Как сделать рассеянный свет

Обновлено: 05.07.2024

Съёмка с естественным светом обладает особым шармом. В таких фотографиях много воздуха, пространства и свободы. С естественным светом можно снимать в любых жанрах - делать яркие репортажи и нежные портреты, охотиться за стрит-шедеврами и снимать ультрасовременный фэшн.

Но не всегда погода позволяет реализовать все задумки на природе. И тогда встаёт вопрос, как сымитировать солнечный свет в студии. Собрали подробный гайд: рассказываем, как это сделать и какое оборудование потребуется.

Какой источник света использовать

Для имитации рассеянного дневного света лучше использовать постоянный источник света. Импульсный свет для этих целей долго настраивать - это занимает время даже у опытных фотографов. Его лучше использовать, если нужно создать иллюзию жёсткого полуденного солнца.

Выставляя источник света, обратите внимание на его высоту и направление. Угол падения должен повторять направление солнечного света.

В качестве фона выбирайте серый. Он универсальнее всего - тени на нём будут смотреться почти чёрными, а световые блики - почти белыми.

Создаём мягкий рассеянный свет

Дневной свет, который так любят фотографы, - мягкий и рассеянный. Солнечные лучи проходят сквозь облака, которые выступают как рассеиватель. Подсматривайте у природы и используйте рассеивающее оборудование - софтбоксы и зонты. Пригодится и светорассеивающая панель - она есть в комплектах отражателей 5-в-1.

Как рассеиватель можно использовать стены и потолок. Такой способ подойдёт для съёмок для каталога.

Поставьте вспышку рядом со стеной, и не направляйте на модель, а разверните к стене. Отражённый от белой повернхности свет сымитирует мягкое освещение середины дня. Так получатся приятные для глаза блики и тени на лице.

Чтобы ещё больше рассеять свет, поставьте между рефлектором, который смотрит в стену, и моделью рассеивающую панель. Так вы получите свет, похожий на свет от большого окна.

При таком способе освещения важно помнить, что цвет стен и потолка сыграет большую роль. Цветные добавят на фотографию тонировку, с которой придётся повозиться при обработке, а чёрные сработают как флаг и поглотят свет вместо того, чтобы его отразить.

Этот же способ подойдёт для тех, кто пользуется накамерной вспышкой. Импульс, направленный в лицо модели, сделает картинку плоской, а блики - непривычными для глаза и оттого неестественными. Поэтому используйте окружающую обстановку. А если приходится снимать в тёмных интерьерах, не забывайте про пластиковый вкладыш, который выдвигается из внешней вспышки. Он тоже выступает как рассеиватель.

Создаём жёсткий солнечный свет

Потребуется один источник света, который и выступит в роли солнца. Поднимите его повыше, поставьте по диагонали и направьте на модель. Угол падения света должен быть острым - ориентируйтесь на то, как падает солнечный свет.

Такая схема даст жёсткие тени, в том числе на фоне, подчеркнёт глубину пространства. Её можно использовать для фэшн-съёмок и творческих проектов.

Обратите внимание, что находится с противоположной стороны от источника света. Если белая стена, то она выступит как отражатель и даст мягкие растушеванные тени с менее освещённой стороны. Если чёрная, то тени будут более глубокими, а рисунок - более объёмным.

Создаём закатный свет

Если по задумке нужно закатное солнце, а из-за непогоды или по другим причинам съёмку на пленэре нельзя провести, то на помощь придёт студия и имитация естественного света.

Вам потребуется рефлектор и тёплый оранжевый фильтр. Он добавит тёплых оттенков в света. В природе закатное небо контрастирует с холодными тенями, поэтому при постобработке можно добавить немного синего в тени.

Какие настройки выставлять

Для создания эффекта естественного освещения вспышка не должна быть сильной, поэтому отрегулируйте мощность оборудования. Попробуйте сделать тестовые снимки на мощности света 2.0.

Не забудьте открыть диафрагму - для тех, кто любит снимать при дневном свете съёмка на открытой диафрагме более привычна. Открытая диафрагма усилит размытие фона и добавит снимку воздушности. С технической точки зрения открытая диафрагма нужна для того, чтобы на матрицу попало больше света и снимок получился более чёткий, без брака.

В качестве трафарета можно использовать даже резные листья монстеры. Фото: ivanivanchenko / Instagram

Работа с масками и флагами

Устройте на съёмке собственный театр теней. Из достаточного крепкого для ваших целей материала - пенокартона, фанеры, плотной бумаги - вырежьте трафареты. Это может быть силуэт оконной рамы, имитация жалюзи, геометричные узоры, травинки, листва и всё, что вам придёт в голову.

Производители студийного оборудования предлагают наборы масок гобо для света, которые удобно крепятся на треногу или на рефлектор. Спросите о масках в студии, где собираетесь снимать - вероятно, у них есть несколько штук.

Для того, чтобы тени были резкими, уберите рассеиватели - лучше всего использовать рефлектор со шторками. Чем ближе к фону находится трафарет, тем резче тени. Попробуйте расположить маску на расстоянии в 50 сантиметров от источника света и затем экспериментировать.

Итоги

Практикующие фотографы, которые используют этот приём в студиях, часто проверяют своих подписчиков на внимательность, спрашивая, при каких условиях была создана фотография. Как правило, большая часть отвечает, что снимок сделан при естественном освещении. Как видите, это не так сложно, а результат почти не отличается.

У меня полный ступор. Сколько пересмотрела фото ремонтов, но мало кто фотографирует потолок. Все что мне запомнилось - точечные светильники на потолке и жалобы, что они слепят, когда в ванне лежишь. Что придумать? Направленные в стены точечные светильники вдоль стен? Светодиодные ленты по периметру потолка? Расскажите, как сделано у вас.

Ванная 180*170. Потолок будет натяжной, в нем проводка для света. Стены уже в плитке. В качестве дополнительного освещения с отдельным выключателем планирую зеркальный шкафчик ИКЕА СТОРЙОРМ 60*96, там 2 лампы по бокам. Мощность ламп на сайте указана как эквивалент 40 вт (не многовато ли 80 вт на 3 кв м? да плюс еще что-то на потолке. )

Планировали светодиодный потолочный светильник в виде большого плоского прямоугольника с матовым стеклом, но похоже такие существуют только в моих фантазиях))) Рабочие предлагают поставить 2 встраиваемых светильника фирмы Гаусс 12*12 см примерно по центральной линии ванной, отступив по 30 см от стен, но мне кажется что так будут резкие тени.

Когда имеешь дело с количеством света, нужно всегда учитывать его качество, а также разницу между рассеянным (диффузным) и акцентным (направленным) светом. Мы расскажем подробнее об эффектах, восприятии и применении диффузного и акцентного света.

Мы знакомы с этим фактом, сталкиваясь с ним в обычной повседневной жизни: с направленным солнечным светом в ясный день и рассеянным, когда небо затянуто тучами. Качественные характеристики одинаковы: почти бестеневой окружающая обстановка получается когда небо в тучах, и ситуация с сильными контрастами — драматический световой эффект: игра света и тени — в яркий солнечный день.

акцентный (направленный) и диффузный (рассеянный) свет

Рассеянный свет (диффузный свет)

Рассеянный свет получается тогда, когда большая поверхность испускает свет. Она может быть очень обширна. Например, плоские поверхности, такие как небо, в светлое время суток или в случае искусственного освещения, это могут быть световые потолки.

В пространствах интерьеров рассеянный свет может отражаться от потолков и стен, тогда световой эффект получается равномерный, мягкий. Он освещает все пространство, и делает объекты видимыми. Особенностью рассеянного света является способность создать минимальные тени и отражения.

Рассеянный свет чаще всего используется в общественных пространствах: учебных заведениях, больницах, офисах, торговых центрах и других местах, где человек должен легко ориентироваться, видеть полностью пространство, чувствовать себя в безопасности, спокойно и комфортно.

рассеянный (диффузный) свет

Акцентный (направленный) свет

Акцентный (направленный) свет испускается точечным источником света. Если проводить аналогию с природными условиями, то это солнце. В искусственном освещении направленный свет представляет собой компактный источник света.

Основное свойство направленного света в том, что он создает явные тени от объектов и предметов. Также акцентный свет является причиной возникающих на зеркальных и глянцевых поверхностях бликов. Блики вызывают зрительный дискомфорт, поэтому в интерьерах нужно разумно использовать направленный свет в сочетании с бликующими предметами.

Долгое нахождение в помещениях, где сильный световой контраст, вызывает дискомфорт и усталость глаз. Резкие тени и блики особенно заметны, когда основное освещение достигается малым количеством рассеянного света. Например, дневной свет отношение солнечного света к свету от неба (акцентный свет по отношению к диффузному) находится примерно в диапазоне от 5:1 до 10:1. Комфортным для интерьеров и жилых помещений является соотношение между общим освещением и акцентным — не менее 1:3. При больших перепадах находиться в таких интерьерах будет не комфортно.

Акцентный (направленный) свет применяют в бутиках, галереях и музеях, шоурумах, театрах, концертных площадках и подобных местах, где нужно привлечь внимание зрителей к определенному объекту, выделить его на фоне других.

акцентный (направленный) свет

Комфортное освещение в интерьерах — рассеянный и направленный свет

В интерьерах (помещениях) мы можем создать такое соотношение акцентного и рассеянного света, чтобы чувствовать себя комфортно. Доля рассеянного света уменьшается, когда потолок и стены освещены слишком малым количеством света или когда свет падает на поверхность, которая его поглощает (за счет низкого отражения). Такой эффект с акцентным светом можно применять для создания драматического эффекта. Этот подход используется для презентации объектов (выставки, магазины, бутики), а также в архитектурном освещении, когда согласно концепции нужно достичь драматического пространственного эффекта.

сочетание акцентного (направленного) и диффузного (рассеянного) света

сочетание акцентного (направленного) и диффузного (рассеянного) света

Акцентный свет не только создает тени и отражения, он открывает новые горизонты для светодизайнеров. Они могут выбрать нужный угол светового луча и необходимое направление для реализации задачи. Если свет рассеянный, диффузный, то его эффект применяется на все пространство и зависит от положения светильника в пространстве.

Тут то и лежит один из наиболее прогрессивных аспектов световых технологий. Во времена использования свечей и масляных ламп, свет был тесно связан с местоположение светильника (распространялся в непосредственно близости от источника). Сейчас таких проблем нет. Можно добиться нужного уровня освещенности в требуемой части пространства. А значит, мы можем залить помещение светом или смоделировать нужные световые условия. Уровень освещенности задается требуемым задачам, которые выполняются в том или ином пространстве или его отдельной зоне.


В этом уроке вы узнаете, как получить кинематографический фотоэффект с созданием рассеянного света из окна.

Сложность урока: Легкий

В этом уроке, автор покажет нам, как создать кинематографический эффект рассеянного света с использованием световых лучей.

Создать такой вид световых лучей довольно несложно. Также, они могут придать изображению необходимую глубину и улучшить рассеянный свет.


Итак, давайте начнём!

Шаг 1

Откройте изображение (Ctrl+O /либо просто перенесите в программу) изображение, которое прилагается к уроку.

Примечание переводчика: у автора, это изображение старого поезда, но вы можете использовать своё изображение. Для этого урока подойдут фотографии чердаков, сараев, комнат или других подобных помещений, где такие лучи будут к месту.

Далее, создайте новый слой (Shift+Ctrl+N) и, при помощи инструмента Pen Tool (Перо) (P), либо Poligonal LassoTool (Полигональное лассо) (L), создайте прямоугольное выделение в том месте, где находится ближнее к нам окно.


Примечание переводчика: при использовании инструмента Pen Tool (Перо) (P), после создания контура, сделайте правый клик и выберите Make Selection (Образовать выделенную область). Радиус Feather (Растушёвки) оставьте на 0 px.


Примечание переводчика: вы можете использовать любой цвет, который посчитаете нужным.


Шаг 2

Используя инструмент Free Transform (Свободное трансформирование) (Ctrl+T) и выбрав, после нажатия правого клика на выделенной области Distort (Дисторсия) и Perspective (Перспектива), трансформируйте слой с заливкой также, как на скриншоте.


Шаг 3


Затем нужно применить Layer Mask (Маску слоя) к слою с размытым лучом и создать почти полноценный луч света из окна. Для этого, при помощи чёрно-белого инструмента Gradient (Градиент), протяните градиент прямо по лучу света слева направо по всей длине луча, как на скриншоте. После этого, уменьшите Opacity (Непрозрачность) этого слоя до 50% и мы получим нужный результат:



Шаг 4

Теперь повторите то же самое со всеми источниками света, откуда он должен падать.


Примечание переводчика: если остаются какие-то лишние участки от лучей, вы запросто можете удалить их при помощи инструмента Brush Tool (Кисть) (B) на маске слоя. Также, вы можете поиграть с режимами наложения, чтобы лучи казались мягче, либо насыщеннее, либо как-то ещё… Для таких целей подойдут Screen (Экран), Soft Light (Мягкий свет), Overlay (Перекрытие). Ещё можно использовать различные варианты размытия, для того, чтобы свет был более либо менее рассеянным.


По окончанию работы с лучами, выделите все слои и объедините в одну группу Ctrl+G.

Если вы хотите добавить цвет для лучей, используйте Layer Style (Cтиль слоя) Color Overlay (Наложение цвета) сразу для всей группы, и примените такие же настройки, как на скриншоте.



…а также, примените корректирующий слой Color Lookup (Поиск цвета) в самом верху палитры слоёв, с Opacity (Непрозрачностью) слоя - 60%.



Шаг 5

Теперь, давайте добавим корректирующий слой Curves (Кривые) и применим такие же настройки, как на скриншоте:



Шаг 6

Далее, автор добавляет эффект появления пыли. Для этого, откройте (Ctrl+O) либо просто перенесите в документ файл dust-particle (8) и измените его режим наложения на Screen (Экран). Затем, уменьшите изображение с пылью на четверть по размерам изображения и продублируйте (Ctrl+J) ещё 3 раза для того, чтобы поставить это изображение в остальные 3 части документа. После того, как вы разместили все 4 части с пылью на документе, можете снова выделить выделить их и объединить их в одну группу (Ctrl+G).

И вот наш финальный результат:


Надеюсь, что благодаря этому маленькому и несложному уроку вы научитесь быстро создавать лучи света, а также легко редактировать его.

Читайте также: