Как сделать разбавитель для масляных красок в домашних условиях

Обновлено: 07.07.2024

Как смешать разбавитель для живописи масляными красками (и о тройнике)

Как смешать разбавитель для живописи масляными красками, конспект:

2. Надо смешать один из следующих вариантов:
– пять частей пинена (или терпентина) и одну часть лака даммарного (или мастичного лака, но он дороже)
– три части пинена (или терпентина) и одну часть лака даммарного (или мастичного лака)
– четыре части пинена (или терпентина) и одну часть лака даммарного (или мастичного лака)
Результат будет отличаться по вязкости краски, её текучести, прозрачности. Выберите тот, который вам больше нравится.

4. То что вы написали, с помощью краски, разбавленной этой смесью, можно стереть этой же смесью, или ретушным лаком, или другим разбавителем, даже когда краска высохла.

5. Краска быстро сохнет на такой смеси, поэтому работать с ней удобно
6. Даммарный лак – это лак для живописи. Я часто использую в своих видео сочетание “Лак для живописи”, подразумевая даммарный, хотя есть и другие подходящие для этого лаки. Просто у меня был случай, когда я говорил просто “лак” и ученик стал пытаться разводить краску покрывным лаком. То есть, есть лаки, чтобы на них писать (лак для живописи) и есть покрывные лаки. Покрывные лаки нужны, чтобы прокрыть ими работу когда она уже закончена

7. Я использую лаки и разбавители итальянских или голландских производителей, мне кажется они довольно качественные
8. Учтите, что бутылочка с этикеткой “Разбавитель без запаха Пинен” содержит в себе вовсе не пинен (в составе указан уайт-спирит), может есть ещё какие-то варианты с добавками в составе. Если замешать на ней разбавитель, то, насколько я знаю, получится мутный состав с неизвестными качествами (скорее всего вредными для долговечности работы).

9. Обычно я пользуюсь даммарным лаком и терпентином фирмы Maimeri. К сожалению, на них не указано концентрации, поэтому если Вы пользуетесь лаком другой фирмы, Вам, вероятно, придётся подобрать комфортную для себя концентрацию растворителя пробуя разные варианты в работе.

10* Дополнительный совет от Всеволода Романкова : иногда бывает, что смесь становится мутной из-за состояния в котором находятся компоненты. Если поставить её на некоторое время на батарею, она возвращается в изначальное состояние и пригодна для работы.

Полный текст урока

В этом уроке Вы узнаете как смешать разбавитель. Он используется в живописи маслом, когда мы делаем подмалевок, или уже вовсю работаем цветом.

Есть много разных рецептов как смешать разбавитель, и некоторые из них опасны

Если Вы откроете несколько учебников по живописи, или просто книжек, написанных художниками, то найдете кучу разных рецептов. Доходит до того, что некоторые из них несовместимы друг с другом. Один художник говорит “Вот это здоровский рецепт, получится очень хороший разбавитель”, а другой говорит “Да если вы так сделаете, то ваша живопись, как только вы закончите работу, осыпется, все краски размажутся, это проклятие, а не разбавитель”.

И примерно то же скажут Ваши учители живописи или просто друзья-художники. Кто-то подскажет добавить немножко подсолнечного масла в живопись, в краски, или ещё что-нибудь такое. Чревато это тем, что, действительно, с плохим рецептом разбавителя живопись может раньше времени осыпаться, краски могут потерять свой цвет.

Как смешиваю разбавитель лично я

Я использую один рецепт, и не отхожу от него. Когда-то мне его рассказал мой учитель, и по моему опыту, таким разбавителем довольно комфортно работать. И его качество с точки зрения технологии живописи проверено, по крайней мере на протяжении поколения. Мне кажется, лучше быть аккуратным, и не боятся за долговечность картин, чем облегчить себе работу, намешав чего-нибудь в краски, а потом рвать на себе волосы.

Итак, собственно как смешать разбавитель. Мы используем даммарный лак, и пинен или терпентин. Собственно, в результате мы получим разбавленный даммарный лак. На примерно четыре-пять долей пинена или терпентина, и примешиваем одну долю даммарного лака. Другими словами, мысленно делим нашу бутылочку на шесть(или пять) частей, заливаем пиненом на пять шестых (четыре пятых), и сверху доливаем лак.

О материалах, входящих в состав разбавителя

Вы можете пользоваться не дамарным лаком, а мастичным, но он гораздо дороже.

Я использую лаки и разбавители итальянского или голландского производства. По моим ощущениям, они достаточно качественные.

Бутылочки с ними открываются, если сверху надавить, и давя повернуть, это защита от детей.

Как такой разбавитель используется в живописи

Писать таким разбавителем очень легко. Им мы разбавляем масляную краску до жиденького состояния, похожего на акварель. И работаем примерно так же, как мы бы писали акварелью.

Разбавленная таким составом краска подсыхает почти моментально, это-то и делает его таким комфортным для живописи.

Для нанесения масляной краски на поверхность иногда требуется получить более жидкую консистенцию, поэтому возникает необходимость разбавить состав. Также эта процедура потребуется в тех случаях, когда раствор был оставлен на некоторое время в негерметичной таре, что привело к его затвердеванию. Для разведения смеси применяются различные вещества, которые выбираются исходя из назначения краски.

Разбавители масляной краски

Чем разбавить масляную краску?

При выборе растворителя обращают внимание на то, для каких целей предназначена краска. Дело в том, что такой вид материалов включает в себя две большие группы, разделяющиеся по области применения:

1. Растворы, используемые для окрашивания поверхностей жилых или хозяйственных помещений. Для этих целей подходят традиционные составы, которые в изобилии представлены на полках строительных магазинов. Хотя в последнее время спрос на эту продукцию снизился, в определенных ситуациях именно масляный раствор может стать оптимальным решением.

Разбавлять такую смесь приходится в следующих случаях:

  • Материал слишком загустелый.
  • Необходимо уложить базовый слой.
  • Покраска выполняется по дереву. На такую основу хорошо укладывается не слишком густой состав, иначе прочного сцепления достичь не получится.

К тому же часто случается, что после использования остается часть краски, которая даже за короткий промежуток времени успевает засохнуть. Именно для этого потребуется разбавление.

2. Художественные масляные краски. Они отлично подходят для любительского или профессионального рисования, а также росписи интерьерных композиций. Разводить такие составы необходимо с большей осторожностью, поэтому для них подбираются специальные разбавители.

Профессиональные разбавители для художественной масляной краски

Профессиональные разбавители для художественной масляной краски

Разбавитель при окрашивании поверхностей

В качестве растворителя при наружной и внутренней окраске могут использоваться доступные материалы. Выбор их достаточно велик.

Скипидар

Этот состав имеет устойчивую популярность при разведении красящей продукции. Для работ с масляными растворами применяются следующие его разновидности:

  • Древесный. Изготавливается из коры и ветвей деревьев, в обилии содержащих смолу. Первоначальный раствор темный, но после обработки становится прозрачным.
  • Терпентинный. Получается за счет перегонки смол живых хвойных деревьев и представляет собой эфирные масла. Обладает множеством положительных свойств, поэтому область его использования гораздо обширнее, чем применение в качестве растворителя.

Внимание! Смесь имеет специфический запах, поэтому работы рекомендуется выполнять в проветриваемом помещении.

При разбавлении краски очищенным скипидаром, в отличие от неочищенного, ускоряется процесс высыхания поверхности

При разбавлении краски очищенным скипидаром, в отличие от неочищенного, ускоряется процесс высыхания поверхности

Уайт-спирит

Скипидар с успехом можно заменить на уайт-спирит. Востребованность и популярность этой продукции объясняется широким распространением и доступностью. К тому же в продаже встречаются разновидности, не имеющие резкого неприятного запаха.

Процесс работы при использовании такого состава отличается большим удобством. Смесь испаряется не так быстро, как другие растворители, что позволяет выполнить окрашивание без спешки. Также уайт-спирит при добавлении не изменяет цвет состава.

Уайт-спирит – это органический токсичный и легковоспламеняемый растворитель, который хорошо очищает от жира, но оставляет на поверхности пленку

Обычный уайт-спирит имеет малую способность к разжижению, потому лучше приобрести очищенный

Растворитель

Такой разбавитель для масляных красок имеет номер 647. Обозначение продукции может быть различным и зависит от входящих в состав компонентов. Не рекомендуется применять растворитель под номером 646 из-за присутствия в нем ацетона.

Разбавить этим веществом масляную краску не всегда бывает просто: излишки приводят к ухудшению свойств продукции.

Растворитель 647 Ясхим

Растворитель 647 Ясхим

Бензин и керосин

Эти варианты рекомендуется использовать в случае отсутствия других смесей и только для наружных работ. Существенным недостатком растворов является специфический запах, который может вызвать головокружение и отравление. Это происходит из-за быстрого испарения. Но именно керосин является лучшим решением, когда требуется развести старый состав, успевший сильно загустеть.

При разбавлении краски бензином окрашенная поверхность становится матовой

При разбавлении краски бензином окрашенная поверхность становится матовой

Олифа

Это универсальный раствор, к тому же олифа входит в состав масляных красок. Но необходимо учитывать, что разбавитель должен соответствовать той разновидности вещества, которая включена в красящий материал.

Для получения необходимой информации нужно обратить внимание на маркировку смесей для покраски. Выделяют следующие обозначения:

  • ПВ-024. Такая продукция изготавливается на основе пентафталевых олиф.
  • МА-021. В состав входит натуральная олифа, которая содержит более 95% растительных масел.
  • ГФ-023. Производится с добавлением глифталевой олифы. Является альтернативой натуральной.

Правильное определение составляющих помогает получить необходимый результат.

Порядок разбавления

Не менее важным является процесс разбавления краски своими руками, ведь точное его выполнение – залог отсутствия дальнейших проблем.

Мероприятия проводятся в следующем порядке:

  1. Вскрывается емкость с краской, оценивается густота и выполняется тщательное перемешивание. Для этого используется подручный инструмент или подготовленная чистая палка.
  2. Определяется необходимая пропорция. Для каждого растворителя показатель может быть разным. Точное количество вещества зависит от густоты краски, но не должно превышать 5% общей массы. Хотя при необходимости получить смесь для базового слоя или грунтовки стен, объем уайт-спирита и олифы может доходить до 10%. Чтобы развести смесь наилучшим образом, разбавитель добавляется прямо в банку. Следует вливать его постепенно небольшими порциями. Это позволит восстановить состав и хорошо его размешать.
  3. Далее краску разливают в емкости для работы. В процессе окрашивания материал может загустеть, поэтому нужно периодически примешивать растворитель.

Разводить краску, которая простояла открытой некоторое время, сложнее. Порядок работ:

  1. Пленку, которая образовалась на поверхности из-за воздействия кислорода, осторожно снимают. Оставлять или перемешивать ее нельзя, тогда полностью избавиться от жестких комков будет невозможно.
  2. В емкость наливается небольшое количество керосина, смешанного с уайт-спиритом, все хорошо замешивается. Если требуется, то разбавитель добавляется еще.
  3. Далее можно выполнять окрашивание этой смесью или выждать, когда керосин испарится, и использовать для разведения только один компонент.

Важно! Работы выполняются с соблюдением повышенных мер предосторожности, поскольку масляная краска и все вещества, применяемые для разбавления, отличаются огнеопасностью и токсичностью.

Разведение художественных красок

Материалы для рисования также могут быть разной густоты, что требует доведения их до нужной консистенции. К тому же смесь наносится на разные поверхности (деревянные, тканевые). Поэтому для масляных художественных красок требуется другой подход и перечень средств для разведения.

Разбавить такие составы можно следующими веществами:

Рекомендуется выбирать материал исключительно из собственных предпочтений, это позволит добиться нужного результата. Именно поэтому такие краски разводят в пропорциях, которые определяются индивидуально после нескольких проб. Но стоит помнить, что излишки растворителя могут разрушить структуру красящего материала.

Как разбавлять масляную краску для нанесения разными инструментами

Использование разных инструментов для покраски стен, потолков или других оснований предполагает разведение состава до нужного уровня вязкости. В домашних условиях этот параметр определяется при помощи простого устройства – вискозиметра, которое можно приобрести в магазине.

Приспособление представляет собой воронку с соплом, которое может быть разного размера. Исходя из того, за какой промежуток времени налитый состав протечет через отверстие, определяется уровень вязкости в секундах.

Стальной вискозиметр

Стальной вискозиметр

Процесс выглядит так:

  1. После добавления растворителя в емкость с краской и промешивания в нее погружается вискозиметр.
  2. Заранее подготавливается секундомер. Можно пользоваться любым другим устройством.
  3. Прибор достается из состава, одновременно включается таймер.
  4. После того как смесь полностью освободит стакан (воронку) приспособления, секундомер выключается. Значение фиксируется.

Чтобы покрасить поверхность кисточками и валиком, вязкость должна быть на уровне 10–15 секунд, а для краскопульта – 25–30 секунд в зависимости от модели.

Чем разводить масляные краски

Очень часто, когда наступает период ремонта, из-за своей халатности мы забываем закрывать банку с масляной краской. В итоге получается, что материал загустевает и уже не обладает той консистенцией, которая нужна, чтобы ее наносить на поверхность. Но здесь выход есть, хоть и не весьма подходящий.

Виды растворителей для масляной краски

Давно уже существует специальная масляная водорастворимая краска, которую очень легко довести до нужной консистенции. Для этого просто нужно добавить немного воды. Но такие материалы, увы, используют не строители, а художники. Поэтому, не теряя надежды, мы ищем другой выход. И, оказывается, он есть.

Ну а что касается тех, кто хочет усовершенствовать стены либо другие аксессуары и элементы, например колонны в интерьере с помощью масляной краски, придется узнать, чем можно разбавить масляную краску в домашних условиях, и о том какие именно нужны для этого материалы. Их существует не так уж и много, но с основными типами мы вас познакомим поближе.

Растворители масляного типа для красок бывают такие:

  • Растворитель 647.
  • Скипидар.
  • Уайт-спирит.

А теперь давайте более подробно узнаем о каждом из них.

Данное вещество, которое представляет собой жидкость с резким запахом как раз характерным для средств данного типа. Растворитель является легковоспламеняющейся бесцветной жидкостью. Этот вид в домашних условиях часто используется как разбавитель пентафталевых и алкидных эмалей.

Растворитель 647 для масленых красок

Также им можно разводить шпаклевку и лаки. Также это средство применяют как обезжириватель поверхностей, если в будущем их планируют окрашивать. Растворитель 647 часто и густо применяется, чтобы очистить ткани от загрязнений, а также для промывки различных деталей в промышленности.

Помните! Подобное вещество растворяется подобным. Не стоит применять для разбавления масляной краски, давно ушедший в прошлое ацетон и при этом рассчитывать, что разбавленная краска станет однородной консистенции и без наличия свернувшихся сгустков. Таким образом, первым делом лучше внимательно прочитать инструкцию на банке с краской и полностью разобраться с ее составом. В крайнем случае, хотя бы поинтересоваться при покупке какой тип масляной краски, находится в банке.

Скипидар на сегодняшнее время стал весьма популярным разбавителем красок и лаков. Его также используют в производстве лаков, которые изготавливаются на основе копала. Скипидар нашел себя в производстве канифоли, даммары весьма широко его использование в виде растворителя для алкидно-стирольных типов краски, а также для масляных красок.

Скипидар – это продукт, который получают во время специализированной обработки живицы, смол древесины, смолья, терпентина и прочих материалов. Он представляет собой некое эфирное масло, которое имеет весьма сложный химический состав.

Скипидар для разбавления масленых красок

Основные виды скипидара:

  1. Древесный (он изготавливается из обработанных стволов и веток деревьев, которые содержат в своем составе смолу. Древесный свежеизготовленный скипидар – это некая желтоватая или ближе к коричневому жидкость. Ее цвет исчезает при следующей обработке).
  2. Пневый (этот вид скипидара принято изготавливать из пней и других частей хвойных деревьев).
  3. Терпентинный (это, поверьте, чистейшее эфирное масло оно изготавливается во время перегонки смолистых выделений из различных хвойных растений. Такое масло при любых обработках не лишается ни на каплю своих ценных составляющих).

А теперь плавно переходим к уайт-спириту. Область его применения весьма широка и разнообразна. Им пользуются практически все.

Стоит напомнить что после того как на строительном рынке появился спрос на уайт-спирит, использование скипидара в промышленности значительно сократилось.

Уайт-спирит, как правило, используется в таких целях:

  • для того, чтобы во время разбавления масляных лаков, получить органодисперсии;
  • для разбавления лаков, красок, разнообразных эмалей, грунтовок, олифы, шпаклевок и автоконсервантов;
  • используется для мытья кистей;
  • для того, чтобы обезжиривать разные поверхности;
  • используется как растворитель для жирных алкидов, эпоксидов и некоторых видов каучука.

Как можно развести краску с помощью Уайт-спирит

И самое интересное то, что цена на данный вид растворителя доступна каждому. Даже, несмотря на то, что у него такая широкая область применения. Именно поэтому он более популярен среди покупателей, в отличии от его близких родственников.

Если пользоваться именно уайт-спиритом – расход лакокрасочного материала значительно сокращается, но при этом на качество покрытия не влияет никаким образом.

Зарубежные изготовители в отличии от наших пошли дальше и уже изготавливают уайт-спирит без запаха. Они делают средство, которое уже очищенное от ароматических углеводов.

Правила использования растворителей

  1. В первую очередь нужно помнить, что все разбавители обладают таким химическим свойством как летучесть. Видимо не зря западные лакокрасочные материалы – водорастворимые, чтобы избежать взрывоопасной ситуации из-за чрезмерного содержания паров некоторых веществ в воздухе. Но помните, что при низких температурах использовать водорастворимые материалы не всегда целесообразно взрыва, конечно, не будет, но замерзнуть они могут на раз-два.
  2. Все легколетучие разбавители весьма опасны. Поэтому обязательно следите за тем, чтобы они не находились рядом с огнем, возле мест курения, рубильников или прочего рода выключателей. Такие меры безопасности никогда не будут лишними, потому что некоторые составы могут самовоспламеняться при определенных температурах.
  3. Еще одно свойство веществ данного типа – это резкий запах. Поэтому старайтесь разводить краску только в хорошо проветриваемых помещениях либо на улице. В противном случае прогулки по изумрудному лесу с фиолетовыми эльфами вам обеспечены.
  4. Растворитель также является сильным химическим веществом. Поэтому в случае попадания на открытые участки кожи либо на слизистые оболочки, немедленно нужно их обильно промыть чистой водой. Старайтесь также беречь одежду от данных веществ. Ведь они могут разъедать или портить вещи.

Как смешать краску с растворителем

Следует сказать, что без растворителя уж никак не обойтись. Его применение просто необходимо в процессе окрашивания именно для того, чтобы обезжирить необходимую вам поверхность и добиться лучшей малярной консистенции состава. Если все мероприятия сделать правильно, с умом и не спеша, то это позволит вам создать максимально красивое, шедевральное и, конечно же, качественное лакокрасочное покрытие.

Если вы будете выбирать растворитель, то обязательно учитывайте то, что для каждого вида краски нужен свой правильный разбавитель. Также учитывайте все химические и физические особенности каждого из них. Что касается самой краски, то ее нужно выбирать относительно типа поверхности, которую вы планируете окрашивать.

Что касается самих масляных красок, то они прекрасно подойдут для покраски бетонных, деревянных либо же оштукатуренных поверхностей. Но если вы собираетесь покрасить алюминий или металлический каркас, то лучше остановите свой выбор на электропроводной краске.

Подведем итог

Данная статья ознакомила вас с основными видами растворителей и их характеристиками. Но чем разбавить масляную краску решать, конечно же, только вам. Мы же в свою очередь рассказали вам самое необходимое, а дальнейший выбор за вами.


Льняное масло широко используется для живописи, так как почти не имеет запаха и совершенно безопасно для здоровья. Краски смешиваются хорошо, сохраняя яркость и густоту, и высыхают достаточно быстро — примерно за неделю, если в помещении нет сырости. Льняное масло расходуется медленнее, чем другие разбавители, поэтому является экономичным вариантом. Минусом этого растворителя является отсутствие лака в составе — это дает матовую, без блеска, поверхность слоя краски после высыхания и меньшую устойчивость к разрушению со временем.

Художественный лак


Художественный лак придает краскам яркие цвета, прочность слоев и эмалевый блеск. Работы, которые написаны на лаке быстро сохнут, но мазки теряют фактурность, получают декоративный вид, поэтому такой метод обычно используется для написания миниатюр. Также существуют специальные лаки для лессировки — они быстро закрепляют слой краски, позволяя наносить поверх него другой. Существуют различные виды лаков: мастичный, даммарный, пихтовый.






Уайт-спирит


Уайт-спирит — распространенный растворитель для самых различных красок, его можно найти не только в художественном, но и в любом строительном магазине. Уайт-спирит также отлично подходит для мытья кистей и палитры, снятия засохшего слоя краски, обезжиривания холста. Эффективно разбавляет краску и быстро испаряется, красочный слой получается тонким и быстро высыхает, но при этом уайт-спирит влияет на масляные краски, нарушая их состав и связующие качества. Поэтому недостатком этого растворителя является непрочность получившегося красочного слоя и матовость поверхности. Кроме того уайт-спирит может иметь резкий запах, который при долгой работе вызывает дискомфорт.

Отличный вариант — Lakka Bensini от Tikkurila. Приемлемый по цене и с минимальным запахом.

Для чего разбавлять

  1. Банка после использования была неплотно закрыта, и краска засохла – чтобы вернуть первоначальную консистенцию.
  2. Грунтовка поверхности пред основным окрашиванием. Для этого можно использовать специальные составы, а можно сделать жидкий раствор и обработать изделие. Грунтование уменьшает расход краски и способствует нанесению ровного слоя.

Прежде чем приступить к разбавлению, необходимо изучить состав содержимого на банке. Масляная краска для проведения ремонтных работ состоит из красителя-пигмента и масляной основы – олифы. От вида олифы и добавок будет зависеть выбор растворителя.

Пинен


Этот разбавитель изготавливается на основе скипидара, но в отличие от него прозрачен, не имеет запаха и не вызывает пожелтения красок. Пинен очень качественно разводит краски, на нем удобно замешивать цвета, красочный слой получается прозрачный, небольшой густоты и быстро высыхает, позволяя накладывать новые мазки поверх без опасности смешивания. Это очень удобно, если картина должна быть написана в ограниченные сроки, но если пользоваться при работе только пиненом, поверхность краски при высыхании станет матовой и не будет достаточно долговечной.

Чем разбавить, чтобы не потерять цвет

  1. Состав на натуральной основе разбавляют только натуральной олифой. Приобретают ее для использования в жилых помещениях и лучше не экспериментировать с летучими соединениями растворителей.
  2. Уайт-спирит, изготовленный из особого сорта бензина, при смешивании образует смесь ровной консистенции, которая быстрее высыхает и не меняет цвет.
  3. Использование керосина тоже не влияет на состав красящего пигмента. Недостатком будет увеличенный период высыхания.
  4. Специальный раствор Р-647 для масляных красок.

Важно при разведении масляной краски растворителями не торопиться и добавлять растворы небольшими порциями. После тщательного перемешивания процедить и нанести небольшое количество на окрашиваемую поверхность в виде теста.


Разбавитель для масляных красок. Какой выбрать?

Разбавитель для масляной краски играет одну из важнейших функций в живописи. Вы наверняка видели в художественных магазинах много видов разбавителей и задавались вопросом какой из них лучше? Разбавители существуют разные и обладают разными функциями и свойствами. Ваш выбор целиком зависит от того, что и в какой манере вы будете рисовать. Нужно ли вам, чтобы краска сохла быстрее или дольше, должен ли красочный слой блестеть или быть матовым, важен ли для вас насыщенный цвет или вы хотите добиться приглушенного звучания картины?

Немного теории

Собственно веществ, разбавляющих масляные краски, существует несколько: скипидар, уайт-спирит, пинен, лак, масло. Кстати ими можно не только разбавлять краски, а также чистить и отмывать кисти и палитры после рисования.

Разбавители уайт-спирит, пинен и скипидар в чистом виде способны к весьма быстрому испарению, а, следовательно, быстрому высыханию. Вместе с тем они не дают такого блеска и насыщенности краскам после высыхания, как масло или лак. Также стоит отметить, что после них в картине могут появиться пожухлости и матовость.

Еще один разбавитель для красок – масло. Причем это один из старейших разбавителей, применяемых в живописи. Самым распространённым маслом является льняное рафинированное отбеленное. Оно относительно быстро сохнет и отличается прозрачностью. Кроме льняного существуют и другие масла: подсолнечное, ореховое, хлопковое, маковое. Если писать на чистом масле, то красочный слой будет сохнуть от 3 до 6 дней, однако полное отвердение масляной пленки происходит лишь спустя год.

Лак для живописных работ — это не что иное, как смола, разбавленная в растворителе (обычно в пинене). Структура краски после высыхания будет более крепкой если использовать лак, а не масло или уайт-спирит. Лак также придает краске насыщенности и блеска. По назначению все лаки делятся на две категории: живописные и покрывные. Первые используются как добавка для красок, вторые – для покрытия масляной живописи в целях её защиты и придания дополнительной сочности цвета и блеска.

Художественные разбавители, лаки, масла. Какие они бывают и где применяются

На прилавках магазинов также можно встретить и разбавитель № 1. В его состав входят живичный скипидар (продукт переработки сосновой смолы) и уайт-спирит (продукт переработки нефти). Он применяется для разбавления красок при создании имприматуры или текстурных паст. Им также можно мыть кисти и палитру.

Разбавитель № 2 — это чистый уайт-спирит. Назначение его синонимично предыдущему разбавителю. Годится для разведения масляных красок, очистки поверхности холста, кистей и палитры от масляной краски. Вместе с тем он не подойдет для разбавления лаков, поскольку имеет низкую растворяющую способность. При взаимодействии с разбавителем № 1 и разбавителем № 2 красочный слой со временем тускнеет. А если добавить Разбавитель № 2 в масляную краску сверх нормы, то это может сделать красочный слой непрочным, что приведет к его разрушению и осыпанию.

Один из любимых разбавителей в арсенале художников – это №4 (пинен). Своему названию он обязан сосне (Pinus — по латыни сосна). Пинен делают путем очистки живичного скипидара от осмолившихся веществ. В отличие от скипидара, пинен мало окисляется, а потому не склонен к пожелтению и осмолению. При этом он обладает высокой растворяющей способностью, его можно использовать для разбавления и красок, и лаков. Испаряется пинен даже быстрее чем разбавитель №2. т.е. красочный слой сохнет довольно быстро. К недостаткам пинена относят снижение блеска и насыщенности красок.

Разбавитель масляный – еще один популярный разбавитель у многих художников. Он представляет собой смесь отбеленного рафинированного льняного масла, уайт-спирита и сиккатива (ускоритель высыхания). Используя его можно существенно уменьшить время высыхания красок, но при этом не бояться появления пожухлостей или осыпания красочного слоя. Добавление масляного разбавителя в краски делает их более прозрачными и менее насыщенными. Это свойство можно использовать при создании плавных цветовых переходов в картине.

А вот следующий разбавитель в последнее время в чистом виде используется редко. Речь о живичном скипидаре. Это полностью натуральный продукт, получаемый из смолы соснового дерева. К сожалению, он сильно подвержен осмолению и пожелтению, поэтому использовать его следует осторожно, а хранить лишь в герметичной таре в темном месте.


Следующее, что вы можете увидеть на прилавках художественных магазинов это лаки. В частности, даммарный лак. Он полностью натурален и представляет собой раствор смолы даммара в пинене. Используется даммарный лак как для разбавления масляных красок, так и для покрытия законченных работ. Он также может успешно заменять собой ретушный лак, если вы будете протирать им промежуточные слои при послойной живописи. Несмотря на универсальность использования, даммарный лак имеет ряд минусов. При длительном хранении он может мутнеть, а картина покрытая слоем такого лака со временем немного темнеет и желтеет.

А вот пихтовый лак не подойдет для покрытия картины, он применяется исключительно для разбавления красок или для усиления сцепления красочных слоев при многослойной живописи. Готовится из раствора пихтовой смолы в пинене или скипидаре. Одно из главных достоинств пихтового лака заключается в предотвращении сморщивания и потускнения краски. Он также способен придать красочному слою насыщенность и чистоту цвета.

Отдельную линейку лаков представляют собой покрывные. Они используются, главным образом, для покрытия живописи защитным лаковым слоем. Фисташковый лак – светлый защитный лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, и, в отличие от даммарного лака, не мутнеет со временем.

Однако наиболее эффективным и распространенным на сегодня является акрил-стирольный лак. Он состоит из синтетической акриловой смолы и растворителей. Его пленка бесцветна и эластична, она не меняет цвет и не желтеет со временем. Также акрил-стирольный лак обладает хорошими водостойкими качествами, а в соотношении цена-качество ему трудно найти равных.

Есть еще и ретушный лак. Сфера его применения — растворения красочного слоя при многослойной живописи. Ретушный лак слегка растворяет верхний слой краски, усиливая тем самым сцепление нового слоя, и предотвращая возможное образование пожухлостей.

Резюме

Так что же купить в художественном магазине? Подумайте, что вы собираетесь в ближайшее время рисовать, в какой манере и за сколько сеансов.

Если вы планируете написать картину быстро (многослойно, но не алла прима), то можно использовать чистый разбавитель (пинен, живичный скипидар, уайт-спирит). Он очень быстро высыхает на холсте и тем самым ускоряет высыхание краски. Если разбавлять масляные краски растительным маслом, то картина наоборот будет сохнуть долго (несколько суток). Тройник (а иногда просто смесь разбавителя и масла) позволяет получить нечто среднее: скорость высыхания красочного слоя 2-3 суток, не теряется насыщенность цвета, плюс минимизированы риски возникновения пожухлостей, осыпания краски или пожелтения.

Лаки делают красочный слой более защищенным и более насыщенным по цвету, а также быстро загустевающим и глянцевым. Эта его особенность используется в подмалевке и письме лессировками. Красочный слой быстрее сохнет, цвета сохраняют насыщенность, а сам полупрозрачный слой краски более плотный и блестящий. Для лессировок также подойдет и растительное масло. А вот, если вы пишете пастозно, то лак и масло будут не уместны в вашей работе. Фактурные мазки с блестящей поверхностью будут смотреться плохо. Когда необходимо придать живописи матовость, то, наоборот, нужно писать на чистом разбавителе. Красочный слой станет матовым и более мягким по цвету. Можно писать и вовсе без лаков, разбавителей и масла, используя одни лишь чистые краски. Обычно художники поступают так, когда хотят создать картину с плотной рельефной фактурой. Не используются разбавители и при живописи мастихином.

Отмечу, что в нашей арт-студии вы можете приобрести полный набор художественных материалов, необходимых для создания картины. В набор входит: разбавитель, 3 кисти, набор красок и холст размером 40х50см.

Читайте также: