Как сделать раму велосипеда из бамбука

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Эту серию статей я пишу для всех любителей велосипедов, путешествий и нескучной жизни.

Хочу рассказать о своем опыте путешествия на велосипеде вокруг света именно с технической точки зрения.

Что вы должны знать обо мне:

1) Я кругосветный путешественник, который 10 месяцев назад отправился в свое первое путешествие на велосипеде (не считая покатушек на обычной Мериде вокруг дома).

2) Мой велосипед сделан из бамбука.

3) На старте я абсолютно ничего не понимал в велосипедах . Ничего от слова совсем. Я даже не знал, как заменить пробитую покрышку.

Вы можете думать, что хотите, а я взял и проехал 12 000 км практически с самого севера нашего земного шара до самой южной точки Африканского континента, а смеха ради при этом по дороге прошел еще Ironman 70.3. И еду дальше.

Теперь добавим конкретики.

Почему путешествие на велосипеде?

Потому что на машине я уже проехал всю Россию, Европу, США, много стран Азии. Надоело. Стало неинтересно. Захотелось больше ощущений, больше свободы, больше прямого контакта с миром. Велосипед все это дает.

Почему на деревянном?

Через кого-то из друзей познакомился с Кулибиным, который делал бамбуковые рамы. Он предложил мне сделать раму для путешествия. Его расчет был прост: если я проеду на бамбуке вокруг света, люди увидят, что это годный материал и будут заказывать у него рамы. Мой расчет был еще проще – прикольно же! Это чистая правда. Я не думал о легкости или тяжести этого материала, не думал об износе деталей, об эксплуатации. Обо всем этом я почитал на форумах. У Кулибина был собственный велосипед из бамбука, я его потестил и сделал свой (непрофессиональный) вывод – сгодится.

План А был такой : я найду спонсора, который поможет мне с оснащением велосипеда.

План Б состоял в следующем . У меня была старая Мерида , на которой я гонял уже лет пять. И ни разу ничего не менял. Если я не найду спонсоров, то перекину с нее запчасти на новую бамбуковую раму.

Я начал поиски спонсоров. Написал официальные письма в велоклубы Петербурга, в некоторые магазины, но не получил ответа. Что, собственно, логично: какой-то чувак пишет, что планирует проехать вокруг света на бамбуковом велосипеде, кому это интересно! Но я не просто чувак, я очень упорный чувак. Так я нашел выход на владельца магазина ВелоДрайв, Кирилла Остапенко, кстати, от себя скажу, что это отличный магазин, если есть необходимость в покупке велосипеда, велозапчастей или аксессуаров для велосипеда, посмотрите, там отличное сочетание цены и качества (ссылка на магазин, если что здесь ) . Кирилл прочитал мое письмо и, будучи культурным человеком, ответил, что подумает, чем помочь. Возможно, в этот момент он уже набирал на телефоне номер санитаров.

Но все оказалось по-другому. Продолжение читайте в следующей статье - здесь.

Велосипеды из бамбука появились давно. Первый экземпляр был представлен общественности еще в 1894 г. У него из бамбука была не только рама, но и вилка, и руль, и обода колес. Но, тогда это была довольно экзотичная вещь. В настоящее время с появлением различных новых технологий обработки твердого тела и соединения деталей велосипеды из бамбука стали довольно быстро распространяться. Речь уже идет о массовом производстве, выпущены миллионы изделий. В продажу в значительном количестве они впервые поступили в 2005 г. в США. Затем их стали производить в Германии, Китае, Индии, на Филиппинах и в других странах.


Типы соединений в рамах велосипедов из бамбука

Свойства

Одновременно с отличными демпфирующими свойствами рама из бамбука обладает высокой прочностью. Это важно при езде по плохим дорогам.

Технология изготовления рамы

Рамы делают из стволов бамбука и из брусков прессованного бамбука. Первый вариант более распространен.

Прежде всего для изготовления рам набирают стволы которые оптимальны по соотношению прочности и легкости. В заводских условиях есть возможности по контролю этих свойств. Там же сырье может обрабатываться для придания бамбуку еще лучших свойств. Каждый ствол должен быть по всей своей длине одинакового диаметра и без дефектов.
С учетом распределения нагрузка на разные части рамы отбираются для каждой ее части стволы соответствующей прочности и толщины. Для внегородских условий требования жестче. Помогают измерения на приборах.

Важным моментом является соединение стволов под различными углами в соответствии с конструкцией рамы.
В интернете умельцы описывают следующий кустарный способ соединений. В одном стволе делают отверстие, в него вставляют другой ствол. Можно закрепить сочленение с помощью болта с гайкой. Но, надо иметь в виду, что каждое отверстие уменьшает прочность ствола бамбука, поэтому по возможности следует делать соединения без сверлений.
Затем сочленение стволов обматывают тонким пеньковым или конопляным шнуром, промоченным эпоксидным клеем. Вместо пеньковых и конопляных шнуров стали использовать более современный материал — углеродный шнур (бечевку). И так в несколько слоев, поочередно после затвердевания предыдущего. Затем наносят финишный слой эпоксидного клея и после отвердевания шлифуют его. Эпоксидный клей надо подбирать такой, чтобы была прочность и чтобы он не трескался.
Подобным способом, но, с лучшим качеством рамы собирают и в небольших фирмах.

В описанном выше способе сборки присутствует много ручного труда. Это не подходит для массового производства, которым занимаются большие фирмы. Поэтому в них применяют другой способ — с помощью готовых соединительных заготовок. Их делают из стали, алюминия или углеродных (карбоновых) трубок. Такие заготовки можно получать только на заводах. При сборке велосипедной рамы бамбуковые стволы вставляют в трубки заготовок и закрепляют. Это прочнее и выглядит аккуратнее.
По поводу углеродных (карбоновых) трубок стоит упомянуть, что у них и у бамбуковых стволов разные показатели теплового динамического расширения. Поэтому часть производителей не применяет их в производстве велосипедов из бамбука.

Можно применить и третий способ, совсем кустарный — у имеющегося в пользовании велосипеда заменить железную или алюминиевую раму на бамбуковую (если позволит конструкция). Для этого сохраняются соединительные узлы, а прямые участки удаляются. Вместо удаленных металлических отрезков рамы в оставленные соединительные узлы вставляются и закрепляются бамбуковые отрезки стволов. Если железные или алюминиевые трубы рамы были тонкими, то такой способ не будет оправданным потому что тонкие стволы бамбука взамен не будут достаточно прочными. Можно поступить по-другому — не вставлять тонкие бамбуковые стволы в металлические трубки соединительных узлов, а надевать толстые стволы на металлические трубки. Главное, чтобы при любом способе велосипедная рама была прочной и упругой.

Если рама делается из брусков прессованного бамбука, то там типы соединений преимущественно резьбовые, клеевые и комбинированные.


Елена Пикунова вместе с мужем Владимиром делает велосипеды из бамбука. У пары своя мастерская по ремонту велосипедов, а для души они занялись ещё и таким необычным производством. Елена мечтает преодолеть на бамбуковом велике не меньше тысячи километров.

Из клерка — в механики

— Любовью к велосипедам меня заразил муж Владимир. На самом деле, главный мастер у нас он, а не я, — скромничает Елена.

Елена — уроженка Екатеринбурга, работала в информационном отделе Сбербанка. Ещё в студенчестве она увлеклась велосипедами и велотуризмом и с подачи супруга превратила своё увлечение в дело жизни. Вместе они открыли веломастерскую, но через два с половиной года решили перебраться в Уфу.


Раньше Елена работала в офисе


Елена и её муж Владимир

Бамбуковыми великами супруги увлеклись случайно.

— Первым в 2014 году родился беговел, это такой велосипед без педалей, грубо говоря, самокат с сидушкой, на нём хорошо учиться держать равновесие. Искали полуторагодовалому племяннику подарок, но ничего подходящего в магазине не нашли: все были тяжёлые — либо стальные, либо алюминиевые. Решили сделать сами, — вспоминает Елена.


Беговелы — это велосипеды без педалей для маленьких детей

Подходящий материал для детского велосипеда — бамбук — попался на глаза в гипермаркете в садоводческом отделе. Там же нашли смолу и льняные волокна. Скрепили всё между собой и — вуаля! — получился подарок для маленького велосипедиста.

Других клиентов нашли через сообщества велосипедистов. Беговелы оказались востребованы в Москве и Санкт-Петербурге. Заказ на подростковый велосипед пришёл уже из российской столицы. Тогда семья и задумалась: а не создать ли что-нибудь для себя? Так появился бамбуковый тандем — велосипед для двоих.


Этот велосипед на двоих супруги сделали для себя

Подалась в блогеры

Недавно Елена придумала проект — в режиме видеоблога создаёт для себя бамбуковый велосипед. Подробные уроки по изготовлению необычного велика жительница Уфы выкладывает на своём канале в YouTube.

— Здесь все узлы проклеены карбоном — более современным и прочным материалом. По сути, это армированный углепластик, — говорит Елена. — Он очень лёгкий и очень прочный. Из такого делают вертолётные лопасти.


Углеволокно выглядит как обычная ткань

— Первые беговелы мы создали четыре года назад, и жалоб на них никаких не было, — рассказала Елена. — На алюминиевые рамы дают гарантию пять лет, какой конкурент бамбук этому? Наверное, точно так же он себя ведёт. Если алюминиевый велосипед кинуть с девятого этажа, то он ровно так же сломается, как и наш бамбуковый. Зависит ещё и от того, как хозяин будет следить за велосипедом.

В мире это очень популярная вещь. В Китае, Вьетнаме, Африке многие ездят на бамбуковых велосипедах. Это обусловлено низкой себестоимостью материала. В странах третьего мира их производят серийно. В России — пока только индивидуальные заказы. Дело в том, что бамбуковый велосипед — удовольствие не из дешёвых. Со слов Елены, горный велосипед для взрослого человека обойдётся примерно в 40 тысяч рублей.

— Я сейчас для себя делаю одиночный велосипед, по своим потребностям и желаниям, и он получается не очень дешёвый — порядка 70 тысяч рублей.


Руль у бамбуковых велосипедов металлический

По словам Елены, в Уфе они стали первыми, кто мастерит бамбуковые велосипеды.

— В России есть умельцы. Когда создавали первый велик, опирались на опыт коллег из Санкт-Петербурга, до сих пор с ними общаемся, — говорит Елена.

Московский пустой бамбук

— На изготовление одного велосипеда требуется от двух недель до месяца. Детские беговелы делаются за пару недель, так как там меньше деталей, — делится Елена.

— Важно, чтобы стенка стебля была одинаковой толщины, — объясняет тонкости ремесла Елена. — Иногда приходится заполнять полость внутри монтажной пеной — для прочности. Важно обращать внимание на узлы — они должны быть красивыми, гладкими.


Пилить бамбук лучше вручную, чтобы не испортить ствол

— Для первых беговелов бамбук запекали в обычной духовке, сейчас заказываем уже запечённый бамбук либо обжигаем газовой горелкой. Дело в том, что в бамбуковых стволах есть своеобразный сиропчик, он застывает, и бамбук становится крепче и темнее.

После обжигания детали для рамы закрепляются на станке — стапеле. Чтобы бамбук не треснул, стволы распиливают вручную.


Полую часть бамбука заполняют монтажной пеной

— Первый год мы точно работали в минус, второй — в ноль, а сейчас уже в небольшом плюсе. Детский беговел стоит от 7 до 9 тысяч рублей. Здесь всё зависит от колёс, они бывают разные — есть с пластиковым ободом и пенными колёсами, есть с алюминиевым ободом, как на взрослых велосипедах, и они ещё дороже — от 10 до 12 тысяч рублей.


Сам бамбук, по словам Елены, не очень дорогой. На один беговел уходит около 4 тысяч рублей — это и бамбук, и запчасти, и смола, и доставка всех материалов.

— Ещё по поводу затрат — нужен ведь стапель для склейки рамы (стапель — это станок, куда вставляют куски рамы, и с помощью него можно делать раму разных размеров), а это самая дорогая часть производства. Хороший стапель может стоить от 70 тысяч рублей, но мы его сделали сами. У меня муж очень долго им занимался, и сейчас у нас есть универсальный стапель.

Главное — не торопиться

Елена призналась, что конструкцию рамы она подсмотрела у обычных металлических велосипедов. Детали скрепляют между собой небольшим количеством клея, а после начинается самый трудоёмкий процесс — накладывание углеволокна. Карбон проклеивают смолой, затем около суток сушат и накладывают новый слой. Для своего велосипеда Елена делала по пять-шесть слоёв. Когда высыхает последний слой, карбон обтачивают и зашкуривают. На это уходит до двух суток.

— Последний этап подготовки рамы — покраска автомобильным акриловым лаком. После этого на раму навешиваются все остальные детали — руль, колёса, педали.


К раме из бамбука скоро добавят педали, руль и другие важные детали

— Каждый год мы стараемся устраивать себе отпуск — месяц колесим по горам. В прошлом году, например, были в Крыму. На этот раз ещё не определились, куда поедем, может быть, и за границу — в Норвегию или Грузию. Это не музейная модель, будем испытывать.

Для Елены и Владимира Пикуновых из Уфы велосипеды и велопутешествия – не только хобби, но и семейный бизнес. У пары своя мастерская по ремонту велосипедов и сноубордов, а четыре года назад как отдельное направление – и для бизнеса, и для души - они запустили производство великов и беговелов из бамбука. Елена Пикунова рассказала о том, как изготавливают двухколёсный транспорт из экзотического для наших широт материала и кто и зачем его покупает.

Елена Пикунова


Подходящий материал для детского велосипеда - бамбук - попался на глаза в гипермаркете в садоводческом отделе. Там же нашли смолу и льняные волокна. Скрепили всё между собой и - вуаля! - получился подарок для маленького велосипедиста.

Других клиентов нашли через сообщества велосипедистов. Беговелы оказались востребованы в Москве и Санкт-Петербурге. Заказ на подростковый велосипед пришёл уже из российской столицы. Тогда семья и задумалась: а не создать ли что-нибудь для себя? Так появился бамбуковый тандем - велосипед для двоих.

Если в России бамбуковый велосипед – экзотика, то во многих странах мира это вполне популярный вид транспорта. В Китае, Вьетнаме, Таиланде, в странах Африки многие ездят на бамбуковых велосипедах. Это обусловлено низкой себестоимостью материала, и там их производят серийно. В России же - пока только индивидуальные заказы. Дело в том, что бамбуковый велосипед - удовольствие не из дешёвых. Со слов Елены, горный велосипед для взрослого человека обойдётся примерно в 40 тысяч рублей.

BambooVelo

На изготовление одного велосипеда требуется от двух недель до месяца. Детские беговелы делаются за пару недель, так как там меньше деталей.

«Важно, чтобы стенка стебля была одинаковой толщины, - объясняет тонкости ремесла Елена. - Иногда приходится заполнять полость внутри монтажной пеной - для прочности. Важно обращать внимание на узлы - они должны быть красивыми, гладкими.

Елена Пикунова

После обжигания детали для рамы закрепляются на станке - стапеле. Чтобы бамбук не треснул, стволы распиливают вручную.

BambooVelo

Сам бамбук, по словам Елены, не очень дорогой. На один беговел уходит материалов на сумму около 4 тысяч рублей - это и бамбук, и запчасти, и смола, и доставка всех материалов.

Елена говорит, что конструкцию рамы она подсмотрела у обычных металлических велосипедов. Детали скрепляют между собой небольшим количеством клея, а после начинается самый трудоёмкий процесс - накладывание углеволокна. Карбон проклеивают смолой, затем около суток сушат и накладывают новый слой. Для взрослого велосипеда могут накладывать по пять-шесть слоёв. Когда высыхает последний слой, карбон обтачивают и зашкуривают. На это уходит до двух суток.

Последний этап подготовки рамы - покраска автомобильным акриловым лаком. После этого на раму навешиваются все остальные детали - руль, колёса, педали.


Недавно Елена придумала проект - в режиме видеоблога рассказывала о том, как создаёт для себя бамбуковый велосипед. Подробные уроки по изготовлению необычного велика выкладывала на своём канале в YouTube .


подгонка карбонового подседела к карбоновой раме

Изготовление велосипедных рам из бамбука , по индивидуальному размеру и геометрии.
Рамы выполняем из бамбука с узлами из карбона и алюминия.
Гарантия на раму 5 лет.
Также есть возможность сборки всего велосипеда из выбранных вами компонентов навески.
Показать полностью.
Работаем со всеми городами России.
Изготавливаем велосипеды, детские беговелы.
Воплотим в реальность все ваши идеи и желания!

Ремонтируем карбоновые велосипедные рамы и любые карбоновые вело компоненты.

Бамбук прекрасно конкурирует со всеми материалами, из которых изготавливают рамы велосипедов. Он очень лёгкий, отличается жёсткостью и устойчив к ударам, кроме того хорошо гасит вибрацию.

Бамбуковая рама это очень эксклюзивно и стильно. Уникальность и неповторимость каждой рамы и каждого велосипеда гарантирует исключительность такого приобретения.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа. запись закреплена

Мой проект по покрытию бамбуковой рамы карбоном продолжается, Новогодние праздники чуть притормозили темп . Небольшое видео о новостях проекта. Спасибо за просмотр , подписку и ваш лайк!

Айрат Гурбатов

У вас будет больше подписчиков и заказов в том случае, когда вы начнёте изготавливать рамы с современной гео. А не вот это вот типовое гульмо. С тупорылыми углами рулевой, коротким ричем, длинными перьями и, фу, конечно, с 26-и колёсами. Будьте уже современными.

Woody Mannergame

Денис Сытник

Денис Сытник запись закреплена

Мой кастом ручной работы с рамой из бамбука собранной полностью с нуля этими замечательными профессионалами, мастерами. Зима и бамбук. Вел был собран в марте 2021 года и пробежал уже 5 950км.

Лена Пикунова

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа. запись закреплена

В наличии карбоновые крылья FOX my21 36-38.
Есть несколько видов декора.
Изготовлены методом вакуумной инфузии.
Цена 5т.р
Возможна отправка по России ( любая ТК, почта)
Показать полностью.

Принимаем на ремонт любые карбоновые изделия почтой илиТК.

Мастерская "26 дюймов"
г. Уфа ул. Степана Кувыкина17
тел. 89870201387

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа. запись закреплена

Ремонт карбоновой рамы , рулевого узла. Подбор краски в один цвет. Матовый лак.

Принимаем на ремонт любые карбоновые изделия почтой или ТК.
Гарантия на работу от 1 года.
Возможна покраска в цвет изделия или части детали.
Показать полностью.
Индивидуальный подход.

Мастерская "26 дюймов"
г. Уфа ул. Степана Кувыкина17, тел. 89870201387

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа. запись закреплена

Владимир Миронов

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа. запись закреплена

Принимаем на ремонт любые карбоновые изделия почтой или ТК.
Гарантия на работу от 1 года.
Возможна покраска в цвет изделия или части детали.
Индивидуальный подход.

Мастерская "26 дюймов"
г. Уфа ул. Степана Кувыкина17, тел. 89870201387

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа. запись закреплена

Привет, вот и четвертая серия проекта про бамбуковую раму полностью покрытую карбоном.
В этой серии я декорирую рулевой узел нитями ровинга, без натяжной пленки. И начала этап шлифовки. Шлифовку провожу в защитных рукавах и маске 3м с фильтрами от пыли.
Сначала использую наждачную бумагу фракцией 80, потом 120 , 150 и 240.
после недели шлифовки поняла что лучше использовать наждачку на губке. она удобнее и равномернее шлифует.

Показать полностью.
Шлифовка самый длинный этап. поэтому шлифовка будет и в следующей серии. Финальную шлифовку буду делать 1000 и 1500 наждачкой.

Спасибо за просмотр, ставьте лайки, пишите комментарии.
Поддержите наш канал своей подпиской, это мотивирует нас на новые видео.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа. запись закреплена

Готовы карбоновые крылья FOX my21 36-38.
Есть несколько видов декора.
Изготовлены методом вакуумной инфузии.
Цена 5т.р
Возможна отправка по России ( любая ТК, почта)
Показать полностью.

Принимаем на ремонт любые карбоновые изделия почтой илиТК.

Мастерская "26 дюймов"
г. Уфа ул. Степана Кувыкина17
тел. 89870201387

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа. запись закреплена
"26" дюймов" Ремонт Велосипедов и Сноубордов Уфа

Друзья обратите внимание на работу мастерской в период новогодних праздников.

Рабочие дни : 25,26,27,28,29 декабря с 12:00 до 20:00
Выходные дни : 30 и 31 декабря , 1, 2, 3 января
Далее в обычном режиме.
Показать полностью.

Предлагаем новогоднюю скидку на весь ремонт с 25 декабря по 30 декабря. -15 % на весь прайс по ремонту сноубордов и горных лыж.

Успевайте подготовить снаряды !
Всех приглашаем и ждем на подготовку и ремонт сноубордов и горных лыж!

Снаступающим новым годом! Ура!

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа.

Ремонт карбоновых рам. Рамы из бамбука. Уфа. запись закреплена

Новая серия нашего проекта по покрытию бамбуковой рамы карбоном.

После просушки двух труб, убедились что всё впорядке и по той же технологии покрыли ровингом всю раму.

1. промазываем с начала трубу смолой
Показать полностью.
2. Укладываем ровинг
3. пропитываем смолой
4. Обматываем пленкой , чтобы выдавить лишнюю смолу

Также в этом видео покажу два варианта цвела кэнди лака, Смотрите комментируйте!

Спасибо за просмотр, ставьте лайки, пишите комментарии.
Поддержите наш канал своей подпиской, это мотивирует нас на новые видео.

Читайте также: