Как сделать психограмму

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

§ 7. Профессиограмма. Психограмма профессий

Ориентация в мире специальностей и профессий, поможет нам в выборе будущей деятельности. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Будущее зависит от прошлого и настоящего. Выбирая профессию че6ловек всегда прежде всего думает о том – нравится та или иная профессия, работа; интересна ли она; достаточно ли наших способностей заниматься; позволит ли наше здоровье заняться, тем, что нас привлекает; и конечно же найдём ли мы работу по данной профессии, специальности.

Сделать хороший выбор профессии – это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Способна вам принести радость и удовлетворение.

Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о данной профессии.

Требования к профессии, история данной профессии излагаются в профессиограмме. Профессиограммахарактеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и др. Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Данный документ является одним из важнейших источников информации о профессии, где даётся описание особенности профессии или специальности. Профессиограмма является информационным документом, необходимым для ознакомления с избираемой профессией.

В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:

  • четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
  • подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека: все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
  • выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
  • показывать возможные линии развития человека средствами профессии;
  • показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
  • иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
  • описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть развиты.

Трудограмма - это описание труда в профессии, более подробное содержание профессиограммы. Трудограмма включает в себя:

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы – культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.).

4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата;

6. Средства труда - стороны окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.

7. Условия труда; режим труда и отдыха; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.

9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя данной профессии: безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда.

12. Обязанности представителя данной профессии: соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми. Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).

13. Позитивное влияние данной профессии на человека; возможность личностной самореализации, направления и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.

https://st.depositphotos.com/1793489/2321/v/950/depositphotos_23217284-stock-illustration-different-professions.jpg

Отрасль знаний, которая изучает мир профессий , называется – профессиографией . Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограммаописание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие).

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации чело-века, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

8. Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией).

11. Линии профессионального роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости отдельных психологических качеств и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии и переподготовки на другую профессию или специальность.

https://st.depositphotos.com/1793489/3580/v/950/depositphotos_35804023-stock-illustration-cartoon-characters-of-different-professions.jpg

Новые слова и понятия

Профессиограмма, профессиография, трудограмма, психограмма.

Проверяем свои знания

  1. Где излагаются требования к профессии, история данной профессии?
  2. Что включает в себя трудограмма?
  3. Наук, занимающаяся изучением особенностей профессий?
  4. Где описаны требования, предъявляемые профессией к психологическим качествам человека?

Задание : Самостоятельная работа по психограмме.

С помощью Интернета сопоставить требования, которые предъявляет профессия (своя или указанная учителем) к качествам человека с собственными качествами. Таким образом, рассмотрите профессиональную пригодность и развитие отдельных качеств для обеспечения профессиональных успехов.

Задание : Самостоятельная работа по профессиограмме.

В описании работы дается характеристика профессии (работы). В отличие от него психограмма (job specification) дает описание человека. Это перечисление человеческих качеств, требуемых для выполнения обязанностей, детализированных в описании работы. Профессиональные характеристики в совокупности часто называют KSA (knowledge, skills, abilities — знания, умения, способности) или KSAO (. and Other traits — знания, навыки, способности и другие качества). Требования к опыту и образованию, связанные с работой специалиста по материальной помощи (пример 11.7), перечислены в примере 11.8.

По сравнению с составлением описания работы составление психограммы — более трудная задача, даже если она выполняется на основе информации, собранной при профессиографическом анализе. Основная проблема здесь состоит в следующем: диапазон того, в какой степени работники, выполняющие работу одинаково хорошо, демонстрируют то или иное качество, может быть очень широким. Еще более осложняет дело то, что этот диапазон может быть неизвестен, поскольку политика (или возможности) организации в определенной мере ограничивает фактический диапазон. Рассмотрим эту проблему на примере компании Р.

1. Профессиограмма и психограмма. Структура психограммы

Остановимся подробнее на основных понятиях, используемых при исследовании профессий и профессионализма. В настоящее время существует несколько подходов к исследованию профессионализма, среди которых наиболее значимыми являются профессиографический и акмеологический.

Профессиограмма - это способ обобщения и представления информации о профессии в виде описания ее основных (ключевых) элементов. В профессиограмме отражаются общие особенности профессии, основные действия, операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и навыки, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность и др.), объем и характер перерабатываемой информации, физическая тяжесть труда, технологические аспекты профессиональной деятельности, используемое оборудование и другие особенности [6].

Профессиограмма, представляющая собой продукт профессиографического подхода, указывает на то, что должен выполнять человек в ходе труда в своей профессиональной деятельности (с точки зрения социальных норм и требований профессии). Профессиограмма - это всегда социальная норма, хотя человек может ее преобразовывать, творчески обогащая свой труд в своей профессии.

Акмеограмма, как индивидуально-ориентированный метод исследования, раскрывает то, что может сделать человек в плане своего профессионального роста и приближения к наиболее полному следованию профессиограмме. Вместе с тем приближение к профессиограмме (к социальной норме) не обязательно есть предел профессионального роста для конкретного человека, поскольку он может двигаться в своем индивидуальном профессиональном развитии и дальше, выходя за пределы профессиограммы и обогащая ее.

При проведении психологического отбора в системе МЧС России используется сочетание акмеологического и профессиографического подходов, поскольку выявление профессиональных требований, характерных для профессии, разработка профессионально-важных качеств (ПВК), необходимых для ее успешного выполнения, и анализ взаимосвязи успешности профессиональной деятельности и степени выраженности ПВК в сочетании с повышением роли самого человека как активного субъекта труда в процессе своего профессионального развития позволит облегчить специалисту эффективное функционирование и гармоничное развитие своей личности средствами профессии в ходе труда.

Логическим продуктом этого интегративного подхода стала разработка психограмм основных категорий специалистов МЧС России.

Психограмма отражает информацию о тех требованиях, которые предъявляет профессия к психологическим качествам и свойствам кандидата. Будучи изначально важной составляющей частью профессиограммы, психограмма является психологическим портретом профессии. В ней отражены характеристики мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста, ряд требований профессии (специальности, должности) к психологическим и психофизиологическим качествам человека и меры их выраженности, которыми должен обладать кандидат на замещение вакантной должности для того, чтобы успешно выполнять профессиональные обязанности. Вместе с тем, учитывая акмеологический подход при составлении психограммы, был сделан особый акцент на целостности и системности рассматриваемой совокупности качеств, их взаимном влиянии друг на друга и значимости по отношении друг к другу. Также важным аспектом при составлении психограмм является практичность, то есть подача информации в терминах, применяемых в прикладных исследованиях, а также научность и современность подбираемых методов исследования.

Рассмотрим структурные компоненты, входящие в каждую психограмму: ПВК, анти-ПВК и Резервные ПВК.

Профессионально-важные качества (далее ПВК) - это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой - они сами совершенствуются в ходе деятельности. К ПВК относят широкий спектр разных качеств: особенности личности (определенные черты личности и характера), мотивационно-волевые особенности (мотивация достижения успеха или избегания неудач, направленность личности), психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности), особенности психических процессов (познавательных, эмоционально-волевых) и т.д.

Также каждая психограмма содержит перечень противопоказаний, препятствующих эффективному выполнению труда - анти-ПВК.

Следует обратить внимание, что нормы значений по выявленным профессионально-важным характеристикам рассчитывались для каждой категории работников индивидуально, образовав определенный интервал значений.

2. Вынесение категории профессиональной психологической пригодности

Путем математической обработки для каждой категории специалистов психологами ЦЭПП были выделены критерии выставления категории профессиональной психологической пригодности. Также был составлен алгоритм вынесения категории ППП.

Каждая из категорий профпригодности означает:

  1. категория профпригодности - кандидат рекомендован на должность в первую очередь, поскольку его индивидуально-психологические качества полностью соответствуют предъявляемым требованиям.
  2. категория профпригодности - кандидат рекомендован на должность, поскольку его индивидуально-психологические качества в основном соответствуют предъявляемым требованиям.
  3. категория профпригодности - кандидат рекомендован условно, поскольку его индивидуально-психологические качества лишь частично соответствуют предъявляемым требованиям.

Кандидаты, отнесенные к этой категории, рекомендуются к приему на работу при недостатке кандидатов первой и второй категорий.

  1. категория профпригодности - кандидат не рекомендован на данную должность, поскольку его индивидуально-психологические качества не соответствуют предъявляемым требованиям.

Алгоритм вынесения категории профпригодности таков:

3. Составление итогового заключения. Структура заключения

Информация о результатах психологического обследования должна иметь четкую структуру и отражать наиболее значимые аспекты.

Интеллектуально-мнестический блок включает в себя: общий (базовый) интеллект; скорость протекания и гибкость мыслительных процессов; особенности основных познавательных процессов (мышление, память и внимание); стиль мышления, его положительные и отрицательные характеристики, способность эффективно действовать в различных ситуациях.

Структура эмоционально-личностного блока строится следующим образом: эмоциональный фон и все, касающееся эмоций; коммуникативная сторона (общительность, коммуникативные навыки, стремление к установлению новых контактов, возможные трудности в межличностном взаимодействии); устойчивые личностные характеристики и их проявление в поведении; тревожность и способы ее устранения; нервно-психическая устойчивость и возможные риски (варианты дезадаптации). При этом допускается другой порядок изложения, если это будет точнее отражать наиболее важные характеристики кандидата.

Описание мотивационно-волевой сферы начинается с описания уровня развития волевых качеств и волевых процессов. Далее идет самооценка и уровень притязаний, и, соответственно, мотивация достижения успеха/избегания неудач. Локус контроля и (при необходимости) лидерские и организаторские склонности и способности.

В психофизиологическом блоке (если обследование включало в себя методики, направленные на изучение этой сферы) в первую очередь рассматривается тип реагирования нервной системы, затем основные свойства нервной системы - лабильность, выносливость, уравновешенность, сила/слабость. Далее описывается функциональное состояние и психофизиологические резервы организма.

В блоке дополнительной информации (если необходимо) описывается информация, полученная из беседы, если она может быть важна для начальника, принимающего решение о назначении на должность.

Также необходимо, чтобы информация, предназначенная для должностных лиц, отражала степень, в которой полученные характеристики развития профессионально важных качеств будут способствовать или, наоборот, препятствовать выполнению профессиональных обязанностей. Если данный аспект не учитывается, то у должностного лица при принятии решения о назначении кандидата на должность, не будет сформировано четкого представления о возможностях кандидата. Следует иметь в виду, что лишняя информация, не имеющая отношения к успешности выполняемой деятельности, мешает принятию правильного решения [3].

Выводы. На основании всего вышерассмотренного можно сделать вывод, что профессиональный психологический отбор - это весьма сложный комплекс мероприятий, затрагивающих решение не только научных и организационно-административных вопросов, но и вопросов, имеющих отношение к морально-нравственным и этическим проблемам.

Оценивая степень соответствия психологических качеств и свойств кандидата требованиям конкретной специальности, психологи помогают человеку избежать психических травм, связанных с низкой успешностью профессиональной деятельности, экономят его время, физические и психические ресурсы для той сферы деятельности, в которой он может добиться максимальных успехов. К примеру, даже будучи успешными специалистами, одни люди выполняют свои профессиональные обязанности легко, в то время как от других работа требует значительного напряжения физических и психических сил, в результате чего резервы организма достаточно быстро исчерпываются, что впоследствии приводит к возникновению различных заболеваний.

Таким образом, ППО служит интересам не только организации, но и конкретных людей, позволяя им сохранить психологическое и физическое здоровье.

Презентация на тему: " Содержание 1.Психограмма – это… 2.Что такое психограмма в целом? 3.Этапы составления психограммы 4.Виды психических функций 5.Профессионально важные качества." — Транскрипт:

2 Содержание 1. Психограмма – это… 2. Что такое психограмма в целом? 3. Этапы составления психограммы 4. Виды психических функций 5. Профессионально важные качества 6. Таблица профессионально важных качеств 7.Пример. 8.Вывод. 9. Список литературы.

3 Психограмма – это… Психограмма - графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов. Психограммы позволяют наглядно сравнивать результаты исследования различных индивидов. греч.Psyche - душа + Gramma - написание

5 Штерном была предложена так же частичная психограмма, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Штерном была предложена так же частичная психограмма, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.

6 Этапы составления психограммы Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы: 1. Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом. 2. Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане). 3. Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

7 Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

9 Психограмма Психограмма Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический и социальный. Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: 1.коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; 2. организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. 3. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.

11 Профессионально важные качества ПВК - относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально- личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

12 Таблица профессионально важных качеств Название ПВК Типы психограмм выражение ПВК в баллах от 1 до 3 Организатор досуга Дизайнер интерьера Модельер конструктор Модельер конструктор одежды 1. Зрительное восприятие Слуховое восприятие Память Внимательность Воображение Технический интеллект Словесно-логический интеллект организаторские способности Устная речь Общительность Эмоционально-волевая регуляция Психомоторика 3223

13 Пример: ПВК Дизайнера интерьера : -Зрительное восприятие (действия восприятия)- 3 -Слуховое восприятие (действия восприятия)- 1 -Память (мнемические действия)- 3 -Внимательность (действия внешнего контроля)- 3 -Воображение (имажинитивные действия)- 3 -Технический интеллект (логические действия)- 2 -Словесно-логический интеллект (логические действия)- 2 -Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия)- 2 -Устная речь (интерперсональные действия)- 2 -Общительность (интерперсональные действия)- 2 -Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль)- 3 -Психомоторика (двигательные действия)- 2 [6]

14 Исходя из данного примера, профессия дизайнера интерьера требует многих качеств и талантов. Само собой очевидно, что человек данной профессии должен быть человеком творческим. Дизайн интерьера требует хорошего воображения, образного мышления, хорошей интуиции и чувства стиля. Помимо этого профессиональному дизайнеру интерьера необходимы и специальные знания и навыки, для того чтобы свои идеи превращать в жизнь. Ведь дизайнеру интерьера приходится сталкиваться со многими сферами деятельности. Дизайнер интерьера должен четко представлять себе, что такое практическое строительство, расположение существующих в доме коммуникаций, для того чтобы творческие идеи по созданию интерьера квартир, интерьера дома не противоречили техническими возможностям..

15 Вывод: Таким образом Психограмма представляет собой "портрет" профессии, составленный на основе интерпретационного психологического анализа операционально-технологического содержания конкретной трудовой деятельности.

Читайте также: