Как сделать психологический анализ ситуации

Обновлено: 03.07.2024

Между двумя девочками Таней и Аней постоянно происходят ссоры. Любое дело переходит в ругань,при этом видимой причины для этого нет.

Таня постоянно огрызается с Аней,делает ей замечания,хотя при этом иногда делает так же. За что и делала замечание.

Аня ведет себя странно,не дает отпор. Замыкается.

В данной ситуации преобладают коммуникативные и психологические барьеры.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.

Он выражается в следующем:

Таня беспричинно относится отрицательно к Ани основывая свое отношение на той информации,которую ей передали посторонние люди. При этом Таня никогда не спрашивала у Ани так ли это на самом дели.

В результате работы этого барьера,возникает барьер отражения-приписывания не присущих качеств человеку.

Так делает и Таня,она наделяет Аню теми качествами,которых у нее нет.

Она даже не начинает разговор с Таней,предполагая что та ее не поймет. Аня прогнозирует последствия и уже получает неприятные ощущения. Поэтому газговор не начинает.

Между ними существует барьер непонимания.

Девочки говорят как-бы на разных языках из-за своего социального статуса.

Таня прожила в детском доме очень долго,а Аня жила в семье,сначала все было хорошо,но потом запил отец и жизнь пошла под откос и она оказалось в детском доме.

У них разные жизненные установки.

Непонимание между девочками возникает так же вследствии действия механизмов психологической защиты.

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения неприемленных мыслей.

Таня даже может и предполагает,что Аня не такая,как ей сказали,но она вытесняет эти мысли

2. Рационализация. Это механизм,который оправдывает мысли,чувства,поведение. Девочки обе оправдывают свое поведение множеством факторов объясняя тем самым свое поведения.

Фоторепортаж о нашей победе.

Фоторепортаж о нашей победе. Глава 1. На сайте журнала klepa.ru прочитали о конкурсе "Самый смешной рассказ" Глава 2. На аппликации делали с ребятами кактусы и вывесили.

Взаимоотношения воспитателя, родителей и детей. Ссоры детей Ссоры детей. Родители детей дошкольного возраста часто сталкиваются с детскими конфликтами. Для одних это частые ситуации, а для других.

Основным звеном при разрешении педагогической ситуации мы считаем проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, т. е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Однако не следует считать, что психологический анализ разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые допускают учителя, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.

Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.

Что говорить? Как говорить? При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

Как показала работа с учителями, многие из них затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.

За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между учителями и учениками. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на производстве, в семье и в итоге в школе.

Ученик редко ответит грубостью на спокойное, доброжелательное обращение к нему учителя (без сарказма и злой иронии), в этом случае онили виновато молчит,илиоправдывается, а иногда заплачет, извинится перед учителем.

Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозит наказание, и проявляет сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.

Сближению позиций учителя и ученика, взаимопониманию помогут некоторые приемы, которые не всегда используются учителями. Напомним некоторые из них.

во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.

Не упрекайте ребенка его близкими! Никогда не следует упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер - этого ученики не прощают учителям! Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус и учителя, и взрослого. Но, к сожалению, случаи нарушения этого правила не единичны. Порой как-то особенно зло учителя говорят об этом! Это недопустимо в той же степени, в какой учителю недопустимо нецензурно выражаться. Каждый имеет святое чувство к родителям, какие бы они ни были.

«Классный руководитель в VI классе заметила, что М. резко изменился. На ее уроках стал часто получать замечания, грубить, не выполнять задания и пр. В индивидуальной беседе откровенного разговора с мальчиком не получилось. Тогда учительница стала припоминать, когда и где она допустила ошибку, что так отрицательно повлияла на взаимоотношения с мальчиком.

Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка.

3. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка.

2. Тренинговые занятия со взрослыми с целью выработки навыков предотвращения агрессивных реакций ребенка.

3. Тренинговое занятие с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

- с особенностями семейного воспитания;

1. Анализ семейной ситуации:

- форм наказаний и поощрений;

- эмоционального фона в семье, семейных ценностей;

- принятия ребенка родителями;

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка.

1. Консультация для родителей с целью коррекции детско-родительских отношений;

2. Тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

- со спецификой социальных контактов со сверстниками.

1. Диагностическое исследование взаимоотношений между детьми группы;

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка;

3. Исследование педагогического стиля воспитателей группы.

1. Консультация для педагогов с целью нормализации социальной ситуации в группе;

2. Групповые тренинговые занятия с целью формирования конструктивных взаимоотношений между детьми в группе;

3. Тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

1. Ситуация дезадаптации к условиям детского сада.

1. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка;

2. Исследование социальной ситуации в группе;

3. Анализ семейной ситуации:

- уровня требований родителей к ребенку, критики в его адрес;

- степени принятия ребенка родителями;

- эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности;

- уровня тревожности самих родителей.

2. Консультация для родителей с целью изменения стиля семейного воспитания.

2. Заниженная самооценка, неуверенность, тревожность.

1. Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов;

2. Консультация для родителей с целью изменения стиля семейного воспитания;

3. Консультация для родителей и педагогов с целью выработки единой коррекционной стратегии;

3. Коммуникативные расстройства (аутизм, мутизм и пр.)

1. Консультация врача-психиатра;

2. Консультация для родителей и воспитателей с целью помощи в принятии ситуации, формированию адекватного отношения к состоянию ребенка;

3. Индивидуальные и групповые занятия с ребенком с целью его социализации.

1. Регресс в поведении может быть связан:

- с рождением младшего ребенка в семье и/или выраженным предпочтением младшего старшему;

1. Анализ семейной ситуации:

- степени принятия ребенка родителями;

- эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности.

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка.

1. Консультации для родителей на тему воспитания нескольких детей в условиях семьи;

- с завышенным уровнем требований к ребенку со стороны взрослых;

1. Анализ семейной ситуации:

- уровня требований родителей к ребенку, критики в его адрес;

- степени принятия ребенка родителями;

- эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности;

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка, уровня его психофизического развития;

3. Исследование педагогического стиля воспитателей группы.

1. Консультации для родителей на тему возрастных особенностей ребенка, объективного уровня его возможностей;

2. Индивидуальные занятия с ребенком с целью формирования адекватной самооценки, создания ситуации успеха, приобретения навыков уверенного поведения;

3. Детско-родительские тренинговые занятия с целью принятия ребенка родителями, Создания ситуации эмоциональной близости между родителями и ребенком.

- с задержкой психического развития ребенка.

1. Диагностика уровня психического развития ребенка.

1. Консультация врача-психиатра;

2. Консультация для родителей и педагогов с целью выработки единой коррекционной стратегии;

3. Коррекционно-развивающие занятия с ребенком с целью преодоления задержки психического развития.

Обратилась мама (сыну 3,6 года). Разногласия в воспитание сына, муж постоянно твердит сыну, что он трус что его все будут бить, если он не научится сдавать сдачи. А сын придя из садика спокойно нам рассказывает, что его побили, а сдачи он сдать забыл. Но по его разговорам ясно, что он не хочет сдавать сдачи, чтоб его воспитатели не ругали. Возможно, он боится, потому что я сама ему с детства говорила, что драться нельзя, даже ругала, если гуляя с детьми, он проявлял агрессию. Муж считает что я воспитала труса, маменькиного сынка. Как правильно воспитывать мальчика нашего возраста, чтобы он вырос смелым и в нужной ситуации смог дать отпор обидчику (пусть пока и в детском саду).

Анализ ситуации: У Вас и Вашего мужа разные подходы к воспитанию ребенка, разные требования и разные представления о том, каким должен быть мальчик в четыре года, как он может себя вести в группе сверстников. Такие противоречия между родителями приводят к тому, что ребенок не может понять, что же он должен делать, как вести себя, как себя защищать и т.п.

1. Необходимо, прежде всего, достигнуть договоренности между собой и выработать общий (уважительный) стиль взаимоотношений с ребенком.

2.Дети дошкольного возраста очень внушаемы, поэтому, называя часто ребенка трусом, есть риск, что он себя трусом и будет чувствовать. Лучше убеждать ребенка в обратном, в том, что он достаточно силен для своего возраста, в том, что он вполне может постоять за себя, что он смелый и что у него всегда есть защитники - мама и папа.

3.Чтобы мальчик вырос смелым, хорошо развивайть ребенка физически (зарядка, закаливание, активные подвижные игры дома и на свежем воздухе, велосипед летом, санки зимой и так далее);

4.Показывайть ребенку пример здорового образа жизни;

5.Не обзывайте ребенка обидным словом - трус, укрепляйте в нем чувство собственного достоинства и веры в свои силы;

6.Показывайте ребенку собственные примеры помощи более слабым, а также оказывайте вместе с ребенком помощь тому, кто в этом нуждается;

7.Полезно дома держать каких-либо животных и заботиться о них вместе с ребенком;

8.Проявляйте терпение (может быть, Вы торопите события и Вам хочется видеть маленького мальчика уже большим и взрослым?);

9.Консультация для педагогов с целью обучения детей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций в общении со сверстниками;

Обратилась мама. Полная семья папа мама, Вика(3,5 года), Леночка (5 месяцев). Воспитанием занимаюсь я, стали посещать д/с. Вика спокойная послушная, по возрасту развитая девочка, но беспокоят бурные истерики, периодически случающиеся. Повод – как правило - нарушение какого-либо установленного правила, которое она решила выполнять, во что бы то ни стало. Например – папа снял ей ботинок, не расстегнув липучку, плачет, требует снова одеть, и т.д. – результат 40-минутная истерика. Бабушки с дедушками уже бояться с ней сидеть, потому что не знают, чем может закончиться элементарный обед. Воспитываю ее свободно, стараюсь минимизировать запреты, бабушки с дедушками наоборот твердят, что я ее балую, т.е. подобные требования она сама к себе предъявляет, а не родители. Я всегда стараюсь не потакать подобному поведению (истерикам), но в последнее время, склонна думать, что это не капризы, что она каким-либо образом сама, же страдает от этого! Просто зацикленность какая-то. Главное, что подобные истерики были и до рождения сестры но с другими ситуациями (кто должен вынимать из ванны и т.д.)

Анализ ситуации: Такая привязанность к правилам, очень часто, сопровождает повышенную тревогу, напряженность. Есть люди изначально предрасположенные к страхам, беспокойству, а соблюдение правил позволяет ощутить постоянство и неизменность мира вокруг, это способ не бояться. В ситуации неопределенности эти качества усиливаются и становятся очень заметными. Причиной может быть очень многое: изменение положения в семье в связи с рождением нового ребенка, недостаток внимания обоих или одного родителя, переезд, поступление в детский сад и т.д. Даже недостаток правил, обязательных дома для соблюдения может стать причиной обострения.

1. Попробуйте понять, что на самом деле беспокоит ребенка;

2. . Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка. Проективные методики, для этого можно порисовать, сочинить сказку. Дорис Бретт "Жила-была девочка похожая на тебя";

3.Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов, тревоги;

4. Консультация для родителей с целью коррекции детско-родительских отношений;

Ребенку 6 лет, он постоянно грызет одежду - ворот рубахи, рукавицы, воротник куртку. На все просьбы не делать этого он отвечает хорошо и через минуту все повторяется.

Анализ ситуации: Такое поведение может говорить о возникшей тревожности. Но важно знать ее причины. Главное не заострять внимание ребенка на этой проблеме. Можно просто отвести руку ребенка, подержать его немного за руку, отвлечь, понять что именно произошло, в каких случаях ребенок начинает такую своеобразную аутостимуляцию.

1. Анализ семейной ситуации:

- степени принятия ребенка родителями;

- эмоциональной близости между членами семьи, между ребенком и родителями в частности;

- уровня тревожности самих родителей.

2. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка.

3. Диагностическое исследование взаимоотношений между детьми группы;

4. Исследование педагогического стиля воспитателей группы.

5. Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов;

6. Консультация для родителей с целью изменения стиля семейного воспитания;

Анализ ситуации: Действительно, в пять лет многие дети обычно уже умеют следить за своими игрушками самостоятельно. Однако, сам процесс приучения ребенка к порядку и аккуратности требует от взрослых не только времени и терпения, но и продуманного непосредственного участия. Когда же игрушек "море", то организующая помощь взрослого не только желательна, но и может быть совершенно необходима. В связи с этим, мы можем порекомендовать Вам значительно уменьшить число игрушек. Для этого Вы можете вместе с девочкой разобрать игрушки и отобрать только те, которые сейчас для нее наиболее интересны. Остальные игрушки можно уложить в какие-либо коробки и временно убрать из поля зрения.

Обратилась мама, дочке 3,10 года. В последнее время стала часто грубить, огрызаться, кривляться, может кидаться с кулаками, если делается замечание и т.п. Как нам вести себя при подобных вспышках гнева, особенно, если ребенок в присутствии родителей проявляет агрессию по отношению к бабушке, дедушке и т.д.?

Такое поведение зачастую характерно для ребенка, переживающего возрастной кризис, который называют "кризис 3 лет" или "Я сам!". Ребенок своим непослушанием, капризами и агрессивным поведением пытается показать окружающим людям, что он уже взрослый и требует к себе отношения как к самостоятельной единице. Эти поведенческие проявления пройдут тем скорее, чем быстрее изменится вся система взаимоотношений в семье. Лучшее, что Вы можете сделать в этой ситуации, это установить четкие правила поведения и общежития, обязательные для соблюдения всеми членами семьи, во-первых. И, во-вторых, стараться спокойно относиться к вспышкам гнева. Другими словами, все истерики нужно игнорировать, а дурное поведение пресекать с холодным спокойствием и таким же безэмоциональным наказанием (например, лишить конфет / сказки / мульфильма / похода в зоопарк или поставить в угол / посадить на стул и т.п.). Как только ребенок начинает соблюдать правила, Вы проявите всю любовь и теплоту, которую испытываете к дочке. Вы устанавливаете правила (их должно быть не больше 7-10), объясняете девочке их смысл, и обсуждаете с ребенком адекватное наказание, которое последует, если правило будет нарушено. Например, правило "у нас в семье не кричат (не бьют) друг на друга" нужно потому что крик и побои обижают другого человека, а объяснить все можно и тихим голосом. Каждый, кто нарушает это правило стоит в углу (сидит на стуле / молчит / лишается мультфильмов на 1 вечер и т.п.) 10 минут. Если правило нарушит бабушка, то в углу придется стоять ей, если внучка - то же самое. Обязательное условие успеха в этом случае - это последовательность, постоянство и спокойствие. Ваша дочка должна видеть, что правила полезны, они соблюдаются всегда и всеми, а кроме того, к ней относятся также как к другим членам и семьи и интересуются ее мнением.

1. Тренинговые занятия со взрослыми с целью выработки навыков предотвращения агрессивных реакций ребенка.

2. Тренинговое занятие с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

3.. Консультация для родителей с целью коррекции детско-родительских отношений;

Мама, сыну 4 года.

Часто пытается обратить на себя внимание других детей, следующим образом: "Девочка давай играть. Не хочу", Берет за руку и пытается, дать настойчиво игрушку. "- Он меня схватил!" и т. д. и родители и воспитатели пытаются объяснить ему, что если дети не хотят, нельзя настаивать. Он соглашается, но все повторяется вновь. Он может обнять ребенка и нечаянно повалить его. Педагоги хвалят его (мальчик хорошо развит), но очень импульсивен.

1. Диагностика состояния эмоциональной сферы ребенка, ;

2. Индивидуальные и групповые занятия с ребенком с целью его социализации.

3.Тренинговые занятия с ребенком с целью формирования у него навыков конструктивного поведения.

Мама ребенка 7 лет (1 класс): Мой сын не хочет ходить в школу, отказывается делать домашние задания самостоятельно. Постоянно просит помощи при выполнении. Отец называет его лентяем . А мне совершенно нет времени с ним заниматься (прихожу с работы, всех кормлю, убираюсь, а потом уже поздно).

Мама девочки 12 лет: Дочь перестала слушаться, в школу отказывается ходить с нормальной прической. Постоянно сидит в Интернете. Стала получать плохие отметки. Огрызается на любое замечание.

Одним из эффективных средств при разрешении сложной педагогиче­ской ситуации является ее психологический анализ. В этом случае учитель может раскрыть причи­ны ситуации, не допустить ее перехода в длительный кон­фликт, научиться владеть ситуацией и даже использовать ее в воспитательных целях.

Предлагается два варианта психологического анализа конфликтной ситуации [12].

Первый вариант охватывает не только саму конфликтную ситуацию, но и контекст, в котором она возникла, и включает следующие основные моменты анализа ситуации:

1) описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность уча­стников и т. д.);

2) что предшествовало возникновению ситуации;

3) какие возрастные и индивидуальные особенности уча­стников проявились в их поведении, ситуации, по­ступке;

4) ситуация глазами ученика и учителя;

5) личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику);

6) реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к учени­ку);

7) что нового узнал учитель об учениках из ситуации, по­ступка (познавательная ценность ситуации для учите­ля);

8) основные причины возникшей ситуации или конф­ликта и его содержание (конфликт деятельности, пове­дения или отношений);

9) варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика; выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации по­ставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Второй вариант психологического анализа напряженной ситуации [12] предполагает, прежде всего, анализ актуального развертывания конфликта, в частности следующих компонентов ситуации:

10) описание ситуации и ее участников;

11) определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт;

12) что помешало учителю сделать это (эмоциональное со­стояние, присутствие свидетелей, растерянность, нео­жиданность и др.);

13) какие приемы воздействия мог бы использовать учи­тель в ситуации и как он их использовал;

14) оценка тех приемов воздействия, которые учитель реально использовал;

15) какую информацию получил учитель о своих педагоги­ческих успехах и просчетах;

16) анализ учителем своего поведения в ситуации и допущенных ошибок;

17) варианты отношений с учеником после конфликта.

Приведем пример анализа часто встречающейся ситуации по поводу учебной работы подростка.

Конечно, следовало выяснить причину неподготовленности: ведь по другим предметам ученик хорошо учился. Его опрос на сле­дующем же уроке был грубейшим нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяж­ным, эмоционально напряженным.

Каждая педагогическая ситуация имеет воспитатель­ное воздействие на ее участников: ученик включается в си­туацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.

Приведем третий вариант психологического анализа конфликтной ситуации, включающий не­сколько этапов последовательного поведения, направлен­ного на преодоление конфликта в целом [7]. Данная схема является универсальной, применима для анализа межличностных конфликтов любых типов и представляет собой ряд эффективных для осмысления конфликта вопросов, искренние ответы на которые позволят снять напряженность в отношениях и найти точки взаимодействия.

1. Определение основной проблемы. Исчерпывающее опре­деление характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосно­вения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осозна­ются, а сходства оказываются неизвестными:

— Как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и за­креплению конфликта?

— Как мой партнер видит проблему? Какие, по его мне­нию, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

— Соответствует ли поведение каждого из нас сложив­шейся ситуации?

— Как можно наиболее лаконично и полно определить нашу общую проблему?

— В каких вопросах мы с партнером расходимся?

— В каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

2. Определение причины конфликта. Даже если мы точно знаем, что нам нравится и что не нравится в нашем поведе­нии, все равно существует большая вероятность, что кон­фликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно понять причины возникновения конф­ликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вооб­ще избежать их:

— нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемле­мым;

— нужно понять, какие мои действия в конфликтной си­туации неприемлемы для партнера;

— необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.

3. Поиск возможных путей разрешения конфликта:

— Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

— Что мог бы сделать для этого мой партнер?

— Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

4. Совместное решение о выходе из конфликта. Принимая это решение, необходимо учитывать возможные последст­вия каждого из способов разрешения конфликта и осозна­вать, что только совместные усилия партнеров могут при­вести к желаемому результату:

— Каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?

— Что нужно сделать для достижения намеченных целей?

— Какой из способов разрешения конфликта вызывает у нас чувство удовлетворения своей конструктивностью?

5. Реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта.

6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разре­шения конфликта. Если проблему не удалось разрешить, нужно повторить все предыдущие действия, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желаемых результатов.

В психологический анализ напряженной ситуации нужно также включить осознание собственной базовой позиции [6]. Проанализируйте, как вы настроены по отношению к партнеру? У вашего настроя могут быть два полюса:

Осознайте, что пока вы будете стоять на второй позиции, напряженная ситуация вряд ли изменится в вашу пользу.

В психологии описано такое явление, как проекция. Часто нам неприятен человек, потому что он похож на нас.

В любой ситуации существует запутанный клубок психологических явлений, который необходимо распутать, подвергнуть анализу, оценке и учету осуществляющими действия лицами – оперативным работником, участковым инспектором, криминалистом, следователем, адвокатом и т. п. Анализу подвергаются все возможные ситуации – наблюдения, беседы, задержания, преследования, допросы и т. п., причем, их взаимодействие анализируется и подвергается оценке с учетом их системности.

Далее системная оценка предполагает осмысление психологической уникальности ситуации, выяснение того, что повлияло на участников ситуации (правило опосредованности действий), какие обстановочных и субъектных психологических факторы повлияли на превращение правомерной ситуации в криминальную (правило активной роли действий), и на основе установленного общего алгоритма психологического анализа ситуации разрешаются конкретные, поставленные перед юристом задачи.

Анализ объективных психологических факторов предполагает изучение отдельных лиц или социальных групп с точки зрения их психологии. Средством достижения этой цели является психологическое типирование и составление психологического портрета. Важным моментом является изучение влияния психологии участников ситуации на ее развитие и уяснение влияния каждого лица, их действий, желаний, особенностей поведения на течение ситуации.

Для точного понимания ситуации производится осмотр места происшествия, выявляется психологическая значимость выбора времени и места, значение освещенности, видимости, ландшафта, растительности, погодных условий, времени года; наличия участников событий их действий, процесс взаимоотношений преступника с органами правопорядка.

Анализ субъективных психологических факторов предполагает грамотное и профессиональное проведение следственных действий (самоконтроль, рефлексия), выяснение уровня собственного понимания произошедшего с критической самооценкой собственных выводов, самоконтроль за поведением в отношении других лиц, создание атмосферы, способствующей дать следователю правдивую информацию, самооценку принятых решений и осуществления следственных действий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Маркова А. К. Психологический анализ труда учителя [31]

Маркова А. К. Психологический анализ труда учителя [31] Профессиональная компетентность учителяВопрос о профессионализме учителя часто возникает в ряде ситуаций жизни школы. Первой и наиболее распространенной из них является текущая аттестация, особо эмоционально

Глава 6. Психологический анализ изображения тела

Глава 6. Психологический анализ изображения тела Интерпретация изображения тела зависит от его формы, составных частей и особенностей их расположения. Изображение тела показывает особенности взаимоотношений в социальном окружении, в том числе в близких и семейных

Глава 7. Психологический анализ изображения шеи

Глава 7. Психологический анализ изображения шеи Изображение шеи в рисунке говорит об особенностях саморегуляции. Шея регулирует отношения между головой и телом, мыслительными процессами и соматическими ощущениями, личными желаниями и социальными предписаниями. Форма и

Глава 8. Психологический анализ изображения рук

Глава 8. Психологический анализ изображения рук Графически верхние и нижние конечности символизируют две основные сферы жизни человека – макросоциальную, отражающуюся в проекции рук, и микросоциальную, личную, проецирующуюся в изображении ног. Изображение рук и ног

Глава 11. Психологический анализ способов изображения

Глава 11. Психологический анализ способов изображения Как отмечалось выше, параметры изображения фигуры человека на четвертом уровне интерпретировались по отдельным элементам рисунка. Следующий, пятый, уровень интерпретации позволяет по комбинации используемых

Психологический анализ

Психологический анализ Тексты призваны дать нам выход на личность лидера, что является особо важным при таких четырех условиях (сформулированных Ф. Гринстайном, цит. по: Winter D.G. Personality and fоreign policy: historical overview of research // Political psychology and foreign policy. - Boulder, 1992): 1. Когда действующее лицо

7.5. Психологический анализ творческого начала в правоприменительной деятельности

7.5. Психологический анализ творческого начала в правоприменительной деятельности Правоприменительная деятельность характеризуется чрезвычайным разнообразием предъявляемых к ней требований. С одной стороны, вся она, как это было показано выше, протекает в рамках

9.4. Психологический анализ государственной политики в отношении терроризма

10.5. Психологический анализ показаний потерпевшего

10.5. Психологический анализ показаний потерпевшего Показания потерпевшего являются одним из источников доказательств (средств доказывания) и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они имеют много общих черт со свидетельскими показаниями, однако не

Глава XI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава XI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ §69. Задачи и мотивы деятельности Всякая деятельность — труд, ученье, игра — направлена на определённые цели или задачи: например, выработать установленную норму, повысить дневную выработку до трёх или четырёх норм, научиться

Анализ ситуаций по основной базе

86. Психологический анализ юридических фактов

86. Психологический анализ юридических фактов Под юридическими фактами понимают события (жизненные факты) и действия (преступления, административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, дающие основания для возникновения охранительного правоотношения и

Задание 5. Анализ профессиональных компетенций

Задание 5. Анализ профессиональных компетенций Порядок выполнения. Задание выполняется в несколько этапов на материале одной из массовых профессий, пользующейся спросом на рынке труда. Для успешного выполнения задания желательно, чтобы вы имели представление об этой

Анализ ситуаций по основной базе

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА Урок – основная форма, важнейшая единица организации школьного обучения. Профессионализм учителя ярчайшим образом может и должен проявиться в первую очередь именно в ходе урока. Важнейшей составляющей учительского

Глава 19 АНАЛИЗ И РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Глава 19 АНАЛИЗ И РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В настоящей главе вы узнаете, как применять интеллект-карты для анализа и решения своих личных проблем, а также анализа и разрешения проблемных ситуаций в отношениях с другими людьми. Многое из того, что вы уже знаете и

Читайте также: