Как сделать разборную сцену

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Назначение

Разборная сцена - лучшее техническое решение для проведения массовых мероприятий, спектаклей, концертов и праздников на открытом воздухе.
Сценический комплекс включает в себя сцену и крышу, имеет привлекательный, легкий внешний вид, малотребователен к поверхности площадки, может многократно переустанавливаться.
Монтаж мобильной сцены занимает минимальное время и не требует специальной техники.

Как выбрать сцену

Наши сцены: 4х3, 6х4, 7х5, 8х6, 9х7, 10х8, 11х9, 12х10, 13х11, 15х12, 17х14. В названии указывается ширина и глубина сборно-разборной сцены в метрах, (указывается полезная площадь для выступлений). Сцены всех размеров комплектуются крышей.
От размера 4х3 до 9х7, крыша устанавливается на сцену и имеет такие же габариты.
От размера 10х8 и выше, крыша устанавливается отдельно от сцены на грунт, ее габариты больше.
Выбирайте размер мобильной сцены в соответствии с задачами мероприятий, количеством
выступающих и зрителей.

Функция

Арочная крыша, крыша с двускатым (треугольным) коньком, или односкатная крыша сценического комплекса
собирается из несущих алюминиевых ферм, на которых размещается световое и звуковое оборудование, оформление сцены. Справа и слева от основной крыши, на одном уровне с
верхним периметром, располагаются два жестко прикрепленных к крыше прямоугольных портала,
собранных из алюминиевых ферм такой же серии как фермы крыши. Порталы могут выполнять роль кулис первого уровня, верхняя перекладина может быть использована для подвеса
акустики или LED-экранов. Одновременно порталы являются рамой для растяжки двух вертикальных лицевых баннеров.

Оформление, сценография

Существует два вида сцен, мобильные или как их ещё называют мобильные сценические комплексы, основанные на лёгких сборно-разборных металлоконструкциях, и стационарные, в основе которых также частично или полностью лежит конструкция из металла.

sceny-ispolzovanie-metallokonstrukcij

Мобильные сценические комплексы

При использовании мобильных сценических комплексов основным требованием, предъявляемым к металлоконструкции сцены, является её вес.

Для облегчения конструкции используются алюминиевые сплавы, которые в свою очередь, кроме преимуществ в весе по сравнению с другими металлами, ещё и не подвержены коррозии и устойчивы к воздействиям окружающей среды.

Также необходимо, чтобы конструкция в собранном виде была устойчива и надёжна, именно поэтому металлические трубы, составляющие основу металлоконструкции сцены, объединяют в жёсткий каркас и обтягивают тентовым покрытием для защиты внутреннего пространства конструкции от ветра, солнца, дождя и снега.

Для привлечения внимания тентовое покрытия изготавливают из ярких тканей и помещают на него логотип.

Для постройки любой сцены используются специальные сборно-разборные металлоконструкции, основным преимуществом использования которых в мобильных сценических комплексах является возможность быстрого монтажа, а также достаточно быстрой транспортировки в зависимости от месторасположений и количества мероприятий.

Именно благодаря этим качествам мобильной сцены, она широко используется во всевозможных концертных турах, общественных и политических мероприятиях.

Так как для строительства не требуется специальная подготовка грунта, обычно монтаж сцены занимает всего лишь несколько часов, что позволяет проводить мероприятия с высокой интенсивностью независимо от места и времени проведения.

Не стоит забывать и о том, что отсутствие мелких, легко теряемых деталей упрощает эксплуатацию металлоконструкции для сцен.

В состав мобильной сцены входит металлоконструкция, составляющая непосредственно подиум сцены, а также боковые и заднюю стены.

Стены конструируются таким образом, чтобы их можно было использовать для размещения различного рода оборудования, в том числе и подвесного, без сооружения специальных порталов, а также для размещения режиссерских пультов управления звуком и светом.

Некоторые конструкции позволяют использовать стены в качестве гримёрок или подсобных помещений.

Особенности использования металлоконструкции в стационарных сценах

На ряду с мобильными сценами металлоконструкции также широко используются для постройки стационарных сцен. Но требования, предъявляемые таковым, значительно отличаются от требований к металлоконструкциям сцен мобильных.

Стационарные сценические подиумы, как правило, находятся в помещениях, следовательно, созданные на основе металлоконструкции сценические комплексы редко разбираются и собираются.

Также металлоконструкции сцены должны выдерживать большие нагрузки, так как обычно на них устанавливают декорации, освещение и прочую достаточно емкую атрибутику.

Характеристики и состав металлоконструкции сцены

Сценические подиумы, основывающиеся на металлоконструкциях, как правило, очень легкие и прочные. Строительство металлоконструкции сцены происходит быстро и силами небольшой бригады из 2-3 человек.

Также металлоконструкции, возможно, использовать для профессиональных подвесов светового и звукового концертного оборудования в ночных клубах, дискотеках и театрах.

В состав металлоконструкции для сцены входит различное вспомогательное сценическое оборудование, например порталы для размещения звукового оборудования или для монтажа проекционных экранов, для обустройства которых используются стены, выносные пультовые, осветительные или звуковые башни и многое другое.

Если же говорить о системах безопасности, ограничения и контроля доступа, то они входят в состав исключительно мобильных сценических комплексов.

Сценарий - одна из самых ёмких форм повествования. Сцена должна действовать как самостоятельная единица с чётким началом, серединой и концом. Сцены будто маленькие клетки живого организма.

Очень важно, чтобы сценаристы понимали, что каждая сцена должна решать хотя бы одну из этих четырёх задач:

  • раскрывать персонажа
  • продвигать сюжет
  • раскрывать важную информацию
  • исследовать тему

Если сцена в ваших фильмах или телевизионных сценариях не выполняет хотя бы одну из этих функций, перепишите или удалите её.

Прежде чем вы начнёте писать сцену, подумайте, чья это сцена. Это кажется довольно безобидным предположением, но сцена должна отражать историю и мировоззрение одного конкретного персонажа.

Каждая сцена должна быть рассказана с точки зрения одного персонажа (обычно главного). Если сцена не рассказана с точки зрения главного героя, она должна быть каким-то образом связанной с общей историей.

Есть несколько исключений из этого правила применимых подсюжету или второстепенным персонажам. Тем не менее, такие сцены должны всё равно пересекаться с историей А, иначе они не станут частью истории.

Если существует слишком много таких сцен, которые не пересекаются с основной историей, они могут быть неуместны. Многое из этого можно выявить на этапе написания поэпизодника.

Затем определитесь с необходимостью сцены и тем, является ли важной в вашей истории. Что будет, если её удалить? Потеряется ли смысл в вашей истории?

Как только вы поняли, что сцена необходима, задайте себе следующие вопросы о персонаже, который рассказывает историю:

  • Что, по словам персонажа, он хочет?
  • Что на самом деле нужно персонажу?
  • Какое самое худшее последствие того, что они не достигнут ни того, ни другого?

Ответы на эти вопросы помогут вам укрепить тему, сюжет и арку ваших персонажей. Кино- и телевизионные сцены обычно занимают от одной до трёх страниц. Если ваши сцены слишком длинные, возможно, вы пытаетесь вложить в них слишком много истории или они просто содержат ненужную информацию.

Оттенок конфликта

Конфликт - это сок, который заставляет ваши сцены расцветать. Это и внутреннее, и внешнее давление. Внешняя часть сценарного уравнения довольно проста. Это препятствие, такое как человек или ситуация, которая мешает вашему главному герою достичь своей цели. Этот источник конфликта является сознательным выбором, сделанным персонажем, и он сам решает, как преодолеть препятствие.

Чтобы уравновесить вашего персонажа, у них должны быть внутренние желания, которые противоречат их внешнему настрою. Это наиболее интересная часть вашего персонажа, потому что она исследует как сознательные, так и подсознательные потребности. Это может быть изменение убеждений, отношения или поведения. Всё это связывается в персонажную арку, которая иллюстрирует изменения и рост. Во многих отношениях ваши персонажи должны быть своими злейшими врагами.

Ваши персонажи должны быть вынуждены делать выбор и нести ответственность за последствия собственных ошибок. Пусть ваши зрители путешествуют вместе с вашим главным героем через каждое из его решений. Они должны переживать триумфы и разочарования так же остро, как и ваши герои.

Сценаристам разрешается несколько коротких сцен без конфликта, чтобы дать и зрителям, и персонажам момент передышки. Они должны быть короткими, чтобы не нарушить ритм вашей истории. Эти сцены позволяют вашим персонажам осознавать ситуацию, мир в котором они находятся, и дают им время для планирования следующих шагов. Представьте, что ритм вашего сценария словно скачущая лошадь.

Не все конфликты должны включать в себя прямые действия. Они может передаваться едва заметными способами, такими как жест, взгляд или выражение лица.

Все сцены должны создать конфликт и погасить его. Чтобы сделать сцену более впечатляющей, должны происходить последствия с персонажем и изменения в истории.

Действуй, а не реагируй

Персонаж не может быть просто наблюдателем в сцене. Они должны владеть каждой сценой, а не сцена должна вести их. Многие сцены терпят неудачу, потому что главный герой является пассивным в сценарии и просто реагирует на ситуацию, а не активно преследует цель.

Главные герои, должно действительно ХОТЕТЬ чего-то, что им нелегко получить. Цель должна быть важной, и ставки должны быть высокими, если они её не достигнут.

Другой персонаж должен либо хотеть того же самого, либо чего-то прямо противоположного целям главного героя. Думайте о цели главного героя как о Полярной звезде вашего сценария. Оба персонажа должны бороться за победу.

Персонажи должны активно взаимодействовать друг с другом, а не просто реагировать на действия. То есть главный герой должен принимать решения и предпринимать действия против оппозиции, если это мешает им достичь своей цели. Элемент СЛЕДСТВИЯ имеет решающее значение. Выигрыш одного персонажа - это проигрыш другого.

Периодически сцены должны представлять элемент неожиданности – либо раскрывая материальный аспект жизни персонажа, который оставался скрытым до этого момента, либо происходит что-то, что изменяет ход истории. Держитесь подальше от трюковых или стилизованных сцен, которые служат эстетической, а не повествовательной цели.

Наслаждайтесь хаосом

По определению, написание сценария хаотично по своей природе. Вы можете писать сцены не по порядку, вы можете писать сцены ради сцен, добавлять или удалять их по мере того, как ваша история обретает форму.

Возьмите и запишите те смелые, творческие идеи, которые вы можете удалить, если их окажется слишком много. Иногда вам может понадобиться написать сцены свободной формы – запутанные потоки сознания, которые не имеют чёткой структуры, чтобы стимулировать ваше творчество.

Возможно, вам придётся писать бесформенные сцены, чтобы найти свою историю. Вы, вероятно, не до конца продумали свою историю, даже имея чёткие указания. Доверяйте процессу написания. У него есть ответы. Ваше терпение будет вознаграждено.

Автор статьи: Jim

Записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс

(начало 3 мая - конец июля 2021)

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям

  • начинающим авторам
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но запутались
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

После изучения темы студент должен знать: определение понятий театральный макет и подмакетник, этапы работы над макетом, значение выгородки.

После изучения темы студент должен уметь: изготавливать подмакетник и макет спектакля или мероприятия, выстраивать выгородку на сценической площадке.

Список литературы:

1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены [текст]/В.В.Базанов – Л.: Искусство, 1976. – 215с.

2. Базанов, В.В. Театральная техника в образном решении спектакля [текст]/В.В.Базанов - М.: Искусство, 1970 – 259с.

3. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля [текст]/В.И.Березкин - М.: Знание, 1986. – 178с.

4. Шверубевич, В.В. Режиссер и оформление спектакля [текст]/В.В.Шверубович - М.: Искусство, 1955. – 192с.

Информационный блок.

Основные вопросы темы:

1. Определение понятия театральный макет.

2. Работа над эскизом, чертежом, макетом.

3. Значение выгородки.

1. Определение понятия театральный макет.

Театральный макет ― это маленькая сцена с установленными на ней декорациями, точнее, это художественно выполненная модель будущего оформления спектакля, сделанная в уменьшенном размере, в определенном пропорциональном отношении к натуре, то есть в масштабе. Декорации для макета делают с тем же уменьшением, с каким сделан макет сцены.

Объемное пространство сцены (даже небольшой клубной) дает художнику большие возможности для разнообразного решения оформления. Художник должен только суметь грамотно, целесообразно, изобретательно их использовать.

Вначале оформление спектакля создается в набросках и эскизах на плоскости приемами рисунка и живописи (предусматривая оформление сцены в трехмерном измерении). Затем объемные детали декораций проверяются в пространстве. Проверять объемные детали декораций на сцене нецелесообразно (дорого и сложно, да и сценическая площадка почти всегда занята). Поэтому проверку объемных декораций в пространстве производят не на сцене, а в макетах.

По выполненным в определенном масштабе декорациям в макете легко сделать декорации для сцены. Они всегда будут правильны по размерам, так как были соразмерны в макете. Макет дает возможность представить будущее оформление спектакля на сцене, понять, насколько оно удобно, помогает найти правильное размещение, характер, пропорции, форму и размеры частей оформления. На макете можно увидеть, как отдельные детали оформления будут сочетаться с фигурой актера,который должен двигаться по сцене. Макет необходим режиссеру и актерам для разработки построения мизансцен спектакля.

На макете разрабатывается техническая организация спектакля с учетом взаимосвязи между декорациями картин, продумывается вся монтировка спектакля, использование оборудования данной сцены. С макета берутся все основные размеры деталей декораций для составления чертежей, необходимых при постройке оформления в натуре.

Вопрос изготовления макета является одним из важнейших в процессе работы над оформлением спектакля. Ни один опытный театральный художник не приступит к выполнению декораций для сцены прямо с эскиза без предварительной работы над макетом.

Изготовление оформления для сцены по эскизам без макета чаше всего ведет к большому количеству переделок готовых частей декораций, а иногда к созданию неудачного оформления. А каждая переделка хотя бы одной из частей готового оформления стоит дороже, чем работа, необходимая для изготовления макета.

Выполнение оформления без макета иногда возможно в профессиональных театрах, но при наличии очень квалифицированных кадров.

В народном театре или в театральном коллективе художественной самодеятельности особенно важно до постройки декораций ясно представить будущее оформление спектакля, внести в него необходимые поправки, получить исчерпывающий материал для мастерских, выполняющих детали оформления, заранее найти наиболее экономный путь изготовления и монтировки оформления.

Все эти требования могут быть соблюдены только в том случае, если работа над оформлением спектакля ведется по макету. Не следует, однако, превращать макет в самоцель, в дорогую, ювелирно выполненную, но малополезную безделушку. Макет ― это проект, этап работы при постройке оформления для определенной сцены с ее характерными архитектурными особенностями, размерами, оборудованием. Макет должен строго соответствовать размерам сцены, давать точное и правдивое представление о будущем оформлении спектакля, быть ясным в построении и грамотно выполненным.

2. Работа над эскизом, чертежом, макетом.

Ознакомившись со сценой и ее оборудованием, следует составить план сцены, который необходим для разработки оформления в макете. Такой план включает основные архитектурные размеры сцены и размещение сценического оборудования. План составляется для каждой сцены и размножается типографским способом или светокопией или просто копией, снятой на кальку. Каждый из таких планов выполняется в определенном уменьшении по отношению к сцене, то есть в определенном масштабе.

Масштабом называется соотношение между длиной отрезка прямой линии на чертеже или макете и длиной изображаемого отрезка в натуре. Если изображение выполнено в макете с уменьшением в десять раз против натуры, то, следовательно, художник взял масштаб 1:10.

Наиболее удобным дли планировок масштабом можно считать 1:50, 1:25 или 1:20 натуральной величины, то есть при масштабе 1:50 1 м в натуре будет равняться 2 см в плане, при масштабе 1:25 1 м будет равняться 4 см, при масштабе 1 : 20 1 м будет равняться 5 см.

Удобно также пользоваться масштабной линейкой, деления которой показывают размеры уже в установленном масштабе.

План сцены разбивается на сетку, размеры квадратов которой должны равняться 1 м в натуре. Такая сетка служит для удобства нанесения на план декораций, а также для облегчения их местонахождения на сцене. На заготовленный план сцены наносят примерное размещение декораций как жестких, так и мягких, то есть задников тюлей, падуг, кулис, панорамы и т. д.

План сцены с нанесенными на него деталями оформления данной картины и будет сценической планировкой данной картины. На планировке впервые определяют размещение декораций в пространстве сцены, прорабатывают всю организацию спектакля от картины к картине.

Кроме планировок каждой отдельной картины можно делать планировки на одном листе сразу нескольких картин, то есть планировку на целый акт, а если картин немного, то и на весь спектакль, нанося их или цветными линиями, или линиями, условно обозначенными для каждой картины (пунктир, пунктир с точкой и т. д.). Такая планировка позволяет проследить всю монтировку― организацию спектакля. Художнику становится ясно, какие декорации нужно убирать в антрактах, а какие части декораций смогут остаться и будут закрыты декорациями следующих картин. На планировке видно, как сочетаются объемные декорации с мягкими и подвесными, какие номера подъемов должны быть использованы и т. д.

При работе с поворотным кругом хорошо на планировке вырезать отдельный поворотный круг, прикрепить ею в центре планировки на оси и, нанеся на круг план декорации, стоящих на нем, поворотом круга проверять их установку и сочетание с декорациями, находящимися на неподвижном планшете сцены. Если по ходу спектакля должны употребляться отдельные большие группы-блоки декораций, которые необходимо убирать с игровой площадки в боковые или задние карманы, то хорошо для проверки их размещения на сцене вырезать из бумаги специальные планы этих декораций и, двигая их по планировке, найти точно место, куда они должны убираться в картинах или антрактах, посмотреть, какую они занимают площадь, какие останутся проходы и т. д.

Проработав на планировке всю организацию оформления спектакля, можно добиться качественной, быстрой и спокойной работы по установке декораций на сцене во время спектакля. На планировке проверяется возможность правильного использования механического оборудования сцены, и даже возможность освещения спектакля. Планировка ― важный этап в создании оформления спектакля и основной момент подготовки к изготовлению макета.

При составлении планировки должна быть проверена видимость декораций со всех мест зрительного зала, как по горизонтали, так и по вертикали. Для проверки видимости декораций по горизонтали на планировке должны быть нанесены точки месторасположения крайних боковых зрителей (имеются в виду зрители первого ряда) с точным указанием их расстояния от порталов сцены вправо, влево и в глубину зрительного зала.

Для проверки видимости по вертикали достаточно определить размер от красной линии сцены до среднего места первого ряда зрительного зала. Нужно знать также высоту уровня глаза над планшетом сцены.

Можно нанести схему проверки видимости по вертикали прямо на типовую общую планировку другим цветом карандаша или тушью. Этот прием очень удобен, так как он не требует изготовления отдельного чертежа при проверке видимости по горизонтали и вертикали.

Макет будущего оформления спектакля размещается на уменьшенной сцене, то есть на подмакетнике. Подмакетник ― это как бы сцена, сделанная в определенном уменьшении к ее натуральной величине, то есть в определенном масштабе. Масштабы театральных подмакетников в большинстве берутся в 1 : 20 и 1 : 25 натуральной величины. Желательно, чтобы и подмакетник и сценическая планировка выполнялись в одном масштабе. Если они делаются в разных масштабах, тогда лучше, чтобы они были в кратных отношениях. Например, увеличение макета против планировки следует брать в два раза.

Подмакетник по размерам и пропорциям должен быть сделан правильным по отношению к сцене, на которую рассчитан, иметь свободный круговой доступ внутрь, удобное приспособление для установки н подвески частей макета, изображающих декорации.

Имея эскиз и примерную планировку декораций, можно начинать изготовление чернового макета, который является как бы общей выгородкой будущих декораций. Создание чернового макета ― очень важный этап работы. Здесь впервые с плоскостного эскиза и планировки декорации переносятся в подмакетник, заменяющий сцену. Все детали становятся трехмерными, объемными.

Художник должен стремиться к тому, чтобы оформление, перенесенное в макет, не проигрывало по сравнению с эскизом, а продолжало развивать найденный в эскизе зрительный образ спектакля. В черновом макете, пользуясь планировкой, находят места основных деталей декораций в пространстве сцены, прикраивают общие массы предметов, находят пропорции и размеры, форму и характер вещей. Объемными в таком макете делаются только основные предметы. Мелкие детали, где это, возможно, оставляют рисованными на плоскости, учитывая их как будущий объем. В черновом макете определяется размер зеркала для данной декорации, решается характер падуг, кулис, уточняется, какие детали декораций будут выполнены объемными, полуобъемными, барельефом, что разместится на тюле и заднике.

Работа над черновым макетом должна вестись из легко поддающихся быстрой обработке материалов. Лучше всего применять тонкий картон и плотную бумагу спокойных, неярких цветов, для склейки ― столярный клей, для каркасов ― тонкие рейки сечением 10X10 мм и тоньше. Для прорисовывания деталей в макете, а иногда и для выявления светотени хорошо пользоваться углем простым или прессованным, соусом, очень мягкими карандашами или тушью, разводя ее водой до разной густоты.

Для выполнения работ в черновом макете нужно иметь небольшое количество инструментов. Для изготовления станков сложной формы, камней, бугров и т. д., то есть того, что трудно сделать из картона, хорошо применять пластилин или просто лепную глину.

Основная цель при изготовлении чернового макета ― это получение выкроек и шаблонов всех деталей декораций с выясненным характером и размерами для изготовления их в чистовом макете.

Приступая к изготовлению чернового макета с эскиза, художник, прежде всего, сталкивается с вопросом перенесения размеров и пропорций декораций с плоскости эскиза в пространство макета. Часто макет делает не автор эскиза. Но если даже макет выполняет тот, кто делал эскиз, то и для него самое трудное при изготовлении макета ―это сохранение найденных в эскизе пропорциональных отношений вещей, их характера и т. д. Механически переносить размеры с эскиза в макет, как правило, нельзя потому, что часто эскизы не выполняются строго в масштабе макета, да и кроме того, эскиз всегда делается в перспективе. Следовательно, размеры декораций, кроме размеров переднего плана, не будут теми, которые путем простого обмера можно переносить в макет. Поэтому важно, чтобы макетчик умел на глаз правильно сохранить пропорции, характер деталей, соотношение размеров эскиза в сделанных выгородках в макете.

После утверждения черного макета можно приступать к изготовлению чистого макета. Чистовой макет является проектом оформления спектакля, по которому выполняется чертеж, строятся жесткие декорации, шьются мягкие детали оформления, пишутся задники и т.д. По чистовому макету ведется разработка монтировки спектакля, подготавливается световое оформление. Чистовой, качественно сделанный макет предохранит от ошибок и переделок при исполнении деталей декораций в натуре, а стоимость переделок не может идти ни в какое сравнение с затратой времени на изготовление макета.

3. Значение выгородки.

На основании макета делаются чертежи. Но прежде чем окончательно их утвердить и сдать в декоративно-объемный цех для выполнения по ним оформления, необходимо на сцене еще раз промерить все части оформления, переведенные из масштабов макета в масштаб сцены.

Когда промер сделан и машинист дал распоряжение по­ставить метки, необходимо посмотреть на сцене выгородку, сделанную из различных декораций из других пьес или из станков, конструкция, дверей, брусков, щитов, лестниц, что­бы получилось то самое сценическое пространство по вертикальному и по горизонтальному сечению, которое скомпоновано художником-декоратором в макете. Затем необходимо расставить то, что предполагается иметь на сцене: если это комната — стулья, столы, диваны и пр.; если это экстерьер — ступени крыльца или камни, пни, забор, ворота и пр. Когда все это расставлено, необходимо посмотреть, как это выглядит из зрительного зала, учитывая, видны ли нужные для режиссера игровые точки с разных концов зрительно­го зала, удобно ли двигаться, или находиться в неподвижном состоянии исполнителям на сцене, удобны ли выхода. Желательно на эту репетицию пригласить и исполнителей, если пьеса уже репетируется в мизансценах, хотя еще и не на сцене, а в репетиционном помещении. Все замечания и наблюдения, которые будут сделаны, дадут серьезный материал для дальнейшей работы над спектаклем.

Занимаясь выгородкой, особенно важно учесть замечания, которые сделает машинист, по выполнению макета и режиссерской композиции спектакля.

Предположим, художник великолепно изобразил на эскизе небольшую площадку на первом плане, заросшую старыми тенистыми деревьями, которая в пяти метрах от рампы обрывается как бы на десятки метров1, и внизу этого обрыва т чет река, которая извивается широкой блистающей ленто? до самого горизонта, а на другом берегу этой реки видны по ля, деревни, а дальше темная полоса леса. Эскиз замечательный. Освещение, перспектива, пропорции деревьев, вещей и едва видных на горизонте изб сделаны мастерски. И в макет это удалось художнику выполнить очень хорошо. Когда это в выгородке переносят на сцену, машинист указывает, почему все то, что так великолепно было сделано на эскизе и в макете, на сцене не получится. Во-первых, и это самое главное, соотношения масштабов, которого художник достиг в эскизе, на сцене достигнуть невозможно, потому что на сцене определяет все человек. Если человека задавит в десять раз более высокое и огромное по своей массивности дерево, то актер пропадет. Если через пять метров, указанных художником, будет спущен люк, дающий ощущение провала за обрывом, то он может быть спущен не глубже первого трюма. Но из ярусов великолепно видно небольшое расстояние и ширина и глубина открытого люка, а глубина сцены такова, что завеса или панорама, на которых будет написана даль на той стороне реки и блистающая лента реки, уходящая до самого горизонта, покажутся очень близкими.

И все то, что так чудесно получалось на эскизе и макете, на сцене окажется театрально грубым. Тогда художник ста­нет предлагать спустить на тот план, где находится открытый люк, несколько тюлей. Но при спуске этих тюлей, через которые, допустим, и получится для зрителя ощущение дали и обрыва, изменится характер оформления, и реальная сочно-живописная картина, которая так отвечала смыслу произведения, приобретет совсем другой вид.

Вот тут-то и начнется очень нужная изобретательская и консультационная работа машиниста, когда он поможет добиться того, чтобы оформление другими средствами, но дало бы то же самое ощущение, которого добивались художник и режиссер. Или машинист скажет, что нужно пользоваться комбинированным методом, живописным приемом и лепниной; или, посоветовавшись с осветителем, будет искать каких-либо приемов, чтобы добиться иллюзии панорамы. Он будет советовать иначе повернуть декорацию, взять ее в другом ракурсе, укажет, как расположить станки, как, повышая их от рампы к глубине сцены или скашивая, получить то, чего хотят художник и режиссер; как приладить, например, строенный павильон и лестницу, идущую от него вниз, так, чтобы ими загородить имеющиеся изъяны в конструкции самого планшета, и т. д.

Режиссер в репетиционный период прекрасно видит исполнителей на сцене, понимает, трудно или легко играется определенная сцена, чрезвычайно важно, расположенная по смыслу оформления на левой или на правой стороне. И вот, не меняя в существе выгородки, он так устанавливает окончательное соотношение боков или задней части сценического пространства, на котором развивается действие, что необходимые ему планировочные места попадают именно туда, где удобнее всего развивать нужное исполнителям действие, и там же совершенно естественно располагается и необходимая по мизансцене мебель.

Для того, чтобы на спектакле и даже во время генеральных репетиций не произошло смещения этих игровых точек, чтобы исполнители не почувствовали себя неудобно и не смазали текста, нужен глаз режиссера во время тех монтиро­вочных репетиций, когда происходит окончательная подгонка частей оформления.

Методические указания для самоподготовки.

Изучив материалы информационного блока:

2. Назовите основные этапы работы по изготовлению макета.

3. Объясните в чем разница между планом сцены и сценической планировкой.

4. Придумайте эскиз будущего театрального макета.

Дополнительная литература:

1. Режиссура массового театрализованного действа: Словарь./Перм. гос. ин-т искусств и культуры. - Пермь: УПЦ "ДИККС",1999.-113с.

2. Френкель М. А. Современная сценография.— К.: Мыстецтво, 1980.— 132 с.

3. Понсов А.Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций: Учебное пособие. – М.: Искусство, 2005. – 500с.

5. Березкин В.И. Художник в театре сегодня. – М.: 1980 – 128 с.

6. Грачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968. – 288 с.

7. Пави П. Словарь театра. – М., 1991 – 504 с.

8. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала XX в. М.: Искусство, 1971 – 411 с.

9. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Кн. 1: О профессии режиссера. Сост. Ю. С. Рыбаков; предисловие К. Рудницкого. — Л.: Искусство, 1980г. — 303 с. 5 л. ил.

Читайте также: