гитаристы очень хорошо ориентируются по табам. Почему бы не использовать это, для запоминания нот. Ниже приведена таблица в формате pdf. Первая строка – это весь звукоряд гитары от шестой струны до первой 12 лада. Далее каждая строчка – это струна. Вы смотрите в табулатуру, затем в ноты, и стараетесь запомнить что где находится. Полную версию pdf скачайте ниже.

Учим ноты на гитаре используя табы

Выучив ноты на грифе гитары, вы можете переходить к следующему шагу – учить ноты песен для гитары. Это закрепит ваши знания, и даст навыки необходимые любому гитаристу мечтающему хорошо играть на своём инструменте.

Помогут ли наклейки на гриф с названиями нот

Сегодняшний наш материал будет полезным сугубо для новичков. Мы постараемся дать базовые знания об аккордах без погружения в музыкальную теорию и без лишней сложной информации.

Прочитав данную статью, вы узнаете о простых гитарных аккордах для начинающих музыкантов, поймете азы построения схожих аккордов разной высоты, сможете укрепить пальцы левой руки и даже подготовиться к мини-выступлению перед друзьями и близкими.

Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы

Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.

  • Для удобства записи гитарных партий и игры гриф гитары по горизонтали разделен на лады – на отдельных ладах есть отметки для быстрого визуального понимания и ориентации на грифе (обычно это 12-й лад, а также 3-5-7-9 лады и 15-17-19-21).

Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:

  • Указательный - №1
  • Средний – №2
  • Безымянный - №3
  • Мизинец - №4
  • Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет

Этап №1: легкие гитарные аккорды

Обозначение аккордов для простоты восприятия принято вести изначально в буквенном виде. Основная нота аккорда обозначается первой:

Начнем с самого простого: аккорда до-мажор, или, в буквенном обозначении – C. Самая малость теории: аккорд вне зависимости от инструмента – это сочетание трёх и более нот. Как зажать аккорд C на гитаре:

  • Самая низкая (басовая) нота – до (C) – зажимаем 5 струну на 3 ладу;
  • Следующая нота – ми (E) – 4 струна 2 лад;
  • Третью струну оставляем открытой, то есть не зажимаем ни на каком ладу – это нота соль (G);
  • Следующая нота – снова до (C) – 2 струна 1 лад;
  • И, наконец, первую струну – ми (E) – можно оставить открытой либо не играть при зажатии аккорда, т.к. мы и так получили сочетание из более чем трёх нот.

Обратите внимание, что мы не используем шестую струну. Её при игре можно либо не касаться пальцами правой руки/медиатором либо глушить подушечкой безымянного пальца левой руки, который зажимает 5 струну на 3 ладу.

Теперь попробуем сыграть аккорд: зажмите струны по схеме, указанной выше, и поочередно сыграйте каждую из нот от 5 до 1 струны. Не спешите, не перенапрягайте левую руку. Добейтесь комфортного усилия при нажатии и удобного положения левой руки – но не забывайте, что все ноты должны звучать чисто, более-менее равномерно по динамике и громкости.

Отдохните и теперь попробуйте снова зажать до-мажорный аккорд – но сыграйте все ноты быстрым движением пальцев правой руки или медиатора от басовой к самой высокой струне. Поздравляем, вы сыграли свой первый аккорд! :)

Не бойтесь небольшой боли в суставах и на подушечках пальцев – первое время уйдет на адаптацию, однако позже все нормализуется. Но не забывайте об отдыхе и не допускайте перенапряжения.

Больше статей и музыкальной теории, а также струны, фурнитура, комплектующие и многое другое - на Струнки.ру !

Этап №2: изучаем другие простые аккорды

Двигаемся дальше: на очереди изучение других аккордов из тональности до-мажор: соль-мажор (G) и фа-мажор (F).

Данный этап немного посложнее, так как вам потребуется использовать прием под названием баррэ – ваш указательный палец должен будет одновременно зажать несколько струн на одном ладу.

Начнем с фа-мажор:

  • Указательный палец поместите на 1 лад: в этом аккорде он должен будет одновременно зажимать 1 лад на 6, 1 и 2 струне. Это ноты фа (1 и 6 струна) и до.
  • Безымянный палец поместите на 3 лад 5 струны – это также нота до.
  • Мизинец поставьте на 3 лад 4 струны – это нота фа.
  • Наконец, средний палец зажимает 3 струну на 2 ладу – нота ля.

Данная аппликатура (порядок расположения пальцев) является одной из основных и классических в гитарной музыке и позже вы будете использовать её очень часто. Поэтому уделите особое внимание отработке данного аккорда – добейтесь максимально чистого и ровного звучания при комфортной постановке рук. Повторимся: по началу подушечки пальцев и суставы будут не в восторге от вашего нового хобби. Но оно того стоит!

Переходим к аккорду G, или соль-мажор.

  • Зажмите средним пальцем 3 лад 6 струны – это басовая нота соль;
  • Указательным пальцем зажмите 2 лад 5 струны – нота си;
  • Далее оставляем три открытых струны – с четвертой по вторую, ноты ре, соль и си.
  • Наконец, безымянным пальцем или мизинцем (более предпочтительно) зажмите 3 лад первой струны – нота соль.

У этого аккорда есть и еще один вариант для данной позиции:

Обратите внимание, что 2 струну мы оставляем не открытой, а зажимаем её на 3 ладу безымянным пальцем, мизинцем зажимаем 3 лад 1 струны.

А теперь немножечко магии, которая очень поможет вам в будущем! Аккорды фа-мажор (F) и соль-мажор (G) идентичны, отличаются они лишь высотой: последний на 2 полутона (2 лада) или на 1 целый тон выше. Догадались, что это означает? Мы можем сыграть ту же аппликатуру, которую используем для аккорда фа-мажор (F), только на 2 лада выше – и получим соль-мажор (G)!

Этап №2,5: соединим простые аккорды в последовательность

Попробуйте соединить эти три аккорда в последовательность, например, сыграйте 2 раза аккорд F, потом два раза G и, наконец, 4 раза C. Звучит неплохо, правда? Все из-за того, что эти аккорды входят в одну тональность – до-мажор.

Попробуйте и другие последовательности в рамках этих трех аккордов, поэкспериментируйте с движением правой рукой, ритмом и длительностью. Занимайтесь, пока не почувствуете усталость в пальцах или жжение на подушечках – после этого дайте пальцам отдых как минимум на пару часов. Тренируйтесь и укрепляйте пальцы, не забывая о чистом и равномерном звучании аккордов.

Этап №3: изучаем другие важные для начинающих аккорды

На данном этапе мы изучим некоторые минорные аккорды, а также мажорные аккорды с более сложной аппликатурой.

Начнем с простых аккордов – ми-мажор (E) и ля-минор (Am).

  • Зажмите на 5 струне 2 лад средним пальцем – нота си;
  • На 4 струне также зажимаем 2 лад безымянным пальцем – нота ми;
  • На 3 струне зажимаем 1 лад указательным пальцем – нота соль-диез;
  • Шестую струну, а также вторую и первую струны оставляем открытыми.

Ля-минорный аккорд имеет похожий рисунок, но все ноты зажимаем на более высоких струнах – 2, 3 и 4-й.

  • На 4 струне зажимаем 2 лад – нота ми;
  • На 3 струне зажимаем 2 лад – нота ля;
  • На 2 струне зажимаем 1 лад – нота до;
  • 6 струну не играем, 5 и 1 оставляем открытыми.

Аппликатура аккорда ми-минор (Em) в целом схожа с аппликатурой аккорда ми-мажор – только на 3 струне мы не зажимаем 1 лад, а оставляем её открытой. Соответственно, зажимаем только 2 лад на 5 и 4 струне.

Сыграем аккорд ля-мажор (A). 5 и 1 струну оставляем открытыми, а 4, 3 и 2 струну зажимаем на 2 ладу. Альтернативный вариант данного аккорда – использовать один палец для зажатия малого барре на 2 ладу, 1 струну глушим но 5 открытую играем.

Сдвинув аккорд правее по грифу мы получим стандартные аппликатуры мажорных аккордов с барре и басовой нотой на 5 струне. Например, аккорд до мажор с барре можно зажать так:

  • На 5 струне зажимаем 3 лад;
  • Далее тремя пальцами либо одним безымянным зажимаем на 5 ладу 4, 3 и 2 струны;
  • Первую струну либо глушим и не играем, либо зажимаем на 3 ладу 1 струны.

В целом, мы с вами рассмотрели основные аккорды для начинающих с басовой нотой на 5 или 6 струне. Теперь рассмотрим минорный и мажорный аккорд от ре с басовой нотой на 4 струне.

5 и 6 струны глушим, 4 струна открытая с обоих случаях.

В случае с аккордом ре-мажор (D):

  • На 3 струне зажимаем 2 лад – нота ля;
  • На 2 струне зажимаем 3 лад – нота ре;
  • На 1 струне зажимаем 2 лад – нота фа-диез.

Для зажатия аккорда ре-минор (Dm) используем ту же аппликатуру, только на 1 струне зажимаем 1 лад – нота фа.

Числовое обозначение аккордов для начинающих

Помимо буквенного и схематичного обозначения аккордов, которые мы использовали выше, в среде гитаристов распространено также и числовое обозначение.

Например, аккорд соль-мажор (G) обозначается следующим образом:

На такой схеме изображаются все 6 струн (первая сверху, шестая – снизу), а также цифровое обозначение ладов, которые необходимо зажать на каждой из струн.

Далее аккорд до-мажор (C):

В данном случае видим обозначение глушения шестой струны – она в аккорде не участвует.

Аналогично обозначается и ре-мажорный аккорд (D):

Здесь глушим и пятую, и шестую струну, басовая нота аккорда ре расположена на 4 струне.

Вам необходимо проработать следующие моменты:

И в третий, уже последний, раз напоминаем про ощущения в пальцах. В первое время они будут побаливать, также будут постепенно стираться подушечки пальцев – это не самая приятная вещь, но с ней сталкивается каждый начинающий гитарист. Постепенно суставы и подушечки пальцев окрепнут и играть станет абсолютно комфортно.

Бонус: некоторые популярные аккордовые последовательности

Само собой, это не плагиат: использование шаблонов очень распространено и может сильно упростить вам творческий процесс.

Запись аккордовых последовательностей в ступенях

Для простоты восприятия в рамках данного материала мы будем использовать ступеневую запись аккордовых последовательностей (гармоний). Суть этого способа состоит в том, что каждому аккорду присваивается римская цифра на основании ступени основной ноты этого аккорда в общей тональности. При такой технологии мажорные аккорды обозначаются заглавными цифрами, минорные – строчными.

Все примеры ниже будем рассматривать в тональности до-мажор.

Гармония I-V-vi-IV (C-G-Am-F)

Критики современной музыки объясняют популярность и благозвучность данной гармонии в первую очередь контрастностью между ступенями последовательности.

Гармония vi-IV-I-V (Am-F-C-G)

Прогрессия всегда начинается с минорного аккорда, из-за чего она звучит драматично, напряженно и немного грустно.

Известные примеры: Joan Osborne – One of Us, The Cranberries – Zombie, Linkin Park – Numb, OneRepublic – Apologize, Lady Gaga – Poker Face.

Гармония I-vi-IV-V (C-Am-F-G)

Западные музыкальные аналитики часто именуют данную гармонию не иначе как “Heart and Soul Chords”. Первой поистине хитовой композицией с данной гармонией стала Blue Moon Ричарда Роджерса, написанная в первой половине 30-х годов. И так бы ей и остаться не особо замеченной, если бы не появление рок-н-ролла в 50-х. Именно адепты данного стиля и сделали её по-настоящему популярной: все благодаря своему простому, но очень приятному звучанию.

Известные примеры: The Police – Every Breathe You Take, Green Day – Jesus of Suburbia, Michael Jackson – You Are Not Alone, Pink Floyd – The Thin Ice.

Гармония I-IV-V-I (C-F-G-C)

Популярность данной гармонии резко выросла в 60-70-х гг, когда она стала фундаментом роста популярности рок-музыки. В основе данной последовательности лежит блюзовая схема, упрощенная до последовательности из 4-х аккордов. Своей популярностью данная схема обязана своей простоте, а также мощному сочетанию трех сильных ступеней до-мажорной тональности.

Известные примеры: Richie Valens – La Bamba, The Beatles – Twist and Shout, Led Zeppelin – Rock and Roll.

Гармония VI-VII-i (F-G-Am)

На некоторое время перескакиваем с до-мажора в параллельный ля-минор. Последовательность, которая прекрасно подходит для медленных песен с одной стороны и для мощных эпических боевиков с другой.

Известные примеры: Bob Dylan – All Along The Watchtower, Kansas – Carry on My Wayward Son, Blue Oyster Cult – Don’t Fear the Reaper, Aerosmith – Dream On.

Многие начинающие гитаристы при подборе композиций сталкиваются с некоторыми задачами, одна из которых это как определить какие-либо ноты на гитарном грифе. На самом деле не так уж и сложна подобная задача. Зная расположение нот на грифе гитары можно с лёгкостью подобрать любое музыкальное произведение. Устройство гитары далеко не самое сложное, а вот ноты на грифе располагаются немного иначе, чем, например, у клавишных инструментов.

Строй гитары

Для начала необходимо запомнить строй гитары. Начиная от первой струны (тонкой) и заканчивая шестой (самой толстой), стандартный строй будет следующим:

Это стандартный строй гитары, использующийся при настройке инструмента. Все ноты звучат на открытых струнах. Выучив наизусть стандартный строй гитары, отыскать любые ноты на гитарном грифе не доставит абсолютно никаких проблем.

Хроматическая гамма

Отсюда следует, что каждая нота, зажатая на определённом ладу, звучит выше на полтона, чем зажатой на предыдущем ладу. К примеру:

Исходя из этого, расположение нот на грифе гитары не обязательно заучивать наизусть, что, конечно, также будет полезным. Достаточно запомнить только строй гитары и иметь представление о хроматической гамме.

Ноты каждой струны на каждом ладу

И всё-таки без этого никак: расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём:

И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.

Автор – Станислав Колесник

Предлагаю послушать замечательную композицию в стиле транс, исполненную на классической гитаре Эваном Добсоном:


На мой взгляд, эта картинка вообще самодостаточна, поскольку при помощи довольно простых умозаключений её смысл целиком вычисляется довольно быстро, а потому прямо на ней можно было бы и закончить, но я всё-таки поясню.

На фортепьянной клавиатуре очень легко запомнить расположение нот, даже если вы в музыке вообще по нулям. На ней имеется повторяющийся рисунок клавиш и ничего кроме него. Этот рисунок почти мгновенно вычленяется глазами где-то уже через пять минут осознанного разглядывания клавиатуры.


Так вот, если смотреть на рисунок клавиш пять—десять минут, то он осядет в голове и будет легко восстанавливаться при взгляде на клавиатуру, а через некоторое время и по памяти.

Но на гитаре, как попробовавшие обычно уже в курсе, всё сильно хуже. Во-первых, почти у всех струн, кроме первой и последней, расположение нот на грифе разное, а во-вторых, несмотря на наличие пометок на грифе, они вообще не помогают запомнить, где какая нота. Ну да, сами-то пометки запоминаются, но что толку.

Так вот, приведённая в начале статьи картинка как раз задаёт визуальный способ запоминания.


На ней, начиная с нижней струны и кончая верхней, изображено наложение фортепьянного рисунка на лады гитары. Цвета струн совпадают с распространённой цветовой кодировкой струн, которая много где используется (в частности, в Rocksmith).

Сам фортепьянный рисунок визуально распадается на две легко диагностируемые части: две чёрные клавиши и три чёрные клавиши. Вокруг первых, соответственно, три белых, а вокруг вторых — четыре белых.


На вышеприведённой схеме первый блок почти не прозрачный, а второй — почти прозрачный, что заметно упрощает отслеживание фортепьянного рисунка на грифе (в той же последовательности, что на фортепьяно, он встречается только на второй снизу струне — на остальных фрагменты переставлены, хотя на верхней и нижней струнах оба фрагмента — цельные, но идут в обратном порядке).


Способ запоминания при помощи данного рисунка, по сути, сводится к тому, чтобы на него иногда смотреть. Выбираете струну (лучше всего ту, которую на данный момент помните хуже всего) и примерно так с минуту смотрите. После этого можно попробовать посмотреть на гитару и визуализировать в воображении этот рисунок, сопоставив его с ладами реальной гитары.

Я это уже успел проверить. Все способы, которыми я ранее пробовал запоминать расположения нот, работали как-то плохо. Некоторые ноты я всё-таки запомнил, но в целом оно всё равно как-то не укладывалось.

В дополнение я сделал ещё одну версию этого рисунка, но после сравнения версий я всё-таки склонился к вышеприведённой. Однако, мало ли, вдруг кому-то больше понравится эта.

Читайте также: