Как сделать путеводитель по музею

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Искусство — это волшебство

Исследования показали, что созерцание произведений искусства стимулирует, помимо всего прочего, двигательную кору — ту часть вашего мозга, которая контролирует движения вашего тела. Когда вы смотрите на объект искусства, вы не просто видите его или думаете о нем, вы чувствуете его всем своим существом. В буквальном смысле:

Вы откликаетесь на произведение искусства всей душой и всеми клетками, оно воздействует на ваши чувства, разум, эмоции и даже на ваше физическое тело.

Зайти в художественную галерею — это как провести урок в переполненном классе: каждый ребенок требует вашего внимания; каждый хочет, чтобы вы послушали, что он хочет сказать. И все картины хотят рассказать о миллионе вещей: о любви, о религии, о процветании, власти, статусе, технической виртуозности и умении показать себя, о глубокой духовной борьбе и неудачах, о фантазии, волшебстве, свете, тени, перспективе, отчаянии, и о многом-многом другом.

Как ходить по музеям и получать от этого удовольствие

Итак, вот простые советы, которые помогут вам влюбиться в картины, музеи и галереи.

1. Выберите подходящее время

Отправляйтесь туда к 9 утра, и весь Лувр будет в вашем распоряжении, без толкотни и шума. Ради интереса найдите на карте музей в вашем городе, куда вы хотите сходить.

2. Читайте таблички

Как вы, вероятно, знаете, в большинстве музеев на стенах висят таблички, на которых можно найти основные (а иногда и подробные) сведения о том, на что вы смотрите. Вы можете узнать год, когда была создана картина или скульптура, историю создания и смысл.

3. Возьмите аудиогид

Многие музеи предлагают аудиотуры, чтобы, гуляя по музею, вы могли прослушать информацию о произведениях искусства. Возможно, вы захотите пройти экспозицию дважды: сначала читая подписи на стенах или слушая аудиогид, чтобы получить информацию, и во второй раз — используя недавно полученные знания, чтобы лучше понять увиденное. Или сначала получить чистое, непосредственное впечатление от искусства,а потом подкрепить его обретением новых знаний.

4. Просто остановитесь

Каждый раз, когда вы идете в музей, выбирайте один или два зала и подольше любуйтесь каждой картиной, прежде чем перейти к следующей. Вы можете заходить в залы практически наугад. Не стоит беспокоиться о том, чтобы выбрать лучшие или самые интересные картины, потому что постепенно вы обойдете все. У вас есть столько времени, сколько требуется.

Просто остановитесь напротив какой-нибудь картины, смотрите на нее в течение хотя бы одной минуты и попробуйте понять, что вы чувствуете.

Если музей большой, возьмите план экспозиции, выберите несколько картин, которые вы обязательно хотите увидеть, и спланируйте маршрут так, чтобы по очереди посмотреть каждую из них. К счастью, по пути от одной Действительно Известной Картины до другой вы пройдете мимо многих и многих удивительных произведений и сможете насладиться и ими тоже. Бонус!

Каждый раз, когда вы идете в музей, выбирайте один или два зала и подольше любуйтесь каждой картиной, прежде чем перейти к следующей.

5. Доверьтесь себе

Только вы можете знать, действует ли на вас произведение искусства. Только вы знаете, что вам нравится. Только вы знаете, что приносит вам удовольствие. Только вы знаете, что заставляет вас думать, чувствовать и видеть.

Доверьтесь себе. Доверьтесь своим чувствам. Доверьтесь своей способности формировать и взращивать, развивать и создавать собственный вкус.

Имейте мужество сформулировать для себя, что вы любите и что не любите. Имейте мужество бросить себе вызов и расширить свои горизонты. И, в конечном счете, имейте мужество быть самому себе законодателем вкусов. Даже если у вас не хватает слов для того, чтобы объяснить, почему вам нравится то, что нравится, вы тренируете свой мозг любить то, что ему нравится, и знать, что ему нравится. И вас можно за это только похвалить!

Только вы можете знать, действует ли на вас произведение искусства

6. Поставьте себя на место художника

Представьте себе, что вы могли бы позвонить кому угодно по волшебному видеофону. Вообще кому угодно. Живому или умершему. Знаменитости или затворнику. Умному, смешному, мечтательному, сумасшедшему. И вы могли бы спросить этого человека, какой была или какой является для него жизнь. Как он видел мир. И все, кому вы позвоните и спросите, ответят вам.

Они расскажут и покажут вам, каково это — быть ими, откроют вам саму свою сущность. Знаете, что здесь описано? Созерцание произведений искусства. Когда вы смотрите на чье-то творение, вы видите реальность того человека, который его создал. Задумайтесь об этом, и у вас не останется сомнений: этот человек был так же реален, как и вы сами.


Встаньте перед произведением искусства и подумайте, какими видел вещи художник, как он воспринимал мир. Поразмышляйте о его личных впечатлениях и о том, как они превратились в картину или скульптуру.

7. Смотрите на людей

Это может показаться очень странным, но это полезно. Иногда вместо того, чтобы смотреть на картины, интересно посмотреть на людей, которые смотрят на картины. В следующий раз, находясь в музее или в каком-то другом месте, где люди любуются произведениями искусства, отступите на шаг и немного понаблюдайте.

Обратите внимание на возраст и типы людей, которых привлекают разные жанры изобразительного искусства. Присмотритесь и увидите, что каждый по-своему ведет себя в музее: ходит, останавливается, начинает движение, замедляется, стоит, протискивается. Кто останавливается и долго вглядывается в картину? Кто, казалось бы, вообще ни на что не смотрит? Кто чаще смотрит в телефон, чем на картины? Кто не может замолчать? Кто бежит вперед? Кто плетется сзади?

Это может показаться очень странным, но это полезно

Наблюдайте, но не судите никого. Все люди разные, и это неплохо. Если кто-то быстро проходит зал, это не значит, что у него нет своего личного замечательного опыта взаимодействия с искусством. Подумайте о том, что в момент встречи с искусством важно лично для вас.

8. Прислушайтесь к разговорам

Множество прекрасных полотен висят на стенах. Прямо сейчас. Позвольте искусству проникнуть через ваши глаза и оставить отпечаток в вашем мозге. Начните видеть красоту, и радость по крошечным капелькам будет заполнять ваше сердце.

Здравствуйте, коллеги и все, кому интересна тема музейных сокровищ столицы! Предлагаем вашему вниманию материал, накопленный за годы работы гидом-переводчиком г.Москвы. Здесь вы найдёте перечень статей, опубликованных на сайте — своего рода содержание. Иногда даём ссылки на интересные тематические посты других ресурсов в интернете. Постоянно добавляем новые статьи. Гид переводчик, а также экскурсовод найдёт здесь множество полезных материалов.

Гид переводчик и Кремль

Территория. Соборы

Оружейная Палата

Первый этаж

Церемониальные облачения российских императоров и императриц
Венчание на царство . Статья о некоторых существенных различиях в употреблении государственных регалий в XV- XVII веках.
Царские регалии

Второй этаж

Серия репортажей о пасхальных яйцах К.Фаберже в коллекции Оружейной палаты

Посольские дары

Все статьи цикла об истории музея Оружейная палата

Гид переводчик. Повышение квалификации. Подготовка к зачётам

Алмазный фонд

ГМИИ им.Пушкина

ГТГ на Крымском валу

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Государственный Исторический музей

Второй этаж

Московское метро и гид переводчик

Традиции

Храмы

Иконы и фрески

Измайлово

Коломенское

Вехи истории Коломенского — иллюстрированный текст экскурсии экспозиции Передних ворот.
Коломенское. Домик Петра I — иллюстрированный текст экскурсии.
Домик Петра I в Коломенском. Текст экскурсии. Без фотографий.
Храм Вознесения в Коломенском. Текст экскурсии в интерьере храма, подклете и на внешней галерее храма.
Георгиевская колокольня в Коломенском. Текст экскурсии в интерьере храма.
Коломенское. Экспозиция Передних ворот. Текст экскурсии. Пока без фотографий.
Экспозиция атриума в Коломенском. Текст подробной экскурсии в Атриуме Коломенского. Пока без фотографий.

Дворец царя Алексея Михайловича

ЧАСТЬ I Краткая история дворца, убранство парадного крыльца, отличия современного дворца от дворца Алексея Михайловича.
ЧАСТЬ II . Убранство передних сеней и столовой палаты.
ЧАСТЬ III . Думная палата и тронная зала.
ЧАСТЬ IV. Личные покои государя. Его кабинет, опочивальня, крестовая палата. В статье затронут вопрос о русско-украинских и русско-турецких отношениях.
ЧАСТЬ V. Учительная палата. Царь Фёдор Алексеевич, его реформы. Военная реформа. Церковная реформа. Отношение к образованию в XVII веке. Пётр I в Коломенском. Сравнение Фёдора Алексеевича Петра Алексеевича.
ЧАСТЬ VI . Царская мыйня. Традиции соблюдения личной гигиены, устройство русской бани.
ЧАСТЬ VII. Женская половина дворца. Царицыны мастрерские. Театральная хоромина. Комнаты Софьи Алексеевны и Елизаветы Петровны.
ЧАСТЬ VIII. Половина старших царевен. Выставка московского изразца, иконописная мастерская. Труд царских изографов.

Другие музеи

Город и люди

В.А.ДОЛГОРУКОВ. Краткая биография князя Долгорукова. Подробно о его деятельности в качестве губернатора Москвы.
Г.С.УЛАНОВА. Краткая творческая биография балерины.
КНЯЖНА ТАРАКАНОВА. Краткая история инокини Иоанопредтеченского монастыря Досифеи, дочери императрицы Елизаветы и графа А.Разумовского с фотоматериалом.
. Некоторые интересные факты биографии.

Между нами, гидами — гид переводчик на работе

Город

Биография одного дома

Обзор литературы о Москве

Статьи Сергея Окулова

Статьи Марины Кедреновской

Гид-переводчик

Гид-переводчик проводит экскурсию


Подготовительная работа: книжки для малышей и путеводители для родителей

Театрализованные экскурсии

Театрализованные экскурсии идеально подходят для того, чтобы показать детям, насколько захватывающим может быть поход в музей. Так, например, в Историческом музее существуют театрализованные программы, посвященные преданиям русской старины, одному дню из жизни древней Московии, строительству средневековой крепости и мифам далекого прошлого.


Сделай сам: музейные практикумы

Программы для всей семьи: история искусства для больших и маленьких

В заметке, анализирующей свежие, начала 1950-х, путеводители по Эрмитажу, больше всего поражает, как много их издавалось в те годы. Они выходили под общей редакцией Михаила Артамонова, директора Эрмитажа (1951–1964), по отношению к которому автор публикации, представившийся кандидатом искусствоведения, позволяет себе весьма нелюбезный, если не сказать — уничижительный тон. Издания критикуются нещадно, старательно перечисляются недочеты, но при этом сам критик ошибается, давая неточные названия работ и упоминая художников, чьих работ в Эрмитаже нет. Путеводители оцениваются здесь со всех точек зрения — точна ли изложенная информация, хорош ли и прост язык, но главное — соответствуют ли они идеологическим догмам, принятым в 1953 году в СССР.


Борис Игнатович. Атланты. У входа в Эрмитаж. 1931. Courtesy Государственный Эрмитаж

Каждое утро гостеприимно распахиваются двери крупнейшего художественного музея страны — Ленинградского государственного Эрмитажа. Тысячи зрителей входят в его залы, чтобы ознакомиться с замечательными образцами искусства прошлого.

Создание путеводителей — дело ответственное и трудное. Книга должна помочь миллионам посетителей музея понять и в какой-то мере изучить искусство прошлого, рассказать о его значении для наших дней.

Следует отметить, что тип издания в основном определен правильно. Каждый путеводитель представляет небольшой очерк, в котором на конкретном материале эрмитажного собрания показаны развитие изобразительного искусства страны, его классовая природа, характерные особенности. Путеводитель дает и краткие исторические сведения. Репродукции лучших произведений позволяют читателю ориентироваться как в тексте, так и в самое экспозиции музея.

Однако у авторов многих путеводителей нет единой точки зрения по такому коренному вопросу марксистско-ленинской эстетики, как вопрос о связях передового искусства с народом, о влиянии народных традиций на лучших, прогрессивных художников той или иной эпохи. В этом, пожалуй, главный недостаток серии.

Понятно, что при таких установках характеристика лучших, наиболее прогрессивных и демократических художников прошлого — Питера Брейгеля Старшего, Франса Хальса, Якоба ван Рейсдаля, Уильяма Хогарта, Джорджа Морленда — получилась весьма поверхностной. Она не раскрывает действительной идейной значимости произведений этих художников.


Это тем более досадно, что другие авторы серии, например, М. Варшавская, И. Левина, сумели убедительно показать, как воззрения и чаяния народных масс нашли свое отражение в прогрессивном искусстве прошлого. В очерке об испанской и фламандской живописи правильно охарактеризованы такие мастера, как Рибера, Рубенс, Ван-Дейк, Иорданс, Рембрандт.

Точность — одно из основных качеств путеводителя. Зритель должен верить ему, следовать его указаниям. Иначе книга не выполнит своей задачи. Небрежность, фактические ошибки совершенно недопустимы в таких изданиях. К сожалению, авторы путеводителей и их редакторы не подумали об этом.

Книга, предназначенная для массового зрителя, должна быть написана живо, в доходчивой форме. Большое значение имеют здесь манера изложения, литературные достоинства языка. Некоторым авторам серии удалось трудный искусствоведческий материал изложить просто и интересно. Таковы, например, очерки о культуре и искусстве народов Средней Азии, о Галерее Петра и другие. Но для путеводителей характерен язык скучный, с длинными, тяжелыми фразами, туманными пояснениями, ничем не оправданным обилием иностранных слов.


Пьер-Александр Авелин. Вывеска галереи Жерсена. Гравюра с картины Антуана Ватто. Около 1732. Государственный Эрмитаж

Серия путеводителей по выставкам Государственного Эрмитажа состоит из книг, разных по своему научному и литературному уровню. В целом следует признать, что, несмотря на отдельные удачи, издания эти не отвечают требованиям, предъявляемым к массовой научно-популярной литературе, и нуждаются в серьезной доработке. Эрмитаж проводит обсуждения путеводителей. Однако ленинградские искусствоведы не принимают в них активного участия. И это очень досадно: чтобы не было подобных ошибок в последующих и повторных изданиях, книги необходимо подвергнуть серьезному разбору и критике. Этого требуют миллионы посетителей наших музеев.

Читайте также: