Как сделать разбор предложения 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

орфограммы. Определи падеж имен существительных, прилагательных.

  1. Под берёзкой 1 белеет пушистый ландыш.
  2. Над зелёным лугом несётся 3 медовый запах травы.
  3. В утренней прохладе разливается горьковатый 2 запах полыни.
  4. Золотой 3 луч солнца заиграл на верхушке молодой берёзки.
  5. На дне глубокого ущелья журчал 3 весёлый ручеёк.
  6. В осеннем лесу 3 ярко горели кисти рябин.

7. Дети собирали еловые 1 шишки в корзины.

  1. Притаился у границы пограничников отряд 1 .
  2. Через сосновый бор вьётся 1 лесная тропинка.
  3. Заунывный ветер 3 гонит стаи туч на край небес.
  4. Золотая осень украсила 3 верхушки деревьев чудесным узором.
  5. Над лесом 3 выплывает яркое солнце.

Предложения для грамматического разбора.

Спишите предложение, разберите по членам, выпишите словосочетания

с вопросами, укажите над словами части речи ,выделите в словах

орфограммы. Определи падеж имен существительных, прилагательных.

  1. Под берёзкой 1 белеет пушистый ландыш.
  2. Над зелёным лугом несётся 3 медовый запах травы.
  3. В утренней прохладе разливается горьковатый 2 запах полыни.
  4. Золотой 3 луч солнца заиграл на верхушке молодой берёзки.
  5. На дне глубокого ущелья журчал 3 весёлый ручеёк.
  6. В осеннем лесу 3 ярко горели кисти рябин.

7. Дети собирали еловые 1 шишки в корзины.

  1. Притаился у границы пограничников отряд 1 .
  2. Через сосновый бор вьётся 1 лесная тропинка.
  3. Заунывный ветер 3 гонит стаи туч на край небес.
  4. Золотая осень украсила 3 верхушки деревьев чудесным узором.
  5. Над лесом 3 выплывает яркое солнце.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


2 класс. Русский язык. Дополнительные задания на темы "Предложения по цели высказывания и интонации", "Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол".

Упражнения на темы "Предложения по цели высказывания и интонации", "Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол".

Дидактический материал по русскому языку в 3 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова."

Дидактический материал по русскому языку в 3 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова.".


Дидактический материал по русскому языку для учащихся 4 класса. Предложение.

Дидактический материал можно использовать для самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся 4 класса по теме "Предложение".



Дидактический материал по русскому языку 3 класс по теме: « Корень слова. Однокоренные слова

Дидактический материал по русскому языку 3 класс по теме: « Корень слова. Однокоренные слова.


Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс

Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере .

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложения и их строение.

Предложение может нам рассказать, какой предмет, какое действие с ним совершалось и как оно совершалось. Это возможно потому, что слова в предложениях связаны смысловыми и грамматическими связями.

Изучая этот раздел – синтаксис – мы узнаем, по каким правилам соединяются слова в словосочетания и как строятся предложения.

Синтаксис тесно связан с пунктуацией, разделом русского языка, изучающим постановку знаков препинания в предложении.

Синтаксический разбор предложения:

1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Вид по эмоциональной окраске (интонации): восклицательное или невосклицательное.

3. Вид по наличию второстепенных членов предложения: распространенное или нераспространенное.

4. Простое или сложное.

5. Однородные члены (какие).

6. Подчёркиваем все члены предложения (главные и второстепенные).

Например:

Мама испекла пирог . (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)

Мама испекла пирог с черникой и яблоками . (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, с однородными дополнениями)

Мама испекла пирог , и мы съели его на ужин . (повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзом "и")

Синтаксический разбор предложения в начальной школе

В русском языке есть сложные для понимания школьника темы, тем более – для учащихся начальной школы. Одна из них — синтаксический разбор предложения. Поняв разбор простого предложения, ребенку несложно будет потом находить части сложного.

Порядок разбора предложения

Начинают разбор с общей характеристики предложения – каково оно по интонации и по цели высказывания.

Все предложения делятся по цели высказывания на:

Сложностей в определении типа нет: если идет простой рассказ о чем-то – предложение повествовательное, если в нем содержится вопрос – вопросительное, а если требование, просьба – побудительное.

Различаться могут высказывания и по тому, с какой интонацией они произносятся:

синтаксический разбор предложения

Основа основ — грамматическая

Подлежащее

О чем говорит сказуемое

Чтобы понять смысл высказывания, одного подлежащего недостаточно, необходимо уточнение – какое действие производит лицо или предмет, который назван подлежащим. Это действие называется сказуемым.

При разборе предложения по членам на письме сказуемое подчеркивают двойной чертой:

разбор предложения

Второстепенные — не значит ненужные

Все второстепенные члены предложения принято разделять на две группы:

Группа подлежащего

Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, характеризуют его и отвечают на вопросы: Какой? Каков? Чей? – называются определениями. Запомнить легко: слова определяют предмет – значит, — определение.

В предложении оно может выражаться:

При разборе определение подчеркивают волнистой линией:

разбор предложения по составу

Группа сказуемого

Чтобы младшим школьникам было легко запомнить дополнение и обстоятельство, можно предложить такой способ:

  • дополнение – то, что ДОПОЛНЯЕТ сведения, известные нам из грамматической основы;
  • обстоятельство – рассказывает, ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (времени, условии) произошли события.

Она вернулась — откуда? — из школы.

У учеников могут возникать проблемы с разграничением дополнений и обстоятельств в некоторых случаях:

В нашем озере водится щука.

Водится щука – сомнений не вызывает, а дальше возможны разногласия:

водится где? – в озере, тогда это обстоятельство;

водится в чем? – в озере, тогда это дополнение.

Однако согласно правилам русского языка, одно и то же слово не может быть в предложении либо обстоятельством, либо дополнением, и правило гласит:

Если к слову, обозначающему объект, на который направлено действие, возможно поставить лишь один вопрос косвенного падежа, это дополнение, если есть возможность поставить два вопроса – один из них вопрос косвенного падежа, а другой обстоятельственный, это обстоятельство.

То есть, в нашем примере в озере – это обстоятельство, и письменный разбор будет выглядеть так:

Вторая сложность при разборе – разграничение обстоятельств и определений:

Ветер колыхал ветки ели.

Грамматическая основа – ветер колыхал. Колыхал что? – ветки, тут все понятно, это дополнение. Дальше – сложнее. Ветки — ? Есть два варианта вопроса: какие? Или чего?

Если существительное можно заменить прилагательным, это несогласованное определение: ветки какие? – еловые.

разбор предложения по составу

Запомнить правила несложно, зато можно избежать многих ошибок при разборе.

синтаксический разбор предложения

Алгоритм разбора предложения (по членам предложения)

Прочитайте выразительно высказывание, чтобы была понятна интонация. Определите вид предложения — восклицательное или нет, по цели высказывания — является ли оно повествовательным, вопросительным или побудительным.

Найдите подлежащее – предмет высказывания.

Задайте вопрос от него — что делает предмет или лицо? — найдите сказуемое.

Ответьте на вопрос, является ли предложение распространенным, или в нем есть только грамматическая основа.

Если в предложении есть второстепенные члены, найдите их, задавая вопросы сначала от подлежащего (группа подлежащего), затем – от сказуемого (группа сказуемого).

Осенью птицы улетают на юг.

  1. Предложение повествовательное, невосклицательное. В конце ставится точка.
  2. Подлежащее – птицы. Кто? – птицы. Выражено существительным, подчеркивается одной чертой.
  3. Птицы – что делают? – улетают. Это сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами.
  4. Улетают – когда? – осенью. Это обстоятельство времени, выражено существительным, подчеркивается пунктиром с точкой.
  5. Улетают куда? – на юг. Это обстоятельство места, выражено существительным, подчеркивается пунктиром с точкой.

синтаксический разбор предложения

синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения памятка

Школьная программа о членах предложения

Чтобы ребенок хорошо усвоил материал, родителям важно знать, какой уровень знаний о синтаксисе дается детям в рамках программы начальной школы.

В 1 классе терминология синтаксиса на уроках русского языка не вводится, и учащиеся учатся лишь находить – о ком, о чем говорится в предложении, а также что об этом предмете говорится. Выделяя предмет речи, дети подчеркивают его одной чертой, а определяя действие предмета – двумя.

Во 2 классе уже вводится понятие главных членов предложения, они разграничиваются со словосочетаниями. Дети учатся выделять и выписывать словосочетания. Понятие второстепенных членов предложения не вводится, частичный синтаксический разбор сводится к усвоению навыков разграничения членов предложения и частей речи:

Маленький (прил.) зайчик (сущ.) проскакал (глагол) по (пред.) поляне (сущ.).

В 3 классе учащихся знакомят с порядком синтаксического разбора, при этом проводится изучение частей речи. Рассматриваются однородные члены предложения, проводится разбор предложений по членам предложения с однородными членами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки нужны детям для работы в школе и дома, при знакомстве с новыми темами. Пользование ими помогает детям усвоить правила и порядок работы, самостоятельно подготовиться к уроку, сделать домашнее задание и задание в классе, если оно дается для закрепления недавно изученных тем.

Памятки помогают и родителям, они могут проконтролировать работу ребенка, знают какие требования выполнения работы требуют на уроке.

Эта памятка поможет вспомнить основные критерии синтаксического разбора предложения и запомнить порядок разбора

По какому признаку

определяется вид предложения

Вид предложения

По цели высказывания

По интонации

(по эмоциональной окраске)

По числу грамматических основ

По наличию второстепенных членов

Чем осложнено

предложение

Синтаксический разбор предложения

Предложение разбирается по следующей схеме:

1.Подчеркнуть члены предложения.

2.Надписать части речи.

3.Сделать описательный разбор по следующей схеме:

По цели высказывания:

повествовательное, вопросительное, побудительное.

По интонации:

По количеству грамматических основ

По наличию второстепенных членов:

По наличию осложняющих членов:

осложнённое: однородными членами предложения;

прямой речью; обращением.

Образец синтаксического разбора простого предложения:

пр. прил. сущ. гл. прил. сущ.

В синем небе светит яркое солнышко. 4

Читайте также: