Как сделать радиорепортаж

Обновлено: 06.07.2024

Факт, т.е. знание, ставшее достоянием человека, общества, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Факт в журналистике – актуальные, значительные сведения, имевшие место в действительности и представляющие общественный интерес.

Одна из важнейших особенностей вещания – его программность. Радиопрограмма дня создает многомерность, разнообразие, динамику, взаимосвязи ее частей – всего объема вещания, куда входят и общественно-политические, и документально-художественные, и художественные, и музыкальные передачи. А главное – радиопрограмма дня влияет на восприятие слушателем ее отдельных частей, она создает особый контекст взаимодействия передач при их прослушивании.

Выпуски новостей не являются чем-то застывшим по своей форме, меняются объем их звучания и, естественно, подходы к отражению событий, уровень объективности, характер подачи, степень зависимости радиоорганизаций от политической системы общества. Более того, как наиболее мобильные, значимые – выпуски новостей отражают не только саму информационную политику, но влияют на другие программы.

По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности – выпуски новостей делятся на следующие:

Общие содержат самую разнообразную информацию. Их цель дать движущуюся панораму событий. Это самые распространенные программы. Они представляют интерес для широкой аудитории, так как знакомят слушателей со спектром новостей, дающих представление о положении в стране и в мире.

Тематические выпуски содержат рассказ о том, что происходит в области экономики, финансов, искусства, спорта и т.д. Они привлекают внимание тех слушателей, кто в большей степени интересуется этими сферами жизни. Такие выпуски дают радиоканалы, вещающие или круглосуточно, или большую часть суток.

Специальные выпуски посвящены крупным событиям: спортивным соревнованиям мирового уровня (Олимпиады, чемпионаты, фестивали, кинофорумы и т.д.). Они содержат более подробную информацию о том, что происходит на этих крупнейших мероприятиях.

Контрольные вопросы к разделу главы

2. Что представляют собой выпуски новостей? Охарактеризуйте их специфику.

3. Запишите с эфира несколько новостных выпусков разных радиостанций и проанализируйте их с точки зрения тематики, структуры. Чем, на ваш взгляд, обусловлены их различия?

Источники информации могут быть разнообразными: органы государственной власти, пресс-служба администрации, сеть собственных корреспондентов, информационные агентства (отечественные и зарубежные), другие радиостанции.

Иногда редакции прибегают к выдаче в эфир непроверенных сведений. Но бывают случаи, когда этого делать нельзя – слишком нежелателен может быть эффект такой информации.

w идеальное предложение должно содержать в себе одну законченную мысль, не превышающую одну строку;

w предложение длиннее двух строк всегда воспринимается труднее и сложно для запоминания;

w лучше всего чередовать короткие и длинные фразы. Это поможет избежать монотонности, витиеватости и потери смысла;

Приведем пример, а затем покажем улучшенный вариант:

Цифры, стоящие в том или ином падеже, лучше писать прописью. Это облегчит работу того человека, который читает текст у микрофона. Цифры не только неудобны для слушателя, но и таят возможность ошибки. А ошибки эти могут дезинформировать аудиторию.

Проанализируем прозвучавшую в эфире информацию.

Можно сказать точно, что ведущий программу новостей предварительно не читал текст, иначе бы он обратил внимание на нелепость первой цифры. Чтение информации перед ее выдачей в эфир – обязательное условие работы ведущего. Не менее важны и требования к тексту радиовыступления.

Следует обращать внимание и на сокращения. Во-первых, некоторые из них трудно произносить, во-вторых, а это важнее, не все они могут быть понятны слушателям. Вот, например:

Репортажи бывают двух типов: прямое включение с места событий и записной. В чем их различия, как с ними работать и окончательная ли это классификация — рассказывает медиаэксперт Елена Упорова.

Все не так просто

Микрофон — продолжение тебя

Когда ведешь прямое включение, самое главное — это достоверное описание: очень важно передать звук, показать, что происходит вокруг тебя, дать понять слушателям, что действительно находишься там, а не сидишь где-то в студии. В данной ситуации телефон/смартфон в руках журналиста — это, прежде всего, микрофон, проводник и медиатор. Необходимо потренироваться, чтобы максимально быстро и четко переносить микрофон от себя к спикеру или к другому источнику, который нужно записать, чтобы не терять звук, а также первые буквы слова предложений. Вне зависимости от того, прямое это включение или запись, необходимо заранее понять — хочешь ли ты сделать репортаж быстро или все же качественно в плане звука. Прекрасно, если удастся и то и другое, но такое не всегда возможно.

…Основное правило радио — заменять собой слушателей, выразить реакцию простого человека, ощущения, которые возникли бы у него, если бы кто-то сказал ему что-то потрясающее. Вы тоже должны быть потрясены, потому что вы — часть аудитории. Если вы пересказываете свои чувства в студии, это не так эффективно. Как, не нарушая объективности и сбалансированности, выразить удивление, изумление, восхищение? Мой совет: в каждой истории оставлять хотя бы один момент, когда журналист присутствует в документальной записи со своей живой реакцией. Это сразу улучшит историю.

Что видишь — о том и поешь


Репортаж не имеет смысла, если кроме вербальной информации в нем нет невербальной. Журналист со своим рекордером/смартфоном/диктофоном в данной ситуации — медиатор не только событий, информации, но и чувств, атмосферы. Когда ты находишься в гуще событий, не надо стесняться описывать происходящее эмоционально. Хладнокровие, конечно, нужно, но не оторванность от реальности.

Когда ситуация небуквальная и не совсем понятно, что происходит, или ты по каким-то причинам не можешь озвучить что-либо прямо — делай предположение, высказывай теорию, возможное развитие ситуации. Но не стоит описывать одно и то же, когда ситуация ясна: например, все 120 машин какой-нибудь бронетехники, каждую лошадь на параде или школьников в форме с цветами.

Репортаж в записи


Другая ситуация — когда идет, например, запись репортажа с Байконура о запуске новой ракеты или начале новой экспедиции. Тут ты готовился, гуглил, читал статьи, книги, изучал тему, у тебя есть намеченный план — пункты, которые ты обязательно должен осветить в своем материале. Это очень важно. Ты самому себе составляешь питч, прописываешь 5–7 вопросов, которые ты точно не забудешь задать.


Очень важно чувствовать расстояние между ртом собеседника и микрофоном и помнить, что есть звуки первого плана и атмосферы, фона. Выбирайте соответствующий случаю микрофон — узконаправленный, двунаправленный или всенаправленный. Впрочем, многие современные рекордеры со встроенными микрофонами позволяют менять угол записи. Обязательно записывайте в наушниках, чтобы слышать, если что-то пойдет не так. В противном случае вы обнаружите дефекты или отсутствие записи слишком поздно — в студии.

Помните о звуках первого и второго плана. Будьте осторожны: записанные звуки не всегда звучат буквально и похожи сами на себя — ищите правильный ракурс, наклон микрофона и его удаленность от объекта.

Подготовка — залог успеха


И к прямым включениям и к записным репортажам необходимо серьезно готовиться, подробно изучать тему, вникать в нюансы, а главное — быть собранным. Это можно сравнить с неким трансом, в который входит шаман.

Еще один важный момент для журналиста — ты должен быть незаметным, почти невидимым, не надо привлекать к себе внимание окружающих слишком резкими лишними движениями, суетой, громкими возгласами, яркой вызывающей одеждой, громоздкими сумками и рюкзаками, — все это может помешать вам делать свою работу, особенно если речь идет о каких-то массовых мероприятиях, будь то митинг, парад, концерт, городской праздник и т. д. Надо все делать максимально четко, быстро, аккуратно, целенаправленно. Взгляд должен быть цепкий, как у вышедшего на охоту детектива, должен видеть цель. По возможности не стойте в очередях на вход, идите вперед, говорите, что вы журналист и вам нужно пройти прямо сейчас, вам нужно работать. Обязательно иметь при себе паспорт и журналистское удостоверение.

Важно также помнить об ответственности и гуманистических целях, подумать о рисках: готовы ли вы к ним? Не посеете ли ты напрасную панику, не подвергнете ли вы кого-то опасности? Например, если прошла информация, что в аэропорту или на вокзале заложена бомба — стоит ли сразу это давать в эфир? Надо сначала постараться убедиться в этом, проверить, присмотреться, что происходит вокруг — иногда даже просто по количеству сотрудников спецслужб, пожарных и т. д. становится понятен масштаб угрозы.

Остановиться и подумать

Видео- и текстовые трансляции сегодня гораздо популярнее радиорепортажей, потому что картинка и твит — это быстро. Но с репортажи — это сложный многослойный жанр. Поэтому, когда ты делаешь репортаж, ты должен понимать, зачем он тебе.

Надо ли его выпустить быстро или есть смысл немного покопаться, что-то добавить, чтобы получилось нечто более глубокое.

То есть, если нужен быстрый проходной материал — хорошо, но если ты хочешь создать что-то глубокое, важное, запоминающиеся, не стоит торопиться. Необходимо понимать, что нужно в данный момент твоей аудитории и тебе самому.

Дурной тон


— Каким должно быть начало. Первая фраза в репортаже.

— Как строить репортаж? В чём состоит его драматургия.

— Что важнее: слово или шум?

— Как вести запись: по тексту или без текста?

— Каждый ли может выступать по радио?

— Собеседник и микрофон: как достичь их совместимости?

Если вы научились профессионально брать интервью, свободно и непринуждённо беседовать с людьми, импровизировать вслух свои мысли, можно попробовать себя и в более сложном жанре – радиорепортаже.

Прежде всего попытаемся разобраться в вопросе, который неизменно возникает у начинающих и как кажется бывалым журналистам в нём они давно разобрались.

Что такое радиорепортаж?

Вопрос этот не столько теоретический, как может показаться поначалу, сколько практический. И не зря, видно, такие мастера радиорепортажа как Лазарь Маграчев, Юрий Летунов, Аркадий Ревен, Юрий Гальперин, Владимир Щербатюк стремились в своих исследованиях и монографиях определить природу репортажа, его особенности и его место среди других жанров, его творческие границы.

Тенденция к слиянию, к совмещению отдельных жанров на радио подчас мешает установить точные границы между ними. В радиорепортаже, например, часто встречаются элементы радиоочерка, зарисовки, комментарии.

Многие репортаж считают чисто информационным, событийным жанром. Нет события – нет репортажа. Но практика показывает, что репортаж выходит за пределы информации и становится аналитическим. Всё чаще и чаще мы можем слышать несобытийный репортаж, повод для него – актуальная проблема.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Развивающие: развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся, повысить интерес к чтению;

-Воспитательные: Пропагандировать здоровый образ жизни на примере созданных телерепортажей, воспитание воли и настойчивости в достижении поставленных целей, развитие коммуникативных навыков, расширение знаний о профессии журналиста.

Ход мастер - класса

1.Слово учителя о задачах и целях данного мастер - класса.

2.Лекция с элементами беседы.

-На прошлом занятии мы с вами познакомились с репортажем, с видами репортажа и жанрами. (Дети находят большую часть информации самостоятельно. Называют основные признаки репортажа).

1. Полная и достаточно достоверная информация.

2. Репортаж ведёт (пишет) репортёр.

3. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события (происшествия).

4. На телевидении репортажи ведутся в основном в прямом эфире.

5. Репортаж краток, но в нём должна содержаться вся необходимая информация.

Репортаж включает в себя маленькое журналистское расследование, которое должно заинтересовать и привлечь людей. Если происшествие или событие довольно крупных масштабов, репортажи из горячих точек ведутся каждый час, при неожиданном повороте событий - гораздо чаще.

Ведущие репортажи – люди - репортёры – специально обучены для этой профессии. Им приходится бывать в горячих точках, в долгих командировках. Задача репортёра - добыть информацию, немного приоткрыть завесу тайны. Иногда репортёров называют корреспондентами, но круг их работы гораздо уже.

-Какая задача стоит перед автором репортажа?

Рассказать о событии, чтобы слушатель или читатель увидел его на самом деле. Телерепортаж способен показать.

-Выделите основные жанрообразующие элементы репортажа. 1.Последовательное воспроизведение события;

5.Активная роль личности самого репортёра.

-Назовите виды репортажа.

-Живой и эфирный.

- Какие существуют способы подачи репортажа?

Комментированные и некомментированные (некомментированный полностью лишён закадрового авторского текста).

- Рэйм Уайт разделил репортаж на семь жанров:

-Скажите, а какой повод может послужить для создания репортажа?

-Конфликт, катастрофа, знаменитость, последствие, развитие, и т.д.

-А что такое информационный повод?

Информационный повод – это толчок к созданию репортажа.

-Кто работает над созданием репортажа?

Журналист, оператор, репортёр.

- Назовите составные (композиционные) части телевизионного репортажа.

-звуковой фрагмент или синхрон;

-шумы (По ходу дают пояснения).

-Кто сделал свои выводы о репортаже? (Дети зачитывают свои выводы).

Домашнее задание. Учащиеся подготовили алгоритм для создания телевизионного репортажа (См. примечания №1). Объясняют.

-О чём ваши репортажи?

-Наши репортажи говорят нашим ровесникам о том, что если не слушаться старших, водиться с дурной компанией, пить алкогольные напитки и курить, то обязательно попадёшь в беду.

- Ребята, а сможет ли другой ученик, который не занимается журналистикой, создать телевизионный репортаж, используя ваш алгоритм?

-Напомните, что важно для создания телерепортажа?

-Найти причину, провести расследование.

(Показывают инсценировку репортажа).

-Почему рухнул теремок?

(Работают над созданием репортажа обе группы. Разбивка ролей. Показывают телерепортаж).

-Что вы узнали о телерепортаже? Чем отличается он от других репортажей? (Подводят итог).


Алгоритм





Газетный Радиорепортаж


Телерепортаж (жанр журналистики)

Разновидности




Прямой Фиксированный


Композиционные элементы





Лид Стендап Синхрон

Состовные части


Закодированный текст Видеоряд Звуковой ряд Шумы

1.В камеру: вступление ведущего.

2.Крупный план. В кадре корреспондент. За ним избушка, где проживал Колобок.

-Здравствуйте! Мы находимся в самой гуще событий. За мной стоит дом, из которого сбежал Колобок. Бабушка и Дедушка не находят себе места. Упорная работа милиции не дала положительных результатов.

3.Интервью с Бабушкой и Дедушкой.

-Скажите, а почему от вас ушёл Колобок?

- Мы всё для него и за него делали. Что только пожелает и у него, как на скатерти самобранке. Да вот только связался он с плохой компанией. Волк покурить даст, лиса выпить, а мы его за это журили, журили - вот он и сбежал от нас.

-Пропадет, помогите найти!

4.Средний план. Мимо проходит Медведь.

-Скажите, вы слышали, что произошло в соседнем доме?

-Избаловали, вот я ему бы… А вот и его компашка!

5.Общий план. Лиса и Волк с сигаретами, громко о чём-то говорят.

-А вот и главные подозреваемые в пропаже Колобка.

Вас последними видели с Колобком.

-Чуть чего так мы с Серым всегда виноваты.

-Но это вы научили несовершеннолетнего Колобка пить и курить, грубить взрослым.

-Он сам нас об этом просил.

-И где же сейчас Колобок?

-А чем это от вас так вкусно пахнет?

-Куда вы убегаете…

6.В камеру крупным планом лицо корреспондента. Вдалеке убегающие Волк и Лиса.

-Куда же делся Колобок?

Читайте также: