Как сделать разбор авторских пояснений к речи жестам мимике позам героев

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
  1. кто они?
  2. каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
  1. автора;
  2. персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  2. Охарактеризовать героев — участников эпизода:
  1. их отношение к событию;
  2. к вопросу (проблеме);
  3. друг к другу;
  4. кратко проанализировать речь участников диалога;
  5. сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
  6. выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
  7. определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Хлестаков

Символизм бала

Бал происходит 31 декабря. Эта дата сама по себе является волшебной и символичной. Это конец старого года и начало нового. Тоже самое можно сказать и про жизнь – здесь заканчивается старая жизнь персонажей и начинается новая.

Ярким символом становится и поездка Наташи на бал. Она происходит в полутьме, в карете, где Наташа много размышляет о предстоящем. Примечательно, что такая же полутьма будет сопровождать ее на всех переломных этапах: перед встречей в Курагиным, перед встречей с Андреем, освобождением и прощением.

Посетители Хлестакова – о чем просят, их поведение в таблице

Именно Пьер предложит Андрею пригласить на танец Наташу, тем самым положив начало их большой и светлой любви. В этом также есть доля символизма, смешная шутка, ведь Пьер будет любить Наташу всю жизнь, приняв и простив их любовь с Андреем.

Будет Символична и сама оценка происходящего. Вот только этот символизм является обратным, противоположным действительности. Хозяйка бала дает отрицательную оценку главному персонажу Андрею, ей не нравится Пьер.

Роль эпизода в пиаре

Как создавать, режиссировать яркие моменты пиар-кампаний? В пиаре, как в фильме, книге, шоу важную роль играют хорошо продуманные или спонтанно возникшие эпизоды, которые позволяют создавать правильное послевкусие от проведенного мероприятия или информационной волны. Какие разновидности эпизода встречаются в пиаре и как их правильно использовать для достижения результата — узнавания, запоминания, взаимодействия?

Любая PR-кампания подобна процессу создания фильма или шоу. Есть идея, есть продюсеры, режиссеры, есть операторы, есть сценарий, есть главные и второстепенные герои. И обязательно есть эпизоды. Ведь кроме сценария для фильма пишется еще поэпизодный план.

Эпизоды в кино стали визитной карточкой многих фильмов

Эпизод бывает ситуативным, комическим или вызывающим острые эмоции сострадания, сопереживания

В художественных фильмах и в текстах у эпизодов несколько ролей — раскрытие характера, раскрытие душевного состояния, раскрытие нового поворота в отношениях героях, авторская оценка происходящего.

Литературоведы о. Чем больше деталей у автора в тексте, тем больше вовлечения читателя в процесс чтения.

Вспомним основные задачи пиара — это установление и поддержание связей со СМИ, привлечение внимания с целью создания известности, популярности. Затем укрепление позиционирования, развитие. То есть поддержание внимания и популярности.

Как можно использовать эпизод в пиаре?

Например, идет презентация программы активного долголетия. Презентацию проводит сеть косметологических клиник. И на презентации появляется тигр. Причем здесь тигр? Он соблюдал правила питания по часам или ему делали инъекции?

Презентация проходит во Владивостоке. А до этого проходила в других городах.

Просто географический акцент? Тоже хорошо, все фотографируются с тигром, выкладывают фото в интернете. Просто обратили внимание? Молодцы. А еще в стране работают активные программы по сохранению амурского (уссурийского) тигра. Это — забота о будущем планеты. Здоровая природа планеты для здоровых людей. Так программа сохранения собственного здоровья и долголетия ассоциируется с программами государственного масштаба. Это придает дополнительный вес. Далее возможны совместные публикации с защитниками природы о визите тигра на презентацию. Ведь люди, которые интересуются здоровьем планеты и сохранением ее обитателей, как правило, внимательны и к своему здоровью. Так происходит расширение аудитории через яркий эпизод на презентации.

Если вы специально не создаете или позволяете себе пропускать и не отрабатывать спонтанно возникшие моменты, на которые люди среагировали и запомнили — вы делаете большую ошибку, вы обедняете результат. А результат пиара — узнавание, запоминание и дальнейшее взаимодействие.

Эпизодом мероприятия или пиар-компании может стать:

Прошедшее гладко, без ярких эпизодов мероприятие или пиар-кампания, проведённая строго по плану, скучны в итоге. Нечего вспомнить.

Эпизод работает и на управление репутацией, поскольку в этой сфере трудятся пиар-специалисты.

Именно они постоянно отслеживают и анализируют эпизоды разных пиар-компаний, мероприятий, откликов и интегрируют их итоги в новые стратегии. И снова важны яркие моменты, к которым можно и нужно возвращаться в информационном потоке.

Разные периоды отклика, разное информационное сопровождение, но суть эпизода остается — это живой, яркий, неожиданный момент. Он дорог и как созданный намеренно, и замеченный, и случайно возникший. Потому что жизнь всегда вносит свои коррективы, что-то происходит вопреки планам и прогнозам.

В пиаре эпизоды бывают:

  • Акцентными — когда все задумывается для акцента на теме события или информационной волны. Например подчеркнуть дату, новое начинание, новые партнерские отношения, важных цифровые показатели;
  • Провоцирующими — когда важна любая обратная связь;
  • Закрепляющими — образные и запоминающиеся моменты, подчеркивающие результат проведенного мероприятия;
  • Интригующими — когда анонсируется продолжение;
  • Оживляющими — просто для людей, которые собрались вместе на некоторое время или длительное время читают ваши публикации;
  • Мотивирующими — когда нужно подчеркнуть призыв что-то сделать.

Главное — эпизоды любить, в них нет ничего страшного. Всё может стать полезным для дальнейшего публичного освещения, всё может работать на достижение результата. Эпизод в пиаре — мощный инструмент от скуки, которая в этом деле недопустима. Как в фильме, сериале или шоу.

Каждый человек в живом разговоре использует невербальные способы общения: жесты и мимику. Эти не совсем очевидные, как речь, знаки человек использует на подсознательном уровне во время общения. И поэтому, благодаря таким непримечательным вещам, можно сказать о внутренних переживаниях человека, отношении к собеседнику и теме разговора.

В произведении И. С. Тургенева "Отцы и Дети" описывается эпизод признания главного героя Базарова в любви к Анне Сергеевне Одинцовой.

В этом фрагменте автор точно описывает невербальные жесты обоих героев, передавая их состояние наиболее красочно. При первом разговоре Одинцова сидела, скрестив руки и ноги, повернув голову. Такая поза говорит о внутреннем напряжении героини, желании сменить тему разговора на ту, которая ее волнует. Также о нервном состоянии княжны говорит то, что она покусывала угол платка. Напряжение Базарова в этот момент тоже хорошо заметно: у него трясутся руки, он наклоняется, нервно играет с бахромой кресла. Во втором эпизоде их встречи автор с самого начала дает понять, в каком состоянии находятся оба героя. Одинцова быстро двигалась: ей не терпелось поговорить. Базаров был медлителен, шел, не поднимая глаз, что говорит об обратном. Потом Анна Сергеевна протягивает ему руку, что говорит об открытости и желании откровенного диалога. В конце разговора, когда напряжение обоих доходит до пика, Базаров поворачивается к героине спиной. Это очевидный знак, которым он показал свое нежелание продолжать беседу. И. С. Тургенев прекрасно описывает состояние своих персонажей через мимику в их общении.

Мы не всегда можем догадаться об истинных намерениях человека, только слушая его речь, поэтому язык тела очень важен в общении. Иногда он может показать истинное отношение к собеседнику, мотивы, отношение к теме разговора.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Определить границы эпизода2, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
кто они?
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
автора;
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
Охарактеризовать героев - участников эпизода:
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
друг к другу;
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Небо -это то что окружает нас.Небо играет важную роль для жизни организмов,в том числе и для нас. С небо можно узнать погоду.Когда небо темное ,у тех кто болеют сердичными болезнями станут плохо .С радостью сегодня у нас хорошое погода.Небо чистое и ясное

"Я мыслю, значит, я существую",- писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Для точного воспроизведения образа необходима выразительность речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются ассоциативностью образного мышления человека, которая во многом зависит от его предшествующего жизненного опыта и психологических особенностей работы мысли и сознания в целом. Но для того, чтобы улучшить свою речь, надо её осознавать как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой оно предназначено. Для этого надо знать приёмы выразительной речи и владеть ими.

Наступала осень .каждый день идёт дождь.деревья разных цветов . животные готовятся к спячке ,птицы летят на юг.я думаю что осень красивое время года .

Смысл? Простой смысл.Король со своими гостями-дамами, с баронами, с наследным принцем, ,развлекался ,глядя,как на арене,звери дикие дерутся и убивают друг друга.А одна женщина с балкона роняет перчатку,а может даже и специально ее бросает.Перчатка падает на арену между зверями. А там был лев,тигр,два барса.И эта женщина желает ,чтобы рыцарь Делорж принес её перчатку,если он,как говорил,любит её..Рыцарь пошел,спокойно прошел на арену,взял перчатку и спокойно отнес женщине,бросив ей перчатку в лицо,сказав:"Не требую награды!"Все ему рукоплескали.Это был просто храбрец,но он мог погибнуть из-за какой-то перчатки.

Придумать историю про учебные вещи. На что они похожи, представить что они живые, о чем могут разговаривать?

ЖЕСТ / ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ / МИМИКА / ОКУЛЕСИКА / ОБРАЗ / РЕФЕРЕНТ / ПЕРСОНАЖ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ / КИНЕТИЧЕСКИЙ / GESTURE / GESTURES / MOVEMENT / FACIAL EXPRESSION / OCULESICS / IMAGE / ASSISTANT / CHARACTER / NON-VERBAL / KINETIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вородюхина Л.В.

В статье предложена модель рассмотрения жеста и его вербального воплощения в художественном тексте как элемента образа персонажа . На основе анализа контекстов описания различных жестов Манилова показана значительная роль жестикуляции в образе экзальтированного персонажа гоголевской поэмы.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Вородюхина Л.В.

GESTURE AS AN ELEMENT OF THE IMAGE OF THE CHARACTER

The article suggests a model for the consideration of the gesture and its verbal realization in the literary text as an element of the character . Based on the analysis of contexts describe the different Manilov’s gestures shown a significant role of gestures in the image of the exalted character of Gogol's poem.

ЖЕСТ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА Л.В.Вородюхина

GESTURE AS AN ELEMENT OF THE IMAGE OF THE CHARACTER

В статье предложена модель рассмотрения жеста и его вербального воплощения в художественном тексте как элемента образа персонажа. На основе анализа контекстов описания различных жестов Манилова показана значительная роль жестикуляции в образе экзальтированного персонажа гоголевской поэмы.

Ключевые слова: жест, жестикуляция, движение, мимика, окулесика, образ, референт, персонаж, невербальный, кинетический

The article suggests a model for the consideration of the gesture and its verbal realization in the literary text as an element of the character. Based on the analysis of contexts describe the different Manilov's gestures shown a significant role of gestures in the image of the exalted character of Gogol's poem.

Keywords: gesture, gestures, movement, facial expression, oculesics, image, assistant, character, non-verbal, kinetic

В прозе Гоголя образы персонажей необычайно сложны: это повествование о различных событиях, происходящих с персонажем, в том числе и коммуникативных, многочисленные описания внешности и окружающего пространства, а также размышления о причинах и следствиях явлений, признаков и предметов. Человеку как существу социальному характерна разного рода жестикуляция, жесты становятся предметом художественного изображения, а само кинетическое поведение гоголевских персонажей становится значительной составляющей их образов. Так, напри-

мер, эмоциональные перемены как важная особенность образа Плюшкина, переданы в том числе и посредством описания жестов:

(1). не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и пропала, будто ее вовсе не бывало, и лицо его вновь приняло заботливое выражение. Он даже утерся платком и, свернувши его в комок, стал им возить себя по верхней губе [3]. (Далее цитаты приводятся по указанному изданию).

В последнее время в семиотических и в собственно лингвистических работах жест понимается широко, как движение вообще: движения тела и его частей; движения мышц лица, изменение выражения лица (мимика); движения глаз, визуальное поведение во время общения (окулесика). Выделяются различные семиотические классы жестов: коммуникативные, симптоматические [4]. Кроме собственно жестов, для Гоголя весьма существенной является поза, к которую занимает персонаж, поэтому мы будем рассматривать позу как своего рода статический жест.

Исходя из того, что рассмотрение художественных текстов в аспекте вербальной характеристики невербального поведения персонажа даст возможность выявить подробности его художественного образа, мы сосредоточимся на особенностях описания жестикуляции.

С другой стороны, само вербальное воплощение жеста столь же существенно, так как от этого зависит, насколько эффективно этот жест обеспечит создание референта. Поэтому при рассмотрении жес-

та как образа персонажа в словесном произведении мы разграничиваем два типа объектов: 1) жесты, описанные вербальными средствами и 2) само описание жеста: использование стандартных или нестандартных средств номинации, упоминание или развернутое описание, применение или неприменение выразительных средств и т.д.

(2) . позабыв свою степенность и приличные средние лета, произвёл по комнате два прыжка, пришлёпнув себя весьма ловко пяткой ноги.

(3) Несколько мужиков по обыкновению зевали, сидя на лавках перед воротами в своих овчинных тулупах.

Если в (2) жест является одним из многочисленных элементов сложного образа Чичикова, то жест в (3) - почти единственное средство создания образа этих второстепенных (единично упомянутых) персонажей в сочетании с описанием позы и одежды в кратком обороте.

Кроме того, жесты производят и субъекты, которые не имеют статуса персонажа, так как появляются во втором компоненте развернутого сравнения:

Пример (4) интересен тем, что при описании жеста Ноздрева изображаются два жестикулирующих же субъекта: сосед в третьей комнате с вытаращенными глазами и смеющийся здоровый человек, испугавший соседа.

Конечно, наибольше количество жестов, как в целом действий, совершает главный персонаж — Чичиков, но вот для его партнеров по сделкам кинетическое поведение свойственно в разной мере. В образах помещиков количество жестов не только не равно -мерно, но и иногда парадоксально: одинаково малоподвижны Коробочка (16 жестов) и Плюшкин (14), образ неуклюжего и монументального Собакевича содержит 40 описаний жестов, а вот образ Ноздрева — всего 6.

Манилов — самый жестикулирующий из помещиков: нами зафиксировано 60 различных описаний его жестов. Эти контексты мы используем для описания модели характеристики жеста как элемента образа персонажа.

Для всякого персонажа характерно исполнение трех основных типов жестов: движений тела, мимики (движений лица) и окулесики (движений глаз), а также принятие той или иной позы и наличие осанки.

Движения, мимика и окулесика производятся Маниловым как самостоятельно — каждый тип отдельно (причём в одном фрагменте может быть представлено описание двух движений или двух мимических жестов), так и в различных сочетаниях: движение и окулесика, мимика и окулесика, движение, ми-

мика и окулесика и др. Например, сочетание мимики и окулесики обозначает общую положительную эмоцию персонажа:

(5) При этом глаза его [Манилова, когда он говорил] делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение .

Более сложное состояние персонажа — изображение мыслительной сочувствующей активности описано посредством сочетания трех типов жестов: движения, окулесики и мимики:

(6) Здесь Манилов, сделавши некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела.

Можно заметить, что подробно описаны не сами жесты (движение головою, посмотрел значительно, в сжатых губах), а то, у кого и насколько редко оно встречается.

(7) Манилов отвечал, что за Павла Ивановича всегда он готов ручаться и отозвался о нем вообще в самых лестных выражениях, присовокупив несколько мыслей насчет дружбы и симпатии уже с зажмуренными глазами.

В репертуаре персонажей существуют разные типы жестов не только по месту и способу осуществления, но и по характеру семиотичности: жесты коммуникативные и симптоматические.

В примере (6) Манилов исполняет коммуникативный жест . сделавши некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова. коммуникативный смысл этого жеста указывается тут же: . показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было.. В примере (7) зажмуривание глаз — жест скорее симптоматический, поскольку осуществляется как следствие переполняющих персонажа эмоций.

Различные описание рукопожатий Манилова, свидетельствующих об удачном завершении сделки, одновременно выступают и показателями повышенного эмоционального состояния, возбуждения, сочетая тем самым значения этикетных и симптоматических жестов:

(8) Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы.

Жесты сочетаются не только в качестве той или иной последовательности, но и как исполняемые одновременно несколькими участниками.

(9) Они [Манилов и Чичиков] заключили тут же друг друга в объятия и минут пять оставались на улице в таком положении. (См. также пример (8).)

Кроме взаимных жестов, производимых совместно обычно двумя участниками, есть еще одновременные жесты, осуществляемые тоже совместно, но не симметрично, а, скорее, параллельно. При этом такой жест, в отличие от взаимного, симметричного, может исполняться несколькими (более чем двумя) персонажами: см. пример (3), а также следующий:

(10) Свидетели уже при одном наименовании рыбного ряда почувствовали аппетит; взялись все тот же час за картузы и шапки, и присутствие кончилось.

(11) Оба приятеля [Манилов и Чичиков], рассуждавшие о приятностях дружеской жизни, остались недвижимы, вперя друг в друга глаза, как те портреты, которые вешались в старину один против другого по обеим сторонам зеркала.

(12) Чичиков уехал, сопровождаемый долго поклонами и маханьями платка приподымавшихся на цыпочках хозяев [Манилова и Маниловой].

(13) Он очень долго жал ему руку и просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню.

(14) Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо, что тот уже не знал, как её выручить.

Как уже отмечалось, многие жесты персонажей так или иначе сопровождают речь. Хотя из приведенных примеров видно, что жесты могут быть никак не связаны с речью (2), (3), (10), быть относительно независимыми от речевых действий (1), производиться в коммуникации после речи, заменяя речь (6), (11) и собственно сопровождать речь (5), (7), (13).

Во многих случаях (почти треть всех контекстов с жестами) описание невербального поведения Манилова сопровождает его речь — прямую (в тринадцати случаях) и косвенную (в пяти случаях).

Несмотря на значительное количество изображенных жестов Манилова, репертуар его кинетического поведения не отличается разнообразием: это преимущественно жесты приветствия и жесты выражения положительных эмоций. Жесты, изображающие иные состояния персонажа, редки: в приведенных примерах это (6) и (11).

Переходя ко второму аспекту рассмотрения проблемы жестикуляции в художественном произведении — особенностям вербального воплощения жеста, нужно заметить, что далеко не все жесты, которые (как можно предположить) исполняются изображаемым персонажем, упомянуты в тексте.

В известном диалоге взаимоупрашивания у дверей в гостиную в доме Манилова (Глава II) только первая и последняя реплика Манилова сопровождаются описанием жестов:

Пять пропущенных в примере довольно эмоциональных реплик Чичикова и Манилова между приведенными не содержат даже ремарок, хотя, например, содержание реплики Манилова Нет уж извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю, говорит о том, что она никак не может быть произнесена без какого-либо жеста. Попутно нужно заметить, что в этом диалоге повествователь сопровождает ремарками только реплики Манилова.

Например, при обсуждении с Чичиковым чиновников города в трех случаях в ремарках к репликам Манилова уточняется мимика . с улыбкою. Однако к реплике Ну позвольте, а как вам показался полицеймейстер? Не правда ли, что очень приятный человек? ремарка отсутствует. Здесь можно говорить об имплицитности жестикуляции.

Имплицитно выраженной уже описанием самого содержания речи (обсуждение иных чиновников. которые все оказались самыми достойными людьми) является улыбка Манилова также и в остальной части беседы с Чичиковым.

Тот или иной тип кинетического поведения персонажа может быть вербализован по-разному; словом: Несколько мужиков по обыкновению зевали. словосочетанием: . сказал с приятною улыбкою. в том числе оборотом: . показывая ему рукою на дверь. предложением:

(16) Здесь он еще что-то хотел выразить, но, заметивши, что несколько зарапортовался, ковырнул только рукою в воздухе и продолжал: .

Существенность жеста как элемента образа определяет точность и подробность его описания. В предыдущем примере (16) точность изображения жеста, произведенного Маниловым в ситуации замешательства, обеспечивается метафорой ковырнул. Нестандартное обозначение жеста требует семанти-зации выразительного средства. Ковырнул здесь обозначает однократное вращение рукой, точнее поворот полусогнутой ладони, как если бы исполнитель зачерпывал из некоторого пространства, проникая в него. Существенно, что этот жест следует после рассуждения . следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое. Возможно, говоря о паренье, Манилов поднял руку, и именно в поисках того, как конкретизировать мысль, он ковырнул воздух. Жест может также означать некую кинетическую компенсацию конфуза, выход из замешательства, скомканное завершение мысли: . тогда, конечно, деревня и уединение имели бы очень много приятно-стей .

При нетропеической номинации жестов для их уточнения используются различные лексические и морфологические средства. Так, для описания жестикуляции Манилова характерно разнообразное подчеркивание интенсивности кинетических проявлений.

В примере (6) лексическими индикаторами интенсивности жестов выступают наречия: очень значительно, слишком умного, местоимения: во всех

чертах, такое глубокое, самого головоломного, прилагательные: глубокое выражение, головоломного дела и др.

Синтаксически такие признаки жестикуляции Манилова, как чрезмерность, интенсивность выражаются с помощью сложных предложений с различными придаточными. См. рассмотренные выше примеры (6) и (9) а также следующий:

(17) . вдруг, совершенно неизвестно из каких причин, один оставивши свою трубку, а другая работу, если только она держалась на ту пору в руках, они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжение его можно бы легко выкурить маленькую соломенную сигарку.

При описании жестов Манилова сравнения используются в том числе и для изображения избыточности:

В приведенном примере сравнением усиливается градация двух метафор: не только сладкое, но даже приторное. и весь изобразительный оборот предшествует переслащенной фразе об образцовом счастии, на которую пациент Чичиков вынужден возражать, впрочем, тоже фигуративно: Помилуйте, что ж за приятный разговор. Ничтожный человек, и больше ничего.

Выразительным является целый каскад гипербол, которыми описывается встреча Манилова и Чичикова в городе перед совершением купчей:

(19) Они заключили тут же друг друга в объятия и минут пять оставались на улице в таком положении. Поцелуи с обеих сторон так были сильны, что у обоих весь день почти болели передние зубы. У Манилова от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли. С четверть часа держал он обеими руками руку Чичикова и нагрел ее страшно.

(20) Наконец, выдернувши ее потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город.

Итак, при исследовании жеста как элемента образа персонажа следует разграничивать принципиально различные объекты: изображаемые жесты и изображающие средства, и сматривать, во-первых, исполняемые жесты в аспекте типологий, отдельные и различные конфигурации их сочетаний, взаимные и одновременные жесты, взаимодействие жестов с ре-

чью и иными действиями персонажей, во-вторых, стандартные и фигуративные средства изображения жестов, способы конкретизации и уточнения особенностей исполнения жестов, фигуры и их взаимодействие 1.

Анализ жестов Манилова: характера их сочетаемости, способов исполнения и разнообразные средства вербализации кинетического поведения -показывает значительную роль жестикуляции в обра- 2.

зе экзальтированного персонажа гоголевской поэмы.

2. Заика В.И. Художественное изображение (опосредованное и непосредственное) // Функциональная семантика и 5. семиотика знаковых систем: сборник научных статей: В 2 ч./ Сост. В.Н.Денисенко, Е.А.Красина, Н.В.Новоспасская, Н.В.Перфильева. Москва: РУДН, 2014. Ч. I. С. 424.

4. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и ес- 7 тественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

5. Григорьева С. А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. Москва-Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2001. 254 с.

6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 257.

8. Заика В.И. Очерки по теории художественной речи: Монография. Великий Новгород, 2006. 406 с.

дентов НовГУ. Великий Новгород, 28 марта — 2 апреля 2011 г. / Сост. Г.Н.Волошина, Т.В.Прокофьева. Великий Новгород, 2011. С. 71-73.

Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике.

Определить особенности проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.

Жесты и мимика трактуются, как неречевые средства выразительности. Они выполняют в речи две функции:

2) способствуют достижению однозначности коммуникации, точности и выразительности речи.

Мимика

Неречевые средства играют огромную роль в общении, так как чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего проанализировать его неречевое поведение.

Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Посредством мимики говорящий передаёт эмоции, подчёркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться, выделяет ритмику звучания.

Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт.

Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность это помогает сосредоточиться на том, что он говорит. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то посмотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он ещё не закончил говорить.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

Удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

Страх – приподнятые и сведённые над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

Гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

Печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;

Счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Жесты

Жесты – движение рук – очень сильное выразительное средство.

Жестом можно многое сказать и без слов. Быстрая чрезмерная жестикуляция создает впечатление того, что человек размахивает руками, и тем самым затрудняет восприятие не только жеста, но и слова.

“Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна”, – считал К. С. Станиславский.

Выверенный, точный жест усиливает воздействие слова, помогает понять смысл фразы, приоткрывает ее подтекст, уточняет значение слов-указателей места (там, туда, оттуда и т. п., эмоциональное состояние говорящего, его намерения.

Язык жестов – один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы выразить своё отношение к сказанному.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Наблюдая за выступающими по телевидению, обратите внимание, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Эмоциональные жесты – это жесты, передающие различные оттенки чувств (волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, огорчение, недоразумение, растерянность, смятение).

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь подобное.

Указательный жест – это жест, с помощью которого говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (наряду, сверху, там, подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного).

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие, на который можно указывать.

Изобразительные жесты применяются в случаях:

1. Если не хватает слов, чтобы полностью передать представление.

2. Если одних слов недостаточно по каким причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

3. Если необходимо усилить впечатление и повлиять на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя язык слов подменять жестами.

К символическим жестам относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям.

Например, поклон как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, словно обнимает сидящих в зале.

Открытые жесты – это жесты искренности и открытости.

Они могут сопровождаться приложением ладоней к груди или поднятие плеч. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют свою вину, прячут их в карманы или за спину.

Жесты защиты – это жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации.

Например, руки, скрещенные на груди, — собеседник принял защитную позицию. Поэтому если мы видим такой жест, необходимо пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает убегать от обсуждения.

Жесты оценки имеют отношение к задушевности и мечтательности.

Жесты подозрение и скрытности часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей.

Жесты доминантности – подчиненности

Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль.

Как выразительно читать.

Чтобы читать тексты перед детской публикой, недостаточно научиться изображать различные оттенки эмоций, активно жестикулировать и звучно разговаривать.

Выразительное чтение получится только в том случае, если технические навыки вы дополните умением глубоко чувствовать произведение.

Инструкция.

1. Подготовка к выразительному чтению начинается со знакомства с текстом. Чтобы транслировать через себя мысли автора и эмоции героев, нужно прочувствовать их в полной мере. Разберитесь в сюжете произведения, уясните для себя логические связи. После этого подумайте о мотивах поступков героев, об их чувствах, переживаниях.

Для создания более точного представления о тексте можно выяснить, в каких обстоятельствах оно создавалось, что при этом пережил автор.

Только имея максимально полное представление о стихотворении, рассказе или пьесе, вы сможете передать созданные автором образы юным слушателям.

2. Распечатайте отрывок текста, который будете читать вслух. В зависимости от сюжета выберите темп и ритм чтения. Расставьте в тексте паузы.

Логические паузы необходимы там, где стоят знаки препинания, благодаря им высказывание становится законченным.

Пауза после запятой должна быть короче, чем после точки или многоточия.

Другим символом пометьте расположение психологических пауз. Они помогают чтецу выделить значимые части фразы или предложения.

Вы сможете выделить фразу, сделав паузу перед ней или после нее.

Такой же прием выразительности перед или после предложения привлечет внимание к сути всего предложения целиком.

3. Чтобы суметь использовать средства выразительного чтения, нужно научиться правильно дышать.

Существуют различные техники обучения, которые желательно осваивать под руководством преподавателя сценической речи или ораторского искусства. Вы можете попытаться самостоятельно регулировать объем и равномерность вдохов и выдохов.

4. Основные инструменты выразительного чтения – сила голоса и интонация. Прочувствовав мысль и эмоцию, которую вы выражаете, вы сможете определить, когда нужно говорить громче, а когда – переходить на шепот. Когда стоит улыбнуться, а когда – добавить в голос отстраненности.

В произведении, в котором есть авторская речь, часто присутствуют прямые указания на повышение или понижение тона героя и его переживания. Вам достаточно следовать им без излишней драматизации, театральности. Наибольшей выразительности вы добьетесь, когда научитесь эмпатии, то есть сопереживанию, пропусканию текста через себя.

6. Если во время эмоциональной речи вы используете жесты, потренируйтесь перед зеркалом. Прочтите монолог, двигаясь так, как вам привычно. Посмотрите, не является ли жест дубликатом интонационного выделения фразы. Не противоречит ли он тексту в эмоциональном плане. Не отвлекает ли размашистая жестикуляция от сути произведения. Если вам сложно оценить себя в зеркале, попробуйте записать свое выступление на видео.

Читайте также: