Как сделать психологическое исследование

Обновлено: 07.07.2024

Способ получения знаний об окружающей действительности и цель науки заключаются в научном исследовании.

Психологическое исследование представляет собой способ научного познания закономерностей и сущности психических явлений.

Психологическое исследование должно отвечать строгим требованиям:

  • планирование исследования, которое подразумевает разработку хронологической и логической схем исследования с детальным проектированием всех этапов;
  • выбор места проведения исследования должен обеспечивать изоляцию от внешних воздействий, определенный комфорт и рабочую нормальную обстановку;
  • техническая оснащенность исследования должна соответствовать решаемым задачам, ходу исследования и желаемому уровню анализа полученных результатов;
  • подбор испытуемых должен определяться целью исследования и обеспечивать их качественную однородность;
  • инструкции для испытуемых должны составляться еще на этапе планирования, должны быть четкими, краткими и однозначными;
  • протокол психологического исследования должен быть полным, но целенаправленным;
  • обработка результатов исследования должна включать качественные и количественные методы анализа полученных эмпирических данных.

Этапы психологического исследования

Цель исследования определяет его основные этапы. У психологического исследования выделяется три основных этапа:

  • выбор темы и проблемы, определение предмета и объекта, задач и целей, разработка гипотезы исследования;
  • выбор методов и методики исследования, проверка гипотезы, сам процесс исследования, формулирование предварительных выводов и их уточнение, заключительные выводы и практические рекомендации;
  • внедрение полученных результатов в практику.

Логика каждого отдельного исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера проблемы, задач, целей работы, имеющегося материала, уровня технической оснащенности исследования и личных возможностей.

Анкетирование

Анкетирование позволяет получать объективно значимые результаты. Именно поэтому разработке анкеты психологи придают большое значение. Созданию анкеты предшествует этап разработки программы самого исследования. При разработке анкеты следует учитывать особенности формулировки вопросов, в противном случае даже при соблюдении остальных требований существует возможность получения ошибочных результатов.

Готовые работы на аналогичную тему

Заполнение анкеты производится опрашиваемым самостоятельно, именно поэтому конструкция и комментарии должны быть понятны для респондентов.

Основные принципы построения анкеты:

Обычная последовательность разделов анкеты выглядит следующим образом:

  • композиция,
  • титульный лист,
  • вводная часть;
  • содержательная часть;
  • часть социально–демографическая.

Последовательность и структура вопросов в анкете являются установкой психолога на развитие с опрашиваемым коммуникации, которая заключается в пробуждении интереса, завоевании доверия, подтверждении уверенности в своих возможностях, поддержании беседы. Хорошо разработанная анкета заполняется опрашиваемым не более чем за 30 минут. Далее наступает психологическая утомляемость, и внимание к анкете значительно снижается.

Никакая наука, в том числе и психология, не может существовать без методологии. Без надежных, валидных методов исследования невозможно получение достоверных знаний, невозможна проверка научных теорий и научное познание как таковое.

Психология очень долгое время оставалась в русле философии и выделилась как самостоятельная научная область только в конце XIX века, когда основатель экспериментальной психологии В. Вундт начал исследования ощущений и восприятия. Тогда психологическое исследование строилось, прежде всего, на наблюдении и самонаблюдении (интроспекции), и зачастую данные получались чересчур субъективными. Активное развитие психологии как науки началось в XX веке, когда началось широкое применение объективных методов, характерных для естественных наук.

Современные методы психологического исследования

  • Организационные;
  • Эмпирические;
  • Методы обработки данных;
  • Методы интерпретации.

Организационные методы

Организационные методы - это средства для организации процесса научного познания. Можно сказать, что эти методы задают форму. Ананьев выделил сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный

  • в общей психологии (пример: сравнение мужской и женской части выборки);
  • в социальной психологии (сравнение групп);
  • в возрастной психологии (сравнение различных возрастов).
  • Генеалогическое исследование (сравнение родственников);
  • Исследование приемных детей (сравнение с не приемными);
  • Исследование близнецов (сравнение между собой).

Рис. 2. Классификация методов психологического исследования ( по Б. Г. Ананьеву)

Лонгитюдный

Лонгитюдный метод можно противопоставить методу поперечных срезов. Его главное отличие - продолжительное исследование одних и тех же испытуемых, обнаружение динамики изменений. Этот метод используется в возрастной психологии, поскольку позволяет увидеть индивидуальные особенности развития каждого из испытуемых на протяжении многих лет. Минусами лонгитюдного метода являются технические сложности в организации, большие временные затраты и вероятность влияния на результат побочных факторов в жизни испытуемых.

Комплексный

Исследования с применением комплексного метода, как правило, имеют своей целью решение практических междисциплинарных задач. Комплексный метод делит задачи исследования между представителями различных наук (или подходов в рамках одной науки), позволяя взглянуть на предмет исследования с различных позиций - изучить его комплексно.

Эмпирические методы

Когда идет речь о методах исследования, чаще подразумеваются именно эмпирические методы, ведь именно они позволяют непосредственно получать научные данные. Эмпирических методов достаточно много, приведем здесь краткое описание некоторых из них.

Наблюдение

Наблюдение и самонаблюдение являются самыми древними методами познания. Само по себе наблюдение не является достаточно объективным методом, чтобы непосредственно являться источником научного знания, однако, именно этот метод способствует постановке гипотез, которые могут быть более надежно проверены при помощи других методов. Также объективность метода будет выше, если используется так называемое стандартизированное наблюдение, то есть, наблюдение по определенным критериям, объективным показателям.

Экспериментальные

  • Лабораторный эксперимент , предполагающий создание специальных, искусственных условий, которые позволяют жестко контролировать побочные факторы, косвенно влияющие на результаты испытаний. Поведение испытуемых зачастую также контролируется требованиями экспериментатора.
  • Полевой (естественный) эксперимент называется так потому, что проводится в естественных условиях, и его участники могут даже не знать о нем. Конечно же, в этих условиях гораздо сложнее исключить побочные факторы, но несомненным плюсом является то, что поведение людей в таком эксперименте наиболее естественно. А это значит, что и в рамках эксперимента, и в повседневной жизни, испытуемые ведут себя одним и тем же образом, что определяет надежность такого метода для прикладных исследований.

Рис. 3. Классификация эмпирических методов психологии

Психодиагностические

  • Тестирования, при помощи которых можно измерить (по определенной шкале) какой-либо показатель - интеллект, уровень эмоционального выгорания и т.д.
  • Анкеты-опросники , которые позволяют получить данные, не касающиеся напрямую личных качеств человека - факты биографии, работа и т.п.
  • Личностные опросники позволяют получить данные о личности, не используя определенную шкалу.
  • Интервью, опрос по форме напоминает открытый опросник (не имеющий вариантов ответа), предъявленный испытуемому устно.
  • Беседа (свободное интервью) отличается отсутствием четкого списка вопросов и более неформальной обстановкой.
  • Проективные методики основаны на механизме проекции психического содержания на объекты внешнего мира. Например, одним из вариантов проективной методики являются пятна Роршаха (чернильные кляксы).
  • Психофизиологические методики широко применяются в исследованиях когнитивных психологов и исследуют функции головного мозга, обычно с помощью специальной аппаратуры (электроэнцефалограмма, компьютерная томография мозга).
  • Метод моделирования предполагают создание физической, математической, компьютерной или другой модели исследуемого явления. Этот метод используется, когда объект недоступен для непосредственного изучения.
  • Праксиметрические методы (анализ процесса и продуктов деятельности). Эти методы используются преимущественно при работе с детьми, когда необходимо понять характеристики их внутренних процессов. Психологи анализируют рисунки, пластилиновые фигурки и другие продукты детского творчества, а также наблюдают за процессом их создания. Кроме того, анализ продуктов деятельности применяется в исторической психологии, где материалом могут быть, например, предметы быта древних людей.

Биографический

Биографический метод можно отнести к методам анализа продуктов деятельности, поскольку зачастую объектами изучения психолога являются дневники и письма. Но Ананьев выделяет его как особую группу методов, ведь суть его намного шире. Метод часто используется при диагностике в психологической работе с личностью и предполагает анализ жизненного пути, ключевых моментов в развитии индивида, кризисов, причинно-следственных связей между событиями жизни.

Важно! Подобная диагностика, проведенная совместно с клиентом психолога, способна оказывать психотерапевтический эффект как сама по себе, так и в рамках общего курса психокоррекции.

Рис. 4. Интерпретационные методы

Методы обработки данных исследования

  • Количественного анализа - методы математической статистики позволяют представить информацию в форме числовых показателей.
  • Качественного анализа - анализ качественных показателей, этот метод является описательным, а не измерительным.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, осно­вано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования, ориентацию исследования на воспроизводимость ре­зультата.

Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно (рисунок 1).

Рисунок 1 — Классификация форм научного исследования

Охарактеризуем эти формы исследования.

· Под обзорно-аналитическим исследованием подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ста­вил или не решал подобным методом, обзор имеющегося по проблеме материала с целью показать объем работ в данной области.

· Обзорно-критические исследования проводятся в целях опроверже­ния существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критиче­ские исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний.

· Эмпирическое описательное исследование только описывает совокупность полученных результатов в пределах соответствующих условий.

· Цель эмпирического объяснительного исследования не только описать результаты, но и объяснить, почему они именно такие, а не иные.

· Методическое исследование проводится с целью разработки нового подхода, методики, технологии и пр.

Существует и другая классификация видов научного исследования (рисунок 2).

Рисунок 2 — Виды научных исследований

Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без уче­та практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование про­водится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинар­ные, монодисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и прово­дятся на стыке нескольких научных дисциплин.

Комплексные иссле­дования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значи­мых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, ис­следование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

В своих общих чертах психологическое исследование ничем не отличается от научного и соответствует всем его основным признакам. Однако у него есть и своя специфика.

Существуют определенные требования к психологическому исследованию:

1 Инвариантность получаемого знания (получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инвариантны относительно времени).

2 Объективность (научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д. На­учное знание необъективно в том смысле, что не может существовать без его носите­лей, без людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но оно имеет объективный источник — внешний по отношению к субъекту познания мир).

Подобные требования предполагают непредвзятость и объективность исследователя, его точное следование этическим и профессиональным стандартам.

Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача.

Выделяют следующие этапы:

- первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;

- теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки;

- организация опытно-экспериментального исследования;

- оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.

Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно?

Может оказаться, что эта проблема уже решена или существу­ют подобные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследо­вание по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует ме­тоды и методики, которые ими применялись для решения этих или аналогичных за­дач.

Выбор темы работы помимо научного любопытства самого исследователя во многом определяется запросами и потребностями общества. От степени общественной значимости зависит финансирование разработки научной проблемы и оценка результата деятельности ученых. Необходимо определиться с направлением научного поиска, выбрать именно то, которое кажется наиболее актуальным. По данному направлению необходимо прочитать около десятка монографий и 30-40 научных статей. Прочитанное необходимо обдумать, сопоставить с имеющимися жизненными впечатлениями, наметить возможные варианты собственного исследования, изложить весь собранный материал.

Следующим очень важным этапом является формулировка предположений—гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, на которых будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследова­ний и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

Любое научное исследование начинается с изучения истории проблемы и ее современного состояния. При этом необходимо определить, какие существуют подходы к её рассмотрению, в чём заключается сущность каждого из них, какие у них достоинства и недостатки, какие учёные придерживаются той или иной точки зрения. Подобный анализ даст богатую пищу для размышления, что в дальнейшем подлежит проверке в ходе организации опытно-экспериментальной работы.

В конце концов наступает такое время, когда исследователь начинает видеть, что в философской, психолого-педагогической литературе, а также в других смежных науках он не находит никакой новой информации. Каждая новая прочитанная работа лишь повторяет известные сведения. К этому периоду уже бывает накоплено достаточное количество конспектов первоисточников, в которых отражены самые противоречивые мнения.

Проведение исследований по намеченному плану — следующий этап. В процессе опытно-экспериментального исследования проверке подлежат рассмотренные теоретические положения. Здесь может быть подтверждено то, что было выдвинуто предшественниками, а какие-то данные могут быть уточнены и проработаны более подробно. Экспериментально может быть опровергнуто какое-либо утверждение или подтверждена новая оригинальная точка зрения.

Основной трудностью является обоснование методики опытно-экспериментальной работы, т.к. доказать можно всё, что угодно, если не продумана методика эксперимента.

После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ дан­ных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипоте­зы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерно­сти. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточнен­ной теории делаются новые выводы.

Классификация методов психологического исследования

· экспери­мент - лаборатор­ный, естественный, психолого-педа­гогический и физиологический (в его основной модификации - метод ус­ловных рефлексов),

· изучение продуктов дея­тельности,

· беседу (в частности, кли­ническую беседу в генетической пси­хологии Пиаже),

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования получила распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ана­ньеву.

Все методы он разделил на:

1) организационные — сравнительный, лонгитюдный и комплексный;

2) эмпирические — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод;

3) способы обработки данных — методы математико-статистического анализа данных и качественного описания;

4) интерпретационные — генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).


Рисунок 3 — Методы психологического исследования

Контрольные вопросы:

1 Что такое научное исследование?

2 Чем критическое исследование отличается от обзорного?

3 Какие существуют виды научных гипотез?

4 Что такое фундаментальное исследование?

5 Чем отличается комплексное исследование от однофакторного?

6 Что является продуктом фундаментального исследования?

7 Перечислите этапы научного исследования.

8 Что подразумевает актуальность исследования?

9 Чем объект отличается от предмета исследования?

10 Чем классификация Рубинштейна отличается от Ананьевской?

11 Что подразумевается под генетическим методом?

12 В чем сущность лонгитюдного метода?

13 Какова основная цель любого исследования?

Практические задания:

1 Классифицируйте методы исследования в зависимости от следующих параметров:

· наличие контакта между исследователем и испытуемым – отсутствие контакта;

2 Сформулируйте гипотезы исследований на следующие темы:

· Сравнительный анализ различных параметров памяти у старших дошкольников с ЗПР и нормальным развитием.

· Изучение агрессивности подростков.

· Изучение взаимосвязи опыта работы и предпочтений в выборе копинг-стратегий у младшего медицинского персонала.

3 Познакомьтесь с другими классификациями методов исследования. Что между ними общего и отличного?

Классификации методов по Й. Шванцаре

Й. Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

4) по психической активности испытуемых:

· экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

· проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы);

· исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт).

Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде,

В.П. Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

1) по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2) по назначению:

· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);

· тесты профессиональной пригодности;

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

3) по материалу, которым оперирует испытуемый:

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5) по форме ответа: устные и письменные;

6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты (в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи);

7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных тестах задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки различных характеристик интеллекта);

8) по комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11) по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Классификации психодиагностических методов по А.А. Бодалеву,

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

1) по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

· объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

· тесты-опросники, открытые опросники;

· шкальные техники (семантический дифференциал Ч. Осгуда), субъективная классификация;

· индивидуально-ориентированные техники (идеографические) и методики ролевых репертуарных решеток;

· диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2) по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики:

Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.

Список литературы:

1 Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.

2 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / отв. ред. С.Б. Крымский. Киев: Наук. думка, 1989.


Взлом психологии: Все психологические теории в одной книге

Сэнди Мэнн
Издательство Альпина Паблишер, 2020

Психология использует научные исследования для уточнения знаний и более глубокого понимания человека.


Почему психология — это наука

Эксперименты

Сформированную гипотезу исследователю нужно проверить с помощью эксперимента. Эксперимент — это проверка предполагаемых отношений между переменными . Эксперименты бывают очень сложными, со множеством переменных, или довольно простыми, изучающими причинно-следственную связь. Даже простой эксперимент состоит из различных элементов и должен иметь контрольную группу (группу, не подвергаемую эксперименту, с которой проводится сравнение).

Иногда психологические эксперименты проводят с&.

Иногда психологические эксперименты проводят с применением оборудования и технологий, чтобы увидеть, что происходит в мозге при определенных условиях.

После того как данные простого эксперимента собраны, исследователи выясняют, является ли разница между контрольной и экспериментальной группой статистически значимой (или она возникла случайно). Статистическая значимость устанавливается с помощью статистических тестов, которые оценивают вероятность случайного возникновения результатов; если эта вероятность достаточно низка, то считается, что они возникли в результате вмешательства, а не случайно, то есть статистически значимы.


Двойное слепое исследование

Корреляционные исследования

Не все психологические исследования базируются на экспериментах. В качестве альтернативы для поиска отношений между переменными могут применяться корреляционные методы . Например, если мы захотим изучить соотношение между возрастом ребенка и его ростом, то обнаружим, что по мере роста одной переменной вторая тоже будет расти. Однако такие корреляционные методы не подойдут для взрослых.

Методы наблюдения

Кроме того, люди реагируют по-другому, когда знают, что за ними наблюдают, — эту проблему иногда удается преодолеть, не сообщая участникам о наблюдении, например если исследователь сам участвует в деятельности, которую изучает.

Исследования путем наблюдений могут в значительной степени нарушать личные границы, а скрытое наблюдение вызывает этические вопросы . Если за участниками наблюдают в обычных обстоятельствах (например, когда они ждут автобуса), где за ними может наблюдать любой, разрешение обычно не требуется. В других обстоятельствах, если получение разрешения делает исследование недействительным, так как ведет к предвзятости, его можно получить постфактум.

Читайте также: