Как сделать растушевку карандашом

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

“А можно растереть рисунок бумажкой?” - спрашивает меня ученица, - “так ведь красивее, нет грубых штрихов, всё ровно, гладенько?” Вообще, спор между академистами и самоучками на тему: использовать штриховку или тушёвку в рисунке, не утихает, наверное, уже лет 20. Да и нет однозначного ответа, что хорошо, а что плохо. Хорошо то, что находится в контексте.

Например, учебный академический рисунок, в первую очередь, выполняет конкретную задачу и демонстрирует выучку, профессионализм рисовальщика. Ключевое слово тут УЧЕБНЫЙ, а значит, будет оценён, в том числе и в соответствии с владением техникой рисунка и за соблюдение норм и правил учебного рисования в данной школе. Любая самодеятельность тут не к месту. Это как если бы на симфоническом концерте исполнили соло на балалайке. В учебном классическом рисунке штриховка обязательна, а в творческих самостоятельных рисунках возможно всё: хотите - тушуйте, хотите - штрихуйте, хотите - растирайте бумажкой, хоть рисуйте стоя на голове, - главное получить удовольствие от процесса и результата.

Кстати, экзамен в художественный ВУЗ или колледж и даже в художественную школу тоже классический рисунок. Поэтому основы рисования простым карандашом, саму технику карандашного рисунка, а значит, и владение штриховкой, вам придётся в полной мере продемонстрировать в своей работе. Будьте к этому готовы.

Всё, что не запрещается - разрешено. Поэтому, в свободном творчестве ваши изыскания никто не ограничивает - рисуйте так, как вам нравится - хотите в штриховой традиционной манере; хотите, в современной, тушёвочной; а хотите, совместите оба эти подхода. Современные художники часто так и поступают и результаты их труда вполне симпатичны.

Но, безусловно, есть серьёзная разница в этих двух полярных подходах к рисованию простым карандашом, а значит есть нюансы, которые стоит учитывать прежде, чем начать рисовать. Поясню разницу в таблице.

1) Набор тона

Штриховка

При помощи наложения штрихов сеточкой, каждый слой штриховки - новый тон. Удобно считать и ориентироваться в полутонах при рисовании сложных форм: портретов, натюрмортов. Недоборов или переборов тона по светлоте легко избежать.

Тушёвка

При помощи уплотнения тона (начинающие не всегда видят качественную разницу в тоне) можно сделать её очень большой или слишком маленькой, тогда изображение будет или плосковатым, или излишне “пятнистым” (например, тени на лице).

2) Набор светлых оттенков, отличающихся друг от друга.

Штриховка

Штриховка, за счёт просветов между штрихами, визуально облегчает, высветляет пятно рисунка. Можно использовать разницу в густоте штрихов, нажиме на карандаш и разную мягкость грифеля, для передачи оттенков тона. За счёт этого, шкала светлых тонов в рисунке увеличивается, резкие светлые оттенки штриховать достаточно легко.

Тушёвка

Тушёвка ложится не ровно, на поверхность бумаги в зоне пятна одной тональности могут появиться ненужные вибрации тона (случайные тёмные пятна) - они служат диапазоном светлых оттенков и получить разные светлые тона в одном рисунке становится очень сложно.

3) Густые чёрные (прозрачность тёмных теней).

Штриховка

За счёт многократного наложения штрихов с просветом друг на друга, даже самые глухие тёмные оттенки выглядят не угольно-чёрными дырами, а прозрачными тенями. Насколько плотно и темно нужно заштриховать бумагу графитом, каждый художник решает сам.

Тушёвка

Тени выглядят засаленными чёрными пятнами. Облегчить их можно только клячкой, формопластом или мякишем чёрного хлеба, но управляться всем этим тоже нужно сначала научиться. Для начинающего художника такое сопротивление материала не желательно.

4) Чёткость прорисовки формы.

Штриховка

Штрихи удобно направлять по форме или против неё, штриховать плоско или объёмно, комбинировать и использовать разницу в направлении штрихов - это помогает отделить предметы от фона, усилить объём в рисунке, смоделировать пространство между элементами рисунка в глубину и подчеркнуть форму предметов.

Тушёвка

Тушёвка “замыливает” форму, делает её менее читаемой, нивелирует её. Рисунок выглядит симпатично, но задачи, которые художник решает в нём, почти невозможно выполнить. Только опытный, натренированный глаз художника и твёрдая рука способны передавать множество полутонов и расставлять акценты тона при помощи тушёвки. Начинающим художникам совладать с ней будет сложно.

5) Резкости и затёртости краёв, списывания в рисунке.

Штриховка

В рисунке в штриховой манере можно добиться всех 3 специфических профессиональных тонкостей - подчеркнуть главное, списать ненужное, перевести внимание зрителя с одного на другое легко. Добавить резкости и яркости (а соответственно и темноты) при помощи штриховки легко, обобщить и сблизить отдельные участки рисунка по тону, просто плоско их штрихуя - тоже.

Тушёвка

При рисовании в манере тушёвки приходится постоянно следить не только за ровностью тона, но и “списыванием” предметов у краёв. Не всё должно выглядеть резко, как будто вырезанным из фона. Малейшая небрежность или неравномерность тона в таком рисунке может исказить изображение.

6) Излишняя грубость фактуры.

Штриховка

Штриховка, особенно при рисовании портрета или тела человека, мешает передавать материальность: нежность кожи, лёгкие полутона в лице, плавные переходы из тона в тон нарисовать штриховкой практически невозможно.

Тушёвка

Тушёвка позволяет передавать нежнейшие градации светлоты и градиенты легко и близко к натуре, практически фотографично, имитируя текстуры, фактуры и мягкие полутона.

7) Управление нажимом и диапазоном просветов между штрихами.

Штриховка

Если набрать тон в штриховой манере излишне небрежно и грубо, как обычно это делают начинающие художники, сложно добиться цельности рисунка и материальности. Рисунок излишне фактурен, не объёмен, не реалистичен - штриховка назойлива и груба.

Тушёвка

При рисовании притиркой или тушёвкой, излишнюю фактуру получить достаточно сложно (разве что неровный тон, о котором говорили в пункте 2 в столбце о тушёвке).

8) Время рисования (длительность).

Штриховка

Штрихами набирать тон в рисунке достаточно долго. Накладывая слой за слоем штриховку по форме или против неё, художник проходит карандашом несколько раз по одному месту для того, чтобы, например затемнить тени или объединить отдельные куски рисунка. Требуется несколько часов времени и, как правило, не один сеанс (урок) рисования.

Тушёвка

Тушёвкой рисовать тёмные места в рисунке быстрее, а иногда это имеет значение, особенно если рисуется быстрый скетч, без претензий на качество и художественную ценность.

9) Удобство начала рисования.

Штриховка

Тушёвка

Даже академический рисунок в тоне удобнее начинать от тушёвки всех теней одновременно. Первая нежная, ровная прокладка тона позволяет сориентироваться в тональных отношениях на ранней стадии, определиться с фактурами и направлением штриховки по форме и сразу задаёт цельность в рисунке.

10) Манерность.

Штриховка

Грубая штриховка делает рисунок слишком вычурным, излишне огрублённым, подчёркнуто ученическим.

Тушёвка

Чрезмерное увлечение заглаживаниями и размазываниями убивает в рисунке остроту, эмоцию, силу, делает его слащавым, неприятно искусственным.

11) Сохранность.

Штриховка

Рисунок, выполненный штрихами, сохранится лучше, не перетрётся сильно и не исчезнет полностью через 5-7 лет именно за счёт некоторой жёсткости рисовальной манеры. Его сохранность в разы лучше, чем рисунка тушёвкой.

Тушёвка

Из-за нежности и деликатности моделировки рисунок в такой манере сильно подвержен деформации изображения при хранении. Если хочется сохранить его в первозданности, лучше сразу оформить рисунок под стекло или заламинировать.

У каждой манеры рисовать есть свои плюсы и минусы. Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, есть смысл совмещать в рисунках тушёвку и штриховку в разумной гармонии. Именно в их единстве и будет та золотая середина, которая придаёт шарм и техничность карандашным рисункам профессионалов. Округлость, гладкость щёк, влажный блеск глаз и бархатистость губ в сочетании с фактурой волос, с резким взмахом штрихов-ресниц и тонкими фактурными волосками бровей - вот идеальное сочетание штриха и тушёвки. Вот оно, мастерство рисовальщика, в умении управлять всеми возможностями простого карандаша в полной мере!

К слову сказать, карандашные фактуры не такие уж и бедные, по сравнению с красочными. А чтобы вы в этом убедились - покажу коллекцию самых разнообразных фактур, нарисованных простым карандашом.

Пользуйтесь, применяйте, комбинируйте их в своих рисунках друг с другом, продумывайте новые возможности и способы рисования карандашом - вот увидите, он не такой простой, как кажется!

Приемы рисования - штриховка и тушевка

При рисовании с натуры существуют два основных приема: штриховка и тушевка. Штриховка – это нанесение штрихов той или иной толщины и силы нажима, а, значит, и степени затемнения на том или ином расстоянии друг от друга. Они могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев. Тогда получается своеобразная сетка из штрихов.
Тушевка – это растирание карандаша по поверхности бумаги различными растушевками (тампон из бумаги, ваты, замши и т.п.) в виде сплошного тона той или иной силы.

Можно пользоваться и тем и другим приемом и даже применять их вместе. Но обязательно нужно избегать механического тушевания или штриховки, то есть, не думая о характере поверхности, закрывать то или иное место рисунка.
Выполните следующее упражнение. Поставьте для рисования бумажный или гипсовый куб, но так, чтобы ребра на переднем и заднем планах не совпадали. На первых порах нужно сделать искусственное освещение электрическим светом. Если источник света (лампа) впереди и сверху от куба, то сильнее будет освещена его передняя левая грань, а правая окажется в тени. Сделайте построение рисунка. Вы видите только три грани и соответствующие этим граням ребра. Остальные ребра невидимы. И, несмотря на это, при построении рисунка куба надо точно представить, где должны быть скрытые от обзора ребра, иначе трудно будет правильно построить рисунок.
После построения, внимательно изучая силу света и тени на поверхности куба, нельзя не заметить, что отличаются друг от друга не только цельные грани, но и каждая грань освещена неравномерно: у одного края сильнее, у другого – слабее. Особенно это видно на теневой грани. Грань заметно темнее там, где она граничит с освещенной гранью, а по мере удаления от границы – светлеет. Это происходит от того, что на темную сторону попадает отраженный свет от освещенной поверхности стола. Этот эффект называется рефлексом. Таким образом, мы определили характер освещения куба. Мы видим на нем свет, тень, рефлекс и падающую тень (тень от куба на поверхности стола). Все это и надо тщательно проработать тоном, постепенно усиливая более темные места. В процессе работы все время нужно проверять не только силу тона, но и правильность построения рисунка. Нарисуйте с натуры цилиндр, шар и другие геометрические фигуры, следуя за правильным построением и соблюдением пропорций, тоновых решений.

Краткое описание: Для качественного красивого рисунка карандашом очень важна штриховка и растушевка, которая создает тень и делает любой рисунок более объемным и правдоподобным.
Существует пять видов карандашной штриховки, а именно параллельная, перекрёстная, круговая, грубая и черная. Каждая штриховка подходит для определенных целей и широко используется художниками.
Растушевок существует шесть разновидностей. Первая растушевка проводится с помощью бумажной салфетки или полотенца. Также применяется растушевка пальцем, ватной палочкой, заостренной бумагой, кистью заведомо испачканной карандашиком и последняя при помощи трафарета.

Как делать штриховку и растушевку карандашом - Видео онлайн

Источник: YouTube. Автор: snejenka .
Смотрите рубрику полностью: Уроки рисования карандашом.

6 хитростей о простом карандаше, которые нужно знать художнику

В этой статье я расскажу:

- как помечают жесткость простого карандаша ( Т, М, ТМ, Н, B, НB и F )

- как узнать возможности ваших графитовых карандашей (видео)

- для чего художникам твердые, мягкие и твердомягкие карандаши

- как осветлить простой карандаш на бумаге (клячка и хлеб)

- чем закрепить рисунок, чтобы карандаш не осыпался (способ также подходит к углю, мелу и пастели).

- и как быстро научиться рисовать простым карандашом

Начинка в карандашах может быть разная: сангина, сепия, соус, пастель, мел.

Мелом-карандашом я наношу блики на тонированной (цветной) бумаге и крафт бумаге.

Уголь я тоже люблю в виде карандаша . И руки - чистые, и линию точную легче провести. И не скрипит :) Но это все не простые карандаши.

Карандаши для художника, сепия, уголь, пастель

В этой статье мы поговорим

о простых карандашах

Мы называем карандаш "простой", а он - графитовый или чернографитовый, то есть в серединке у него графит. Художники различают графитовые карандаши по жесткости грифеля. Карандаши бывают мягкими, твердыми, твердомягкими.

Как узнать жесткость карандаша

Посмотрите на российские карандаши и заметите буквы маркировки:

Европейцы карандаши тоже подписывают буковками:

Н (Hardness "жесткий") - твердый,

B (Blackness "черный") - мягкий,

F (Fine point "деталь") - по жесткости он между твердомягким и твердым.

И россияне и европейцы ставят перед буквами цифры. Так показывают, насколько карандаш жесткий или мягкий:

2М и 2B мягче мягкого.

3M мягче, чем 2М

2Т и 2H тверже твердого.

3Т тверже, чем 2Т

В дни дефицита трудно было представить карандаши мягкостью большей чем 2 М (2В). И вот несколько лет назад я увидела в продаже карандаши до 8В мягкости. Для рисунка и графики эти карандаши просто великолепны.



Как узнать возможности карандашей, которые у вас есть

Не спешите в магазин за новыми карандашами. Возьмите те, что есть дома. Разные тона можно передать и одним карандашом, если знать на что карандаш способен.

Посмотрите видео как протестировать карандаши, которые у вас есть.

Ещё вы узнаете: зачем точить длинный грифель и как тушевать.

Зачем художникам твердые, мягкие и твердомягкие карандаши

Твердые карандаши: от 2Т (2H) до 9Т (9H):

Твердые карандаши бледнее, линии четче.

Художники берут твердые карандаши для трех вещей: светлых тонов, незаметного наброска и прорисовки деталей. Но осторожнее с карандашами тверже 3H, они могут царапать бумагу.

Если вы хотите выполнить легкий набросок - не давите на карандаш. Тогда карандаши рисуют тонкими легкими линиями, почти незаметными. Перед наброском проверьте на пробной бумаге, что карандаши не царапают.

Если вы уже завершили карандашный рисунок, но хотите сделать контуры четче - обведите их твердым карандашом. Захотите выделить детали или фактуру: пряди волос на рисунке, показать твердость камня - вам тоже поможет твердый карандаш.

Светлые тона передают твердыми карандашами. Чтобы получить темный тон, начинающие художники усердно давят на твердый карандаш, рвут и царапают бумагу. Если вы хотите линии потемнее - возьмите карандаш помягче.

Что рисовать H (твердым) и HB(твердомягким):

Карандаши с мягкостью Н или НВ хороши для рисунка под любые краски в живописи, потому что не размазываются и не пачкают краску.

Ещё художники рисуют ими основу под карандашный рисунок. А потом добавляют темные и светлые тона мягкими и твердыми карандашами.

Что рисовать мягкими карандашами (2B и выше):

Карандашом 2B рисуют четкие линии, прорисовывают темные места и выделяют детали.

Чем мягче карандаш, тем темнее и жирнее след он оставляет. Самые мягкие карандаши оставляют нечеткие линии и проявляют фактуру бумаги. Ими передают черноту и густую тень.

Мягкие карандаши легче растушевать. Растушевать значит размазать, растереть. Художники растушевывают салфеткой, резинкой, специальной растушевкой (растушкой) и пальцем. Переходы тона становятся плавнее. И объем выглядит реалистичнее.

Некоторые учителя рисования запрещают ученикам растушевывать штрихи - не ограничивайте себя в творчестве. В творчестве не может быть запретов. Иначе это не творчество.

Как только у вас появился вопрос "а можно ли . ", то сразу отвечайте себе - МОЖНО!

Можно штриховать, можно растушевывать, и самое главное можно нарушать любые запреты, если это не приносит вреда вам и другим людям.

Вернемся к нашим карандашам 🙂

Точите карандаши 7B, 8B и 9B аккуратно, потому что грифель мягкий и режется как масло. Ещё мягкий карандаш осыпается с рисунка, как мел, пастель и уголь. Я напишу в конце статьи, как их закрепить.

Как осветлить карандаш на бумаге

Чтобы осветлить карандаш на бумаге, а не размазать, придумали ластик-клячку.

Скатайте клячку в шарик и покатайте шарик по месту, которое хотите осветлить.

Если клячки нет, то возьмите мякиш хлеба. Но сначала проверьте на пробной бумажке, не оставляет ли хлеб жирных следов.Так художники делали до изобретения клячки.

Что такое клячка:

Специальная мягкая резинка. Клячка - это очень мягкий как пластилин ластик. Продается она в художественных магазинах.

Обычная резинка портит бумагу, а клячка - нет. Клячка снимает графит, но не снимает верхний слой бумаги. Художники удаляют ей грязь с листа, высветляют, стирают. Ещё из неё можно вылепить длинный острый кончик и стирать им тонкие линии и мелочи.

Внимательно рисуйте мягкими и твердыми карандашами.

Чем мягче карандаш, тем труднее стереть его обычной резинкой. Он размажется по листу и оставит пятна.

Чем закрепить рисунок, чтобы карандаш не осыпался

Что бы рисунок не размазался и не осыпался, можно покрыть его закрепителем. Но так как закрепитель дороговат, я часто покрываю простым бесцветным лаком для волос.

Рисунки выполненные мягкими карандашами, мелом, соусом, углем, а так же пастелью лучше покрывать специальным закрепителем, или сбрызнуть прозрачным лаком для волос. Но только тогда, когда рисунок будет завершен, потому что дорисовывать по закрепителю сложно или невозможно.

Иногда лак для волос затемняет светлые тона, поэтому прежде чем брызгать на рисунок, сделайте тест на пробном листе с выкрасками светлых тонов.

Распыляйте лак аккуратно, не подносите баллончик слишком близко к картине.

Как быстро научиться рисовать карандашом


А если вы хотите рисовать простым карандашом, то вам поможет мой "Базовый курс".

После Базового курса Вы сможете различать тона вещей и передавать объемы на бумагу. Ваши рисунки из плоских каляк-маляк превратятся в объемные реалистичные картины.

Вы научите руку слушаться, а не скакать по листу. Послушная рука поведет линию куда вам захочется.

Узнаете как художники эпохи Ренессанса рисовали с натуры. И сможете рисовать таким же способом.

Вы научитесь видеть как художник: Человек без художественного видения чертит предметы на бумаге, как архитекторы чертят здания. Такого человека приведет в ужас скомканный носок, потому что скомканный носок несимметричный, его трудно выстраивать.

Художник с художественным видением легко рисует сложные предметы. Потому что он видит тона, линии и пятна и наносит их на бумагу. Такого художника не напугать скомканным носком :)

Ещё в курс включены игры и упражнения для развития глазомера. Вы сможете определять расстояние на глаз и правильно отражать его на бумаге.

Базовый курс поможет рисовать карандашом на уровне художественной школы, даже если вы никогда не рисовали.

Читайте также: